Научная статья на тему 'ПРАВО НА ЖИЗНЬ, КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ'

ПРАВО НА ЖИЗНЬ, КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
18
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Конституционная ценность / право на жизнь / реализация права / обеспечение права / эвтаназия / международный пакт / Constitutional value / right to life / realization of the right / enforcement of the right / euthanasia / international pact

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джунусова Динара Абдалимовна, Орозматов Жакшылык

В статье рассматриваются вопросы степени защиты прав и свобод человека, которые являются важнейшим показателем состояния и уровня развития гражданского общества и государства. Практика функционирования института защиты прав человека, формирование действенного механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина остается наиболее актуальной проблемой юридической науки и практики. Право на жизнь получило закрепление во множестве нормативных правовых актов КР, не только регулирующих предоставление средств и условий, призванных обеспечить непосредственную защиту человеческой жизни, но и гарантирующих медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, запрет пыток, насилия, жестокого обращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHT TO LIFE AS A CONSTITUTIONAL VALUE

The article deals with the issues of the degree of protection of human rights and freedoms, which are the most important indicator of the state and level of development of civil society and the state. The practice of functioning of the institute for the protection of human rights, the formation of an effective mechanism for ensuring and protecting the rights and freedoms of man and citizen remains the most urgent problem of legal science and practice. The right to life has been enshrined in many regulatory legal acts of the Kyrgyz Republic, which not only regulate the provision of funds and conditions designed to ensure the direct protection of human life, but also guarantee medical care, a favorable environment, and prohibition of torture, violence, and ill-treatment.

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА ЖИЗНЬ, КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. УКУК

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПРАВО JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. LAW

e-ISSN: 1694-8661

№1(2)/2023, 109-115

УДК: 342.565.2

DOI: https://doi.org/10.52754/16948661 2023 1(2) 16

ПРАВО НА ЖИЗНЬ, КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ

ЖАШОО УКУГУ КОНСТИТУЦИЯЛЫК БААЛУУЛУК КАТАРЫ RIGHT TO LIFE AS A CONSTITUTIONAL VALUE

Джунусова Динара Абдалимовна

Джунусова Динара Абдалимовна Zhunusova Dinara Abdalimovna

к.ю.н., доцент, Ошский государственный университет

ю.и.к., доцент, Ош мамлекеттик университети Candidate of Law, Associate Professor, Osh State University dinara81@inbox. ru

Орозматов Жакшылык

Орозматов Жакшылык Orozmatov Zhakshylyk

Ошский государственный университет

Ош мамлекеттик университети Osh State University altykeev96@bk.ru

ПРАВО НА ЖИЗНЬ, КАК КОНСТИТУЦИОННАЯ ЦЕННОСТЬ

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы степени защиты прав и свобод человека, которые являются важнейшим показателем состояния и уровня развития гражданского общества и государства. Практика функционирования института защиты прав человека, формирование действенного механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина остается наиболее актуальной проблемой юридической науки и практики. Право на жизнь получило закрепление во множестве нормативных правовых актов КР, не только регулирующих предоставление средств и условий, призванных обеспечить непосредственную защиту человеческой жизни, но и гарантирующих медицинскую помощь, благоприятную окружающую среду, запрет пыток, насилия, жестокого обращения.

Ключевые слова: Конституционная ценность, право на жизнь, реализация права, обеспечение права, эвтаназия, международный пакт.

ЖАШОО УКУГУ КОНСТИТУЦИЯЛЫК БААЛУУЛУК КАТАРЫ

Аннотация

Макалада жарандык коомдун жана мамлекеттин абалынын жана енугуу децгээлинин эц маанилYY керсеткучу болгон адам укуктарынын жана эркиндиктеринин корголуу даражасы маселелери каралат. Адам укуктарын коргоо институтунун иштее практикасы, адамдын жана жарандын укуктарын жана эркиндиктерин камсыз кылуунун жана коргоонун натыйжалуу механизмин калыптандыруу юридикалык илимдин жана практиканын эц актуалдуу проблемасы бойдон калууда. Жашоо укугу Кыргыз Республикасынын кептеген ченемдик укуктук актыларында бекитилген, алар адамдын емурун тузден-туз коргоону камсыз кылуу учун каралган каражаттарды жана шарттарды гана женге салбастан, ошондой эле медициналык жардамды, жагымдуу чейрену кепилдеечу, ошондой эле жарандардын жашоо-турмушуна тыюу салууну чечкен. кыйноо, зордук-зомбулук жана катаал мамиле.

