Научная статья на тему 'Право оперативного управления и хозяйственного ведения в системе ограниченных вещных прав'

Право оперативного управления и хозяйственного ведения в системе ограниченных вещных прав Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1112
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Colloquium-journal
Область наук
Ключевые слова
Ограниченные вещные права / право оперативного управления / право хозяйственного ведения. / Limited property rights / right of operative administration / economic management right.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Федотов Андрей Вениаминович

Прослеживается история развития права оперативного управления, а также освещаются теоретические подходы и существующие в настоящее время точки зрения относительно правовой природы и содержания права оперативного управления и права хозяйственного ведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW OF OPERATIONAL MANAGEMENT AND ECONOMIC CONDUCT IN THE SYSTEM OF LIMITED DOMESTIC RIGHTS

The article touches upon the history of the development of the operative administration right. It also analyzes theoretical approaches and up-to-date points of view concerning the legal nature and essence of the right of operative administration and economic management one.

Текст научной работы на тему «Право оперативного управления и хозяйственного ведения в системе ограниченных вещных прав»

184

jurisprudence / <<ш^шетум~^®угмак>>#24те)),2(0]9

Федотов Андрей Вениаминович магистрант DOI: 10.24411/2520-6990-2019-10866 ПРАВО ОПЕРАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННОГО ВЕДЕНИЯ В СИСТЕМЕ

ОГРАНИЧЕННЫХ ВЕЩНЫХ ПРАВ

Fedotov Andrey Veniaminovich

undergraduate

LAW OF OPERATIONAL MANAGEMENT AND ECONOMIC CONDUCT IN THE SYSTEM OF

LIMITED DOMESTIC RIGHTS

Аннотация

Прослеживается история развития права оперативного управления, а также освещаются теоретические подходы и существующие в настоящее время точки зрения относительно правовой природы и содержания права оперативного управления и права хозяйственного ведения.

Abstract

The article touches upon the history of the development of the operative administration right. It also analyzes theoretical approaches and up-to-date points of view concerning the legal nature and essence of the right of operative administration and economic management one.

Ключевые слова: Ограниченные вещные права, право оперативного управления, право хозяйственного ведения.

Keywords: Limited property rights, right of operative administration, economic management right.

В настоящее время в Российской Федерации управление государственной собственностью осуществляется на основе двух видов ограниченных прав: права хозяйственного ведения и права оперативного управления.

Необходимость расширения правомочий государственных предприятий и объединений привела к введению в гражданский оборот и за.конода.те.льство пра.ва полного хозяйстве.нного ведения.

Злоупотребления со стороны субъектов права полного хозяйственного ведения привели к сокращению его содержания, вследствие чего право становится более ограниченным и формулируется как право хозяйственного ведения.

В действующем Гражданском кодексе РФ право оперативного управления и право хозяйственного ведения, доставшиеся от советского прошлого, названы в качестве вещных пра.в и призва.ны обе.спе.чить уча.стие юридиче.ских лиц - не собственников в гражданских пра.воотноше.ниях.

Современные исследователи, выступая с критикой по отноше.нию к пра.ву опе.ра.тивного управления и праву хозяйственного ведения, отме.ча.ют, что на.зва.нные пра.ва не являются ограниченными вещными правами в классическом понимании[5].

Так, право хозяйственного ведения и право оперативного управления способствуют оформлению имущественной базы для юридических лиц - не собственников в целях са.мостояте.льного уча.стия в гра.жда.нском обороте. В связи с чем, делается вывод о том, что участие таких юридических лиц в гражданском обороте является несвойственным классическим пре.дста.вле.ниям.

Передача имущества юридическому лицу и наделение его правом хозяйственного ведения и

оперативного управления является способом осуществления права собственности, но не формой экономически необходимого участия одного лица в праве собственности другого. Так как в качестве объекта вещных прав могут выступать имущественные комплексы, в состав которых входят движимое имущество, наделенное как индивидуально-определенными, так и родовыми признаками, права и обязанности, вследствие чего объект права оперативного управления и права хозяйственного ведения является нетипичным для вещных прав.

Право оперативного управления и хозяйственного ведения нельзя поставить в один ряд с ограниченными вещными правами ввиду того, что они представляют собой вещно-правовой механизм имущественного обособления субъекта права, при этом, для последнего возникает возможность владеть как собственным переданным ему имуществом[3].

В исследованиях встречается точка зрения, согласно которой право хозяйственного ведения и право оперативного управления можно рассматривать в качестве «технического приема», который используется для правого оформления фактического господства одного лица над имуществом другого.

В связи с чем, приводится первоначальные высказывания А.А. Собчака относительно правовой природы юридического оформления прав треста на предоставленное ему государственное имущество. Так, эти отношения могут рассматриваться в качестве особой формы собственности государства, которая создается в целях введения комплекса государственного имущества в гражданский оборот[1].

В.А. Болдырев, анализируя право оперативного управления и хозяйственного ведения, отмечает следующее. Принцип типизации

«шушетим-^шгмаьжвш,^» / .юмбрягобЖЕ

185

вещных прав предусматривает, что не только сама система вещных прав, но и содержание этих прав должно предусматриваться в законе. Однако некоторые правомочия несобственников, входящие в содержание прав, зависят от воли собственника имущества [6].

