Научная статья на тему 'Правила обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы'

Правила обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
467
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Иванова Г. О.

Правила обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации утверждены приказом Минфина России от 03.09.2008 № 89н, который вступил в действие с 1 января 2009 г. Автор рассматривает в статье следующие вопросы: о счете по учету наличных средств, выдача чековых книжек, получение наличных денег, оформление Заявки на получение наличных денег, обеспечение наличными деньгами уполномоченных подразделений, взнос получателем средств бюджета наличных денег и учет их ОФК, невыясненные поступления, возврат наличных средств за не оказанные услуги, лимит остатка кассы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правила обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы»

ПРАВИЛА ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЛИЧНЫМИ ДЕНЬГАМИ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ

Г. О. ИВАНОВА, советник государственной гражданской службы 2-го класса

Правила обеспечения наличными деньгами получателей средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (далее — Правила) утверждены приказом Минфина России от 03.09.2008 № 89н, который вступил в действие с 1 января 2009 г.

О счете по учету наличных средств

Операции по обеспечению наличными деньгами получателей средств бюджета и их уполномоченных подразделений, операции по взносу наличных денег получателями средств бюджета (далее — операции по обеспечению наличными деньгами) учитываются на счетах органов Федерального казначейства, открытых в подразделениях расчетной сети Центрального банка РФ или кредитных организациях (далее — учреждение банка). Для учета данных операций используется балансовый счет № 40116 «Средства для выплаты наличных денег бюджетополучателям» (далее — счет № 40116).

На счете № 40116 допускается наличие остатков в течение года. Это могут быть средства, не полученные уполномоченным подразделением, суммы по не предъявленным в течение десяти рабочих дней денежным чекам, а также ошибочно зачисленные и подлежащие возврату в течение десяти рабочих дней суммы.

Наличие неиспользованных остатков средств на счете № 40116 по состоянию на 1 января очередного финансового года не допускается.

Выдача чековых книжек

Чековые книжки выдаются бесплатно органом Федерального казначейства получателю средств бюджета. Количество выдаваемых чековых книжек не ограничено. Для их получения получатель средств бюджета заполняет Заявление на получение денежных чековых книжек (далее — Заявление).

Форма Заявления дана в приложении № 2 к Правилам (код формы по КФД 0531712).

Перед выдачей чековой книжки получателю средств бюджета уполномоченный работник органа Федерального казначейства проверяет наличие всех денежных чеков в данной чековой книжке и проставляет штампом или письменно на оборотной стороне каждого денежного чека полное или при наличии сокращенного — сокращенное наименование получателя средств бюджета. Наименование получателя средств бюджета не указывается, если в соответствии с законодательством Российской Федерации ему предоставлено право не указывать в расчетных и кассовыхдокументах своего наименования.

Орган Федерального казначейства выдает уполномоченному руководителем получателя средств бюджета работнику (доверенному лицу) на получение денежных чековых книжек (далее

— доверенное лицо) чековую книжку. Ответственность за сохранность и учет полученных в органе Федерального казначейства чековых книжек несет получатель средств бюджета.

Получатель средств бюджета возвращает органу Федерального казначейства чековые книжки с корешками использованных денежных чеков и оставшимися неиспользованными денежными чеками для последующего их возврата в учреждение банка. При этом оформляется заявление, оформленное получателем средств бюджета в простой письменной форме, в котором указываются номера подлежащих возврату неиспользованныхденежныхчеков в случае:

• закрытия лицевых счетов получателя средств бюджета;

• изменения указанного в чековой книжке наименования получателя средств бюджета;

• закрытия или изменения номера соответствующих счетов № 40116, открытых органу Федерального казначейства в учреждении банка.

Получение наличных денег

Для получения наличных денег получатель средств бюджета представляет в орган Федерального казначейства по месту обслуживания Заявку на получение наличных денег (далее — Заявка). Заявка предоставляется не позднее дня, предшествующего дню получения наличных денег.

Заявка оформляется получателем средств бюджета отдельно по каждому виду средств, за счет которыхдолжны быть выданы наличные деньги:

• средства бюджета,

• средства от приносящей доход деятельности,

• средства дополнительного бюджетного финансирования,

• средства для осуществления оперативно-розыскных мероприятий,

• средства, поступающие во временное распоряжение получателей бюджетных средств. Одновременно с Заявкой получатель средств

бюджета представляет в орган Федерального казначейства денежный чек, оформленный отдельно на каждую Заявку.