RIGHT TO LIFE AS A CONSTITUTIONAL VALUE

Abstract

The article deals with the issues of the degree of protection of human rights and freedoms, which are the most important indicator of the state and level of development of civil society and the state. The practice of functioning of the institute for the protection of human rights, the formation of an effective mechanism for ensuring and protecting the rights and freedoms of man and citizen remains the most urgent problem of legal science and practice. The right to life has been enshrined in many regulatory legal acts of the Kyrgyz Republic, which not only regulate the provision of funds and conditions designed to ensure the direct protection of human life, but also guarantee medical care, a favorable environment, and prohibition of torture, violence, and ill-treatment.

Ачкыч свздвр: Конституциялык баалуулук, жашоо укугу, укукту ишке ашыруу, эвтаназия, эл аралык пакт, конвенция.

Keywords: Constitutional value, right to life, realization of the right, enforcement of the right, euthanasia, international pact.

Проблемы, связанные с человеческими ценностями, относятся к числу важнейших для любой из наук, занимающихся человеком и обществом, прежде всего в силу того, что ценности выступают интегративной основой как для отдельно взятого индивида, так и для социальной группы, культуры, нации. Право на жизнь в системе основных прав и свобод человека, его свойства Важнейшим шагом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII-XVШ в.в., которые выдвинули не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократический характер. Дальнейшим этапом углубления и развития каталога прав человека стала вторая половина XX в.

Признание Всеобщей декларации прав человека, Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, Международного пакта о гражданских и политических правах, Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, Конвенции о предупреждении преступлений геноцида и наказания за него, Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации и ряда других важнейших международно-правовых актов явилось неоценимым вкладом в развитие цивилизации и культуры XX в.

Собственно что же касается конституций, то они, подстраиваясь под конкретный период жизни общества каждый день дополнялись водительскими удостоверениями и свободами человека, но, при данном обеспечивали полноправную жизнь не всему социуму в целом, а только кое-какой части общества, являющейся «правящей верхушкой» такового общества. Смысл Конституции ориентируется тем, собственно что общепризнанных мер, поставленные в ней, обязаны играть как конфигурация воплощения гос. воли народа, то есть те задачки , которые становит перед собой разговор, указываются основы его организации и жизнедеятельности. Конституция укрепляет более значимые и социально важные для отдельного человека, общества и страны права и свободы. Для человека они считаются важными критериями обеспечивания его плюсы и чести, свойственной людской личности; натурального права на роль в заключении вопросов прибора и управления что социумом , членом которого он является; общественных и финансовых критерий , важных ему для ублажения актуально весомых для него вещественных и духовных необходимостей [2, с.16]. В следствие этого главные фундаментальные права, отмеченные в конституции страны и наиглавнейших международно-правовых актах, считаются правовой основанием для производных, но не наименее весомых прав. Предметом конституционного права считается не взятое в отдельности то или же другое ведущее право, а все они, совместно взятые, в единстве, в ансамбле. Потому что они регулируют однородные правовые дела меж человеком и правительство (сообществом государств), он и образуют единственный правовой ВУЗ. Данный вывод имеет важное теоретическое значение. Во-первых, он позволяет взглянуть на основные права человека как на нечто целостное. Во-вторых, признание основных прав институционным образованием означает, что оно, как и всякое иное явление реальности, обладает рядом объективных характеристик. Важнейшая из таких - свойства. Свойства не только объединяют основные права в единую правовую категорию, но и дают возможность отграничить от других записанных в различных нормативных актах прав, глубже понять их содержание и социальное назначение. Поскольку свойства основных прав человека имеют важное теоретическое и практическое значение для конституционного права, постольку есть необходимость их адекватного толкования.

Такая необходимость объясняется несколькими обстоятельствами: 1) отсутствием в науке конституционного права научно обоснованной теории свойств основных прав человека (как и прав человека вообще); 2) отсутствием теоретико-правового и конституционно-правового определения понятия - «свойство основного права человека»; 3) широким использованием учеными наряду с термином свойства основных прав» других схожих с ним терминов, таких, как: «качество», «признаки», «черты», «особенности». Поэтому в контексте данной работы представляется необходимым выявить основные свойства конституционных прав вообще, и права на жизнь - в частности. Правоведы довольно часто используют категорию «свойство основных прав человека», но никогда не раскрывают ее.

Это обстоятельство не способствует формированию научной определенности указанной категории и ведет к размытости знаний о правовом явлении, которое отражается ею. То же можно сказать и о случаях использования термина «свойства прав» через союз «и» с другими сходными понятия Высказанное положение можно проиллюстрировать следующими примерами». Видимая разобщенность в использовании терминов «свойство прав», «признак прав» и других имеет под собой основание [2, с.18].

