Научная статья на тему 'Право о допинге в спорте'

Право о допинге в спорте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1175
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СПОРТ / SPORTS / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL CULTURE / МИНИСТЕРСТВО СПОРТА И ТУРИЗМА / MINISTRY OF SPORTS AND TOURISM / СПОРТИВНЫЕ ФЕДЕРАЦИИ / SPORTS FEDERATIONS / ВСЕМИРНОЕ АНТИДОПИНГОВОЕ АГЕНТСТВО / WORLDWIDE ANTI-DOPING AGENCY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Каменков Виктор Сергеевич

В статье рассматриваются вопросы развития и проблемы совершенствования нормативной базы Беларуси в области применения допинга спортсменами.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHT ON DOPING IN SPORT

The paper examines issues concerning the development and problems of improving the legal basis in respect of doping usage by the Belarus athletes.

Текст научной работы на тему «Право о допинге в спорте»

УДК 796:347.514 ББК 74.200.54.67

ПРАВО О ДОПИНГЕ В СПОРТЕ

Каменков Виктор Сергеевич, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Республики Беларусь, Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, Председатель 00 «Белорусский союз юристов», Председатель 00 «Белорусская федерация баскетбола», Член правовой комиссии ФИБА-Европа, Председатель постоянной юридической комиссии Н0К Беларуси

Аннотация. В статье рассматриваются вопросы развития и проблемы совершенствования нормативной базы Беларуси в области применения допинга спортсменами.

Ключевые слова: спорт, физическая культура, Министерство спорта и туризма, спортивные федерации, Всемирное антидопинговое агентство.

RIGHT ON DOPING IN SPORT

Kamenkov V.S., doctor of legal Sciences, Professor, honoured lawyer of the Republic of Belarus,

Chairman of the Supreme Economic Court of the Republic of Belarus,

Chairman of the Belarusian Union of lawyers,

Chairman of the Belarusian basketball Federation,

member of the legal commission of FIBA-Europe,

Chairman of the standing of the legal

Commission of the national Olympic Committee of Belarus

Abstract. The paper examines issues concerning the development and problems of improving the legal basis in respect of doping usage by the Belarus athletes.

Key words: sports, physical culture, Ministry of sports and tourism, sports federations, worldwide anti-doping agency.

Тема борьбы с допингом в спорте имеет высокую степень актуальности. Широкая общественность любого государства с удивлением узнает даже через несколько лет о лишении чемпионских званий тех или иных спортсменов в связи с употреблением допинга. К сожалению, большого количества научных исследований и даже обзорных статей по вопросам борьбы с допингом в спорте мы не найдем.

Проблема допинга была и остается одной из главных проблем современного, в первую очередь профессионального, спорта. Потому что, несмотря на проводимую борьбу, количество, виды и формы допингов постоянно совершенствуются, их исполь-

зование спортсменами причиняет вред здоровью спортсменов, искажает реальные спортивные результаты, девальвирует само понятие спорта.

Имеются нерешенные или не до конца решенные вопросы в борьбе с допингом и с позиции права.

«Данная проблема не является до конца решенной с юридической стороны, поскольку узаконенная система наказаний за употребление допинговых препаратов, как в международном спортивном движении, так и в отдельных странах либо не является достаточно эффективной, либо отсутствует вообще (в законодательстве ряда стран наказания за употребление допинга не предусматриваются)» [1].

209

Республика Беларусь является участницей двух основных международных договоров по допингу: Конвенции против применения допинга [2] (далее -Европейская конвенция 1989 года) и Конвенции о борьбе с допингом в спорте [3] (далее - Конвенция ЮНЕСКО 2005 года).

Можно заметить, что в Беларуси придают, на первый взгляд, большое значение борьбе с допингом в спорте. Поэтому, помимо этих двух международных договоров, антидопинговые правила на территории Беларуси регулируются Законом о спорте [4], постановлениями Правительства [5], приказом Мин-спорта [6], Инструкцией Минспорта [7] и другими правовыми актами.

