Правила визуального мерчандайзинга
Аннотация: в данной статье рассматриваются основные правила визуального мерчандайзинга, как представить продукт в лучшем свете, как расположить его на витрине. Сделан вывод о том, что при разработке дизайна магазина очень важно учитывать современные требования по выкладке товара, учитывать характерное поведение покупателей в магазине, проектировать магазин таким образом, что бы оборудование наилучшим образом представляло товар.
Ключевые слова: визуальный мерчандайзинг, специалист по визуальному мерчандайзингу Murtazalieva A.M. Rules of a visual merchandayzing
In this article the basic rules of a visual merchandayzing are considered how to show a product in the most favorable light, how to arrange it on a show-window. The conclusion that when developing design of shop it is very important to consider modern requirements for the goods calculation is drawn, to consider characteristic behavior of buyers in shop, to design shop in such a manner that the equipment in the best way would represent the goods. Key words: visual merchandayzing, expert in a visual merchandayzing
Первые владельцы магазинов пытались привлечь покупателей, либо выставляя напоказ громкие вывески со своими именами, либо демонстрируя продукты в витринах или на столах, расставленных на улице. Так владельцы доказывали, что они открыты для бизнеса и гордятся своей продукцией. В 1840-х гг. появились новые технологии по изготовлению больших стеклянных листов. На долю универмагов выпала заслуга продвижения искусства оформления витрин на более высокий уровень -большие витрины использовались как сцены. Аристид Бусико, первый кому пришла в голову идея создания магазина, предназначенного для продажи самых разнообразных товаров. В 1852 г. Бусико открыл первый в мире универмаг «Бон Марше», в Париже. Затем концепция универмагов распространилась в США, где открылись первые универмаги, известные и сегодня[1, с13-14].В ХХ1веке новейшим вызовом превосходству традиционного магазина является Интернет. Покупка из дома не только более простая, но и более конкретная в плане цены. Магазинам приходится прилагать больше усилий, чтобы убеждать покупателей возвращаться в них и тратить деньги, и тут ключевым средством привлечения и сохранения их внимания является визуальный мерчандайзинг. Искусство оформления витрин и торговых залов - это тот инструмент, который обеспечивает успех всех мероприятий. Специалисты в области визуального мерчандайзинга пользуются большим уважением, это очень ценные работники для розничной торговли, поскольку не только обслуживают покупателей, но и вдохновляют их на покупки. Это некий симбиоз из двух отдельных направлений: искусства торговли и грамотных психологических подходов к визуальной картине товара и окружения, в котором он находится.
Особенно важен визуальный мерчандайзинг для тех групп товаров, при выборе которых важную роль играет эмоциональный фактор: одежда, аксессуары, сувениры, и ювелирные изделия. Для продаж этих товаров недостаточно просто логичности, последовательности и аккуратности в выкладке, поскольку люди покупают не просто одежду или ювелирное украшение само по себе, они покупают тот образ, который создается с их помощью.
Визуальный мерчандайзинг может помочь в следующем:
• Грамотно и эффективно расположить товар в зале
• Облегчить поиск товара в отделе, направить посетителя
• Создать благоприятную атмосферу и сделать процесс покупки необыкновенно приятным
Мнение о том, что визуальный мерчандайзинг важен лишь для крупных торговых центров или
павильоновошибочно. Это специфическое направление может быть использовано практически во всех торговых сферах, независимо от их масштабности. Только один факт того, что визуальный мер-
Муртазалиева Аида
Магомедрасуловна
к.э.н., препод. кафедры «Коммерция и маркетинг», ДГУ, г. Махачкала aida-murtazalieva@vandex.ru.
чандайзинг способен стимулировать рост продаж за счет незапланированных покупок делает его актуальным в любой сфере.
Золотые правила визуального мерчандайзинга:
Выделение товара на фоне его окружения.
Для того, чтобы товар стал заметнее нужно придать ему большее выделение на окружающем его фоне, а также придать значимости. Вот несколько способов, как это сделать:
• Количество товара - залог значимости. Можно сделать для товара более длинные или широкие ряды, или сделать горку из товара, который вы хотите продать в первую очередь. Просто увеличьте его массу.
