в рамках одной научной специальности является логичным и верным научным решением. Их разделение будет шагом назад, поскольку исследование административного судопроизводства в рамках специальности 12.00.15 позволяет отразить его сущность как форму осуществления судебной власти, а не часть системы органов исполнительной власти, которая входит в предмет исследования других научных специальностей.
Таким образом, отдельные замечания и предложения коллег бы-
ли учтены при доработке паспорта. Подготовленный итоговый вариант проекта паспорта специальностей научных работников по юриспруденции был обсужден на V координационном совещании руководителей диссертационных советов по юриспруденции. В целом проделанная работа поддержана и признана положительной.
Н. А. Власенко, заслуженный юрист РФ
И. М. Мацкевич, заслуженный деятель науки РФ
Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей
Продолжая традицию научного общения молодых ученых-юристов, 29—30 мая 2014 г. Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ (ИЗиСП) провел IX Международную школу-практикум молодых ученых-юристов (далее — Школа) на тему «Право и социальное развитие: новая гуманистическая иерархия ценностей». Заслужившая за годы своего проведения широкое признание отечественных и зарубежных правоведов, Школа на этот раз собрала участников более чем из 20 зарубежных государств, в числе которых были представители Франции, Исландии, делегации из Китая, Казахстана, Украины, Белоруссии, Армении и других стран. Общая численность участников форума составила свыше 400 человек, представляющих различные научные и учебные центры, органы государственной власти и бизнес-структуры из около 60 субъектов РФ.
В ходе работы Школы были рассмотрены вопросы, связанные с защитой и обеспечением социально-экономических прав, предпринимались попытки поиска новых граней
соприкосновения культурно-образовательного пространства и права, затрагивались проблемы, существующие в сфере правового регулирования здравоохранения и спорта, а также обсуждались иные актуальные теоретико-правовые и практические проблемы, существующие в социальной сфере.
Работу Школы открыло пленарное заседание, модератором которого выступил Председатель Государственной Думы Федерального Собрания РФ, председатель Попечительского совета ИЗиСП доктор экономических наук С. Е. Нарышкин. Поприветствовав собравшихся, он отметил особую востребованность проведения встреч в таком формате, как Школа-практикум молодых ученых-юристов.
Развитие современной России дает пищу для множества научных дискуссий и исследований, в том числе по правовым вопросам. Одним из поводов таких дискуссий является 20-летие Конституции РФ. За этот срок Россия прошла большой путь, накопила богатый опыт строительства правового, демократического, социального государства, и этот опыт
следует изучать, с тем чтобы использовать его в практической жизни.
Далее выступающий обратил внимание на необходимость определения пределов уступчивости национального права в случае возникновения коллизий с нормами международного права и решениями международных организаций и институтов.
В завершение С. Е. Нарышкин пожелал участникам Школы интересных, увлекательных дискуссий и выразил уверенность в том, что Школа будет очень полезна для всех участников.
Заместитель Председателя Правительства РФ кандидат экономических наук О. Ю. Голодец отметила особую значимость участия ученых-правоведов в развитии различных институтов в социальной сфере. Она высказала мнение о том, что те нормативные правовые акты в социальной сфере, которые были приняты за последние годы в результате серьезнейших дискуссий, в том числе при участии сотрудников ИЗиСП, стали революционными для России и принципиально изменили позицию всех заинтересованных участников.
Сегодня на повестке дня стоят более глобальные преобразования. Несмотря на существующие дискуссии, практически всеми признается необходимость внесения существенных изменений в Семейный кодекс РФ. Также выступающая высказала мнение о необходимости корректировки отдельных положений Трудового кодекса РФ в связи с переходом на новые профессиональные стандарты. То, насколько хорошо и эффективно выстроена система профессиональных стандартов и связанных с ними трудовых отношений и образования, насколько эта система становится гибкой, насколько отвечает интересам рынка труда и того человека, той личности, которая стремится проявить себя на рынке труда, будет зависеть в итоге и эффективность нашей экономики.
В докладе, посвященном основным векторам и проблемам развития социального законодательства, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, вице-президент и академик РАН, доктор юридических наук, профессор Т. Я. Хаб-риева отметила: еще 10 лет назад в постоянно обновляемых Институтом «Концепциях развития российского законодательства» был дан оправдавший себя в полной мере прогноз, что в развитии российского законодательства определяющими станут вопросы социальной сферы.
Докладчик обозначила изменение динамики циклов социального законодательства: если ранее его наиболее активные фазы приходились на время усиления кризисных явлений в экономической сфере и преодоления их последствий, то в последние годы оно стало подчиняться диалектике собственно социального развития.
Т. Я. Хабриева предложила ввести в научный оборот отечественной юриспруденции термин «юридифи-кация». Она подчеркнула, что в развитии социального законодательства отчетливо проявляется тенденция к юридификации, охватывающей правовое освоение новых сфер (миграция, биотехнологии), расширение правового регулирования традиционных сфер права (трудовые, семейные отношения), коррекцию существующих правовых институтов и норм (образование, здравоохранение, социальное обслуживание).
Кроме того, по наблюдениям академика, сформировалась тенденция к постепенной коммерциализации социальных услуг, направленная на повышение их качества. Для достижения обозначенной цели процесс «коммодификации» должен развиваться постепенно, непременно под контролем государства и при сохранении определенного сектора публичных социальных услуг.
В то же время имеются примеры, когда государство принимает на се-
бя новые обязательства в социальной сфере. К таковым можно отнести создание государственного алиментного фонда.
В результате подобных явлений формируются новые контуры взаимодействия социального законодательства с конституционным, гражданским, административным и другими отраслями законодательства. Их отличительной чертой становится «социализация» официального толкования Конституции РФ, законодательных, иных нормативных правовых актов, а при необходимости и внесение соответствующих изменений в их тексты.
В качестве основных ориентиров развития социального законодательства Т. Я. Хабриева назвала: обеспечение научного подхода к систематизации социального законодательства; оптимизацию нормативно-правового регулирования; расширение участия регионов в реализации социальных программ; устранение системных противоречий и отдельных правовых коллизий, препятствующих социальному развитию; сохранение стабильности правового регулирования и корректировка тех правовых решений и конструкций, которые не обеспечивают решение стоящих перед социальным законодательством задач.
Далее на пленарном заседании с докладом о защите социальных и экономических прав детей во время финансового кризиса выступила заместитель Председателя Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии) Хердис Торгейрсдоттир. Докладчик отметила, что, несмотря на определенные успехи, связанные с международным признанием и закреплением прав детей в последние десятилетия, сохраняется насущная необходимость совершенствования правового регулирования в данной области. В связи с этим особое внимание следует уделять мерам по предотвращению бедности и социального неравенства, борьбе с эксплуатаци-
ей детского труда и торговлей детьми. В то же время необходимо развивать социальные услуги, юридическую помощь и образование. Особое внимание при проведении соответствующей государственной политики должно уделяться таким международным принципам, как взаимозависимость и неделимость прав человека.
Президент Российского союза промышленников и предпринимателей А. Н. Шохин отметил, что социальное законодательство находится в центре внимания бизнес-объединений. Система представительства интересов работодателей в нашей стране, по мнению выступающего, к настоящему времени уже сложилась, хотя представляется допустимым ее дальнейшее совершенствование.
В качестве одной из главных задач трудового законодательства выступающий назвал повышение гибкости рынка труда. Реконструкция пенсионной системы должна являться одним из главных приоритетов в деятельности Правительства РФ и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, поскольку некоторые элементы пенсионной системы еще не достроены, в частности система досрочного выхода на пенсию (льготные режимы выхода на пенсию).
Далее пленарное заседание в соответствии с регламентом продолжилось в форме дискуссии.
Дискуссию по проблемам законодательных ориентиров социального развития открыл Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья доктор экономических наук, кандидат психологических наук С. В. Калашников. По его мнению, социальное право в отличие от публичного и частного права пока не устоялось в части составляющих его базовых принципов и постулатов. Это связано в том числе со значительными изменениями, которые претерпело понимание солидарности, социального государства, роли человека в производственных отношениях.
Полемист высказал суждение о системном устаревании ТК РФ по причине возникновения новых форм занятости, не отраженных в трудовом законодательстве. Кроме того, он считает не актуальными вопросы систематизации и кодификации социального законодательства в связи с разнородностью предметов правового регулирования.
Сопредседатель «Деловой России», председатель Федерального межотраслевого совета «Деловой России» кандидат экономических наук А. В. Данилов-Данильян в продолжение обсуждения посетовал на чрезмерный объем нормативного правового регулирования (по его сведениям, речь идет о порядка 5 тыс. федеральных законов и 168 тыс. законов субъектов РФ), создающего сложности в правореализации не только у граждан, но и бизнеса. По его мнению, при принятии законов необходимо соблюдение баланса между социальными функциями государства и экономическими законами, действующими на рынках.
Профессор Университета Париж I Пантеон Сорбонна Жерар Марку обратил внимание собравшихся на то, что регулирование социальных гарантий во Франции осуществляется на основании закона, в первую очередь Конституции. Во Франции, как и в других странах Европейского Союза, развивалась современная концепция, предполагающая решение проблем социальных отношений путем переговоров между «социальными партнерами», а именно профсоюзами и представителями предпринимателей. При этом именно закон определяет рамки и предмет коллективных переговоров и разрешает ситуации, когда достичь соглашения невозможно. Право на коллективные переговоры в этом государстве ограничивается определением трудовых условий и участием в управлении предприятием и не применяется к другим социальным гарантиям. Тем не менее оно предоставлено и государственным служа-
щим, и членам органов самоуправления, а применение достигнутых соглашений зависит от закона или распоряжения правительства. Профессор указал на то, что защитой прав работников на коллективные переговоры во Франции занимаются не только судебные органы государства (суды общей юрисдикции и административные суды), но и Конституционный Совет, поскольку коллективные переговоры и соглашения являются важными инструментами реализации социальной политики государства.
