Научная статья на тему 'Эвтаназия. Проблемы правового регулирования'

Эвтаназия. Проблемы правового регулирования Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1794
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВТАНАЗИЯ / ПАССИВНАЯ ЭВТАНАЗИЯ / АКТИВНАЯ ЭВТАНАЗИЯ / ХОСПИСЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Эвтаназия. Проблемы правового регулирования»

РФ, ФЗ о трансплантации, указав, что защита права на жизнь начинается еще до рождения человека. Поэтому наиболее удачным будет признание за эмбрионом правосубъектности с плодного периода (с 3-го месяца внутриутробного развития), т.к. именно на этой стадии происходит быстрый рост и формирование плода.

Данное конституционное положение закрепит право на жизнь как абсолютную ценность и будет способствовать формированию гуманного и морально оправданного отношения общества к человеческому эмбриону в современном мире.

Список источников

Всеобщая декларация прав человека, ст. 6.

Всеобщая декларация прав человека. Часть 3, ст. 16 «Международный пакт о гражданских и политических правах » // СПС КонсультантПлюс.

Гражданский Кодекс РФ, ст. 116.

Конвенция о защите прав и достоинствах человека в связи с применением достижений биологии и медицины, ст. 18 // http ://conventions .сое. int/Treaty/rus/Treaties/Html/164 .htm

Конституция РФ. Ч. 2 ст. 17, 20. -М., 1993.

Конституция Ирландии от 29 декабря 1937 года, ст. 40 // http://wvm.concourt.am/armenian/legal_resources/world_constitutions/constit/irel and/irelndr. htm

Конституция Словацкой республики, ст. 15 //

http ^/constitutions .ru/archives/189

Налоговый Кодекс РФ ст. 218.

Уголовный Кодекс РФ. Ст. 105, 111.

Список литературы

Васъковский, Е.В. Учебник гражданского права. - М., 2000.

Мейер, Д.И. Русское гражданское право. - М., 2000.

Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. Проблемы биоэтики. 2000.

Приказ Минздрава СССР от 12.06.86 N 848. Инструкция об определении критериев живорожденности и доношенности (зрелости) плода (новорожденного).

Павлова М.А., АНО ВПО ПИЭФ Научный руководитель: Л.Ю. Мхитарян

Эвтаназия. Проблемы правового регулирования

С древнейшей поры проблема жизни и смерти была предметом философского и правового осмысления. Постичь проблему пытались и античные философы, видя в ней важнейший вопрос человеческого существования (Мор, 1978).

В современном быстроизменяющемся мире, вопрос об эвтаназии встал наиболее остро. Все чаще стали встречаться рассуждения и размышления по этому поводу, что подтверждает актуальность этой проблемы на современном этапе.

Среди основных задач данной работы можно выделить:

1. понять, что такое эвтаназия, проанализировав проблему с различных позиций;

2. рассмотреть аргументы за и против эвтаназии;

3. увидеть, какова практика эвтаназии в ряде стран мира.

И в конечном итоге разработать возможный вариант правового урегулирования этого вопроса. -

По нашему мнению, эвтаназию можно определить следующим образом: это умышленные действия или бездействие медицинского работника, которые осуществляются в соответствии с явно и недвусмысленно выраженной просьбой информированного больного или его законного представителя с целью прекращения физических и психических страданий больного, находящегося по медицинским показателям в угрожающем жизни состоянии, в результате которого должна наступить его смерть.

Пассивная эвтаназия (или, как её ещё называют, «метод отложенного шприца») выражается в том, что прекращается оказание направленной на продление жизни медицинской помощи, что ускоряет наступление естественной смерти. На практике это достаточно часто встречается и у нас в стране.

Под активной эвтаназией («метод наполненного шприца») понимают введение умирающему каких-либо лекарственных или иных средств либо другие действия, влекущие за собой быстрое и безболезненное наступление смерти (летальная инъекция).

Настоящее понимание явления, носящего название эвтаназии, включает в себя целый комплекс взаимосвязанных аспектов, среди которых обычно выделяют биолого-медицинский, религиозный, моральный и юридический.

