Научная статья на тему 'Права национальных меньшинств на Южном Кавказе'

Права национальных меньшинств на Южном Кавказе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
121
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЮЖНЫЙ КАВКАЗ / ГРУЗИЯ / АЗЕРБАЙДЖАН / АРМЕНИЯ / ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО / ПРАВА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ / ЭТНИЧЕСКАЯ ЧИСТКА / ТЕРРОРИЗМ / ГЕНОЦИД / ДЕПОРТАЦИЯ / ЗАКОНЫ / КОНСТИТУЦИЯ / SOUTH CAUCASUS / GEORGIA / AZERBAIJAN / ARMENIA / LEGAL STATE / RIGHTS OF NATIONAL MINORITIES / ETHNIC CLEANSING / TERRORISM / GENOCIDE / DEPORTATION / LAWS / CONSTITUTION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Омаров Вахид Аллахверди Оглу

В статье рассматривается вопрос о государственном строительстве и защите прав национальных меньшинств в странах Южного Кавказа Азербайджане, Грузии, Армении. Анализ показывает, что в двух странах Южного Кавказа, у двух стратегических партнеров, Азербайджане и Грузии, в соответствии национальным особенностям, законодательству, формируется гражданское общество, основанное на либерально-демократических ценностях, защищаются права национальных меньшинств, в то же время в Армении наблюдается авторитарный режим, управляемый «Карабахским кланом», который выдвигает территориальные претензии к соседним странам, которое «решает» проблему посредством насилия, терроризма и этнических чисток, является агрессивным государством. Армения подвергает истинных владельцев доступных ему территорий азербайджанцев геноциду, депортации, этническим чисткам поэтапно вытеснил их со своих историко-этнических земель, ущемляя других национальных меньшинств, превратилась в моноэтническое государство. Аннексировав и оккупировав азербайджанские земли, Армения выдвигает необоснованные территориальные претензии к Нахичевану и Нагорному Карабаху, в Абхазском регионе Грузии вместе с сепаратистами воевали против грузин в Абхазии, совершали массовые расправы, теперь выдвигают необоснованные территориальные претензии к региону Самцхе-Джавахетия, и даже к Тбилиси. Также в статье рассмотрена деятельность общественных и культурных организаций этнических меньшинств, проживающих в Азербайджане и Грузии. На основе систематических данных приведены статистические показатели в каждой из стран Южного Кавказа. Идея формирования правового государства является сложным и долгосрочным процессом. Проведен анализ того, как же этот процесс претворяется в жизнь в странах Южного Кавказа. Исследована также законодательная база данных государств, на основе которой проводятся соответствующие мероприятия. В статье рассмотрено положение национальных и этнических меньшинств в странах Южного Кавказа по отдельности на современном этапе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHTS OF NATIONAL MINORITIES IN SOUTH CAUCASUS

The article addresses the issue of state building and the protection of the rights of national minorities in the countries of the South Caucasus Azerbaijan, Georgia, Armenia. The analysis shows that in two countries of the South Caucasus, two strategic partners, Azerbaijan and Georgia, in accordance with national characteristics, legislation, civil society is formed based on liberal democratic values, the rights of national minorities are protected, at the same time an authoritarian regime is observed in Armenia, governed by the “Karabakh clan”, which makes territorial claims to neighboring countries, which “solves” the problem through violence, terrorism and ethnic cleansing, is is an aggressive state. Armenia exposes the true owners of the territories accessible to it Azerbaijanis to genocide, deportation, ethnic cleansing, gradually displacing them from their historical and ethnic lands, infringing other national minorities turned into a monoethnic state. Having annexed and occupied Azerbaijani lands, Armenia makes unreasonable territorial claims against Nakhichevan and Nagorno-Karabakh, in the Abkhazia region of Georgia, together with the separatists, fought against the Georgians in Abkhazia, carried out massacres, made unjustified territorial claims against the Samtskhe-Dzhavakheti, and even to Tbilisi. The article also discusses the activities of social and cultural organizations of ethnic minorities living in Azerbaijan and Georgia. Based on systematic data, statistical indicators are given in each of the countries of the South Caucasus. The idea of forming a state of law is a complex and long-term process. The analysis of how this process is being implemented in the countries of the South Caucasus has been carried out. The legislative database of states on the basis of which relevant activities are carried out has also been studied. The article considers the position of national and ethnic minorities in the countries of the South Caucasus separately at the present stage.