Методологической основой исследования послужила совокупность способов и приемов достижения поставленной цели и решения задач настоящего исследования, включающих: диалектический, системно-структурный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, функциональный, иные методы познания, выработанные и апробированные юридической наукой. Комплексное применение этих и ряда других методов позволило осмыслить и раскрыть материалы. Методологической основой исследования являются такие общенаучные методы, как анализ, синтез, индукция, дедукция, системно-структурный метод. Применение последнего дало возможность целостного восприятия права на жизнь и конституционно-правового механизма его обеспечения и защиты.

Из частнонаучных были использованы методы: сравнительно-правовой, формально-юридический, историко-правовой, статистический, контент-анализа. Сравнительно-правовой (компаративный) метод на основе сопоставления норм по вопросам реализации права на жизнь, содержащихся в международных актах, национальном и зарубежном законодательстве, позволил выявить общее и особенное в закреплении и реализации права на жизнь в Кыргызской Республике. Формально-юридический метод был направлен на уяснение нормативных источников, затрагивающих вопросы реализации конституционного права на жизнь. В ходе применения этого метода определялось и уточнялось содержание специальных понятий и терминов. Историко-правовой метод дал возможность проследить реализацию права на жизнь на различных этапах развития государства. С помощью статистического метода выявлены проблемы в обеспечении и защите права на жизнь. Метод контент-анализа использовался при изучении нормативных актов, материалов юридической практики и средств массовой информации.

Процесс формирования теоретических взоров о праве человека на жизнь одолжил не одно век и длится в реальное время. 1 -ые , аргументированные с философской точки зрения, думы о праве человека на жизнь были сформулированы блестящим британским философом Джоном Локком (1632-1704), ставшим одним из основоположников мнения «естественного права». В частности, в собственных 2-ух трактатах о правлении Дж. Локк писал: «Человек

появляется, как было уже подтверждено, имея право на совершенную свободу и нелимитированное использование всеми водительскими удостоверениями и преимуществами натурального закона в подобный же мере, как любой иной человек или же всевозможные иные люд в мире, и он по природе владеет властью не лишь только защищать собственную имущество, т. е. собственную жизнь, свободу и актив, от повреждений и нападений со стороны иных людей, но еще осуждать и карать за несоблюдение сего закона иных , как такого заслуживает, по его убеждению, данное грех , в том числе и гибелью , в тех случаях, когда гнусность поступка, по его воззрению, сего требует» .Дж.Локк оценивал право на жизнь с точки зрения естественно-правовой концепции и становил его первым между иных натуральных прав. Как раз подобный расклад (естественно-правовой) к праву на жизнь в реальное время считается доминирующим. Рассматривая право на жизнь нужно тронуть вопроса и о том, собственно что же собой дает сама жизнь. Казалось бы, за определением жизни стоит всего адресоваться к трудам величавых философов. Впрочем, как это ни феноменально, но неувязка жизни в философии длительное время не считалась центральной. А те из философов, кто трогал рассмотрения предоставленного мнения, в большинстве случаев незамедлительно же переходил к обсуждению задач погибели или бессмертия. В науке отсутствует целое определение жизни.

В юридической науке, право на жизнь рассматривалось как раз из компонент права на неприкосновенность личности, под коим понималось право на муниципальную службу охраны и защиту от неправомерных посягательств на собственную защищенность лица. Как правило в подобный системы выделяли 3 разновидности неприкосновенности: «физическую (жизнь, самочувствие, телесная целостность), нравственную (честь, достоинство), духовную (возможность на базе свободы волеизъявления располагать собственными действиями, не подвергаться нелегальному принуждению)».

Право на жизнь из 3-х составляющих: «собственно право на жизнь, право на риск и право на остановка жизни (право на смерть)». При данном, в оглавление первого вещества (блока) врубается право на службу охраны самочувствия и врачебную поддержка, право на одобрительную находящуюся вокруг среду, право на необходимый житейский степень и право на защиту жизни. Думаем, собственно что это не абсолютно обоснованно, например как содействует не конкретизации права на жизнь, а ещё большей неопределенности его пределов

Правомочие по постановлению жизнью, значит добровольческое поставление собственной жизни в небезопасное состояние, при недоступности плана привести ее к погибели. Никто из людей не застрахован от катастрофических обстановок, когда томная заболевание, бесталанный случай или же криминальное посягательство делаются предпосылкой опасности его жизни. В случае если убрать данную опасность личными силами не видется вероятным, то за любым законодательно зафиксировано право воззвания за поддержкой к лицам, коих правительство уполномочило на аналогичного семейства работа, обеспечив их профессиональную подготовку (медицинские сотрудники , спасатели, пожарные, работники органов прокуратуры, органов внутренних дел и т. п.).

