DOI 10.47643/1815-1329_2023_6_192 УДК 343.123.1
ПРАВО НА БЕСПЛАТНУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ И ПРАВО НА КВАЛИФИЦИРОВАННУЮ ЮРИДИЧЕСКУЮ ПОМОЩЬ: СООТНОШЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ THE RIGHT TO FREE LEGAL ASSISTANCE AND THE RIGHT TO QUALIFIED LEGAL ASSISTANCE: CORRELATION AND PRACTICAL IMPLEMENTATION КУЛЕШ Елена Александровна,
кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры уголовного процесса
ФГКОУ ВО «Уфимский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации». 450091, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Муксинова, 2. E-mail: eakulesh@mail.ru;
Kulesh E.A.,
Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Federal State Governmental Educational Institution of Higher Education (FSGEI HE) Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs (MIA) of Russia Head of the Department of Criminal Procedure. 450091, Republic of Bashkortostan, Ufa, Muksinova str., 2. E-mail: eakulesh@mail.ru
Краткая аннотация. В статье рассматривается соотношение определений «квалифицированная» и «бесплатная» применительно к юридической помощи. В результате автор приходит к выводу, что квалифицированная правовая помощь может быть оказана бесплатно (это право юриста, имеющего соответствующую квалификацию). При этом бесплатная правовая помощь априори должна быть квалифицированной, иначе в ней теряется изначальный смысл. Деятельность лиц, не имеющих юридическое образование и необходимые навыки, с целью оказания правовой помощи, предлагается именовать информационным содействием. Основная задача органов государственной власти при этом, по мнению автора, - ведение единых реестров субъектов, оказывающих правовую, консультационную и информационную поддержку населению с целью последующего контроля.
Abstract. The article discusses the relationship between the definitions of "qualified" and "free" in relation to legal assistance. As a result, the author comes to the conclusion that qualified legal assistance can be provided free of charge (this is the right of a lawyer with the appropriate qualifications). At the same time, free legal assistance must a priori be qualified, otherwise it loses its original meaning. The activity of persons who do not have a legal education and the necessary skills, in order to provide legal assistance, is proposed to be called information assistance. The main task of public authorities in this case, according to the author, is the maintenance of unified registers of entities providing legal, consulting and information support to the population for the purpose of subsequent control.
Ключевые слова: правовая помощь; квалификация; безвозмездная помощь; pro bono; качество правовой помощи.
Keywords: legal assistance; qualification; free legal assistance; pro bono; quality of legal assistance.
Для цитирования: Кулеш Е.А. Право на бесплатную юридическую помощь и право на квалифицированную юридическую помощь: соотношение и практическая реализация // Аграрное и земельное право. 2023. № 6(222). С. 192-194. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_192.
For citation: Kulesh E.A. The right to free legal assistance and the right to qualified legal assistance: correlation and practical implementation // Agrarian and Land Law. 2023. No. 6(222). pp. 192-194. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_6_192.
Статья поступила в редакцию: 29.04.2023
Определения «квалифицированная» и «бесплатная» применительно к юридической помощи зачастую употребляются вместе. Так, А.А. Васильев в своем исследовании [6] указывает, что «право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь заключается в возможности получения физическими лицами юридических услуг на территории Российской Федерации без взимания за это платы в какой бы то ни было форме, оказываемых специальными субъектами...».
Такое совместное употребление характеристик правовой помощи, соотношение которых является объектом исследования - прерогатива, в основном, научных исследований, так как законодатель разделяет эти два определения. Например, в Российской Федерации действует Федеральный закон 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [3]. При этом нормативный акт, регулирующий оказание квалифицированной юридической помощи, так и не был принят, несмотря на то, что еще в 2009 году была предпринята попытка выдвижения подобного законопроекта [4].
