Научная статья на тему 'Право на семью ребенка, рожденного в результате применения методов вспомогательных репродуктивных технологий'

Право на семью ребенка, рожденного в результате применения методов вспомогательных репродуктивных технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
302
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ РЕПРОДУКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ПРАВО НА СЕМЬЮ / РЕБЕНОК / ПРАВА РЕБЕНКА / БИОМЕДИЦИНСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ASSISTED REPRODUCTIVE TECHNOLOGIES / THE RIGHT TO A FAMILY / A CHILD / THE RIGHTS OF A CHILD / BIOMEDICAL TECHNOLOGY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михневич А.В., Линева В.С.

Статья посвящена актуальному вопросу о праве на семью ребенка, рожденного с помощью применения таких биотехнологий, как вспомогательные репродуктивные технологии. Авторами поднимается вопрос о содержании права ребенка на семью с учетом особенностей его зачатия, вынашивания и рождения, а именно: рассматриваются право ребенка знать своих родителей, право быть воспитанным своими генетическими родителями, право на их заботу и поддержку, право на совместное проживание с генетическими родителями, обеспечение интересов такого ребенка, его всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, право на особую заботу при утрате родительского попечения. Перечень правомочий ребенка, зачатого и рожденного благодаря ВРТ, не является исчерпывающим. В данной статье рассмотрены только основные правомочия.The article is devoted to the urgent issue of the right to a family of a child born through the use of such biotechnologies as assisted reproductive technologies. The authors raise the question of the content of the right of the child to the family, taking into account the specifics of his conception, bearing and birth, namely: the right of the child to know his parents, the right to be raised by his genetic parents, the right to their care and support, the right to live with genetic parents are considered , ensuring the interests of such a child, his full development, respect for his human dignity, the right to special care in case of loss of parental care. The list of competencies of a child conceived and born due to ART is not exhaustive. This article covers only the basic competencies.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право на семью ребенка, рожденного в результате применения методов вспомогательных репродуктивных технологий»

ПРАВО НА СЕМЬЮ РЕБЕНКА, РОЖДЕННОГО В РЕЗУЛЬТАТЕ ПРИМЕНЕНИЯ МЕТОДОВ ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ РЕПРОДУКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

A.В. Михневич, канд. юрид. наук, доцент

B.С. Линева, магистрант

Кубанский государственнный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (Россия, г. Краснодар)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10606

Аннотация. Статья посвящена актуальному вопросу о праве на семью ребенка, рожденного с помощью применения таких биотехнологий, как вспомогательные репродуктивные технологии. Авторами поднимается вопрос о содержании права ребенка на семью с учетом особенностей его зачатия, вынашивания и рождения, а именно: рассматриваются право ребенка знать своих родителей, право быть воспитанным своими генетическими родителями, право на их заботу и поддержку, право на совместное проживание с генетическими родителями, обеспечение интересов такого ребенка, его всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства, право на особую заботу при утрате родительского попечения. Перечень правомочий ребенка, зачатого и рожденного благодаря ВРТ, не является исчерпывающим. В данной статье рассмотрены только основные правомочия.

Ключевые слова: вспомогательные репродуктивные технологии, право на семью, ребенок, права ребенка, биомедицинские технологии.

Несмотря на особенность специфики зарождения жизни ребенка, зачатого и выношенного с помощью применения методов вспомогательных репродуктивных технологий, этот ребенок такой же маленький человечек, как и ребенок, зачатый и выношенный естественным природным способом. Они ничем друг от друга не отличаются. И законодатель наделяет таких детей одинаковыми субъективными правами и обязанностями, идентично гарантирует и обеспечивает соблюдение членами общества прав детей, рожденных благодаря использованию методов ВРТ. Право ребенка на семью имеет сложное юридическое содержание. Формулировка ст. 38 Конституции РФ «Материнство и детство, семья находятся под защитой государства. Забота о детях, их воспитание -равное право и обязанность родителей» имеет обобщенный, абстрактный характер, и поэтому особое значение приобретает аспект о смысловом наполнении данной нормы. Аналогичную ситуацию мы можем наблюдать при анализе ст. 23 Конституции РФ: «Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Семейная жизнь столь многогранна, что она включает в себя довольно широкий спектр отношений, которые регулируются различными отраслями российского права. В соответствии с главным постулатом российской правовой системы, который гласит, что основным законом России является Конституция РФ, «в отраслевом законодательстве должны быть конкретизированы и детализированы положения, вытекающие из конституционных предписаний и соответствующие конституционным целям и принципам» [1, с. 63].

Пользоваться или не пользоваться тем или иным социальным благом, требовать от других участников правоотношения определенного поведения или не требовать, обращаться за защитой своих прав к государственным органам или не обращаться к ним - все это решает каждый субъект правоотношения самостоятельно и исходя из той совокупности правомочий, которая наполняет собой содержание субъективного права.