Заведующий кафедрой теории и истории государства и права, конституционного права юридического факультета Евразийского национального университета им. Л. Н. Гумилева Ж. Д. Бусурманов обратил внимание на необходимость равного участия государства и негосударственного сектора в обеспечении социальной политики. Важно в Евразийском союзе не потерять социальную направленность политики трех государств. Как содержание идеи евразийской безопасности докладчик выделил социальную направленность и права человека, евразийскую концепцию прав человека. Эта концепция, по мнению выступающего, может сыграть большую роль и должна быть материализована в виде Евразийской декларации или хартии прав человека. В качестве механизма реализации концепции было предложено создание Евразийского суда по правам человека, который при рассмотрении дел учитывал бы особенности евразийской национальности.
Руководитель аппарата Счетной палаты РФ кандидат экономических наук Ю. В. Воронин выделил в качестве основной коллизии правового регулирования социальной сферы вопрос о необходимости пенсионного страхования, не решив который не представляется возможным определить пути дальнейшего социального развития. В качестве примера он привел опыт Германии,
где действует концепция социальной солидарности молодых с пожилыми, богатых с бедными и т. д. Выступающий предложил учесть опыт этого государства и указал на необходимость оберегать социальные гарантии, которые уже есть в российском государстве.
Статс-секретарь — заместитель Министра культуры РФ кандидат юридических наук Г. П. Ивлиев отметил особую актуальность тематики Школы для всей сферы культуры, высказав мнение о том, что в сфере культуры необходимо системное регулирование основных правоотношений в области создания, распространения и потребления культурных ценностей и культурных благ.
Завершающим выступлением в рамках пленарного заседания первого дня работы Школы стало выступление статс-секретаря — заместителя Министра спорта РФ доктора педагогических наук, профессора Н. В. Паршиковой, которая высказала точку зрения о том, что явление приобретает социальную ценность только тогда, когда оно приобретает статус права. Также докладчик акцентировала внимание присутствовавших на возросшем массиве нормативных правовых актов, издаваемых Министерством спорта РФ, и выдвинула тезис о взаимосвязанности между качественной нормативно-правовой базой в сфере физической культуры и спорта и достойными спортивными результатами сборных команд по различным видам спорта.
Далее работа Школы продолжилась в рамках секционных заседаний, круглых столов, публичных дискуссий, ярмарки идей, мастер-класса, тренинга и т. д.
Секционное заседание «Защита и обеспечение социальных и экономических прав в условиях экономических кризисов» открыл его модератор, заместитель директора ИЗиСП кандидат юридических наук В. И. Лафитский, который привлек внимание участников заседа-
ния к истокам формирования кризиса, связанного с распадом СССР. Он говорил об ошибках, допущенных руководством страны в 1990-е гг., и о важности оценки исторического опыта для преодоления кризисных проявлений.
Руководитель аппарата Счетной палаты РФ Ю. В. Воронин заострил внимание участников на принципе социальной солидарности, дифференциации понятий социальной защиты и социального обеспечения, а также на коллизиях пенсионной реформы, заключающихся во введении частноправового элемента в систему пенсионных накоплений. Сокращение финансирования социальной сферы может сказаться на благополучии государства крайне негативным образом.
Старший научный сотрудник ИЗиСП кандидат юридических наук Е. Е. Рафалюк рассказала об успешном опыте преодоления экономического кризиса странами Латинской Америки и о проблемах, с которыми этим странам приходится сталкиваться.
Руководитель Центра экономико-правовых проблем государственного и муниципального управления ИЗиСП доктор юридических наук, кандидат экономических наук, профессор Н. М. Казанцев посвятил свое выступление обзору естественных, социальных и экономических прав в условиях кризиса. Он говорил об общественном контроле над реализацией государством своих социальных программ в различных зарубежных странах, о перспективах привлечения банковского сектора к финансированию отдельных социальных проектов.
Руководитель Центра институтов гражданского общества Института экономики РАН доктор экономических наук Ю. Г. Павленко посвятил свой доклад вопросу мобилизационной экономики. По его мнению, отдельные экстремальные события в государстве могут приводить к росту национальной экономики. Задача
государства в таких случаях — грамотное направление экономического роста и придание ему стабильности.
Профессор кафедры конституционного и муниципального права НИУ ВШЭ доктор юридических наук В. Д. Мазаев высказался о необходимости дифференциации понятий государственной собственности и общественной собственности. Право граждан на публичную собственность — необходимое условие экономического и социального развития государства.
Модераторами секционного заседания «Культурно-образовательное пространство и право: новые грани соприкосновения» выступили заведующая отделом социального законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук Н. В. Путило; статс-секретарь — заместитель Министра культуры РФ кандидат юридических наук Г. П. Ивлиев; директор ФГБУ «ФЦОЗ» кандидат юридических наук В. В. Насонкин; преподаватель ВГИК кандидат юридических наук Е. Э. Чуковская.
Открывая секционное заседание, Н. В. Путило обозначила круг вопросов, предлагаемых к обсуждению в рамках мероприятия, а также отметила особую актуальность темы заседания в связи с принятием Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации» и реформированием законодательства в сфере культуры.
Г. П. Ивлиев рассказал о структуре, содержании и особенностях разработанного Министерством культуры РФ законопроекта «О культуре в Российской Федерации», а также об основных этапах его разработки.
Е. Э. Чуковская подробно осветила процесс систематизации законодательства в области культуры.
В. В. Насонкин поведал о проблемах, возникавших на различных стадиях развития образовательного законодательства, и в частности в процессе разработки Федерального закона «Об образовании
в Российской Федерации», ставшего вторым нормативным правовым актом (после Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»), прошедшим полноценную общественную экспертизу, что, безусловно, заслуживает положительной оценки.
Руководитель Центра изучения социокультурных изменений Института философии РАН, член-корреспондент РАН, доктор философских наук, профессор Н. И. Лапин выступил с докладом «Основная альтернатива ценностных позиций и правосознания населения», в котором высказал тезис о том, что альтернативность содержания двух пар ценностных позиций (преимущественно интегрирующих и преимущественно дифференцирующих большинство населения) сопровождается функциональной двойственностью: их интегрирующая роль прямо пропорциональна, а регулятивная — обратно пропорциональна массовости их поддержки населением.
Заведующая Центром публично-правовых исследований ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Л. В. Андриченко проанализировала существующие законодательные инструменты реализации образовательной политики Российской Федерации в отношении мигрантов. В частности, были затронуты проблемы, связанные с обеспечением доступа иностранных граждан и членов их семей к образовательным услугам в зависимости от их правового статуса. Отдельное внимание уделено анализу правовых основ и организационных механизмов тестирования иностранных граждан по русскому языку, основам законодательства и истории России. Отмечена необходимость скорейшего принятия федерального закона о социальной и культурной адаптации и интеграции мигрантов в Российской Федерации в целях обеспечения реализации государственной миграционной политики Российской Федерации и налаживания конструктивно-
го взаимодействия между мигрантами и принимающим сообществом.
Ученый секретарь ИЗиСП кандидат юридических наук Н. С. Волкова отметила, что феномены «культура» и «образование» находятся в неразрывной связи; именно образование является главным инструментом приобщения человека к культуре и нравственным ценностям. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», наделяя образовательные организации правом самостоятельно разрабатывать образовательные программы на основе федеральных стандартов и примерных основных образовательных программ, создает осязаемую возможность для таких организаций активно включиться в формирование и развитие культурно-образовательного пространства.
Преподаватель кафедры международного права Финансового университета при Правительстве РФ кандидат юридических наук И. А. Шультяев предложил рассмотреть единое образовательное пространство как международно-правовую категорию.
И. о. старшего научного сотрудника отдела правовых проблем противодействия коррупции ИЗиСП кандидат политических наук С. Н. Мату-лис выступил с докладом, в котором раскрыл особенности восприятия современного образовательного процесса.
Научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП О. Ю. Еремина в докладе «Оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти: социальные цели и правовая реальность» отметила, что основой ориентации работы органов исполнительной власти на результат, необходимый обществу, явились именно социальные цели, соответствующие основным приоритетным национальным проектам: здравоохранению, образованию, жилью, сельскому хозяйству. Однако реализация разработанного нормативного корпуса о си-
стеме оценивания управленческих органов вскрыла ряд его недостатков.
Научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП Д. И. Махник посвятил выступление особенностям института информационной открытости организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Он обосновал необходимость рассмотрения информационной открытости образовательных организаций в качестве одного из основных принципов их функционирования на современном этапе развития.
Научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП Т. Е. Мельник отметил неоспоримость факта расширения предмета правового регулирования в сфере культуры. Если изначально это были отношения по поводу сохранения памятников истории и культуры, то к настоящему времени многие другие аспекты культурной деятельности получили юридическое оформление. Вместе с тем необходимо учитывать специфику отношений в сфере культуры и не следует преувеличивать роль правовых регуляторов в развитии культуры. Напротив, чрезмерная экспансия законодателя, а если говорить шире — государства, может негативно сказаться на обеспечении конституционной свободы творчества.
