Научная статья на тему 'Правила организации и возможности использования маршрутов экстремального туризма для целей психотерапии (остров Вайгач)'

Правила организации и возможности использования маршрутов экстремального туризма для целей психотерапии (остров Вайгач) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
141
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМАЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / EXTREME TOURISM / ПСИХОТЕРАПИЯ / PSYCHOTHERAPY / ВАЙГАЧ / VAIGACH / КОМПЛЕКСНЫЕ ТУРИСТИЧЕСКИЕ УСЛУГИ / INTEGRATED TRAVEL SERVICES / ВЫБОР МАРШРУТА / ROUTE SELECTION / РИСКИ / RISKS / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СОВМЕСТИМОСТЬ / PSYCHOLOGICAL COMPATIBILITY / АУТОДЕСТРУКЦИЯ / AUTODESTRUCTION / СТРЕМЛЕНИЕ К НОВИЗНЕ / STRIVING FOR NOVELTY / СТРАТЕГИИ УСПЕХА / STRATEGIES FOR SUCCESS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Кузина Наталья Владимировна

Предметом исследования является специфика организации формирующегося в России с XIX в. вида досуга «экстремальный частный / индивидуальный северный туризм», прежде всего психологические причины данного вида туризма, польза как психотерапевтического мероприятия, его опасности, психологические особенности участников, а также мониторинг услуг частных лиц и организаций на примере туристических маршрутов на остров Вайгач. Материалом исследования стали исследования и описания экспедиций Морской арктической комплексной экспедиции ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева», рекламные объявления и форумы общественных и коммерческих Интернет-ресурсов о северных путешествиях. Туристическая поездка с усложненным маршрутом относится к техникам психотерапии «испытанием», путешествием, инициацией. Она рекомендована пациентам в состоянии эмоционального выгорания, депрессии, во время переживания горя, кризиса. Полезный трансформационный эффект возникает в силу резкого изменения распорядка жизни, смены климатической среды, формирования новых эмоционально значимых стимулов и толерантности к неопределенности / стойкости перед жизненными испытаниями. Проходящий данную психотерапевтическую процедуру пациент, находясь в условиях повышенного риска для жизни, проживает момент осознания и формирования значимых смысложизненных ориентаций, новой ценностной системы. Такой маршрут при соблюдении перечисленных ниже условий может быть успешно организован на остров Вайгач. В качестве методов исследования использовался психодиагностический анализ нозологии депрессии, аутодеструктивного поведения, профессионального выгорания, информационных перегрузок у жителей мегаполисов России; описание психотерапевтических процедур, присущих методу психотерапии с использованием экстремальных путешествий; метод опроса и беседы с северными путешественниками; психолингвистический анализ содержания Интернет-сайтов и форумов, посвященных северным путешествиям Новизна исследования заключается в описании причин формирования потребности «бегства на север», обобщающего психологического портрета путешествующих на север, рекомендациях по подбору коллектива экспедиции, описании алгоритма и методик психотерапевтической работы в ходе экспедиции (турпоездки), а также в предоставляемом обзоре опыта организации туристических маршрутов на остров Вайгач коммерческими туроператорами и частными лицами в Российской Федерации на 2016 год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по философии, этике, религиоведению , автор научной работы — Кузина Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RULES OF ORGANIZATION AND THE POSSIBILITY OF USING THE ROUTES OF EXTREME TOURISM (ISL. VAIGACH)

Guided Tour with the complicated route refers to the techniques of psychotherapy “trial” journey initiation. It is recommended for patients in a state of burnout, depression, while grieving, the crisis. Useful transformational effect occurs due to a sharp change in the daily life, the change of climate protection, formation of new emotionally significant stimuli and tolerance for uncertainty / resistance to life’s challenges. Passing this psychotherapeutic procedure of patient being in high-risk conditions for life, living moment of awareness and the formation of meaningful life orientations, the new value system of the individual. Such a route subject to the following conditions can be successfully organized on the island Vaigach.

Текст научной работы на тему «Правила организации и возможности использования маршрутов экстремального туризма для целей психотерапии (остров Вайгач)»

УДК 379.852

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ И ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МАРШРУТОВ ЭКСТРЕМАЛЬНОГО ТУРИЗМА ДЛЯ ЦЕЛЕЙ ПСИХОТЕРАПИИ

(ОСТРОВ ВАЙГАЧ)

RULES OF ORGANIZATION AND THE POSSIBILITY OF USING THE ROUTES OF EXTREME TOURISM (ISL. VAIGACH)

©Кузина Н. В.

канд. филол. наук Российский научно—исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д. С. Лихачева

г. Москва, Россия, nvkuzina@mail.ru

©Kuzina N.

PhD, Likhachev Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage Moscow, Russia, nvkuzina@mail.ru

Аннотация. Предметом исследования является специфика организации формирующегося в России с XIX в. вида досуга — «экстремальный частный / индивидуальный северный туризм», прежде всего психологические причины данного вида туризма, польза как психотерапевтического мероприятия, его опасности, психологические особенности участников, а также мониторинг услуг частных лиц и организаций на примере туристических маршрутов на остров Вайгач. Материалом исследования стали исследования и описания экспедиций Морской арктической комплексной экспедиции ФГБНИУ «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева», рекламные объявления и форумы общественных и коммерческих Интернет-ресурсов о северных путешествиях. Туристическая поездка с усложненным маршрутом относится к техникам психотерапии «испытанием», путешествием, инициацией. Она рекомендована пациентам в состоянии эмоционального выгорания, депрессии, во время переживания горя, кризиса. Полезный трансформационный эффект возникает в силу резкого изменения распорядка жизни, смены климатической среды, формирования новых эмоционально значимых стимулов и толерантности к неопределенности / стойкости перед жизненными испытаниями. Проходящий данную психотерапевтическую процедуру пациент, находясь в условиях повышенного риска для жизни, проживает момент осознания и формирования значимых смысложизненных ориентаций, новой ценностной системы. Такой маршрут при соблюдении перечисленных ниже условий может быть успешно организован на остров Вайгач. В качестве методов исследования использовался психодиагностический анализ нозологии депрессии, аутодеструктивного поведения, профессионального выгорания, информационных перегрузок у жителей мегаполисов России; описание психотерапевтических процедур, присущих методу психотерапии с использованием экстремальных путешествий; метод опроса и беседы с северными путешественниками; психолингвистический анализ содержания Интернет-сайтов и форумов, посвященных северным путешествиям Новизна исследования заключается в описании причин формирования потребности «бегства на север», обобщающего психологического портрета путешествующих на север, рекомендациях по подбору коллектива экспедиции, описании алгоритма и методик психотерапевтической работы в ходе экспедиции (турпоездки), а также в предоставляемом обзоре опыта организации туристических маршрутов на остров Вайгач коммерческими туроператорами и частными лицами в Российской Федерации на 2016 год.

Abstract. Guided Tour with the complicated route refers to the techniques of psychotherapy "trial" journey initiation. It is recommended for patients in a state of burnout, depression, while grieving, the crisis. Useful transformational effect occurs due to a sharp change in the daily life, the change of climate protection, formation of new emotionally significant stimuli and tolerance for uncertainty / resistance to life's challenges. Passing this psychotherapeutic procedure of patient being in high-risk conditions for life, living moment of awareness and the formation of meaningful life orientations, the new value system of the individual. Such a route subject to the following conditions can be successfully organized on the island Vaigach.

Ключевые слова: экстремальный туризм, психотерапия, Вайгач, комплексные туристические услуги, выбор маршрута, риски, психологическая совместимость, аутодеструкция, стремление к новизне, стратегии успеха.

Keywords: extreme tourism, psychotherapy, Vaigach, integrated travel services, route selection, risks, psychological compatibility, autodestruction, striving for novelty, strategies for success.

Мы встретимся с тобой на острове Вайгач Меж старою и Новою Землей.

А. Городницкий.

Данное исследование возникло с целью мониторинга специфики организации и последствий, обобщения наблюдений над формирующимся в России с XIX в. направлением организации досуга — «экстремальный частный / индивидуальный северный туризм». В предлагаемой работе ограничимся наблюдениями над психологическими причинами данного вида туризма и мониторингом услуг и частных путешествий на о. Вайгач. Особую благодарность автор исследования выражает сотрудникам Морской арктической комплексной экспедиции Института Наследия — бессменному руководителю, кандидату физико-математических наук П. В. Боярскому, а также психологу экспедиции, биологу В. В. Рябикову.

Рекомендации психолога при организации маршрута и подборе группы

Риск возникновения расстройств психоэмоциональной сферы, широко распространенных в течение XIX-XX в. в. в силу роста мегаполисов и воздействия агрессивной информационной среды, особенно возрос в постиндустриальную (информационную) эпоху [2, 10]. Такие заболевания и состояния психики, как депрессия, профессиональное выгорание, переживание возрастного кризиса, переживание горя (утраты), случаются у человека все чаще.

О наличии синдрома эмоционального / профессионального выгорания, например, свидетельствуют раздражительность, общий цинизм, потеря интереса к значимой деятельности, складывающиеся в синдромокомплекс:

1. эмоциональное истощение,

2. дегуманизация;

3. переживание собственной неэффективности;

4. витальная нестабильность и др. [4].

