Научная статья на тему 'АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, КАТЕГОРИИ МИГРАНТОВ'

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, КАТЕГОРИИ МИГРАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
миграция / миграционный процесс / иностранные лица / лица без гражданства / правовое положение / административная ответственность / миграционная политика / внешняя миграция / внутренняя миграция / migration / migration process / foreign persons / stateless persons / legal status / administrative responsibility / migration policy / external migration / internal migration

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Джунусова Динара Абдалимовна, Ормокеева Жибек

В статье рассматриваются глобализационные и интеграционные процессы, а с другой напряжённая милитаризированная обстановка, наблюдаемые в последние десятилетия во всем мире, и в том числе на евразийском пространстве, обуславливают усиление миграционной активности населения. Это заставляет теорию, и практику государственного управления реагировать на возникающие изменения, глубже и шире рассматривать все стороны взаимодействия государства с иностранными гражданами и лицами без гражданства, для наиболее эффективного регулирования правового положения данных лиц, которое во многом предопределяет их дальнейшую судьбу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ADMINISTRATIVE LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS IN THE KYRGYZ REPUBLIC, CATEGORIES OF MIGRANTS

The article deals with globalization and integration processes, and on the other hand, the tense militarized situation observed in recent decades throughout the world, including in the Eurasian space, causes an increase in migration activity of the population. This forces the theory and practice of public administration to respond to emerging changes, to consider more deeply and broadly all aspects of the interaction of the state with foreign citizens and stateless persons, for the most effective regulation of the legal status of these persons, which largely determines their future fate.

Текст научной работы на тему «АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, КАТЕГОРИИ МИГРАНТОВ»

ОШ МАМЛЕКЕТТИК УНИВЕРСИТЕТИНИН ЖАРЧЫСЫ. УКУК

ВЕСТНИК ОШСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА. ПРАВО JOURNAL OF OSH STATE UNIVERSITY. LAW

e-ISSN: 1694-8661

№1(2)/2023, 101-108

УДК: 342.565.2

DOI: https://doi.org/10.52754/16948661 2023 1(2) 15

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, КАТЕГОРИИ МИГРАНТОВ

КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ ЧЕТ ЭЛДИК ЖАРАНДАРДЫН АДМИНИСТРАТИВДИК УКУКТУК АБАЛЫ, МИГРАНТТАРДЫН КАТЕГОРИЯЛАРЫ

ADMINISTRATIVE LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS IN THE KYRGYZ REPUBLIC, CATEGORIES OF MIGRANTS

Джунусова Динара Абдалимовна

Джунусова Динара Абдалимовна Zhunusova Dinara Abdalimovna

к.ю.н., доцент, Ошский государственный университет

ю.и.к., доцент, Ош мамлекеттик университети Candidate of Law, Associate Professor, Osh State University

dinara81@inbox.ru_

Ормокеева Жибек

Ормокеева Жибек Ormokeeva Jibek

Ошский государственный университет

Ош мамлекеттик университети Osh State University altvkeev96@bk.ru

АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОЙ СТАТУС ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ, КАТЕГОРИИ МИГРАНТОВ

Аннотация

В статье рассматриваются глобализационные и интеграционные процессы, а с другой напряжённая милитаризированная обстановка, наблюдаемые в последние десятилетия во всем мире, и в том числе на евразийском пространстве, обуславливают усиление миграционной активности населения. Это заставляет теорию, и практику государственного управления реагировать на возникающие изменения, глубже и шире рассматривать все стороны взаимодействия государства с иностранными гражданами и лицами без гражданства, для наиболее эффективного регулирования правового положения данных лиц, которое во многом предопределяет их дальнейшую судьбу .

Ключевые слова: миграция, миграционный процесс, иностранные лица, лица без гражданства, правовое положение, административная ответственность, миграционная политика, внешняя миграция, внутренняя миграция.

КЫРГЫЗ РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ ЧЕТ ЭЛДИК ЖАРАНДАРДЫН АДМИНИСТРАТИВДИК УКУКТУК АБАЛЫ, МИГРАНТТАРДЫН КАТЕГОРИЯЛАРЫ

Аннотация

Макалада глобалдашуу жана интеграциялык процесстер каралат, экинчи жагынан, акыркы он жылдыктарда бYткYл дуйнеде, анын ичинде Евразия мейкиндигинде байкалган курч милитаризацияланган кырдаал калктын миграциялык активд^лугунун есYШYн шарттап жатат. Бул мамлекеттик башкаруунун теориясын жана практикасын пайда болгон езгерYYлерге жооп берYYге, мамлекеттин чет елкелYк жарандар жана жарандыгы жок адамдар менен ез ара аракеттенYYCYHYн бардык аспектилерин теренирээк жана кецири кароого, бул адамдардын укуктук абалын эн натыйжалуу женге салууга мажбурлайт. алардын келечектеги тагдырын негизинен аныктайт.