Завершилось секционное заседание докладом аспиранта ИЗиСП К. Р. Риф, в котором был сделан вывод о многоаспектности социальной функции государства и необходимости с его стороны посредством воздействия на каждого члена общества уделять особое внимание категориям людей, лишенным возможности самостоятельного обеспечения достойного уровня жизни, а также создавать равные для всех возможности в достижении благополучия.
Работу секции «Здоровье и спорт: поддержка и стимулирование» открыла статс-секретарь — заместитель Министра спорта РФ доктор педагогических наук Н. В. Паршикова.
Она отметила важность и актуальность обсуждения вопросов правового регулирования отношений в сфере физической культуры, спорта и охраны здоровья в контексте социальной функции государства и подчеркнула, что на современном этапе указанные отрасли требуют качественного и эффективного правового сопровождения. В данном направлении Российская Федерация достигла значительных успехов, примером чего может служить законодательное оформление отношений по противодействию и борьбе с допингом в спорте. Выступающая выразила уверенность, что обсуждение проблем правового обеспечения физической культуры и спорта в стенах ИЗиСП будет способствовать их научному осмыслению и принесет пользу в практическом плане.
Выступление академика РАН, генерального директора Некоммерческого партнерства «Российское антидопинговое агентство "РУСАДА"» доктора медицинских наук, доктора фармацевтических наук Р. У. Хаб-риева было посвящено проблеме межотраслевого взаимодействия в правовом регулировании отношений в сфере физической культуры и спорта на примере разработки законодательной основы организации и проведения XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 г. в г. Сочи, а также влиянию требований Международного олимпийского комитета на национальное законодательство в части реализации экологических стандартов проведения таких спортивных соревнований, как Олимпийские игры.
Заведующий кафедрой спортивного права Московского государственного юридического университета им. О. Е. Кутафина (МГЮА) кандидат юридических наук Д. И. Ро-гачев подробно осветил последние изменения как в законодательстве о физической культуре и спорте, так и в регламентных нормах общероссийских спортивных федераций. На
примере деятельности Российского футбольного союза он показал формирование lex sportiva. В частности, в Регламент по агентской деятельности с 2014 г. введены лимиты вознаграждения агентам от клубов, Регламент разрешения споров переформатировал органы разрешения споров в футболе и сделал их максимально похожими на третейские суды, в Регламенте по статусу и переходам футболистов раскрыты примеры запрещенной дискриминации футболистов, в Дисциплинарном регламенте введен новый вид наказания — запрет посещения зрителями определенных секторов стадиона и т. д. Что касается правового регулирования, то в ближайшее время предстоит определить порядок использования иностранцев в игровых (командных) видах спорта, внедрить нормы ГТО, подготовить массив подзаконных актов по Чемпионату мира по футболу 2018 г., утвердить технические требования ко всем стадионам страны и т. д.
На характеристике законодательства о физической культуре и спорте как комплексной отрасли законодательства, предмет которой составляют спортивные отношения, остановился доцент НИУ ВШЭ кандидат юридических наук А. В. Сердюков. Спортивные отношения представляют особый род общественных отношений, отличающихся уникальностью объекта, высокой степенью регламентированности и стабильностью, направленных на удовлетворение особых психологических и физиологических потребностей человека, ориентированных на соревновательную (состязательную) деятельность и (или) подготовку к ней.
Заведующий отделом мониторинга законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук А. В. Павлуш-кин подчеркнул важность при совершенствовании законодательства в сфере физической культуры и спорта широкого использования такой юридической технологии, как право-
вой мониторинг, под которым понимается комплексный структурный и информационно-аналитический механизм анализа и оценки правового акта на всех этапах его создания и применения. Выступающий предложил также при оценке регулирующего воздействия привлекать не только мнения экспертов, но и статистические данные, информацию контрольных и надзорных органов, результаты опросов общественного мнения, данные выборочных обследований предприятий и домохо-зяйств и т. п.
По мнению заместителя руководителя аппарата Комиссии по социальной политике Совета Федерации Федерального Собрания РФ А. В. Шаповалова, необходимо законодательно закрепить такой механизм расходования внебюджетных средств в сфере физической культуры и спорта, который бы гарантировал спортивным клубам и спортсменам равные возможности для реализации своего спортивного мастерства вне зависимости от вида спорта, принадлежности к той или иной спортивной команде, спортивному клубу. Одновременно в целях стимулирования привлечения внебюджетных источников финансирования в спорт целесообразно установить льготы в области налогообложения для организаций, вкладывающих средства в развитие физической культуры и спорта.
Доцент кафедры гражданского процесса УрГЮУ кандидат юридических наук Е. В. Погосян выступила с инициативой принятия федерального закона «О профессиональном спорте в Российской Федерации». В нем последовательно должны быть разрешены вопросы, касающиеся субъектного состава участников профессионального спорта, особенностей оформления статуса несовершеннолетнего спортсмена, особенностей страхования профессионального спортсмена от травм и профессиональных заболеваний, а также закреплены взаимные права
и обязанности спортсмена и его работодателя.
Соотношению государственного регулирования и саморегулирования было посвящено выступление специалиста правового управления Российского футбольного союза А. Б. Кошеля. В настоящее время можно наблюдать усиление роли государственного регулирования в сфере профессионального спорта. Однако подобное усиление необходимо лишь в тех вопросах, где возможностей института саморегулирования явно недостаточно (например, борьба с допингом и договорными матчами, обеспечение общественной безопасности во время проведения спортивных соревнований).
Защита прав спортсменов при рассмотрении дел о нарушении антидопинговых правил стала центральной темой выступления ведущего научного сотрудника ИЗиСП кандидата юридических наук Н. В. Кичиги-на. Он высоко оценил действующую модель слушаний о нарушении антидопинговых правил, позволяющую объективно рассматривать такие дела, выделив при этом риски правового характера в антидопинговой политике.
Ведущий научный сотрудник ИЗиСП кандидат юридических наук Б. А. Булаевский обратил внимание на дисбаланс в правовом регулировании отношений в области физической культуры и спорта, обозначив наиболее проблемные сферы (финансирование массового спорта, страхование участников спортивных мероприятий и др.). Кроме того, он предложил применять презумпцию вины спортсмена в делах о нарушении антидопинговых правил без отстранения спортсмена от участия в соревнованиях.
Советник по правовым вопросам президента Континентальной хоккейной лиги кандидат юридических наук В. В. Сараев сосредоточил внимание на роли административной и уголовной ответственности в охране здоровья спортсменов. Администра-
тивно-правовые и уголовно-правовые запреты в области спорта несут в себе меньше карательных функций, но больше предупредительных и профилактических. Это касается нелицензированной медицинской деятельности в физкультур-но-спортивных организациях (ст. 171 УК РФ), причинения тяжкого вреда здоровью по неосторожности вследствие ненадлежащего исполнения врачами своих профессиональных обязанностей (ст. 118 УК РФ).
В выступлении научного сотрудника ИЗиСП В. Л. Баранкова были освещены проблемы ответственности за нарушение общественного порядка во время проведения спортивных мероприятий, уголовной ответственности за преступления в спорте организаторов, участников спортивных состязаний, болельщиков, вопросы борьбы с коррупцией.
Ведущий научный сотрудник ИЗиСП кандидат юридических наук Е. И. Спектор выделила факторы, тормозящие осуществление реального противодействия коррупции в сфере спорта, а именно невозможность действующего правового регулирования противодействия коррупции отразить должным образом специфику коррупционных правонарушений в сфере спорта, неформально укоренившаяся в системе «круговая порука» и modus operandi непосредственно самих потенциальных фигурантов коррупционных схем (тренер — владелец клуба — антидопинговая лаборатория — спонсор — спортивная федерация — чиновник — квазисудебные органы сфере спорта), принимающих соответствующие решения с «оглядкой». Высокий уровень латентно-сти коррупционной составляющей ввиду «корпоративной» автономности спорта, равно как и вынужденное соглашательство с коррупционными моделями решения вопросов, ставшими нормой жизни, также существенно тормозят активное и реальное противодействие коррупции в сфере спорта.
Научный сотрудник ИЗиСП Ф. В. Цомартова обратила внимание на необходимость приведения правового регулирования интеллектуальных прав в сфере спорта в соответствие с требованиями гражданского законодательства.
Анализу динамики полномочий органов местного самоуправления в сфере физической культуры и спорта было посвящено выступление аспиранта ИЗиСП Б. Н. Матулова. Он отметил тенденцию расширения объема властных полномочий органов местного самоуправления в данной сфере.
Анализ общественного финансового контроля в медицинских учреждениях как правового института представил помощник директора Дирекции по обеспечению деятельности учреждений здравоохранения ЮАО Москвы Н. Ш. Хзанян.
Научный сотрудник ИЗиСП М. В. Пономарев затронул проблему правовой охраны здоровья граждан посредством защиты их экологических прав. Он выделил ряд аспектов в механизме правовой защиты ключевых конституционных прав на благоприятную окружающую среду и достоверную информацию о ее состоянии.
Проблемы гражданско-правового регулирования медицинской информации, в частности медицинских баз данных, нашли отражение в выступлении доцента кафедры гражданского права и процесса Башкирской академии государственной службы и управления при Президенте Республики Башкортостан кандидата юридических наук О. А. Еникеева.
Секционное заседание «Жилищно-коммунальное хозяйство: в интересах человека?» открыл его модератор — заместитель руководителя Центра частноправовых исследований ИЗиСП кандидат юридических наук В. Н. Литовкин, который подчеркнул социальную значимость проблем в сфере ЖКХ и необходимость серьезной модернизации данной отрасли экономики.