Тяжелые последствия имеет ситуация переживания горя (потеря близких, развод, расставание, уход с работы) или осознания болезни (прежде всего для онкопациентов и их близких), протекающая в следующих этапах: 1) отрицание, 2) гнев, 3) компромисс, 4) депрессия, 5) принятие.

Согласно шкале социальной адаптации / стрессоустойчивости Томаса Холмса-Ричарда Рея (Holmes T., Rahe R. Social Readjustment Rating Scale), разработанной в 1970-е г. г., к серьезному переживанию стресса, влияющему на состояние физического здоровья, могут

привести даже незначительные негативные и положительные события, если их накапливается достаточное количество, например, в течение полугода.

Данные состояния приходят надолго и сразу не распознаются. Существует психотерапевтическое правило, согласно которому пациент выходит из состояния страдания психической сферы (если речь не идет об органических поражениях мозга) в течение того же срока, какой по длительности находился в нем.

Учреждения государственной медицины не предоставляют услуг по излечению данных состояний (исключение составляют тяжелые случаи, требующие помещения в стационар или посещения Центров пограничных состояний). Облегчение в таком случае наступает крайне редко. Однако вовремя и грамотно организованная психотерапевтическая интеракция является важной и при профессиональном выгорании, и при терапии кризиса, и при переживании горя. Данные проблемы решает частная психотерапевтическая помощь, но стоимость такого лечения колеблется от 10 000 до 20 000 руб. в день в зависимости от выбора амбулатории или стационара, курсы терапии оказываются длительными и связанными с большими расходами (для достижения стабильного эффекта необходимы 3-5 месяцев терапии).

Роль альтернативной играет краткосрочная психотерапия испытанием, дающая возможность ликвидировать неправильные поведенческие паттерны и случаи социального научения, приведшие к страданию. Время данной интервенции должно быть достаточным для того, чтобы пациент, находящийся в болезненном состоянии, успел выработать новые формы взаимодействия с миром и убедиться в их эффективности.

Интуитивно многие пациенты ищут и, как правило, находят более или менее доступные / эффективные для них методы самолечения. В России сформировалась традиция вслед за Джеком Лондоном и великими русскими писателями, исследователями Арктики, ехать на Север, часто — в горы, чтобы испытать себя и понять, на что он способен в тяжелых условиях выживания. Выросший в условиях города и в силу разных причин переживший ситуацию психоэмоционального истощения, может быть склонен к риску, участию в маршрутах экстремального туризма. Особой популярностью пользуются (согласно данным форумов сайта «Скиталец») самодеятельные походы по маршрутам на п-ов Кольский, Камчатку, Карелию в целом, на Полярный и Приполярный Урал, Ладогу, а также на Таймыр, в Норвегию, Финляндию.

Маршруты экстремального туризма, прежде всего «северные», связанные с климатическим «шоком», имеют особое воздействие на психофизиологию жителя современного среднерусского города / мегаполиса, могут быть показаны при депрессии, переживании потери / горя, в психотерапии кризиса, при работе с онкологическими пациентами, в ситуации профессионального выгорания в социальных помогающих профессиях.

Массовое развитие экстремального туризма ведет отсчет с середины XX века, когда реализация подобных туристских маршрутов была продиктована попыткой бунта студенческой молодежи против формирующегося «обывательского» уклада жизни в мегаполисах и тягой к романтике. Однако увлечение экстремальным туризмом, несмотря на возможный позитивный эффект, наиболее часто оказывается проявлением аутодеструктивного поведения. Особенно опасным оно является в том случае, если в прохождение маршрута вовлечены группы. У участников подобных групп возникает попытка выстроить психологическую защиту через бегство от социума, но при неудаче в пути события могут развернуться непредсказуемо. Руководство подобными группами чаще принимают на себя спонтанные лидеры, которыми могут быть яркие аутодеструктивные личности, нередко в гипоманиакальном состоянии, обладающие вследствие своего болезненного состояния высокой харизмой. Одним из ярких примеров трагического завершения экстремальных самодеятельных маршрутов стала история группы Дятлова.

Мотивация, движущая путешествующим на Север, особая и не всегда им осознается. Цель путешественника / спортсмена, склонного к экстремальному туризму, качественно

отлична, например, от целей паломничества и образовательного туризма. Мотивацией паломнической поездки нередко является сверхценная идея, связанная с достижением духовной цели (поклонение святыне, молитва). Участие в духовной (религиозной) жизни может снять психоэмоциональное напряжение следующего по маршруту, сформирует новый тип психологической защиты, но к норме в повседневной жизни не вернет и не уберет проблему-триггер. В случае организации образовательной экскурсии мотивацию ее участника формирует установка «посмотреть», «узнать», недостаточная для преодоления настолько сложного и непредсказуемого по своим результатам маршрута по северным территориям.

При планировании экстремальных маршрутов чаще выявляются два мотива:

1) разрешенный (случайный, на волю судьбы, сродни «русской рулетке») вариант реализации аутодеструктивных, суицидальных намерений (в таком случае туристический маршрут имеет тенденцию быть дорогой в один конец);

2) попытка излечения от кризиса, депрессии (методика возвращения смысла жизни через резкую смену привычных стимулов и через переход на уровень биовыживательных ценностей / выстраивание новых личностных приоритетов, благодаря разрыву привычных шаблонов, процедуре дефрагментации и сравнению уклада жизни на разных территориях).

При переживании депрессии (или возрастного кризиса) привычные стимулы теряют смысл, вернуть у человека интерес к жизни может только резкий витальный стресс — ситуация, в которой необходима концентрация всех физических сил с целью сохранить жизнь (и данная угроза жизни является ощутимой, физической, связана с природными силами, климатическими условиями, а не носит только психоэмоциональный характер). Инстинкт жизни, свойственный любому живому существу, в этом случае вступает в противоборство с подталкивающими к аутодеструкции импульсами больной страдающей психики.

Лечебной мотивацией для следования по маршрутам экстремального туризма является необходимость получить стимул жить, пережить состояние катарсиса, увидеть подлинную повседневную и обыденную сложность быта, подлинный героизм, и через эти впечатления сформировать у себя новую «волю к жизни» (Дж. Лондон).

Правильно подобранный и организованный маршрут экстремального туризма может обладать мощным психотерапевтическим воздействием и предполагает глубокую работу над собой. Центральными являются следующие его этапы:

-предварительная подготовка к путешествию;

-организация «пространства-времени» участников во время поездки, контроль за лиминальным / пороговым / инициационным состоянием, контроль групповой динамики реализации индивидуальных целей поездки, выстраивание новых социальных «границ» во время проведения интеракции;

-завершение интеракции (интеграция / отреагирование и закрепление полученного опыта, поддерживающие встречи после завершения маршрута).

Чтобы подобная поездка имела лечебный психотерапевтический смысл, необходимо выполнить ряд требований при подборе участников группы и при выборе цели путешествия.

Так, при организации походов, туристских маршрутов, экспедиций с образовательными и научными целями необходимо минимизировать следующие риски при подборе коллектива (или предварительно протестировать сформировавшийся спонтанно коллектив участников и организовать правильно протекающую групповую динамику):

1. исключить на маршруте в качестве участников и руководителей группы лиц, находящихся в состоянии депрессии с выраженными диагностируемыми / имеющимися в анамнезе суицидальными намерениями, имеющих тенденцию подвергать риску коллектив;

2. исключить лиц с выраженными нарушениями в психоэмоциональной сфере, в том числе использующих ситуации риска как эмоциональный допинг;

3. исключить руководство группой лицами холерического темперамента / находящимися в состоянии мании (присущи безответственность, нарушенное охранительное

поведение, сниженный контроль ситуации, завышенная самооценка), опасными в роли лидера на маршрутах экстремального туризма.

Противопоказанием к методике психотерапевтического воздействия через включение в группу экстремального туризма являются «черная» и ажитированная депрессия.

Перед выходом на маршрут необходимо провести ряд тренингов (психотерапевтических встреч), на которых будут решены следующие задачи: -формулировка индивидуальных и групповых целей, задач;

-заключение психотерапевтического контракта, в котором устанавливаются правила (и выработанные психотерапевтом «границы») и ответственность для работы в группе; -проработка групповой динамики.

Формулировка индивидуальных / групповых целей и задач. При прохождении социализации ребенок, подчиняясь требованиям окружающего мира, перенимает допустимые способы реагирования, выстраивает образ себя (персону, личный имидж), проходит процесс самоидентификации. Задачи социализации и построения персоны, личного имиджа являются основными в юношеском возрасте (например, реализация установок создать семью, оставить потомство и др.). С течением времени — как правило, к середине жизни, возникает вопрос о личностной самоактуализации, поиски которой могут привести к разрушению ранее созданного образа «я», персоны. Из кризиса середины жизни не всегда выходят к самоосознанию и аутентичности. Часто данная работа требует слишком много усилий и попытка самоактуализации завершается формированием новой «персоны» (частым эффектом полученной психоэмоциональной травмы также является формирование новой или «ложной» личности). Важно получить доступ к пациенту или на этапе формирования персоны, построения имиджа, или на этапе поиска пути к самоактуализации, чтобы провести личность через инициационный слом (этап проживания лиминальности). На маршруте могут оказаться представители разных возрастных групп, в силу различающихся целей каждый из участников должен сформулировать собственные цели и задачи поездки и соизмерить их с целями и задачами группы.

