УДК 342 Куракулова Ю.А.
ББК 67.4 студент юр. факультета
Подоляк А.А. студент юр. факультета Юго-Западный госун-т, г. Курск, Россия
ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ЭВТАНАЗИЮ В РОССИИ
Термин euthanasia - (от греч.) хорошая, легкая смерть. Этот термин был впервые введен в 16 в. английским философом Фрэнсисом Бэконом. Он обозначал безболезненную смерть умирающего человека, которая освобождает его от физических мучений.
Обсуждение вопроса эвтаназии ведется достаточно давно и единая позиция у мирового сообщества не была сформирована. Жаркие споры разгораются относительно того - разрешать эвтаназию или нет. Оба взгляды имеют ярых приверженцев, и компромисс между ними кажется маловероятным. Попытаемся рассуждать без эмоций.
Сложность понимания данной проблемы состоит в том, что естественное право на жизнь и осуществление эвтаназии идут бок о бок.
В теории прав человека нет пояснения - предусматривает ли право на жизнь использования такого права как самовольный уход из жизни. С данных позиций мы переходим к конкретно правовым суждениям.
Конституция Российской Федерации 1993 г. уделяет особое внимание к защите личных прав и свобод человека.
Основной закон нашего государство в ст. 2 закрепляет концепцию о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Одним из самых обсуждаемых прав и свобод стало право на жизнь, декларированное Конституцией РФ в ст. 20 [1].
Право на жизнь уникально, оно возникает однажды и, будучи утраченным, не подлежит восстановлению, данное право носит временный характер, утрачивается со смертью субъекта. Механизм его реализации недостаточно исследован, отсюда вытекает и проблема прекращения жизни.
Личные права человека характеризуется тем, что государство признает свободу личности в определенной сфере отношений, т.е. данные права и свободы реализуются суверенно и на усмотрение индивида.
Право на жизнь - личное право человека, значит, оно осуществляется человеком самостоятельно и вопросы его воплощения в действительность решаются им индивидуально, к их числу стоит отнести сроки и способы его прекращения.
Таким образом, логическим подтекстом конституционного закрепления права на жизнь является установление права на смерть.
Предлагается следующее определение данного понятия - право на смерть - это возможность сознательно и добровольно в выбранный момент времени уйти из жизни избранным и доступным способом [2].
Прямого указания в Конституции РФ на наличие данного права у человека и гражданина нет, но в соответствии со ст.55 этого нормативно-правового акта - перечисление в Основном законе прав и свобод не должно толковаться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод [1].
У исследователей содержания и необходимости выделения права на смерть существует мнение, что отрицание у человека права на смерть превращает право на жизнь в обязанность жить [3].
Главным критерием отказа от применения эвтаназии считается надежда на то, что удастся победить болезнь.
Существует мнение, что Конституция РФ, закрепляя в ст. 41 право на охрану здоровья и медицинскую помощь, якобы лишает процедуру эвтаназии конституционной осно-
вы. Но в случае наступления необходимости в эвтаназии, т.е. добровольном прекращении человека собственной жизни, основание для осуществления права на охрану здоровья оказывается исчерпанным, так как поставленную цель охраны здоровья достигнуть уже невозможно.
Как правило, о сознательном уходе из жизни тогда и задумываются, когда положительный исход, выздоровление, невозможен. В таком случае отказ в эвтаназии, молящему о достойном прекращении жизни человеку можно приравнять к насилию, жестокого и унижающего достоинства обращения, что запрещает ст. 21 Основного закона нашего государства [4].
22 ноября 2011 года в России был принят федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в РФ». Согласно этому нормативно-правовому акту активная и пассивная эвтаназия считаются преступлением и квалифицируются как умышленное убийство [5]. Однако и здесь есть правовая неопределенность.
Данный закон в ст. 20 говорит о том, что необходимым предварительным условием медицинского вмешательства является дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на медицинское вмешательство, а ст. 19 такого нормативно-правового акта закрепляет право на отказ от медицинского вмешательства, что, по сути, является пассивной эвтаназией.
Закон «Об основах охраны и здоровья граждан в РФ» запрещает использовать эвтаназию, закрепив это в ст. 45, но в таком случае данное положение можно признать противоречащим ст.55 Конституции РФ.
Само население неоднозначно относиться к вопросу легализации эвтаназии. Среди 1500 респондентов из 43 субъектов РФ 32% отдали свой голос «за» и столько же - «против» возможности разрешить эвтаназию, 36% опрошенных не имеют устойчивой позиции по данному вопросу [6].
Мы позволим себе придерживаться следующей точки зрения: право субъекта на жизнь дает ему право сознательно
прекратить свою жизнь с помощью посторонних субъектов правоотношений только в тех случаях, когда данный исход неизбежен по определенным причинам, которые должны быть детально регламентированы в законодательстве после легализации этой процедуры.
В научных дискуссиях и анализах отмечено, что Конституция РФ разрешает легализовать эвтаназию, если данное решение примут. Это следует из смысла ст. 2, 7, 15, 20, 21 и 41 Основного закона, в том случае, когда смертельно больного можно причислить к категории социально незащищенных граждан, которые пользуются поддержкой государства, обязанного обеспечить его медицинской помощью, приблизить качество жизни к условиям, достойным человека.
Главной ступенью на пути к легализации эвтаназии является принятие нормативно-правовых актов, содержащих подробное регулирование данного вопроса.
Законодательство обязано таким образом очертить эвтаназию и похожие ситуации, чтобы не были возможны злоупотребления и двусмысленные толкования, и защитить работников медицины от уголовного и иных видов преследования вследствие применения эвтаназии.
А также перед принятием нормативного акта, нужно обязательно ознакомить граждан с понятием эвтаназии, используя средства массовой информации и другие методы.
Безусловно, потребуется немало времени для воплощения в жизнь всего вышеизложенного, но общество нашего государства пока не готово принять эвтаназию даже потому, что не всё население знает о ней.
Стоит понять, что время для решения вопроса разрешения эвтаназии уже пришло.
Если в течение двух предыдущих десятилетий эвтаназия и закон сосуществовали по принципу «закон запрещает эвтаназию или делает вид, что её не существует, и эвтаназия этим пользуется, тщательно избегая встречи с законом» [7], то сейчас ситуация должна измениться, наступает время
понимания и осознания того, что решение проблемы путем ее игнорирования невыполнимо.
Библиографический указатель:
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (в ред. от 30.12.2008) // Собрание законодательства РФ, 2009. № 4. Ст. 445.
2. Романова М. А. Социально-правовые аспекты эвтаназии / М. А. Романова // Социальное и пенсионное право. Научно-практический журнал, 2006. № 1. С. 2-4.
3. Малиновски А. В. Имеет ли человек право на смерть? / А. В.Малиновский // Российская юстиция, 2002. № 8. С. 54-55.
4. Алиев Т. Т. Эвтаназия в России: право человека на ее осуществление / Т. Т. Алиев // Современное право, 2008. № 4. С. 46-52.
5. Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ (в ред. от 28.12.2013) // Собрание законодательства РФ, 2011. № 48. Ст. 6724.
6. Треть опрошенных россиян хотят разрешения эвтаназии в стране // Российская газета, 2012. № 5799 от 5 июня.
7. Демичев А. А., Исаенкова О. В. Смерть с точки зрения права / А. А. Демичев, О. В. Исаенкова // Государство и право, 2008. № 8. С. 86-89.