Главный советник Департамента ГПУ Президента РФ кандидат юридических наук Т. А. Семина подняла вопросы, связанные с платой за жилое помещение и коммунальные услуги, управлением жилищным фондом и развитием рынка наемного жилья для граждан со средним уровнем доходов, и отметила, что приобретение гражданами права собственности на жилые помещения — не единственный приемлемый способ решения жилищного вопроса. В связи с этим представляется весьма актуальным усовершенствование института коммерческого найма жилых помещений.
Заведующий отделом правовых проблем противодействия коррупции ИЗиСП кандидат юридических наук А. М. Цирин обратил внимание на необходимость усиления надзора за соблюдением организациями системы ЖКХ законодательства о противодействии коррупции. При этом была отмечена проблема недостаточной информированности организаций, действующих в сфере ЖКХ, о требованиях ст. 133 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», устанавливающей обязанность организаций принимать меры по предупреждению коррупции.
В связи с предлагаемыми к рассмотрению на секционном заседании вопросами содержания общего имущества домов (применительно к различным способам управления многоквартирными домами) выступила исполнительный директор ОАО «Институт экономики ЖКХ» О. И. Савельева, которая предложила разработать и ввести минимальный стандарт услуг в сфере ЖКХ.
Судья Верховного Суда РФ кандидат юридических наук Е. С. Гетман осветила проблемы, наиболее часто встречающиеся в практике судов общей юрисдикции по спорам в сфере ЖКХ. В частности, такие проблемы касаются правильного определения размера выкупной стоимости, уплачиваемой при расселении ветхого и
аварийного жилья, который должен включать, по мнению судьи, расходы на непроизведенный капитальный ремонт, в результате несовершения которого собственником жилищный фонд пришел в непригодное для проживания состояние, а также стоимость земельного участка, на котором расположено то или иное ветхое или аварийное жилье.
Судья Высшего Арбитражного Суда РФ доктор юридических наук О. Ю. Шилохвост рассказал о некоторых вопросах судебно-арбитражной практики рассмотрения споров, возникающих из договоров на оказание коммунальных услуг.
Дискуссию по уже обсуждавшимся вопросам переселения граждан из аварийного жилищного фонда поддержала начальник отдела в департаменте Министерства экономического развития РФ кандидат юридических наук О. В. Исаева.
Затем с получившими большую поддержку в аудитории предложениями и оценками выступила Председатель Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Г. П. Хованская. Была отмечена необходимость законодательно установить обязательность постановки земельного участка, занятого многоквартирным домом, на кадастровый учет и проведения в отношении него мероприятий по кадастровой оценке. Выражена неудовлетворенность правовым регулированием статуса регионального оператора, осуществляющего сбор и распределение денежных средств, уплачиваемых собственниками жилых помещений в многоквартирных домах для проведения капитального ремонта жилья. Выступающая рассказала о выдвинутой инициативе по включению управляющих компаний (наряду с ТСЖ, ЖСК и региональными операторами) в число лиц, имеющих право открывать специальные счета для сбора и аккумулирования денежных средств для проведения капи-
тального ремонта многоквартирного дома. Критически были оценены положения законопроекта, устанавливающие нормы о лицензировании деятельности управляющих компаний; предложения о повышении размера штрафных санкций за неоплату или несвоевременную оплату услуг ЖКХ, а также о введении социальной нормы потребления электроэнергии. Г. П. Хованская выразила озабоченность судьбой несостоятельных ТСЖ, в результате банкротства которых возникает риск обращения взыскания по долгам ТСЖ как самостоятельного юридического лица на общее имущество, принадлежащее его отдельным членам — собственникам жилых помещений.
Заместитель начальника юридического управления Федеральной тарифной службы кандидат юридических наук И. Г. Касаев избрал темой своего доклада актуальные вопросы практики применения цен и тарифов в сфере ЖКХ.
Модератор секционного заседания и. о. заместителя директора ИЗиСП доктор юридических наук, профессор А. В. Габов подвел его итоги, призвал объединить усилия органов государственной власти, бизнеса, ученых, экспертного сообщества и общественных организаций по разработке правовых механизмов модернизации ЖКХ и выразил надежду на практическую реализацию тех ценных научных и практических выводов и предложений, которые были выработаны и обсуждены участниками заседания.
Работу первого дня Школы продолжило открытое заседание Ученого совета ИЗиСП, прошедшее под руководством главного научного сотрудника Центра публично-правовых исследований ИЗиСП доктора юридических наук, профессора Ю. А. Тихомирова. Докладчиками выступили заведующая отделом социального законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук Н. В. Путило; заведующий
отделом теории законодательства ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Н. А. Власенко; заведующий отделом конституционного права ИЗиСП доктор юридических наук, профессор А. Е. Постников.
В докладе «О юридических критериях социального государства» Н. В. Путило отметила, что, говоря о социальном государстве в России, мы неизбежно сталкиваемся с проблемой сравнения количественных данных, показывающих качественное состояние нашего социума, с данными, характерными для иных государств. Выступающая также отметила, что под влиянием социологического и экономического подхода к измерению степени социальности государства появился новый термин для обозначения этого явления — дружественное по отношению к людям государство.
Особенность реализации социальных прав состоит в том, что они требуют не только значительных финансовых ресурсов, но и активной управленческой деятельности как в ее традиционном властно-разрешающем понимании, так и в новом качестве — как предоставляющей услуги.
Современное понимание социального и демократического государства требует его рассмотрения в качестве общественной системы, направленной на удовлетворение запросов граждан, обслуживание общественного интереса.
Если состояние личных и политических прав — это отражение степени демократии в стране, где политическим режимом может быть и собственно демократия, и тоталитаризм, и авторитаризм, то положение с социальными правами, по мнению докладчика, — это отражение эффективности государства как управленческого механизма. Достигается эффективность благодаря установлению оптимальной системы налогообложения, наличию административных и иных ресурсов для их сбора, грамотному управлению го-
сударственной собственностью, стимулированию различных институтов гражданского общества к участию в социальной политике государства и т. д.
В заключение докладчик отметила, что с учетом исторического опыта и современной ситуации социальные права следует определять как основные, неотъемлемые юридические возможности каждого человека, гарантирующие защиту и поддержку со стороны общества и государства в случаях объективной невозможности самостоятельно обеспечить достаточные условия существования для себя и своей семьи, содействие в получении доступа к основным ценностям (благам) цивилизованного общества (образованию и здравоохранению прежде всего).
Далее с содокладом выступил Н. А. Власенко, который отметил, что в качестве критериев социальности современного государства необходимо считать принципы государства в сфере социальной политики; перечень социальных прав, закрепленных в конституции; «качество» правового статуса личности с позиции его социального наполнения и т. д. При этом следует избегать узкой институциональной характеристики права, необходимо придавать большее значение процессу правореали-зации. На современном этапе наблюдаются кризисные явления в праве, в связи с чем его использование в качестве критерия оценки социальности государства должно быть крайне осторожным. Выход заключается в обращении к социологическому методу исследований в правоведении, что позволит оценить реальную роль и действие права в обществе.
В своем выступлении А. Е. Постников отметил, что за последние годы проблематика социального государства и принципов его построения стала представляться привычной, хотя еще совсем недавно мы руководствовались другими представлениями, другой терминологией, другими понятиями.
Принцип социального государства, заложенный в Конституции РФ, по мнению докладчика, является недостаточно определенным. Признак права, реального правового воздействия заключается в нормативной определенности. При этом признак определенности в действующей Конституции РФ применительно к социальному государству не просматривается и отчасти восполняется нормами текущего социального законодательства, которое регулирует социальные права граждан, что не способствует стабильности и определенности правоотношений в социальной сфере.
Традиционно в рамках мероприятий Школы прошло заседание, посвященное легендам отечественной юридической науки. Его ведущим выступил заведующий отделом уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства ИЗиСП доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист РФ, заслуженный деятель науки РФ В. П. Кашепов.
Председатель Международного союза юристов кандидат юридических наук, специалист по проблемам формирования правовой культуры, теории и практики правового воспитания граждан, заслуженный юрист РФ А. А. Требков рассказал о непростом пути создания и развития Международного союза юристов, основанного в июне 1989 г., а также о своем профессиональном опыте практической работы в должности председателя Международного союза юристов.
Главный научный сотрудник отдела гражданского законодательства и процесса ИЗиСП кандидат юридических наук, заслуженный юрист РФ Л. Ф. Лесницкая поделилась воспоминаниями о работе в ИЗиСП, который ранее назывался ВИЮН, ВНИ-ИСЗ. В свете последних изменений Конституции РФ отмечались основные тенденции дальнейшего развития гражданско-процессуального законодательства. Отдельно затра-
гивался вопрос об оказании правовой помощи гражданам.
В заключительном слове В. П. Ка-шепов обратил внимание присутствующих, что в 2015 г. ИЗиСП будет отмечать 90-летие со дня своего основания. В связи с этим особенно были подчеркнуты активное участие Института на протяжении всей своей истории в разработке и экспертизе нормативных правовых актов страны, выдающийся вклад в науку и достижения в различных отраслях права ряда ученых Института.
Второй день Школы начался с проведения второй части пленарного заседания, со вступительным словом на котором выступил первый заместитель директора ИЗиСП доктор юридических наук, профессор А. Я. Капустин. Он кратко подвел итоги первого дня Школы, обратив внимание на то, что были обсуждены и определены ориентиры социального развития в различных направлениях социальной сферы: спорта, культуры, образования и др. Во второй день Школы основное внимание было уделено социальным гарантиям, правоприменительной практике, где возникает не меньше проблем, чем в законодательном регулировании социальной сферы. Выступающий отметил, что они затрагивают вопросы совершенствования институциональной сферы социального развития и унификации статуса бюджетных учреждений социальной сферы.
