Научная статья на тему 'ПРАВО И СМУТА: МАССОВОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ СИСТЕМНЫХ КРИЗИСОВ В РОССИИ'

ПРАВО И СМУТА: МАССОВОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ СИСТЕМНЫХ КРИЗИСОВ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
449
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМУТА / ИМПЕРИЯ / МАССОВОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ / СИСТЕМНЫЕ КРИЗИСЫ / РЕВОЛЮЦИИ / РОССИЕВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Марченя Павел Петрович, Стрелкова Нина Владимировна

Ставится проблема о неразрывной связи феноменов Права и Смуты в отечественной истории государства и права и детерминирующей роли в формировании и преодолении всевозможных «смут» и «смутных времен» в судьбе России, которая принадлежит традиционному правовому сознанию масс и его взаимодействию с различными правовыми «инновациями» властных элит.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВО И СМУТА: МАССОВОЕ ПРАВОСОЗНАНИЕ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЯ СИСТЕМНЫХ КРИЗИСОВ В РОССИИ»

«Надзирать или наказывать. Рождение тюрьмы». В этом сочинении был вскрыт целый ряд важнейших концептов, позволяющих понять и розыск, и специфику ценности феномена признания обвиняемым своей вины. Понять именно в концептуальном смысле.

И здесь мы хотим обратить внимание на один из важнейших концептов, которые современным процессуалистам следует держать не только в сознании, но и в и душе. Это идея величайшей культурной ценности уголовного процесса инквизиционного типа с присущим ему специфическим методом дознания. Дознание обоснованно возводится в статус великих изобретений средневековья. Это очень важный концепт. Важный в широком культурно-историческом поле. В последние двести лет исторические основания розыска подвергались критике и даже осмеянию. Философ же занимает совершенно иную позицию, уважительную. Он показывает насколько глубока и широка сама по себе идея розыска. Подчеркнем, дознание определяется им, как великое изобретение средневековой эпохи. Причем величие этого открытия сказывается не только на юриспруденции. В историческом ключе дознание представлено как основополагающая идея, давшая рождение многим значимым социальным институтам. В частности, Мишель Фуко связывают инквизиционный метод (дознание) с появлением методологии естественных наук. Из пытки, как инструмента дознания, вырастает столь любимый естествоиспытателями эксперимент. Природа, если присмотреться, тоже подвергается дознанию. Экспериментом, образно говоря, у нее вырываются нужные «показания» об ее же законах.

Мишель Фуко наводит нас на мысль о том, что исконная идея, лежащая в основе любого правового института, может быть в историческом разрезе чрезвычайно велика и значима. Установка на поиск величия и принимается в арсенал уголовно-процессуальной концептологии. Именно величие и значимость идей и концепций нужно загружать в историческую память, именно гордость сохранять и доносить до потомков. Историческая гордость, как правило, с трудом прорывается через волну современной критики, зачастую оторванной от сути явления. Но историческая память, генерирующая гордость за предшественников, очень важна для современников, для тех, кто строит идеальную модель уголовно-процессуального права.

Только в широком историческом контексте возможно формирование и реальной конструкторской основы для совершенствования современного уголовного судопроизводства. Тот, кто не помнит ничего былого, не в состоянии изобрести ничего хорошего для грядущего. Поэтому задача юристов заключается в том, чтобы с почтением и благоговением посмотреть в прошлое, в том числе и на великое изобретение средневековых юристов, каковым является разыскной уголовный процесс, и его важнейшие инструменты. Величие, а не убогость надлежит черпать в исторической памяти. И задача права хранить это величие, создавать все условия для того, чтобы оно прорастало в современных научных концепциях и законах.

Марченя Павел Петрович,

кандидат исторических наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя;

Стрелкова Нина Владимировна,

кандидат социологических наук, доцент, заместитель начальника кафедры философии Московского университета МВД России имени В. Я. Кикотя

Право и смута: массовое правосознание в контексте формирования и преодоления системных кризисов в России

В рамках темы приуроченного к «Всемирному дню философии» в 2021 году круглого стола «Право в системе коллективной социально-исторической памяти: к 800-летию Нижнего Новгорода» считаем уместным особо выделить как минимум три значимых повода для предметной постановки специальной философской и междисциплинарной проблемы о неразрывной связи феноменов Права и Смуты в отечественной истории государства и права и той (на наш взгляд, все еще не вполне оцененной и осмысленной) детерминирующей роли в формировании и преодолении

всевозможных «смут» и «смутных времен» в судьбе России, которая принадлежит именно традиционному правовому сознанию масс и его взаимодействию с различными правовыми «инновациями» властных элит.