Работа с групповой динамикой. По ходу маршрута необходимо реализовать две задачи: 1) выстраивание границ «Я» VS «Другой», «Свое» VS «Чужое», новых моделей взаимодействия с социумом в ходе общения в группе, реализация групповой динамики (завершенность всех четырех ее этапов); 2) прохождение процесса самоактуализации, самосознания. Данные задачи создают психологическое напряжение, возникает усиленная традиционной групповой динамикой (в случае, если поездка продолжительна по времени) потенциальная возможность внутригруппового и внутриличностного конфликта. Необходимо добиться завершенности процессов как групповой динамики, так и обретения аутентичности с наименьшими потерями из-за одновременного решения данных задач.

Заключение психотерапевтического контракта. Опыт путешествий на Вайгач показывает, что планы маршрута нередко подвергаются коррекции, в силу чего участники группы могут пережить состояние незавершенности гештальта, эффект «обманутых ожиданий», сильный витальный стресс (в случае низкой толерантности к неопределенности). Для исключения данных переживаний необходимо внести в контракт / соглашение между психологом группы и ее участниками информацию о том, какой именно результат и какие именно изменения, события будут свидетельствовать: цель и задачи поездки выполнены. Если целью поездки было пережить стадию лиминальности, инициации, прийти к пониманию себя и антитезы «Свое» VS «Чужое», выстроить границы, то не будет негативным результатом ситуация, при которой участники группы окажутся закрытыми в снегоходе в течение нескольких суток в тундре в силу погодных условий, так как данное переживание также может быть глубоко целебным для психики (как переживание несвободы, вынужденных «границ» и вынужденного социального контакта, а также неопределенности). В психотерапевтический контракт должны быть включены вопросы

об ответственности и о правила поведения, обязательные для каждого члена группы и психолога.

Организация «пространства-времени» участников. Избранный как цель путешествия локус, территория должны вызывать, подобно художественным работам романтиков, «ужас и любование», быть местами естественного пребывания, относиться к локусам, не трансформированным человеком, демонстрирующими мощь природы. Такой отбор локуса помогает использовать метод смены пространственно-временных рамок, когда единицей измерения, точкой отсчета переживаний становится не масштаб времени жизни отдельного человека, а длительно сохраняющиеся в неизменном состоянии климатически суровые территории. Опыт ознакомления с ними дает возможность использовать методы трансовых психотерапевтических техник: от собственной судьбы и испытаний путешествующий переключается на осознание вечности и неизменности природного мира. Локус и путь к нему должны обладать следующими признаками:

-аутентичность локуса (желательно, чтобы ландшафт был минимально изменен человеком и не вызывал ассоциаций с социумом: эффект «не ступала нога человека»);

-неоднозначность и многовариантность культурных коннотаций места (локус оказывается притягательным для разных категорий участников экспедиции, туристического маршрута);

-отсутствие связи с конкретной идеологической моделью (не должно формироваться новых дефектных матриц социализации, необходима установка на витальные и общечеловеческие ценности; требуется, по возможности, соблюдать отсутствие любых параллелей с социальной мифологией);

-проявляющийся в ландшафте показатель древности места: в естественной среде локуса должны быть представлены признаки флоры, неживой природы, артефакты, выводящие за хронологические пределы человеческой жизни (у путешественника должна сформироваться представление: пространство вокруг вечно и беспредельно, несравнимо больше, чем частная жизнь);

-сложность пути к месту (в этом случае путешествие становится аналогом непростого жизненного пути, переключает психоэмоциональные проблемы, связанные с повседневной жизнью человека, на преодоление трудностей в пути);

-наличие испытаний в пути (реализуется терапия испытанием, включаются биовыживательные стимулы, переключающие страдания ментальные, психологические на уровень неудобств, фиксируемых телом, — холод, влажность, ветер, отсутствие пищи, каменистая неровная поверхность и др.; участник группы получает опыт адаптации, выживания в сложной климатической зоне);

-использование в пути командной работы (формирование нового благожелательного социума вокруг участника группы, новой социальной структуры: исчезновение социальных барьеров, формирующееся ощущение «плеча товарища», «чувства локтя»; опыт общения);

-для работы с депрессией или потерей / горем могут быть использованы как целевые локусы, связанные с массовой гибелью людей (концентрационные и трудовые лагеря, места гибели экспедиций, места насильственной или случайной смерти местных жителей).

Может быть разработан полноценный лечебный для испытывающего психоэмоциональные и информационные перегрузки жителя современного города комплексный образовательный (биология, этнография, религиоведение, отечественная история, история мореплавания, освоения Арктики) туристический маршрут на остров Вайгач на базе государственных учреждений образования, спорта, туризма, культуры, социальной работы, медицины.

Экспедициям должны предшествовать спортивные тренировки и период адаптации. Необходимо учесть, что вместо прохождения маршрута участник группы должен быть готов в силу метеорологических условий остаться в одном из пунктов маршрута, не в слишком комфортной обстановке, на неопределенный срок и без уверенности в успешности дальнейшего продвижения. Данный факт — более серьезное психологически испытание,

нежели сложность прохождения самого маршрута. Природа и сложность маршрута являются главными помощниками психолога в работе с участниками группы.

Данный локус особенно сложен при организации работы одновременно с личностной и групповой динамикой. Условия острова не позволяют реализовать традиционные методики: вначале индивидуальная работа психолога с разнесенными в пространстве участниками (в достаточно обширном палаточном лагере, например), затем (при достижении личностных переживаний аутентичности, пребывания наедине с природой, тундрой) объединение группы для общей рефлексии и коллективной проработки переживания трансформационных процессов. В силу исключения этапа индивидуальной работы есть риск перенесения привычных для участников маршрута форм реагирования в новый коллектив и, как следствие, — дальнейший неоднозначный прогноз развития групповой динамики. Однако суровый монотонный ландшафт тундры обостряет сенсорное восприятие, позволяет работать с волей и целеполаганием, повышает концентрацию, трансформирует ролевые социальные функции и приоритеты индивида, выполняет функции сплачивания. В регуляции данных процессов возрастает значение профессионализма психолога.

Положительный эффект от поездки возникает в силу следующих причин:

1. маршрут погружает в естественную природную среду, учит преодолевать тяжелые климатические условия, что особенно воздействует на жителя средней полосы России;

2. участник группы выходит из привычных пространственно-временных шаблонов;

3. маршрут приводит к философским рассуждениям о смысле жизни, силе воле (выживании в тяжелых условиях как представителей местных народностей, так и узников лагерей), о смысле и течении истории человечества;

4. благодаря примеру выживания в тяжелых условиях, у участника группы снимается страх как личной смерти, так и глобальной природной катастрофы;

5. экскурсия становится сильным эмоциональным впечатлением, обновляет эмоциональный упоминательный ряд памяти, позволяет забыть о других испытаниях — менее значимых перед тем, что переживает участник маршрута во время прохождения маршрута.

При составлении маршрута должен быть использован комплексный подход — за одну экскурсию путешественник получает комплекс услуг разных видов туризма:

1. рекреационный туризм, наблюдение уникальных природных явлений (место между Баренцевым (более теплым) и Карским (более холодным) морями, древние сланцы, палеозойскими известняки, тундра, реликтовые болота и озера);

2. экстремальный туризм (суровый ландшафт и климат: высокая влажность воздуха, в летний период максимальная температура воздуха + 5; обилие опасностей в пути);

3. общение с животными и птицами в естественной среде («северное сафари»: олени, песцы, лисы, белые медведи, пеструшки, тюлени);

4. исторический этнографический туризм (изучение памятников, относящихся к промысловой деятельности и аутентичным обрядовым практикам северных народов);

5. сельский этно-туризм — изучение жизни ныне живущих на территории коренных народов — ненцев (посещение чумов в Варнеке, изучение традиционного уклада жизни двух-трех живущих на острове / приезжающих для выпаса оленей ненецких семей);

6. изучение памятников археологии, истории и культуры (на острове их более 200);

7. изучение истории освоения Севера и истории России XX в. (первые русские гидрографические экспедиции на острове, стоянки геологов, строения Вайгачской экспедиции ОГПУ 1930-1936 г. г. — шахты, постройки зоны).

По маршруту посещения может быть организована экскурсия в важные историко-культурные зоны на материке: шахтерский северный малый город Воркута, Воркутинский лагерь и т. п.

Наиболее комфортны условия для маршрута летом (температура воздуха в августе до +5). Длительность прохождения маршрута будет меняться в зависимости от метеорологического прогноза. Из снаряжения могут быть необходимы гидрокостюм, резиновые сапоги, куртка болоньевая типа «Аляска», не менее двух комплектов теплой одежды (термобелье).

В поездке группу должен сопровождать, кроме специалиста по турпоходам высокой степени сложности, психолог / врач.

Расходы (стоимость тура для человека будет составлять по минимальным тарифам от 50 000 руб.):

-стоимость проезда до Воркуты;

-авиаперелет к острову (вертолет);

-проживание, питание, обслуживание (с учетом возможностей увеличения срока путешествия вследствие непредсказуемой погоды);

-экскурсионные услуги.

