Научная статья на тему 'ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ПРАВА'

ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ПРАВА Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
166
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ОБЩЕСТВО / ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ЛИЧНОСТЬ / ПРАВА / СВОБОДЫ / ОБЯЗАННОСТИ / ЭВОЛЮЦИЯ / ЧЕЛОВЕК / ФУНКЦИИ ПРАВА / STATE / SOCIETY / CIVILIZATION / PERSONALITY / RIGHTS / FREEDOMS / DUTIES / EVOLUTION / MAN / YOU'RE RIGHT

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Юнусов Абдулжабар Агабалаевич, Ахвердян Арутюн Гайкович, Жеребцова Елена Николаевна

Настоящая статья посвящена рассмотрению эволюционного пути становления прав и свободы человека и гражданина в русле развития общества со времени его зарождения по настоящее время. Развитие статуса человека является естественным процессом, независимо от политической воли государственных деятелей, чиновников, то есть эволюция прав граждан носит закономерный процесс.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Rights, freedoms and responsibilities of man and citizen in the system of functions of law

This article is devoted to the consideration of the evolutionary path of formation of rights and freedoms of man and citizen in the course of development of society from the time of its inception to the present time. The development of human status is a natural process, regardless of the political will of statesmen, officials, that is, the evolution of the rights of citizens is a natural process.

Текст научной работы на тему «ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ПРАВА»

Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

ПРАВА, СВОБОДЫ И ОБЯЗАННОСТИ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ ПРАВА ЮНУСОВ Абдулжабар Агабалаевич,

доктор юридических наук, профессор. E-mail: abdulzhabar@mail.ru;

АХВЕРДЯН Арутюн Гайкович,

адъюнкт Академии ФСИН России. E-mail: arutun25@gmail.com;

ЖЕРЕБЦОВА Елена Николаевна,

адъюнкт Академии ФСИН России. E-mail: zherebtsova.e@list.ru

Краткая аннотация: Настоящая статья посвящена рассмотрению эволюционного пути становления прав и свободы человека и гражданина в русле развития общества со времени его зарождения по настоящее время. Развитие статуса человека является естественным процессом, независимо от политической воли государственных деятелей, чиновников, то есть эволюция прав граждан носит закономерный процесс.

Abstract: This article is devoted to the consideration of the evolutionary path of formation of rights and freedoms of man and citizen in the course of development of society from the time of its inception to the present time. The development of human status is a natural process, regardless of the political will of statesmen, officials, that is, the evolution of the rights of citizens is a natural process.

Ключевые слова: государство, общество, цивилизация, личность, права, свободы, обязанности, эволюция, человек, функции

права.

Keywords: State, society, civilization, personality, rights, freedoms, duties, evolution, personality, man, you're right.

Эволюция формирования общества возникает при помощи социальных норм и благодаря обеспечению субъектов права юридическим статусом, то есть правами и обязанностями. Разделить права, свободы и обязанности личности от человека нельзя, ввиду того, что данный статус имеет возможность существовать лишь в пространстве человеческого существования. Существование и реализация прав неразрывно связаны с определенными обязанностями, которые выступают их оборотной стороной[1].

Какова же природа прав человека? Это естественные свойства или они находятся в зависимости от государствен-нойволи? В первую очередь, права человека разные в своей сущности. Есть права и обязанности, выступающие как прирожденные качества человека - право на достойный уровень жизни, право на жизнь, а также на личную неприкосновенность и прочее. Наравне с правами должны функционировать и обязанности.

Человек не имеет возможности существовать, а также развиваться в отсутствии социальных притязаний на конкретный набор благ (духовных и материальных). Данные притязания выступают в роли прав человека, они являются «естественными», «врожденными» свойствами. Кроме этого, они также находятся в зависимости от характера политического, а также экономического строя и соотнесенности социальных сил, и уровня общественной культуры[2]. Государство обязано и должно считаться с данными человеческими притязаниями и стремиться их обеспечить, однако взамен реализованных человеком притязаний, он имеет определенный ряд обязанностей перед государством и обществом. Обязанность является гарантией осуществления права в рамках конкретного правоотношения и служит мерой ограничения произвола государства как основного субъекта публично-правовых отношений[3].

В человеческих правах и обязанностях концентрируются все важные нормы социального характера и принципы - кроме правовых, также моральные, религиозные, политические, философские, каковые в разные эпохи предавали им определенную окраску в соответствии с строем экономики и культурой какого-либо общества[4].

