УДК 343.98
М.С. Мунатов
ПРАВО НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКУЮ ПОМОЩЬ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ ПРИНЦИПОВ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
В статье автором уделяется внимание проблеме охраны здоровья, ненадлежащего оказания медицинской помощи, которая сегодня для граждан является одной из самых животрепещущих. Ежегодно растёт количество обращений в различные органы об имевших место по мнению граждан нарушениях при оказании им медицинской помощи. В связи с этим возникла необходимость в совершенствовании правоприменительной практики, которая позволит с одной стороны добиться исключения случаев необоснованного привлечения врачей к уголовной ответственности, с другой - более эффективно защищать права пациентов от возможных неквалифицированных действий медицинских работников. Вместе с тем, автором делается акцент на то, что необходимы глобальные действенные меры, со стороны всех ветвей власти, так как проблемы охраны здоровья носят комплексный характер.
Ключевые слова: охрана здоровья, медицинская помощь, ответственность медицинских работников, уголовная ответственность ятрогенные преступления.
M.S. Munatov
A RIGHT TO HEALTH PROTECTION AND MEDICAL HELP AS ONE OF THE FUNDAMENTAL PRINCIPLES IN THE CONSTITUTION OF THE
RUSSIAN FEDERATION
The author discusses the problem of health protection and substandard medical help, which is one of the most relevant topics for people today. The number of appeals from citizens to different agencies regarding possible violations in providing healthcare is growing year by year. In this connection, it is necessary to improve the practice of law enforcement, which will make it possible, on the one hand, to eliminate unsubstantiated prosecution of doctors, and, on the other hand, to provide a more efficient protection of patients against possible unqualified actions of healthcare employees. At the same time, the author stresses that comprehensive measures should be undertaken by all branches of power as the problems of healthcare are complex.
Keywords: health protection, medical care, responsibility of healthcare workers, criminal responsibility, iatrogenic crimes.
В соответствии со статьей 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ) на протяжении последних четырех лет приоритеты граждан Российской Федерации остаются неизменными. На первом месте приоритетов качества жизни для наших сограждан располагается здоровье1.
В этой связи притязания граждан к качеству оказываемой медицинской помощи, охране здоровья в настоящее время располагаются на достаточно высоком уровне.
Вместе с тем, всегда медицинская деятельность сопровождается неблагоприятными исходами. Сталкиваясь с такими исходами граждане, будучи неосведомленными о всех нюансах оказания медицинской помощи, или столкнувшись с равнодушием либо некорректным поведением со стороны медицинских работников, а также видя реальные нарушения и недостатки в действиях медицинских работников, желают восстановить свои, по их мнению, нарушенные права в части охраны здоровья и медицинской помощи.
Однако, действующее законодательство Российской Федерации весьма расплывчато предусматривает порядок восстановления нарушенных прав граждан в сфере охраны здоровья. По сути гражданин, столкнувшись с ненадлежащим оказанием медицинской помощи, остается один на один с медицинским учреждением, его работниками и выявленными недостатками в оказанной помощи.
Оказавшись в такой ситуации одна часть граждан, имеющих определённый уровень правовых знаний обращается самостоятельно суд с гражданским иском о возмещении причиненного медицинскими работниками как морального, так и физического вреда. При этом, стоит отметить, что далеко не всем обратившимся с иском гражданам суды удовлетворяют исковые требования. В итоге на указанное лицо помимо прочего ложатся еще и процессуальные издержки, связанные с привлечением юристов, проведением дорогостоящих комиссионных судебно-медицинских экспертиз и т.д.
Другая часть граждан обращается в контрольные либо надзорные органы с просьбами о проведении проверок. Основными такими органами являются региональные министерства либо департаменты здравоохранения, территориальные органы Росздравнадзора и прокуратура. Вместе с тем, проверки, проведенные данными органами, фактически заканчиваются констатацией фактов наличия либо отсутствия тех или иных нарушений при оказании медицинской помощи, привлечением юридических лиц, должностных лиц либо отдельных медицинских работников к дисциплинарной, либо административной ответственности. Вопрос о восстановлении нарушенных прав гражданина остается на откуп самому заявителю.
1 Официальный сайт Всероссийского центра изучения общественного мнения [эл.ресурс]. URL: https://wciom.ru (дата обращения 03.12.2018).
Третья часть граждан минуя вышеуказанные пути, либо уже пройдя их, по итогу обращается в правоохранительные органы (органы внутренних дел, Следственный комитет Российской Федерации), с просьбой о привлечении именно к уголовной ответственности медицинских работников.
Подавляющая часть преступлений, совершаемых в сфере профессиональной медицинской деятельности, расследуется именно следователями Следственного комитета Российской Федерации.
В последнее время сложилось мнение об усилении уголовного преследования представителей врачебного сообщества именно за профессиональные правонарушения, однако такая позиция не вполне соответствует действительности.
