Научная статья на тему 'ПРАВО, ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ'

ПРАВО, ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
287
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
правопонимание / государствоведение / жизненные явления / формальная ненарушимость / общественная личность / функция права / legal understanding / state studies / life phenomena / formal inviolability / public personality / function of law

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чернявский Александр Геннадьевич

В статье изложен взгляд автора, что право само по себе есть формальная ненарушимость личной жизни деянием другого, но, чтобы установить внешние границы этой ненарушимости, следовательно, само право, оно должно явиться следствием деятельной жизни личности, т.е. превзойти из воли и деяния, ибо только то, что таким образом принадлежит жизни, и может быть защищаемо правом. Автор полагает, что каждое право охватывает поэтому жизненное отношение, составляющее содержание права. Автор доказывает, что жизненный принцип науки права есть понимание отношения между содержанием права и самим правом отношения, выражающие взаимодействие чистой и общественной личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAW, PERSONALITY, SOCIETY: THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS

The article presents the author’s view that the right itself is a formal inviolability of personal life by the act of another, but in order to establish the external boundaries of this inviolability, therefore, the right itself, it must be a consequence of the active life of the individual, i.e., surpass the will and act, because only that which thus belongs to life, and can be protected by law. The author believes that each right therefore encompasses the vital relation that constitutes the content of the right. The author proves that the vital principle of the science of law is the understanding of the relationship between the content of law and the law itself a relationship that expresses the interaction of a pure and social personality.

Текст научной работы на тему «ПРАВО, ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ»

о^ ПРАВА ЧЕЛОВЕКА ^О

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-11211 ЧЕРНЯВСКИЙ Александр Геннадьевич,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного (государственного) и международного права Военного университета, Министерства обороны Российской Федерации

ПРАВО, ЛИЧНОСТЬ, ОБЩЕСТВО: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье изложен взгляд автора, что право само по себе есть формальная ненарушимость личной жизни деянием другого, но, чтобы установить внешние границы этой ненарушимости, следовательно, само право, оно должно явиться следствием деятельной жизни личности, т.е. превзойти из воли и деяния, ибо только то, что таким образом принадлежит жизни, и может быть защищаемо правом. Автор полагает, что каждое право охватывает поэтому жизненное отношение, составляющее содержание права. Автор доказывает, что жизненный принцип науки права есть понимание отношения между содержанием права и самим правом - отношения, выражающие взаимодействие чистой и общественной личности.

Ключевые слова: правопонимание, государствоведение, жизненные явления, формальная ненарушимость, общественная личность, функция права.

CHERNYAVSKYAlexander Gennadevich,

Doctor of Law, Professor, Professor of the Department of Constitutional (State) and International Law of the Military University of the Ministry of Defense of the Russian Federation

LAW, PERSONALITY, SOCIETY: THEORETICAL AND LEGAL ASPECTS

Annotation. The article presents the author's view that the right itself is a formal inviolability of personal life by the act of another, but in order to establish the external boundaries of this inviolability, therefore, the right itself, it must be a consequence of the active life of the individual, i.e., surpass the will and act, because only that which thus belongs to life, and can be protected by law. The author believes that each right therefore encompasses the vital relation that constitutes the content of the right. The author proves that the vital principle of the science of law is the understanding of the relationship between the content of law and the law itself - a relationship that expresses the interaction of a pure and social personality.

Key words: legal understanding, state studies, life phenomena, formal inviolability, public personality, function of law.

Философией права не исчерпывается содержание правоведения. Она не в состоянии объяснить громадного факта изменения права, которое раскроется нам только наукой права, основывающейся на науке об обществе. Изменение права, как известно, состоит в том, что бывшее право перестает быть правом и обращается в неправо. Причины изменения права лежат не в самом праве, а в жизненном процессе его содержания, выражением которого должно быть каждое юридическое положение. Содержание права существует независимо

от права и постоянно изменяется, так что изменение содержания права изменяет и производит право.

