Научная статья на тему 'Зачем князь М. М. Щербатов путешествовал в землю офирскую?'

Зачем князь М. М. Щербатов путешествовал в землю офирскую? Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
961
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Зачем князь М. М. Щербатов путешествовал в землю офирскую?»

ЖЩрПи

Галерея

Емельянов Б.В.

зачем князь м.м. щербатов путешествовал в землю офирскую?

Емельянов

Борис Владимирович

историк русской философии, профессор, академик МАДИ

Князь М.М. Щербатов (1733-1790) - известный оппозиционер Екатерины II вошел в историю русской мысли не только своими историческими трудами, но и неоконченным утопическим романом «Путешествие в землю Офирскую Г-на С... швецкаго дворянина», написанным в 1783-1784 гг. В нем повествуется как «швецкий путешественник» после крушения попадает в государство Офир, о котором он и ведет рассказ.

Земля Офирская - это несомненно Россия. За несложными авторскими анаграммами скрываются ее города, реки, политические деятели. Офирская Квамо - это Москва, Перегаб -Петербург, Галва - Волгка, Арактея - Екатерина II и т. п. Кроме того Офир и Россия имеют историческое сходство: настоящее положение и порядки России - это прошлое офира, от кторого страна избавилась. А их разница в том, что как раз и критикует Щербатов. Поэтому-то он и описал порядки в земле Офирской, чтобы представить какой должна Россия стать в будущем.

В изображении Щербатова Офир - это процветающая страна с «мудрым учрежден-

ным правлением, в коем власть государская соображается с пользою народною». Как Офир стал процветающей страной? В традициях европейской философии XVIII в. Щербатов, утверждал теорию общественного договора, когда «не народ для царей, но царь для народа, ибо прежде нежели были цари был народ» (Сочинение князя М.М. Щербатова. Т. 1. СПб., 1896. С. 979), рисует свою утопическую картину жизни в этой стране. Во главе государства стоит наследный царь, смысл царствования которого - польза народная. Сам он законов не сочиняет и не издает, но назначает для этого чиновников. Культа и почитания царя нет, поскольку почести оказывать ему запрещается. У него нет личной охраны, которая бы отделяла его от народа, никаких памятников ни при жизни, ни после смерти ранее 30 лет ему не воздвигается.

Структура общества базируется на нерушимых, не определяемых «Табелем о рангах», требованиях. Высшим сословием является потомственная, высоко добродетельная аристократическая знать, имеющая право на землю, на владение крестьянами, на государственную службу в правительстве и армии. Ниже стоят средние помещики и купцы, имеющие ограниченное право занимать чиновничьи должности в градостроительстве. На низшей ступени крестьяне, в большинстве своем крепостные. Переход из одного сословия в другое невозможен. Особняком стоят солдаты, охраняющие страну. Они живут поселениями, владеют ремеслами, обрабатывают землю. Рекрутского набора нет, поскольку дети солдат становятся солдатами.

Интересно Щербатов решает проблему религии и священников. Религия в Офире -

Галерея

тщрПи

деизм. Она основана на наблюдении величия «высшего Божества» в природе. Главным ее символом является Солнце. Церкви, которая чтит и проповедует священное писание, нет. Священников выбирают из наиболее благонадежных граждан; они же по совместительству выполняют функции полицейских, которые могут вмешиваться даже в семейные отношения, следя, чтобы не было многоженства, разводов, сожительства. Супруг, виновный в расторжении брака, изолируется от общества. Строго наказывается богохульство, расценивающееся как сумасшествие.

В земле Офирской существует два свода законов (катехизиса) - гражданский и моральный. В первом - 22 предписания, во втором -53. Гражданский катехизис регламентирует отношение с законами, которые хотя и строги, но равны для всех. Он требует почитать Бога, государства, царя и родителей. Приоритет принадлежит Богу, создавшему мир и человека, затем

государству. Почтение царю выражается в том случае, если и он служит интересам государства и всех граждан. За нарушение этого катехизиса существует шкала наказаний: если человек не почитает родителей, его изгоняют из общества; если оскорбляет царя, его наказывают тремя годами тюрьмы; если покушается на его жизнь, ему грозит смертная казнь. Наказываются помещики за жесткое обращение с крестьянами.

Моральные предписания в Офире имеют большее значение, чем гражданские законы. Главный постулат морали прост: «Мы всегда должны желать и делать другим что бы желали и соделывали для себя» (Там же. С. 933). Офирская мораль утверждает: сила и счастье человека в том, что он живет в обществе, где все справедливо взаимосвязано: верхи не могут жить без низов и наоборот, у всех свои права и обязанности. Человек подчиняется законам, властвующим и чиновникам, он может и должен отстаивать свои права, но не во вред общему благу.

Ответственность за моральное воспитание несет церковь и школа. Школы изолирова-

ны от общества, у каждого слоя населения своя государственная или частная школа со своим объемом учебных предметов.

Утопический характер «Путешествия» несомненен, но вместе с тем и ограничен «отступлениями» и противоречиями, а именно:

1) в Офире существует частная собственность,

2) хотя народ и благоденствует и каждый доволен полученным от рождения местом в обществе, власти утверждают систему угнетения и наказания, 3) школы изолированы от общества, 4) существует система благотворительности со стороны состоятельных граждан, что означает наличие малообеспеченных, 5) вся жизнь граждан Офира, в том числе личная, строго регламентирована: «Каждому положены правила, как ему жить, какое носить платье, сколько иметь пространный дом, сколько иметь служителей, по скольку блюд на столе, какие напитки, даже содержание скота, дров и освещения положено; дается посуда из казны по чинам: единая жестяная, другим глиняная, а первоклассным серебряная, и определенное число денег на поправку, и посему каждый должен жить как ему предписано» (Там же. С. 859).

М.М. Щербатов не закончил свой рассказ о порядках в земле Офирской, но точно обозначил свое видение будущего гражданского устройства России. Оно было далеко не демократическим, но разительно отличалось от русской жизни времен Екатерины II.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.