Научная статья на тему 'Право человека на информацию в конституционном законодательстве РФ и зарубежных государств (сравнительно-правовой анализ)'

Право человека на информацию в конституционном законодательстве РФ и зарубежных государств (сравнительно-правовой анализ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
885
202
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Общество и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ / ПРАВО ДОСТУПА К ИНФОРМАЦИИ / СВОБОДА ВЫРАЖЕНИЯ МНЕНИЯ / ОФИЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ / ЦЕЛИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВА НА ИНФОРМАЦИЮ / СВОБОДА ИНФОРМАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Максимова Ольга Ивановна

Право на информацию это одно из основных, фундаментальных прав человека. В статье проведен сравнительно-правовой анализ права человека на информацию в Конституции РФ и следующих странах: Албания, Болгария, Бразилия, Венгрия, Великобритания, Зимбабве, Израиль, Ирландия, Канада, Новая Зеландия, Панамы, Перу, Парагвае, Сербии, США, Франция, Финляндия, Чехия, Южная Африка, Южная Корея. Анализ зарубежного законодательства показал, что право на информацию включено в систему конституционных прав и свобод большинства государств, в том числе и отличающихся друг от друга по своим формам, типам правовых систем, национально-культурным чертам. Однако круг образующих его содержание правомочий различен.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Право человека на информацию в конституционном законодательстве РФ и зарубежных государств (сравнительно-правовой анализ)»

КОНСТИТУЦИОННОЕ И I

Максимова Ольга Ивановна

аспирант кафедры конституционного и муниципального права Волгоградской академии МВД России _(e-mail: prof.marketing@.mail.ru)

Право челове

зако зар (сравнитель

Аннотация

Право на информацию - это одно из основных, фундаментальных прав человека. В статье проведен сравнительно-правовой анализ права человека на информацию в Конституции РФ и следующих странах: Албания, Болгария, Бразилия, Венгрия, Великобритания, Зимбабве, Израиль, Ирландия, Канада, Новая Зеландия, Панамы, Перу, Парагвае, Сербии, США, Франция, Финляндия, Чехия, Южная Африка, Южная Корея. Анализ зарубежного законодательства показал, что право на информацию включено в систему конституционных прав и свобод большинства государств, в том числе и отличающихся друг от друга по своим формам, типам правовых систем, национально-культурным чертам. Однако круг образующих его содержание правомочий различен.

Annotation

The right to information is one of the main and fundamental human rights. In the article it is given a comparative-legal analysis of human right to information in the constitutions of Russian Federation and the following countries: Albany, Bulgaria, Brazil, Hungary, Great Britain, Zimbabwe, Israel, Ireland, Canada, New Zealand, Panama, Peru, Paraguay, Serbia, the USA, France, Finland, Czech Republic, South Africa, South Korea. The analysis of foreign legislation showed that the system of constitutional rights and freedoms includes the right to information in most of the countries though they are different in forms and types of legal systems, national and cultural features. However, the set of authorities which forms it is different.

Ключевые слова: право на информацию, право доступа к информации, свобода выражения мнения, официальная информация, цели ограничения права на информацию, свобода информации.

Key words: the right to information, the right to information access, freedom to express an opinion, aims of the limitation of rights to information, freedom of information.

раво на информацию является одним из основных и фундаментальных прав человека. В наше время информация пронизывает все сферы человеческой деятельности. Это обстоятельство обуславливает необходимость анализа его нормативно-правовой регламентации.

Долгое время право на информацию во многих зарубежных государствах не имело статуса самостоятельного, и даже сам термин "информация" редко использовался в их конституциях. Изменения произошли после принятия Всеобщей Декларации прав человека 1948 г. и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., когда внесение норм, закрепляющих право на информацию, в национальные законодательства

стало необходимым условием их соответствия международным стандартам в области прав человека.

В Российской Федерации право на информацию получило законодательное закрепление в 1991 г. с принятием Декларации прав и свобод человека и гражданина. Позднее диспозиция указанной нормы была взята за основу при написании ст. 29 Конституции РФ 1993 г.

П. 4 ст. 29 Конституции России закрепляет, что "каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом". В данной статье содержится еще одна норма. Пункт 5 ее гарантирует свободу массовой информации и

63

запрещает цензуру.