С выражением «право» мы соединяем постоянно два представления. Представление о праве в себе и представление о позитивном праве. Право само по себе есть формальная ненарушимость личной жизни деянием другого. Но, чтобы установить внешние границы этой ненарушимости, следовательно, само право, оно должно явиться следствием деятельной жизни личности, т.е. превзойти из воли и дея-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

ния, ибо только то, что таким образом принадлежит жизни, и может быть защищаемо правом. Каждое право охватывает поэтому жизненное отношение, составляющее содержание права [1].

Каждое правопонятие заключает в себе два элемента тесно связанные между собой: 1) право само в себе и 2) содержание права [2]. Первое вечно одно и тоже, а между тем второе постоянно изменяется и образует право. Изменяющееся в праве не составляет самого права, а только один из моментов жизни личности, устанавливающий право. А так как жизнь личности состоит из бытия и деяния, то первый элемент основывается на бытии, а второй на деянии личности. Первый входит в философию права, а второй - в науку права.

Жизненный принцип науки права есть понимание отношения между содержанием права и самим правом - отношения, выражающие взаимодействие чистой и общественной личности [3].

Стремясь определить начало, от которого зависит изменение права, т.е. уяснить неправовой элемент в правопонятии, Штейн замечает, что мы говорим о праве собственности, о праве владения и т.д. Но можно ли назвать собственность, владение правом? Очевидно нельзя. Собственность, владение не есть право, но они только имеют право или правовой элемент. Мы обыкновенно говорим: я имею право на собственность, я имею право на владение. Собственность, владение, объект, словом все то, на что я имею право, или из чего происходит мое право находится вне меня, и я должен приобрести его в силу права. Несомненно, что этот объект или, лучше, содержание права не составляет права, а представляет из себя что-то, самостоятельно существующее от права. Право никоим образом не тождественно с теми силами, которые дают ему содержание, но охватывает только определенную часть их деятельности. Сфера права поэтому гораздо уже, чем сфера производящих его сил; оно является только одним из моментов того целого, великая форма которого образует государство-ведение.

Право же этого содержания, этой собственности, этого владения... обозначает только определенное отношение содержания права к определенной личности. Оба элемента правопонятия (содержание права и само право), будучи независимыми друг от друга, соединены между собой внутренней связью и один без другого не понятны. Их соотношение друг к другу такое же, как отношение кислорода к водороду.

Самостоятельность каждого из элементов правопонятия уяснится сама собою, если мы из массы всех правопонятий мысленно выделим

элемент «право». После такого выделения останутся хорошо нам известные понятия: «благо», «капитал», «договор», «государство», «управление» и т.д. Все эти явления составляют жизненные отношения личности, но не личности вообще, а личности деятельной, развивающейся среди этих явлений и при их посредстве. Отношение -еще не юридическая норма; оно только требует таковой. Так, собственность есть состояние, отношение, а право ее есть ненарушимость.

Жизненные явления личности составляют, с одной стороны, развитие понятия и высшего назначения личности, а с другой - необходимое условие различия личности, так что личность, рассматриваемая сама по себе, есть бессодержательное я. Только в жизненных явлениях, отношениях и может проявиться действительная жизнь личности. Если выходить из равной всем людям сущности личности, то мы найдем, что и жизненные явления, в сущности, для всех равны. Каждое из этих отношений, взятое в отдельности, есть то, что можно назвать жизненным понятием. Благо, ошибка, представительство, владение, залог, договор и другие жизненные понятия, рассматриваемые сами по себе, представляют вполне определенную стадию развития жизни личности (будет ли это личность сама по себе, или совместная жизнь лиц, возвысившаяся до личности - всё равно). Несомненно, что факты и понятия жизни личности составляют тот первый элемент, ту часть правопонятия, которая, не будучи правом, требует и производит право [4].

Спрашивается: что же такое право само по себе, независимо от содержания?

