Научная статья на тему 'Право «Офирского государства» в утопии М. М. Щербатова'

Право «Офирского государства» в утопии М. М. Щербатова Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
311
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право «Офирского государства» в утопии М. М. Щербатова»

Назаренко Б.А.,

аспирант Университета Российской академии образования

ПРАВО «ОФИРСКОГО ГОСУДАРСТВА»

В УТОПИИ М. М. ЩЕРБАТОВА

Князь М.М. Щербатов (1733—1790) (президент Камер-коллегии (1778), сенатор (1779), участник Уложенной комиссии (1767—1774), историк и публицист) в своих размышлениях о государстве и праве не ограничивался решением конкретных вопросов, связанных с его государственной деятельностью. Внимание мыслителя привлекали проекты идеального государства и права. Видение этой проблемы он изложил в своем произведении «Путешеств1е въ землю Офирскую г-на С., швецкаго дворянина».

«Земля Офирская» — это идеальное государство с монархической формой правления. Монархия наследственная и ограниченная (монарх обязан соблюдать законы1 и учитывать мнения дворян). В своей деятельности он опирается на «Вышнее правительство хранешя законовъ» — законодательный орган с судебными полномочиями. Все депутаты указанного органа государственной власти дворянского происхождения, за исключением членов третьего департамента — домостроительства, доходов и торговли, в котором помимо 5 дворян, заседают 15 депутатов от купечества2.

«Земля Офирская» характеризуется «мудрымъ учрежденнымъ прав-лешемъ». Политика государства направлена на реализацию интересов общества; чиновники открыто высказывают свое мнение по вопросам государственного правления монарху и не низкопоклонничают перед ним; в законодательном процессе может принять участие любой гражданин этой страны. Малозвенный государственный аппарат эффективно справляется с текущими делами, т.к. их число незначительно по причине нравственного воспитания жителей, а трудолюбие и честность чиновников препятствуют волоките3.

В правопонимании правителей государства Офирского прослеживаются элементы естественно-правовой и исторической школ права, но определяющую роль играют религиозные воззрения. Так, в сборнике нравоучений, преподаваемых офирянам при получении начального образования, очевидны мотивы естественно-правовой теории в ее религиозном прочтении. «Если

1 См.: Щербатов М.М. Путешеств1е в землю Офирскую... // Щербатов М.М. Соч. СПб., 1896. Т. I. С. 980.

2 См.: Там же. С. 1045, 1046, 1051.

3 См.: Щербатов М.М. Путешеств1е в землю Офирскую... // Щербатов М.М. Соч. СПб., 1896. Т. I. С. 751.

ты последнш человекъ на свете, — говорится в п. 12 части I «Нравственного катехизисма», — наивеличайшш царь тебе ровенъ по человечеству, ибо равно вы родились, равные вамъ суть естественныя нужды...»1. Бог в представлении жителей «земли Офирской» — причина и начало всех вещей (п. 1 ч. I)2.

Провозглашается примат моральных предписаний над законом3. Основу нравственности в утопическом государстве князя составляют религиозные нормы4. Правопонимание Щербатова в данном изложении имеет схожие черты со взглядами С. Пуфендорфа, также воспринимающего естественный закон как предписание божественной воли5. В отличие от Пуфендорфа, Щербатов в «Путешествии в землю Офирскую.» не проводит разграничения между естественным и позитивным правом. Предполагается, что в идеальном государстве содержание Закона (позитивного, принятого государственной властью) обязательно должно соответствовать определенным критериям — моральным, божественным предписаниям (которые им трактуются как естественные законы).

Следовательно, мыслитель в упорядочении общественных отношений делает акцент не на внешнее принуждение (значение которого не умаляется), а считает моральное чувство граждан — совесть — главным регулятором поведения в государственно-организованном обществе. Понимание о правомерном и противоправном поведении также зиждется на нравственных представлениях: «Не могутъ инако хорош1е законы быть сочинены, какъ с воздаяшемъ за добрые дела и с наказашемъ за злые.»6.

Положения катехизиса о равенстве людей перед Богом теряются у Щербатова на фоне суждений консервативного характера. В своем осуждении браков правителей с членами царских родов зарубежных государств князь исходил из представления о том, что тот правитель будет править эффективно, который воспитывался на родине, проникся духом ее традиций (определивших законы и обычаи отечества)7, мыслитель был близок к основ-

1 Щербатов М.М. Указ. соч.