Завершение интеракции (интеграция/отреагирование и закрепление полученного опыта. Главная задача путешествия — завершение рефрейминга социальных отношений и образа себя, формирующихся у участников группы во время прохождения маршрута. Задачей сопровождающего группу психолога является закрепить и научить отреагировать полученный опыт, личностную / групповую динамику. Без эффективного завершения данная интеракция не приведет к значимым изменениям и излечению. Интеграция и отреагирование могут проходить как параллельно с прохождением маршрута (например, в ведении дневников, фиксации переживаний посредством аудио- и видеозаписей, формирования фотоальбомов), так и в финале поездки (с использованием методик коллективного рисунка о впечатлениях путешествия) или отложенно (поддерживающие мероприятия, завершающие групповую динамику, спустя одну, две и четыре недели по возвращении: например, монтирование общего видеофильма, общего фотоальбома; лекторий / телемост / вебинар о Вайгаче, в том числе с участием коренных жителей Арктического побережья или гидов — спортинструкторов маршрута, силами участников группы).

Опыт организации туристических маршрутов на остров Вайгач коммерческими

туроператорами и частными лицами

В предшествующие десять лет в Российской Федерации, особенно в неформальной среде, усиленными темпами развивался экотуризм и экстремальный туризм.

Частные (нередко и самодеятельные) туристические компании активно развивают идею организации маршрутов экстремального туризма и предлагают услуги по организации «северных экскурсий», в том числе с дополнительными услугами — рыбная ловля, фотоохота и т. п. Средняя стоимость тура в частном агентстве колеблется от 30 000 до 150 000 тысяч рублей. Услуги, предоставляемые частными турфирмами, как правило, связываются лишь с квалифицированным сопровождением спорт-инструкторами, сами туристические маршруты оцениваются как имеющие четвертый класс сложности.

Одним из специализированных туристических ресурсов, предлагающих путешествия на северные территории, является "Arcticatour" [3], работающий по следующим направлениям: Югорский полуостров, Приполярный и Средний Урал, Таймыр и Сахалин, Плато Путорана, Сахалин, а также в целом северные туры эконом-класса. В числе услуг: рыбалка, охота, сплав по рекам, пеший туризм, этнотуризм, экотуризм, экспедиции, фототуризм, выходные с хаски. За последний год число маршрутов турфирмы выросло вдвое. В их числе:

Экспедиционные туры: Югорский полуостров (тур по реке Большая Ою (Великая) — 12 дней, 46 000 руб.; тур на реку Саяха и прилегающие озера — 14 дней, 58 000 руб.).

Этнографический туризм: Югорский полуостров (тур «Пять дней в стойбище белого оленя» — 7 дней, 45 000 руб.; тур «На праздник Дня оленя» — 7 дней, 55 000 руб.); туры эконом — класса (рыбалка — 7 дней, 18 000 руб.; охота — 7 дней, 37 000 руб.; туризм — 7 дней, 26 000 руб.)

Эколого-этнографический тур «В доме Белого шамана» — 9 дней, 91 000 руб.

Водные, экскурсионные и пешеходные туры: Остров Вайгач (обзорный тур — 7 дней, 84 000 руб.; большое Арктическое приключение — 14 дней, 115 000 руб.; снегоходный тур «Зимний Вайгач» — 7 дней, 136 000 руб.); Югорский полуостров (сплав по реке Великая «От озера к морю» — 14 дней, 55 000 руб.; сплав по реке Талатояха, тур «Море Из» — 14 дней, 65 000 руб.; тур гостевой — 7 дней, от 32 000 руб.); плато Путорана (зимний снегоходный тур «К ледопадам плато Путорана» — 7 дней, 92 000 руб.; летний тур «Озеро Лама жемчужина плато Путорана» — 9 дней, 91 000 руб.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Маршруты на Сибирских хаски: Средний Урал (маршрут Хрустальный — 3 дня / 2 ночи, 27 840 руб., маршрут «К хозяйке медной горы» — 3 дня / 2 ночи, 27 500 руб.,

маршрут «Гонка по Уральскому хребту» —3 дня / 2 ночи).

Рыболовные туры: Югорский полуостров (на базе «Южная» — 7 дней, 49 000 руб.; в стационарном палаточном лагере Талатояха — 7 дней, 72 000 руб.; на весеннего хариуса — 7 дней, 36 000 руб.; рыболовный сплав по реке Талатояха — 14 дней, 65 000 руб.; рыболовный сплав по реке Великая — 14 дней, 55 000 руб.; зимняя рыбалка — 7 дней, от 30 000 руб.); остров Сахалин (зимняя рыбалка на Сахалине — 7 дней, 31 000 руб.; летняя рыбалка в заливах — 7 дней, 46 800 руб.; в стационарном палаточном лагере — 10 дней, 63 000 руб.); плато Путорана (рыболовно-познавательный тур «Весенняя рыбалка на озере Лама» — 7 дней, 85 500 руб.; рыболовно-познавательный тур «Большая летняя рыбалка на озере Лама» — 9 дней, 110 500 руб.); Приполярный Урал (рыболовно-туристические маршруты — от 26 000 руб.).

Охотничьи туры: Югорский полуостров (весенняя охота на гуся — 7 дней, от 79 000 руб.; осенняя охота на гуся - 7 дней, 75 000 руб.).

Турфирма предлагает три маршрута на Вайгач [5] по направлениям услуг: экотуризм, пешие маршруты, фототуризм. Обзорный тур запланирован на 10.07-10.08, группа включает до 6 человек, длительность 7 дней, стоимость — 84 000 руб. Тур с названием «Большое Арктическое приключение» запланирован на 10.07—10.08, группа включает до 6 человек, продолжительность тура 14 дней, стоимость — 115 000 руб.

Снегоходный тур «Зимний Вайгач» реализуется в апреле, группа включает до 6 человек, продолжительность тура 7 дней, стоимость — 136 000 руб.

Обзорный тур комментируется как предназначенный для отдыха и образовательных целей, предусматривает посещение Арктического побережья Югорского полуострова и острова Вайгач: Амдерма, Черные скалы, устье реки Черной, кирпичный маяк на мысе Ярасаля, полярная станция «Югорский Шар», географический пограничный знак «Европа-Азия», мыс Сухой Нос на острове Вайгач, промысловая изба со старинной утварью (ночевка), маяки острова Вайгач, мыс Створный (Крестовый), поморские поклонные кресты, мыс Дьяконова, самоедское святилище, возвращение на материк, водопады реки Черная, возвращение в Амдерму.

По дням тур распланирован следующим образом: 1 . прибытие в аэропорт Амдерма, размещение, экскурсия по поселку; 2. переезд в устье реки Черная с заездом на мыс Ярасаля, полярную станцию Югорский Шар, ознакомление с географическим знаком «Европа-Азия»; 3. переезд на остров Вайгач, экскурсия в районе мыса Сухой Нос; 4. переезд на мыс Створный, экскурсия в районе мыса Створный и мыса Дьяконова, возвращение в избу на мысе Сухой Нос; 5. переезд на материк в устье реки Черная, экскурсия на водопады реки; 6. возвращение в Амдерму, баня, отдых; 7. вылет в Архангельск / Нарьян Мар.

Уровень комфортности: планируется проживание в поселке Амдерма в гостинице, далее в охотничьих избушках и палаточных лагерях, трехразовое походное питание. Помимо авиаперелетов тур предусматривает трансферы на вездеходах, морском катере РИБ. В стоимость тура входит оформление погранпропуска. Оговорено, что маршрут может быть изменен в случае неблагоприятных метеоусловий, при которых невозможно передвижение по морю; по заявкам туристов возможны любые изменения в программе тура.

Целью маршрута «Большое арктическое приключение» является бухта Лямчина на острове Вайгач, где разбивается палаточный лагерь. Планируются осмотры рек Сурияха, Юнояха и Талата, островов Большой и Малый Цинковые, наблюдение за животными и птицами — песцом, морским зайцем лахтаком, атлантическим моржом, нерпой, малым лебедем, чаячьими базарами, белощекой казаркой, разными видами гусей. От устья Юнояхи маршрут лежит по реке до озера Ямбто. Конечной точкой являются горы Приметная, Черная, ненецкие святилища. Маршрут протяженностью 42 км рассчитан на 7 дней. На 11 -й день планируется возвращение в Амдерму, 12 и 13 дни являются резервными.

