Научная статья на тему 'ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ'

ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
55
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА / ПРАВО / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭФФЕКТИВНОЕ РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Осипян Милена Эриковна

Научная статья посвящена раскрытию дискуссионного вопроса о праве на образование как компоненте становления и развития правовой культуры в современной России. Правовое государство, которое подразумевает гарантию защиты прав и свобод граждан, может утвердиться и развиваться только при высокой правовой культуре поколений. В работе раскрывается конечная цель осуществления правового образования и демонстрируется его взаимосвязь с формированием правосознания у молодежи. Автор рассматривает проблемы, возникающие с низким уровнем правового образования в обществе, и обращает внимание на возможные пути повышения эффективности развития правовой культуры. В статье особое внимание уделяется вопросу о необходимости усиления воспитательного воздействия на молодое поколение в направлении формирования позитивного отношения к закону и закреплении жизненных ориентиров, отвечающих за правомерное поведение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RIGHT TO EDUCATION AS A COMPONENT OF THE EFFECTIVE DEVELOPMENT OF LEGAL CULTURE

The scientific article is devoted to the disclosure of the controversial issue of the right to education as a component of the formation and development of legal culture in modern Russia. The legal state, which implies a guarantee of the protection of the rights and freedoms of citizens, can be established and developed only with a high legal culture of generations. The article reveals the ultimate goal of legal education and demonstrates its relationship with the formation of legal awareness among young people. The author examines the problems that arise with a low level of legal education in society, and draws attention to possible ways of improving the effectiveness of the development of legal culture. The article pays special attention to the issue of the need to strengthen the educational impact on the younger generation in the direction of forming a positive attitude to the law and consolidating life guidelines responsible for lawful behavior.

Текст научной работы на тему «ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ»

Право на образование как составляющая эффективного развития правовой культуры The right to education as a component of the effective development of legal culture

Осипян Милена Эриковна

ФГБОУВО «РГУП» Россия, г. Москва

Osipyan Milena Erikovna

FGBOU VO "RGUP" Russia, Moscow

Аннотация.

Научная статья посвящена раскрытию дискуссионного вопроса о праве на образование как компоненте становления и развития правовой культуры в современной России. Правовое государство, которое подразумевает гарантию защиты прав и свобод граждан, может утвердиться и развиваться только при высокой правовой культуре поколений. В работе раскрывается конечная цель осуществления правового образования и демонстрируется его взаимосвязь с формированием правосознания у молодежи. Автор рассматривает проблемы, возникающие с низким уровнем правового образования в обществе, и обращает внимание на возможные пути повышения эффективности развития правовой культуры. В статье особое внимание уделяется вопросу о необходимости усиления воспитательного воздействия на молодое поколение в направлении формирования позитивного отношения к закону и закреплении жизненных ориентиров, отвечающих за правомерное поведение.

Annotation.

The scientific article is devoted to the disclosure of the controversial issue of the right to education as a component of the formation and development of legal culture in modern Russia. The legal state, which implies a guarantee of the protection of the rights and freedoms of citizens, can be established and developed only with a high legal culture of generations. The article reveals the ultimate goal of legal education and demonstrates its relationship with the formation of legal awareness among young people. The author examines the problems that arise with a low level of legal education in society, and draws attention to possible ways of improving the effectiveness of the development of legal culture. The article pays special attention to the issue of the need to strengthen the educational impact on the younger generation in the direction of forming a positive attitude to the law and consolidating life guidelines responsible for lawful behavior.

Ключевые слова: право на образование, правовая культура, право, правовое государство, юридическое образование, эффективное развитие.

Key words: the right to education, legal culture, law, legal state, legal education, effective development.

Стоит начать с того, что в современном мире все большую популярность приобретают разнообразные виды деятельности, которые непосредственно связаны с концепциями образования и направлены на повышение уровня правовой культуры. Актуальность данного вопроса обусловлена отсутствием единой позиции относительно понимания специфики российской правовой культуры и правового образования, а также неоднозначным мнением по поводу эффективности существующих систем образования.

Для того, чтобы рассмотреть поднятый вопрос, необходимо раскрыть два ключевых понятия: «право на образование» и «правовая культура».