2 См.: Там же. С. 932.

3 См.: Там же. С. 752. Нравственные установления обязывают офирян помогать нуждающимся, если помощь ближнему не повредит помогающему. В противном случае не проявившему помощь будет записано «...во всехъ техъ местахъ...», где пишется его имя, что он немилосердный человек. Такая запись «.во всехъ делахъ.вредъ ...будетъ наносить» человеку (Там же. С. 950, 951).

4 См.: Там же. С. 803. О важности религии говорит и тот факт, что законами запрещается «...разсеваніе богохульныхъ глаголовъ...» (Там же. С. 948).

5 См.: Омельченко О.А. История политических и правовых учений (История учений о государстве и праве) // Омельченко О.А. М.: ЭКСМО, 2006. С. 249.

6 Щербатов М.М. Путешествіе в землю Офирскую... // Щербатов М.М. Соч. СПб., 1896. Т. I. С. 947.

7 См.: Там же. С. 1010, 1011.

ным положениям исторической школы права. Это направление возникло в XIX в., значительно позже написания Щербатовым «Путешествия въ землю Офирскую.», но его целью также было оправдание феодальных порядков, в том числе через отрицание возможности «.существования единого для всех народов права.»1.

Консервативное содержание правовой политики Офирского государства можно видеть в мерах, принимаемых правительством по сохранению целостности дворянских имений2. Государство кредитует наследника, который «.получить позволеше от другихъ.» (если нет согласия, то «.кидается жеребш.») и наследует имение, с целью выплаты в течение 10—15 лет денежной суммы другим наследникам за их части имения3. Для увеличения числа «...именш прежде раздробленныхъ.» родственникам (или каждому имеющему интерес в этом деле) предоставляется право выкупа недвижимости4. Таким образом, государство заинтересовано в упрочении положения дворянства (т.к. поместье — источник доходов этого сословия) и сохранении древних аристократических родов.

Правопонимание законодателя Офирского государства имеет ряд общих черт с правовой идеологией «просвещенного абсолютизма»:

• использование моральных категорий при оценке правовых явлений (например, п. 2 «Катехизиса законов» «земли Офирской» и ст. 65 «Наказа» Екатерины II);

• закрепление божественного происхождения власти государя (п. 6 «Катехизиса законов» и ст. 625 «Наказа»);

• провозглашение равенства граждан (перед Богом в идеальном государстве мыслителя (п. 12 ч. I «Нравственного катехизисма») и перед законом, зафиксированным Екатериной II в ст. 34 «Наказа»);

• значительное внимание уделяется предупреждению правонарушений путем нравственного воспитания граждан (п. 7 ч. I «Нравственного катехизисма» и ст. 83 «Наказа»);

• проявление заботы о положении крепостных — предписание дворянам не взимать с крестьян разоряющих их податей и разумно устанавливать им отработочные дни (п. 18 «Катехизиса законов» и ст. 35, 270 «Наказа»);

1 Байтин М.И. Сущность права (Современное нормативное правопонимание на грани двух веков). Изд. 2-е, доп. М.: ООО ИД «Право и государство», 2005. С. 27.

2 Главной «.целью феодального (поместного) права была защита землевладения» (Кашани-на Т.В. Происхождение государства и права / Кашанина Т.В. М.: Высшая школа, 2004. С. 241).

3 См.: Щербатов М.М. Путешествіе в землю Офирскую... // Щербатов М.М. Соч. СПб., 1896. Т. I. С. 1037, 1038.

4 Там же. С. 1040.

• близки цели монархического правления в произведении Щербатова («многонарод1е» и «доброе внутреннее управлеше»1) и в труде Екатерины II (получение «.самого большого ото всехъ добра»2 (ст. 13 «Наказа»), смысл которых — сохранение незыблемым феодального порядка и снятие социально-политических противоречий в государстве.

В Офирском государстве существуют «Катехизисмы, нравственный и гражданский, которымъ учатъ юношей.»3. Виды преступлений и наказаний, содержащиеся «Катехизисе законов», а также основы гражданского права, базируются на действующем законодательстве. Классификация преступлений и наказаний выглядит следующим образом.