Зимний тур на Вайгач впервые был реализован турфирмой «Арктиктур» в апреле 2015 г. [6] и предусматривал следующее наполнение по дням: 1. прилет в Амдерму, заселение в гостиницу, ознакомление с поселком; 2. выезд на базу «Река Черная», ознакомление с полярной станцией Югорский шар, скалами пролива Морозова, маяком на мысе Ярасаля, географическим знаком Европа-Азия, расселение на базе, пробег снегохода — 60 км.; 3. выезд на остров Вайгач, экскурсия в поморскую избу на мысе Сухой Нос, осмотр маяков острова Вайгач, пробег снегохода — 25 км.; 4. посещение мыса Дьяконова, мыса Створный, ненецких святилищ на мысе Дьяконова, пробег снегохода — 60 км.; 5. посещение поселка Хабарово, экскурсия на действующую полярную станцию Белый Нос, ночевка на полярной станции, пробег снегохода — 45 км.; 6. возвращение на базу «Река Черная», пробег снегохода — 40 км.; 7. осмотр водопадов реки Черная, возвращение в поселок Амдерма, ночевка в гостинице, пробег снегохода — 40 км.; 8. возвращение, вылет из аэропорта. В стоимость тура входят: оформление пропусков в пограничную зону, стоимость авиаперелета Нарьян-Мар — Амдерма — Нарьян-Мар, проживание в поселке Амдерма и на базе «Река Черная», на полярной станции «Белый Нос», трехразовое питание, прокат снаряжение для езды на снегоходе, егерское обслуживание. Состав группы может варьироваться от 2 до 6 человек, планируемые срок заезда — 4 и 18 апреля. Передвижение на снегоходах.

Вариант маршрута эконом-класса, предложенной туробъединением, образованным, очевидно, жителями Амдермы, опубликован на сайте фотопутешественников «Клуб фото.ру» [11]. Здесь и далее при цитировании письменной формы разговорной русской речи с ослабленной нормой, при возможности сохранялась авторская орфография и пунктуация. Недельная поездка на Арктическое побережье Югры предлагается по цене 15 000 руб. со следующим комментарием: «Югорский полуостров, наряду с побережьем Карского моря, один из наименее заселенной части Российского Севера. Коренное население Югорского полуострова и острова Вайгач — кочевые ненцы-оленеводы. Ненцы очень общительные и гостеприимные люди, с удовольствием показывающие свой быт и рассказывающие о семейный устоях. Недаром поездки в гости на день-другой в стойбище к ненцам у иностранных туристов пользуется неизменным интересом. Такую поездку вы будете вспоминать еще не один раз, пересматривая фотографии <...> Для нашей команды организация фототуров дело новое и непривычное. Но тем не менее у нас есть опыт проведения туристических маршрутов. Мы постараемся, что бы люди, решившиеся на эту поездку, побывали на самых интересных и красивых местах Арктического побережья, увидели все особенности, которые отличают Арктику от других климатических районов». Предлагаются варианты: «На Вайгач — это июль. Если хочется пофотографировать цветущую тундру, пернатых на гнездах, оленят маленьких, то это конец июня, если в чум к оленеводам — середина июля — середина августа. Северное сияние — октябрь...»; «Тур с 13 июля по 20 июля. Тому несколько причин: 1 . это самое теплое время в Арктике; 2. в это

время цветет тундра и это очень красиво; 3. тундра как детский сад для подрастающих птиц и животных...».

Подробно, подневно, описан маршрут тура, указаны контакты проводника: «13 июля Вы прилетаете в Амдерму из Архангельска на самолете АН-24, а 20 июля, по окончании тура, из Амдермы вылетаете на вертолете Ми-8 в Нарьян-Мар. Вылет в Амдерму из Архангельска в 8-30, аэропорт Талаги, рейс 139. Время в пути — 4 часа 10 минут. Самолет делает промежуточную посадку в Нарьян Маре. Вылет из Амдермы на вертолете Ми-8 в 14 часов, время в пути 4 часа. За время перелета будут промежуточные посадки на острове Вайгач, поселок Варнек, в деревне Каратайка. Так что можно будет с высоты птичьего полета увидеть остров Вайгач. На время нахождения в Амдерме предполагается размещение в поселковой гостинице. Гостиница — двухкомнатный блок с удобствами, в блоке — два двухместных номера. <...> Основная программа тура: 1 день — встреча в аэропорту Амдермы. Размещение в поселке, экскурсия по поселку (Черные скалы, Полярная станция). 2 день — выезд на западное побережье. Экскурсия на маяк Ярасаля, на заброшенную полярную станцию Югорский Шар, заезд на самый северный географический знак Европа-Азия. Средство передвижения — гусеничные вездеходы. <...> 3 -5 день — посещение стойбища оленеводов. Здесь Вы можете выбрать для себя одну из следующих программ: 1) «полное погружение» — Вы живете в стойбище, ночуете в чуме, едите то же, что едят оленеводы; 2) «в гостях». Живем в стойбище, в палатке, питаемся обычными продуктами, приготовленными гидом-проводником. Передвижение — на гусеничном вездеходе. 6 день — экскурсия на водопад Ближний, на флюоритовый рудник. 7 день — вылет в Нарьян-Мар. Стоимость тура — 45 тыс. рублей. arctictour@bk.ru».

Помимо описаний достопримечательностей острова Вайгач, организаторы фототуризма создают настоящую сагу умирающему поселку Амдерма: «Поселок Амдерма. Гордость советской эпохи. Поселок обязан своему существованию плавиковому шпату (флюориту), месторождения которого здесь было открыто в конце 20-х годов прошлого века. Поэтому в 30-х годах началось строительство самого поселка. Расцветом Амдермы можно назвать конец 80-х годов 20 века. Население поселка насчитывало более 5000 человек. В п. Амдерма располагался полк дальней авиации, мерзлотная станция, порт обслуживающий северный морской путь, авиаотряд гражданской авиации, принимающий, в том числе и ИЛы и ТУшки, станция синоптиков, РЛС, погранотряд... Поселок сегодня поставлен на грань выживания, ведет практически натуральное хозяйство. Сейчас в поселке живет чуть более 350 жителей, большинство людей работают в структуре ЖКХ; кроме того, обслуживают аэропорт (один раз в две недели, при хорошей погоде, прилетает из Архангельска самолет), морской порт, и пограничники. Несмотря на это, работает детский сад и средняя школа, ежедневно печется незабываемого вкуса хлеб, ремонтируются жилые здания, из пресного озера Тоин-то, расположенного в 14 километрах от Амдермы, подают пресную воду. Поселок жив!!! В отличие от многих брошенных зданий, который не пощадил суровый арктический климат региона. Часть поселка, из которой уехали люди, представляет из себя город-призрак. <...> В 2012 году мы собственными силами восстановили знак Европа-Азия, который был установлен Российским географическим обществом в 1975 недалеко от п. Амдерма на берегу Карского моря на границе Европы и Азии»; «Амдерма — поселок городского типа (в прошлом), раньше в поселке жило около 32 тысяч человек. Сейчас жителей насчитывается около 400 человек. В поселке полная разруха. Живет лишь та часть поселка, где живут люди. В поселке имеются: клуб, детский сад, школа, больница, администрация, несколько магазинов, три гостиницы, морской порт, аэропорт, полярная станция. Вообще это Абандон (Abandoned Town) в полном понимании этого слова <...>. Это единственный порт и аэропорт, находящийся около Северного Морского Пути на отрезке Мурманск-Диксон».

Наиболее глубокий анализ возможных и реальных туристических маршрутов (оценка сложности, затрат, уровня комфортности и др.) приведен в материале «Центр экологических исследований и туризма на мысе Болванский Нос, остров Вайгач» на ресурсе «Дорога

в НАО: Походы, экспедиции, путешествия и туры в Ненецком округе» [12]. Подробно описаны направления развития услуг и видов туризма для данного локуса (в первую очередь — экологический, образовательный, этнокультурный туризм, северное сафари): «Расположенный в Северном Ледовитом океане на границе Баренцева и Карского морей, этот остров с незапамятных времен привлекает к себе внимание профессиональных исследователей и любителей дикой природы — путешественников, художников, фотографов, натуралистов <...> На протяжении почти тысячи лет остров был «священной землей» северных народов и считался заповедным местом обитания богов, «сотворивших мир». Сегодня на Вайгаче зафиксировано более двухсот объектов культурного наследия и 150 уникальных природных объектов <...> На Вайгаче более 4000 озер. Реки имеют каменистое дно и местами протекают в глубоких скалистых каньонах усеянных многочисленными порогами и водопадами. Речные долины богаты травянистой растительностью. На острове произрастают около 270 видов сосудистых растений. Остров Вайгач — одно из значительных мест массовых гнездований водоплавающих птиц в Западной Арктике. Здесь выводят свое потомство представители краснокнижных видов — гусь-пискулька и малый тундровый лебедь, встречаются беркут, кречет, орлан-белохвост, сапсан. Благодаря промежуточному положению между материком и архипелагом Новая Земля, Вайгач является своеобразным мостом, по которому происходит миграция животных как с юга на север, так и в обратном направлении. В разное время здесь можно встретить зайца-беляка, лисицу, волка, росомаху, новоземельского северного оленя. Коренную же фауну наземных млекопитающих острова составляют сибирский и копытный лемминги, узкочерепная полевка, песец, и самый крупный хищник планеты, хозяин Арктики — белый медведь. Остров Вайгач является одним из мест в Баренцевом море максимальной концентрации белого медведя в весенний период. В это время происходит массовое размножение в данном районе ластоногих, которые устраивают свои лежки прямо на припайных льдах <... > С целью сохранения и восстановления животного и растительного мира Заполярья, краснокнижных представителей флоры и фауны, уникальных арктических ландшафтов и историко-культурного наследия народов Крайнего Севера, постановлением Администрации Ненецкого автономного округа №111-п от «29» мая 2007 г., на территории острова Вайгач и прилегающих к нему островах учрежден Государственный региональный комплексный природный заказник «Вайгач» общей площадью 242 778 га, что составляет около 72% от всей территории острова».