Актуальность исследования состоит в том, что до настоящего момента вопросы оказания бесплатной квалифицированной юридической помощи не решены на законодательном уровне надлежащим образом, что порождает терминологический беспорядок и вопросы из категории: «Насколько квалифицированной должна быть бесплатная правовая помощь?», «Может ли вообще оказываться правовая помощь субъектами, не имеющими предусмотренной законодательством квалификации, даже на условиях безвозмездности?», «Влияет ли наличие и размер гонорара юриста на качество правовой помощи?» и т.д. Формирует дополнительные вопросы и проблемные моменты также формулировка ст. 8 Федерального закона «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации»: «Все виды бесплатной юридической помощи могут оказывать лица, имеющие высшее юридическое образование, если иное не предусмотрено федеральными законами».
Новизну данного исследования формирует предложенное авторское видение соотношения определений «квалифицированная» и «бесплатная» применительно к юридической помощи, а также практические предложения по мониторингу качества оказания квалифицированной правовой помощи. Это может послужить основой для деятельности органов государственной власти в процессе исполнения надзорных функций, а также для законодателя в рамках внесения изменений в противоречащие друг другу положения разных нормативных актов, регулирующих оказание юридической помощи населению.
Уголовно-правовые науки
На сегодняшний день оказание бесплатной юридической помощи, которая, по мнению автора, должна быть квалифицированной - это право и желание юриста, имеющего соответствующие знания и навыки, то есть квалифицированного юриста. При этом в законодательстве содержится иной подход, что снова формирует у исследователей и у практикующих юристов вопросы ввиду наличия очевидных коллизий. Например, согласно ст. 49 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации [2]: «...По определению или постановлению суда в качестве защитника могут быть допущены наряду с адвокатом один из близких родственников обвиняемого или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый». Такая широкая формулировка позволяет нам сделать вывод о том, что оказание правовой помощи с точки зрения закона - это не всегда работа квалифицированного юриста, то есть не всегда квалифицированная помощь (в отличие от требований, например, Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» от 31.05.2002 № 63-Ф3, где требования к квалификации адвоката достаточно исчерпывающе описаны). Таким образом, законодатель при формулировании положений ст. 49 УПК РФ:
- либо подразумевал под этим термином (субъект, оказывающий правовую помощь) очень широкий круг лиц, в том числе, не имеющих отношение к юриспруденции вообще;
- либо применительно к этому термину допустил техническую ошибку, не указав напрямую, что требование о наличии в уголовном процессе профессионального адвоката (на условиях pro bono или за гонорар) все же строго обязательно (остальные субъекты, не имеющие требуемой квалификации, могут участвовать в уголовном процессе опционально).
Несмотря на то, что, по мнению автора, формула - «правовая помощь - это априори квалифицированная помощь, иначе в ее получении теряется смысл и не достигается конечная цель правовой помощи» - с первого взгляда является очевидной, на практике этот вопрос вызывает сложности. По этой причине предлагается рассмотреть компоненты правовой помощи с точки зрения ее характеристик. В частности, бесплатность юридической помощи представляет собой социально ориентированную характеристику, целью которой является предоставление правовой помощи нуждающимся лицам, а также лицам, имеющим специальный статус, чьи интересы особо охраняются в Российской Федерации.
Категории граждан, которые определены законодателем как нуждающиеся или имеющие специальный статус, определены в Федеральном законе от 21.11.2011 № 324-Ф3 «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [3]:
1) малоимущие граждане (экономический критерий нуждаемости);
2) инвалиды I и II группы (физиологический, социальный критерий нуждаемости);
3) дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей (социальный критерий нуждаемости);
4) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации, а также иные лица, которые попали в трудную жизненную ситуацию, и которым остро необходимо получение бесплатной юридической помощи (социально-экономический критерий нуждаемости);
5) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации (специальный статус указанных лиц).
Реализуя свою социальную функцию, государство предоставляет возможность получить правовую помощь данным категориям граждан, а на уровне субъектов и иным социальным группам. Например, получателями бесплатной юридической помощи в Ростовской области могут стать лица, являющиеся членами многодетных семей, одинокие матери, лица, освобожденные из мест лишения свободы, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по трудовым вопросам, дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и т.д. [7].