ADMINISTRATIVE LEGAL STATUS OF FOREIGN CITIZENS IN THE KYRGYZ REPUBLIC, CATEGORIES OF MIGRANTS

Abstract

The article deals with globalization and integration processes, and on the other hand, the tense militarized situation observed in recent decades throughout the world, including in the Eurasian space, causes an increase in migration activity of the population. This forces the theory and practice of public administration to respond to emerging changes, to consider more deeply and broadly all aspects of the interaction of the state with foreign citizens and stateless persons, for the most effective regulation of the legal status of these persons, which largely determines their future fate.

Ачкыч свздвр: миграция, миграциялык процесс, чет eлкeлYк адамдар, жарандыгы жок адамдар, укуктук статус, административдик жоопкерчилик, миграция саясаты, тышкы миграция, ички миграция.

Keywords: migration, migration process, foreign persons, stateless persons, legal status, administrative responsibility, migration policy, external migration, internal migration.

Введение

Иностранными гражданами в Кыргызской Республике признаются лица, не являющиеся гражданами республики и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.

В соответствии с Конституцией Кыргызской Республики иностранным гражданам в Кыргызской Республике гарантируются предусмотренные законодательством права и свободы.Законодательство Кыргызской Республики о правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике состоит из настоящего Закона и иных актов законодательства, определяющих в соответствии с Конституцией Кыргызской Республики правовое положение иностранных граждан в Кыргызской Республике.

В Кыргызской Республике иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и исполняют обязанности наравне с гражданами Кыргызской Республики, кроме случаев, установленных законом или вступившим в установленном законом порядке в силу международным договором, участницей которого является Кыргызская Республика.

Иностранные граждане в Кыргызской Республике равны перед законом независимо от пола,расы, языка, инвалидности, этнической принадлежности, вероисповедания, возраста, политических или иных убеждений, образования, происхождения, имущественного или иного положения, а также других обстоятельств [2, с.15].

В отношении людей тех стран, в которых есть особые лимитирования прав и свобод людей Кыргызской Республики, законодательными актами республики имеют все шансы быть поставлены ответные лимитирования.

Внедрение в Кыргызской Республике собственных прав и свобод не надлежит наносить вред правам и легитимным заинтересованностям людей Кыргызской Республики и иных лиц, заинтересованностям общества и страны.

Воплощение прав и свобод, предоставленных в Кыргызской Республике, неотделимо от выполнения ими обязательств, поставленных законодательством Кыргызской Республики. Оказавшиеся в республике жители должны соблюдать Конституцию Кыргызской Республики и ее законы, с почтением относится к обыкновениям и традициям народа Кыргызстана.

Граждане в Кыргызской Республике, имеют все шансы трудиться в качестве трудящихся и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или же увлекаться другой трудящийся работой на причинах и в порядке, поставленных для людей Кыргызской Республики.

Пока что пребывающие иностранцы имеют все шансы увлекаться работой, в случае если это совместимо с целями и сроками их присутствия в Кыргызской Республике, или же в случае если на то получено отвечающее позволение уполномоченного муниципального органа в области передвижения в порядке, определяемом Правительством Кыргызской Республики [2, с.16].

Иностранцы имеют все шансы в согласовании с законодательством Кыргызской Республики владеть имуществом, правом создателя произведения науки, литературы и искусства, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного эталона, а еще другие имущественные и личностные неимущественные права. Иностранцы имеют право на

получение образования вровень с горожанами Кыргызской Республики в согласовании с порядком, установленным законодательством Кыргызской Республики. Иностранцы, принятые в учебные заведения Кыргызской Республики, имеют права и несут прямые обязанности студентов и учащихся в согласовании с законодательством Кыргызской Республики. Иностранцы в Кыргызской Республике имеют право на использование достижениями культуры вровень с ее горожанами .Иностранцы должны аккуратно касаться к памятникам ситуации и культуры, иным культурным ценностям.

Иностранцы, каждый день живущие в Кыргызской Республике, имеют право вступать на совокупных причинах с горожанами Кыргызской Республики в публичные объединения, не преследующие политические цели, в случае если это не противоречит уставам (положениям) данных объединений. Иностранцам, оказавшимся в Кыргызской Республике, вровень с ее горожанами гарантируется воля совести.

Иностранцы в Кыргызской Республике имеют все шансы заключать и расторгать браки с горожанами Кыргызской Республики и другими лицами в согласовании с законодательством Кыргызской Республики [2, с.17].