Первый заместитель Министра образования и науки РФ кандидат юридических наук Н. В. Третьяк в своем докладе сконцентрировалась на правовых мерах, принятых в целях обеспечения защищенного детства как важнейшего приоритета государственной социальной политики. В частности, она сообщила о работе, проводимой в сфере стандартизации образования по разработке и принятию федеральных государственных образовательных стандартов общего образования, специального федерального государственного
образовательного стандарта для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, концепции развития дополнительного образования детей в Российской Федерации. В части охраны здоровья детей разработаны и утверждены порядки оказания отдельных видов медицинской помощи несовершеннолетним. Активная работа ведется в направлении защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей.
Первый заместитель Министра труда и социальной защиты РФ С. Ф. Вельмяйкин сосредоточился на некоторых особенностях маневрирования в социальных гарантиях. Докладчик подробно рассказал об основных исторических этапах развития маневрирования в социальных гарантиях, их особенностях, плюсах и недостатках различных моделей маневрирования в указанной сфере.
Профессор Университета Париж I Пантеон Сорбонна Жерар Марку обратил внимание на то, что Франция как и другие страны, сталкивается с необходимостью гарантировать право на социальное страхование и доступ каждого к медицинскому обслуживанию, отвечающему современному уровню развития медицины. В то же время государство сталкивается и с необходимостью ограничить рост социальных расходов, что становится обязательным, учитывая научный прогресс и рост продолжительности жизни. Для совмещения этих целей, а также соблюдения баланса законодателем были введены различные процедуры и способы контроля, направленные на предоставление государству возможности маневрирования при управлении своей социальной политикой. Одним из инструментов в этой сфере явился Закон о финансировании социального обеспечения, который был задуман для социального бюджета государства по модели финансовых законов по государственному бюджету. Кроме того, профессор рассказал о модели управления медицинскими рас-
ходами во Франции в части предоставления медицинской помощи и ее стоимости. В отличие от других стран, которые децентрализовали свою систему по здравоохранению, Франция сделала выбор в пользу центральной организации с целью иметь постоянную возможность осуществлять меры по рационализации в системе здравоохранения.
Заместитель директора Научно-исследовательского института финансового и налогового права, главный научный сотрудник Института законодательства Министерства юстиции Республики Казахстан Р. А. Подопригора затронул вопросы принятия законодательных актов в социальной сфере в Казахстане, поскольку сейчас в этой стране все еще действуют акты советского периода. Государство является движущей силой социальной модернизации, однако его роль в настоящее время снижается, оно выступает как партнер в этой сфере, а не как безусловный «донор» финансовых средств. Существует ряд проблем в социальной сфере Казахстана, противоречия в социальной политике. Так, усиливаются социальные гарантии, однако пенсионный возраст женщин приравнивается к мужскому (63 года), увеличиваются ассигнования в сферу здравоохранения, но по результатам исследований на содержание больных тратится меньше средств, чем на содержание осужденных. В государстве отмечается излишнее создание управленческих структур, нежелание государства передавать часть полномочий негосударственным органам и институтам гражданского общества, наблюдается стремление монополизировать негосударственную активность, причем не только в социальной сфере. В качестве меры решения некоторых из указанных проблем докладчик предложил повышение подоходных налогов в Казахстане в целях увеличения доли финансирования социальной сферы за счет налоговых отчислений.
Завершилось пленарное заседание докладом заместителя директора ИЗиСП доктора юридических наук А. В. Габова, который осветил круг вопросов, связанных с соотношением социального и гражданского законодательства. Опираясь на правовые позиции Конституционного Суда РФ, он обозначил пределы действия экономических и социальных прав.
С приветственным словом к участникам круглого стола «Социальное государство: для всех и каждого» выступил главный научный сотрудник Центра публично-правовых исследований ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Ю. А. Тихомиров, который отметил, что социальное государство — не государство, в котором получают только услуги, а государство, которое в своей деятельности охватывает все слои общества (профессиональные, национальные, территориальные), группы и личность. Как следствие — проблемы равенства, фактического и юридического неравенства и проблема конфликтности.
Ведущий научный сотрудник отдела конституционного права ИЗиСП кандидат юридических наук Л. Н. Васильева акцентировала внимание участников круглого стола на связи социальной политики, проводимой государством, с его гуманистическим обликом в современном мире. При этом модератор коснулась законодательной практики социального государства, направленной на осуществление и защиту прав и свобод граждан. Было отмечено, что право, формирующееся в интересах эффективного социального развития, не всегда обеспечивает социальные права определенных групп граждан (пенсионеров, инвалидов, малоимущих) в соответствии с их представлениями о социальной справедливости. Кроме того, социально ориентированные законы должны быть понятны и востребованы теми социальными слоями общества, интересы которых они защи-
щают. Безусловно, что конфликтность при многообразии интересов перманентно присуща природе любого государства. Вместе с тем солидарность разных социальных слоев и страт общества в реализации национальной идеи необходима для сохранения конституционных основ функционирования государства.
Модератор круглого стола аспирант МГЮА Д. В. Набойсенко отметил, что на пути к становлению социального государства целесообразно выявить критерии, на основании которых можно будет развивать общество, в первую очередь необходимо повышать правовую культуру и изменять правосознание каждого человека.
Модератор круглого стола старший научный сотрудник отдела административного законодательства и процесса ИЗиСП А. В. Калмыкова особое внимание уделила вопросам социальной ориентированности законов и иных нормативных правовых актов, а также проблемам «социального прогнозирования». Так, законодательные акты, принимаемые в социальной сфере, изначально направлены на совершенствование правового регулирования данной сферы (например, Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»), в иных же нормативных правовых актах социальную ориентацию выявить довольно сложно. Например, технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» разрабатывался в целях защиты населения и окружающей среды от воздействия выбросов автомобильной техникой вредных (загрязняющих) веществ. Однако соблюдение установленных требований прекратило деятельность некоторых участников автомобильной промышленности, вследствие чего в отдельном регионе ухудшилась ситуация с трудовой занятостью населения.
Юрисконсульт ГБУ РО «ГКБ №№ 11» О. И. Межерауп заострил внимание на проблемах правоприменительной практики в сфере здравоохранения и принципе злоупотребления правом. Оказание медицинской помощи как составляющей сферы здравоохранения сводится к простой модели взаимодействия врача и пациента. В настоящее время такая взаимосвязь нарушается (путем изменения законодательства в сфере здравоохранения объем правомочий пациента увеличивается), что приводит к злоупотреблению правом со стороны пациента.
Аспирант кафедры конституционного и международного права РГСУ М. И. Литовкина затронула вопросы социальной ответственности граждан в сфере здравоохранения. Так, в настоящее время Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» введена обязанность граждан заботиться о сохранении своего здоровья, однако ответственность за невыполнение указанной обязанности отсутствует.
Ведущий научный сотрудник отдела конституционного права ИЗиСП кандидат юридических наук Е. Е. Никитина осветила теоретические проблемы прав человека в целом и социальных прав в частности. Критерии ограничения прав нуждаются в теоретическом осмыслении. Так, регулирование прав устанавливается на федеральном уровне, а их защита происходит на уровне субъекта РФ. В такой ситуации остается открытым вопрос, как можно защищать, не регулируя частично.
Главный научный сотрудник отдела теории законодательства ИЗиСП, главный научный сотрудник сектора сравнительного права ИГП РАН доктор юридических наук, профессор В. Е. Чиркин обозначил основные нужды в конституционном праве мира, которые выдвигаются для критериев социального государства: 1) установление минимального размера оплаты труда; 2) закреп-
ление прожиточного минимума;
3) бесплатное среднее образование;
4) определенный уровень медицинского обслуживания; 5) пенсионное обеспечение.
Аспирант ИЗиСП К. В. Струков отметил, что в рамках практики Европейский суд по правам человека пытается отойти от прямого переведения вопросов социальных гарантий в правовую плоскость.
Ассистент Казанского (Приволжского) федерального университета М. В. Воронин поддержал тезис о теоретическом развитии баланса первичных и вторичных отношений в социальном государстве, который приведет к балансу системы права и, соответственно, к балансу первичных общественных отношений.
Научный сотрудник отдела научных договорных работ ИЗиСП Ю. Н. Беляева в своем выступлении, посвященном роли государственного аппарата в развитии социального государства в современной России, отметила, что для дальнейшего развития нормативного закрепления идеи социального государства необходима готовность государственного аппарата исполнять политическую волю по укреплению институтов социального государства.
По мнению старшего научного сотрудника отдела теории законодательства ИЗиСП кандидата юридических наук М. В. Залоило, основная идея социального государства заключается в том, что оно должно быть ориентировано «на каждого». Только когда социальное государство будет «для каждого», тогда оно будет и «для всех». Персонифициро-ванность и индивидуальная ориентация — сущности социального государства.
Также в дискуссии круглого стола свое мнение высказали научный сотрудник отдела социального законодательства ИЗиСП О. Ю. Еремина (о социальных критериях эффективности деятельности органов исполнительной власти), младший научный сотрудник отдела администра-
тивного законодательства и процесса ИЗиСП Т. С. Глазырин (выделены основные черты социальной политики на современном этапе), научный сотрудник центра публично-правовых исследований ИЗиСП Э. Д. Дым-берова (отметила роль муниципальных учреждений в решении социальных задач), научный сотрудник отдела конституционного и административного законодательства иностранных государств ИЗиСП Р. Г. Га-зизова (пояснила значение принципа справедливости в исламском праве), научный сотрудник отдела международного частного права ИЗиСП Н. В. Власова.
