Научная статья на тему 'Право и мораль как формы общественного сознания в современном аспекте'

Право и мораль как формы общественного сознания в современном аспекте Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3701
656
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО / МОРАЛЬ / ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МУЛЬТИКУЛЬТУРНОЕ ГОСУДАРСТВО / LOW / MORALITY / SOCIAL CONSCIOUSNESS / INFORMATIONAL COMMUNITY / GLOBALIZATION / MULTICULTURAL STATE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Карабаева Карлгаш Дияровна

В статье рассматривается современное состояние права и морали как форм общественного сознания на современном этапе становления информационного общества в Российской Федерации. Особое внимание обращается на проблему взаимосвязи права и морали, правовую охрану нравственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LOW AND MORALITY AS FORMS OF UP-TO-DATE SOCIAL CONSCIOUSNESS

In the article the present-day state of law and morality as forms of social consciousness at up-to-date stage of Russian informational community are considered. Problems of both law and morality interrelation and legal protection of morality are considered in more detail.

Текст научной работы на тему «Право и мораль как формы общественного сознания в современном аспекте»

Карабаева К.Д.

Оренбургский государственный университет E-mail: karlgash.karabae@mail.ru

ПРАВО И МОРАЛЬ КАК ФОРМЫ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ АСПЕКТЕ

В статье рассматривается современное состояние права и морали как форм общественного сознания на современном этапе становления информационного общества в Российской Федерации. Особое внимание обращается на проблему взаимосвязи права и морали, правовую охрану нравственности.

Ключевые слова: право, мораль, общественное сознание, информационное общество, глобализация, мультикультурное государство.

Для современной российской действительности особое значение имеет развитие социально-политической, культурной и духовной сфер жизни общества как неотъемлемых составляющих становления информационного общества в Российской Федерации. Создание здорового информационного общества является одной из главных целей существования современного государства, направленной на решение таких важных задач как: повышение качества жизни граждан, обеспечение конкурентоспособности государства на международном уровне, модернизация экономики, развитие общественных отношений в русле сохранения культуры многонационального народа Российской Федерации, укрепление нравственных и патриотических принципов в общественном сознании. В государственной программе по развитию информационного общества в РФ отмечено, что место российского государства в международном рейтинге по индексу развития информационных технологий напрямую зависит от результатов развития информационного общества, как в Российской Федерации, так и в других странах [3].

В существующем многообразии и усложнении общественных отношений увеличение объемов информационных потоков, сопровождающееся интенсивным развитием информационных технологий, оказывает сильное влияние на сознание человека и общественное сознание. В частности, происходит создание некоторых стереотипных смыслов жизни, поступков, образцов современного мышления, человеческих предпочтений, которые превращаются в самостоятельную отрасль экономики, а также пронизывает все стороны общественной жизни.

В результате размываются границы традиционных представлений о человеческих моральных требованиях, нравственных ценностях, что изначально несет в себе содержательное обессмысливание человеческого существования, ставит под угрозу ценность жизни, свободы, неприкосновенности, чести и достоинства человека, искажает фундаментальные принципы общественного сознания.

В философском аспекте основой сознания является наличие знания, которое формируется в процессе деятельности, развивается и обогащается под воздействием социокультурной реальности. В индивидуальной форме сознание -это способность человека, обладающего знанием, выделять себя из окружающей его действительности, включающая в себя целеполагающую деятельность, а также осознание человеком своей деятельности, мыслей, чувств, интересов, потребностей (самосознание). Существует определенная грань между сознанием человека и общественным сознанием. Общественное сознание отвечает критерию социальной целостности, т. е. оно соотносимо с обществом в целом. Поэтому сознание выступает не просто как отражение бытия, а как сторона существующей действительности (сознание бытийственно). Так, В.М. Межуев писал о том, что «знание может быть истинным или ложным, сознание бы-тийственно, т. е. оно непосредственно связано с бытием людей, с их реальным существованием в обществе» [5, с. 37]. С этой точки зрения общественное сознание является не только как идеальный образ общества, регулятив его деятельности, но и сама жизнь общества, сама общественная жизнь.