Так, абз. 2 п. 1 ст. 295 ГК РФ устанавливает, что собственник имеет право получать часть прибыли от использования имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения за унитарным предприятием, при чем размер прибыли определяется собственником имущества.

Определяя цели и предмет деятельности унитарного предприятия, собственник имущества очерчивает границы возможного поведения субъекта хозяйственного ведения. Еще большее значение имеет воля собственника для определения содержания права оперативного управления. Субъект права оперативного управления вправе владеть, пользоваться, распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом, в соответствии с целями деятельности, назначением имущества и заданием собственника. Таким образом, собственник может изменять объем правомочий субъекта права оперативного управления, не прибегая к изменению учредительных документов, а используя возможность давать задание собственнику [2].

Автор также обращает внимание на то, что при отчуждении имущества, закрепленного за субъектами права оперативного управления и хозяйственного ведения, в собственность другого лица, у последнего возникает большее по содержанию право. В связи с чем, возникает вопрос относительно возможности передать больше прав, чем те которыми обладают субъекты права оперативного управления и хозяйственного ведения.

Исследователь приходит к выводу о том, что праву оперативного управления и хозяйственного ведения присущи признаки, характерные для правомочий, вытекающих из обязательственных правоотношений, и правоотношений

представительства.

По мнению С. Б. Селецкой, право оперативного управления и право хозяйственного ведения унитарных предприятий по своей природе являются ограниченными вещными правами с элементами корпоративности. Отношения учредителя унитарного предприятия с руководителем и коллективом унитарного предприятия строятся на началах субординации, однако все они совместно осуществляют координационную деятельность по поводу создания, функционирования унитарного предприятия для достижения целей, определяемых в законе и уставе предприятия[7].

Таким образом, в отношениях между руководителем и унитарным предприятием прослеживаются элементы корпоративности. Названные субъекты обладают взаимными правами и обязанностями, совместно осуществляют координационную деятельность по управлению

унитарным предприятием, направленную на достижение цели, определенной законом и уставом предприятия. Элемент корпоративности, по мнению ученого, также прослеживается в возможности предприятий образовать

совещательный орган в тех случаях, когда это предусмотрено законом.

Одним из перспективных направлений совершенствования законодательства в области вещных прав должна стать унификация прав управления имуществом собственника и закрепление только лишь права оперативного управления[4].

Представляется целесообразным усилить акцент на решающую роль собственника в определении объема и порядка распоряжения плодами использования переданного имущества, т.е. доходами от его использования и приобретенным за их счет имуществом.

Таким образом, предлагается право оперативного управления определить как право владения, пользования и распоряжения имуществом собственника, а также полученными доходами от его использования в пределах и в соответствии с целями, определенными законодательством, заданиями собственника и назначением имущества.

В результате проведенного анализа оказывается очевидным нетипичность права оперативного управления и хозяйственного ведения по отношению к ограниченным вещным правам [5].

Так, если право оперативного управления возникло на основе права собственности, то право хозяйственного ведения является производным от права оперативного управления и представляет собой результат модернизации права оперативного управления с целью приспособления к меняющимся экономическим реалиям.

Наличие в праве оперативного управления и хозяйственного ведения административно-правовых и корпоративных элементов представляется чуждым цивилистическим конструкциям. Нельзя не согласиться с мнением исследователей, характеризующих право оперативного управления и хозяйственного ведения в качестве технического приема, который служит осуществлению права собственности государства.

Список литературы

1. Собчак А.А. Собрание сочинений в пяти томах. Т. 2. Правовые проблемы регулирования хозяйственных отношений в период проведения реформ и перехода к рыночной экономике / Под общей редакцией Л.Б. Нарусовой. - СПб.: Санкт-Петербургский общественный фонд Анатолия Собчака. 2013. С. 424 -434.

2. Диденко А.Г. О праве оперативного управления и хозяйственного ведения как вещных правах // Вещные права: система, содержание, приобретение: сборник научных трудов в честь

186

ГОМБРЯГОБЖЕ / <<Ш1ШМУМ~^®УГМак>>#24(ге)),2(0]9

проф. Б.Л. Хаксельберга / Под ред. Д.О. Тузова. -М., Статут, 2008. С. 52-65.

3. Суханов Е. Ограниченные вещные права // Хозяйство и право. - 2005. - № 1. - С. 15-16.

4. Петров Д.В. Право хозяйственного ведения и оперативного управления. - СПб., Издательство «Юридический центр Пресс», 2002. С. 101, 104, 106, 110.

5. Белов В.А. Гражданское право. Т. III. Особенная часть. Абсолютные гражданско-правовые формы: учебник для бакалавров. - М.: Издательство Юрайт, 2013. С. 310-311.

6. Болдырев В.А. Являются ли имущественные права учреждений и унитарных предприятий - вещными? // Российский юридический журнал. - 2011. - № 6. Доступ из справ. -правовой системы «Консультант-Плюс».

7. Селецкая С.Б. Право хозяйственного ведения и право оперативного управления как элементы правового положения унитарных предприятий: дисс. канд. юрид. наук: 12.00.03 / Селецкая Стелла Борисовна - Казань, 2016. С. 112.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.