Так, в Законе о спорте допингу посвящена отдельная статья 34, которая именуется «Методы и вещества, запрещенные в спорте. Допинговый контроль». В ней содержатся следующие правовые нормы:

«Не допускается использование спортсменами методов, веществ, способствующих повышению их работоспособности и запрещенных для использования законодательством Республики Беларусь и (или) решениями Международного олимпийского комитета, иных соответствующих международных организаций.

Допинговый контроль - взятие и исследование биопроб спортсменов в целях выявления наличия в их организме запрещенных к применению веществ либо установления использования ими запрещенных методов подготовки к соревнованиям.

К допинговому контролю могут привлекаться спортсмены независимо от их пола, возраста, уровня мастерства и места жительства в порядке и на условиях, предусмотренных Медицинским кодексом Международного олимпийского комитета, Всемирным антидопинговым кодексом, иными решениями соответствующих международных организаций.

Допинговый контроль спортсменов - членов национальных и сборных команд Республики Беларусь по видам спорта - проводится за счет средств республиканского бюджета.

Лица, проводящие спортивные мероприятия, обязаны обеспечить условия проведения допингового контроля с соблюдением требований Медицинского кодекса Международного олимпийского комитета, Всемирного антидопингового кодекса, иных решений соответствующих международных организаций и законодательства Республики Беларусь.

Спортсмены, биопробы которых показали использование запрещенных к применению методов, веществ, указанных в пункте 1 настоящей статьи,

лица, виновные в применении их спортсменами, а также спортсмены, отказавшиеся от допингового контроля, подлежат лишению права участия в официальных спортивных соревнованиях Республики Беларусь и в спортивных соревнованиях в составах национальных и сборных команд Республики Беларусь в порядке, определяемом Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, а также несут ответственность в соответствии с законодательством.

Спортивные результаты, достигнутые с использованием методов, веществ, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть признаны недействительными лицами, проводящими соревнования».

Как видим, отечественное национальное законодательство не раскрывает даже самого понятия «допинг» и достаточно мягко решает вопросы ответственности. Хотя дефиниция допинга должна быть хорошо знакома каждому спортсмену, спортивному тренеру и врачу, каждому участнику организации по борьбе с допингом. Административной или уголовной ответственности за допинг в Беларуси вообще не предусмотрено.

Изучение опыта антидопингового законодательства различных государств показывает, что национальное правовое регулирование данных вопросов может отличаться от международного аналога, подчеркивая те или иные особенности.

Тем более, что Европейская конвенция 1989 года и предполагает наличие таких особенностей. В статье 4 названной конвенции указано, что стороны, то есть государства-участники конвенции «.. .в зависимости от каждого конкретного случая принимают законы, правовые положения или административные меры ограничения доступности допинга (и, в частности, положения, контролирующие перевозку, хранение, импорт, распространение и продажу), а также применения в спорте запрещенных препаратов и методов допинга и, в частности, анаболических стероидов».

Поощряет национальное антидопинговое законотворчество и Конвенция ЮНЕСКО 2005 года: «В целях координации действий по борьбе с допингом в спорте на национальном и международном уровнях государства-участники обязуются придерживаться принципов Кодекса в качестве основы для принятия мер, предусмотренных в статье настоящей Конвенции. Ничто в настоящей Конвенции не препятствует принятию государствами-участниками других мер в дополнение к Кодексу» (ст. 4). А статья 5 этой конвенции говорит, в свою очередь, что «.выполняя обязательства, изложенные в настоящей Конвенции, каждое государство-участник обязуется принимать соответствующие меры. Они мо-

гут включать меры в области законодательства, нормативного регулирования, политики или административной практики».

В общепонятном смысле допинг в спорте (англ. doping, от англ. dope - давать наркотики) означает фармакологические препараты, методы и процедуры, используемые с целью стимуляции физической и психической работоспособности и достижения благодаря этому высокого спортивного результата [8]. При этом нужно заметить временный характер такой стимуляции.

Европейская конвенция 1989 года дает несколько отличное определение этого термина: «...для целей настоящей Конвенции "допинг в спорте" означает введение спортсменами или применение ими различных видов фармакологических допинговых препаратов или методов допинга» (ст. 2).