Как совместная жизнь, так и индивид, во всех проявлениях своей деятельности должны быть самостоятельными личностями. Индивид без самостоятельности - не личность. Самостоятельность всякого индивида должна каждым сознаваться и признаваться, т.к. чем я должен быть для самого себя, тем же должен быть для меня и равный мне. Отрицая святость личности в другом, я тем самым отрицаю свою собственную личность; признавая другого не самостоятельным (средством для моих целей), тем самым я должен признать таковым и самого себя по отношению к нему.

Общественная жизнь людей, вытекая органически из сущности личности, необходимо предполагает осуществление принципа святости и неприкосновенности одного индивида по отношению к воле другого. Самостоятельность индивида есть свобода. Святость и ненарушимость жизненной сферы другой личности для меня есть право, которое необходимо предполагает деяния личности, находящиеся во внешнем соприкосновении друг с другом [5]. Право происходит там, где воле-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

вое действие одного захватывает внешнюю сферу жизни другого, где один индивид выступает против другого. Право - великая этическая сила, которая устанавливает и поддерживает личную самостоятельность одного по отношению к воле другого. Оно - защита основ всякой жизни, индивидуальной ненарушимости от действия и насилия другой личности и, вместе с тем, первое и священное, первое и священное основание и предположение всякого развития (как индивида, так и целого). Вот в чем состоит сущность и содержание всякого права, как второго и самостоятельного момента правопонятия в обыкновенном смысле слова.

Право, по своему принципу, относится индифферентно к своему содержанию, т.е. право не спрашивает о том, почему оно должно защищать ненарушимость личности, собственность, владение, публичные учреждения и т.д., оно не спрашивает о том, в каком состоянии находятся эти вещи, оно не заботится ни о их внутреннем отношении к развитию личности, ни о свободе или несвободе, ни о жизни или смерти, но его задача состоит в установлении священных границ для одной личности по отношению к воле и деянию другой. Право само по себе (как второй элемент правопонятия) не имеет в себе другого содержания, кроме святости и ненарушимости моего личного существования для другого лица. В этом своем значении право в бесконечно изменяющемся процессе деятельной личной жизни остается вечно одним и тем же.

После всего сказанного выше ясно, кажется, что в т.н. праве действительно содержатся два существенно различных элемента, которые не должны быть смешиваемы. Первый из этих элементов есть личность, но личность, развивающаяся и живущая частью для - и через себя, частью же в соединении с другими, необходимом для личного развития. Вторым элементом является тоже личность, но личность точно ограниченная и неприкосновенная по отношению к другой личности. Функция права состоит в том, чтобы каждому жизненному отношению человека давать самостоятельность и границы по отношению к воле и деянию другой личности.

В жизненном понятии личность существует для себя и через себя саму, в праве же - как предмет деяния другого. Оба элемента правопонятия относятся к одной и той же сущности личности. Их можно только представить отдельно друг от друга, но не разъединить, а потому нет жизненного понятия без права и, наоборот, нет права без содержания жизненного отношения. Если право действительно так тесно соединено с жизнью, ее формами и понятиями, то какая жизненная функция по отношению к ним?

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

Праву, созданному тою же силой, которую произвела жизнь, принадлежит специфический элемент жизни. Этот специфический элемент, принадлежащий праву, можно попытаться выяснить следующим образом.

Недостаточность индивидуальной силы личности пополняется ее соединением с другими людьми. Совместная жизнь людей вытекает необходимо из сущности личности. Отсюда чисто отрицательное отношение лиц друг к другу в совместной жизни невозможно, т.к. такое отношение находится в противоречии с сущностью личности. В соединении людей между собой происходит общность внешних жизненных человеческих сфер.

Общение людей представляет постоянное выделение известной части моего внешнего бытия для другого и восприятие этой части другим (работая для другого, часть моей работы я делаю содержанием его продукции). В акте общения уничтожаются внешние границы самостоятельности личности. Но сама самостоятельность личности при этом не уничтожается, чтобы сохранить самостоятельность личности в ее совместной жизни с другими людьми. Должны существовать границы этой самостоятельности. Эти границы мы называем правом, святость же их - принципом права.