Во-первых, вопрос о реальном взаимовлиянии объективно существующих цивилизационных особенностей русского правосознания и периодически повторяющихся системных кризисов (смут и революций1) в жизненных циклах российской цивилизации, увы, своей болезненной актуальности к настоящему времени не утратил2 и до сих пор является, без преувеличения, одним из главных теоретических / фундаментальных и практических / прикладных вызовов для современных политических элит и экспертного (пожалуй прежде всего философского) сообщества России, в контексте обеспечения ее социальной стабильности3, государственной / общественной / национальной безопасности4 и политического / духовного / культурного / цивилизационного суверенитета5. В том числе — и об этом уже неоднократно упоминалось и в дискуссиях предыдущих, ранее посвященных «Дням философии» круглых столов, организованных кафедрой философии Нижегородской академии МВД России, многие современные специалисты подчеркивают, что отказ от собственного объективного правового идеала грозит серьезной опасностью всему обществу, а само функционирование всей правовой системы в целом остро нуждается в мировоззренческом — в философском обосновании, с обязательной опорой на отечественную интеллектуально-духовную традицию6, позволяющую обрести праву надежную поддержку в народном правосознании как источнике взаимообусловленных «права на власть» и «власти права»7. Справедливо говорилось не раз и о том, что сложившаяся после отказа от идей, лежавших в основе разваленной советской государственности, ситуация полного отсутствия идеологии, объединяющей народ и власть идейной позицией государства, фактически дискредитирует само государство и его право8, порождает (как в индивидуальном, так и в общественном сознании) чувство страха, подрывает сущностную основу целеполагания общества и его безопасности9, вступает в антирезонанс с мировоззренческими императивами самого бытия российской цивилизации и всей государственной политики в России10.

1 См.: Марченя П. П. К вопросу о соотношении концептов смуты и революции в современном отечественном социогуманитарном знании // Философские исследования и современность: Вып. 10. М.: ИПЛ, 2021. С. 87-94.

2 См.: Дворниченко А. Ю. Смута как фактор российской истории // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. Вып. 3. С. 677-701; Марченя П. П. «Смута» как проблема отечественной истории: Чему учат системные кризисы России? // История в подробностях. 2010. № 5. С. 86-91; Международный круглый стол «Народ и власть в российской смуте» // Власть. 2010. № 4. С. 14-17; № 5. С. 10-14; № 6. С. 13-17; № 7. С. 9-14; № 8. С. 9-13; № 9. С. 16-21.

3 См.: Столетие Русской революции в контексте проблем социальной стабильности и безопасности: материалы Всероссийского круглого стола // Философские исследования и современность: Вып. 6. М.: ИПЛ, 2017. С. 292-322.

4 См.: Марченя П. П. Массы и массовое сознание: фактор социальной стабильности или угроза национальной безопасности? Уроки истории русских революций. М.: Моск. ун-т МВД России им. В. Я. Кикотя, 2017. 123 с.

5 См.: Золкин А. Л. Цивилизационный суверенитет, культурная идентичность и этическая позиция. М.: Шелест, 2021. 308 с.

6 Треушников И. А. К вопросу о философском обосновании функционирования правовой системы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 1 (41). С. 283-286.

7 Треушников И. А. Право на власть или Власть права // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45). С. 265-267.

8 Дахин А. В. Правовая норма, идейная позиция государства и мировоззренческий выбор в современном социальном контексте // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2018. № 1 (41). С. 286-288; Парилов О. В. Трансформация институтов государства и права в результате смены мировоззренческих парадигм // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России.

2018. № 1 (41). С. 296-298; Парилов О. В. Статья 13 Конституции Российской Федерации и формирование государственной идеологии // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России.

2019. № 1 (45). С. 285-287.

9 Ивашевский С. Л. Безопасность как политическая идеологема и фактор формирования современного правосознания // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45). С. 283-285.