Семейно-правовые нормы в своей философской, нравственной и в чем-то духовной наполненности конкретизируют и наполняют дополнительным, более глубо-

ким смыслом любое конституционное право, в том числе и право ребенка на семью.

Здесь следует оговориться, что право ребенка на семью (не важно зачат ли он был с помощью методов ВРТ или нет) и право на семью уже взрослого зрелого человека - это далеко не одно и тоже. И обусловлено это прежде всего тем, что в силу своей незрелости, неспособности на физическом (период младенчества, период дошкольного состояния) и умственном уровне (период младенчества, по сути весь период несовершеннолетия) ребенок просто не в состоянии самостоятельно обеспечить удовлетворение своих нужд и потребностей и как-то защитить себя. Именно поэтому законодатель ввел в СК РФ статью 54, в которой закреплено право ребенка жить и воспитываться в семье: воспитание, забота о нем, помощь ребенку развиваться и существовать в здоровой психологической обстановке, помогать ребенку получать достойное образование, кормить его, обеспечивать одеждой и удовлетворять потребности ребенка реализовывать и раскрывать себя в играх, хобби и спортивных занятиях.

В условиях сложной экономической и политической ситуации в нашей стране на сегодняшний день, к сожалению, очень часто, семья (полноценная и неполноценная) не в состоянии самостоятельно реализовать свои права и обязанности как родителя. И вынуждено обращаться за помощью к государству, которое, в свою очередь, оказывает содействие родителям в содержании и воспитании ребенка. Выражается эта поддержка в выплате пособий, в предоставлении возможности получить образование на бесплатной основе, материальная помощь многодетным семья, матерям - одиночкам, семьям, воспитывающим детей-инвалидов с предоставлением за счет государства бесплатных поездок на санаторно-курортное лечение и так далее.

Право ребенка на семью включает в себя ряд правомочий ребенка: право ребенка знать своих родителей, право на воспитание своими родителями, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, обеспечение его интересов, всесто-

роннее развитие, уважение его человеческого достоинства, право на особую заботу при утрате родительского попечения. Очевидно, данный перечень не является исчерпывающим и может включать, например, право ребенка на общение с родителями, право на восстановление с семьей.

Право ребенка знать своих родителей: казалось бы, очевидный процесс, любой ребенок знает кто его мама и кто его папа и чей, соответственно, он сын или чья она дочь. Но когда встает вопрос о детях, рожденных с помощью применения вспомогательных репродуктивных технологий, то здесь ситуация не очевидная и порою крайне непростая, особенно, когда речь идет о суррогатном материнстве и о ребенке, выношенного суррогатной матерью.

Каждый ребенок имеет право на воспитание своими родителями: тоже на первый взгляд может показаться очевидным правом, не требующим никаких разъяснений, однако, это только на первый взгляд. Воспитание предполагает постоянное систематическое воздействие на личность ребенка, формирование у него принципов нравственности, культурных знаний, привитие любви к образованию, привитие таких умений, навыков и знаний, которые помогут подрастающему ребенку жить в современном мире и быть психологически устойчивым к социальным трудностям и быть профессионально пригодным. Близка нам позиция о том, что «Воспитание можно рассматривать как передачу убеждений, культурных, моральных ценностей и развитие духовных, нравственных качеств ребенка» [2, с. 26].

Часть 2 ст. 38 Конституции РФ гласит: «Забота о детях, их воспитание - равное право и обязанность родителей». Из нее вытекает право ребенка на получение заботы со стороны родителей, которое служит предпосылкой удовлетворения его жизненно важных потребностей. Под заботой следует понимать все виды помощи ребенку (обеспечение его питанием, лечением, одеждой, учебниками и т. п.). Само понятие «забота» как отношение одного человека к другому означает:

1. мысль или деятельность, направленная к благополучию кого-нибудь или чего-нибудь.

2. внимание, попечение, уход. Например, окружить кого-нибудь заботой. Понятие «заботиться» предполагает проявление заботы. Например, заботиться о здоровье, заботиться о детях [3, с. 198].

В свете нюансов, которые появляются в связи с применением методов ВРТ, совместное проживание со своими родителями как естественное и, на наш взгляд, неотъемлемое право любого ребенка, так же имеет свои особенности в отношении ребенка, рожденного с применением методов ВРТ. Исключения из этого правила - ситуации, когда совместное проживание с родителя, к сожалению, может привести к плохим последствиям для ребенка, может навредить его психическому и физическому благополучию. Сложности в реализации этого права возникают, когда родителями ребенка являются граждане иностранного государства. Согласно п. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших возраста 14 лет, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов.