Правовой принцип должен осуществляться во всех жизненных понятиях личности. В свою очередь, каждое жизненное понятие должно быть точно определено не только как органическое содержание индивидуальной личности, но и в его отношении к воле и деянию другого лица: жизненное понятие должно быть точно и объективно сформулировано. Только формулирование жизненного понятия придает ему то значение, которого требует принцип права, т.е. придает ему юридическое значение (юридические границы по отношению к другому). С формулированием жизненного понятия начинается процесс, в котором жизненное понятие или определенное жизненное отношение, как-то: благо, труд и т.д., становится содержанием права. Жизненное понятие или отношение, ставшее содержанием права (т.е. сформулированное правом), есть юридическое понятие или отношение. Это образование право-понятия из жизненного понятия и через жизненное понятие составляет первый акт правообразо-вания. Таким образом, мы видим, что в правопо-нятии, как юридическом формулировании жизненного отношения, содержится не только вечно равное и неизменное право, но и элемент, по своей сущности живой, жизненный.

Жизнь вообще есть труд, деятельность, движение и развитие личности. Это развитие и изменение последней, не абстрактная идея, но конкретные отношения, проявляющиеся в процессе

жизненного и юридического понятия. Как данный процесс и данные отношения образуются, это другой вопрос. Для нас ясно одно: если данное состояние жизненного отношения производит вообще юридическое отношение, то с изменением и развитием данного жизненного отношения должно образоваться соответствующее этому жизненному отношению и право. При этом право имеет ввиду только защиту личной жизни одного по отношению к воле и деянию другого лица, без обращения внимания на свое содержание. Таким образом, если юридическое отношение есть только юридическое выражение жизненного отношения, то право должно изменяться и развиваться настолько, насколько развивается и изменяется его содержание. При этом естественно, изменяется не само право, а его содержание, право же только следует за изменением своего содержания, как граница последнего. Из вышесказанного можно видеть, что, выходя из одного права, мы никогда не дойдем до правопонятия и правообра-зования. Только жизненное содержание права, производящее, обусловливающее и образующее действующее право, откроет нам двери к правопо-нятию и правообразованию. Из вышеизложенного можно также усмотреть, что принцип права вытекает из сущности личности, в то время как самостоятельное содержание права и, вместе с тем, каждое правопонятие создается деятельной и постоянно изменяющейся жизнью личности.

Итак, жизненное понятие, в силу юридического формулирования, становится правопоня-тием и приобретает твердую форму и определенность для действий третьих лиц. Но так как жизненное содержание правопонятия постоянно обновляется, то может наступить (и наступает) такой момент, когда форма жизненного элемента правопонятия, отношение его к третьим лицам (формулирование правопонятия), оставаясь неизменным, перестанет соответствовать изменившемуся содержанию. В таком случае, в правовой жизни возникает то состояние, при котором говорят, что форма права уже более не соответствует своему жизненному содержанию. Это состояние, это противоречие в правовой жизни, органическая необходимость которого лежит в двойном содержании правопонятия, всем нам хорошо известно. Оно состоит в том, что формальное право становится материально неправом, т.к. жизненное содержание правопонятия уже другое, чем то, что имело правопонятие при своем первоначальном формулировании. Здесь, по Штейну, начинается вторая часть процесса правообразования. Этот второй великий процесс правообразования представляет не только образование и формулирование права для жизненного понятия (первый акт правообразования), но скорее уничтожение права

внутренней силой жизненного понятия. Такое противоречие содержания и формы продолжаться долго не может; для изменившегося жизненного отношения вырабатывается новая форма путем обычая или закона [6].

Изменение позитивного права определяется зависимостью последнего от состояния неравенства людей между собой, т.е. от состояния общества.

По мнению Штейна, все правопонятия по своей форме равны, по своему содержанию различны. Различие позитивного права зависит как от общественных порядков, так и общественных классов, так что существует не только свое право в каждом общественном порядке, но и в каждом общественном классе [7].