10 Марченя П. П. Империя как форма бытия российской цивилизации (к вопросу о мировоззренческих императивах государственной политики в России) // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МвД России. 2021. № 1 (53). С. 315-317.

Поэтому вопрос о философском осмыслении идей и ценностей, которые лежат в основе массового правосознания, и их сопоставлении с соответствующими установками элит — это и есть предположительно главный из всех возможных предметов исследования, где осуществляется «встреча философии и права в контексте системных кризисов государства и общества»1.

Во-вторых, каждая из так называемых «великих русских смут» (в современной отечественной историографии их принято насчитывать, по крайней мере, три2: «Смута семнадцатого века», в ходе которой оказались сотрясены все основания государственности, подвергшейся соблазну самозванцев, хаосу децентрализации, интервенции и предательским действием прозападниче-ских элит средневековой Московской Руси; «Смута семнадцатого года», «модернистская», рассыпавшая прежнюю империю, и воссоздавшая ее в ином качестве, определившем ход истории в Новейшее время; и, пока (на день сегодняшний) последняя — но все еще так и не преодоленная — «постмодернистская» Смута, которая три десятилетия назад разрушила Империю СССР и окунула «новую Россию», а вместе с ней и все постсоветское пространство (да и многие другие, как соседние, так и дальние государства)3 в продолжившееся теперь уже в новом тысячелетии «смутное время», приобретающее в последние годы все более глобальные очертания4) занимает исключительно важное место «в системе коллективной социально-исторической памяти», фактически, служит так называемым «местом памяти», являющимся не просто символом прошлого, но организующем систему духовно-нравственных и политико-правовых ориентиров человека и общества в их настоящем и будущем.

В-третьих, отметивший в 2021 году свой восьмивековой юбилей Нижний Новгород сыграл поистине памятную роль в преодолении той самой первой «Великой русской смуты» — Смуты XVII века — парадигмальной, во многом обусловившей параметры всей дальнейшей российской истории. И было бы странно, если эта выдающаяся историческая роль Нижнего Новгорода и нижегородцев5 в том выходе из глубочайшего системного кризиса России осталась без упоминания на круглом столе «Право в системе коллективной социально-исторической памяти: К 800-летию Нижнего Новгорода». Представляется очевидным, что для спасения от нынешней глобальной смуты нам необходимо вспомнить и переосмыслить собственный исторический опыт, как говорится, «нужно встать на плечи предков»6.

В условиях переживаемого сейчас беспрецедентного кризиса нам жизненно важно обратиться к этому опыту своих предков и сделать выводы из всех прежних смут: наш народ вовсе не «право-нигилистичен», его правовое чувство живо и остро реагирует на попытки разрушения цивилизаци-онной идентичности со стороны ориентированных на ценности иной цивилизации элит.

Матвиенко Евгений Алексеевич,

кандидат философских наук, доцент, начальник кафедры философии Волгоградской академии МВД России

Права человека в XXI столетии: новые вызовы и угрозы

Проблематика, так или иначе связанная с закреплением, соблюдением и защитой прав человека, занимает значительное место как в медийном пространстве современного общества, так и в политическом, правовом и философском дискурсах. К сожалению, политизированность данной

1 Марченя П. П., Стрелкова Н. В. Русский марксизм и массовое правосознание в России: встреча философии и права в контексте системных кризисов государства и общества // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2019. № 1 (45). С. 289-290.

2 Цивилизационный суверенитет России: проблемы и дискуссии. М.: Моск. ун-т МВД России имени В. Я. Ки-котя, 2018. С. 54-112.

3 См.: Международный круглый стол «Россия и постсоветское пространство: проблемы и перспективы» // Новый исторический вестник. 2013. № 3. С. 98-147.

4 Россия и глобальный кризис современности: материалы межведомственного круглого стола // Философские исследования и современность: Вып. 10. М.: ИПЛ, 2021. С. 202-255.

5 См.: Селезнев Ф. А. Нижегородцы и преодоление Смуты (1606-1618). Н. Новгород: Деком, 2015. 144 с.

6 Бельский В. Ю., Марченя П. П. Нужно встать на плечи предков // Наука. Общество. Оборона. 2021. Т. 9. № 3 (28). С. 28-28 (1-10). DOI: https://doi.org/10.24412/2311-1763-2021-3-28-28.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.