Научная статья на тему 'Право против коррупции. Проблемы совершенствования законодательства о противодействии коррупции в сфере высшего образования и науки'

Право против коррупции. Проблемы совершенствования законодательства о противодействии коррупции в сфере высшего образования и науки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
391
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ / КОРРУПЦИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ / ВЫСШИЕ УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ / CORRUPTION / STATE POLICY / ANTI-CORRUPTION / CORRUPTION IN EDUCATION AND SCIENCE / HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогожкин Никита Алексеевич

В статье рассмотрена проблема коррупции в сфере высшего образования и науки, проведен анализ действующего законодательства на предмет эффективности противодействия коррупции. Особое внимание уделяется таким проблемам, как несовершенство правовой базы, выработка антикоррупционных методик в сфере образования и науки. Предложены пути совершенствования законодательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Law against corruption: problems of improving anticorruption legislation in the sphere education and science

The article considers the problems of corruption in the sphere of education and science, the analysis the current legislation for the effectiveness of anti-corruption. Special attention pays to such problems as the imperfection of the legal framework, the development of anti-corruption methods in the field of education and science. Ways of improvement of the legislation are offered.

Текст научной работы на тему «Право против коррупции. Проблемы совершенствования законодательства о противодействии коррупции в сфере высшего образования и науки»

Кафедра студентов

УДК 343 ББК 67

DOI 10.24411/2312-0444-2019-10225

ПРАВО ПРОТИВ КОРРУПЦИИ

Проблемы совершенствования законодательства о противодействии коррупции в сфере высшего образования и науки

Никита Алексеевич РОГОЖКИН, студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета,

г. Владивосток E-mail: Nikita.rogozhkin@mail.ru

Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;

уголовно-исполнительное право

Аннотация. В статье рассмотрена проблема коррупции в сфере высшего образования и науки, проведен анализ действующего законодательства на предмет эффективности противодействия коррупции. Особое внимание уделяется таким проблемам, как несовершенство правовой базы, выработка антикоррупционных методик в сфере образования и науки. Предложены пути совершенствования законодательства.

Ключевые слова: коррупция, государственная политика, противодействие коррупции, коррупция в сфере образования и науки, высшие учебные заведения.

Annotation. The article considers the problems of corruption in the sphere of education and science, the analysis the current legislation for the effectiveness of anti-corruption. Special attention pays to such problems as the imperfection of the legal framework, the development of anti-corruption methods in the field of education and science. Ways of improvement of the legislation are offered.

Keywords: corruption, state policy, anti-corruption, corruption in education and science, higher education institutions.

Современные реалии российского общества включают коррупцию в качестве прогрессивно развивающегося и неотъемлемого атрибута социальной жизни. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, коррупция отнесена к одному из основных источников угрозы национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности РФ [3].

В Российской юридической энциклопедии коррупция трактуется как использование своего служебного положения, равно как государственными служащими, так и представителями государственных органов, и соответствующих служебных правомочий для целей незаконного обогащения и получения материальных

благ и в групповых, и в личных интересах [7, с. 872—873].

Известный исследователь Н.И. Хохлов, занимающийся исследованием проблемы современной коррупции в Российской Федерации, понимает коррупцию как использование представителем власти или государственным служащим своего должностного положения умышленно в целях получения имущественных или неимущественных благ [9, с. 23—24].

В международном понимании коррупция — это злоупотребление должностными полномочиями, в частности, представителями государственной власти для получения личных выгод.

Изучение проблем коррупции невозможно без анализа ее определения.

В последние годы наблюдается особый интерес к проблеме коррупции в Российской Федерации.

№ 4/2019

Наибольший интерес к проблеме коррупции обусловлен возрастанием нормативно-правовых актов в области коррупции, а также численности коррупционных преступлений.

Так, согласно информации Генпрокуратуры РФ, всего за 10 месяцев 2018 г. были совершены 27 143 преступления коррупционной направленности, что на 1,9% больше, чем за аналогичный период 2017 г.

В 2019 г. общее число коррупционных преступлений выросло на 3,6%, о чем также свидетельствуют статистические данные Генпрокуратуры РФ [6].