Текст научной работы на тему «Права национальных меньшинств на Южном Кавказе»

Omarov Vahid Allahverdi RIGHTS OF NATIONAL .

political sciences

UDC 327.56

ПРАВА НАЦИОНАЛЬНЫХ МЕНЬШИНСТВ НА ЮЖНОМ КАВКАЗЕ

© 2019

Омаров Вахид Аллахверди оглу, доктор философских наук по философии, заведующий отделом грузиноведения Института Кавказоведения Национальная Академия Наук Азербайджана (AZ1143, Азербайджанская Республика, Баку, пр. Г. Джавида, 113, e-mail: vahid-o@mail.ru)

Аннотация. В статье рассматривается вопрос о государственном строительстве и защите прав национальных меньшинств в странах Южного Кавказа - Азербайджане, Грузии, Армении. Анализ показывает, что в двух странах Южного Кавказа, у двух стратегических партнеров, Азербайджане и Грузии, в соответствии национальным особенностям, законодательству, формируется гражданское общество, основанное на либерально-демократических ценностях, защищаются права национальных меньшинств, в то же время в Армении наблюдается авторитарный режим, управляемый «Карабахским кланом», который выдвигает территориальные претензии к соседним странам, которое «решает» проблему посредством насилия, терроризма и этнических чисток, является агрессивным государством. Армения подвергает истинных владельцев доступных ему территорий - азербайджанцев геноциду, депортации, этническим чисткам поэтапно вытеснил их со своих историко-этнических земель, ущемляя других национальных меньшинств, превратилась в моноэтническое государство. Аннексировав и оккупировав азербайджанские земли, Армения выдвигает необоснованные территориальные претензии к Нахичевану и Нагорному Карабаху, в Абхазском регионе Грузии вместе с сепаратистами воевали против грузин в Абхазии, совершали массовые расправы, теперь выдвигают необоснованные территориальные претензии к региону Самцхе-Джавахетия, и даже к Тбилиси. Также в статье рассмотрена деятельность общественных и культурных организаций этнических меньшинств, проживающих в Азербайджане и Грузии. На основе систематических данных приведены статистические показатели в каждой из стран Южного Кавказа. Идея формирования правового государства является сложным и долгосрочным процессом. Проведен анализ того, как же этот процесс претворяется в жизнь в странах Южного Кавказа. Исследована также законодательная база данных государств, на основе которой проводятся соответствующие мероприятия. В статье рассмотрено положение национальных и этнических меньшинств в странах Южного Кавказа по отдельности на современном этапе.

Ключевые слова: Южный Кавказ, Грузия, Азербайджан, Армения, правовое государство, права национальных меньшинств, этническая чистка, терроризм, геноцид, депортация, законы, конституция.

RIGHTS OF NATIONAL MINORITIES IN SOUTH CAUCASUS

© 2019

Omarov Vahid Allahverdi, PhD in philosophy, Head of the Georgia region studies, Institute of Caucasian studies Azerbaijan National Academy of Sciences

(AZ1143, Azerbaijan Republic, Baku, G. Javid Ave, 113, e-mail: vahid-o@mail.ru)