Мы видели, что, по Штейну, общество представляет неравенство классов. Это неравенство, определенное правом, превращается в правопо-нятие, а сами классы становятся юридическими явлениями. При юридическом неравенстве классов господствует две системы права: 1) система свободного права и 2) система права несвободного. В этих системах права низший класс лишается юридически возможности принимать участие в государственной воле и на основании права подчиняется высшему классу, в руках которого находится государственная власть.

Господство отдельного класса над государственной властью выражается в общественном праве, которое есть система ограничений права самостоятельной личности не во имя идеи государства, а во имя специального принципа отдельного общественного порядка.

Общественное право содержит право классов и право общественных форм, и порядков. Оно разделяется на общее общественное право, основывающееся на количестве, величине владения, и особенное - определяющееся родом владения. Общее общественное право содержит юридическое определение общественного отношения между всеми классами. Основной принцип общественного права в данном случае будет состоять в том, чтобы все классы во всех формах общества имели действительное отношение к формированию основных направлений деятельности государства. Действительное состояние общества, как единство классов и порядка, проявляется в разделении функций в данной форме. Это разделение обусловливается владением и трудом. Поэтому общественное право, заимствующее свое содержание из общественной формы, содержит две области: 1) внешний порядок общества; 2) основания этого внешнего общественного порядка. Иными словами, оно сначала определяет юридически участие лиц в функциях совместной жизни, а потом регулирует основания обще-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

ственного порядка (разделение владения и труда). Таким образом, общественное право включает не только разделение функций по формам, но и весь порядок и разделение владения с трудом. Первое образует общественное право в узком смысле, а второе - хозяйственное или позитивное частное право. В этом последнем праве право порядка и разделения труда обусловливаются классовыми интересами, а право владения - общественной формой и ее интересами. Если общественное право в собственном смысле слова и частное право как общественная форма гражданского права совместно образуют действительное право, то каждое изменение одного права имеет, имело и будет иметь своим следствием изменение другого. Процесс развития частного права есть одновременно процесс общественного развития [8].

Таким образом, из природы общества мы вывели существенное содержание главных форм положительного права. Мы представили юридический порядок государства и его отношение к обществу, - порядок, состоящий в том, что совокупность отношений индивидов в личной, хозяйственной, общественной и государственной жизни признается для всех не нарушаемым.

Но из этого учения об обществе мы не образуем учения о праве. Это учение станет возможным только при посредстве государства с его личной волей, делающей из нрава закон. Поэтому учение о позитивном юридическом порядке есть изложение процесса и результатов, получаемых через воздействие определенного общественного порядка на идею права, проявляющуюся в государстве.

Что касается отношения общества к управлению государством, то последнее точно так же, как и государственный порядок, получает свою действительную форму почти всецело от общественных отношений и форм. Так, например, финансовое управление, судоустройство, полиция и т.п. совершенно иные в родовом порядке, чем классовом.

Таким образом, мы видим, что позитивный юридический порядок государства есть выражение общественного порядка, представляющего борьбу особых интересов. Что стоит за пределами позитивного юридического порядка, основанного на общественном порядке, что имеет содержанием истинно общий интерес, то осуществляется государством. В этом состоит нравственная идея государства, а с ней и источник его силы. Естественными носителями этой идеи являются глава государства и должностные лица, которые стоят выше общества и противоположности общественных интересов [9].

Жизнь государства проявляется в самостоятельных функциях его органов, из которых каждый

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

осуществляет задачи государства посредством своей особенной деятельности. Этими органами являются: глава государства («я» личности государства), законодательство (воля народа) и управление (деяние личности). Чтобы понять публичное право и его содержание, необходимо познать природу и задачу каждого из этих органов самих по себе и в их взаимодействии.