Право на образование - гарантированная государством и международным правом фактическая возможность лица получать, обладать и пользоваться знаниями, умениями, навыками в целях повышения своего образовательного и культурного уровня. При рассмотрении данного понятия следует обратиться к части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого на образование. Стоит отметить, что существуют точки зрения, согласно которым, формулировка, содержащаяся в основополагающем Законе Российской Федерации, включает еще и элементы долженствования, что подчеркивает еще более серьезное восприятие данного права как одного из важнейших прав человека. Однако, есть и еще одна норма, которая гарантирует право каждого на образование, она закреплена в статье 5 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Право на образование считают одним из наиболее значимых социальных прав человека, поскольку оно связано с приобретением индивидом новых знаний, накоплением опыта, умственным развитием, культурным обогащением и взаимодействием с социумом, иными словами, создает предпосылку для формирования личности. Данное право можно расценивать как условие достойного существования человека в обществе, удовлетворения его духовных и материальных потребностей.

Рассматривая взаимосвязь уже названных понятий, следует обратить внимание на то, что в юридической литературе существуют подходы к определению содержания права на образование. В.И. Шкатулла полагает, что статья 43 Конституции Российской Федерации подразумевает возможность получения дошкольного, основного общего, среднего профессионального и высшего образования. При этом В.И. Шкатулла обращает внимание на то, что данный перечень можно более подробно и точно раскрыть благодаря законодательству об образовании, где, например, право на высшее образование включает в себя право на высшее профессиональное образование с квалификацией «бакалавр», «дипломированный специалист», «магистр».

Наиболее распространенным и всеобъемлющим является подход, согласно которому конституционное право на образование состоит из ряда элементов, вытекающих из Конституции Российской Федерации (статья 43), Всеобщей декларации прав человека (статья 26), Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах (статьи 13, 14) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».

Правовая культура является комплексом представлений общности людей о праве, а также его реализации и деятельность государственных органов и должностных лиц. А.Ф. Черданцев, в свою очередь, отметил, что данное понятие должно быть рассмотрено более широко, так как оно включает в себя все, что было создано человеком в правовой сфере. Из этого следует, что уровень правовой культуры определяет состояние юридической науки, степень разработанности нормативных правовых актов и «состояние правопорядка» в целом. Учитывая вышеизложенное, можно заметить, что уровень образования влияет на культуру и мировоззрение человека.

Правовая культура, в свою очередь, выступает в роли составной части общей культуры и для нее характерен ряд факторов, включающих потребность в праве и правовых нормах, развитие в обществе юридических наук и юридического образования, совершенствование существующей правовой системы, эффективная деятельность государственных органов и, наконец, осуществление защиты прав личности.

Культура является результатом творчества человека и в какой-то мере отражением его внутреннего мира, отсюда следует, что от уровня правовой культуры граждан зависят формирование и функционирование правового государства. В то же время, являясь частью базовой культуры личности, правосознание представителя молодого поколения включает в себя понимание смысла правовых норм, жизненные ориентиры, направленные на правомерное поведение, готовность соблюдать предписания, умение и желание отстаивать свои права и свободы, активную гражданскую позицию и обладание мотивацией повышать уровень правовой культуры.

Правовое государство развивается по мере построения гражданского общества, в связи с чем для данного процесса важно получение образования подрастающим поколением с помощью эффективной системы образовательных стандартов. В свою очередь, развитие правовой культуры среди молодежи подразумевает приобретение специалистами необходимых знаний, повышения уровня их правосознания, что должно быть обеспечено получением юридического образования. На сегодняшний день можно расценивать правовое образование как «вклад» государства, его органов и различных общественных институтов в процесс формирования и повышения уровня правовой культуры у молодежи. Важность повышения уровня правосознания у данной категории граждан связана особым положением молодых людей, которое обусловлено совокупностью физиологических, психологических и интеллектуальных особенностей. Иными словами, речь идет о личностях,

чаще всего окончательно не сформировавшихся, находящихся в большой зависимости от окружения, среды, материального положения и морального климата в семье и так далее.

Для того, чтобы образовательные программы были эффективными, необходимо обозначить цель, ради которой они будут реализованы. С точки зрения правоведов, конечной целью осуществления правового образования должно быть формирование правовой культуры у обучающихся, это подразумевает, что при получения соответствующего образования молодые люди станут специалистами с определенным уровнем правовой культуры и высокой степени правосознания. При этом, нельзя не отметить, что структура правосознания включает в себя несколько компонентов. Во-первых, стоит сказать о правовом мышлении, взглядах и убеждениях личности. Во-вторых, речь идет о правовых ценностях, чувствах, жизненных ориентирах. А в-третьих, в структуру включаются правовые установки и привычки, само правомерное или, наоборот, неправомерное поведение человека.