Биолого-медицинский аспект проблемы заключается, прежде всего, в установлении категорий пациентов, по отношению к которым может рассматриваться возможность применения эвтаназии. Среди таковых можно отметить пациентов, биологическая смерть которых неминуема и которые, умирая, испытывают тяжёлые физические страдания. Вопрос о прерывании жизни больного, физические страдания которого могут быть ликвидированы применением соответствующих медицинских средств, вообще не должен рассматриваться.

Религиозный аспект. Церковь полностью осуждает эвтаназию. Осуждение касается всякого посягательства на человеческую жизнь - как в случае аборта, так и в случае эвтаназии. Однако в вопросе об отказе от искусственного жизнеобеспечения церковь не так категорична и исходит из следующих принципов. В случае наличия малейшего шанса на выход из

коматозного состояния необходимо использовать все возможные методы для того, чтобы поддержать жизнь пациента. Но если коматозное состояние необратимо, то не обязательно использовать мучительные и дорогостоящие методы как материального, так и личного характера. Искусственное поддержание жизни человека при полном отсутствии мозговой деятельности, рефлексов, самостоятельных дыхания и сердцебиения было бы надругательством над умирающим и тяжёлой травмой для его родственников.

С точки зрения морального аспекта данной проблемы, необходимо ответить на вопрос: «Что можно сказать о характере человека, совершающего подобные действия?»

Сторонники эвтаназии постулируют, что жизнь можно считать благом до тех пор, пока она имеет достойную форму, существует в форме культуры, нравственных отношений. Деградировав до дочеловеческого уровня, она лишается этической санкции и может рассматриваться как объект, вещь, и поэтому вопрос о ее прекращении — не более чем вопрос о том, срубить ли высохшее дерево.

Правовой аспект. Юридическая проблема состоит в необходимости выработки правовой процедуры осуществления эвтаназии в случае, если данный акт будет разрешён законодательством. Наиважнейшим вопросом в рамках этой проблемы следует считать необходимость принятия возможного закона об эвтаназии.

Наряду с всеобщем отрицанием эвтаназии существует ряд государств, где «помощь в уменьшении страданий» выведена из разряда преступных деяний и уже достаточно длительное время находится на легальном положении. Пионером в области легализации добровольной смерти стали Нидерланды. В 1984 г. Верховный суд страны признал добровольную эвтаназию приемлемой. В Голландии еще в 2002 г. был принят Закон «О прекращении жизни по желанию или помощь в самоубийстве» (Эвтаназия и ..., 2002). Кроме того, эвтаназия, или легкая смерть, при соблюдении весьма строгих правил законодательно разрешена в штате Орегон (США). Эвтаназия была легализована в Бельгии в 2002 г. Закон о праве на «легкую смерть» принят в Китае. В Испании Ассоциация за право умереть достойно основана еще в 1973 г., однако законодательно проблема до сих пор не урегулирована. Датская Ассоциация добровольной эвтаназии действует более десятка лет. В 1998 г. эвтаназия была узаконена на Северных территориях (административная единица Австралии). В Швеции и Финляндии пассивная эвтаназия путем прекращения бесполезного поддержания жизни не считается противозаконной. А пока власти пытаются определиться в своем отношении к идее эвтаназии, один из главных ее сторонников, врач Филипп Нитч, заявил, что купит зарегистрированный в Голландии корабль и будет предоставлять такие услуги, находясь в международных водах и, тем самым, обходя закон. Однако общественность Германии, Италии, Англии настроена решительно против эвтаназии. За ее использование предусмотрена мера наказания - смертная казнь.

Подобные законопроекты подготовлены к рассмотрению законодателями Израиля, Японии и других стран. Легализация же эвтаназии в бывших странах Советского Союза неоднократно обсуждалась медиками, но пока дальше слов дело не продвинулось.

Дабы избежать категорического сопротивления со стороны противников эвтаназии, с возгласами типа: «Вы просто посылаете людей на смерть, вы не даете им шанса подумать!» и т.д., мы предлагаю альтернативный вариант действий.

Лучшей альтернативой эвтаназии являются хосписы. Хоспис принципиально отличается от дома престарелых тем, что возраст заболевших - от детей до пожилых людей. Также принципиальное отличие заключается и в том, что продолжительность жизни больных составляет преимущественно до 6 месяцев. В хосписе оказывается медикаментозная, психологическая, юридическая, социальная и духовная помощь, как пациенту, так и его семье.

Пока за рубежом ищут непростой выход, наши медицинские этики гордо парят над жизнью, называя эвтаназию не иначе, как преступлением перед гуманизмом (Грандо, 1988).

