Научная статья на тему 'ПРАВИЛА ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ'

ПРАВИЛА ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическое восприятие и понимание / преподаватель и школьник / межличностные отношения / ранжирование / равноправные отношения / доверительные отношения учителя и ученика

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лебедева Т.М., Анпилова Л.М.

В данной статье рассматриваются подходы доверительного общения между учителем и учеником. Особо акцентируется внимание на понимании педагогом психологической готовности ученика к доверительному общению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВИЛА ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ»

УДК 658.3

Лебедева Т.М.

учитель Анпилова Л.М. учитель Научный руководитель: Ишкова Ирина Николаевна Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя политехническая школа №33»

Россия, г. Старый Оскол

ПРАВИЛА ДОВЕРИТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ УЧИТЕЛЕМ И УЧЕНИКОМ

директор Аннотация. В данной статье рассматриваются подходы доверительного общения между учителем и учеником. Особо акцентируется внимание на понимании педагогом психологической готовности ученика к доверительному общению.

Ключевые слова: психологическое восприятие и понимание, преподаватель и школьник, межличностные отношения, ранжирование, равноправные отношения, доверительные отношения учителя и ученика.

Lebedeva T.M., teacher Municipal autonomous educational institution "Secondary Polytechnic School No. 33" Anpilova L.M., teacher Municipal autonomous general education institution "Secondary Polytechnic School No. 33"

Russia, Stary Oskol

RULES OF TRUST RELATIONS BETWEEN TEACHER AND STUDENT

Annotation. This article discusses approaches to confidential communication between a teacher and a student. Special attention is paid to the teacher's understanding of the student's psychological readiness for confidential communication.

Keywords: psychological perception and understanding, teacher and student, interpersonal relations, ranking, equal relations, trusting relationship between teacher and student.

Важнейшим условием достижения нового качества образования является профессионализм учителя и заключается он в конструктивном решении проблем воспитательного потенциала урока, затрагивая при этом различные стороны системы современного образования.

Урок — «живой организм», тесное сотрудничество «учитель-ребёнок» . Урок отличается тесным взаимодействием учителя и учащихся, причём упор делается на равноправные человеческие отношения, которые начинаются с приветливой улыбки учителя; интригующим сообщением, что сегодня произойдёт знакомство с очень интересным материалом, знание которого пригодится в жизни.

Психологическое восприятие и понимание учителем учащихся способствует эффективному сотрудничеству между ними, создает возможность учителю входить в душевный мир ребенка, объективно оценивать душевное состояние ученика, его речь, привычки и манеры поведения, улавливать настроение и переживания ученика.

С педагогической точки зрения, существуют два вида подходов к познанию внутреннего мира друг друга: учитель пользуется своим опытом «вхождения» в

мир других: например, выслушивает ученика, старается понять его настроение, его чувства.

Учитель подходит к учащимся с особым чувством, то есть сочувствует ему. Иногда, чтобы разделить с учеником его чувства, учитель повторяет его слова, жесты, выражает те же эмоции. Такое поведение учителя дает ученику возможность почувствовать себя равноправным субъектом и вступить во взаимодействие с учителем.

Для этого важна сформированность у учителя положительной установки на каждого ученика как уникальной и неповторимой личности.

Умение познавать учащихся является необходимым условием отношений в системе «учитель - ученик», установлении деловых и эмоционально личностных контактов. Очень важен психологический климат урока, который проявляется в эмоциональном настрое учителя и учащихся.

Естественно, манера поведения учителя, его позиция влияют на климат урока, на отношение учащихся к образовательному процессу.

Поэтому, особое значение приобретает слово учителя. Учитель с демократическим стилем обсуждает проблемы совместно с учащимися, не навязывая им своего мнения, своей точки зрения, вовлекает их в диалог, приглашает задумываться над теми или иными вопросами.

Вся деятельность учителя направлена на то, чтобы ненавязчиво подвести учащихся к принятию правильного решения проблемы. Учитель помогает растущему человеку пройти путь морально-нравственного и социального развития.

Воспитание на уроке представляет собой формирование у детей определенных моральных установок, самостоятельности в решении возникших проблем.

Для эффективного общения с учащимися педагогу необходимо придерживаться следующих правил: соответствие слова и дела; проявление

требовательности к себе и окружающим в отношении учебно -воспитательной работы; внутренний контроль своего эмоционального состояния; проявление в общении чуткости и взаимопонимания; адекватная самооценка своей речевой культуры; уверенность в себе при общении; ориентация своей речи на конкретного учащегося при желании завести с ним диалог; проявление приветливости и готовности оказать помощь средствами общения; соблюдение социальной дистанции.

Соблюдение этих правил позволит педагогу построить эффективную коммуникацию с учащимися и создать условия для коммуникативного развития детей.

Общение учителя с учеником необходимо выстраивать на доброжелательной, дружеской основе, и в этом процессе педагог должен проявлять тактичность, вежливость, понимать настроение и чувства собеседника и сопереживать вместе с ним.

К наиболее эффективным приемам доверительного общения с собеседником можно отнести: изложение мыслей собеседника своими словами, повторение мыслей собеседника с использованием дополнительных фраз; умение делать выводы по ходу беседы (излагать мысли в более краткой форме); прием развития идеи, использование данного приема в выстраивании процесса доверительного общения имеет целью привести мысли собеседника к логическому заключению (конкретизация сущности высказанной мысли, активация процесса общения, обеспечение объективности информации и устранение риска принятия необдуманного решения).

Исходя из вышесказанного, нельзя не отметить, что каждый урок - это ступенька в ранжировании межличностных отношений между педагогом и школьником.

Доверительные отношения учителя и ученика лежат в основе формирования умений и навыков самопознания, самовоспитания и саморазвития каждого школьника.

Использованные источники:

1. Подласый, И.П. Педагогика [Текст]/И.П. Подласый. - М.: Издательский центр "Владос", 1999.-123с.

2. Права человека и образовательное законодательство [Текст]//Народное образование - 2007. -№1. -С.-15-16.

3. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии [Текст]/С.Л. Рубинштейн - М., 1986.-126с.

4. Салов Ю.И. Логика социокультурной эволюции [Текст]/Ю.И. Салов - М, 2000.-159с.

5. Сластенин В.А. Педагогика [Текст]/В.А. Сластенин. - М.: Издательский центр "Академия", 2002-122с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.