Научная статья на тему 'МЕСТО, ЗАНИМАЕМОЕ ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЕМ И ПРАВОВЕДЕНИЕМ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (ПО ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛОРЕНЦА ФОН-ШТЕЙНА)'

МЕСТО, ЗАНИМАЕМОЕ ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЕМ И ПРАВОВЕДЕНИЕМ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (ПО ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛОРЕНЦА ФОН-ШТЕЙНА) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
81
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
государствоведение / правоведение / философия права / познание развития / личность / интерес / функциональное действие / ценность / state studies / law / philosophy of law / knowledge of development / personality / interest / functional action / value

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чернявский Александр Геннадьевич

В статье изложен взгляд автора на место, занимаемое государствоведением и правоведением в системе человеческих знаний по политико-юридической теории Лоренца фон-Штейна. Автор дает оценку, высказанному Л. Штейном утверждению, что единству действительности соответствует и единая система науки, выражающая реальность в идеальном. Анализируется, что является движущим принципом в государствоведении и правоведении. Автор полагает, что наука о государстве, есть наука действительной жизни личности, как единства всех жизненных сил и явлений, всех отношений и явлений, всех отношений и противоречий

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Чернявский Александр Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PLACE OCCUPIED BY STATE STUDIES AND LAW IN THE SYSTEM OF HUMAN KNOWLEDGE (ACCORDING TO THE POLITICAL AND LEGAL THEORY OF LORENZ VON STEIN)

The article presents the author’s view of the place occupied by state history and law in the system of human knowledge on the political and legal theory of Lorenz von Stein. The author gives an assessment, expressed by L. Stein, of the statement that the unity of reality corresponds to a single system of science, expressing reality in the ideal. It is analyzed, which is the driving principle in state studies and law. The author believes that the science of the state is the science of the real life of the person, as the unity of all life forces and phenomena, all relations and phenomena, all relations and contradictions

Текст научной работы на тему «МЕСТО, ЗАНИМАЕМОЕ ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЕМ И ПРАВОВЕДЕНИЕМ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (ПО ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛОРЕНЦА ФОН-ШТЕЙНА)»

DOI 10.24411/2076-1503-2020-10912 ЧЕРНЯВСКИЙ Александр Геннадьевич,

доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного (государственного) и международного права Военного университета, Министерства Обороны Российской Федерации, e-mail: chernyavski@vniidad.ru

МЕСТО, ЗАНИМАЕМОЕ ГОСУДАРСТВОВЕДЕНИЕМ И ПРАВОВЕДЕНИЕМ В СИСТЕМЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЗНАНИЙ (ПО ПОЛИТИКО-ЮРИДИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ ЛОРЕНЦА ФОН-ШТЕЙНА)

Аннотация. В статье изложен взгляд автора на место, занимаемое государствове-дением и правоведением в системе человеческих знаний по политико-юридической теории Лоренца фон-Штейна. Автор дает оценку, высказанному Л. Штейном утверждению, что единству действительности соответствует и единая система науки, выражающая реальность в идеальном. Анализируется, что является движущим принципом в государство-ведении и правоведении. Автор полагает, что наука о государстве, есть наука действительной жизни личности, как единства всех жизненных сил и явлений, всех отношений и явлений, всех отношений и противоречий

Ключевые слова: государствоведение, правоведение, философия права, познание

развития, личность, интерес, функциональное действие, ценность.

CHERNYAVSKYAlexander Gennadievich,

Doctor of Law, Professor, Professor, Department of Constitutional (State) and International Law, Military University, Ministry of Defense of the Russian Federation

PLACE OCCUPIED BY STATE STUDIES AND LAW IN THE SYSTEM OF HUMAN KNOWLEDGE (ACCORDING TO THE POLITICAL AND LEGAL THEORY OF LORENZ VON STEIN)

Annotation. The article presents the author's view of the place occupied by state history and law in the system of human knowledge on the political and legal theory of Lorenz von Stein. The author gives an assessment, expressed by L. Stein, of the statement that the unity of reality corresponds to a single system of science, expressing reality in the ideal. It is analyzed, which is the driving principle in state studies and law. The author believes that the science of the state is the science of the real life of the person, as the unity of all life forces and phenomena, all relations and phenomena, all relations and contradictions

Key words: state studies, law, philosophy of law, knowledge of development, personality, interest, functional action, value.