Abstract. The article addresses the issue of state building and the protection of the rights of national minorities in the countries of the South Caucasus - Azerbaijan, Georgia, Armenia. The analysis shows that in two countries of the South Caucasus, two strategic partners, Azerbaijan and Georgia, in accordance with national characteristics, legislation, civil society is formed based on liberal democratic values, the rights of national minorities are protected, at the same time an authoritarian regime is observed in Armenia, governed by the "Karabakh clan", which makes territorial claims to neighboring countries, which "solves" the problem through violence, terrorism and ethnic cleansing, is is an aggressive state. Armenia exposes the true owners of the territories accessible to it - Azerbaijanis to genocide, deportation, ethnic cleansing, gradually displacing them from their historical and ethnic lands, infringing other national minorities turned into a monoethnic state. Having annexed and occupied Azerbaijani lands, Armenia makes unreasonable territorial claims against Nakhichevan and Nagorno-Karabakh, in the Abkhazia region of Georgia, together with the separatists, fought against the Georgians in Abkhazia, carried out massacres, made unjustified territorial claims against the Samtskhe-Dzhavakheti, and even to Tbilisi. The article also discusses the activities of social and cultural organizations of ethnic minorities living in Azerbaijan and Georgia. Based on systematic data, statistical indicators are given in each of the countries of the South Caucasus. The idea of forming a state of law is a complex and long-term process. The analysis of how this process is being implemented in the countries of the South Caucasus has been carried out. The legislative database of states on the basis of which relevant activities are carried out has also been studied. The article considers the position of national and ethnic minorities in the countries of the South Caucasus separately at the present stage.

Keywords: South Caucasus, Georgia, Azerbaijan, Armenia, legal state, rights of national minorities, ethnic cleansing, terrorism, genocide, deportation, laws, constitution.

Введение.

Три государства Южного Кавказа - Азербайджан, Грузия и Армения, которые обрели независимость к концу ХХ века, в своей конституции заявили, что общечеловеческие и национальные ценности отражают единство нации и гражданского общества, которое осуществляется путем формирования правового государства и гражданского общества. В имеющихся официальных документах, в законодательной базе, соответствующей международным стандартам, все было на своем месте. Все три страны заявили:

- построить демократическое, правовое, социальное государство;

- свобода слова и убеждений;

- о формировании демократической исполнительной (президент), законодательной (парламент), судебной власти;

- о защите прав и свобод человека и гражданина, на-

циональных меньшинств, независимо от их языка, религии, расы или политической принадлежности.

Но идея формирования правового государства является сложным и долгосрочным процессом. Как же этот процесс претворяется в жизнь в странах Южного Кавказа? Начнем с Грузии.

Положение национальных меньшинств в Грузии.

Хотя и официальным государственным языком в Грузии является грузинский язык, а основной религией грузин является православие, помимо грузин, здесь живут также турки-мусульмане, греки, месхетинские турки, азербайджанцы, аджарцы, армяне, евреи и другие народы, которые практикуют ислам, григорианство, иудаизм. Грузия является унитарным государством по устройству, включающее неотъемлемые части Грузии, это автономные республики Абхазию и Аджарию, и автономной области Южной Осетии.

Грузия, бывшая ранее демократической республикой

54

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)

политически науки

Омаров Вахид Аллахверди оглу ПРАВА НАЦИОНАЛЬНЫХ ...

с президентским правлением, позже, ограничив президентские полномочия, перешла в форму парламентской республики. После 1990 года в правовой системе Грузии произошли коренные изменения: были реализованы идеологический и политический плюрализм, рыночная экономика, обеспечение прав и свобод человека. «В 1995 г. принята новая демократическая Конституция Грузии, пронизанная западно-либеральным духом. Общепризнанные права и свободы человека объявлены непреходящими и высшими человеческими ценностями (ст.7). Практически отсутствуют сколь-нибудь конкретные положения о социально-экономической системе Республики и социально-экономических правах граждан.

По темпам правовых реформ Грузия опередила многие бывшие союзные республики. Приняты новые Гражданский (1997), Гражданско-процессуальный (1997), Уголовно-процессуальный (1998), Уголовный (1999), а также Воздушный (1996), Морской (1997), Налоговый (1997), Таможенный (1997) кодексы. Эти кодексы, как и принятые парламентом в 1992-1999 гг. несколько сотен законов, заложили основы современной правовой системы Грузии, демонстрирующей приверженность классическим принципам романо-германской семьи.