Каждое положительное право главы государства, законодательства и управления возникает, с одной стороны, из взаимодействия вечно разных органических элементов понятия государства, а с другой - из вечного изменения и развития общественных сил и порядков. Отсюда положительное право никогда не должно быть объясняемо на основании чистого учения о государстве, но постоянно через соединение его с учением об обществе. Публичное право есть, прежде всего, общественное право; его изменение основывается на движении и развитии общества. Во взаимодействии государства с общественными влияниями образуются отдельные функции, органы и права государства.

Публичное право в государственно-гражданском порядке общества, будучи, прежде всего, общественным, выражает интерес не одного какого-либо класса, а единство интересов всех. Содержа в себе единство интересов, публичное право охватывает и ограничения особых интересов во имя общих. Деятельность, которая осуществляет волю, образующую публичное право, есть законодательство; деятельность же, которая проводит в совместную жизнь содержание законодательства, мы называем управлением. Поэтому всякое законодательство и управление, насколько они имеют задачей ограничение особого интереса публичным интересом, являются ограничением гражданского права и его абсолютной свободы именем высшего развития совместной жизни.

Сила, создающая публичное право, не сила хозяйственная или общественная, а идея государства, стоящего над хозяйством и обществом; идея вечная и священная, составляющая величие личности. Публичное право, по Штейну, определяет задачи и деятельность: 1) главы государства; 2) законодательства; 3) управления в широком смысле, которое, в свою очередь, распадается: а) на общую часть, исполнительную власть и б) особенную: 1) международное; 2) военное; 3) финансовое управление; 4) управление юридической жизнью и 5) внутреннее управление. Основной принцип права главы государства состоит в том, чтобы быть личным выражением единства всех сил и интересов государственной жизни [10].

В то время как глава государства дает юридическое выражение единству всех граждан, функция государственного устройства состоит в

том, чтобы внутри этого единства сделать равенство всех граждан принципом публичного права.

Позитивное право равенства формулируется в государственном устройстве. Это право состоит в одинаковом правомочии всех граждан участвовать в воле государства - (в законодательстве). Условие этого участия - представительство, основанное на выборах; его выражение - большинство. Из этих факторов образуются конституционные органы, воля которых содержит волю государства. Поэтому конституционный принцип всякого государственно-гражданского законодательства состоит в том, что содержание закона может быть дано только представительством народа, а глава государства делает это содержание личной волей государства. Чтобы воля большинства не была выражением господствующего особенного интереса, главе должно принадлежать право вето на законы представительного органа и право его роспуска и иметь законодательную инициативу, как представителю общих интересов.

Право управления, в собственном смысле, охватывает вся жизнь государства в ее вечном развитии и изменении. Особенное внимание, по нашему мнению, необходимо обратить на деятельность государства, сообразную с формами действительной жизни, т.е. на управление.

Государство, облеченное правом, из жизненного понятия становится юридическим понятием. Государственное право есть определенный порядок органов и их направлений государственной деятельности. Насколько эти органы образуют единство государства, - право представляет границы задач и деятельности каждого органа. То, что мы называем характером определенного государственного права, существует в отношении трех великих организмов: главы государства, законодательства и управления. Только через это отношение государство доходит до истинного сознания своей сущности.

Таким образом, мы видим, что органами государства являются глава государства, законодательство и управление (особый вопрос судебные органы). Посредничество между законодательством и управлением, волей и деянием государства, законом и деянием государства, законом и действительной жизнью принадлежит исполнительной власти, проявляющейся главным образом в административных распоряжениях, которые можно назвать волей государства, направленной на исполнение закона.

Список литературы:

[1] Чернявский А.Г. Место, занимаемое госу-дарствоведением и правоведением в системе человеческих знаний (по политико-юридической

теории Лоренца Фон-Штейна) // Образование и право. - 2020. - № 9. - С. 74 - 80.

[2] Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechtsund Staatswissenschaft Deutschlands, Stuttgart, Verlag von J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1876. -S. 90, 100.