Во вступительном слове к заседанию круглого стола «Социальная ответственность бизнеса» заместитель заведующего гражданского законодательства и процесса ИЗиСП О. В. Гутников отметил, что социально ответственное поведение бизнеса может и должно проявляться во всех сферах и отраслях законодательства. Для обеспечения социально ответственного поведения бизнеса во всех этих сферах следует усилить правовые стимулы для этого за счет льгот и преференций. Необходимо дальнейшее совершенствование публично-правовых отраслей законодательства.
Руководитель Центра социально-трудовых прав, доцент ГУ ВШЭ Е. С. Герасимова затронула проблему социальной ответственности бизнеса применительно к трудовому праву. На практике такие понятия, как корпоративная социальная ответственность, корпоративная социальная отчетность, казалось бы, хороший инструмент принятия в добровольном порядке обязательств со стороны компании. Однако односторонний характер отчетов вызывает вопросы, поскольку отсутствует возможность повлиять на их содержание.
Заведующий отделом правовых проблем противодействия коррупции ИЗиСП кандидат юридических наук А. М. Цирин предложил допол-
нить стандарты корпоративной отчетности положениями о проведении процедур общественного заверения отчетов бизнес-структур о реализации социальных программ.
Ученый секретарь ИЗиСП кандидат юридических наук Н. С. Волкова посвятила выступление развитию государственно-частного партнерства в здравоохранении. Однако широкому его распространению препятствует отсутствие надлежащей нормативной правовой базы, способствующей возникновению интереса у частного бизнеса к совместным проектам с государством, а также недостаточность адекватных мер по защите интересов инвестора. Наряду с традиционными формами государственно-частного партнерства (концессионное соглашение, аутсорсинг) в здравоохранении реализуются и иные формы привлечения частного бизнеса к оказанию именно публичных услуг. Например, организация наряду с государственными и муниципальными услугами оказывает гражданам медицинскую помощь в рамках обязательного медицинского страхования.
Младший научный сотрудник отдела аграрного, экологического и при-родоресурсного законодательства ИЗиСП Е. С. Пышьева указала на ряд проблем при проведении мелиоративных мероприятий на земельных участках (уменьшение площадей мелиорированных земель, высокая степень амортизации мелиоративных систем и др.), которые обусловлены прежде всего недостаточным государственным финансированием в области охраны земель, невозможностью сельхозтоваропроизводителей за свой счет проводить в полном объеме работы по улучшению земель.
Аспирант отдела законодательства о труде и социальном обеспечении ИЗиСП С. А. Паксюаткина отметила, что благотворительная деятельность представляет собой высший уровень социальной ответственности бизнеса. На корпоративную благотворительность в России
от общего объема рынка благотворительности приходится около 90%. Каждая вторая крупная компания имеет свой благотворительный бюджет и тратит на благотворительность от 11 до 17% чистой прибыли. Однако для активного развития благотворительной деятельности бизнеса и ее эффективного участия в социальной политике государства существует несколько серьезных препятствий: наличие налоговых пробелов в законодательстве, недостаточный объем пожертвований на благотворительность по сравнению с западными странами, разрыв между ожиданиями граждан и представлениями бизнес-сообщества о социальной ответственности, неразвитость социальных инвестиций, отсутствие альтруистической мотивации у корпораций, недоверие общества и бизнеса к благотворительным организациям и фондам из-за непрозрачности их деятельности.
Ведущий научный сотрудник Центра экономико-правовых проблем государственного и муниципального управления ИЗиСП доктор юридических наук Н. А. Абузя-рова затронула социальный аспект правового регулирования заработной платы.
Ведущий научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук Д. О. Сиваков посвятил свое выступление вопросу, каким должна быть роль бизнеса в рамках социальной и экологической функции государства.
Заседание круглого стола «Судебная реформа и защита социальных прав» началось с приветственного слова руководителя Центра частноправовых исследований ИЗиСП доктора юридических наук, профессора В. М. Жуйкова о роли суда в защите социальных прав. Он отметил проблемы судебной реформы, которые и легли в основу обсуждения на круглом столе.
Руководитель Центра фундаментальных исследований ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Н. Г. Доронина выступила с речью об особенностях современного понимания проблемы защиты социальных прав и содержания понятия «социальные права».
Далее проблему судебной реформы в свете защиты социальных прав осветил заведующий отделом уголовного и уголовно-процессуального законодательства; судоустройства ИЗиСП доктор юридических наук, профессор В. П. Ка-шепов. Свое выступление он начал с краткого изложения истории вопроса о формировании судебной системы в порядке проведения судебной реформы. В связи с преобразованием Российского государства в правовое государство законодатель принял ряд нормативных актов, направленных на проведение судебной реформы. К их числу относятся такие значимые акты, как постановление Верховного Совета РСФСР о Концепции судебной реформы (1991 г.), Закон РФ «О статусе судей в Российской Федерации» (1992 г.), Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» (1994 г.), Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (1996 г.), Федеральный конституционный закон «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» (2011 г.), Федеральный конституционный закон «О Верховном Суде Российской Федерации» (2014 г.) и др. В. П. Кашепов отметил, что «судебная реформа продолжается и ею взято направление на защиту социальных прав человека и гражданина».
Ведущий научный сотрудник отдела аграрного, экологического и природоресурсного законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук Е. А. Галиновская подчеркнула важность понятия социальной справедливости. Она подняла вопросы частного интереса и его приоритета, социальной ответственности бизне-
са, а также отграничения административной ответственности от уголовной, обозначила векторы развития общества на примере экологических правоотношений.
Аспирант отдела уголовного, уголовно-процессуального законодательства; судоустройства ИЗиСП И. Я. Беляев рассмотрел тему функционирования органов дознания и суда, отметил потерю квалификации и отсутствие института повышения квалификации в сфере социальных прав, из-за чего происходит волокита в ведении ряда уголовных дел, уменьшение роли прокуратуры и конкуренцию структур. В конце выступления аспирант поведал о завершении реформы следствия.
Заведующая отделом гражданского законодательства зарубежных государств ИЗиСП кандидат юридических наук Н. Г. Семилютина выступила с докладом о роли доктрины Л. И. Петражицкого в решении современных проблем организации рынка и защиты конкуренции. Основная идея доклада — «Суд должен разрешать споры и только».
Выступление директора Департамента по гуманитарному сотрудничеству и правам человека А. Д. Викторова было посвящено международному измерению вопроса об экологических, социальных и культурных правах, истории вопроса и преемственности Российской Федерации в рассматриваемых вопросах.
Аспирант отдела уголовного, уголовно-процессуального законодательства; судоустройства ИЗиСП Р. З. Фахретдинов продолжил тему международного судебного права. Он высказал точку зрения о неэффективности судебной защиты в свете роста числа обращений в ЕСПЧ, а также о том, что ЕСПЧ оказывает существенное влияние на развитие гуманистических начал в российском правосудии. Многие его решения ориентируют работников правоохранительных органов на необходимость соблюдения в своей деятельности высоких нравственных
стандартов, которые закреплены в международных правовых актах, в том числе в Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Старший научный сотрудник отдела международного публичного права ИЗиСП кандидат юридических наук С. Б. Бальхаева говорила о закреплении государствами конвенционных норм о правах человека. Обеспечение и закрепление этих прав, безусловно, является важнейшим условием достижения стабильности и устойчивости развития межгосударственных отношений, а в конечном счете — жизнедеятельности каждого человека.
Научный сотрудник отдела международного публичного права ИЗиСП О. И. Сакаева рассмотрела вопрос международно-правовой защиты уязвимых социальных групп в рамках противодействия торговле людьми. Один из основных принципов международного права — принцип уважения прав человека и основных свобод, равно как и гуманистические ценности социального государства, предопределяет обязанность осуществлять защиту прав и свобод человека таким образом, чтобы обеспечить наиболее уязвимым группам лиц благоприятные условия для реализации их прав.
Старший научный сотрудник отдела международного публичного права ИЗиСП кандидат юридических наук В. Р. Авхадеев продолжил тему имплементации норм международного права в сфере защиты личности в законодательство государств. Так, имплементация международно-правовых норм в национальное законодательство направлена на защиту прав, свобод и законных интересов как представителей бизнес-сообщества, так и иных субъектов предпринимательской деятельности, занимающихся ею на законных основаниях. Международно-правовые стандарты в области защиты прав и интересов личности устанавливаются как на универсальном уровне, так и на уровне региональных меж-
дународных объединений. В целях более эффективного функционирования международно-правового механизма по защите прав личности необходимо, во-первых, на универсальном (глобальном) уровне международного права выработать специальный международный договор, который прямо предусматривал бы закрепление права индивида на осуществление им предпринимательской деятельности и соответствующий механизм правовой защиты, а во-вторых, обеспечить имплемен-тацию международных соглашений в данной сфере во внутригосударственное законодательство.
Старший научный сотрудник ИЗиСП кандидат юридических наук М. А. Цирина говорила о негативных последствиях реформирования третейских судов в Российской Федерации, об усилении императивных начал и существовании административных барьеров, что отрицательно сказывается на работе третейских судов. Также отмечалось, что изменения не соответствуют международным стандартам.