Несмотря на своеобразный, подчеркнуто «прозападный» характер постсоветского грузинского законодательства, правовая система Грузии сохраняет тесную связь с правовыми системами других государств - участников СНГ. Это проявляется в сходной структуре системы права, юридической технике, правовом мышлении и культуре, хотя различия постепенно растут.

Основным источником права в Грузии являются законодательные и иные нормативные правовые акты. Их иерархия включает Конституцию, общие и частные законы Парламента, указы Президента Республики, подзаконные акты министерств и ведомств, органов местного самоуправления» [1].

В Грузии, где абхазы, аджарцы, осетины, азербайджанцы, армяне и иные народы живут с грузинами в толерантной обстановке, в период правления первого президента, националиста З. Гамсахурдиа отношения с негрузинами резко обострились: с абхазами и осетинами начался прямой военный конфликт, азербайджанцы покинули свои родные места.

Грузия нарушила некоторые национальные права азербайджанцев. Еще во время президентства З. Гамсахурдиа были переименованы 32 деревни и не были восстановлены во время президентства последующих президентов и премьер-министров.

Фактически в Грузии начали строить национальное государство, в котором могли жить «спокойно» только грузины. Однако ухудшение экономической ситуации в результате побудило самих грузин покинуть родину, к которой они были привязаны. Профессор Грузинского института по общественным делам Торнике Шарашенидзе говорит: «Как известно, Грузия понесла огромные потери в 90-х: война в Южной Осетии, гражданская война в Абхазии, экономический коллапс.

Все эти испытания объясняются не только дефицитом политической культуры и отсутствием элементарного знания рыночной экономики, демократии и вообще государственного управления со стороны Грузии, но и еще и тем, что в Москве не простили Грузии «отступничества» и довольно жёстко сыграли на всех ее слабостях» [2].

Как видно, автор связывает все эти события с отсутствием элементарных знаний в области государственного строительства и с давлением извне.

В последующих правительствах Э. Шеварднадзе и М. Саакашвили строительство правового государства и прав национальных меньшинств шло в различных аспектах. Попытка Шеварднадзе разрешить абхазский вопрос военными путем не удалась, и его государственное стро-

ительство не оказало необходимого эффекта.

Корррупция расшатала основы государственного строительства. Борьба Саакашвили с коррупцией и демократические реформы также не привели к положительному результату. Саакашвили, поехавший во Францию за политической поддержкой, в своем выступлении в Институте политических исследований сказал: «Несмотря на эмбарго, войну и другие трудности, Грузия смогла провести серьезные реформы, сделала серьезные шаги по содействию бизнесу... Несмотря на то, что российские танки стоят недалеко от Тбилиси, Грузия посылает Европе сигнал, что она продолжает строительство правового государства, демонстрирует стремление к евроатлантическому пространству и создает лучшие условия для политического и экономического сотрудничества, - заявил М.Саакашвили» [3].

Однако команда Б. Иванишвили, заменившая М. Саакашвили, критикует его политику как в области государственного строительства, так и попытки обеспечить территориальную целостность путем Южной Осетии военной атаки. Эти неудачные попытки М. Саакашвили привели к оккупации Россией Абхазии и Южной Осетии и к общему ухудшению отношений с Грузией.

Когда Грузия стала членом Совета Европы, основное обязательство, которое оно взяло на себя, состояло в том, чтобы турки-месхетинцы вернулись на родину, но оно под различными предлогами не было выполнено.

Команда Иванишвили, за некоторыми исключениями, не преуспела в области государственного строительства и защиты прав национальных меньшинств. Российский политик и правозащитник Наталья Клевская в интервью «Эхо-Москва» проанализировала проблему государственного строительства и национальной политики в Грузии, и пришла к такому выводу, что: «новое руководство Грузии, ведомое Иванишвили, фактически похоронило все достижения прежней власти, и тот факт, что приговор в отношении Михаила Саакашвили в западных странах признан политическим и не подлежащим исполнению, говорит о том, что судебная система в государстве вновь стала ангажированной и антидемократической.

