Е.В. Безручко
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ОХРАНУ ЗДОРОВЬЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Право человека на здоровье закреплено в Уголовном кодексе Российской Федерации в качестве одного из приоритетных объектов уголовно-правовой охраны. С точки зрения международного права право на охрану здоровья является одним из основных прав человека.
Право на охрану здоровья имеет комплексный характер и включает в себя целый ряд элементарных прав, которые закреплены в международно-правовых документах о правах и свободах человека, в законах и иных правовых актах. К ним, в частности, относятся: право граждан на получение достоверной и своевременной информации о факторах, влияющих на здоровье; право на медико-социальную помощь; право на особую охрану здоровья граждан, занятых отдельными видами вредной профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности; право на заботу государства об охране здоровья членов семьи; право на особую охрану здоровья беременных женщин и матерей, несовершеннолетних, инвалидов, граждан пожилого возраста, граждан, пострадавших при чрезвычайных ситуациях и в экологически неблагополучных районах, и др. Под международным договором в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 15 июля 1995 года № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» понимается международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (государствами) либо международной организацией в письменной форме и регулирующееся международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования.
Всеобщая декларация прав человека традиционно рассматривается как один из первых международных документов, в котором право на охрану здоровья получило нормативное закрепление. В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека «каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи» [1]. Формально Всеобщая декларация прав человека, будучи резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН, обязательной юридической силой не обладает, но по мнению ряда теоретиков международного права, она уже давно действует в качестве нормы обычного международного права [2, с. 428].
Преамбула Устава Всемирной организации здравоохранения, одобренного в 1948 г. на Международной конференции по здоровью в Нью-Йорке (США), гласит: «Обладание наивысшим достижимым уровнем здоровья является одним из основных прав всякого человека без различия расы, религии, политических убеждений, экономического или социального положения» [3].
В отличие от Всеобщей декларации прав человека, Устав ВОЗ, являющийся по своей природе международным договором универсального характера, достаточно четко обозначил здоровье как право человека. Основное значение определения здоровья в Уставе ВОЗ заключается в том, что именно с этого момента право на охрану здоровья стало предметом регулирования международного права, что явилось отправным пунктом для последующей разработки и конкретизации данного права в других международных и национальных документах.
Принятие в 1966 г. Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, по сравнению с Уставом ВОЗ, детализировало указание на большее число мер обязывающего характера (примерный, не исчерпывающий перечень обязанностей государств по реализации права на охрану здоровья).
В целом совокупность международно-правовых актов, закрепляющих право на охрану здоровья, может быть представлена следующим образом: Устав ВОЗ (1946); Нюрнбергский кодекс (1947); Всеобщая декларация прав человека (1948); Женевские конвенции (1949); Конвенция о статусе беженцев (1951); Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (1955); Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965); Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966); Международный пакт о гражданских и политических правах (1966); Декларация о правах умственно отсталых лиц (1971); Европейская конвенция о социальной и медицинской помощи (1972); Конвенция о минимальном возрасте для приема на работу (1973); Декларация о защите женщин и детей в чрезвычайных ситуациях и в вооруженных конфликтах (1974); Декларация о правах инвалидов (1975); Декларация об использовании научного и технического прогресса в интересах мира и на благо человечества (1975); Конвенция по условиям труда (1977); Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979); Конвенция по профессиональному здоровью и безопасности условии труда (1981);
Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных и унижающих достоинство видов обращения и наказания (1984); Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (1985); Декларация о правах человека в отношении лиц, не являющихся гражданами страны, в которой они проживают (1985); Декларация о праве на развитие (1986); Конвенция МОТ о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах № 169 (1989); Конвенция о правах ребенка (1989); Базельская конвенция по трансграничному движению вредных отходов и их уничтожению (1989); Международная Конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990); Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи (1991); Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим и языковым меньшинствам (1992); Стандартные правила уравнивания возможностей для лиц с инвалидностью (1993); Конвенция по ядерной безопасности (1994); Декларация по правам человека и геному человека (ЮНЕСКО, 1997); Конвенция о правах человека и биомедицине (1997); Конвенция МОТ о наихудших формах детского труда № 182 (1999); Конвенция МОТ об охране материнства № 183 (2000); Декларация о ликвидации насилия в отношении женщин (2003) и др.