Получатель федерального бюджета заполняет денежный чек в соответствии с требованиями, установленными Положением № 298-П/173н.

Орган Федерального казначейства проверяет правильность оформления представленного получателем средств бюджета денежного чека на соответствие:

• сумм, указанных цифрами и прописью;

• данных паспорта или иного документа, удостоверяющего личность представителя получателя средств бюджета, уполномоченного на получение наличных денег, данным, указанным в денежном чеке и в Заявке;

• серии, номера и даты денежного чека и суммы, подлежащей получению, указанных в представленном денежном чеке и в Заявке.

Оформление Заявки на получение наличных денег

Орган Федерального казначейства проверяет правильность формирования Заявки — наличие в представленной Заявке реквизитов и показателей, предусмотренных к заполнению получателем средств бюджета, а также их соответствие друг другу и иным сведениям, имеющимся в органе Федерального казначейства.

Форма Заявки на получение наличных денег утверждена приложением 2 к приказу Федерального казначейства от 10.10.2008 № 8н «О Порядке кассового обслуживания исполнения федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федера-

ции и местных бюджетов и порядок осуществления территориальными органами Федерального казначейства отдельных функций финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований по исполнению соответствующих бюджетов» (далее — приказ № 8н).

Требования по оформлению Заявки установлены п. 9.3 приказа № 8н.

Орган Федерального казначейства принимает Заявку к исполнению в случае:

• если указанные в Заявке коды классификации операций сектора государственного управления (далее — КОСГУ) соответствуют содержанию текста назначения платежа, исходя из установленного Минфином России порядка применения КОСГУ (в 2009 г. — приказ Мин-финаРоссии от25.12.2008 № 145н);

• если суммы, указанные в Заявке, не превышают:

— соответствующие бюджетные ассигнования или лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования, учтенные на лицевом счете получателя бюджетных средств, лицевом счете по переданным полномочиям (при получении наличных денег за счет средств бюджета получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) при наличии Соглашения об осуществлении органами Федерального казначейства отдельных функций по организации исполнения бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) в условиях кассового обслуживания ими исполнения бюджета (далее — Соглашение 1);

— источник дополнительного бюджетного финансирования и лимиты бюджетных обязательств по дополнительному бюджетному финансированию (при получении наличныхденег за счет средств дополнительного бюджетного финансирования);

— имеется необходимый свободный остаток средств на едином счете бюджета субъекта Российской Федерации (муниципального образования) при представлении Заявки получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета);

— если Заявка соответствует установленным Минфином России или финансовым органом требованиям для осуществления операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности (при получении наличных денег за счет средств от приносящей доход деятельности);

— наличие Соглашения о проведении и учете операций со средствами, полученными от приносящей доход деятельности бюджетными учреждениями субъекта Российской Федерации (муниципального образования), заключенного между

Управлением и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации (местной администрацией муниципального образования) (далее — Соглашение 2), если Заявка для выдачи наличных денег за счет средств от приносящей доход деятельности представлена получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета;

— если суммы, указанные в Заявке для исполнения учтенного бюджетного обязательства получателя средств федерального бюджета, не превышают неисполненную часть соответствующего бюджетного обязательства;

— если суммы, указанные в Заявке для исполнения учтенного бюджетного обязательства получателя средств бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, не превышают неисполненную часть соответствующего бюджетного обязательства, которое уже исполнялось ранее, в случае если учет бюджетных обязательств органом Федерального казначейства предусмотрен Соглашением 1 и (или) Соглашением 2;

— если имеется достаточный для использования остаток средств на лицевом счете получателя средств федерального бюджета по учету операций со средствами, поступающими во временное распоряжение получателей бюджетных средств (при получении наличных денег за счет средств, поступающих во временное распоряжение).

Обеспечение наличными деньгами уполномоченных подразделений

Для обеспечения наличными деньгами уполномоченных подразделений лицевые счета в органах Федерального казначейства не открываются.

Уполномоченное подразделение представляет в орган Федерального казначейства по месту его нахождения следующие документы:

• письмо получателя средств бюджета, создавшего уполномоченное подразделение, подписанное руководителем и главным бухгалтером (иным уполномоченным руководителем лицом) получателя средств бюджета, доверяющее уполномоченному подразделению получать наличные деньги;

• карточку образцов подписей уполномоченного подразделения, заверенную в установленном порядке руководителем получателя средств бюджета, создавшего уполномоченное подразделение, или нотариально.