Причина неустойчивости системы, которую создал Саакашвили, была и остаётся в нерешенности территориального и межнационального конфликтов в Грузии. В Кремле и на Лубянке хорошо владеют техникой провокаций, подстрекательств и создания агентурной сети для имитации революций, сепаратизма и других форм дестабилизации, и поэтому по всему периметру границ национальный вопрос не дает покоя в тех республиках, где выбран вектор сближения с Западом и построение демократического правового государства» [4].

На сегодняшний день Грузия является многонациональной и толерантной страной. Здесь мирно сосуществуют представители разных национальностей и этносов.

Основное население Грузии составляют: грузины, азербайджанцы, армяне, русские, осетины, курды (ези-ды), а также греки, кистинцы (чеченцы), украинцы, евреи (в том числе грузинские евреи, курдские евреи и аш-кеназы), абхазы, ассирийцы, аварцы и др. [5].

Российский политолог ошибочно утверждает, что небольшая Грузия не смогла решить проблему Абхазии и Южной Осетии, так как она подвергалась «империализму и шовинизму», как и все постсоветские страны.

На самом деле провозглашение права на самоопределение двух национальных меньшинств в Грузии противоречит международному праву. Ведь и национальные меньшинства уже имели право на самоопределение. Абхазам даже был присвоен статус автономной республики.

Грузия видит свое будущее в восстановлении своей территориальной целостности и защите прав национальных меньшинств.

Положение этнических меньшинств в Азербайджане.

Omarov Vahid Allahverdi political

RIGHTS OF NATIONAL ... sciences

Азербайджанская Республика, которая поставила перед собой цель создания правового государства, считает верховенство права чрезвычайно важным в этой области. В процессе правового государственного строительства особое значение приобретает принцип законности. Нарушение Конституции, нарушение закона в Азербайджанской Республике не допускается.

Таблица 1- Национальный состав населения Грузинской ССР в 1989 и Грузии в 2002 и 2014 гг.

Национальность 1989 2002 М 2014

Всего 5400 341 100,00% 4371535 100,00% 3713304 100,00%

Грузины 3737393 70,13% 3661173 33,75% 3 224564 36,33%

Азер б ащжанць] 307556 5,69% 2S4761 6,51% 233024 6.27%

Армяне 437211 8,10% 243929 5,69% 163102 4,53%

Русские 341172 6,32% 67671 1,55% 26453 0,71%

Осетины 164055 3,04% 33023 0,37% 14335 0,39%

Езицы 13329 0,42% 12174 0,33%

Украинцы 52443 0,97% 7039 0,16% 6034 0,16%

Кистины 7110 0,16% 5697 0,15%

Греки 100324 1,56% 15166 0,35% 5544 0,15%

Ассирийцы 6206 0,11% 3299 0,08% 2377 0,06%

Евреи 24765 0,46% 3772 0,09%

Абхазы 95353 1,77% 3527 0,03%

Курды 33331 0,62% 2514 0,06%

Аварцы 4230 0,03% 1996 0,05%

Чеченцы 609 0,01% 1271 0,03%

Поляки 2014 0,04% S70 0,02%

Молдаване 2342 0,05% 824 0,02%

Немцы 1546 0,03% 651 0,01%

Белорусы 3595 0,16% 542 0,01%

Цыгане 1744 0,03% 472 0,01%

Турки 1375 0,03% 441 0,01%

Удины 93 0,00% 203 0,00%

Болгары 671 0,01% 133 0,00%

Литовцы 977 0,02% 134 0,00%

Латыши 530 0,01% 91 0,00%

Эстонцы 2316 0,04% 59 0,00%

Иранцы 123 0,00% 46 0,00%

Чехи 101 0,00% 46 0,00%

Лезгины 720 0,01% 44 0,00%

Иштши 170 0,00% 0 0,00%

Другие 21346 0,40% 2349 0,05% 14346 039%

Неуказали-'не ответили 1104 0,03%

Легитимность в Азербайджане - это правовой режим, который выражается всеми в точном и безотлагательном соблюдении и осуществлении нормативных правовых актов. Опыт процесса правового государственного строительства Азербайджана показывает, что принятие законов и других нормативных правовых актов является фундаментальной частью закона и связано с ним.