Общественное сознание является многокачественным явлением, важными его формами выступают: мораль, право, политика, наука, искусство, религия и т. д. Каждая, из которых находится во взаимодействии с другими формами общественного сознания, сохраняя при этом свои предметные особенности. Так, например, В.С. Барулин выделяет следующее: «общественное сознание отражает богатство общественной жизни. Если обыденное сознание, общественная психология, идеология, теоретическое сознание отличаются, прежде всего, по уровню отражения, способу существования, социальным функциям и т. д., то основной критерий форм общественного сознания содержательный» [1, с. 170].

Мораль пронизывает все сферы общественной жизни, создавая моральные отношения, которые определяются как «особый вид общественных отношений, представляющих собой совокупность зависимостей и связей, возникающие у людей в процессе их нравственной деятельности» [7, с. 216]. Сознание моральное является отражением социального бытия людей и рассматривает явления и поступки не с точки зрения их причинной обусловленности, а с точки зрения их моральной ценности. В содержание понятия «моральные ценности» включают, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственные характеристики общественных институтов; во-вторых, ценностные представления, относящиеся к области морального сознания - моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья [7, с. 341].

В идеальном аспекте нравственная основа общества составляет ее духовный фундамент, позволяющий каждому ее члену свободно и достойно самореализоваться, созидать новое на благо будущего народа, государства, человечества. Нравственность в некотором смысле определяет процесс человеческого самовосставле-ния общества в целом. Индивидуальная нравственность существует в условиях общественной (т. е. в системе идей, взглядов, норм, представлений, традиций, имеющих надличностный, не персонифицированный характер). Индивидуальная нравственность во многом зависит от содержательных смыслов общественной нравственности, на которую прямое воздей-

ствие оказывают историческое прошлое народа, нации, государства, а также современное состояние национального права, политики, культуры, религии, образования, и т. д. Кроме того еще более сильное влияние, на наш взгляд, оказывает существующа я система международных отношений, включая международное право, политику, идеологию.

С момента возникновения норм морали возникла проблема ее охраны и защиты. Для реализации данной функции существовали определенные способы, которые исторически содержали в себе различные моменты (традиционные, религиозные, светские). Особое значение для современной действительности имеет правовое закрепление и защита нравственности. Несмотря на то, что и нравственность, и право охватывают своими предписаниями многие сферы жизни человека, формируют определенный и желаемый для общества и государства образ должного поведения, доминирующее значении в соотношении с правом имеет мораль, которая определяет ценностное содержание права. Эту мысль подтверждают многие мыслители такие как: Сенека, Цицерон, Тацит, Гораций, Кант, П.И. Новгородцев и др. Так, например, П.И. Новгородцев, исследуя основания кризиса современного правосознания, выделяет значение естественных прав человека в существовании правового государства. Особое значение для П.И. Новгородцева, имеет категорический императив И. Канта. Так, исследователь права отмечает: «Голос нравственного чувства, с непобедимой силой свидетельствующий о свободе воли, имеет такие же права на признание, как и голос научного познания» [6, с. 18]. Далее П.И. Новгородцев определяет: «Каждое практическое действие лишь тогда приобретает и настоящую жизненную энергию, и моральную цену, когда оно одушевлено нравственным стремлением» [6, с. 22].