Список объемный, но каждый его пункт представляет собой такую категорию граждан, которая представляет для государства либо особую ценность (дети, беременные женщины и женщины, имеющие детей), либо особый интерес (лица, освобожденные из мест лишения свободы с целью предотвращения совершения новых преступлений). Оказывает подобную услугу Управление государственной службы занятости населения Ростовской области через конкретных исполнителей, имеющих соответствующую квалификацию и опыт работы по юридической специальности. Органы государственной власти, выполняя свои обязанности по обеспечению социальной функции, подбирают юристов для оказания бесплатной правовой помощи очень тщательно, например, путем проведения тендеров. Квалификация юристов, оказывающих бесплатную правовую помощь от лица государства, таким образом, априори гарантируется.
Кроме субъектов, «одобренных» и «отобранных» органами государственной власти с целью выполнения социальной функции, правовую помощь населению могут оказывать и иные негосударственные субъекты. Например, законом (ст.ст. 24, 25 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» [3]) предусмотрено, что правовая помощь может оказываться негосударственными центрами бесплатной юридической помощи. В данном случае речь может идти об оказании помощи адвокатами, нотариусами и иными профессиональными юристами, имеющими стаж работы и соответствующую квалификацию на условиях pro bono. Их квалификация также подразумевается сама собой, так как данные юристы имеют соответствующие подтверждения своего профессионализма (дипломы о высшем юридическом образовании, документы о повышении квалификации и т.д.). В отношении данной группы юристов государство также вполне эффективно может осуществлять контроль за их квалификацией, формируя качество правовых услуг, как платных, так и бесплатных.
Кроме этого граждане Российской Федерации (а также, исходя из толкования ч. 1 ст. 48 Конституции РФ [1], иностранные граждане и лица без гражданства) могут обратиться за юридической помощью в юридические клиники. Такие клиники, возникнув в 40-е годы XIX в. при Казанском университете в полной мере отвечают цели социального обеспечения нуждающегося населения правовой помощью, так как были ориентированы именно на бедных людей [8]. Здесь говорить о гарантии качества правовой услуги и вообще о полноценной квалифицированной юридической помощи, не совсем верно. Но альтернативой (дополнительным источником получения юридической информации) подобная дея-
тельность вполне может быть, расширяя право потребителей услуг на получение бесплатной правовой информации.
Таким образом, квалифицированная юридическая помощь всегда оказывается лицами, имеющими высшее юридическое образование и определенные навыки, знания в области юриспруденции, появившиеся в результате хотя бы минимального опыта работы в данной сфере. При этом правовая помощь квалифицированными юристами может оказываться как на бесплатной основе, так и возмездно, то есть эти две характеристики нельзя приравнивать друг другу. Для понимания соотношения двух определений предлагаем обратиться к диаграммам Л. Эйлера.
Квалифицированная правовая помощь
^^Я Бесплатная правовая помощь
_I
Рис. 1, 2. Соотношение определений «квалифицированная» и «бесплатная» в отношении понятия «правовая помощь» на диаграмме Л. Эйлера
Исходя из этих диаграмм, квалифицированная правовая помощь включает в себя бесплатную правовую помощь. При этом квалифицированная правовая помощь может также оказываться возмездно. Бесплатная правовая помощь всегда должна быть квалифицированной, иначе в ней теряется изначальный смысл. Именно поэтому оказывать правовую помощь pro bono - это всегда право и желание квалифицированного юриста, то есть имеющего соответствующее образование, навыки и опыт. Деятельность лиц, не имеющих юридическое образование и необходимые навыки, с целью оказания правовой помощи, нельзя назвать квалифицированной помощью, но она имеет место быть как альтернатива юридической помощи. С целью упорядочения терминологии предлагается считать ее информационным содействием.
Стоит, однако, отметить, что в исследовании (для сосредоточения на сопоставляемых определениях) квалифицированная правовая помощь приравнивается к качественно оказанной правовой помощи, что не всегда бывает так и семантически не является верным (некоторые исследователи совершенно верно делают на этом акцент) [5]. Поэтому является важным мониторинг именно критерия качества оказания правовой помощи, предоставляемой квалифицированными юристами, возмездно или безвозмездно.