Право на охрану здоровья получило закрепление и в некоторых договорах регионального характера, к числу которых следует отнести Европейскую социальную хартию 1961 г. [4, с. 570] и Пересмотренную Европейскую социальную хартию 1996 г. [5]. Из содержания обеих хартий следует, что право на охрану здоровья понимается как создание определенных предпосылок для сохранения здорового статуса человека, а не как обеспечение доступа к медицинской помощи. В соответствии со ст. 11 Европейской социальной хартии государства обязуются принимать меры, направленные на: 1) устранение, насколько это возможно, причин нездоровья; 2) предоставление услуг консультационного и просветительского характера, направленных на укрепление здоровья и здорового образа жизни и на развитие чувства личной ответственности за свое здоровье; 3) предотвращение, насколько это возможно, эпидемических, эндемических и других заболеваний, а также несчастных случаев.
Аналогичный подход воспринят в Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. [4, с. 711] Хартия Европейского Союза об основных правах содержит относительно узкое содержание охраны здоровья, под которой подразумевается «право на доступ к системе профилактических мер в сфере здравоохранения и право пользоваться медицинской помощью», тогда как другие условия здоровья здесь не упоминаются (ст. 35) [6]. Однако право на охрану здоровья не названо в числе основных в Европейской социальной хартии (пересмотренной), в отличие от права на социальную и медицинскую помощь, которое входит в число прав, минимально необходимых для присоединения к Хартии.
В Хартии Европейского Союза об основных правах пользование правом на здоровье ограничено условиями, предусмотренными национальным законодательством и практикой (ст. 35). Напротив, Международная конвенция о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г. гарантирует право на получение медицинской помощи (ст. 28), не упоминая право на охрану здоровья.
Африканская хартия прав человека и народов 1981 г. признает право каждого человека на «максимально возможный уровень физического и психического здоровья» (п. 1 ст. 16). При этом содержание обязанностей государств в данном правовом акте не раскрывается и ограничивается признанием их обязанности принимать «необходимые меры для защиты здоровья своих народов» и обеспечивать «предоставление им медицинской помощи в случае болезни» (п. 2 ст. 16).
В отличие от Конвенции о правах ребенка, Африканская хартия прав и социального благополучия ребенка 1990 г. закрепляет право ребенка на наивысший достижимый уровень физического, психического и духовного здоровья (ст. 14) [7]. Далее Хартия содержит подробный перечень обязательств государств, в целом повторяющий текст Конвенции о правах ребенка.
Особая значимость здоровья нашла отражение и в документах, принятых в рамках ООН на рубеже тысячелетий [8]. Достаточно отметить, что из восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, половина имеет прямое отношение к праву на охрану здоровья [9].
Таким образом, следует отметить, что право на охрану здоровья является основным общепризнанным правом человека: оно закреплено во многих международных универсальных и региональных договорах и подтверждено многочисленными декларациями и резолюциями межгосударственных организаций и конференций. Между тем следует указать, что представленная совокупность международно-правовых актов не дает ответа на вопрос о конкретном юридическом содержании данного права в контексте правовой институционализации и концептуализации объема правомочий индивида, а также объема обязанностей государств относительно реализации данного права на охрану здоровья. В целом же, в большинстве случаев право на охрану здоровья не тождественно праву на получение медицинской помощи и включает в себя иные условия, способствующие осуществлению незыблемого права на здоровье (экологическая безопасность), что отражает двухсоставную концепцию права на охрану здоровья.
Литература
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 217 А (III) от 10 декабря 1948 г. // КонсультантПлюс.
2. Общая теория прав человека / Отв. ред. Е.А. Лукашева. М., 1996.
3. Устав Всемирной организации здравоохранения от 22 июля 1946 г. // КонсультантПлюс.
4. Международные акты о правах человека: Сборник документов. М., 2000.
5. Европейская социальная хартия 1996 г. // КонсультантПлюс.
6. Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 г. // Хартия Европейского Союза об основных правах: Комментарий / Под ред. С.Ю. Кашкина. М., 2001.
7. Африканская Хартия прав и социального благополучия ребенка 1990 г. // Консультант Плюс.
8. Мы, народы: роль Организации Объединенных Наций в XXI веке // Доклад Генерального секретаря от 27 марта 2000 г. // UN Doc. A/54/2000.
9. Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Рез. ГА ООН 55/2 от 8 сентября 2000 г. // UN Doc. A/RES/55/2.