Конвенция ЮНЕСКО 2005 года определяет допинг как случай нарушения антидопингового правила (ст. 2). Такой случай может включать в себя одно или несколько следующих нарушений:

«.1) наличие запрещенной субстанции или ее метаболитов или маркеров в пробе, взятой из организма спортсмена;

2) использование или попытка использования запрещенной субстанции или запрещенного метода;

3) отказ явиться на взятие пробы или неявка на взятие пробы без уважительных причин после получения уведомления в соответствии с действующими антидопинговыми правилами или уклонение иным образом от взятия пробы;

4) нарушение действующих требований, касающихся доступности спортсмена для внесоревнова-тельного тестирования, включая непредоставление требуемой информации о его местонахождении и неявку для тестирования, которое назначается на основании разумных правил;

5) фальсификация или попытки фальсификации на любом этапе допинг-контроля;

6) обладание запрещенными субстанциями или методами;

7) распространение любой запрещенной субстанции или любого запрещенного метода;

8) введение или попытка введения запрещенной субстанции любому спортсмену или применение или попытка применения в отношении его запрещенного метода или же помощь, поощрение, содействие, подстрекательство, сокрытие или соучастие в любой иной форме, связанные с нарушением или любой попыткой нарушения антидопингового правила» [9].

В российском законе о спорте сформулировано более жесткое отношение даже к попытке допинга.

«Допингом в спорте признается нарушение антидопингового правила, в том числе использование или попытка использования субстанции и (или) метода, включенных в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте (далее также - запрещенная субстанция и (или) запрещенный метод)» [10].

Во Франции применение допинга в спорте вначале расценивалось как уголовно-наказуемое деяние. «Закон 1989 года определил понятие допинга более свободно: он уже не требовал доказательства намерений ни пользователя, ни поставщика. Закон расширил определение допинга, вводя в первой статье различие между допингом людей и животных. Кроме того, Закон санкционировал такие правонарушения, как отказ или попытка отказа пройти исследование на наличие допинга либо выход за пределы административных запретов, определенных в отношении пользователя или поставщика. Наконец, Закон 1989 года использовал репрессивный государственный аппарат в антидопинговой борьбе, проводимой федерациями» [11].

В Греции «... спортивное законодательство оценивает вопрос допинга двояко, определив его как уголовно-дисциплинарное нарушение морального порядка.

В соответствии с общим уголовным правом допинг расценивается особым спортивным законодательством как незаконное и наказуемое деяние. Использование стимулирующих веществ в спорте, предназначенное для искусственного улучшения спортивных показателей, в качестве незаконного действия включено в состав этих наказуемых деяний. Эти деяния включены в категорию судебно наказуемых проступков, а в качестве наказания за них назначается тюремное заключение. В соответствии с законодательством наказанию подлежат только умышленно совершенные проступки. Спортсмен, использующий подобные вещества, совершает такое деяние намеренно, чтобы добиться результатов, запрещенных законом. С точки зрения спорта в таких случаях происходит искусственное улучшение спортивных результатов, пользователь совершает деяние, приводящее в итоге к вышеупомянутой ситуации...

Для лиц, вводящих спортсмену натуральные или химические вещества, или биологические или биотехнологические материалы, или применяющих к спортсмену запрещенные методики, чтобы достичь улучшения его спортивного состояния, возможностей и результатов в ходе спортивного соревнования или в преддверии предстоящих соревнований, назначается наказание в виде лишения свободы как минимум на 3 - 5 лет и штраф в размере от 25 000

до 50 000 евро, если это деяние не подлежит более суровому наказанию согласно иному положению. Если спортсмен, получивший их, не достиг совершеннолетия, то закон предписывает лишение свободы на срок от 10 до 25 лет» [12].

В Швейцарии также установлена уголовная ответственность за конкретные деяния с допингом. «Любое лицо, которое с целью использования допинга в спорте производит, приобретает, импортирует, экспортирует, перемещает транзитом, перевозит, распределяет, прописывает к применению, продает, передает или хранит препараты, предусмотренные п. 3 ст. 19 данного Закона, или применяет в отношении третьих лиц запрещенные методы, несет наказание, связанное с лишением свободы на срок от 3-х лет и более или в виде денежного штрафа» [13].