Указаны возможности организации туристской инфраструктуры на острове на основе уже имеющейся материальной базы, требующей реконструкции: «.Пребывание на севере Вайгача военных делает это место наиболее привлекательным для создания здесь станции мониторинга и центра экологического туризма — самой северной туристической базы Ненецкого округа. Пограничная застава с казармой квартирного типа, столовой, кинотеатром, многими хозяйственными помещениями, включая теплицу и баню, расположенными в трех корпусах соединенных одним коридором, закрытым смотровым балконом на крыше и высокой обзорной вышкой, может стать уникальной площадкой для исследований, местом паломничества фотографов и художников <...> На базе сможет находиться кордон, на котором разместится служба охраны заказника «Вайгач», представители пограничной службы или других контролирующих органов. Работа обслуживающего персонала может быть построена вахтовым методом, смена вахт может быть приурочена к сезонам наибольшей туристической активности <...> Самой простой, но затратной, является доставка людей из Нарьян-Мара при помощи вертолета. Учитывая время на взлет, посадку и заход на дозаправку в Варандее, время полета в одну сторону составит 3 часа 10 минут, при ориентировочной стоимости 680 000 рублей. Поскольку на борт можно будет взять только 14 человек, стоимость одного билета туда и обратно будет равна почти 49 000 руб. Другой вариант предполагает прилет организованных групп в п. Амдерма и далее на судне соответствующей мореходности до северной оконечности Вайгача, судно может базироваться как в поселке, так и в бухте Болванская. Данный путь по Карскому морю

составит 134 км., по Баренцеву морю с переходом через пролив Югорский Шар — 245 км. (по пути могут быть проведены экскурсии с высадкой на берег в п. Варнек, на м. Раздельный, на м. Гребень, о. Большой Цинковый и т.д.). Данный вариант позволит развивать в Амдерме туристскую инфраструктуру: гостиничный бизнес, объекты питания, экскурсионные маршруты, транспортные услуги, аэропорт и многое другое, что в свою очередь послужит занятости населения и возрождению поселка. Приезд на Вайгач через Амдерму наиболее привлекателен для уже сложившейся зарубежной туриндустрии и состоятельных туристов, использующих для дальних перелетов собственный или зафрактованный авиатранспорт. При этом перелет из Москвы в аэропорт Амдерма исключает множество проволочек, связанных с посадками в других городах — Архангельске, Нарьян-Маре и т. д. Более состоятельные туристы могут проследовать на Вайгач тем же вертолетом, но уже из Амдермы, что в разы дешевле. Не менее привлекательным станет и вариант приезда из Нарьян-Мара до п. Варнек рейсовым вертолетом, стоимость билета на который составляет семь тысяч рублей. Из Варнека группа туристов на внедорожной технике (вездеходах, машинах на шинах низкого давления, снегоходах, снежных тракторах и т. п.) самостоятельно в сопровождении гида проводника или на «общественном транспорте» пересекают остров с юга на север...»

Тур на остров рассматривается как «.уникальное приключение с посещением интересных мест, культурных объектов, оленеводческих хозяйств».

Рассматривается целесообразность развития маршрута в сравнении с опытом мировой северной туриндустрии: «Для жителей скандинавских стран посещение «священной земли» станет возможно при помощи ледокольного транспорта с отправкой прямо из города Мурманска <...> При организации ледокольных экскурсий Вайгач может стать промежуточной точкой на пути более глобальных маршрутов через острова Новой Земля, на Землю Франца Иосифа и далее по Северному морскому пути <...> подобный туристический объект не только благополучно существует, но и приносит доход в Норвегии, это мыс Нордкап, куда стремятся приехать туристы со всего света <... > Создание центра экологических исследований и туризма на мысе Болванский Нос позволит не только популяризировать территорию арктических островов Ненецкого округа, принесет доход в бюджет региона, решит проблему трудоустройства жителей поселков Амдерма и Варнек, но и положительно повлияет на решение вопросов изучения, сохранения и восстановления животного и растительного мира Заполярья, уникальных арктических ландшафтов и историко-культурного наследия народов Крайнего Севера для будущих поколений».

Проектируются и реализуются также неконтролируемые полулегальные маршруты в труднодоступные места Севера, в том числе на остров Вайгач. Примеры обсуждений и сбора групп, датированные мартом 2012 — февралем 2014 г. г., имеются на ресурсе «Скиталец» http://www.skitalets.ru/: предполагаемая длительность — пять недель, время реализации — август, маршрут и средства доставки — авиа, сплав на катамаране с мотором, пакрафт, пеший маршрут, велосипед, железнодорожное сообщение.

Приведем примеры обсуждений маршрута посетителями форума:

«Poklad (19.03.2012): Появилась возможность реанимировать давнюю идею — сходить на Вайгач. План примерно такой: Вертушкой из Воркуты бросится на Б.Ою / Великую, сплавится до океана, обплыть Вайгач, походить по нему, и далее через Море-Ю уходить на железку».

«SSN (19.01.2014): .мы малехо не так планировали. Через Андерму она вроде хорошо, близко все, но уж больно <.> дорого получается. Мы из Воркуты думали — конечно по Ою хотелось бы зайти, но можно и по Каратаихе. Дальше на Вайгач, а потом вдоль побережья до газпромовской трассы в Ярках. Как запасной вариант, с Усть-Кары улететь. С Усть-Кары до трассы мы ходили в 2011. Там проблем особых нет, пару дней погоды только нужно. Конечно с мотором идти, а то все эти весельные варианты больше на «рабские галеры» смахивает, а не на отдых. Хотя на любителя конечно. Если бюджетно, то за вездеход в Воркуте решать, а если не бюджетно, то по воздуху комфортнее.».

«Nikitin (19.03.2012): <...> ежели на Великую заброситься, <...>, то по Великой сплав недолгий, неделя... там ежели погода будет, то по морю получится немного».

«Poklad (20.03.2012): 1. Катамаран под мотором 3,5 силы. В 7-м ходили на нем на Таймыр, так что, что это такое, представляю... Бензина, думаю, литров 100 хватит, но подробно не смотрел. Скорость с 5-ю человеками и барахлом у нас была где-то 8-9 км/ч. 2. Подъем вверх по речке. Мы практиковали такую методу по малой воде — на кате идут 1-2 человека — остальные по берегу. На перекатах помогают продергивать, если длинный плес — едут все. 3. Собственно Вайгач — заявлена программа максимум. Если не будет погоды естественно обойти не удастся. Просто пошорохаемся вдоль берега, побродим по самому острову. Но, думаю, дней за 10 найдем окна... 4. По времени тут уже грубо правильно оценили — неделя по Ою, 10 дней Вайгач, 2 недели отход, 4 дня на разгильдяйство... 5. По заброске — лететь в верховья Б. Ою (туда же куда и Ханума забрасывалась) 200 км или час. Сейчас час должен стоить порядка 80 т. р. Т.е. 160 т.р. в оба конца. Но если заброска будет выходить за эту сумму — можно рассматривать вариант залета в Амдерму — думаю, с багажом — это тысяч в 20 с носа вылезет».

«Alexandrov (20.03.2012): Если рассматривать вариант отхода по Море-Ю, Адзьва, Усинск... в две недели не уложитесь. Как вариант... могу рекомендовать для выброски Каратайку. Вездеходное сообщение с Воркутой там стабильно постоянное (2-3 вездехода в неделю). Зато на Вайгач времени больше останется». «maslukov (20.03.2012): Не рассматриваете вопрос лететь до Амдермы и обратно улетать с Амдермы с легкой бадаркой-пакрафтом и просто пешего или веломаршрута? Тогда бюджет будет только уровня билета «НордАвиа» «Архангельск-Амдерма-Архангельск» с прохождением сквозного маршрута через остров, что мало кто делал. Пролив пересекаем на любой лодке но «некое» волнение всегда присутствует».

«Nikitin (20.03.2012): Если лететь до Амдермы самолетом. Летом можете попасть на то, что возьмут багажа только 20 кг на человека. Так в прошлом году было... Снабжение продуктами питания поселка — самолетами. Летом доп. груз весь расписан. Если идти по этому варианту, то нужно груз в Амдерму отправлять заранее, до мая месяца. По путям отхода — полностью с Николаем согласен. Лучше рассмотреть Каратаиху. Там хоть с Каратайки, хоть с базы Паук уехать можно на вездеходах до Воркуты. С Каратайки они пустые практически идут. ».

Отражено обсуждение, свидетельствующее о том, что данный маршрут уже был неоднократно пройден самодеятельными туристами:

«Alexandrov (19.03.2012): .по морю получится немного — всего то 470 километров (с обходом Вайгача...). Ребята из Коротайки с заходом на Вайгач до Амдермы потратили на байдарке 40 дней, правда под парусом... Интересно конечно...».