В настоящее время действующая редакция УК РФ не предусматривает единой статьи, применимой к медицинским работникам. В следственной и судебной практике действия медицинского работника, по большей части, квалифицируются по ч. 2 ст. 109 УК РФ, когда некачественное оказание помощи больному и невыполнение требований нормативных правовых актов и иных документов, регламентирующих профессиональную деятельность медицинских работников, приводит к смерти человека. Также действия медицинских работников могут квалифицировать по таким составам преступлений, как ст. 124 УК РФ (неоказание помощи больному), по ст. 235 УК РФ (незаконное осуществление медицинской деятельности или фармацевтической деятельности), пост. 238 УК РФ (производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни или здоровья потребителей). Также действиям отдельных должностных лиц медицинских учреждений может даваться оценка по ст. 293 УК РФ (халатность).
В части совершенствования действующего уголовного законодательства следует отметить, что в ходе договоренностей Председателя Следственного комитета России А.И. Бастрыкина и Президента Союза медицинского сообщества «Национальная Медицинская Палата» Л.М. Рошаля была создана межведомственная рабочая группа по вопросам подготовки предложений о внесении в УК РФ изменений, касающихся установления специальных норм ответственности медицинских работников за преступления по службе. Цель деятельности этой рабочей группы - совершенствование правоприменительной практики, которая позволит с одной стороны добиться исключения случаев необоснованного привлечения врачей к уголовной ответственности, с другой - более эффективно защищать права пациентов от возможных неквалифицированных действий медицинских работников.
Согласно статистике Следственного комитета Российской Федерации, наблюдается существенное увеличение числа возбужденных уголовных дел по фактам ненадлежащего оказания медицинской помощи по сравнению с прошлыми годами: за 9 месяцев 2018 г. возбуждено 1557 уголовных дел (за весь 2017 г. — 1791). Из них в суд направлено 176 уголовных дел (за 2017 г. — 175), т.е. около 10 % от всех возбужденных. Основная масса возбужденных уголовных дел прекращается: за 9 месяцев 2018 г. 976 уголовных дел (за весь 2017 г. — 869 дел).
Приведенные статистические показатели указывают на то, что органами следствия в рамках досудебного производства принимаются меры к установлению всех обстоятельств, предусмотренных ст. 73 УПК РФ, и только при наличии необходимой совокупности доказательств принимается решение о привлечении медицинского работника к предусмотренной уголовным законодательством ответственности.
Вместе с тем расследование таких дел представляет особую сложность: следователи работают в тесном взаимодействии с судебно-медицинскими экспертами, на профессиональную оценку которых полагаются при решении сугубо медицинских вопросов, связанных с использованием специальных знаний, проверяют действия медицинского работника в условиях обоснованного риска, крайней необходимости, учитывают объективные причины невыполнения медиком требований нормативно-правовых документов, регламентирующих процесс оказания медицинской помощи, проверяют версии самих медицинских работников и их взгляд на профессиональное происшествие. Это сложная, кропотливая и многоаспектная деятельность следствия. Именно поэтому расследованием таких преступлений занимаются наиболее опытные и подготовленные следователи [1, с. 8].
Таким образом, следует обратить внимание, что решение возникающих проблем, в части ненадлежащего оказанием медицинской помощи гражданам, со стороны следствия носит более оперативный характер. Вместе с тем, решая только следственные проблемы, невозможно в корне разрешить имеющийся в настоящее время комплекс проблем, который касается не только следственных органов, но и судебно-медицинские службы, иные контрольные и надзорные органы. Необходимы глобальные действенные меры, со стороны всех ветвей власти, в том числе исполнительной, законодательной. К таковым мерам возможно отнести введение административной ответственности медицинских работников, повышение роли страховых компаний в области медицины в части возмещения причиненного вреда гражданам, проведение массовой просветительской деятельности со стороны органов здравоохранения и т.д.
Список использованной литературы
1. Багмет А.М. Без осложнений медицины не бывает?! // Актуальные проблемы медицины и биологии. - 2018. - № 2. - С. 6-10.
Информация об авторе
Мунатов Михаил Сергеевич - аспирант Московской академии Следственного комитета Российской Федерации, капитан юстиции, заместитель руководителя отдела криминалистики, Следственное управление Следственного комитета по Иркутской области, 664001, г. Иркутск, ул. Володарского, 11, e-mail: [email protected].
Information about the author
Munatov, Mikhail S.- Postgraduate Student, Moscow Academy of the Investigative Committee of the Russian Federation, Captain of Justice, Deputy Head, Crimi-
nalistics Department of the Investigation Office of the Investigative Committee for Irkutsk Region, Volodarsky st., 11, Irkutsk, 664001; e-mail: [email protected].