В Испании установлено, что «...спортивная лицензия, дающая право на участие в соревнованиях, о которых говорится в предыдущем абзаце, не может быть выдана тем спортсменам, которые понесли наказание за использование допинга, как на государственном уровне, так и международном, пока не истечет действие соответствующего наказания. Также такая дисквалификация препятствует признанию государством и поддержанию статуса спортсмена высокого уровня. Спортсмены, обращающиеся за получением спортивной лицензии, выдаваемой государством или автономным сообществом, могут быть подвергнуты проверке на использование допинга» [14].

Исходя из приведенного анализа законодательства указанных государств, перспективы для совершенствования белорусского спортивного законодательства (в том числе административного и уголовного) имеются неплохие.

В борьбе с допингом не менее важно предусмотреть в национальном трудовом законодательстве (и в ином специальном, например, спортивном), да и в самих спортивных контрактах, возможность расторжения контракта со спортсменом, который нарушает антидопинговые правила. Примеры подобного правового регулирования и практики его применения имеются, как на национальном, так и на международном уровне.

Например, Трудовой кодекс [15] Российской Федерации предусматривает в качестве дополнительного основания прекращения трудового договора со спортсменом нарушение спортсменом, в том числе однократное, общероссийских антидопинговых правил и (или) антидопинговых правил, утвержденных международными антидопинговыми организациями, признанное нарушением по решению соответствующей антидопинговой организации (ст. 348.11).

Опыт рассмотрения спортивных споров ФИФА и CAS позволяет сделать также следующие выводы в отношении применения спортсменами допинга:

положительный результат допинг-тестов может являться обоснованной причиной для расторжения клубом трудового договора в одностороннем порядке;

положительный результат допинг-теста не влечет автоматическую недействительность трудового договора; его расторжение требует однозначного волеизъявления футбольного клуба;

использование футболистом допинга является обоснованной причиной для футбольного клуба в одностороннем порядке расторгнуть трудовой контракт игрока. Более того, игрок будет вынужден выплатить установленную юрисдикционным органом компенсацию [16].

Кстати, министерству спорта или на уровне Правительства Беларуси следовало бы также принять национальные антидопинговые правила. В российском аналоге [17] дается определение, что собой представляет нарушение антидопинговых правил, регулируются вопросы бремени и критериев доказывания, содержится запрещенный список субстанций и методов, порядок проведения тестирования и обработки результатов, дисциплинарная процедура, санкции, апелляция и иные вопросы.

Весьма значимым для спортсменов и государств, чьи интересы спортсмены представляют, является изменение правила о бремени доказывания факта допинга. Раньше сам спортсмен должен был доказывать свою невиновность в применении допинга.

«Долгое время использование допинга рассматривалось как нарушение, подлежащее безусловной ответственности. Поэтому суд, разрешая споры, связанные с применением спортсменами допинга, как правило, руководствовался принципом презумпции виновности спортсмена. Соответственно данному принципу распределялось и бремя доказывания: спортсмен признавался виновным в применении допинга до тех пор, пока им не было доказано обратное. При этом для установления факта нарушения антидопинговых правил ответчику не было необходимости доказывать, что вследствие применения допинга истцом были достигнуты преимущества в соревновании. Так, в прежней редакции Антидопингового кодекса устанавливалось (ст. 4.4, гл. 2): "Достижение положительного эффекта от применения допинга или его отсутствие не имеет значения. Для того, чтобы нарушение антидопинговых правил считалось состоявшимся, достаточно употребления запрещенного вещества". Такая позиция многократно высказывалась и Международным спортивным арбитражным судом в г. Лозанна. При этом не имело

никакого значения, как попал допинг в организм спортсмена - без его ведома, насильно или по настоянию тренера. Спортсмен подлежал освобождению от ответственности только в том случае, если имело место одно из двух обстоятельств:

1) проба была подменена;

2) препарат был подсыпан с умыслом.

Кроме того, суд мог прекратить производство

по делу за невозможностью доказать вину спортсмена в применении допинга» [18].