Открыть силы, производящие и изменяющие факты, значит понять сами факты. Это понимание, как единство силы явлений, есть наука, которая имеет дело. Таким образом с познанием развития определенной силы в совокупности всех явлений. Самостоятельное начало, одинаково проявляющееся в разнообразии и изменении явлений, есть сила; насколько сила производит изменения в явлениях, она называется причиной. Все факты, как проявления всеобщего бытия, представляют органическое целое. Наш дух, отражая в себе органическую систему жизни, образует научную систему, которая является единством понятий и законов,

сообразных с единством реального мира. Единству действительности соответствует и единая система науки, выражающая реальность в идеальном [6].

Всеобщее бытие проявляется в двух формах: в природе (конечное) и личности (бесконечное), которые составляют факторы всей действительной жизни. Эти два момента бытия суть необходимые предположения и предметы науки. Наука естественного мира. бытия, рассматриваемого самого в себе есть естественная наука с ее ответвлениями. Наука личного бытия, разделяясь на науку о физическом существовании лица и на науку о духовной жизни личности, имеет своим

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

предметом: 1) организацию ее сил - бытие и 2) процесс или самосознательное движение этой организации - деяние [5]. Рассмотрение организации, бытия личной жизни, независимо от самостоятельного движения этого бытия, образует познание личности, как таковой. Рассмотрение же личности в ее деянии, рассмотрение самосознательного процесса движения личного бытия, представляет познание личности в ее отношении к окружающему ее миру (природе и людям). В первом случае, мы имеем дело с чистой неиссякаемой природой личности в ее способности к постоянному развитию, во втором же с совокупностью тех изменений в форме, которые переносит природа личности под влиянием вне ее лежащих сил, иначе говоря, мы имеем дело в этом случае с действительной личностью. Личность как таковая и личность действительная, как результат сил, воздействующих на чистую природу личности, неразрывно связаны между собой и отдельно друг от друга их можно только представить в видах только чисто научных соображений. На возможности представлять отдельно организм личной жизни от самосознательного процесса движения организма покоится особенность содержания отдельных областей человеческой жизни и особенных сфер человеческого знания. Личность как таковая, бытие личности само по себе, составляет предмет философии. Поэтому, философия охватывает знание личности в себе, т.е. личности, чуждой некого внешнего влияния, производящего видоизменения в жизни личности. Она станет философией права, если она охватит знание о праве, покоящимся на абсолютной сущности личности. А так как по своей сущности все личности равны, то и право, покоящееся на сущности (бытии) личности, будет всегда и везде равным правом, а философия права будет являться наукой равного, неизменного права. Философия права является знанием органических сил, производящих бытие человечества с разнообразным равенством его форм. Она, по Штейну, как увидим ниже, занимается формальным для всех равным правопоня-тием и является научной системой права, основами которой служат главные категории бытия личности, вечно пребывающими одними и теми же. Из этих категорий жизни личности вытекают основные формы отношений одной личности к другой и на них устанавливается система права. Философия права стремится понять право из основных категорий личной жизни, признает последние все проводящими силами [3, 4].

Но личность не только представляет бытие. Но и деяние, она не только абстрактное понятие (в себе) но она желает и действует. Этой второй своей стороной личность перестает быть предметом философии права и входит в содержание осо-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

бой науки, - науки о государстве. Через деяние абстрактная личность вступает в действительную (совместную) жизнь, в которой личность представляется продуктом окружающей ее среды, полагающей личному развитию разные виды ограничений. Степенью ограничения личностей средой, воздействующей на их чистую природу извне, определяется различие личностей между собой и их неравенство [5]. На том основании, что бытие и деяние личности неразрывно связаны друг с другом, отдельно друг от друга существовать не могут и входят в совместную действительную жизнь личностей, последняя представляет сочетание равенства личности, покоящегося на бытии, на сущности личности, с ее неравенством, зиждущемся на ее деянии. Формой общежития людей, которая является носителем как равенства, так и неравенства личности, стоящем вне обоих, и примиряющим их, есть государство. Наука о государстве, есть наука действительной жизни личности, как единства всех жизненных сил и явлений, всех отношений и явлений, всех отношений и противоречий [1]. По Штейну вся социальная жизнь есть процесс, в котором неравенство стремится к равенству [1]. Таким образом мы видим, что у Штейна бытие и деяние личности, образующие две области жизненных явлений (область равенства и неравенства) служат разделением двух наук: философии (философии права) и науки о государстве.