• Цвет - всегда актуален. Поможет выделение товара нужным цветом, так он будет заметнее, следовательно, подсознательно человек будет на него реагировать. Лучше всего подходят для этого желтые или желтоватые оттенки, оттенки оранжевого спектра, конечно же, красный, а также люминесцентные и блестящие элементы. В принципе подойдут и другие цвета, однако сам тон должен быть насыщен, но и не слишком ядовит, он не должен утомлять и его не должно быть много. В различных культурах цветам придают разное значение.
• Упаковка - не просто коробка. Возможно, также поставить товар в экзотическую или привлекательную упаковку. Человек любопытен по своей природе, возможно, это его заинтересует, создаст эффект новизны.
• Логика света. В отделах продажи ювелирных изделий, всегда есть подсветка, это выделяет определенные украшения, а также делает заметнее сам прилавок. При выборе освещения следует учитывать цвет оформления и время суток.
Главные товары устанавливаются на уровне глаз.
Человек может искать совершенно разные вещи, однако его взор зачастую направлен вперед, прямо и непоколебимо (особенно у мужчин). Неудивительно, ведь сознание человека оценивает обстановку и особенно лица людей. Таким образом,ориентироваться нужно на средний рост человека и располагать товар на уровне 150-160 см.
Рекомендуется на эту позицию устанавливать товары, которые имеют хорошую покупательскую способность.Как показывает практика, существует слепая зона - это низ прилавка или пол. Те товары, которые уже востребованы, а также, товар в запасе логично ставить вниз и освободить место для более актуального товара. И помнить что левый нижний угол - считается наиболее частой мертвой точкой у большинства людей. Какая часть посетителей магазина подходит к отделу показывает коэффициент подхода к отделу (Ип):
где Мп— общее количество посетителей за определенный период;
пп— количество посетителей, которые подошли к отделу за этот период.
Разнообразие радует.
Человек непостоянен, он жаждет разнообразия. Вот почему важно создать этот эффект. Зачастую, заходя в магазины, нам кажется, что везде продается одно и то же. Выбор невелик, а хочется чего-то уникального... Что делать? Разграничить каждую категорию товаров, также применение разнообразных материалов увеличит вовлеченность.
Групповая выкладка.
Важным критерием следует считать грамотную расстановку товара по группам. Человек, ищущий платье, вряд ли будет спрашивать печенье. Товар должен находиться в той группе, в которой ему и следует стоять. Например, обувные ряды должны быть далеко от пищевых. А разграничение внутри самой группы должно быть логичным и интуитивно понятным. Можно разграничить, например, дорогую обувь в одной группе, а дешевую в другой. Разграничение в зависимости от товара можно делать по виду, форме, весу и т. д. При этом главное, чтобы разделение было видно покупателю.
Профильность.
Если речь идет о небольшом магазине, то лучше сосредоточиться на нужной сфере деятельности. Разнообразие это удел крупных торговых центров. Доказано, что человек, как правило, запоминает не больше девяти предметов находящихся в одном и том же окружении. Редко, человек ищет
одновременно много вещей, чаще всего поиск конкретный или поэтапный. Это означает, что не следует злоупотреблять обилием вспомогательных материалов. [2].
Таким образом, главной целью дизайна магазина является демонстрация лучших качеств товара. Это достигается путем сочетания окружающей обстановки, функциональности и привлекательного дизайна. Следует отметить, что западные компании, приходя на Российский рынок, сразу занимают большую долю. Слагаемых успеха довольно много это и реклама, и сила раскрученного бренда и наконец, финансовые возможности международных корпораций, но едва ли не самым главным их преимуществом, является высокий уровень мерчандайзинга.
Литература:
1. Тони Морган. Визуальный мерчандайзинг (пер. англ. А.П. Романова).- М.: РИПОЛ классик, 2008. 208 с.
2. Стенли Маркус. Секреты идеального магазина (пер. И. Радюшкина). - Изд-во: Манн, Иванов и Фебер, 2009.
3. www.vitrinistika.ru