Научная статья на тему 'Право человека на информацию в конституционном законодательстве Российской Федерации и зарубежных государств (сравнительно-правовой анализ)'

Право человека на информацию в конституционном законодательстве Российской Федерации и зарубежных государств (сравнительно-правовой анализ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
241
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / ПРАВО ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ / СВОБОДА ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЯ / ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЦЕЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ / СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ / THE RIGHT TO INFORMATION / THE RIGHT TO INFORMATION ACCESS / FREEDOM TO EXPRESS AN OPINION / AIMS OF THE LIMITATION OF RIGHTS TO INFORMATION / FREEDOM OF INFORMATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимова Ольга Ивановна

Право на информацию это одно из основных, фундаментальных прав человека. В статье проведен сравнительно-правовой анализ права человека на информацию в Конституции РФ и следующих странах: Албании, Болгарии, Бразилии, Венгрии, Великобритании, Зимбабве, Израиле, Ирландии, Канаде, Новой Зеландии, Панаме, Перу, Парагвае, Сербии, США, Франции, Финляндии, Чехии, Южной Африке, Южной Корее. Анализ зарубежного законодательства показал, что право на информацию включено в систему конституционных прав и свобод большинства государств, в том числе и отличающихся друг от друга по своим формам, типам правовых систем, национально-культурным чертам. Однако круг образующих его содержание правомочий различен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Human rights for information in constitutional legislation of Russian Federation and foreign states (comparative-legal analysis)

The right to information is one of the main and fundamental human rights. In the article it is given a comparative-legal analysis of human right to information in the constitutions of Russian Federation and the following countries: Albany, Bulgaria, Brazil, Hungary, Great Britain, Zimbabwe, Israel, Ireland, Canada, New Zealand, Panama, Peru, Paraguay, Serbia, the USA, France, Finland, Czech Republic, South Africa, South Korea. The analysis of foreign legislation showed that the system of constitutional rights and freedoms includes the right to information in most of the countries though they are different in forms and types of legal systems, national and cultural features. However, the set of authorities which forms it is different.

Текст научной работы на тему «Право человека на информацию в конституционном законодательстве Российской Федерации и зарубежных государств (сравнительно-правовой анализ)»

О.И. Максимова

ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ИНФОРМАЦИЮ В КОНСТИТУЦИОННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ

(СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ)

Право на информацию является одним из основных и фундаментальных прав человека. В наше время информация пронизывает все сферы человеческой деятельности. Это обстоятельство обусловливает необходимость анализа его нормативно-правовой регламентации.

Долгое время право на информацию во многих зарубежных государствах не имело статуса самостоятельного, и даже сам термин «информация» редко использовался в их конституциях. Изменения произошли после принятия Всеобщей декларации прав человека 1948 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., когда внесение норм, закрепляющих право на информацию, в национальные законодательства стало необходимым условием их соответствия международным стандартам в области прав человека.

В Российской Федерации право на информацию получило законодательное закрепление в 1991 г. с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина. Позднее диспозиция указанной нормы была взята за основу при написании ст. 29 Конституции РФ 1993 г.

Пункт 4 ст. 29 Конституции России закрепляет, что «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом». В данной статье содержится еще одна норма. Пункт 5 ее гарантирует свободу массовой информации и запрещает цензуру. Анализ зарубежного законодательства показал, что право на информацию включено в систему конституционных прав и свобод большинства государств, в том числе и отличающихся друг от друга по своим формам, типам правовых систем, национально-культурным чертам. Однако круг образующих его содержание правомочий различен. Право на информацию рассматривается либо в узком смысле - как право доступа к информации (Южная Африка, Израиль, Албания, Южная Корея), либо в широком, т.е. как возможность совершения ряда действий, таких как искать, получать и распространять информацию (Болгария, Венгрия, Новая Зеландия, Финляндия, Чехия). Подобный подход более близок позиции российского законодателя.

Переход к демократическому правлению для большинства стран привел к осознанию того, что свобода информации является правом человека. Почти все заново созданные или модифицированные конституции включили право на доступ к информации государственных органов власти. Более сорока стран мира теперь содержат в конституциях условия доступа к информации. Конституции также часто стали содержать особенные условия для реализации права на информацию об окружающей среде и право физических лиц получать доступ к информации о себе.

Исследуемое право в конституциях одних стран выделено в качестве самостоятельного права (Албания, Болгария, Израиль, Чехия, Южная Африка, Франция, США, Канада, Великобритания, Бразилия), а в других - как элемент права на свободу выражения мнения (Венгрия, Новая Зеландия, Финляндия, Южная Корея). В Конституции РФ право на информацию имеет статус самостоятельного права.

В большинстве стран объектом исследуемого права выступает информация, находящаяся исключительно в распоряжении государственных органов. Конституции делают особый акцент на возможность осуществления личностью правомочий во взаимоотношениях с органами государственной власти (например, Албания, Болгария, Чехия и др.). К числу источников информации относят официальные документы, а точнее - сведения, содержащиеся в них. Доступ к официальной информации может реализовываться путем предписания публичным органам власти представить документы, запрашиваемые заявителем, либо обнародовать информацию по инициативе самого органа власти.

Большинство законов о доступе к общественно значимой информации регламентирует процедуры подачи запроса о предоставлении сведений или реагирования на этот запрос. Конституция РФ гласит: «Граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления» (ст. 33).