Наука о государстве, как наука об органической действительной жизни, осуществляемой в природе, в фактах, у Штейна распадается на две части: общую, которая дает элементарную основу науки о государстве и распадается на а) статистику 9учение о фактах, учение о существовании природы в ее отношении к самоопределяющейся деятельности лица) и б) популяционистику (т.е. учение о народонаселении и условия, необходимых для осуществления целей в фактах, в действительной жизни) и 2) особенную часть или государствоведение в истинном смысле слова. Эта вторая часть науки о государстве или государствоведение охватывает следующие области действительной жизни и сообразно с ними следующую научную систему государствоведения в истинном смысле слова:

Первая область есть область благ. В которой личность подчиняет своим целям природу; вторая область - область общества, на которой означенное господство отдельной личности над природой сознается и переносится на организацию отношений личностей друг к другу и, наконец третья область, есть область государства, где совокупность личностей сводится к личному единству.

Сообразно системе этих трех жизненных областей, исходящей из природы данного предмета, государствоведение в истинном смысле слова разделяется на следующие компоненты:

1) На учение о благах в смысле учения о поряд-

ках и законах, на основании которых деятельность людей обращает предметы в блага;

2) На учение об обществе, которое начинается

там, где естественный факт владения благами, в качестве факта личной жизни, начинает господствовать над ее порядком и развитием. Общество может быть рассматриваемо или само по себе, в своей сущности, в своей природе, которая не уничтожаясь, проявляется в разнообразных формах или в совокупности тех изменений, которые происходят в природе общества под влиянием сил, лежащих вне этой природы. Природа общества, как и природа каждой вещи, представляющая организм с соответствующим ему порядком людей между собой, составляет содержание первой части учения об обществе самом в себе. Но есть отношения и явления, которые определяют чистое понятие общества (например: завоевание, свойство территории, народный дух ...) и которые являются не общественными элементами человеческой жизни. Общественный порядок не мыслим иначе, как среди всех этих не общественных условий, под влиянием которых чистая абсолютная природа общества подвергается различным изменениям. Это изменяющееся под влиянием необщественных условий общество есть действительное общество, а учение о нем образует вторую часть учения об обществе. Третью часть учения об обществе, по Штейну, может составлять учение о народе, как естественный переход от учения об обществе к учению о государстве. Правда в другом своем сочинении «Begriff der Gesellschaft», Штейн указывает иные части науки об обществе [1].

3) На государствоведение в собственном смысле слова. В учении о государстве следует различать два главных раздела: первый содержит чистую природу государства насколько она не подчиняется воздействию общества. Второй же раздел охватывает действительное государство, т.е. насколько чистая природа государства подвергается влиянию общества [2].

Указав пределы философии вообще и философии права в частности, а также пределы госу-дарствоведения, Штейн переходит к определению правоведения.

Сообразно с двумя основными понятиями личности (бытие и деяние) Штейн различает два вида права: 1) право само в себе, вечное, равное, опирающееся на сущность личности и 2) право положительное, постоянно изменяющееся под влиянием правопроизводящих сил, личное единство которых есть государство. Таким образом, основание действующего права не бытие, а деяние личности. Оно есть продукт действительной жизни личности, представляющей область неравенства личностей; оно, как и сама действительная жизнь, никогда не может быть равным, а всегда является различным правом. Так как действительная жизнь образуется из взаимодействия личности самой по себе и действительной личности, стоящей среди воздействующих на нее сил (хозяйственных и общественных), то положительное право есть осуществление чистого правопо-нятия в определенном хозяйственном или общественном состоянии (состоянии неравенства. Из этого соотношения чистой и действительной личности в жизни, мы видим, что положительное право необходимо предполагает оба момента жизни, составляющие предмет рассмотрения с одной стороны философии права, а с другой -науки о государстве с его сферами деятельности. Здесь основывается союз правоведения с философией права и наукой о государстве. И правоведение для нас станет понятным только тогда, когда мы признаем его одним из моментов науки о государстве (наука о жизни), которая является вечным и истинным источником науки права [1].