Несомненным фактом является то, что коррупция наносит ущерб сфере экономики Российской Федерации, отсюда следует, что основной задачей государства выступает борьба с коррупцией.

Коррупция в области образования и науки формируется на низшем и высшем уровнях. Если рассматривать низший уровень, то ее проявления можно найти в процессе обучения. Например, в ходе приема в учебное заведение, сдачи промежуточных экзаменов, выпускных экзаменов и т.д.

Что касается коррупции в области образования и науки на высшем уровне, она напрямую связана с аккредитацией, лицензированием учебных заведений и в целом с системой распределения бюджетных средств на финансирование всей системы образования [4, с. 11 —14].

При анализе выявления причин коррупции в сфере образования и науки на низшем уровне было отмечено, что имеет место большой разрыв между требованиями, которые предъявляют высшие учебные заведения, и знаниями выпускников школ, т.е. абитуриентов. Таким образом, поступление в вуз становится очень сложным и по большей части недоступным. Для решения данной проблемы абитуриенты и их родители прибегают к даче взятки.

Очевидно, что в процессе решения данной проблемы первостепенной задачей Министерства науки и высшего образования РФ является устранение данного разрыва. Одним из направлений в данном случае является предложение по введению еще одного года обучения в школах, в течение которого будут ликвидированы пробелы и произойдет выравнивание школьной программы в соотношении с требованиями вуза.

Для борьбы с коррупцией в сфере образования и науки должны быть использованы различные силы и средства. Активный рост коррупционной преступности наметился в начале

90-х годов, что было обусловлено не только экономической и политической обстановкой в нашем государстве, но и положением дел в образовании. Дача взятки за поступление в вуз, к сожалению, стала нормой нашей действительности.

Нерегулярная рыночная экономика дала толчок к развитию невиданных масштабов коррупции, и в результате государственная собственность практически за бесценок перешла в частные руки.

Данный факт был спровоцирован принятием коррупционных законов, а также подзаконных актов, которые были лоббированы определенными группами, проникшими в государственные органы власти.

Очевидно, что созданный механизм противодействия коррупции в сфере образования и науки нуждается в совершенствовании, поскольку не приносит желаемых результатов.

Совершенствование механизма противодействия коррупции в сфере образования и науки должно осуществляться как в рамках импле-ментации в законодательство ратифицированных Россией международных конвенций в области противодействия коррупции, так и развития национального антикоррупционного законодательства на основе собственной правоприменительной практики.

Первоначально необходимо внести изменение в легальное определение коррупции, которое содержится в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3, представляющее по факту лишь перечисление действий коррупционной направленности.

Наиболее продуктивным является иной путь, а именно, не перечисление форм коррупции, а указание на ее существенные признаки, что позволит в будущем лишь пополнять перечень коррупционных преступлений.

Достижение эффективности в борьбе с должностными преступлениями будет достигнуто только при совокупном сочетании как экономических, политических, так и правовых и психологических мер.

Борьба с должностными преступлениями в сфере образования и науки должна быть непрерывным процессом, а не чередой отдельных мероприятий, проводимых от случая к случаю.

В ряде источников доказывается неискоренимость коррупционной преступности как в сфере образования и науки, так и в иных сферах, однако данные высказывания, на наш

№ 4/2019

взгляд, не правильны, поскольку любое явление может быть ликвидировано при правильно подобранных мерах воздействия на него [9, с. 8—12].

Предупреждение коррупционных преступлений в сфере образования и науки возможно в следующих направлениях:

■ совершенствование правовой базы. Речь идет о внесении необходимых изменений в Уголовный кодекс РФ, в федеральные законы «О противодействии коррупции»; «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты;

■ деятельность государственного аппарата также нуждается в четкой правовой регламентации;

■ необходимо разрабатывать и внедрять целевые программы по борьбе с коррупционной преступностью в сфере образования и науки как на федеральном, так и на региональном уровне;

■ совершенствование процесса взаимодействия правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями.

Очевидно, что современное уголовно-правовое законодательство в сфере борьбы с коррупцией в сфере образования и науки нуждается в совершенствовании, поскольку не приносит желаемого результата.

Уголовное законодательство не справляется с борьбой с коррупцией во всех областях, и не только в силу своего несовершенства, но и в силу ограниченных возможностей воздействия на коррупционную преступность и ее причины.