Среди современных исследований выделяются взгляды, профессора А.И. Бойко: «Пальма первенства в этом союзе (права и морали - Примеч. авт.) должна быть отдана морали, ибо: а) область «свободы и совести каждого» есть то «святилище, которого законодатель не должен касаться»; б) «все проблемы общества, в том числе и закрепленные правом, в первую очередь моральные, а затем только правовые»; в) «перспективы цивилизации следует связывать не с правом, а с нрав-

ственностью, государство должно быть в первую очередь не правовым, а нравственным»; «требования официальной власти могут быть эгоистичными, ангажированными политическим интересом и временными обстоятельствами, а нравственность неспешно куется в недрах народного духа именно как perpetuum mobile; д) «право нельзя ставить впереди или позади этического обычая. Право не может проводить в жизнь само себя. Его механизм должен устанавливаться, соблюдаться и направляться побуждением индивида, и должно существовать нечто большее, чем абстрактное содержание правового предписания, чтобы заставить человека действовать и контролировать свое поведение» [2, с. 132].

Право и мораль универсальны в том отношении, что адресуются всем членам общества и призваны выражать интересы большинства людей, имеющих общий взгляд на общественное и государственное устройство, а также возможно и близкие мировоззренческие установки. Потенциальная сила права кроется в существовании в общественном сознании добровольного принятия установленных правовых норм, в которых находят свое отражение нравственные ценности. Моральное содержание в некотором смысле «оживляет» право и придает ему действенный характер. Особенно сильно такая зависимость права от морали наблюдается в сфере уголовного права. В основании существования уголовного права лежит моральное осуждение деяний, признанных злом, т. е. уголовное право устанавливает наказуемость того, что уже запрещено господствующей моралью. Моральное содержание уголовного права РФ, прежде всего, выражается в принципах Уголовного закона; институте вины; в предусмотренных обстоятельствах, исключающих преступность деяния; в возможности осуществления помилования или амнистии; в выделении оснований для освобождения от уголовной ответственности и от наказания; в наложении моратория на осуществление исключительной меры наказания; в учете несовершеннолетнего возраста виновного лица. Как справедливо отмечает современный исследователь А.Е. Шалагин: «Уголовный закон не будет иметь должной эффективности, если его положения противоречат нравственной обусловленности уголовно-правовых запретов» [10, с. 15]. Игнорирование морали в сфере права, особенно в управленческой как отме-

чает А.А. Тер-Акопов, «негативно сказывается и на последнем средстве: «потеряв моральную основу», оно «уступает дорогу силе». В результате формируется право силы, которое доминирует над силой права, справедливости. Нравственность индивидуализируется. Общество деградирует» [8, с. 35]. Исследователями современной России подчеркивается падение морального содержания права, от чего создается видимость чисто правовых средств.

В то же время реализации политики государства, направленной на становление информационного общества, препятствует существующий в стране правовой нигилизм, среди причин возникновения которого следует отметить кризис ценностного отношения к действительности, проблема доверия населения к закону и суду, вопросы правового воспитания и образования. Так, например, профессор Э.Л. Садыкова связывает «проблему правового нигилизма с ценностным вакуумом, который сегодня образовался в российском обществе» [4, с. 122]. Профессор И.Л. Честнов подчеркивает то, что «самой серьёзной проблемой законодательства и юридической науки, особенно отраслевых юридических наук, является проблема отчуждения человека от законодательства» [4, с. 126]. В этой связи следует отметить то обстоятельство, что все социальные сферы связаны между собой, неблагополучие и проблемы в одной сфере неизбежно отражаются или становятся причиной негативных явлений в другой. Академик Запесоцкий А.С. справедливо отмечает: «Не существует проблем только юридических, или только экономических, или только проблем культуры и нравственности. Когда законы не исполняются, то эти проблемы не решаются в рамках правовой системы, мы должны анализировать и культурный аспект, и ментальность, и юридический аспект, и т. д.» [4, с. 112].