Получатель средств бюджета, создавший уполномоченное подразделение, представляет в орган Федерального казначейства по месту своего

обслуживания Заявку на кассовый расход (код формы по КДФ 0531801), согласно которой Управление осуществляет перечисление денежных средств с соответствующих счетов Управления на соответствующий счет № 40116, открытый по месту нахождения уполномоченного подразделения.

Не позднее следующего рабочего дня после поступления на соответствующий счет № 40116 денежных средств, предназначенных для уполномоченного подразделения, орган Федерального казначейства по месту нахождения уполномоченного подразделения представляет уполномоченному подразделению Ведомость операций уполномоченного подразделения получателя бюджетных средств с наличными деньгами (далее — Ведомость). Одновременно выдаются копии платежных поручений на перечисление денежных средств в адрес уполномоченного подразделения.

Для получения наличных денег уполномоченное подразделение представляет в орган Федерального казначейства Заявку и денежный чек.

Взнос получателем средств бюджета наличных денег и учет их ОФК

На счет № 40116 получателем средств бюджета могут вноситься неиспользованные наличные деньги или суммы поступивших в наличной форме средств от приносящей доход деятельности.

Взнос получателем средств бюджета наличных денег в кассу учреждения банка производится на основании Объявления на взнос наличными (код формы по ОКУД 0402001) (далее — Объявление на взнос).

Объявление на взнос оформляется в соответствии с Положением о порядке ведения кассовых операций в кредитных организациях на территории Российской Федерации, утвержденным Центральным банком РФ 24 апреля 2008 г. № 318-П, с учетом особенностей, предусмотренных Положением № 298-П/173н.

Объявление на взнос оформляется отдельно по каждому виду средств.

Оформление получателем средств бюджета Объявления на взнос осуществляется с учетом следующих требований:

• в поле «Получатель» указывается полное (сокращенное) наименование органа Федерального казначейства и номер соответствующего счета № 40116, в скобках проставляются полное (сокращенное) наименование получателя средств бюджета, вносящего наличные деньги, а также номер соответствующего лицевого счета, открытого получателю средств бюджета;

• в поле «Источник поступления» получатель средств бюджета указывает символы поступлений наличных денег в кассу учреждения банка в соответствии с номенклатурой символов Отчета о наличном денежном обороте (код формы по ОКУД 0409202), предусмотренных нормативными актами Банка России, и коды бюджетной классификации Российской Федерации, по которым вносимые средства подлежат отражению на соответствующем лицевом счете, открытом получателю средств бюджета, а также наименование соответствующего вида средств;

• при взносе получателем средств бюджета наличных денег, поступивших в его кассу от приносящей доход деятельности, получатель средств бюджета указывает в поле «Источник поступления» соответствующие коды бюджетной классификации Российской Федерации и наименование источника образования дохода в соответствии с полученным им Разрешением на осуществление приносящей доход деятельности;

• при взносе получателем средств бюджета неиспользованных наличных денег, поступивших во временное распоряжение, в поле «Источник поступления», коды бюджетной классификации Российской Федерации не указываются. Взнос неиспользованных наличных денег

производится уполномоченным подразделением в кассу получателя средств бюджета, создавшего это подразделение, либо на соответствующий счет Управления по месту открытия соответствующего лицевого счета получателю средств бюджета в порядке, установленном Положением Центрального банка РФ от 1 апреля 2003 г. № 222-П «О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации», без открытия банковского счета.

Операции по возврату уполномоченным подразделением неиспользованных наличных денег по видам средств отражаются на соответствующем лицевом счете получателя бюджетных средств, создавшего уполномоченное подразделение.

Невыясненные поступления

Если в Объявлении на взнос не указаны или некорректно указаны следующие данные: наименование получателя средств бюджета и (или) номер его лицевого счета и (или) код бюджетной классификации Российской Федерации, то орган Федерального казначейства не позднее десяти рабочих дней со дня поступления денежных средств на соответствующий счет № 40116 по указанному

Объявлению на взнос перечисляет поступившие средства:

• на соответствующий счет Управления, если есть возможность определить счет, на который должны быть перечислены внесенные получателем средств бюджета денежные средства;

• на счета № 40105, № 40201, № 40204, внесенные соответственно получателем средств федерального бюджета, получателем средств бюджета субъекта, получателем средств местного бюджета, если из информации, указанной в Объявлении на взнос, невозможно определить соответствующий счет Управления, на который они должны быть перечислены, но возможно определить получателя средств бюджета. Выяснение вида и принадлежности средств,

указанных в настоящем пункте, и их уточнение осуществляются в соответствии с порядком открытия и ведения лицевых счетов, утвержденным Федеральным казначейством, и порядком учета поступлений в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденным Министерством финансов РФ в установленном порядке.