В законодательстве взят не совсем верный подход, когда основной акцент делается на устранение последствий коррупции, без внимания же остаются условия и причины, ее порождающие.

В данном случае вся деятельность по противодействию коррупции в сфере образования и науки будет носить бесконечный и бессмысленный характер, поскольку начинать следует именно с устранения причин, порождающих коррупцию.

Необходимо расширить понятие «коррупция» с учетом новых форм коррупционных действий включением в него различных видов посредничества, а также заинтересованности в получении материальной выгоды [5, с. 239—240].

В противном случае эффективность уголовного закона по борьбе и предупреждению кор-

рупции в сфере образования и науки будет значительно снижена.

Недостатком уголовно-правового регулирования в области коррупции является установление законодательных процедур, определяющих участие институтов гражданского общества и самих граждан в антикоррупционной деятельности.

Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.

Согласно ст. 3 данного Закона к числу основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации отнесен принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями. Вместе с тем механизмы взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с гражданами и институтами гражданского общества остаются не вполне определенными [2].

Однако, судя по высокому уровню коррупции в сфере образования и науки в стране, а также степени ее латентности, трансграничного характера, можно сделать вывод о том, что достичь значительных успехов по ликвидации коррупции в рамках государства только путем внесения изменений в федеральное законодательство очень сложно. Необходимо продумать комплекс мер, направленных на локальное регулирование отношений, связанных с противодействием коррупции в организациях, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.

К таким мерам можно отнести обязательное введение локальных нормативных актов, направленных на противодействие коррупции в образовательных организациях во всех ее проявлениях.

Напримеру, в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафи-на действует Этический кодекс преподавателей, работников и обучающихся, который закрепляет необходимость противодействия коррупции. В целях формирования антикоррупционной политики в университете утвержден особый Регламент организации работы по сообщению работниками о получении подарка в связи с исполнением ими должностных обязанностей, сда-

№ 4/2019

че и оценке подарка, выкупе и зачислении средств, вырученных от его реализации.

Еще одним предлагаемым способом преодоления коррупции в университетах является утверждение положений о проведении мониторин-гов взяточничества в каждом вузе путем анонимного опроса студентов два раза в год, а также абитуриентов после их зачисления. Полученным на основе данных анонимного опроса сведениям о коррупционных деяниях следует придать силу повода для возбуждения уголовного дела, что предусмотрено ч. 3 ст. 140 УПК РФ (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном их иных источников), путем введения исключения в ч. 7 ст. 141 УПК РФ, подчеркнув, что анонимное заявление не может служить поводом для возбуждения уголовного дела за исключением заявлений, содержащих сведения о коррупционных преступлениях в образовательных организациях [1].

Таким образом, помимо изменений на законодательном уровне, разработка системных программных мероприятий по преодолению коррупции на уровне образовательного учреждения также может лечь в основу формирования антикоррупционного сознания у студентов, преподавателей и иных лиц, являющихся субъектами отношений в сфере высшего образования и науки. Следствием данных мер будет являться снижение уровня коррупции не только в организациях, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ, но и в стране в целом.

Библиографический список

1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (с учетом изм. от 02.08.2019 г.) // СПС «Гарант»

2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019 г.) // СПС «Гарант»

3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 (ред. от 01.072014 г.) // СПС «Консультант Плюс»

4. Коновалов ВА. Пути совершенствования антикоррупционной деятельности в системе образования Российской Федерации // Гос. власть и местное самоуправление. 2017. № 6.

5. Попов ВИ. Противодействие организованной преступности, коррупции и терроризму в России и за рубежом. 2-е изд-е. М.: Изд-во СГУ, 2017.

6. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ // URL: http://crimestat.ru/ offenses_map (Дата обращения: 30.10.2019)

7. Романова АВ. Проблемы эффективности уголовного закона в сфере антикоррупционного законодательства // Молодой ученый. 2017. № 25.

8. Салюк АА., Матненко МА Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы права: Матер. V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016.

9. Хохлов НИ. Коррупция: сущность, меры борьбы, проблемы совершенствования законодательства // Марийский юрид. вестник. 2015. № 2 (13).

№ 4/2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.