Современный ориентир органов государственной власти на ведение единых реестров субъектов, оказывающих правовую, консультационную и информационную поддержку населению кажется эффективной мерой контроля. Сейчас такая мера стала активно применяться в отношении юридических клиник, что кажется верным направлением, ведь ранее их деятельность была «белым пятном» в сфере информационно-правовой поддержки. Видится целесообразность систематизировать и привести в «реестровый» вид списки всех субъектов, имеющих отношение к правовой помощи, где имелась бы возможность в онлайн-режиме давать оценку результатов правовой помощи получателями данной помощи. Подобные отклики должны, в свою очередь, оперативно отслеживаться органами государственной власти. Такой подход видится наиболее удовлетворяющим положению Конституции Российской Федерации о праве на получение квалифицированной юридической помощи. Библиогра фия:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 01.07.2020 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 01.07.2020, № 31, ст. 4398
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 N 174-ФЗ (ред. от 17.02.2023) // Собрание законодательства РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921
3. Федеральный закон от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 28.11.2011, № 48, ст.6725
4. Проект от 30 сентября 2009 г. Федерального закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации» (текст) // Официальный сайт Адвокатской палаты Новосибирской области, URL: http://advpalatanso.rU//news_info/336 (дата обращения: 03.04.2023).
5. Атагимова Э.И. Оказание квалифицированной бесплатной юридической помощи как гарантия реализации конституционных прав граждан // Мониторинг правоприменения. 2020. №3 (36). С. 38-43.
6. Васильев А.А. Конституционное право на бесплатную квалифицированную юридическую помощь в Российской Федерации : автореферат дис. ... к.ю.н. Саратов, 2012. 26 с.
7. Оказание бесплатной юридической помощи // Портал «Госуслуги», URL: https://www.gosuslugi.rU/14149/2/info (дата обращения: 31.03.2023)
8. Останков Д.Б., Гришин В.В. Юридические клиники в Российской Федерации // Контентус, 2019. URL: http://kontentus.ru/?p=5468 (дата обращения: 01.04.2023)
9. Официальный сайт Адвокатской Палаты Новосибирской области, URL: https://advpalatanso.ru/news_info/366 (дата обращения: 30.03.2023) References:
1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on 12.12.1993) (subject to amendments made by the Laws of the Russian Federation on Amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30.12.2008 No. 6-FKZ, dated 30.12.2008 No. 7-FKZ, dated 05.02.2014 No. 2-FKZ, dated 01.07.2020 No. 11-FKZ) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 01.07.2020, No. 31, article 4398
2. Criminal Procedure Code of the Russian Federation of 18.12.2001 N 174-FZ (ed. of 17.02.2023) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 24.12.2001, No. 52 (Part I), Article 4921
3. Federal Law No. 324-FZ of 21.11.2011 "On free legal aid in the Russian Federation" // Collection of Legislation of the Russian Federation, 28.11.2011, No. 48, Article 6725
4. Draft of September 30, 2009 of the Federal Law "On the provision of qualified legal assistance in the Russian Federation" (text) // Official website of the Novosibirsk Region Chamber of Advocates, URL: http://advpalatanso.ru//news_info/336 (accessed: 04/03/2023).
5. Atagimova E.I. Rendering qualified free legal aid as a guarantee of the realization of constitutional rights of citizens //Monitoring of law enforcement. 2020. No.3(36). pp.38-43
6. Vasiliev A.A. Constitutional right to free qualified legal assistance in the Russian Federation : abstract of dissertation ... Candidate of Law Saratov, 2012. 26 p.
7. Providing free legal assistance // Portal "Gosuslugi", URL: https://www.gosuslugi.ru/14149/2/info (accessed: 03/31/2023)
8. Ostankov D.B., Grishin V.V. Legal clinics in the Russian Federation // Contentus, 2019. URL: http://kontentus.ru/?p=5468 (date of application: 01.04.2023)
9. Official website of the Novosibirsk Region Bar Association, URL: https://advpalatanso.ru/news_info/366 (accessed: 30.03.2023)