1. Преступления против жизни и здоровья монарха. Покушение на жизнь и причинение вреда здоровью наказываются смертной казнью, оскорбление словом — тюремным заключением (п. 6 «Катехизиса законов»).

2. Преступления против государства. Измена карается смертной казнью. Тело виновного не погребается, а его родственники и потомки обязываются изменить фамилию (п. 7). Щербатов не упоминает, как наказываются лица, обманувшие чиновников по вопросам государственной важности (п. 9).

3. Преступления против религии. Богохульники объявляются сумасшедшими и изолируются от общества (п. 4).

4. Преступления против жизни и здоровья человека. Умышленное убийство карается смертной казнью. Неумышленное убийство наказывается строго (п. 10). Без судебного разбирательства не остается и причинение вреда здоровью (нанесение телесных повреждений) (п. 11)4.

5. Имущественные преступления. За воровство виновный обязан возместить ущерб в двойном размере и понести наказание (Щербатов не указывает, в какой форме) (п. 12). Аналогичной уголовной ответственности подлежит незаконное присвоение чужого имущества. Совершившего это правонарушение «.яко захватчиваго человека, предъ народомъ укорять.» (п. 13)5.

Следует отметить, что Щербатов в «Путешествии в землю Офирскую.» поощрял такой вид поведения граждан, как доносительство. Любой человек может донести на другого человека, говорившего «.что противное пользе и

1 Щербатов М.М. Указ. соч. С. 1005.

2 Екатерина II. «Наказ Комиссии о составлении проекта нового Уложения». // Екатерина II.

О величии России. М., 2006. С. 73.

3 Щербатов М.М. Путешеств1е в землю Офирскую... // Щербатов М.М. Соч. СПб., 1896. Т. I.

С. 931.

4 См.: Там же. С. 950.

5 Щербатов М.М. Путешеств1е в землю Офирскую... // Щербатов М.М. Соч. СПб., 1896. Т. I. С. 950.

благу государства.»1. Всякий донос рассматривается уполномоченным на то судебным органом. Наименее тяжким неблагоприятным последствием в этом случае предусмотрено «...отлученіе отъ царскаго двора на немалое время.»2 (п. 8).

Гражданско-правовая ответственность возникает вследствие:

• нарушения договорных обязательств (п. 15 «Катехизиса законов»);

• выявления сутяжничества (п. 16);

• некачественного исполнения работы по договору (п. 19);

• несвоевременной оплаты труда наемного рабочего (п. 19);

• неравномерного распределения наследства между наследниками (п. 20)3.

Действующие в «земле Офирской» уголовно-правовые и гражданско-правовые нормы и принципы свидетельствуют:

• об охране уголовным правом существующего государственного строя (феодального порядка), т.к. преступления против монарха и государства — считаются наиболее опасными и находятся на первом месте в классификации уголовно наказуемых деяний;

• о значительном влиянии нравственных предписаний на содержание уголовных санкций — дополнительные наказания за некоторые уголовные правонарушения носят моральный характер (например, п. 7 и п. 13 «Катехизиса законов»);

• о защите нравственности (религиозных норм) (п. 4);

• о развитых имущественных отношениях (п. 15 — п. 19).

Органы государственной власти в «земле Офирской», которые реализуют функции правоприменения, можно условно разделить на центральные (находящиеся в столице государства — в городе Квамо) и местные (сосредоточенные в губерниях, провинциях, уездах и в сельских округах). «Вышнее правительство храненія законовъ» (при котором существует «Гая-камана»), «Государственная палата суда о всякаго рода имешяхъ», «Общее судище ку-пецкихъ делъ», Государственный купеческий суд — высшие судебные инстанции. Исполнительная власть представлена Государственной палатой доходов, Государственной палатой уголовных дел, Государственной палатой «домоводства и земледелія» и другими Палатами.

В состав Офирского государства входит 15 губерний. Губернии делятся на провинции, а провинции — на уезды4. Органы с административно-су-

1 Щербатов М.М. Указ. соч. С. 949.

2 Там же.

3 См.: Там же. С. 951, 952.