Стоит отметить, что на сегодняшний день существуют определенные проблемы в процессе формирования правовой культуры. Если объективно оценивать сложившуюся ситуацию в обществе, можно заметить, что присутствует некоторая правовая безграмотность населения, противоречивость нормативных правовых актов, правовой нигилизм и даже отрицание некоторых нравственных принципов. Справедливо говорить о незнании большей части граждан своих же прав, неосведомленности граждан о том, как избежать их нарушения и как защищать законные интересы. Однако, в некоторых случаях и юридическое образование не является гарантией высокого уровня правовой культуры, поскольку даже среди будущих и уже работающих юристов есть лица, идеализирующие реальную действительность и нормативные правовые акты. Есть примеры, когда люди с полученным юридическим образованием имеют неверное представление об актуальной правовой ситуации. Например, как показала практика, многие уверены, что на территории Российской Федерации до сих пор формально существует мораторий на смертную казнь. Однако, как известно, Конституционный Суд вынес Определение № 1344-О-Р, в котором сказано, что смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей, поскольку рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей является гарантией судебной защиты права каждого на жизнь. Исходя из этого примера, можно говорить о возможности влиянии СМИ на правосознание и грамотность граждан. Соответственно, для того, чтобы избежать подобных заблуждений необходимо повышать уровень правосознания граждан в том числе и путем создания эффективной системы образования, включая усиленное правовое воспитание.

Говоря о проблемах, нельзя не сказать о противоправном поведении представителей разных возрастных категорий с низким уровнем правовой культуры. Особое внимание стоит обратить на то, что одной из наиболее актуальных проблем современного общества на сегодняшний день является преступность несовершеннолетних. Это подтверждается многочисленными статистическими показателями, которые отражают учащение случаев проявления подростковой преступности . Тенденция показывает, что данная возрастная категория еще не сформировавшихся личностей является «криминально пораженной». Совершеннолетние граждане, обладающие бОльшим жизненным опытом, имея собственное мировоззрение и принципы, могут оказывать довольно сильное влияние на лиц, не достигших 18 лет, в силу не до конца сформировавшейся психики. В связи с этим, необходимо говорить о постоянном повышении уровня воспитания, правовой культуры и образования для улучшения сложившейся ситуации. Важно учитывать и исследовать все факторы, в особенности, возможное влияние взрослых (в том числе исходя из вероятности вовлечения в преступление несовершеннолетних старшим поколением) и обстоятельства, в которых растут и воспитываются дети. Для решения данной проблемы

необходимо комплексное рассмотрение вопросов о проведении бесед с подрастающим поколением, которые будут направлены на закрепление правильных жизненных ценностей, позитивного отношения к принятым нормам, и о улучшения качества работы и повышении квалификации представителей профессий, подразумевающих взаимодействие с несовершеннолетними, включая педагогов, психологов, правоохранительные органы, судей. Молодое поколение - будущее страны, соответственно, при высоком уровне преступности среди несовершеннолетних, следует серьезно заниматься решением данного вопроса.

Концепция правовой культуры нуждается в совместной работе не только юристов, но и философов, социологов, культурологов. При этом стоит отметить, что большое значение в разработке правового образования имеют и психологические составляющие правового сознания личности.

Исходя из вышесказанного, можно прийти к выводу, что правовая культура должна стать ключевым элементом системы образования и воспитания. Право на образование при наличии современных систем образования и моделей правовоспитательной деятельности позволяет эффективно повышать уровень правовой культуры у подрастающего поколения, благодаря чему будущие специалисты не только развиваются с учетом своих индивидуальных способностей и потребностей государства в квалифицированных кадрах для представления конкуренции на рынке труда , но и формируют гражданское общество для дальнейшего развития правового государства.

Список используемой литературы:

1. Всеобщая декларация прав человека. Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.

2. Международный пакт об экономических, социальных и куль турных правах. Принят резолюцией 2200 А (XXI) Генеральной Ассам-блеи ООН от 16 декабря 1966 г.

3. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

4. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ

5. Теория государства и права : Учебник для вузов / А.Ф. Черданцев - М. : Юрайт, 1999. - 429 с.

6. Ягофаров Д.А. Образовательное право: опыт теоретического осмысления // Образование и наука. -2000. - No 4. - С. 54-61.

7. Шкатулла В.И. Образовательное право. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. - 688 с.

8. Комплексный анализ состояния преступности в Российской Фе- дерации и расчетные варианты ее развития : аналитический обзор / Ю. М. Антонян, Д. А. Бражников, М. В. Гончарова и др. - М. : ФГКУ «ВНИИ МВД России», 2018. - С. 70-74

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.