Право на жизнь - «естественное право человека, оборона которого обхватывает размашистый ансамбль интенсивных поступков всех муниципальных и социальных структур, всякого определенного человека по созданию и поддержанию неопасных общественной и природной среды обитания, критерий жизни. К такового семейства моментам относятся до

этого всего политического деятеля страны , обеспечивающая отказ от войны, боевых методик разрешения общественных и государственных инцидентов , целенаправленная борение с злодеяниями напротив личности, нелегальным сбережением и распространением орудия и пр.»

Право на жизнь, до этого всего, подразумевает проведение государством дружелюбной наружной политические деятели , исключающей войны и инциденты . Недопустимость случайного лишения жизни человека считается по воззрению считается ключевым значением права на жизнь. «Конечно, любой человек имеет возможность отречься от собственного права на жизнь, а еще от применения его компонента — права на неприкосновенность жизни и окончить собственную жизнь самоубийством. Впрочем он не имеет возможность отречься от охраны государством его жизни, являющейся важной обязанностью последнего, которой корреспондирует право человека на неприкосновенность его жизни, обеспеченное цельным вблизи правовых гарантий» — подобный вывод, рассматривая неприкосновенность жизни в качестве главного вещества содержания права на жизнь. Этим образом, к определению мнения право на жизнь нет единственного расклада, собственно что в первую очередь обосновано трудностью определения .1-ое законодательное укрепление права на жизнь случилось в Декларации независимости USA от 4 июля 1776 года. В Декларации закреплялось надлежащее: «Мы считаем бесспорными надлежащие правды: все люд созданы равными и все они даровиты собственным творцом кое-какими неотчуждаемыми водительскими удостоверениями, к количеству коих принадлежат: жизнь, воля и влечение к счастью. Для обеспечивания данных прав учреждены между людей правительства, заимствующие собственную справедливую администрация из согласия управляемых». Впрочем, «Декларация обошла безмолвием вопрос о рабстве, принцип равноправия она раздавала не на всех людей, а лишь только на белоснежных мужчин-собственников, ибо коренные обитатели Америки — краснокожие , которые не были рабами, не врубались в политическую единство , как и рабы».

Декларация прав человека и господина 26 августа 1789 г., рожденная Французской революцией, закрепляла «безопасность» между натуральных и обязательных прав человека (в состав коих не считая защищенности входили еще воля, имущество, и противодействие подавлению (ст.2 Декларации). Впоследствии принятия обозначенных деклараций право на жизнь стало пониматься как более важное благо человека и подключаться в главные внутригосударственные и международные бумаги, с целью придания ему особенной обороны. В 1948 году была принята Повальная декларация прав человека, ставшая первым интернациональным документом, закрепляющим право человека на жизнь [2, с.16]. Сообразно ст.3 Декларации любой человек содержит право на жизнь, на свободу и на собственную неприкосновенность. При данном, Декларация установила, собственно что любой человек обязан владеть всеми водительскими удостоверениями и всеми свободами, провозглашенными истинной Декларацией, без какого бы то ни было различия, когда-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или же других убеждений, государственного или же общественного происхождения, имущественного, сословного или же другого положения. Не считая такого, не надлежит проводиться ни малейшего различия на базе политического, правового или же интернационального статуса государства или же земли, к которой человек принадлежит, автономно от такого, считается ли данная земля независящей, подшефной, несамоуправляющейся или же как-либо по другому ограниченной в собственном

суверенитете. В дальнейшем право на жизнь закрепляется в Международном пакте о гражданских и политических правах. Так, ст.6 Пакта устанавливает, что право на жизнь есть неотъемлемое право каждого человека. Это право охраняется законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни. В странах, которые не отменили смертной казни, смертные приговоры могут выноситься только за самые тяжкие преступления в соответствии с законом, который действовал во время совершения преступления и который не противоречит постановлениям Пакта и Конвенции о предупреждении преступления геноцида и наказании за него [4, с.26].

Литература

1. Конституция Кыргызской Республики. принята референдумом (всенародным голосованием) (Введена в действие Законом КР от 5 мая 2021 года).

2. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией от 10 декабря 1948 г.)

3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS № 005.

4. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.) // «Ведомости Верховного Совета СССР», 1976 г., № 17(1831).

5. Конвенция о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах - участниках Содружества Независимых Государств (от 28 ноября 2005 г. № 48 ст. 4971.

6. Уголовный кодекс Кыргызской Республики от от 2 февраля 2017 года № 19

7. Об охране здоровья граждан в Кыргызской Республике от 9 января 2005 года № 8.

8. Ракимбаев Э. Конституционное право Кыргызской Республики.

9. Джунусова, Д., & Бегматов, Н. (2023). Соотношение независимости судей с их ответственностью, подчиненностью конституции Кыргызской Республики и закону. Вестник Ошского государственного университета. Право, 1(1), 65-76. https://doi.org/10.52754/16948661 2022 1 7

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.