После обретения независимости защита национальных интересов была одной из главных задач государства.

Обеспечение законности в этой области привело к принятию первой национальной Конституции Азербайджанской Республики, а затем закона Азербайджанской Республики «О национальной безопасности». За то время, когда эти законы не были приняты, национальные интересы, отраженные в отдельных правовых актах, находились под влиянием закона. Однако сила закона требует принятия соответствующих нормативно-правовых актов.

Таким образом, это политико-правовой процесс, который включает в себя процесс выявления и формирования общественных отношений, которые нуждаются в правовом регулировании законности.

Государственные органы не только следят за исполнением законов, но и участвуют в осуществлении этой деятельности.

Содержание закона включает в себя не только выполнение государственными органами своих обязанностей и их осуществление, но и контроль над исполнением законов.

Создавая правовое государство, Азербайджан, наряду со своими историческими и национальными традициями, также пользовался демократическими принципами из мировой практики.

Были обеспечены следующие основные принципы правового государства:

1) Принцип верховенства закона._

2) Принцип реальности прав и свобод граждан.

3) Принцип взаимной ответственности государства и личности.

4) Принцип разделения власти на законодательную, исполнительную и судебную власть.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5) Судебный контроль, прокурорский контроль, арбитражный контроль за претворением в жизнь законов и т.д.

Реализация демократического государства - это не простой, а достаточно сложный, противоречивый процесс. Правовое государство в Азербайджане объединено с демократией.

Правовое государство, которое не полагается на демократию, не может быть интегрировано с миром.

В Азербайджане демократия основана на верховенстве закона и воспринимается как необходимость, основанная на установлении народовластия и уважении его институтов.

Демократия - сложный противоречивый процесс, который осуществляется во имя интересов народа. В то же время Азербайджан является многонациональной и многоконфессиональной страной, которая согласно национальной политике строится в традиционной толерантности и гармонии совместного проживания различных этнических и религиозных групп.

Закон гарантирует равенство прав и свобод для всех, независимо от происхождения, национальности, религии или языка. В течение нескольких столетий люди, принадлежащие к национальным меньшинствам, жили и живут в Азербайджанской Республике в мире и согласии с азербайджанским народом.

Поскольку Азербайджан является исторически уникальным многонациональным обществом, это многокультурное многонациональное наследие по-прежнему сохраняется в Азербайджане.

Трудности, возникающие в результате вооруженного конфликта с соседней Арменией, оккупировавшая 20% нашей страны, наряду с азербайджанцами, которые являются жертвами этнических чисток, организованных вооруженными силами и террористическими группами Армении, привели к тому что примерно 1 миллион человек стали беженцами (курды, русские, евреи и т.д.), и существование внутренней миграции, а также не смотря на то что остаётся проблемы переходный период, правительство Азербайджана продолжает свою последовательную политику защиты прав национальных меньшинств. Национальные меньшинства в Азербайджане составляют 9,4% от общего числа населения страны.

В соответствии со статьей 25 Конституции Азербайджанской Республики, каждому гарантируется равенство прав и свобод, независимо от расы, национальности, религии, языка и происхождения. Запрещается ограничивать права и свободы человека и гражданина по признаку расы, национальности, религии, языка, происхождения, убеждений, политической или социальной принадлежности.

Согласно статье 44 Конституции, каждый человек имеет право на национальную принадлежность. Никто не может быть вынужден изменить свою национальную принадлежность.

Государство гарантирует развитие и сохранение национальной культуры азербайджанского народа, а также культурную самобытность всех национальных меньшинств, проживающих на территории Азербайджанской Республики.