Отношение между философией права. наукой о государстве и наукой права, по Штейну. Выражается в том, что философия права есть наука жизни самой в себе; наука о государстве -наука правопроизводящих сил (хозяйственных, общественных), а наука права есть наука, образованного этими силами положительного права.

Правоведение или наука права предполагает знание положительных норм права. Рассмотрение действующих юридических положений, как фактов определенной общей воли, входит в область простого знания положительных законов, в котором нет еще науки права и которым познание права не заканчивается. Наука права начинает свою деятельность тогда, когда стремится понять положительное право, как совокупность явлений, из производящих его причин, заключающихся в субъекте, личности и в объекте, природе вещи. На то же различие указывал в своих учениях ученик и последователь Гегеля Гансе (18241835), но только в другом смысле, понимая под Rechtkunde знание действующего в государстве права, а под Rechtswissenschaft, понимание идеи права. Одновременно, современник Штейна Лейст, говорит, что уже давно прошли те времена,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

когда правоведение отождествлялось с изучением положительных законов [2]. Поэтому наука права должна разделять учение о праве производящих сил от образованного ими права [3] (т. о. Штейн положительно заявляет, что науку права следует не разъединять, но соединять с жизнью) и наука должна стоять выше простого знания положительных законов. Она есть наука о тех силах, которые производят право.

Мы видели, что философия права рассматривает чистое понятие права, вытекающее из сущности личности. На основании коренных понятий или моментов жизни личности (неправо, оборот и совместная жизнь она устанавливает систему чистого права. Но право не основывается только на одной органической жизни личности, а составляет результат и деятельной жизни личности. Поэтому, полное понятие права мы составим тогда, когда увидим в праве не только произведение абстрактной личности, но и явление действительной жизни личности, как продукт тех сил, которые определяют действительную жизнь личности (в государстве).

Штейн различает: право переставшее уже быть правом; право, которое еще не сделалось, но желает стать правом и право, состоящее из действующих законов. Науку о первом праве он называет историей права, вторую - философией права и третью - простым учением о положительных законах. Но этими тремя видами науки нельзя ограничиться. Выделив их, мы еще не понимаем их связующего начала, которое дается истинным правоведением, указывающим нам такую область, в которой право еще не существует, но может получить свое зачатие. В этой области мы подойдем к силам, производящим право, поняв которые мы найдем основание единства в связи истории права, философии права и простого влияния положительных законов [4].

Систему действующего права, сообразную с системой явлений в сфер действительной жизни личности, устанавливает правоведение. А эта действительная жизнь представляет следующие сферы:

1) Сфера телесной жизни, охватывающая соб-

ственно отношения лица;

2) Сфера хозяйственной жизни, содержащая отношение лица к миру благ;

3) Сфера общественной жизни, охватывающая

отношения лица к духовному порядку совместной жизни;

4) Сфера государственной жизни, состоящей из

отношений лица к личному единству

совместной жизни (государству).

Отсюда у Штейна следующие области права:

1) Личное право;

2) Хозяйственное право;

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

3) Общественное право (форм и классов обще-

ства);

4) Публичное право.

2) Область философии права

Философия права представляет нам систему права, покоящуюся на вечно равных и определенных категориях, понятиях личной жизни. На сколько понятия личной жизни (личность, воля, деяние, труд и т.д.), не будучи само правом, становятся объектом деятельной воли другого лица, они превращаются из жизненных понятий в юридические и входят в область философии права. Если хотят найти право, то необходимо прежде всего определить отношения личности, для которой искалось право. Под системой права родившейся из общих принципов мы понимаем одинаковые основания позитивного права в целом его развитии. Чтобы установить систему права, нужно понять основные формы отношений одной личности к другой, появившиеся из основных категорий бытия личности.

Так как жизненное понятие превращается в юридическое посредством деяния, то из сущности и системы его отдельных моментов у Штейна развивается общая часть философии права и вообще всякого учения о праве. Но чтобы образовать право, деяние должно проявиться в определенных жизненных отношениях. Особенность жизненного понятия производит особенность и право-понятия. Из особенных отношений и понятий деяние составляет свое особенное содержание и производит особенные правопонятия, совокупность (система) которых образует особенную часть философии права. Таким образом, каждое жизненное отношение в качестве объекта деяния (все равно будет ли оно физическим, нравственным, хозяйственным, общественным или государственным понятием) будет правопонятием, если оно охватывается деятельной волей другого.