В настоящее время правила поменялись радикально. Бремя доказывания возложено на антидопинговую организацию, изменены порядок принятия решения по допингу и его апелляции.

«Новая редакция Антидопингового кодекса существенным образом изменила подход к применению мер ответственности за нарушение требований, установленных в Кодексе. Согласно ст. 3.1 на антидопинговую организацию возлагается бремя предоставления доказательств и обоснование того, что имело место неисполнение требований Антидопингового кодекса. При этом для установления факта неисполнения требований Антидопингового кодекса могут применяться любые доказательства, включая добровольное признание вины спортсменом.

Изменился и механизм принятия решения о факте применения допинга: теперь при рассмотрении любого нарушения Антидопингового кодекса будут учитываться как отягчающие, так и смягчающие вину обстоятельства, степень вины спортсмена, факт добровольного признания вины. По сути, это означает, что в случае, если спортсмен сможет четко объяснить, каким образом запрещенное вещество попало в его организм, а также доказать, что его употребление не преследовало цели улучшить его спортивные результаты, санкции за употребление такого вещества могут быть сведены к минимуму, вплоть до отсутствия дисквалификации.

Кроме того, новая редакция Антидопингового кодекса более четко обозначает право ВАДА на подачу апелляции по любому делу, связанному с применением допинга, напрямую в САС, особенно в случаях нерассмотрения антидопинговой организацией дела в разумные сроки или несогласия с решением об отсутствии факта нарушения антидопинговых правил (ст. 13.3)» [19].

С учетом широкого применения в Республике Беларусь альтернативных способов разрешения, в первую очередь экономических и спортивных споров (переговоров, посредничества, примирительной процедуры или медиации, наличие спортивного третейского суда), небезынтересно будет узнать, что не ко всем категориям спортивных споров эти процедуры применимы. Есть и иные особенности.

В частности, посреднические и примирительные процедуры «.носят неформальный характер, а решения, принимаемые в рамках таких процедур, не могут быть принудительно исполнены. Согласно ст. ст. 82 и 86 Спортивно-арбитражного кодекса Международный арбитражный совет в области спорта принимает Правила посредничества [20], регулирующие порядок и особенности данной процедуры. Названные правила находятся в приложении VI к Спортивно-арбитражному кодексу. Согласно этим правилам суть процедуры заключается в том, что Стороны на основании мирового соглашения, при посредничестве САС договариваются о мирном разрешении спора, вытекающего из спортивной деятельности. При этом предметом посредничества могут стать только споры, разрешаемые в порядке обычного арбитражного производства. Все споры по дисциплинарным делам, а также споры, связанные с применением допинга, не подлежат разрешению в порядке посреднической процедуры» [21].

Можно только поддержать такое положение, потому что заключать мировое соглашение или применять какие-либо примирительные процедуры по факту применения допинга противоречило бы здравому смыслу.

Есть как минимум, еще одно обстоятельство, на которое следует обратить внимание в контексте борьбы с допингом. Это максимальная гласность и открытость, максимальное вовлечение в эти процессы общества, всех заинтересованных, в том числе и через публикации. И это, кстати, не право, а обязанность каждого из государств-участников Европейской конвенции 1989 года. «Стороны обязуются разрабатывать и осуществлять в случае необходимости в сотрудничестве с заинтересованными спортивными организациями и с привлечением средств массовой информации образовательные программы и кампании, показывающие опасность для здоровья, связанную с допингом, и наносимый им ущерб этическим ценностям спорта. Эти программы и кампании обращены как к молодежи в школьных учреждениях и спортивных клубах и их родителям, так и к взрослым спортсменам, спортивным руководителям и деятелям и тренерам. Для лиц, работающих в области медицины, эти образовательные программы подчеркивают важность соблюдения медицинской этики» (ст. 6 Европейской конвенции 1989 года).

Как показывает настоящий материал, нерешенных вопросов в борьбе с допингом в спорте остается большое количество. Они нуждаются в нашем дальнейшем исследовании и регулировании.

Примечания:

1. Жабин, H.A. Борьба с допингом в России // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 1. С. 20 - 24.