Глава Общества доказательной медицины Кирилл Данишевский заявил, что от неизлечимых заболеваний мучаются несколько миллионов россиян, а еще несколько сот тысяч уже не смогут вернуться к полноценной жизни из-за инвалидности. «Многие из них терпят невыносимую боль, потому что врачи не дают им достаточную дозу обезболивающих, а еще неадекватно оказывают психологическую поддержку. Желание человека уйти из жизни оправданно», - считает Данишевский.

К числу международных нормативно-правовых актов, регулирующих право на жизнь и тем самым косвенно затрагивающих вопрос об эвтаназии, относятся, Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г., Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. (ст.6), Европейская конвенция по защите прав 4 ноября 1950 г. (ст.2). Большое внимание проблеме эвтаназии уделяется в этических актах Всемирной медицинской ассоциации. Венецианская декларация «О терминальном состоянии» (1983 г.) и Мадридская декларация 1987 г. не пропагандировали явный запрет на эвтаназию, скорее, они даже не против пассивной эвтаназии.

Ст. 20 Конституции Российской Федерации гласит: «Каждый имеет право на жизнь». Если задуматься, то право человека на жизнь и его право на смерть столь тесно между собой связаны, что являются, можно сказать, двумя сторонами одной медали (Дюркгейм, 1994, с. 327). Возможность самостоятельного распоряжения своей жизнью, в том числе решение вопроса о ее прекращении, является одним из правомочий права человека на жизнь. Очевидно, что именно по этой причине в УК РФ и других стран уголовная ответственность за попытку самоубийства не предусмотрена. Никто не вправе препятствовать человеку, имеющему право на смерть, в осуществлении данного права - в том числе и государство, которое является гарантом в реализации прав и свобод человека. Государство, отказывая

человеку в праве на смерть, ограничивает его свободу, превращает право на жизнь в обязанность жить, можно даже сказать, обязанность страдать и умирать медленно. У неизлечимых больных выбор не между жизнью и смертью, а между смертью легкой и смертью мучительной.

Основы законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» в ст. 45 прямо запрещает эвтаназию. В ст. 60 «Клятва врача» еще раз подчеркивается это требование Закона к врачу: «никогда не прибегать к осуществлению эвтаназии». Уместно вспомнить, что УК РСФСР 1922 г. в примечании к ст. 143, недолго, правда, просуществовавшем, оговаривал, что убийство, совершенное по настоянию убитого из чувства сострадания, не карается.

На наш взгляд, необходимо принятие федерального закона об эвтаназии, который бы юридически закрепил правомерность эвтаназии и регламентировал порядок и условия ее применения. В связи с чем, представляется целесообразным дополнить главу 8 УК РФ «Обстоятельства, исключающие преступность деяния», а именно ст. 39 «Крайняя необходимость», новым пунктом — «Эвтаназия», в котором необходимо прописать, какие именно ситуации являются крайними для применения эвтаназии, с разделением на активную и пассивную. При желании пациент или родственники в любой момент могут отказаться от применения эвтаназии. Но в случае возникновения повторного желания всю процедуру подготовки придется пройти заново.

В то же время следует установить уголовную ответственность за нарушение условий ее правомерного применения.

Состав такого преступления можно было бы сформулировать следующим образом:

«Убийство из сострадания к потерпевшему или по его настоянию. Умышленное лишение жизни человека из сострадания к нему или по его настоянию с нарушением установленных законом условий и порядка правомерной эвтаназии — наказывается...».

Список литературы

Грандо, А.А. Врачебная этика и медицинская деонтология. - Киев. 1988.

Дюркгейм, Э. Самоубийство. Социологический этюд. М., 1994.

Дмитриев, Ю.А., Шленева, Е.В. Право человека в Российской Федерации на осуществление эвтаназии // Государство и право. 2000. № 11.

Мор, Т. Золотая книга, столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии \ Пер. Ю. Кагана. - М, 1978.

Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» от 22.-7.1993, № 5487-1// Российские вести. № 174, 09.09.1993.

Эвтаназия и человеческое достоинство. Сборник документов, принятых на конференции католических епископов Голландии 20 апреля 2002 г. Нидерланды, Зенит / Пер. А. Трунова. - М., 2002.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.