Нельзя достигнуть прогресса, если на каждой новой ступени развития человек не может получить значительный объем свободы, в котором государство должно способствовать. Раб в античности был свободней, чем первобытный дикарь, средневековый крепостной был свободнее раба античности, а наемный рабочий общества буржуазного строя свободнее крепостного.

Когда общество раскололось на классы, права, которые предоставлялись людям стали соразмеряться с их имущественным положением. Со временем права стали сосредотачиваться в руках господствующего класса со стороны экономики, а обязанности стали возлагаться на представителей неимущих классов. Данное разделение прав и обязанностей является политическим признанием различий в положении имущественном - описывает невысокую ступень государственного развития, низшую стадию культуры классового общества.

Но уже на данной стадии появляется гражданская идея о том, что есть идея конкретного комплекса прав, а также обязанностей гражданина. Возникновение данной идеи приходится к У1-У вв. до н.э. и связывается с такими регионами, где возникла более духовная культура - политическая мысль, формы организации государства, литература, искусство и т.д., то есть в античных полисах.

Полисом называется первая в истории человечества форма сообщества, каковую можно определить, как коллектив гражданского типа, он «сумел выработать и затем передать в

наследство грядущим поколениям огромное духовное богатство, идеи гражданства, демократии, республиканизма»[5]. И хоть в древних полисах прав гражданства были лишены не только рабы, но также и некоторые свободные люди - те, кто занимался трудом физического характера. Труд был их постыдной обязанностью.

Ввиду своей ограниченности институт гражданства в древних полисах мог быть порожден лишь значительным культурным уровнем. Кроме этого, гражданство выступало в роли средства функционирования какой-либо культуры, ее последующего развития и обогащения. Разложение рабовладельческого строя и создание общества феодального характера привнесли колоссальные изменения в концепцию человеческих прав. Очень важным шагом в формировании идеи свободы было устранение из социальной структуры категории полностью бесправных.

Общество феодального строя было ритаулизирован-но, вся его жизнь была основана на обычаях, традициях, предписаниях закона, которые опирались на «освященную старину». Роль закона в сравнении с эпохой рабовладения увеличилось, что связано с идеей «божественного» возникновения права, так и жестким традиционализмом феодального строя.

Особенностью личностного положения (прав и обязанностей) в эпоху средневековья заключалось в том, что каждый член общества находился в зависимости от другого, хоть большие слои данного общества были свободны с юридической стороны «Как свобода не исключала зависимость, так и зависимость не означала отсутствие всяких прав. Средневековое общество - общество, знающее широкий диапазон градаций свободы и зависимости»[6].

Тем самым, общество феодального строя основывалось на отношениях подчинения и господства (никто в нем не обладал полной свободой, каждый имел своего господина). Однако внутри феодальных объединений (рыцарских и монашеских орденов, объединений торговцев, ремесленников) было конкретное равенство, каковое основывалось на том, что происходило подавление индивидуальности и было жестко регламентировано законами, а также обычаями.

Право в средневековье защищало человеческий статус (прав и обязанностей) как члена различных объединений. Оно способствовало формированию чувства сословного или профессионального достоинства. Ввиду этого постепенно изменяется сформировавшиеся в эпоху рабовладельчества представление о труде как о постыдном занятии, которое недостойно человека.

Религия христиан значительно способствовала этому, проводя рассмотрение труда как необходимого способа существования личности. Ансельм Ланский (XII век) ставит вопрос: «Не рожден ли человек для труда, как птица для поле-

та?»[7]. Религия способствовала, кроме этого, улучшению значимости человеческой личности, выдвигая идею ее улучшения для спасения души.

Значительный научный вклад в определение человеческих прав внес философ, а также экономист и политический мыслитель Д. Локк (1632-1704). Догосударственное естественное состояние людей понималось им как состояние полной свободы. «Волевые действия людей в этот период независимы, сдерживаются лишь голосом природы, требующим не навредить друг другу»[8].

Локк считал, что из состояния естественного люди могут выйти из-за чувства страха, ввиду того, что присутствует недостаточная обеспеченность своих прав. Локк очень сильно продвинул познания частной собственности как права, которое стоит в одном ряду с правом на жизнь, а также правом на личную свободу и определял их как основополагающие.