Возлагаемая Конституцией РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24), выступает определенной гарантией конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Ни в одном из исследованных нами основных законов государств право на информацию не рассматривается как абсолютное. Оно подлежит ограничениям, которые необходимы для обеспечения государственной и личной безопасности, защиты публичных и частных интересов. Конституция Российской Федерации не предусматривает перечня целей и оснований ограничений, применимых в отношении данного права, однако п. 3 ст. 17 и п. 3 ст. 55 закрепляют положения, относящиеся к ограничению конституционных прав и свобод человека в целом. К целям ограничения относятся: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Кроме того, ст. 56 предусматривает возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным законом.

Отметим, что в большинстве конституций зарубежных стран есть и другие нормы, непосредственно связанные с правом человека на информацию. Такими нормами можно считать не только нормы, регулирующие свободу слова, печати и выражения мнения, но и нормы, регулирующие вопросы защиты личной, семейной тайны, тайны телефонных, телеграфных и иных сообщений, так как сведения о личной жизни граждан также являются определенным видом информации, поиск, передача, производство и распространение которой могут осуществляться только при соблюдении установленных законом условий.

Некоторые государства (Перу, Ирландия и др.) в конституционных положениях предусматривают возможность взимания платы за предоставление информации [1]. Чрезвычайно высокая плата за предоставление ответа на запрос часто устанавливается специально для того, чтобы предотвратить наплыв подобных запросов. В Ирландии закон «О свободе информации» [2] был изменен в 2003 г. нормой о наложении высокой платы за запрос.

Кроме конституционного закрепления права на информацию, существует во многих странах закон о свободе информации, который не всегда предполагает, что реализация права доступа к информации возможна. Закон Зимбабве «О доступе к информации и защите частной жизни» [3] устанавливает строгие нормы и условия доступа к информации для журналистов. В Парагвае закон «О свободе информации» ограничил свободу слова, и под сильным давлением СМИ и движений гражданского общества правительство отменило действие этого закона вскоре после его принятия [4, с. 9]. В Сербии закон «Об общественной информации» был предназначен для того, чтобы ограничить информацию, а не способствовать ее предоставлению [5, с. 11].

Несмотря на довольно высокое «качество» подобных законов, часто их реализация затруднена в силу низкого уровня правовой культуры как граждан, так и должностных лиц, то есть тех субъектов, кому эти законы адресованы. В Албании, к примеру, закон «О праве на информацию для получения официальных документов» [5] практически не реализовывался, поскольку ни граждане, ни должностные лица не знали о его существовании.

Во многих странах правила реализации доступа к информации преднамеренно ущемляют предусмотренные законом правомочия. Законом Панамы «О прозрачности деятельности государственных и местных органов власти» [6] предусмотрено требование в отношении физических лиц доказывания наличия собственного законного интереса в получении запрашиваемой информации, что, на наш взгляд, противоречит свободе доступа к информации.

В настоящее время недостаточно ограничиваться возложением на государство обязанности создания условий для получения информации. Можно утверждать, что в российском обществе социальная активность личности невысока, в силу чего возрастает значимость обязанности государства предо-ставлять ту информацию, которая в соответствии с законодательством должна быть опубликована. Общественно значимая информация, к которой, в частности, можно отнести сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст. 41 Конституции РФ), должна быть доступна для каждого гражданина. Получение информации - это дело самих граждан. Единственное, что может быть возложено в данном случае на государство, - это обязанность доводить до сведения, где ту или иную информацию можно получить.

Таким образом, законодательство о праве граждан на информацию далеко от совершенства. Это объясняется, с одной стороны, тем, что информационные процессы начали регулироваться на законодательном уровне совсем недавно, а с другой - тем, что сама идея приоритета прав человека не укоренилась в сознании российских граждан. Российский законодатель должен уделить внимание вопросу соответствия действующих нормативно-правовых актов положениям Конституции РФ в области права человека и гражданина на информацию в силу того, что реализация этого права способствует реализации других прав граждан, а также повышению их правовой культуры и в конечном счете - демократизации нашего общества, становлению правового государства.

Литература

1. Конституция Перу 1993 г. // http://www.asesor. сот.ре/ 1еЫеу/ЫЫю1еса/сошй1исюпа1/5000-т.Ьт

2. Закон Ирландии «О свободе информации» // http://www.klgov.ie/finance/publications/foi/FREEl.HTM

3. Закон Зимбабве «О доступе к информации и о защите частной жизни» от 15 марта 2002 г. (с поправками, внесенными в июне 2003 г.) // http://www. kubatana.net/html/archive/legisl/030611aippaamd. asp?sector=LEGISL

4. Банисар Д. Свобода информации и доступ к правительственным документам // Обзор законодательства по доступу к информации в мире. М.: Де Ново, 2004.

5. Закон Албании «О праве на информацию для получения официальных документов» № 8503 от 30 июня 1999 года // http://wwwijnetorg/FE_Artide/MEdkLaw.asp?Cш=25165&ШLang=lS;:ШLang=l

6. Закон Панамы «О прозрачности деятельности государственных и местных органов власти» 2002 г. // http://www.asambela.gob.pa/legispan/leyes/2002/2002_006.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.