«Alexandrov (19.03.2012): В принципе возможно. Речка спокойная, скальных выходов там нет — одни пески. Далее 4 км. волок на Адзьву и по ней до Усинска». «Nikitin: Если пойдете через Амдерму, то вариант маршрута следующий — Амдерма-Тоинато-Тоенатосё-Великая-Вайгач...ну а дальше на Ваше усмотрение. Либо по Каратаихе, либо по Море Из...».

«Kirjala (20.03.2012): По последним данным вертуха в Воркуте стояла 93 тыс. р. за час. В прошлом году выброска из Амдермы до Архангельска у нас стояла 9 600 р. за билет плюс 45 р. за 1 кг. груза. Трубы до 2,5 м. длиной в Ан-24 влезут, хотя и со скрипом, все что больше — проблемы с запихиванием. Заброска в Амдерму сильно сложнее, особенно с грузом. Делать надо за 3 мес. Причем туда отправка груза стоит порядка 130 р. за кг. По поводу вертухи мы в свое время узнавали на счет бензина, в Воркуте действительно не затариться, однако пилоты готовы в другом месте сесть на доп. загрузку — это примерно 25 мин. сверху. Кроме того, в «Комиавиатранс» есть возможность напрямую договориться с пилотами, это уменьшит стоимость на 20-25%. В 2010 году за заброску в среднюю часть р. Каратайка пилоты (а не у авиакомпании) просили около 170 тыс. р. Вездеходчики просили около 75-80 тыс. р.»

«Nikitin (20.03.2012): Есть вредные советы... и думаю один из них — переплывать пролив на пакрафте.... Погода там меняется очень стремительно. За час может ветер повернуться на 180 градусов легко... Волна нагонная может быть и без ветра, в полный штиль. Про течения не забудьте... Если Пакрафт в водоворот попадет... где его вместе с наездником искать? Опять же снарягу как перевозить? Поэтому нужно рассматривать только катамаран, или байдарки с самоотливом с последующей их вязкой в кат... Если забрасываться непосредственно в Амдерму, то с материалом на раму я смогу помочь, с бензином сложнее, но решаемо. Правда, не дешево... Сам брал по 17 тыс. р. за бочку 200 литров. Вариант с байдарками проще в плане поднять их впоследствии по реке... Еще одна засада, если добираться в Амдерму на самолете, то на мотор нужно будет оформить бумагу в сервисном центре, что он подготовлен к перевозке самолетом».

«Бродяга из леса (11.02.2014): Каждый год по зарубежному гранту на Вайгач летают биологи вертолетом раз в месяц — кольцуют гусей на гнездам там их самое гнездовье — 30% популяции европейского северного гуся. Связаться можно через Биологический НИИ в Питере — их профессор каждый год набирает студентов на практику на месяц — потом замена» [9].

Пример планировки самодеятельного маршрута и сбора подготовленной группы на Вайгач «по зимнику» можно увидеть на форумах сайта «Все о снегоходах и не только» [6]:

«Павел: Собираюсь идти на остров Вайгач (Ненецкий АО, Архангельская область) с туристической целью в марте 2012 с обходом острова по периметру. Идти или от Воркуты (с доставкой снежиков по ж/д) или от Ухты — оставив там авто с прицепом. О себе: 32 года, богатый опыт водных, лыжных, горных походов. Хочу видеть компанию в этом возрастном диапазоне. Строго — с опытом зимних холодных ночевок, избы там разрушены в хлам и только от ветра. Ружье у меня будет (там часты мишки). Не коммерция — каждый платит за себя <.. .> Думал пойти на байдарке от Воркуты по р. Коротаихе — но не собрался народ да и времени надо очень много так, да и выбрасываться самолетом с Амдермы — нужно пропуск в погранзону делать. А на снежике самое быстрое».

Данный маршрут и план поездки в целом находит поддержку у пользователей сайта:

«Тимофей Пригожин (40 лет): Вайгач — замечательное место! Стоит в списке, куда надо обязательно попасть! Но планирую летом, так как, во-первых, зима и весна уже вся расписана, во-вторых, думаю, что Вайгач значительно интереснее смотреть все-таки летом. Но да пусть Вам сопутствует удача! Место не тривиальное, маршрут не простой»;

«Pavlikm: Скажу еще раз тебе и другим путешественникам — от Ухты до Вайгача на джипе езды восемнадцать часов, с прицепом — немного больше. Не доезжая двести километров до Вайгача, ставишь джип в теплый бокс, а дальше едешь на снегоходе на остров. Если поедешь через Табой, на полтинник ближе».

Транспортные средства, направления и сроки маршрута могут варьироваться (что свидетельствует и о его популярности), например:

«Максим (48 лет): Мы собирались в марте 2012 по маршруту Лабытнанги-Амдерма-Вайгач-Воркута. Но с отправкой по ж/д не все так просто (из Питера): срок — 20 дней, причем может 7, а может — и все 20. Сообщают по факту прихода контейнера и дают сутки срока на разгрузку. Обратно — еще смешнее: никто нам так и не сказал, сколько времени нужно будет ждать контейнер по заявке под обратную загрузку. Бензин в Амдерму надо заказывать заранее, но тоже очень не просто (в лучшем случае 92-й). В Усть-Каре и Каратайке найти можно. Югорский Шар встает, но не каждый год, пройти бывает можно, но гарантии никто не даст. Карские Ворота — не проходим на снегоходе»;

«Павел (36 лет): От Воркуты как вариант можно пойти на мотособаках. Их можно в багажном вагоне вместе с собой везти по ж/д. Или от Ухты на снежиках. Горючку на себе. До Воркуты ее много, далее — дефицит. То есть едем на авто до Ухты или как можно дальше по зимнику. Потом ставим авто и идем на снежиках. Дозаправка, например, в той же Воркуте <... > Карские Ворота — не стоит и думать, там помимо амдерминского пропуска

в погранзону (для авиа билета) нужно еще пропуск на Новую Землю оформлять у военных <...> Там не так просто... но и не сверхжесть, конечно. Надо в окошко попасть для безопасного прохода через пролив. От Воркуты по прямой 300 км до пролива. Остров — 100 км. по прямой. И назад. Пролив 3-5 км. шириной. Замерзаемость <...> невысокая. При этом весь прикол может пообламывать ледокол, прошедший по фарватеру через пролив, хотя для марта там все схватит быстро за день... Хотел идти на байдарке летом, но походик этот накрылся. Если не пойдем на снежиках или мотособаках пойду в 2012 летом на байде. Но для снежика это поездка викендна, пвд типа))). Мотособак смущает невысокой надежностью для таких расстояний, но через пролив на нем не так стремно пробираться по части массы»;

«Pavlikm: Ехать сутки на поезде, а потом 300 км на мотособаке, когда можно приехать на машине и прокатиться полторы сотни на снегоходе»; Павел (36 лет): «С мотособакой нужно от Воргашора идти. Мотособака едет в багаже поезда «Москва-Воркута» вместе с пассажиром в одно время. Дальше — на местном такси до Воргашора. Потом сами. Снежик так просто не получится, т. к. в багаж не принимают их, как ни проси и как не договаривайся с транспортными компаниями — надо ждать... Поэтому проще всего — ехать на авто с прицепом до Ухты. После Ухты зимнику даже в марте доверия мало, т. к. они идет через многочисленные реки. »;

«Ветеран: Есть такой сайт «Форумы Усинск», там про эти зимники все можно узнать и спросить, если кому интересно. Факт то, что вся эта тундра до самого Вайгача изъезжена вдоль и поперек, там живого места нету. А по так называемому «зимнику» от Ухты на север километров так на 350-500 летают на любой технике, от Крузеров до Ланцеров со скоростью 100-160 км/час. Все переправы на Улус-реке, а это единственная река на тех «зимниках», работают минимум до 10 апреля каждый год. Это реальное положение дел на сегодняшнюю зиму, на фоне которого перспектива трястись в <.> РЖД с табличкой «Москва-Воркута», а потом шорохаться по полуразрушенной Воркуте и К*, выглядит странновато».

В сети Интернет зафиксированы случаи неудач на маршрутах. Например, связанных с психологической несовместимостью членов группы — маршрут на остров Вайгач, июль 2011 г. [1]: «Всем привет! Сообщаю, что катамаран «Вайгач», преодолев все расстояния (порядка 3,5 т. км по Белому и Баренцеву морям) и трудности и совершив все задуманное (т. е. побывав на о. Вайгач и еще во многих других интересных местах), благополучно завершил плавание в г. Беломорск 16 августа , 11 ч. 35 м. <...> Восстановленная хронология. о. Вайгач. <...> 26.07.11. 18:12. Прибытие о. Вайгач. Заход в бухту Лямчина. Пройден первый парусный переход. 30 мин назад скорость судна была 20 км/ч под управлением Вадима. 26.07.11. 20:02. Затаскивание лодки на глинистую отмель по приказу капитана. В тридцати метрах правее (по фото) дно позволяет ткнуться носом в берег. Я бастую. 27.07. утро. Вадим спалил спальник. Саша достал меня за это. Он больной на голову! 27.07. день. Полдня пек хлеб на улице. Саша не велел в палатке. Не вышло, хлеб горелый и сырой сразу. Приходил знакомиться Андрей <...> 27.07.-28.07. Ночь я спал без спальника. В 3 часа ночи Саша угрожал застрелить меня и хватался за нож. Отстал, когда я сказал, что одену ему стол на голову. 28.07.11. Собрание. Я зачитал свою речь. Саша дал Слово. <...> 29.07.11. 19:23 Последнее фото «в команде». Дом Андрея. 29.07.11. вечер. Саша ранее нарушил Слово. Я указал ему. Саша меня обозвал, в т. ч. жидом, ударил по лицу и плюнул в меня, обрызгав слюной. Я сообщил о расставании. Сходил к Андрею, спросил остаться у него. Вернулся за вещами — не отдали! Ушел в чем был, без навигатора, фотика, вещей, документов. <...> 30.07.11. утро-день у Андрея. Пришли гости. Дали документы, деньги, потребовали расписку, в том числе на вещи, написал. Пошел за вещами, на половине обратной дороги встретили грабители, сообщили, что стерли память с фотика и стерли все треки и точки в навигаторе. Потребовали USB-флешку за право идти дальше, т. к. не смогли ее найти при обыске. Я от них устал, надоели. Бросил им флешку. Придя домой (теперь у меня есть дом, на время) разбирая вещи, обнаружил, что нет карты в фотике, украдены аккумуляторы 12 шт. в коробке, и перевернуты все вещи в гермах. <...> Из дневника <...> Г.В. 28.07.11. о. Вайгач.