Он всегда был за неприкосновенность человеческих прав для государства, а также законов, каковые оно издает и утверждал, что значительной свободой люди пользуются, когда имеют возможность располагать свободно своей особой, поступками, имуществом согласно законам, под влиянием которых существуют. Осознанию в обществе человеческих прав и обязанностей соответствовала деятельность законов парламента Англии, каковая, еще с периода гражданской войны и по конец XVII в. продвигалась очень интенсивно.

Когда наступила середина XVIII в. во Франции сформировалась группа мыслителей, каковые определили антифеодальное сознание тогдашнего времени. К таковым относились Вольтер, Монтескье, Дидро, Гольбах, Гельвеций, Руссо. Данная группа и множество других теоретиков создали новые подходы в интерпретации идеи естественного догосударственного состояния, а также общественного договора, который выступал в качестве способа создания государства для защиты человеческих прав и обеспечения обязанностей.

Несмотря на все различия и взаимную полемику, политическая мысль во Франции сформировала первую главную для данной эпохи доктрину человеческих прав и прав гражданина. Теории французского просвещения являлись источником одного из самых значительных правовых актов человеческой истории Декларации прав человека и гражданина 1789 г.[9].

Вся совокупность личных прав, свобод и обязанностей, которые были провозглашены в таких странах, как Англия, США, Франция, были признаны всеми участниками движения в декабре, а потому и в основе вооруженного выступления лежало основание на праве. Полное самодержавие и крепостное право были уничтожены, так как посягали на человеческие права.

Тем самым, в Х!Хв. образовалось первое поколение человеческих прав. Такими стали традиционные ценности либерального типа, которые образовались в процессе революции

Теория и история права и государства; история учений о

праве и государстве

буржуазии, а после конкретизировались в законодательстве государств демократического типа, где описывалось право на: свободу слова, совести и религии, право любого гражданина на участие в делах государства, равенство перед законом, право на жизнь, свободу и безопасность, свободу от произвольного ареста, задержания или изгнания, на гласность и с соблюдением каждого требования, справедливость, рассмотрения дела независимым и беспристрастным судом и т.д.

Второе поколение человеческих прав появилось в результате борьбы народов за улучшение личного положения экономики и увеличение культурного статуса. Данные требования были выдвинуты, когда возникло бурное развитие производства, в результате чего сформировались настоящие предпосылки для того, чтобы удовлетворить социальные притязания граждан. В первые десятилетия XIX в. были выявлены неравноправные положения в сфере гражданских прав.

Общество, которое было основано на капитализме не имело возможности развиваться и воспроизводить себя, не оставляя значительные массы людей намного труда - рабочий класс. Ко всему этому капитализм Х1Хв. не являлся процветающим обществом. Тогда была безработица, нищета масс, детский и женский труд, который не был защищен законодательством, 14-ти часовой рабочий день. Продвигаться в сторону защиты своих прав, рабочий класс начал под лозунгом неполноты признанных человеческих прав, а также нужде в новой декларации о правах человека.

Идеи русских социалистов были созвучны борьбе с капитализмом XIX в. Вместе с тем для деятелей России особой проблемой были права крестьян. Отмену крепостного права А.И. Герцен расценивал как торжество "человеческих прав"[10] Утверждение свободы мысли, печати, преподавания, равноправие мужчин и женщин А.И. Герцен считал неотъемлемой частью подлинной цивилизации.

М.А. Бакунин находил решение этого вопроса, который касался прав человека в том, что имел личное понимание общества будущего, которое он назвал «анархия». Идеи Бакунина являлись популярными в движении рабочих и крестьян 60-70-х гг. XIX в. Переустройство страны революционным путем, в его мнении, было таковым, что должно было произойти отмена классов и государства, а также всего, что является юридическим правом, каковое «перманентно отрицает все человеческое право»

Л.И. Петражицкий являлся одним из тех, кто был инициатором и членом комиссии по разработке «Законопроекта об обеспечении действительной неприкосновенности личности». Он полагал, что «...нельзя задерживать столь важный, сколь и необходимый акт, как закон о неприкосновенности личности, связывая с ним весьма обширную законодательную работу, как пересмотр судебных уставов. Это дело особого законодательного проекта,

которое мы тоже надеемся взять в свои руки".

В совокупности русская юридическая мысль, которая была направлена на формирование и охрану человеческих прав и обеспечение обязанностей, была на уровне общих прогрессивных стремлений современников.