2. Конвенция "Против применения допинга" (Заключена в г. Страсбурге 16.11.1989). "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 06.02.2006, N 20, 2/1180. Конвенция ратифицирована Законом Республики Беларусь от 04.01.2006 N 83-3 ("Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 06.02.2006, N 20, 2/1180). Вступила в силу для Республики Беларусь 1 мая 2006 года.

3. Международная конвенция Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры "О борьбе с допингом в спорте" (Заключена в г.Париже 19.10.2005). "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 28.07.2008, N 175, 2/1498. Республика Беларусь присоединилась к Конвенции (Закон Республики Беларусь от 16.07.2008 N 401-3. ("Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 28.07.2008, N 175, 2/1498). Республика Беларусь дата вступления в силу -01.04.2009.

4. Закон Республики Беларусь от 18.06.1993 N 2445-XII (ред. от 10.07.2012) "О физической культуре и спорте". "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 08.12.2003, N 135, 2/1000.

5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 27.06.2005 N 698 "О создании учреждения "Национальное антидопинговое агентство". "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 06.07.2005, N 104, 5/16192; Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19.01.2006 N 61(ред. от 05.03.2013) "О создании Межведомственного координационного антидопингового совета при Совете Министров Республики Беларусь". "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 02.02.2006, N 19, 5/17163.

6. Приказ Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 07.09.2005 N 684 "О создании Национального антидопингового агентства" (вместе с "Уставом учреждения "Национальное антидопинговое агентство"). Документ опубликован не был.

7. Постановление Министерства спорта и туризма Республики Беларусь от 29.12.2004 N 13 (ред. от 20.02.2008) "Об утверждении Инструкции о порядке лишения права участия в официальных спортивных соревнованиях Республики Беларусь и в спортивных соревнованиях в составах национальных и сборных команд Республики Беларусь спортсменов, биопробы

которых показали использование запрещенных к применению методов, веществ, и лиц, виновных в применении их спортсменами, а также спортсменов, отказавшихся от допингового контроля". "Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь", 26.01.2005, N 9, 8/11971.

8. См., Терминология спорта: Толковый словарь спортивных терминов / Сост. Ф.П. Суслов, Д.А. Тыш-лер. М., 2001. С. 108.

9. Зайцев, Ю.В., Рогачее, Д.И. Трудовые будни в мире спорта: Особенности регулирования труда спортсменов и тренеров. М.: Статут, 2012. 182 с.

10. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-Ф3 (ред. от 25.12.2012) "О физической культуре и спорте в Российской Федерации". "Собрание законодательства РФ", 10.12.2007, N 50, ст. 6242.

11. Папаниколау, Д. Борьба с допингом во Франции // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 4. С. 31 -37.

12. Панагиотопулос, Д. Уголовная ответственность за допинг по законодательству Греции // Спорт: экономика, право, управление. 2011. N 4. С. 29 - 30.

13. Евтеев, A.B. Правовое регулирование физической культуры и спорта за рубежом: опыт Швейцарии // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 4. С. 23 -29.

14. Соловьев, A.A. Правовое положение спортивных федераций в Испании // Спорт: экономика, право, управление. 2012. N 2. С. 30 - 34.

15. "Трудовой кодекс Российской Федерации" от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 05.04.2013). "Собрание законодательства РФ", 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3.

16. Прокопец, M.A., Рогачев, Д.И., Вегер Ф. де. Разрешение футбольных споров. Анализ практики Палаты по разрешению споров ФИФА, РФС и Спортивного арбитражного суда (г. Лозанна). М.: Статут, 2012. 488 с.

17. Приказ Минспорта России от 02.10.2012 N 267 "Об утверждении Общероссийских антидопинговых правил". "Сборник официальных документов и материалов Министерства спорта РФ", N 11, 2012.

18. Погосян, Е.В. Формы разрешения спортивных споров: монография. М.: Волтерс Клувер, 2011. 160 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

19. Там же.

20. По материалам официального сайта Международного спортивного арбитражного суда: http://www.tas-cas.org.

21. Погосян, Е.В. Формы разрешения спортивных споров: монография. М.: Волтерс Клувер, 2011. 160 с.

214

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.