Каждый индивид по отношению к другим лицам может быть: 1) фактом, 2) силой и 3) условием. Все другие отношения одной личности к другой относятся к внутренней жизни людей. А не к праву.

Если деятельная воля одной личности не признает личности другого, то она относится к последнему, как к чисто естественному факту. В этом случае, личность, признанная фактом (не личным), становится бесправной, так как факт по отношению к человеку, не имеет никакого права. Деяние, отрицающее личность в другом, стоит в противоречии с самим собой, потому что оно ставит личность тем, чем она не есть на самом деле, а также стоит в противоречии с сущностью права, которое не мыслимо без признания личности в другом. Подобное деяние неправо - злодеяние.

Таким образом, неправо составляет противоречие права; здесь сознательное деяние одного нарушает жизненную сферу другого. Если к этому деянию, стоящему самим с собой в противоречии, мы присоединим право, то образуется право неправа или уголовное право.

Если же воля будет рабочей силой для другого, то возникает процесс, в котором одно лицо является средством для другого. Но при этом, служащий средством для другого, остается самостоятельной личностью, сам себе целью. Разнообразные формы, в которых происходит этот процесс, называется хозяйственным оборотом, основывающимся на понятиях блага, ценности и собственности. Так как на обороте обе стороны являются самостоятельными, то он может установиться только на основании их самоопределения. Предполагая признание самостоятельности одной личности по отношению к другой, он производит право оборота.

Наконец, каждый индивид сознает, что его отношение к деятельной воле другого есть абсолютное условие его собственной жизни; он сознает, что только в соединении с другими он в состоянии достигнуть своего назначения. Так образуется совместная жизнь людей, которая сначала проявляется в семье, затем в обществе т личном союзе и, наконец. В государстве, как совместной жизни, возвысившейся до степени самоопределяющейся личности. Из отношения индивидуального самоопределения к самостоятельной совместной жизни людей (коллективной личности) возникает публичное право в обширном смысле.

Все содержание так называемого «права» получается только при посредстве означенных выше трех основных форм отношения одного индивида к другому (т.е. при посредстве злодеяния, оборота и совместной жизни). Из этих трех главных форм отношения одной личности к другой возникают три формальные основные категории права: неправо, право оборота и право совместной жизни людей.

Область неправа или уголовного права охватывает деяние нарушающее личность другого (т.е. злодеяние). Философия неправа начинается тогда, когда деяние, содержащее неправо, мы разлагаем на его составные моменты и делаем эти моменты самостоятельными юридическими понятиями. Система правопонятий, образовавшихся из моментов деяния, составляет общую часть уголовного права, науку о деянии самом по себе, в которой психологические и физиологические моменты деяния (например: умысел, соучастие ...) сделались юридическими понятиями. Если определенное жизненное отношение личной, хозяйственной, общественной или государ-

ственной жизни станет объектом злодеяния, то оно входит в особенную часть уголовного права. В этом случае, деяние называется преступлением, род и название которого определяется природой его объекта. Поэтому, система особенной части уголовного права есть система жизненных отношений, поскольку они могут быть предметом внешнего деяния (злодеяния. Так, когда объектом злодеяния является государство, то возникают преступления: государственная измена, возмущения и т.д., когда объектом является лицо - то происходит убийство, повреждение; когда объектом является благо, то создается понятие воровства, разбоя и т.д. Научное развитие каждого отдельного преступления есть развитие нарушенного злодеянием жизненного отношения и его отдельных моментов.

Деяние становится преступлением вследствие признания его со стороны права наказуемым. Понятие наказания не коренится в существе преступления; наказание есть не что иное, как одна из административно-юридических мер и, подобно всякому праву управления, вытекает из целесообразности. Преступление есть деяние. А так как деяние, имеет свое основание в сущности лица, которая вечно одна и та же, то преступление вечно одно и тоже и не имеет истории. Изменяется же и имеет историю только наказание. Различие и изменение наказания обусловливается той реальной силой, которая производит различие и изменение нрава вообще. Эта сила заключается в общественном порядке.