Если говорить о создании человеческих прав второго поколения, т.е. социально-экономических и культурных прав, нужно выделить, что XIXв. был очень мощным толчком в данном процессе, каковой идет и сегодня. Выражение права на труд в нормативном виде, а также свободный выбор рабочего места, право на социальное обеспечение, право на защиту материнства и детства, а также образование, участие в культурной жизни общества и других во Всеобщей декларации прав человека (1948 г.) и особенно в Международном пакете об социальных, экономических, а также культурных правах (1966 г.) было значительным шагом вперед в формировании человеческих прав.

Сегодня функционируют международные правовые документы, которые устанавливают общепризнанные стандарты права, свобод и обязанности субъектов права устанавливающие ту планку, ниже каковой государства не имеют право опускаться. Права и свободы личности перестали быть лишь внутренним делом страны, теперь это является объектом внимания всего мирового сообщества.

Принятие таких международно-правовых актов, как Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.) внесло коренные изменения правового положения личности [11] (права, свободы и обязанности субъектов права).

Человек теперь субъект международного права. Всякое государство, которое присоединяется к пактам, должно привести свое законодательство национального характера в согласии с требованиями пактов, каковые обладают приоритетом над внутренним законодательством стран-участниц [12]. Ввиду этого гражданин, политические или гражданские права, какового нарушены, имеет возможность обратить напрямую в Комитет по правам человека при ООН, если он исчерпал все имеющиеся средства защиты со стороны права (ст. 2 Факультативного протокола к Международному пакту о гражданских и политических правах).

Всякий международный правовой акт определяет универсальный набор прав, свобод и обязанностей, каковой имеет возможность обеспечить нормальную жизнедеятельность индивида. Данный каталог образовался в результате тысячелетней борьбы за свободу, а также социальный интерес и в нем закрепляются человеческие права первого и второго поколения.

После того, как завершилась вторая мировая война

стало создаваться третье поколение человеческих прав. Их можно охарактеризовать как права человека, а также права народов. Особенностью данных прав является то, что они коллективные и могут быть осуществлены не отдельным субъектом, а какой-либо общностью. К примеру, право на здоровую окружающую среду закреплено за индивидом, а право народов на формирование или самоопределение - коллективное, человек участвует в осуществлении таких прав, но это не есть его личный статус, а более того, это принадлежность к какой-либо общности.

ется тенденция относить к новому поколению человеческие права, которые конкретизируют индивидуальные права первых двух поколений (право на отличие, право на тишину и покой), а также некоторые новые коллективные права (право на солидарность, право на международное общение). Несомненно, человеческие права и права коллектива являются не такими быстрыми в развитии и далее, отражая формирование общественных отношений, рост личностных притязаний, что скорее всего потребует принятия новых документов международного типа, включающих наиболее значительный перечень человеческих прав.

В различных теориях о правах человека сегодня име-

Библиография:

1. Байтин М.А. О современном понимании права // Журнал российского права. 1999. № 1. С. 99-100.

2. Герцен А.И. Письма издалека. М., 1984. С. 331.

3. Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1972. С. 176.

4. Дж. Локк. Два трактата о правительстве. Сочинения в двух томах. М., 1967. Т. 2. С. 173.

5. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XVIII вв. М., 1957. С. 250.

6. Миронов О.О. Быть патриотом // Завтра. 2001. № 34.

7. Петров А.В., Юнусов А.А.Развитие общества и прав человека и гражданина // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Серия: Право. 2005. № 8 (48). С. 19-28.

8. Ростовщиков И.В. Права личности в России: их обеспечение и защита органами внутренних дел. Волгоград, 1997. С. 13. - С. 9.

9. Утченко С.Л. Политические учения Древнего Рима. М., 197. С. 41.

10. Юнусов М.А., Юнусов Э.А. Влияние конституционно-правовых обязанностей на выполнение служебного долга сотрудниками УИС России // В сборнике: Проблемы уголовной ответственности и наказания материалы научно-практического семинара, посвященного памяти профессоров В. А. Елеонского и Н. А. Огурцова. Под общей редакцией В. Ф. Лапшина. 2015. С. 188-192.

11. Юнусов Э.А. Юридическая природа обязанностей человека и гражданина // Право и государство: теория и практика. 2019. № 9 (177). С. 38-39.

12. Юнусов Э.А., Оленев М.Г. Международные стандарты исполнения наказаний в сфере исполнения наказаний без изоляции осужденного от общества // Уголовно-исполнительные инспекции: история, современное состояние и вопросы совершенствования деятельности Сборник материалов круглого стола, посвященного 100-летию создания уголовно-исполнительных инспекций. 2019. С. 285-290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.