Продолжил тему развития системы альтернативного разрешения спора как механизма защиты социальных прав научный сотрудник отдела гражданского законодательства зарубежных государств ИЗиСП кандидат юридических наук А. С. Прокофьев. Он подчеркнул важность альтернативного разрешения спора, и в частности медиации. Альтернативное разрешение споров и конфликтов может увенчаться успехом только при постоянном и тесном взаимодействии с институтами гражданского общества.
Завершилась работа круглого стола выступлением ведущего научного сотрудника отдела гражданского законодательства и процесса ИЗиСП кандидата юридических наук С. А. Синицына. Он отметил дис-куссионность и крайнюю неопределенность применения понятия «аф-филированности» к деятельности третейских судов в текущей судеб-
но-арбитражной практике, актуальность единообразного решения вопроса о взаимосвязанности третейских судов с интересами лиц, участвующих в третейском разбирательстве, выработке четких критериев в законодательстве и судебной практике по этому вопросу.
В рамках Школы состоялся круглый стол «Векторы развития социально-правовой политики Китайской Народной Республики», модераторами которого выступили заведующий отделом восточно-азиатских правовых исследований ИЗиСП кандидат юридических наук Н. М. Бевеликова; директор департамента юридических изданий и международного сотрудничества китайского юридического издательства «Law press China» Чжу Нин; главный редактор этого издательства И Минцюнь; сомодератор круглого стола, стажер МГУ им. М. В. Ломоносова Сю Сян Мей. Обязанности координатора круглого стола были возложены на младшего научного сотрудника отдела восточно-азиатских правовых исследований ИЗиСП Д. А. Яркова.
Приветствуя участников круглого стола, Н. М. Бевеликова отметила важность его проведения специально для молодых участников из КНР и Российской Федерации, остановилась на динамике и циклах развития социального законодательства Китая, соответствующих сферах законодательного регулирования и их развития в отдельных китайских провинциях.
С докладами выступили ведущий научный сотрудник Института Дальнего Востока РАН кандидат экономических наук Е. С. Баженова, а также Сю Сян Мей и Чжу Нин. Докладчиками были подробно освещены вопросы строительства социального государства в Китае, влияния миграционного фактора на развитие социальных отношений в данной стране, а также правового обеспечения и пропаганды проводимой в КНР социально-правовой политики.
В развернутой после указанных докладов научной дискуссии обсуждались аспекты многовекторности проводимой Китаем социальной политики, проблем реализации правовых механизмов разрешения социальных вопросов в условиях перехода КНР к рыночной экономике, развития социального законодательства, критерии эффективности деятельности Госсовета Китая, органов исполнительной власти провинций КНР и муниципальных органов в данной области отношений и др. В дискуссии приняли участие И Минцюнь и доцент Центра совместных инноваций при Ухань-ском университете Минобразования Китая кандидат юридических наук Куан Цзэнцзюнь. Свое мнение по социальным вопросам развивающего свою экономическую мощь китайского государства и китайскому опыту правового регулирования отношений в сфере образования, в том числе высшего, высказали: доцент кафедры международного права Финансового университета при Правительстве РФ кандидат юридических наук И. А. Шулятьев; магистр кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова Лу Сэн Тун; аспирант Чжан Вэй.
Основы формирования правового обеспечения развития здравоохранения и фармацевтики, совершенствование сферы физической культуры и спорта, а также правовое регулирование социальной ответственности бизнес-структур Китая были затронуты принимавшими участие в работе круглого стола генеральным директором компании «SINPAR» Alex Fan и представителем адвокатского бюро «DPP» Луан Чаочжоу.
Роль культурных факторов в китайской стратегии, вопросы общественного контроля социальной сферы, а также аспекты антикоррупционной составляющей указанной сферы были затронуты в выступлениях научных сотрудников ИЗиСП В. В. Севальнева, Д. А. Яркова, аспи-
ранта ИСАА МГУ им. М. В. Ломоносова Хао Луна.
С приветственными речами к китайским участникам круглого стола обратились заведующий отделом административного законодательства и процесса ИЗиСП доктор юридических наук, профессор А. Ф. Ноздра-чев; заместитель заведующего кафедры гражданского и трудового права Российской экономической академии им. Г. В. Плеханова, профессор Н. В. Свечникова; профессор кафедры конституционного, административного и международного права Мариупольского университета доктор юридических наук Ю. А. Волошин.
Заседание круглого стола прошло в конструктивном русле и в теплой дружественной атмосфере, по его результатам была принята резолюция. Подводя итоги, Н. М. Бевеликова выразила признательность и благодарность как всем выступившим, так и всем интересующимся развитием Китая участникам.
Модераторами круглого стола «Интеграция Крыма в российское социально-правовое пространство»
выступили заместитель директора ИЗиСП кандидат юридических наук В. И. Лафитский; декан юридического факультета Таврического национального университета им. В. И. Вернадского, кандидат юридических наук Л. Д. Донская; ведущий научный сотрудник отдела конституционного права ИЗиСП доктор юридических наук А. Н. Чертков.
Открывая заседание круглого стола, В. И. Лафитский осветил исторические аспекты присоединения Крыма к России и его развития в составе Российского государства в XIX в., в советский период. Вместе с тем, обозначая круг актуальных вопросов, стоящих на повестке дня, выступающий говорил и о государственно-правовом развитии полуострова в период, когда Республика Крым находилась в рамках украинской юрисдикции.
А. Н. Чертков посвятил свое выступление правовому обоснованию
присоединения Республики Крым и города Севастополя к Российской Федерации. Был приведен комплексный анализ Федерального конституционного закона от 21 марта 2014 г. № 6-ФКЗ «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя». Кроме того, говоря о придании русскому, украинскому и крымско-татарскому языкам статуса государственных в Республике Крым и городе Севастополе, докладчик отметил первостепенную роль права в эффективном решении острых социально-культурных вопросов.
Л. Д. Донская подробно осветила круг вопросов, являющихся актуальными для процесса интеграции новых регионов в российское социально-правовое пространство, с точки зрения специалиста, находящегося «внутри проблемы». Приводя анализ интеграции Крыма в государственно-правовую и социально-экономическую материю Российской Федерации, выступающая обратила внимание на социально-культурные, языковые, образовательные, воспитательные и финансовые компоненты вышеназванного процесса.
Ведущий научный сотрудник отдела мониторинга законодательства ИЗиСП Д. Б. Горохов обозначил проблемы налогообложения недвижимого имущества физических лиц в Крыму в переходный период. При этом докладчик обратил внимание присутствующих на необходимость принятия системных и эффективных мер, направленных на выход мелкого и среднего бизнеса в Крыму из так называемого теневого сектора экономики.
Представитель украинской юридической науки — профессор кафедры конституционного, административного и международного права Мариупольского университета доктор юридических наук Ю. А. Волошин выступил с критическим ана-
лизом различных вопросов, связанных с процессом интеграции Крыма в социально-правовое пространство Российской Федерации.
С заключительным словом выступил В. И. Лафитский, по мнению которого воссоединение Крыма с Россией — естественный процесс, обусловленный социально-культурными связями и исторической памятью народов Республики Крым и Российской Федерации.
В рамках Школы впервые прошла секция «Карьера-EXPO 2014». Были заслушаны выступления Советника Президента РФ по правовым вопросам, члена-корреспондента РАН, доктора юридических наук, профессора В. Ф. Яковлева; главного научного сотрудника Центра публично-правовых исследований ИЗиСП доктора юридических наук, профессора Ю. А. Тихомирова; заместителя председателя Следственного комитета РФ А. В. Федорова. Выдающиеся представители своей профессии, как ее научной, так и практической сферы, рассказали участникам Международной школы о причинах выбора своей профессии и своем профессиональном развитии.
В рамках секции также прошли ярмарка идей, мастер-класс и профессионально-ситуативный тренинг.
Модераторами ярмарки идей «Социальная концепция права: проблемы разработки и реализации», ставшей завершающим аккордом программы второго дня работы Школы, выступили доктор юридических наук, профессор Ю. А. Тихомиров; старший научный сотрудник ИЗиСП кандидат юридических наук С. Б. Нанба; научный сотрудник ИЗиСП Ф. В. Цомартова1.
Открывая заседание, Ю. А. Тихомиров отметил, что одной из предпосылок, обусловивших заявленную тематику ярмарки, является необ-
1 Подробнее см. в этом же номере: Тихомиров Ю. А, Нанба С. Б., Цомартова Ф. В. Социальная концепция права: новый подход // Журнал российского права. 2014. № 8. С. 5.
ходимость проведения диагностики состояния современного общества в связи с наметившимися в последнее время тенденциями ослабления публичных связей, которые цементируют государство и общество. Вторая предпосылка заключается в необходимости поиска концепции, которая акцентирует свое внимание на психологическом и поведенческом механизме права. Далее выступающий остановился на основных положениях концепции, которые включают: 1) высокий уровень правосознания, правовой культуры и гражданской позиции; 2) социально-правовые роли и действия; 3) обеспечение равенства и гармонизации социальных отношений; 4) обеспечение легитимности публичных и правовых институтов; 5) поиски гибкого сочетания институтов частной жизни и механизмов социализации человека; 6) саморегулирование (самоорганизация, стимулирование, самоответственность); 7) преодоление конфликтов.
Реализация концепции в законодательстве происходит посредством:
1) формирования отраслей социального законодательства; 2) включения социальных регуляторов в содержание экономических и иных отраслей права; 3) специфики норм (многовариантность, широта выбора решений, нормы-самообязательства).