Объектом преступления (злодеяния могут быть: 1) государство;2) общество; и 3) лицо (с его личными и имущественными благами). Отсюда по Штейну, три класса преступлений: а) преступления, направленные против государства (государственная измена, преступление по должности и т.д.); б) против общественного порядка (социальные преступления куда относится между прочим, преступления совершенные путем печати, против нравственности, религиозные преступления и т.д.) и в) против отдельных лиц, которые разделяются: 1) на преступления против отдельных моментов личной жизни (например преступления против жизни, тела, свободы и т.д.) и 2) на преступления против хозяйственной сферы лица. В последнем случае существуют преступления: а) против блага; против ценности и в) против капиталообразования. К первому виду хозяйственных преступлений относится воровство во всех его формах. Ко второму - подлог и обман (подделка ценных бумаг, векселей, мер и весов, злоупотребление доверием и т.д.). Наконец, к третьему роду хозяйственных преступлений относятся деяния, нарушающие нормальное отношение между капталом и трудом и вредящие капиталообразованию (сюда

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

можно отнести, например, систему обмана, когда рабочим платят вместо денег товаром меньшей стоимости, чем задельная плата и т.п.

Область гражданского оборота охватывает хозяйственную жизнь личности, насколько она становится субъектом деятельной воли другого лица и входит в имущественную сферу последнего. Процесс перехода хозяйственной деятельности одного (капитала, труда, услуг) в хозяйственную жизнь другого, как условие хозяйственного развития последнего, называется оборотом. Область оборота есть область гражданского права, которая охватывает два момента всякого оборота - субъективный и объективный, волю и хозяйство, личность и благо.

Если отдельные понятия жизни личности (например: рождение, возраст, смерть ...) обусловливают оборот одной личности с другой, то они обращаются в юридические понятия, единство которых образует личное право. Самостоятельные моменты вещи (блага), ставшие объектом деятельной третьей воли, составляют владение, пользование, ценность, а обратившись из чисто хозяйственных понятий в юридические называются правом владения, правом пользования и правом залога (ценности). Единство этих моментов, как правопонятий, входит в сферу вещного права. Из личности и блага возникает оборот, отдельный акт которого есть договор. Договор содержит единство личного и вещного элементов. Из первого возникает общая, а из второго - особенная часть договорного права. Область хозяйственной жизни, в которой единение хозяйства и его прекращение возникает не из воли лиц, а из родственных отношений, составляет содержание семейного и наследственного права. Личное, вещное, договорное, семейное и наследственное право суть ветви частного права, которым область гражданского права не исчерпывается [6].

Есть еще две существенно различные части гражданского права - торговое право и гражданское право общества, в которых понятия лица, блага, собственности и договора модифицируются сообразно с торговлей (как особенной формой договора) и хозяйственным единством лиц. Если обширный хозяйственный процесс личной жизни, охваченный тремя обозначенными выше частями гражданского права (частное торговое, общественное право) мы назовем капиталообразованием, то мы найдем, что так называемое гражданское право есть юридическая система капиталообразования [5]. Так как порядок человеческой жизни, имеющий своим содержанием благ, а с ним и развитие личности, мы называем политической экономией, то мы можем утверждать, что содержание гражданского права есть политическая экономия, что жизненный источник целого

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

гражданского права есть народнохозяйственная жизнь

Наконец, область совместной жизни людей есть область публичного права. Совместная жизнь людей отличается от жизни индивида тем, что превращает самостоятельность индивида в один из своих моментов. Поэтому, невозможно себе представить, чтобы индивид не отказывался от известной части своей самостоятельности в пользу совместной жизни. Таким образом, совместная жизнь образуется из тех частей личной жизни, которые отданы ей. Выражая собой сущность личности, совместная жизнь сама является личностью, а это означает, что она имеет все моменты личной жизни: я, волю, деяние. Возвышаясь к высшему личному самоопределению, совместная жизнь проходит различные ступени: общества, союза и государства.

