Кафедра студентов
УДК 343 ББК 67
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10225
ПРАВО ПРОТИВ КОРРУПЦИИ
Проблемы совершенствования законодательства о противодействии коррупции в сфере высшего образования и науки
Никита Алексеевич РОГОЖКИН, студент Юридической школы Дальневосточного федерального университета,
г. Владивосток E-mail: [email protected]
Научная специальность: 12.00.08 — уголовное право и криминология;
уголовно-исполнительное право
Аннотация. В статье рассмотрена проблема коррупции в сфере высшего образования и науки, проведен анализ действующего законодательства на предмет эффективности противодействия коррупции. Особое внимание уделяется таким проблемам, как несовершенство правовой базы, выработка антикоррупционных методик в сфере образования и науки. Предложены пути совершенствования законодательства.
Ключевые слова: коррупция, государственная политика, противодействие коррупции, коррупция в сфере образования и науки, высшие учебные заведения.
Annotation. The article considers the problems of corruption in the sphere of education and science, the analysis the current legislation for the effectiveness of anti-corruption. Special attention pays to such problems as the imperfection of the legal framework, the development of anti-corruption methods in the field of education and science. Ways of improvement of the legislation are offered.
Keywords: corruption, state policy, anti-corruption, corruption in education and science, higher education institutions.
Современные реалии российского общества включают коррупцию в качестве прогрессивно развивающегося и неотъемлемого атрибута социальной жизни. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, утвержденной указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537, коррупция отнесена к одному из основных источников угрозы национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности РФ [3].
В Российской юридической энциклопедии коррупция трактуется как использование своего служебного положения, равно как государственными служащими, так и представителями государственных органов, и соответствующих служебных правомочий для целей незаконного обогащения и получения материальных
благ и в групповых, и в личных интересах [7, с. 872—873].
Известный исследователь Н.И. Хохлов, занимающийся исследованием проблемы современной коррупции в Российской Федерации, понимает коррупцию как использование представителем власти или государственным служащим своего должностного положения умышленно в целях получения имущественных или неимущественных благ [9, с. 23—24].
В международном понимании коррупция — это злоупотребление должностными полномочиями, в частности, представителями государственной власти для получения личных выгод.
Изучение проблем коррупции невозможно без анализа ее определения.
В последние годы наблюдается особый интерес к проблеме коррупции в Российской Федерации.
№ 4/2019
Наибольший интерес к проблеме коррупции обусловлен возрастанием нормативно-правовых актов в области коррупции, а также численности коррупционных преступлений.
Так, согласно информации Генпрокуратуры РФ, всего за 10 месяцев 2018 г. были совершены 27 143 преступления коррупционной направленности, что на 1,9% больше, чем за аналогичный период 2017 г.
В 2019 г. общее число коррупционных преступлений выросло на 3,6%, о чем также свидетельствуют статистические данные Генпрокуратуры РФ [6].
Несомненным фактом является то, что коррупция наносит ущерб сфере экономики Российской Федерации, отсюда следует, что основной задачей государства выступает борьба с коррупцией.
Коррупция в области образования и науки формируется на низшем и высшем уровнях. Если рассматривать низший уровень, то ее проявления можно найти в процессе обучения. Например, в ходе приема в учебное заведение, сдачи промежуточных экзаменов, выпускных экзаменов и т.д.
Что касается коррупции в области образования и науки на высшем уровне, она напрямую связана с аккредитацией, лицензированием учебных заведений и в целом с системой распределения бюджетных средств на финансирование всей системы образования [4, с. 11 —14].
При анализе выявления причин коррупции в сфере образования и науки на низшем уровне было отмечено, что имеет место большой разрыв между требованиями, которые предъявляют высшие учебные заведения, и знаниями выпускников школ, т.е. абитуриентов. Таким образом, поступление в вуз становится очень сложным и по большей части недоступным. Для решения данной проблемы абитуриенты и их родители прибегают к даче взятки.