Известно, что духовная сфера жизни общества представляет собой одну из важных сторон общественной жизни, тесно связанной с функционированием специализированных социальных институтов, в рамках которых сохраняются и распространяются духовные ценности. Духовная реальность включает в себя как общественное сознание, так и определенную целенаправленную общественную деятельность, направленную на удовлетворение духовных потребностей личности и общества. Традиционно элементами духовной сферы обще-

ства определяют науку, искусство, идеологию, религию и др. Для выделенных элементов характерны такие признаки как идеальное начало (общественное сознание), духовная деятельность (в том, числе материальное выражение результатов интеллектуальной деятельности), институализированность.

Особое положение в данном отношении принадлежит праву и морали. Общественное проявление морального сознания в силу ряда своих особенностей наиболее явно предстает в правовом оформлении. Характерной чертой духовной сферы права и морали является создание единой реальности, выраженной в деятельности общественных организаций, сотрудничестве государств, направленном на защиту мира, прав и свобод человека, институализации профессиональной деятельности, защите культурного и исторического наследия народов. После второй мировой войны на международном уровне нравственность была институализирована в форме создания международной организации ООН, а в последующем и в организациях, входящих в систему ООН. Устав ООН, закрепивший главные принципы международного права, в правовой форме выразил нравственные принципы справедливости, свободы, мира, достоинства и ценности человека, представив их в качестве общечеловеческих принципов дальнейшего сосуществования государств, народов, наций. Так, например, в ст. 1 Устава ООН представлены цели создания организации, имеющие общечеловеческое нравственное значение: «Поддерживать международный мир и безопасность.... проводить мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание или разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира; развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира; осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам для всех, без различия расы, пола, языка и религии» [9].

Обращая внимание на то, что современное существование человека, общества и государства происходит в условиях глобализации и характеризуется взаимозависимостью, сближением человеческого сообщества в различных сферах экономики, политики, права, науки, существует необходимость проведения государственной политики, способной обеспечить будущее сосуществование российских народов в рамках единой открытой коммуникативной реальности. На сегодняшний день признанным является тот факт, что именно партнерство цивилизаций и культур является высшей формой сотрудничества при решении глобальных проблем.

В то же время интегративные процессы глобализации конца XX - начала XXI века, как отмечают многие современные философы, сопровождаются кризисом современной техногенной цивилизации, вызвавшей экологический и антропологический кризисы. В результате этого существует проблема перехода от техногенной цивилизации к гуманистической, сопровождающейся глобализационным поиском новой культурной идентичности человека. Известная теория мультикультурализма о необходимости достижения человечеством единства в многообразии существующих культур, по заявлению современных философов, культурологов, политиков, в практической действительности испытывает кризисные явления. По мнению доктора философских наук А.Я. Флиера: «В мультикультур-ном государстве фактически утрачивается культурное единство общества, а ведь оно нужно не только ради гуманитарных идей, это важнейший инструмент социальной самоорганизации общества. А мультикультурное общество, где нет единых обычаев, неизбежно быстро превратиться в полицейское государство» [4, с. 87]. Исследователь глобализационных процессов профессор А.Н. Чумаков подчеркивает: «Попытки межкуль-турного диалога и то, что в Европе культурализм буквально терпит поражение, не учитывают разный уровень цивилизационного развития людей. Говоря о цивилизации, мы имеем ввиду культурные отношения. Говоря о цивилизации, мы говорим о культуре отношений. Каждый из нас, каждая социальная общность и государство - это культура цивилизационной системы, а это означает, что культура - это внутренняя характеристика и внутреннее содержание, а цивилизация -внешняя» [4, с. 83].

ты законных интересов человека способно обеспечить правовую основу для развития конкурентоспособного государства на международном уровне. По справедливому замечанию заслуженного юриста Российской Федерации Г.М. Резника, право - это «единственный инструмент, который позволяет выстроить консенсус, когда люди одной страны образуют политически единую нацию, живущую по общим для всех законам» [6, с. 38]. Право обладает возможностью закрепить естественное единство людей, которое определяется ценностью единого происхождения от человеческого рода. Правовая система каждого государства призвана защищать важные для общества требования морали и нравственные ценности, а уровень нравственной культуры населения выступает одним из важнейших аспектов влияющим на отношение людей к праву и современным явлениям в общественной жизни.