Это чисто философские понятия, которые с правом ничего общего не имеют. Право возникает только там, где самостоятельность отдельной личности противопоставляется самостоятельности общей личности (совместной жизни), которой она принадлежит, т.е. где полагаются границы (воли и деяния) между общей и индивидуальной личностью. Самостоятельная жизнь общения, в смысле юридического понятия, называется юридической личностью. Самостоятельный индивид является одним из тех моментов бытия, воли и деяния юридической личности. Самостоятельный индивид является одним из моментов бытия, воли и деяния юридической личности. Степень, какой отдельная личность является условием и содержанием всеобщей личности производит право юридической личности, регулирующее степень и порядок участия индивида в образовании воли и деятельности общей личности. А так как совершеннейшей формой последней мы признаем государство, то право каждого индивида общей личности будет юридическим порядком участия в устройстве и управлении государства. Публичное право вытекает из обуславливаемости жизни юридической личности через ее индивидов.

По мнению Штейна, в государстве отдельные моменты индивидуальной личности проявляются весьма наглядно, так как здесь они являются самостоятельными организмами, имеющими собственную форму, собственное содержание и самостоятельное назначение в целом. Государственное я (индивидуальное сознание идентичности государства) олицетворяется в главе государства, государственная воля выражается в законодательстве, самостоятельный же акт этой воли есть закон, наконец деяние государства, проводящее государственную волю в реальную жизнь государства, воплощается в организме управления. В нем, в законе (государственная воля) осу-

ществляется в объективных отношениях действительной государственной жизни посредством силы и действия государства - посредством исполнительной власти, которая является посредником между волей (выраженной в законе) и деянием государства (выполнением этой воли в реальных отношениях действительной государственной жизни. Самосознающее я в государстве, говорит Штейн в другом месте, есть глава государства, воля государства - государственное устройство, осуществление в государственной жизни личной воли государства - управление. Устройство заключает в себе два элемента, лежащие в сущности личности государства: 1) самоопределение государства, выраженное в законе (организм самоопределения - законодательная власть) и 2) силу государства, как самостоятельный внешний организм способности осуществлять его волю - закон. Таким образом, рядом с законодательной властью, возникает исполнительная власть, воля которой, согласная с законом, называется распоряжением, а сила - исполнением. Законы, определяющие порядок законодательной и исполнительной власти, мы называем «Verfassungsgesetze» (конституционные законы) или «Grundgesetze» (основные законы), а определяющие порядок управления -«Verwaltungsgesetze» (административные). Право государственного устройства охватывает вместе с правом законодательного корпуса и право исполнительной власти, как свою вторую часть, которую мы разделим на правительство и самоуправле-

ние. Обозначенное отношение исполнительной власти к государственному устройству, по нашему мнению, вполне основательное, Штейном не проводится последовательно, так как на исполнение, как силу и деяние государства и управление в собственном смысле, как на деяние государства при осуществлении действительных задач государства, он смотрит, как на виды управления вообще (деяние личности государства).

Список литературы:

[1] Burkard Wilhelm Leist, Die realen Grundlagen und die Stoffe des Rechts, Jena, Verlag von F. Frommann, 1877, § 26, S. 157.

[2] Stein L., Das Wesen und Aufgaben der Staatwissenschaft der Rechts- und Staatswissenschaft Deutschlands, Stuttgart, Verlag von J.G. Cot-ta'schen Buchhandlung, 1876, S.S. 14, 19.

[3] Stein L., Der Begriff der Gesellschaft und die sociale Geschichte der franzosischen Revolution bis zum 1830..., Leipzig, 1855, S. CXXX.

[4] Stein L., Die Verwaltungslehre, 6 Theile, Stuttgart, Verlag J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1865, VI, S. 294.

[5] Stein L., Gegenwart und Zukunft der Rechtsund Staatswissenschaft Deutschlands, Stuttgart, Verlag von J.G. Cotta'schen Buchhandlung, 1876, S.S. 110-113.

[6] Stein L., System der Staatswissenschaft von L. Stein System der Statistik, der Populationistik und der Volkswirtschaftslehre, Stuttgart und Tubingen, J. B. Cotta, 1852, S. 106.

ЮРКОМ ПАНИ

www. law-books, г и

ч

Юридическое издательство

«ЮРКОМПАНИ»

Издание учебников, учебных и методических пособий, монографий, научных статей.

Профессионально.

В максимально короткие сроки.

Размещаем в РИНЦ, Е-ЫЬгагу.

/

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 9 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.