Очевидно, что в процессе решения данной проблемы первостепенной задачей Министерства науки и высшего образования РФ является устранение данного разрыва. Одним из направлений в данном случае является предложение по введению еще одного года обучения в школах, в течение которого будут ликвидированы пробелы и произойдет выравнивание школьной программы в соотношении с требованиями вуза.
Для борьбы с коррупцией в сфере образования и науки должны быть использованы различные силы и средства. Активный рост коррупционной преступности наметился в начале
90-х годов, что было обусловлено не только экономической и политической обстановкой в нашем государстве, но и положением дел в образовании. Дача взятки за поступление в вуз, к сожалению, стала нормой нашей действительности.
Нерегулярная рыночная экономика дала толчок к развитию невиданных масштабов коррупции, и в результате государственная собственность практически за бесценок перешла в частные руки.
Данный факт был спровоцирован принятием коррупционных законов, а также подзаконных актов, которые были лоббированы определенными группами, проникшими в государственные органы власти.
Очевидно, что созданный механизм противодействия коррупции в сфере образования и науки нуждается в совершенствовании, поскольку не приносит желаемых результатов.
Совершенствование механизма противодействия коррупции в сфере образования и науки должно осуществляться как в рамках импле-ментации в законодательство ратифицированных Россией международных конвенций в области противодействия коррупции, так и развития национального антикоррупционного законодательства на основе собственной правоприменительной практики.
Первоначально необходимо внести изменение в легальное определение коррупции, которое содержится в Федеральном законе «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3, представляющее по факту лишь перечисление действий коррупционной направленности.
Наиболее продуктивным является иной путь, а именно, не перечисление форм коррупции, а указание на ее существенные признаки, что позволит в будущем лишь пополнять перечень коррупционных преступлений.
Достижение эффективности в борьбе с должностными преступлениями будет достигнуто только при совокупном сочетании как экономических, политических, так и правовых и психологических мер.
Борьба с должностными преступлениями в сфере образования и науки должна быть непрерывным процессом, а не чередой отдельных мероприятий, проводимых от случая к случаю.
В ряде источников доказывается неискоренимость коррупционной преступности как в сфере образования и науки, так и в иных сферах, однако данные высказывания, на наш
№ 4/2019
взгляд, не правильны, поскольку любое явление может быть ликвидировано при правильно подобранных мерах воздействия на него [9, с. 8—12].
Предупреждение коррупционных преступлений в сфере образования и науки возможно в следующих направлениях:
■ совершенствование правовой базы. Речь идет о внесении необходимых изменений в Уголовный кодекс РФ, в федеральные законы «О противодействии коррупции»; «Об основах государственной службы Российской Федерации» и другие нормативно-правовые акты;
■ деятельность государственного аппарата также нуждается в четкой правовой регламентации;
■ необходимо разрабатывать и внедрять целевые программы по борьбе с коррупционной преступностью в сфере образования и науки как на федеральном, так и на региональном уровне;
■ совершенствование процесса взаимодействия правоохранительных органов по борьбе с коррупционными преступлениями.
Очевидно, что современное уголовно-правовое законодательство в сфере борьбы с коррупцией в сфере образования и науки нуждается в совершенствовании, поскольку не приносит желаемого результата.
Уголовное законодательство не справляется с борьбой с коррупцией во всех областях, и не только в силу своего несовершенства, но и в силу ограниченных возможностей воздействия на коррупционную преступность и ее причины.
В законодательстве взят не совсем верный подход, когда основной акцент делается на устранение последствий коррупции, без внимания же остаются условия и причины, ее порождающие.
В данном случае вся деятельность по противодействию коррупции в сфере образования и науки будет носить бесконечный и бессмысленный характер, поскольку начинать следует именно с устранения причин, порождающих коррупцию.
Необходимо расширить понятие «коррупция» с учетом новых форм коррупционных действий включением в него различных видов посредничества, а также заинтересованности в получении материальной выгоды [5, с. 239—240].
В противном случае эффективность уголовного закона по борьбе и предупреждению кор-
рупции в сфере образования и науки будет значительно снижена.