С. Б. Нанба и Ф. В. Цомартова представили отдельные элементы модели как форму выражения основных положений концепции. Модели реализации социальной концепции права построены посредством разной комбинации и меры выраженности элементов концепции. Были выделены следующие элементы: 1) цель;
2) социальный интерес; 3) мера легитимности; 4) методы социально-правового влияния на поведение; 5) саморегулирование (самоорганизация, самоответственность); 6) социально-правовой статус индивида; 7) правосознание, правовая культура; 8) социально-правовое поведение; 9) уровень социально-юридической конфликтности. Использование указанных
элементов позволило выделить три модели реализации социальной концепции права: консервативную, оптимистическую и пессимистическую.
Следующий сюжет в рамках рассмотрения социальной концепции права касался возможных методик измерения социальной эффективности правового регулирования. Докладчиками было презентовано четыре таких методики: 1) оценка уровня правовых знаний, правовой информированности, правовой культуры, отношения граждан к праву; 2) оценка степени удовлетворенности граждан оказанием социальных и иных услуг; 3) оценка качества и доступности публичных органов; 4) оценка характера и объема трудовой деятельности.
В завершение ярмарки Ю. А. Тихомиров обозначил возможные сферы применения концепции. По его мнению, концепция может быть полезна в планировании и прогнозировании законодательной деятельности, для совершенствования механизма правоприменения, а также в системе повышения уровня правовой культуры граждан и правовой квалификации.
Впервые в истории школ-практикумов молодых ученых-юристов был проведен мастер-класс «Научно-правовое обеспечение деятельности Правительства Российской Федерации», вызвавший неподдельный интерес участников Школы. В качестве его модераторов выступили заведующий отделом импле-ментации решений судебных органов в законодательство Российской Федерации ИЗиСП доктор юридических наук, профессор В. В. Лазарев; ведущий научный сотрудник отдела теории законодательства ИЗиСП Е. А. Юртаева; ученый секретарь ИЗиСП кандидат юридических наук Н. С. Волкова.
Во вступительном слове Н. С. Волкова подробно поведала аудитории о предстоящем мероприятии.
В. В. Лазарев в своем выступлении сделал акцент на нюансах ана-
литической работы с документами и на необходимости и важности проведения именно правовой экспертизы при подготовке проектов нормативных правовых актов и никакой иной. Он отметил важность проводимой работы над устранением пробелов и коллизий в законодательстве, помогающей избежать «девальвации права» в целом. По его мнению, особую роль в новом законодательстве необходимо отвести возможности реализации на соответствующем этапе общественного развития. Был приведен пример зарубежного опыта в сфере законопроектной работы в Канаде, где после принятия нового закона поправки к нему не принимаются в течение пяти лет.
Далее всем участникам мастер-класса было предложено пройти психологическое тестирование в целях определения соответствующего потенциала для осуществления научной деятельности, а затем написать экспертное заключение на любой из представленных на выбор проектов федеральных законов, руководствуясь методическими рекомендациями по подготовке экспертных заключений на проекты федеральных законов, используемых сотрудниками ИЗиСП в повседневной работе.
Также гостей мастер-класса ознакомили с государственным заданием ИЗиСП и общими подходами в экс-пертно-аналитической работе.
Все участники мастер-класса получили удостоверения о повышении квалификации. Авторы лучших работ были отмечены и награждены памятными подарками.
В рамках проведения научно-образовательных мероприятий «Карьера-ЕХРО 2014» был организован и проведен профессионально-ситуативный тренинг «Государство: какое оно будет вместе с тобой?», модераторами которого выступили главный научный сотрудник Сектора сравнительного права ИГП РАН, главный научный сотрудник отдела теории законодательства ИЗиСП доктор юридических наук, профессор В. Е. Чиркин
и заведующая отделом социального законодательства ИЗиСП кандидат юридических наук Н. В. Путило.
Во время проведения тренинга участники прошли психологическое тестирование на определение склонности к аналитической и экспертной деятельности, а также к системному мышлению.
Перед началом обучения В. Е. Чир-кин отметил, что современное развитие государства возможно с одновременным развитием каждого гражданина Российской Федерации, но в первую очередь при осуществлении профессиональной деятельности — степени готовности к решению государственных задач.
Н. В. Путило обратила внимание участников тренинга, что в целях построения государства на основе концепции социального государства молодым специалистам необходимо до поступления на государственную службу представлять как осуществляется практическое решение государственных проблем.
Во время проведения обучения участники тренинга были разделены на три команды по пять человек в каждой. Командам было дано одинаковое задание с различием в специализации и состояло оно в выявлении социально-значимой проблемы для дальнейшего развития социальной политики; определении органа государственной власти, уполномоченного на решение данной проблемы; разработке механизма решения проблемы на федеральном, региональном и муниципальном уровнях; документальном оформлении результата; оценке последствий принятия государственного решения.
По итогам обсуждения представители команд выступили с докладом по выбранной тематике. Кроме того, всем участникам тренинга были вручены дипломы о повышении квалификации, а особо проявившим себя участникам были вручены также памятные подарки.
Завершающим мероприятием стало принятие Декларации о гумани-
зации права в обществе — документа, отражающего позицию молодых ученых-юристов, участвовавших в работе Школы. Ее участникам были вручены сертификаты.
Директор ИЗиСП, вице-президент и академик РАН, доктор юридических наук, профессор Т. Я. Хаб-риева и главный научный сотрудник Центра публично-правовых исследований ИЗиСП доктор юридических наук, профессор Ю. А. Тихомиров, объявляя об окончании работы Школы, высоко оценили ее творческую атмосферу и отметили дальнейшую перспективу ее проведения в будущем.
Декларация о гуманизации права в обществе
Мы, участники IX Международной школы-практикума молодых ученых-юристов, организованной Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации,
признавая, что социальное развитие является многогранным экономическим, политическим, социальным и культурным процессом, направленным на постоянное повышение благосостояния всех лиц на основе их активного и свободного участия в развитии и справедливом распределении создаваемых в ходе его благ, учитывая, что такие изменения носят долгосрочный характер, могут быть как спонтанными, так и управляемыми, как самоорганизованными, так и организуемыми,
исходя из убеждения в том, что социальное развитие и право находятся в глубокой органической связи взаимозависимости и взаимообусловленности, испытывая озабоченность в связи с глобальными кризисами и кризисными явлениями в праве,
опираясь на передовые международно-правовые, конституционные, законодательные и доктринальные интенции в сфере социально-правового развития, ориентированного на человека, имеем честь выступить по вопросам права и социального развития со следующим заявлением.
1. Мы утверждаем, что право на нынешней ступени своего гуманитарного развития является важнейшим стабилизационным фактором, обеспечивающим гармонизацию частных, общественных и публичных интересов, и инструментом модернизации общественной сферы в соответствии с новейшими ценностными ориентирами.
2. Мы разделяем убежденность в необходимости переноса центра тяжести социальной деятельности государства с вспомоществования на формирование системы условий в виде правовых и организационных механизмов для возможно более полного использования трудового, интеллектуального, предпринимательского потенциала граждан и стимулировании их личной ответственности за самообеспечение.
3. Мы подчеркиваем насущную потребность учета социальных условий действия права в обществе, оказывающих непосредственное или опосредованное влияние на формирование права и его осуществление в практических действиях граждан, организаций, должностных лиц и государственных органов. Мы осознаем, что для этого необходимо изучение закономерностей движения права от формирующейся правовой идеи до ее воплощения в законе, а затем претворении установлений закона в фактическом правомерном поведении, в правовом порядке.
4. Мы считаем принципиально важным положение о гибкости и эффективности правового регулирования, когда в одних сферах происходит увеличение его объема, а в других — видоизменение объема и методов правового воздействия, а в иных — уменьшение удельного веса правовых регуляторов за счет активизации неправовых регуляторов. Это требует усиления прогнозной деятельности в социальной сфере.
5. Мы наблюдаем устойчивую тенденцию взаимовлияния гражданского и социального законодательства: усиление социальных начал в регулировании гражданско-правовых отношений, в том числе соблюдение баланса
интересов сторон, защита «слабой стороны», добросовестность, недопущение злоупотребления правом, с одной стороны, и наращивание частноправовых методов в организации отношений в сфере труда, образования, здравоохранения, культуры — с другой. Характер, формы, механизмы и последствия такого сосуществования разнородных юридических начал нуждаются в осмыслении.
6. Мы полагаем, что поиск решений по модернизации социальной сферы должен идти в направлении использования гибких институционально-правовых форм с участием государства, местного самоуправления, структур гражданского общества и бизнеса. В этой связи полезно предпринимать дальнейшие меры по развитию государственно-частного и государственно-общественного партнерства в социальной сфере.
7. Мы исходим из того, что важным фактором ускоренного развития социальной сферы является правовая децентрализация. Речь идет о развитии институтов самоорганизации и саморегулирования, о доступности для граждан всех каналов принятия правовых решений. Тогда граждане будут в равной мере заинтересованы в наращивании социально-экономического потенциала путем всемерной охраны частной жизни и социализации.
8. Мы призываем интенсифицировать научные исследования, в том числе комплексные, в поисках разумного сопряжения права и социальной среды в современных целях развития.
Торжественно провозглашаем настоящую Декларацию, с тем чтобы совместными усилиями со всеми теми, кто разделяет с нами дух и устремления Декларации, стремиться обеспечить воплощение ее положений.
Д. И. Махник, научный сотрудник ИЗиСП
Н. Б. Крысенкова, старший научный сотрудник ИЗиСП, кандидат юридических наук
Ф. В. Цомартова, научный сотрудник ИЗиСП