Для развития информационного общества необходимы политические, экономические, социальные и нравственные основы. Процесс становления информационного общества включает в себя совокупность правовых, социальных, научных, организационных, идеологических средств, направленных на обеспечение защиты информационных прав человека и гражданина с целью обеспечения информационной безопасности человека, общества, государства.

14.04.2014

Список литературы:

1. Барулин, В.С. Социальная философия: Ч.1 / В.С. Барулин - М. Изд-во МГУ, 1993.

2. Бойко, А.И. Нравственно-религиозные основы уголовного права: монография / А.И. Бойко. - М.: Юрлитинформ, 2010.

3. Государственная программа Российской Федерации «Информационное общество (2011-2012 годы) // Система ГАРАНТ. Энциклопедия Российского законодательства / президент компании Д.В. Першеев; Центр информац. технологий Моск. гос. ун-та. - М.: ГАРАНТ-СЕРВИС, 2013. - Спец. вып. для студентов, аспирантов и преподавателей: Осенний семестр 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

4. Диалог культур в условиях глобализации: XXII Международные Лихачевские научные чтения, 17-18 мая 2012 г. Т.2: Материалы. - СПб.: СПбГУП, 2012.

5. Межуев, В.М. Перестройка сознания или сознательная перестройка / В.М. Межуев // Вопросы философии. 1989 - №4. -С. 30-45.

6. Новгородцев, П.И. Кант, как моралист / П.И. Новгородцев. - М.: Директор-Медиа, 2011.

7. Словарь по этике / под ред. И.С Кона. М.: ПОЛИТИЗДАТ, 1975.

8. Тер-Акопов, А.А. Христианство. Государство. Право: к 2000 - летию христианства / А.А. Тер-Акопов. - М: МНЭППУ, 2000.

9. Устав ООН (Сан-Франциско, 26 июня 1945 г.) // Система ГАРАНТ. Энциклопедия Российского законодательства / президент компании Д. В. Першеев ; Центр информац. технологий Моск. гос. ун-та. - М.: ГАРАНТ-СЕРВИС, 2013. -Спец. вып. для студентов, аспирантов и преподавателей: Осенний семестр 2013. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

10. Шалагин, А.Е. Преступления против общественной нравственности: уголовно-правовой и криминологический анализ / А.Е. Шалагин - М.: Юрлитинформ, 2011.

Сведения об авторе:

Карабаева Карлгаш Дияровна, старший преподаватель кафедры политологии и права Оренбургского государственного университета, кандидат философских наук,

460018, г. Оренбург, пр-т Победы 13, ауд. 20906, тел.: 8 (3532) 372578

Сущностная характеристика и потенциальное предназначение теории мультикультура-лизма содержательно раскрывается академиком А.Н. Нысанбаевым: «Мультикультурализм призван преобразовать поле культурной, политической, социально-статусной и прочей этнической конкуренции в пространство сотрудничества, диалога, полифонии. Мультикультура-лизм в обязательном порядке должен сопровождаться интеграционными процессами. Вместе с тем в политической практике и гуманитарном дискурсе распространенной является интерпретация мультикультурализма, разрушающая само его основание. Мировой опыт реализации моделей мультикультурализма доказывает, что политика привилегий для меньшинств (этнических, конфессиональных, языковых и т. п.) не решает тех исходных задач, ради которых эти шаги предпринимались. Наоборот подобная эксклюзивность лишь провоцирует напряжение и фрагментацию современных полиэтнических сообществ, препятствует их интеграции в политические нации» [4, с. 53].

На фоне существующих глобализационных процессов, в реализации государственной политики, направленной на развитие информационного общества в РФ, доминирующее значение имеет право и мораль. Право, выполняя функции охраны общественных отношений и защи-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.