Соуза-и-Силва Н.
ПРАВА, СМЕЖНЫЕ С АВТОРСКИМИ, В ПОРТУГАЛИИ, ИСПАНИИ И ЕВРОСОЮЗЕ
Реферат статьи: Sousa e Silva N. Direitos conexos (ao direito de autor). O regime em Portugal e em Espanha e no direito Comunitário // Revista da Ordem dos advogados. -Lisboa, 2016. - Ano 76, Vol. 1. - P. 355-445.
Ключевые слова: авторское право; смежные права; Португалия; Испания; Евросоюз.
Keywords: copyright; neighbouring rights; collective management; Portugal; Spane; The European Union.
Статья адвоката, преподавателя Португальского католического университета Порту Нуну Соузы-и-Силвы посвящена смежным правам. Смежные / «соседние» / «родственные» / «связанные» права (англ. «neighbouring rights», «related rights»; фр. «droit voisins», «droit connexes»; исп. «derechos afines»; нем. «verwandte Schutzrechte», «Leistungsschutzrechte», «Nachbarrechte»; ит. «diritti conessi») - сравнительно новый институт. Его формирование связано с появлением и развитием технологий записи, воспроизведения и передачи объектов авторских прав и преследует цель поощрить инвестиции в такую деятельность, а также защитить артистов-исполнителей, игра которых в новых условиях перестала быть чем-то эфемерным.
Изначально эти интересы защищались в рамках института недобросовестной конкуренции. Предметом самостоятельной международной охраны смежные права впервые стали в 1961 г., когда был выбран вариант принятия самостоятельной (Римской) конвенции по смежным правам, а не дополнения существующих.
В КАИС1111 смежные права получили признание только в 1985 г. (хотя и с обратной силой). Молодость института, считает Н. Соуза-и-Силва [с. 360], сказывается и на недостаточном внимании, которое ему уделяется в доктрине. Такая «маргинализация» типична именно для «стран авторского права». На те объекты, которые в «странах авторского права» охраняются в режиме смежных прав, в «странах копирайта» распространяется авторское право, там стандарты оригинальности мягче.
Н. Соуза-и-Силва отмечает, что в отношении музыкального альбома, передаваемого по радио, может существовать одновременно множество прав: на текст, музыку, на исполнение, на фонограмму и на вещание. И эти права независимы друг от друга -смежные от авторских и смежные между собой. И для законного использования такого исполненного, записанного и переданного произведения надо от всех правообладателей получить разрешение. Чтобы обеспечить использование объектов в условиях такого наслоения прав, нужны ограничения и исключения.
Есть и другие категории смежных прав. Например, авторское право не защищает деятельность спортсменов, новостные сообщения. Но на них можно было бы распространить смежные права. Со спортивной деятельностью так произошло во Франции (Спортивный кодекс) и Италии, а с новостными сообщениями -в Германии и Испании. Так что можно выделить две категории смежных прав - «классические», которые существуют в отношении объекта параллельно с авторскими (например, фонограммные права), и иные, у которых есть самостоятельный объект защиты (например, базы данных). Н. Соуза-и-Силва прослеживает развитие института на международном и европейском уровне и приходит к выводу о том, что в Португалии он нуждается в реформировании.
В отличие от других стран, в Португалии не охраняются не обладающие оригинальностью фотографии, описания культурных и спортивных событий, чертежи, типографское оформление опубликованных работ. Но закрытый характер перечня объектов смежных прав еще не означает, что прав, не вошедших в него, вообще не существует.
Помимо традиционно относимых к смежным прав артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм и видеозаписей, прав на радиовещание как таковых предлагается квалифицировать право на базу данных, на название работы, а также право публикатора на ранее не опубликованные неохраняемые произведения, на неохра-
няемые критические и научные работы, находящиеся в общественном достоянии. В доктрине высказано мнение об отнесении к смежным правам прав издателя и прав на спектакль [с. 379]. При более подробном рассмотрении прав артистов Н. Соуза-и-Силва отмечает, что в случае импровизации возникают авторские права, а не исполнительские; не могут считаться субъектами исполнительских прав стриптизеры и порноактеры, раз они не исполняют чьи-то произведения, а демонстрируют свое тело [с. 383-384].
Ст. 9 Римской конвенции предоставляет странам-участницам возможность признавать смежные права и за теми артистами, которые не исполняют произведения литературы и искусства, например за артистами цирка. Но Португалия этой возможностью не воспользовалась. В результате клоуны, престидижитаторы, акробаты остаются за пределами правовой защиты. Правда, их защита (равно как спортсменов и манекенщиц) возможна через признание авторских прав на номера. Н. Соуза-и-Силва приводит пример решения французского кассационного суда, согласно которому артисты, участвующие в реалити-шоу, - не исполнители [с. 384], а также положения Закона об авторском праве Австралии 1968 г., в котором установлено, что к исполнению не относится чтение новостей, занятия спортом и участие зрителей в представлении. Автор комментирует странную, по его словам, формулировку ст. 189 КАИСПП о том, что защита не распространяется на исполнение, осуществляемое по трудовому договору. Это положение должно толковаться ограничительно (в том смысле, что работник не имеет лишь права на дополнительное вознаграждение).