Важное значение в становлении личности имеет право ребенка на обеспечение его интересов, под которыми понимается удовлетворение его жизненно важных потребностей. Соблюдение этого права позволяет расти ребенку физически, духовно и психически здоровым, создает возможность для нормального и всестороннего развития его индивидуальных способностей.

Крайне важное значение в будущей жизни и самореализации любого человека имеет такое понятие, как «уважение человеческого достоинства ребенка» родителями и другими членами семьи. Согласно требованиям семейного законодательства недопустимо относиться к ребенку пренебрежительно, уничижительно, применять жестокость, каким-либо способом (физически или психологически) унижать человеческое достоинство маленького человечка (п. 1 ст. 65 СК РФ).

Все перечисленные права относятся напрямую к детям, проживающим в семье, имеющим родителей или хотя бы одного родителя. Какова правовая ситуация в отношении ребенка, который лишился семьи (родители погибли, или были лишены родительских прав - так называемое социальное сиротство)? На наш взгляд такой ребенок имеет право на особую заботу.

В помощь и в реализацию права таких детей жить и воспитываться в семье, как преимущественной формы социального устройства детей, разработана и детально отрегулирована семейным и гражданским процессуальным законодательством правовой институт усыновления. Однако это не единственный вариант. Довольно распространена такая форма устройства детей, как помещение их в приемную семью, в семью опекуна (попечителя).

Ребенок имеет право на общение с родителями и другими родственниками, когда он проживает отдельно от родителей или одного из них, а также в случаях, если родители проживают в разных государствах.

Право на неприкосновенность семейной жизни как элемент права на семью вытекает из ч. 1 ст. 23 Конституции РФ. В правовых нормах устанавливаются пределы вмешательства в семейную жизнь человека, в том числе и ребенка, хотя степень вмешательства государства в семейную жизнь во имя блага ребенка (при нарушении его прав родителями) может существенно возрасти.

На период с 2012-2017 годы была разработана Национальная стратегия действий в интересах ребенка и в продолжение развития и закрепления тех результатов, которые были достигнуты в результате реализации положений Национальной стратегии, Президентом РФ Путиным В.В. подписан указ в 2017 году «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» [4]. Правительство РФ во главе с Медведевым Д. разработало План мероприятий до 2020 года: бережное отношение к семейным ценностям и к детям, доступное качественное образование, обеспечение культурного и физического развития ребенка, совершенствование системы

здравоохранения в целях оказания своевременной качественной медицинской помощи детям и так далее.

Подведём итоги. Анализ рассмотрения базового составляющего элемента правового статуса ребенка - права ребенка на семью, показал следующее: любой ребенок, в том числе и ребенок, рожденный с помощью методов ВРТ имеет право знать своих родителей, проживать с ними, быть воспитанным ими, получать от них заботу во всех проявлениях, имеет право всесто-

другой человек, ребенок, рожденный благодаря применению методов ВРТ, имеет право на уважительное и добропорядочное отношение к нему и к его интересам как со стороны близких родственников, так и со стороны общества и государства.

В случае потери семьи, государство обязывается взять заботу о данном ребенке на себя в лице специализированных детских учреждений и постараться устроить детей-сирот в приемные семьи или обеспечить их усыновление.

ронне развиваться. Так же, как и любой

Библиографический список

1. Певцова И.Е. Право ребенка на семью // Конституционное и муниципальное право. -2012. - №12. - С. 63

2. Косова О.Ю. Семья и право ребенка на образование // Труды Института государства и права Российской академии наук. - 2018. - №2. - С. 26.

3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. 4-е изд., доп. - М.: ООО «А ТЕМП», 2016. - 198 с.

4. Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства: Указ Президента РФ от 29.05.2017 г. № 240 // Российская газета. N 115. 30.05.2017.

RIGHT TO A CHILD'S FAMILY BORN AS A RESULT OF APPLICATION OF AUXILIARY REPRODUCTIVE TECHNOLOGY METHODS

A.V. Mikhnevich, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor V.S. Lineva, Graduate Student Trubilin Kuban State Agrarian University (Russia, Krasnodar)

Abstract. The article is devoted to the urgent issue of the right to a family of a child born through the use of such biotechnologies as assisted reproductive technologies. The authors raise the question of the content of the right of the child to the family, taking into account the specifics of his conception, bearing and birth, namely: the right of the child to know his parents, the right to be raised by his genetic parents, the right to their care and support, the right to live with genetic parents are considered , ensuring the interests of such a child, his full development, respect for his human dignity, the right to special care in case of loss of parental care. The list of competencies of a child conceived and born due to ART is not exhaustive. This article covers only the basic competencies.

Keywords: assisted reproductive technologies, the right to a family, a child, the rights of a child, biomedical technology.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.