4 См.: Щербатов М.М. Путешествіе в землю Офирскую... // Щербатов М.М. Соч. СПб., 1896. Т. I. С. 1049, 1050.

дебными полномочиями в каждом уездном городе «земли Офирской» формируются или путем назначения людей «отъ короны», или избранием от уезда того города трех судей (из дворян). Чиновники из центра разрешают уголовные дела, контролируют сбор доходов и деятельность государственных органов. Местная власть «.судитъ дела земсюе»1.

В провинциальных городах — четыре вида органов с административно-судебными функциями. Так как каждый провинциальный город является одновременно городом уездного значения, то в нем присутствуют уездные органы власти и провинциальные (два типа органов выборных и два — назначаемых). В губернских городах шесть видов органов — уездные, провинциальные и губернские, т.к. каждый губернский город — это город провинциальный и уездный. В провинциальные выборные органы избираются судьи, беспорочно исполняющие свои должности в уездных городах. В губернские — судьи, честно отслужившие в провинциальных выборных органах. Ежегодно из трех судей в каждом земском органе один сменяется.

Кроме того, существуют купеческие суды. Один суд — в уездном городе, два — в провинциальном (один уездного значения и один — провинциального) городе, и три — в губернском. Должности в этих органах выборные. Судьи избираются из купеческого сословия в количестве трех человек в каждый судебный орган. Могут быть избраны люди мещанского звания и ученые. Главные требования — образование, профессиональный опыт, постоянное проживание в той местности, где находится судебное учреждение2.

В некоторых сельских округах создаются органы с административносудебными функциями3. Это позволяет эффективно взаимодействовать населению с властью. Города возводят, когда возникает в этом объективная необходимость, — появление мастерских, рукоделия, торговых площадей и общественных отношений, которые требуют городских органов управ-ления4.

«Гая-камана, то есть камера добраго совета» — судебный орган, в котором разбираются в примирительном порядке прошения граждан, поданные в «Вышнее правительство хранешя законовъ». Трое судей выслушивают тяжущиеся стороны и призывают их помириться. В случае несогласия тот, «.кто большимъ числомъ голосовъ былъ обвиненъ.», в течение трех дней имеет право обратиться, внеся залог, в соответствующий департамент «Вы-

1 Щербатов М.М. Указ. соч. С. 1049.

2 См.: Щербатов М.М. Путешеств1е в землю Офирскую... // Щербатов М.М. Соч. СПб., 1896. Т. I. С. 1051, 1052.

3 См.: Там же. С. 881.

4 См.: Там же. С. 796.

шнего правительства хранешя законовъ». Если решение выносится в пользу обвиняемого — ему возвращается залог с процентами.

Характерные черты правоприменения на примере судебной деятельности в Офирском государстве:

• незамедлительное рассмотрение уголовного дела;

• судопроизводство может приостановиться только по уважительным причинам — недостаточность доказательственной базы; в противном случае «.судьи должны отъ утра до полночи не выходить изъ присутсгая.»1;

• соблюдение принципа законности в деятельности судебного органа2;

• суд по возможности учитывает все обстоятельства совершенного преступления и при вынесении приговора избирает несуровую меру наказания3;

• уголовная ответственность виновного в некоторых аспектах определяется сословной принадлежностью потерпевшего (например, в качестве дополнительного наказания за неумышленное убийство мещанина необходимо заплатить «.шесть фунтовъ чистого золота.»4 его родственникам);

• в работе судей можно видеть «.великое прилежаше къ деламъ, совершенное благочише.»5.

Право Офирского государства — феодальное право, закрепляющее привилегированное положение дворянства (монопольное право на осуществление государственной власти, за исключением законодательного регулирования торговли, промышленности и правосудия по купеческим делам). Деятельность органов государственной власти строго подзаконна, а граждане соблюдают правовые предписания и добровольно исполняют возложенные на них моральные и юридические обязанности. Уголовное право характеризуется соразмерностью наказания преступлению.

1 Щербатов М.М. Путєшєстбіє б землю Офирскую... // Щербатов M.M. Соч. СПб., 1896. Т. I. С. 782.

2 См.: Там же. С. 779, 782.

3 См.: Там же. С. 784, 786.

4 Там же. С. 779.

5 Там же. С. 1044.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.