Анализ зарубежного законодательства показал, что право на информацию включено в систему конституционных прав и свобод большинства государств, в том числе и отличающихся друг от друга по своим формам, типам правовых систем, национально-культурным чертам. Однако круг образующих его содержание правомочий различен. Право на информацию рассматривается либо в узком смысле - как право доступа к информации (Южная Африка, Израиль, Албания, Южная Корея), либо в широком, т.е. как возможность совершения ряда действий, таких как искать, получать и распространять информацию (Болгария, Венгрия, Новая Зеландия, Финляндия, Чехия). Такой подход более близок позиции российского законодателя.

Переход к демократическому правлению длябольшинства стран привело к осознанию того, что свобода информации является правом человека. Почти все заново созданные или модифицированные конституции включили право на доступ к информации государственных органов власти. Более сорока стран мира теперь содержат в конституциях условия доступа к информации.

Конституции также часто стали содержать особенные условия для реализации права на информацию об окружающей среде и право физических лиц получать доступ к информации о себе.

Исследуемое право в конституциях одних стран выделено в качестве самостоятельного права (Албания, Болгария, Израиль, Чехия, Южная Африка, Франция, США, Канада, Великобритания, Бразилия), а в других - как элемент права на свободу выражения мнения (Венгрия, Новая Зеландия, Финляндия, Южная Корея). В Конституции РФ право на информацию имеет статус самостоятельного права.

В большинстве стран объектом исследуемого права выступает информация, находящаяся исключительно в распоряжении государственных органов. Конституции делают особый акцент на возможность осуществления личностью правомочий во взаимоотношениях с органами государственной власти (например, Албания, Болгария, Чехия и др.). К числу источников информации относят официальные документы, а точнее, сведения, содержащиеся в них. Доступ к официальной информации может реализовываться путем предписания публичным органам власти представить документы, запрашиваемые заявителем, либо обнародовать информацию по инициативе самого органа власти.

Большинство законов о доступе к общественно

значимой информации регламентируют процедуры подачи запроса о предоставлении сведений или реагирования на этот запрос. Конституция РФ гласит "граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления" (ст. 33).

Возлагаемая Конституцией РФ на органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностных лиц обязанность обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч. 2 ст. 24) выступает определенной гарантией конституционных прав и свобод человека и гражданина.

Ни в одном из исследованных нами основных законов государств право на информацию не рассматривается как абсолютное. Оно подлежит ограничениям, которые необходимы для обеспечения государственной и личной безопасности, защиты публичных и частных интересов. Конституция Российской Федерации не предусматривает перечня целей и оснований ограничений, применимых в отношении данного права, однако в п. 3 ст. 17 и п. 3 ст. 55 закрепляет положения, относящиеся к ограничению конституционных прав и свобод человека в целом. К целям ограничения относятся: защита основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечение обороны страны и безопасности государства. Кроме того, ст. 56 предусматривает возможность ограничения прав и свобод с указанием пределов и сроков их действия в условиях чрезвычайного положения в соответствии с федеральным конституционным Законом.

Отметим, что в большинстве конституций зарубежных стран есть и другие нормы, непосредственно связанные с правом человека на информацию. Такими нормами можно считать не только нормы, регулировавшие свободу слова, печати и выражения мнения , но и норм ы, регулирующие вопросы защиты личной, семейной тайны, тайны телефонных, телеграфных и иных сообщений, так как сведения о личной жизни граждан также являются определенным видом информации, поиск, передача, производство и распространение которой могут осуществляться только при соблюдении установленных законом условий.

Некоторые государства (Перу, Ирландия и др.) в конституционных положениях предусматривают

_64

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 3 (30)

КОНСТИТУЦИОННОЕ И

возможность взимания платы за предоставление информации[1]. Чрезвычайно высокая плата за предоставление ответа на запрос часто устанавливается специально для того, чтобы предотвратить наплыв запросов. В Ирландии Закон "О свободе информации"[2] был изменен в 2003 г. нормой о наложении высокой платы за запрос.