Указ Президента Азербайджанской Республики от 16 сентября 1992 года «О защите прав и свобод национальных меньшинств и этнических групп, проживающих в Азербайджане, а также языка и культуры» направлен на улучшение отношений между национальными меньшинствами и расширение их участия в создании правового государства.

В 2001 году Азербайджанская Республика подписала Европейскую хартию региональных языков или язы-Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)

политически науки

Омаров Вахид Аллахверди оглу ПРАВА НАЦИОНАЛЬНЫХ ...

ков меньшинств Совета Европы.

Таблица 2 - Структурный состав количества, языка и места компактного проживания национальных меньшинств в Азербайджанской Республике

Лезгины 178000 Лезгинский язык дагестанской группы кавказской языковой семьи, а также азербайджанскими русский языки Северные р айоны Азерб айджана

Русские 141700 группы Промышленные города, а также некоторые

Армяне 120700 Армянский язык Индоевропейской НагорныйКарабах,несмотрянато что Армения оккупировала азербайджанские земли, за пределами Нагорного Карабаха проживает около 30 тыс. армян, а также в

Талышн 76800 Талышскийязык Иранской группы Индоевропейской языковой семьи, а также азербайджанский язык Южные районАзербайджана

Авары 50900 Аварский язык Дагестанской группы Кавказской языковой семьи, а также азербайджанский язык Северные районы Азербайджана

Турки-месхетинцы 43400 Азер б айджанский язык Северные и низменные регионы Азербайджана

Татары 30000 Татарский язык Тюркской группы, а также русский язык Города Азербайджана

Украинцы 29000 Украинский язык восточнославянской группы, а также русский язык

Сахурцы 15900 Сахурскийязык Дагестанской труппыюго-восточной ветви, а также азер 6 айджанский язык Загатальский район

Грузины 14900 Грузинский язык картвельской группы Гиспшражш

Курды 13100 Курдский язык, относящийся к нр а некой языковой группе До военного конфликта с Арменией компактно прожнвалив Лачнне, Кельоеджаре. Гу бадлын Зангилане. После оккупациивынуждены переселиться в другие районы

10900 Татский язык иранской языковой группы Север ныер айоны

Евреи: делятся на (ашкенази), горскихи грузинских 8900 Иврит входящий в семитскую группу языков Губинскийрайони гор од Баку

Удины 4100 Удинский язык дагестанской Север ныер айоны

В Азербайджане есть десятки национальных культурных центров. Среди них: общество «Союз», русская община, славянский культурный центр, азербайджано-израильское сообщество, украинское сообщество, курдский культурный центр «Ронаи», «Самур» - лезгинский национальный центр, Азербайджанско-славянский культурный центр, культурный центр Тат, татарское культурное общество «Тищап4е1», Татарский культурный центр <^а§1щ», общество крымских татар «Крым», грузинское общество, гуманитарное сообщество грузин, сообщество «Инглой», чеченский культурный центр, «Ватан» - общество турок-месхетинцев, общество женщин турок-месхетинок «Сона», талышский культурный центр, аварское общество, сообщество горских евреев, сообщество европейских евреев (ашкеназов), грузино-еврейская община, гуманитарная ассоциации еврейских женщин, немецкая культурная община Капельхаус, культурный центр Удин, Польский культурный центр «Полоний», Международная талышская ассоциация «Мада», талышская ассоциация «Авеста», культурный центр удин «Орейн», культурный центр «Будук», культурный центр сахур.

В местах компактного проживания национальных меньшинств функционируют любительские общества, национальные и государственные театры, любительские объединения и группы.

Например, в Гусарском районе находятся лезгинский государственный театр, фольклорные коллективы талы-шей - в Астаринской и Ленкоранской областях.

Положение в Армении.

Одной из самых абсурдных проблем на Южном Кавказе является то, что некоторые из сепаратистских регионов, преподносятся отельными политологами как «законные, суверенные государства».

Например, русский политолог Андрей Николаев называет Абхазию «частично правовым государством», где по-прежнему преобладает кровная месть.