Недостатком уголовно-правового регулирования в области коррупции является установление законодательных процедур, определяющих участие институтов гражданского общества и самих граждан в антикоррупционной деятельности.
Согласно ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» под противодействием коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий.
Согласно ст. 3 данного Закона к числу основных принципов противодействия коррупции в Российской Федерации отнесен принцип сотрудничества государства с институтами гражданского общества, международными организациями. Вместе с тем механизмы взаимодействия правоохранительных и иных государственных органов с гражданами и институтами гражданского общества остаются не вполне определенными [2].
Однако, судя по высокому уровню коррупции в сфере образования и науки в стране, а также степени ее латентности, трансграничного характера, можно сделать вывод о том, что достичь значительных успехов по ликвидации коррупции в рамках государства только путем внесения изменений в федеральное законодательство очень сложно. Необходимо продумать комплекс мер, направленных на локальное регулирование отношений, связанных с противодействием коррупции в организациях, подведомственных Министерству науки и высшего образования Российской Федерации.
К таким мерам можно отнести обязательное введение локальных нормативных актов, направленных на противодействие коррупции в образовательных организациях во всех ее проявлениях.
Напримеру, в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафи-на действует Этический кодекс преподавателей, работников и обучающихся, который закрепляет необходимость противодействия коррупции. В целях формирования антикоррупционной политики в университете утвержден особый Регламент организации работы по сообщению работниками о получении подарка в связи с исполнением ими должностных обязанностей, сда-
№ 4/2019
че и оценке подарка, выкупе и зачислении средств, вырученных от его реализации.
Еще одним предлагаемым способом преодоления коррупции в университетах является утверждение положений о проведении мониторин-гов взяточничества в каждом вузе путем анонимного опроса студентов два раза в год, а также абитуриентов после их зачисления. Полученным на основе данных анонимного опроса сведениям о коррупционных деяниях следует придать силу повода для возбуждения уголовного дела, что предусмотрено ч. 3 ст. 140 УПК РФ (сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученном их иных источников), путем введения исключения в ч. 7 ст. 141 УПК РФ, подчеркнув, что анонимное заявление не может служить поводом для возбуждения уголовного дела за исключением заявлений, содержащих сведения о коррупционных преступлениях в образовательных организациях [1].
Таким образом, помимо изменений на законодательном уровне, разработка системных программных мероприятий по преодолению коррупции на уровне образовательного учреждения также может лечь в основу формирования антикоррупционного сознания у студентов, преподавателей и иных лиц, являющихся субъектами отношений в сфере высшего образования и науки. Следствием данных мер будет являться снижение уровня коррупции не только в организациях, подведомственных Министерству науки и высшего образования РФ, но и в стране в целом.
Библиографический список
1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 г. № 174-ФЗ (с учетом изм. от 02.08.2019 г.) // СПС «Гарант»
2. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 г. № 273-Ф3 (ред. от 26.07.2019 г.) // СПС «Гарант»
3. О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: Указ Президента РФ от 12.05.2009 г. № 537 (ред. от 01.072014 г.) // СПС «Консультант Плюс»
4. Коновалов ВА. Пути совершенствования антикоррупционной деятельности в системе образования Российской Федерации // Гос. власть и местное самоуправление. 2017. № 6.
5. Попов ВИ. Противодействие организованной преступности, коррупции и терроризму в России и за рубежом. 2-е изд-е. М.: Изд-во СГУ, 2017.
6. Портал правовой статистики Генеральной прокуратуры РФ // URL: http://crimestat.ru/ offenses_map (Дата обращения: 30.10.2019)
7. Романова АВ. Проблемы эффективности уголовного закона в сфере антикоррупционного законодательства // Молодой ученый. 2017. № 25.
8. Салюк АА., Матненко МА Коррупция в сфере образования как социальное явление: проблемы и пути их решения // Актуальные проблемы права: Матер. V Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). М.: Буки-Веди, 2016.
9. Хохлов НИ. Коррупция: сущность, меры борьбы, проблемы совершенствования законодательства // Марийский юрид. вестник. 2015. № 2 (13).
№ 4/2019