28 утром спросонья услышал Сашин разговор «Давай его оставим в Нарьян-Маре, я позвоню Антону, чтоб приехал заменить, на хрен он нам нужен.» Я проснулся, взял тетрадь и предложил провести собрание. <...> Саша скомкал обсуждение монологом «Никто не может отобрать мое звание капитана, только через мой труп.». Данная история навевает воспоминания о частично отразившейся в романе В. А. Каверина «Два капитана» трагической полярной экспедиции 1912 г., предпринятой к Земле Франца-Иосифа на частной шхуне «Святая Анна» с экипажем лейтенанта Г. Л. Брусилова и штурмана В. И. Альбанова, удаленного с корабля в ходе конфликта и спасшегося, в отличии от команды Брусилова, благодаря знанию книг Ф. Нансена и собственному опыту выживания (снят с мыса Флора Земли Франца-Иосифа 17 июля 1914 г. Русской полярной экспедицией к северному полюсу Г. Я. Седова на моторно-парусном барке «Святой Великомученик Фока»).

С целью эффективной организации современных экстремальных северных маршрутов могут быть использованы методы предварительного ознакомления участников групп с условиями и маршрутами благодаря виртуальной реконструкции исторических путей передвижения северных народов и полярных экспедиций прошлого. Одним из центральных путей повышения результативности и безопасности методик психотерапии с использованием экстремальных путешествий должно быть ознакомление с научными сведениями о данных территориях и изменении физиологических реакциях человека в условиях севера. Необходимо соблюдать принцип исторической преемственности как в построении маршрутов, так и в организации туристических услуг [8], в первую очередь центральной задачей полагая безопасность туристического продукта. В таком случае прохождение маршрутов экстремального полярного и северного туризма сможет стать терапией выбора в организации психологической реабилитации и при построении наиболее эффективных психотерапевтических программ.

Обзор самодеятельных и коммерческих маршрутов на Вайгач подтверждает, таким образом, востребованность, высокую перспективность данного направления как для путешествующих в Арктику, так и жителей Арктического побережью Югры, нуждающихся в рабочих местах и развитии инфраструктуры поселений. При организации маршрутов и сборе групп должен быть учтен опыт местных жителей региона, а также рекомендации психологов, в том числе изложенные в первой части данной работы. Необходимо отметить отсутствие разработанных мер надзора со стороны государственных органов и подразделений МЧС за самодеятельными группами и коммерческими туроператорами, занятыми в маршрутах на Вайгач (кроме пограничного контроля), а также отсутствие указаний на состав и квалификацию лиц, сопровождающих группу, и сведений о предоставлении услуг медицинского страхования / страхования жизни.

Список литературы:

1. Беломорск-Вайгач. Разлука в бухте Лямчина / Путешествия под парусом / Походы, стратегия, безопасность: FORDAK. Под гиком. Режим доступа: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=8776.0;wap (дата обращения 27.05.2015).

2. Маклюэн М. Понимание Медиа: внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Г. Николаева. 4-е изд. М.: Кучково поле, 2014. 462 с.

3. Наши туры (Арктиктур). Режим доступа: http://arcticatour.com/nashi-tury (дата обращения 27.05.2015).

4. Неруш Т. Г. Профессиональное выгорание как деструктивная тенденция профессионального развития личности. Саратов: Саратовский гос. социально-экономический ун-т, 2012. 222 с.

5. Остров Вайгач (Арктиктур). Режим доступа: http://arcticatour.com/ostrov-vaygach (дата обращения 27.05.2015).

6. Остров Вайгач (март 2012) // Все о снегоходах и не только. Режим доступа: http://www.snowmobile.ru/forum/viewtopic.php?f=60&t=53066 (дата обращения 27.05.2015).

7. Программа и описание тура «Зимний Вайгач». Режим доступа: http://arcticatour.com/programma-i-opisanie-tura-zimniy-vaygach (дата обращения 27.05.2015).

В. Путрик Ю. С. Историческая преемственность традиций в отечественном туризме // Политика и Общество. 2О12. №6. C. 91-100.

9. Скиталец: Сервер для туристов и путешественников. Режим доступа: http://skitalets.ru/wwwthreads/showflat.php?Cat=0&Board=poisk&Number=551084&page=0&vie w=collapsed&sb=5&part=all#Post55^84 (дата обращения 27.05.2015).

10. Тоффлер Э. Третья волна / пер. с англ. К. Ю. Бурмистрова и др. М.: АСТ, 2ОО9.

795 с.

11. Фотопутешествие на Арктическое побережье Карского моря, Югорский п-ов и о. Вайгач. Режим доступа: http://club.foto.ru/forum/12/676577 (дата обращения 27.05.2015).

12. Центр экологических исследований и туризма на мысе Болванский Нос, остров Вайгач // Дорога в НАО: Походы, экспедиции, путешествия и туры в Ненецком округе. Режим доступа: http://dorogavnao.blogspot.ru/2013/06/blog-post_13.html (дата доступа 27.05.2015).

References:

1. Belomorsk-Vaigach. Razluka v bukhte Lyamchina / Puteshestviya pod parusom / Pokhody, strategiya, bezopasnost': FORDAK. Pod gikom. [Elektronnyi resurs] URL: http://gik.fordak.ru/index.php?topic=8776.0;wap (data dostupa: 27.05.2015).

2. Maklyuen M. Ponimanie Media: vneshnie rasshireniya cheloveka / Per. s angl. V. G. Nikolaeva. 4-e izd. M.: «Kuchkovo pole», 2О14. 462 p.

3. Nashi tury (Arktiktur). [Elektronnyi resurs] URL: http://arcticatour.com/nashi-tury (data dostupa: 27.05.2015).

4. Nerush T. G. Professional'noe vygoranie kak destruktivnaya tendentsiya professional'nogo razvitiya lichnosti. Saratov: Saratovskii gos. sotsial'no-ekonomicheskii un-t, 2012. 222 p.

5. Ostrov Vaigach (Arktiktur). [Elektronnyi resurs] URL: http://arcticatour.com/ostrov-vaygach (data dostupa: 27.05.2015).

6. Ostrov Vaigach (mart 2012) // Vse o snegokhodakh i ne tol'ko. [Elektronnyi resurs] URL: http://www.snowmobile.ru/forum/viewtopic.php?f=60&t=53066 (data dostupa: 27.05.2015).

7. Programma i opisanie tura «Zimnii Vaigach». [Elektronnyi resurs] URL: http://arcticatour.com/programma-i-opisanie-tura-zimniy-vaygach (data dostupa: 27.05.2015).

В. Putrik Yu. S. Istoricheskaya preemstvennost' traditsii v otechestvennom turizme // Politika i Obshchestvo. 2О12. №6. pp. 91 -100.

9. Skitalets: Server dlya turistov i puteshestvennikov. [Elektronnyi resurs] URL:http://skitalets.ru/wwwthreads/showflat.php?Cat=0&Board=poisk&Number=551084&page=0 &view=collapsed&sb=5&part=all#Post551084 (data dostupa: 27.05.2015).

10. Toffler E. Tret'ya volna / Per. s angl. K. Yu. Burmistrova i dr. M.: AST, 2009. 795 s.

11. Fotoputeshestvie na Arkticheskoe poberezh'e Karskogo morya, Yugorskii p-ov i o.Vaigach. [Elektronnyi resurs] URL: http://club.foto.ru/forum/12/676577 (data dostupa: 27.05.2015).

12. Tsentr ekologicheskikh issledovanii i turizma na myse Bolvanskii Nos, ostrov Vaigach // Doroga v NAO: Pokhody, ekspeditsii, puteshestviya i tury v Nenetskom okruge. [Elektronnyi resurs] URL: http://dorogavnao.blogspot.ru/2013/06/blog-post_13.html (data dostupa: 27.05.2015).

Работа поступила Принята к публикации

в редакцию 21.06.2016 г. 25.06.2016 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.