Иностранцы используют водительскими удостоверениями и несут прямые обязанности в супружеских домашних отношениях вровень с горожанами Кыргызской Республики. Зарубежным господам в согласовании с законодательством Кыргызской Республики гарантируются неприкосновенность личности, жилья и иные личностные права. Иностранцы имеют все шансы передвигаться по земли Кыргызской Республики и выбирать пространство жительства в согласовании с порядком, установленным законодательством Кыргызской Республики. Лимитирования в передвижении и выборе пространства жительства допускаются, когда это нужно для обеспечивания гос. защищенности, охраны социального около, самочувствия и нравственности населения, обороны прав и легитимных интересов людей Кыргызской Республики и иных лиц. Иностранцы облагаются налогами и сборами на совокупных причинах с горожанами Кыргызской Республики, в случае если другое не учтено законодательством Кыргызской Республики.

Материалы и методы исследования

Методологической основой исследования послужила совокупность способов и приемов достижения поставленной цели и решения задач настоящего исследования, включающих: диалектический, системно-структурный, исторический, формально-юридический, сравнительно-правовой, социологический, функциональный, иные методы познания, выработанные и апробированные юридической наукой. Комплексное применение этих и ряда других методов позволило осмыслить и раскрыть материалы.

Результаты и обсуждения

Страны дальнего и ближнего зарубежья продолжают развиваться и это приводит к тому, что численность иностранных граждан, которые ежегодно приезжают в КР, существенно увеличивается. Сведения статистических данных указывают на увеличения потока беженцев и мигрантов, целью которых является поиск работы, политического

убежища или длявосстановления семьи.

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства во многом похожи, так как данные категории пользуются в Кыргызской Республики правами и несут обязанности наряду с гражданами Кыргызской Республики. Исключением являются случаи, которые установлены законами законами и международными договорами Кыргызской Республики [2, с.20].

После исследования действующего законодательства можно сделать вывод, что иностранцы относятся к юрисдикции государства, в котором прибывают, но также сохраняют права и обязанности по отношению к стране, где имеют свое основное гражданство. Они могут рассчитывать от своего государства защиту и покровительство за рубежом.

Значит, иностранцы присутствуют в своего рода двойном руководстве - под воздействием законов государства присутствия и законов государства гражданства. Для лиц без гражданства есть лишь только правовые обоюдные дела со государством, на земли которой они присутствуют. В случае если обозначенные лица сочтут важным переселиться в иную страну, то в предоставленном случае связь с прежним государством механически прекращается, а с свежим пространством проживания уточняется свежая правовая ассоциация.

В согласовании со статьей 63 Конституции Кыргызской Республики иностранцам и лицам без гражданства предоставляется политическое пристанище. Между мнениями есть важная юридическая разница. Обоснована она тем, собственно что апатрид не содержит гражданства ни в одном государстве.Правовое состояние апатрида ориентируется законами что государства , где он в этот момент живет . При переезде - его ассоциация с прежним государством прекращается и появляется свежая ассоциация с иным государством, где он оказался. Нужно обозначить, по причине несогласованности законов о гражданстве в различных государствах иногда формируется обстановка, собственно что человек потерял гражданство к собственной стране и другого не купил. Значит, он делается лицом без гражданства - апатрида.

В Кыргызской Республики прилагают гигантские старания для уменьшения людей со статусом лиц без гражданства. Так, в случае если рождение малыша лица без гражданства случилось на земли Кыргызской Республики, то он делается уроженцем данной государства. В предоставленной случае КР соблюдает общепризнанных мер Конвенции о урезании без гражданства [2, с.25]. Указанная Конвенция рекомендует всем государствам предоставлять гражданство лицам, живущим на территории государства, и апатридам. Но, если граждане были осуждены за совершенные тяжкие преступление, то данное право утрачивается.

Кыргызская Республика готова укрепиться в качестве полноправногочлена мирового сообщества. Данный факт повлечет необходимость международным общепринятым нормам в системе политико-правовых способов гарантирования прав, свобод личности, в том числе и иностранных граждан.

Социально-экономические новшества внутри страны, формирования взаимодействия с зарубежными странами, сделали КР предметом внимания для представителей многих

видов предпринимательства. В итоге это выявлено как негативное явление, а именно укрепление позиций иностранных преступных групп на территории. Данный факт относится как к криминальным промыслам, так и к легальной сфере экономики.

Большое количество мигрантов на сегодняшний день - это рабочаягруппа граждан. Значительная их часть пребывает в Кыргызскую нелегальным путем. На основании этого они лишены правовой защиты в трудовых отношениях. Поэтому данная категория мигрантов не уплачивают налоги и, более того, проявляют преступную активность на территории Кыргызской Республики.