Кроме конституционного закрепления права на информацию, существует во многих странах закон о свободе информации, который не всегда предполагает, что реализация права доступ к информации возможен. Закон Зимбабве "О доступе к информации и защите частной жизни"[3] устанавливает строгие нормы для журналистов, а условия доступа журналистов к информации вообще не использовались. В Парагвае Закон "О свободе информации", который ограничил свободу слова и был, поэтому настолько спорным, что под сильным давлением СМИ и движений гражданского общества, правительство отменило действие этого закона очень быстро после его принятия[4]. В Сербии Закон "Об общественной информации" был предназначен для того, чтобы ограничить информацию, а не способствовать ее предоставлению[5].

Несмотря на довольно высокое "качество" подобных законов, часто их реализация затруднена в силу низкого уровня правовой культуры как граждан, так и должностных лиц, то есть тех субъектов, кому эти законы адресованы. В Албании, к примеру, Закон "О праве на информацию для получения официальных документов"[6] практические не реализовывался, поскольку ни граждане, ни должностные лица не знали о его существовании.

Во многих странах правила реализации доступа к информации преднамеренно ущемляют предусмотренные законом правомочия. Законом Панамы "О прозрачности деятельности государственных и местных органов власти"[7] предусмотрено требование в отношении физических лиц о необходимости доказывания наличия собственного законного интереса получении запрашиваемой информации, что, на наш взгляд, противоречит свободе доступа к информации.

В настоящее время недостаточно ограничиваться возложением на государство обязанности создания условий для получения информации. Можно утверждать, что в российском обществе, социальная активность личности невысока. В силу, чего возрастает значимость обязанности государства предоставлять ту информацию, которая в

соответствии с законодательством должна быть опубликована. Общественно значимая информация, к которой в частности можно отнести сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом (ст.41 Конституции РФ), должна быть доступна для каждого гражданина. Получение информации -это дело самих граждан. Единственное, что может быть возложено в данном случае на государство - это обязанность доводить до сведения, где ту или иную информацию можно получить.

Таким образом, законодательство о праве граждан на информацию далеко от совершенства. Это объясняется, с одной стороны, тем, что информационные процессы начали регулироваться на законодательном уровне совсем недавно, а с другой - тем, что сама идея приоритета прав человека не укоренилась в сознании российских граждан. Российский законодатель должен уделить внимание вопросу соответствия действующих нормативно -правовых актов положениям Конституции РФ в области права человека и гражданина на информацию в силу того, что реализация этого права способствует реализации других прав граждан, а также повышению их правовой культуры, и в конечном счете - демократизации нашего общества, становлению правового государства.

1. Конституция Перу, 1993 г. см.

http://www. asesor. com. pe/teleley/biblioteca/

constitucional/5000-in.htm (на англ.яз.) и см. htp:/ /www. georgetown. edu/pdba/Constitutions/Peru/ per93.html (на исп.яз.).

2. Закон "О свободе информации", 1997г.http:/ /www. klgov. ie/finance/publications/foi/FREEl.HTM. Более подробный обзор см. McDonagh, Свобода информации в Ирландии (Sweet and Harwell, 1998) "Свобода информации в Ирландии: пять лет спустя" (22 сентября 2003). http:// www. freedominfo. org/reports/keland. htm.

3. Закон "О доступе к информации и о защите частной жизни", 15 марта 2002 г., Поправки были внесены в июне 2003 г. Законом о поправке к закону о доступе к информации и защите частной жизни, 2003 №5. http://www.kubatana.net/ l/archive/legs/030611aippaamd.aspsector=LEGISL

4. Дэвид Банисар. Свобода информации и доступ к правительственным документам. Обзор законодательства по доступу к

65

информации в мире. / Ред. С. Шевердяева. М.: Де Ново, 2004 г. С.9.

5. Дэвид Банисар. Свобода информации и доступ к правительственным документам. Обзор законодательства по доступу к информации в мире. / Ред. С. Шевердяева. М.: Де Ново, 2004 г. -С. 11.

6.Закон "О праве на информацию для

получения официальных документов"№8503 от 30 июня 1999 года. http://www.ijnet.org/FE_Article/ MEdkLaw. asp ?Cro=25165& UILang=lS;:CIdLang=l 7.Ley No. 6 de22 enero 2002 http:// www.asambela.gob.pa/legispan/leyes/2002/ 2002_006.pdf. См. также http:// www. defensoriadelpueblo. gob. pa/Publicaciones/ PDF/Ley6.pdf

66

ОБЩЕСТВО И ПРАВО • 2010 • № 3 (30)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.