[3] Чернявский А.Г., Червяков Н.Н. Обновленная теория государства (поиск новых концептов) // Государство и право. - 2019. - № 1. - С. 136

- 143.

[4] Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechtsund Staatswissenschaft Deutschlands, Stuttgart, Verlag von J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1876. -S. 91; Stein L. Die Verwaltungslehre, 6 Theile, Stuttgart, Verlag J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1865, I. - S. 22.

[5] Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechtsund Staatswissenschaft Deutschlands, Stuttgart, Verlag von J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1876. -S. 93.

[6] Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechtsund Staatswissenschaft Deutschlands, Stuttgart, Verlag von J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1876. -S. 97 - 99.

[7] Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechtsund Staatswissenschaft Deutschlands, Stuttgart, Verlag von J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1876. -S. 135 - 138; Stein L. Die Verwaltungslehre, 6 Theile, Stuttgart, Verlag J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1865, I. - S. 28, 32.

[8] Stein L. System der Staatswissenschaft von L. Stein System der Statistik, der Populationistik und der Volkswirtschaftslehre, Stuttgart und Tubingen, J.B. Cotta, 1852, II. - S. 69, 225 - 230; Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechts- und Staatswissenschaft Deutschlands, Stuttgart, Verlag von J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1876. - S. 98 -100.

[9] Чернявский А.Г. Методологические аспекты соотнесения природы права и человеческих интересов // Вестник Академии права и управления. - 2016. - № 4 (45). - С. 19 - 23.

[10] Stein L. Handbuch der Verwaltungslehre und des Verwaltungsrechts mit Vergleichung der Literatur und.. , Stuttgart, Verlag J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1870. - S. 242.

Spisok literatury:

[1] Chernyavskij A.G. Mesto, zanimaemoe gosudarstvovedeniem i pravovedeniem v sisteme chelovecheskih znanij (po politiko-yuridicheskoj teorii Lorenca Fon-Shtejna) // Obrazovanie i pravo. - 2020.

- № 9. - S. 74 - 80.

[2] Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechtsund Staatswissenschaft Deutschlands, Stuttgart, Verlag von J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1876. - S. 90, 100.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

[3] Chernyavskij A.G., Chervyakov N.N. Obnov-lennaya teoriya gosudarstva (poisk novyh konceptov) // Gosudarstvo i pravo. - 2019. - № 1. - S. 136 - 143.

[4] Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechtsund Staatswissenschaft Deutschlands, Stuttgart, Verlag von J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1876. - S. 91; Stein L. Die Verwaltungslehre, 6 Theile, Stuttgart, Verlag J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1865, I. - S. 22.

[5] Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechtsund Staatswissenschaft Deutschlands, Stuttgart, Verlag von J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1876. - S. 93.

[6] Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechtsund Staatswissenschaft Deutschlands, Stuttgart, Verlag von J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1876. - S. 97 - 99.

[7] Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechtsund Staatswissenschaft Deutschlands, Stuttgart, Ver-

lag von J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1876. - S. 135 - 138; Stein L. Die Verwaltungslehre, 6 Theile, Stuttgart, Verlag J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1865, I. - S. 28, 32.

[8] Stein L. System der Staatswissenschaft von L. Stein System der Statistik, der Populationistik und der Volkswirtschaftslehre, Stuttgart und Tubingen, J.B. Cotta, 1852, II. - S. 69, 225 - 230; Stein L. Gegenwart und Zukunft der Rechts- und Staatswissenschaft Deutschlands, Stuttgart, Verlag von J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1876. - S. 98 - 100.

[9] Chernyavskij A.G. Metodologicheskie aspekty sootneseniya prirody prava i chelovecheskih interesov // Vestnik Akademii prava i upravleniya. -2016. - № 4 (45). - S. 19 - 23.

[10] Stein L. Handbuch der Verwaltungslehre und des Verwaltungsrechts mit Vergleichung der Literatur und.., Stuttgart, Verlag J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1870. - S. 242.

ЮРКОМПАНИ

www. law-books. ru

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

Г

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 12 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.