Половина из них приезжают с различными, несвязанными с заключением трудовых отношений, намерениями. Иностранцы находящихся в стране, превышен срок пребывания на законных склонны трудиться нелегально. Нерегулируемое нахождение иностранных граждан в Кыргызской Республики обоснованно вызывает не только социальные, но и более острые проблемы, которые дестабилизируют основу экономической безопасности государства.

Выводы

В содержании статьи 19 Международного пакта о гражданских и политических правах указано, что право на свободное выражение мнения включает в себя свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно, или посредством печати, или художественных форм выражения, или иными способами по своему выбору .

О свободе мысли и слова непосредственно указано и в Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Статья 10 указанного закона утверждает, что осуществление свободы мысли и слова, свободы печати и информации налагает на лицо определенные обязанности и ответственность и может быть сопряжено с формальностями, условиями, ограничениями и санкциями, которые установлены законом и необходимы в демократическом обществе в интересах государственной безопасности,территориальной целостности ими общественного спокойствия, в целях предотвращения беспорядков и преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защиты репутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации, полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастности правосудия .

В нем указывается, что лицо без гражданства гражданин или гражданин иностранного государства, который проживает на территории Кыргызской Республики постоянно, не может быть учредителем СМИ в КР. Но может быть, как сотрудником, так и руководителем. Так же указанная группа не имеет право учреждать организации, которые осуществляют телевещание, где зона уверенного приема охватывает половину и более половины численности населения страны. Данный запрет распространяется и на российских граждан, имеющие двойное гражданство.

Иностранные граждане, которые обладают видом на жительство на территории Кыргызской Республики, могут осуществлять въезд или выезд на основании документов, удостоверяющих их личность и признаваемыми в Кыргызской Республики. Соответствующий документ, подтверждающий вид на жительство, также входит в

перечень основных документов. Для иностранных граждан, обладающих разрешением временного проживания на территории Кыргызской Республики, для осуществления въезда или выезда в КР потребуется данное разрешение исоответствующая виза.

Современное законодательство Кыргызской Республики пытаетсяисключить в стране нелегальную миграцию. Подобное явление, как нелегальная миграция, опасна своим свободным доступом в страну враждебных элементов: террористических, экстремистских, грозящих безопасности нашей страны.

На данном этапе нормы законодательства не заинтересовывают иностранных инвесторов, высококвалифицированных специалистов, технологии инновационного характера. Это не согласуется с интересами страны в экономическом плане. Но результат последних лет показал положительный результат привлечения иностранных граждан, но КР все еще нуждается в дополнительных ресурсах во многих областях.

На основании доводов, можно сделать вывод, что для осуществления административно-правового регулирования важно правильно сформировать систему контроля за миграционным течением и направлять иностранных граждан в тот регион, где их навык и опыт будет необходим больше всего.

Согласно статье 4 Закона «О правовом положении иностранных граждан» , иностранные граждане имеют в нашей стране права и обязанности на равных условиях с и гражданами. Однако присутствуют и исключения из данного правила, причём -предусмотренные законом. Эта норма пересекается с частью 3 статьи 62 Конституции КР.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что иностранные граждане и лица без гражданства обладают собственным правовым статусом, который в свою очередь состоит из прав, обязанностей, гарантий.

Иностранные граждане и лица без гражданства обладают правами и несут обязанности на одном уровне с гражданами Кыргызской Республики, это является главным принципом, и он закреплен в статье 62 Конституции КР. Однако, есть и исключения, которые установлены законом либо международным договором КР [3, с.25].

Список литературы

1. Закон О правовом положении иностранных граждан в Кыргызской Республике от 14 декабря 1993 года № 1296-Х11

2. Закон КР « О внешней миграции» от 17 июля 2000 года № 61.

3. Закон КР « О внутренней миграции» от 30 июля 2002 года № 133.

4. Закон Кыргызской Республики "О предупреждении и борьбе с торговлей людьми".

5. Конституция Кыргызской Республики. принята референдумом (всенародным голосованием) 27 июня 2010 года (Введена в действие Законом КР от 5 мая 2022 года)

6. Концепция государственной миграционной политики Кыргызской Республики до 2010 года.

7. Постановление Правительства Кыргызской Республики "О некоторых вопросах в сфере трудовой миграции в Кыргызской Республике" от 16 апреля 2019 года №175.

8. Ташыбаева, А., Марзабаева, Б., & Даниярова, Г. (2022). Краткий обзор теоретических концепций общественно-политических систем. Вестник Ошского государственного университета, (2), 133-139. https://doi.org/10.52754/16947452 2022 2 133

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.