Возврат наличных средств за неоказанные услуги

В соответствии с п. 4.1 и 4.3 Правил на лицевой счет получателя бюджетных средств вносятся суммы поступивших в наличной форме средств от приносящей доход деятельности.

Возврат плательщику полученных получателем средств в качестве доходов по приносящей доход деятельности денежных средств осуществляется на основании Заявки на возврат. Данная норма предусмотрен п. 4.6 Порядка, утвержденного приказом Минфина России от 01.09.2008 № 88н. На основании Заявки на возврат орган Федерального казначейств формирует платежное поручение для перечисления средств плательщику. Возврат денежных средств осуществляется безналичным способом оплаты.

Возврат наличных денег за неоказанные услуги из кассы бюджетного учреждения осуществляется за счет полученных по денежному чеку наличных денег с лицевого счета. Таким образом, для выдачи денег из кассы бюджетное учреждение должно сначала получить их в кассу на основании Заявки на получение наличных денег и денежного чека.

По разъяснениям Минфина России, возврат наличных денег из выручки, поступившей в кассу бюджетного учреждения, минуя лицевой счет, не предусмотрен (письмо Минфина России от 04.05.2009 № 02-03-09/1845).

Лимит остатка кассы

Лимит остатка кассы — это та сумма наличных денег, которую организация может оставлять в кассе на конец рабочего дня. Лимит остатка кассы устанавливается ежегодно всем предприятиям, имеющим кассу и осуществляющим налично-денежные расчеты, независимо от организационноправовой формы и сферы деятельности организации (см. п. 2.5 Положения ЦБ РФ № 14-П от 05.01.1998 «О Правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ» — далее Положение № 14-П).

В условиях финансирования расходов федерального бюджета и учета операций с внебюджетными средствами через лицевые счета, открытые в органах Федерального казначейства, клиентом учреждения Банка России или уполномоченных кредитных организаций по операциям с бюджетными и внебюджетными средствами получателей средств федерального бюджета является орган Федерального казначейства.

Орган Федерального казначейства, в соответствии с возложенными на него функциями, устанавливает единый лимит остатка кассы по бюджетным и внебюджетным средствам и представляет в учреждение Банка России или кредитную организацию, осуществляющую его расчетно-кассовое обслуживание, ф. 0408020 «Расчет на установление предприятию лимита остатка кассы и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки, поступающей в его кассу» — далее — Расчет.

Указанный Расчет составляется органом Федерального казначейства методом консолидации предварительно утвержденных им аналогичных расчетов, представленных получателями средств федерального бюджета, открывшими у него лицевые счета. Таким образом, распорядители и получатели средств федерального бюджета для установления лимита остатка кассы обращаются в орган Федерального казначейства по месту своего

обслуживания. При этом они представляют Расчет по установленной форме (в 2 экземплярах).

После того как лимит будет установлен, оба экземпляра Расчета подписываются представителем органа Федерального казначейства. Один экземпляр Расчета остается в ОФК, второй (с отметками ОФК) возвращают организации.

Напоминаем, что все показатели в Расчете указывают в тысячах рублей.

По строке «Налично-денежная выручка за последние 3 месяца» указывают сумму наличных денег, которая поступила в кассу организации от продажи товаров (работ, услуг) за последние 3 месяца.

Если ваша организация только начала свою деятельность и не имела выручки за последние 3 месяца, то по этой строке указывают предполагаемую сумму выручки.

Исходя из суммы наличной выручки за последние 3 месяца, рассчитывают среднедневную и среднечасовую выручку.

Эти показатели рассчитывают так:

По строке «Выплачено наличными деньгами за последние три месяца (кроме расходов на заработную плату и выплаты социального характера)» указывают сумму наличных денег, которая снималась с лицевых казначейских счетов по чекам за последние три месяца. Обратите внимание, что кассовые расходы на заработную плату и выплаты социального характера не должны включаться в этот Расчет.

В заключение напомним, что по организации, не представившей Расчета на установление лимита остатка наличных денег в кассе, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в учреждения банков денежная наличность — сверхлимитной.

Среднедневная

выручка

Среднечасовая

выручка

Сумма выручки за последние три месяца

Число рабочих дней за последние три месяца

Сумма выручки за последние три месяца

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Число рабочих часов за последние три месяца

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.