Недалекие заявления «чрезвычайного и полномочного посола» России в непризнанной Южной Осетии Эльбруса Каргиева о «формировании суверенного демократического правового государства», армянского по-

литолога Л. Ширинян о демократическом правовом государстве в сепаратистском Нагорном Карабахе может быть классифицировано только как продукт больного сознания.

Другой недалекий политический аналитик, Лариса Алавердян считает что «Арцах» регулирует правовое государство. Они даже не могут подобрать название древней азербайджанской земле Нагорный Карабах. Л. Алавердян делает так много лживых заявлений, что, по ее мнению, подобные выборы, которые были в «Арцахе» не проводились ни в Грузии, ни в Армении, ни в Азербайджане.

Стоит отметить, что Республика Армения, образованная на территории Азербайджана, самая агрессивная, террористическая страна на Южном Кавказе, которая хочет создать второе армянское государство в Нагорном Карабахе на исконных землях Азербайджана. Формально как будто Армения хочет создать правовое государство. Якобы «власть принадлежит народу», имеются такие институты власти, как президент, парламент, премьер-министр и конституционный суд.

Но нельзя забывать, что Армения является самой ин-толерантной страной в мире. Армения является моноэтнической страной, где, кроме армян, никто и не живет. Азербайджанцы, являющиеся реальными владельцами этих земель, подверглись геноциду, депортации, кровавому террору и этнической чистке, после того, как армяне перебрались на Кавказ. В 1905-1906 годах, 1918-1920, 1948-1953, 1988-1989 годах около двух миллионов азербайджанцев были депортированы, хотя официальные армянские источники утверждали, что азербайджанцы здесь не живут, обманули общественное мнение.

Председатель Армянской гражданской ассамблеи в Хельсинки Аветик Ишханян справедливо заявил, что «Конституция в Армении не является высшей ценностью, так как до сих пор в стране не сформировалось правовое государство. Конституция не была принята народом, а была навязана правящей элитой». По мнению Ишханяна, первую Конституцию в 1995 году элита создала для себя» [6].

Таким образом, Армения хочет создать мнимую «Великую Армению» за счет присвоения земель Азербайджана, России, Грузии, Ирана и Турции, что тесно связано с настоящим шовинизмом и империализмом.

Население Армении на 1 января 2018 года (стоящее на регистрационном учёте) составляло 3 млн. 51 тьгс. человек. Городское население составляло 63,96%. По данным переписи населения в 2011 году население Армении почти однородно: 98,11 % составляют армяне, 1,89 % — езиды, курды, ассирийцы, русские, украинцы, греки и другие.

Исторического максимума население Армении достигло в 1990 году (свыше 3,3 млн), в последующие годы численность населения в основном имела тенденцию к сокращению, главным образом из-за миграционного оттока [7].

Выводы.

Таким образом, в ходе исследования было выявлено, что в двух странах Южного Кавказа, двух стратегических партнеров - Азербайджане и Грузии, в соответствии с национальными особенностями, законодательством, формируется гражданское общество, основанное на либерально-демократических ценностях, защищаются права национальных меньшинств, в то же время в Армении наблюдается противоположная ситуация, когда власти страны выдвигают территориальные претензии к соседним странам, которая «решает» проблему посредством агрессии, насилия, терроризма и этнических чисток.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Республика Грузия //https: //ru.wikipedia. org/

2. Шарашенидзе Т. Что можно успеть за 20 лет? // www.gazeta. ru/comments/2011/12/28

Omarov Vahid Allahverdi RIGHTS OF NATIONAL ...

political sciences

3. Грузия продолжает строительство правового государства — Саакашвили // www.sputnik-georgia.ru/

4. Гулевская Н. Почему Грузия не смогла стать современным демократическим государством. // www.echo.msk.ru

5. Население Грузии // www. ru. wikipedia. org/

6. Армения не состоялась как правовое государство // www. reg-num.ru /news/polit/1024065. html (5.07.2008)

7. Население Армении // www.ru.wikipedia.org/wiki

58

Humanitarian Balkan Research. 2019. Т.3. № 2(4)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.