Объектами смежных прав по португальскому праву являются фонограммы и видеозаписи (которые следует отличать от фильмов, являющихся объектами авторских прав), причем признание смежных прав за изготовителями видеозаписей не основано на международных договорах. Третий объект смежных прав по португальскому праву - радиовещание, под которое подпадает эфирное вещание (радио- и теле-), но не передача по кабелю.
И наконец, есть смежные права, которые к таковым относит не кодекс, а доктрина, «смежные со смежными» [с. 393]. Это права sui generis изготовителей баз данных, вложившего в них «существенные инвестиции». За ними признается право запрещать извлечение и последующее использование всего или существенной части содержимого. При этом под базой данных понимается собрание независимых произведений, данных или иных элементов, систематизированных или методически упорядоченных, к которым есть
индивидуальный доступ электронными или иными средствами. Четыре решения Суда ЕС определили границы прав изготовителя базы данных, которые оказались более узкими, нежели можно было предположить. Во-первых, основанием для признания смежных прав на базу данных является лишь ее целенаправленное создание (BHB vs William Hill). Во-вторых, Суд ЕС дал толкование понятию «извлечение и последующее использование данных»: под ним должно пониматься любое несанкционированное извлечение всего содержимого базы данных или его части, даже несущественной, если в результате происходит накопление существенной ценности, в том числе и без использования технических средств (дело Directmedia Publishing); если такое извлечение и последующее использование лишает правообладателя возможности получать доходы от базы данных, которые компенсировали бы его инвестиции (дело Innoweb). Исключительное право на базу данных действует 15 лет, но этот срок может начинать течь заново с каждым новым существенным инвестированием в актуализацию или верификацию ее элементов.
Автор относит к смежным правам и право на название произведения (ст. 4 и 314 КАИС1111), сопоставляя условия охраноспособности данного объекта и средств индивидуализации [с. 396].
Еще одно из смежных прав - право публикатора. Цель его признания - стимулирование обнародования ранее не обнародованных работ, срок охраны авторских прав на которые уже истек. На такие произведения признаются исключительные права первого публикатора сроком на 25 лет. К примеру, в 2002 г. в берлинской библиотеке была обнаружена опера Вивальди «Монтесума», написанная в 1733 г. Права на нее стали предметом спора, который рассмотрел в 2009 г. Федеральный верховный суд Германии. Суд решил, что «негативные факты» доказать трудно, поэтому пусть публикатор заявит о том, что произведение не было обнародовано, а его оппонент опровергает этот факт. Заключения музыковедов о том, что в те времена в Венеции было принято выставлять партитуры на всеобщее обозрение, убедили суд в том, что произведение следует считать обнародованным, поэтому публикатор не приобрел исключительного права на него. Иную позицию в 2003 г. занял суд Магдебурга в споре по поводу «диска из Небры», известного артефакта 1600 г. до н.э., обнаруженного в 1999 г. при нелегальных раскопках. Суд решил, что раз этот предмет давно никто не видел, резюмируется, что он не был обнародован [с. 398].
Объектами смежных прав в Португалии признаются также критические и научные публикации, не охраняемые авторским правом. Срок их действия - 25 лет (в сравнении с 30 в Польше и 20 в Италии) [с. 399].
В целом же права издателя не получили в Португалии признания как смежные. Вместе с тем ст. 76 КАИСПП устанавливает обязательность при свободном использовании указывать издателя и выплачивать ему справедливое вознаграждение.
Право на постановку основано на ст. 117 КАИСПП, которая требует согласия авторов, артистов и постановщиков для записи, демонстрации и передачи спектакля в эфир. Однако, по мнению Н. Соузы-и-Силвы, оно охраняется не как абсолютное, а путем ограничения доступа в помещения, где проходят спектакли, и определения условий их посещения в договорном порядке. И если кто-то правомерно присутствует на спектакле и с согласия актеров осуществляет видеосъемку, а потом выкладывает видеозапись в Интернет, то по португальскому праву заставить ее удалить невозможно - нет оснований.
Н. Соуза-и-Силва также останавливается на отдельных правомочиях в составе смежных прав, на случаях свободного использования, а также на сроках охраны, которые для большинства «классических объектов смежных прав» составляют 50 лет (и начинают течь с момента, когда произошло исполнение, когда была произведена первая видеозапись или состоялась первая передача, или с момента, когда видеозапись была правомерно опубликована или доведена до публики). Есть и не вполне ясные положения закона о том, что этот срок может быть продлен до 70 лет для артистов-исполнителей, чье исполнение зафиксировано на фонограмме, а также для производителя фонограммы в случае, если она была правомерно опубликована или доведена до публики в течение 50 лет.
Статья завершается развернутыми рекомендациями автора по совершенствованию португальского законодательства о смежных правах и сравнительной таблицей, в которой права артистов-исполнителей, изготовителей фонограмм, звукозаписей и права вещательных организаций сопоставляются по таким признакам, как объект, субъект, состав правомочий, наличие неимущественных прав, срок действия.
Е.Г. Афанасьева, Е.А. Афанасьева