Научная статья на тему 'Права интеллектуальной собственности и банки'

Права интеллектуальной собственности и банки Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1188
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Права интеллектуальной собственности и банки»

Права интеллектуальной собственности и банки

А.В. Залесов

начальник юридического отдела ООО «Союзпатент», патентный поверенный Российской Федерации, евразийский патентный поверенный, кандидат юридических наук

Банки и иные кредитные учреждения в своей повседневной деятельности (иногда даже не отдавая себе в этом отчета) все чаще сталкиваются с объектами интеллектуальной собственности (ИС). Банки, как и любые коммерческие организации, участвуют в конкурентной борьбе, в которой права интеллектуальной собственности являются мощным оружием. Кроме того, банки и другие кредитные учреждения занимаются кредитованием и очень часто имеют дело с кредитованием различных бизнес-проектов, в которых предусмотрено использование объектов интеллектуальной собственности. Иными словами, в области ИС действующие в России банки и кредитные учреждения выступают в двух ипостасях:

1) как правообладатели прав на ИС и участники связанных с этим правоотношений;

2) как кредиторы по проектам, предусматривающим использование ИС.

В рамках статьи мы кратко рассмотрим оба названных аспекта банковской деятельности. Отправным тезисом является то, что для успешной работы банков руководству этих финансовых учреждений следует знать существующие в сфере интеллектуальной собственности проблемы и основные пути их решения.

Права интеллектуальной собственности - это предоставляемая законом возможность защитить свои достижения (результаты творческой деятельности и средства индивидуализации) от неправомерного использования конкурентом, что в условиях конкурентной борьбы является чрезвычай-

но важным. Правообладатель может использовать сам и запрещать использовать другим принадлежащую ему интеллектуальную собственность. Именно запрет неправомерного использования другими участниками рынка делает институт интеллектуальной собственности особым средством в конкурентной борьбе. Для общества в целом существование института интеллектуальной собственности является благом, так как он стимулирует создание новых технологических решений и ведет к техническому прогрессу. Кроме того, регулирование прав на средства индивидуализации (фирменные наименования, товарные знаки) позволяет потребителю отличать одного производителя товаров и услуг от другого.

За последние 12 лет (начиная с 1992 года, когда был приняты основные законы в области охраны промышленной собственности: Закон Российской Федерации «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, с изменениями от 2002 года (далее - Закон о товарных знаках) и Патентный закон Российской Федерации) в России создана отвечающая современным стандартам правовая база по регулированию отношений по поводу создания, использования и защиты интеллектуальной собственности. Данная правовая система отвечает всем международным стандартам, включая стандарты Соглашения ТРИПС Всемирной торговой организации - ВТО (хотя Россия еще только планирует вступить в эту организацию).

Основные существующие сегодня проблемы связаны не с отсутствием в нашей

стране необходимого законодательства, а со слабой активностью в области ИС самих хозяйствующих субъектов, которые зачастую не видят в интеллектуальной собственности ресурса для собственного развития и не понимают, как защищать свои права. Следует отметить, что статья 180 Уголовного кодекса Российской Федерации, статья 14.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, положения Закона о товарных знаках позволяют правообладателю достаточно эффективно защищать свои права, особенно, если он грамотно подходит к решению такой задачи. При этом в случае использования гражданско-правовой, административно-правовой или уголовной процедуры для защиты нарушенных прав от правообладателя требуется определенная инициатива, в частности обращение в правоохранительные органы или суд, написание соответствующих заявлений, а в случае гражданско-правовой процедуры, помимо этого, необходимо представить доказательства. Отечественные владельцы товарных знаков зачастую просто не знают, как действовать в случае нарушения их прав, поэтому обучение основам правовой охраны интеллектуальной собственности, о котором говорилось, представляется чрезвычайно важным.

Общепризнано, что права на товарный знак и иные права интеллектуальной собственности - это частные права хозяйствующих субъектов. Владельцы должны принимать должные меры по охране принадлежащих им прав. Установлено, что владельцы известных товарных знаков (российские и иностранные), последовательно проводящие работы по борьбе с контрафакцией, достигают достаточно хороших результатов. Полагаю, что программа дополнительных защитных маркировок (при ее экономической обоснованности) будет ими поддержана и использоваться. Те же из правообладателей, кто в основном сетует на нерадивость правоохранительных органов и не уделяет должное внимание своей собственности, продолжат создавать «большой процент» правообладателей, «страдающих от контрафакции». Подобное правовое «иждивенчество» ничем не оправдано.

К сожалению, даже банки, сотрудники юридических служб которых являются высококлассными специалистами в области интеллектуальной собственности, часто проявляют просто «детскую» наивность. Например, многие банки участвуют в международных платежных системах. В России почти все названия таких систем охраняются как товарные знаки для соответствующих услуг (правообладателями являются иностранные фирмы). При этом согласно Закону о товарных знаках использование такого товарного знака российским банком возможно только на основании лицензионного договора, который подлежит обязательной государственной регистрации в Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент), и без такой регистрации ничтожен. Результаты анализа деятельности некоторых банков показали, что они имеют договоры с иностранными правообладателями, но договоры не зарегистрированы (причем юристы банков об этом не знали). В соответствии с Законом о товарных знаках зарубежный правообладатель может потребовать от нарушителя прекращения использования товарного знака (так как ничтожный договор не порождает правовых последствий), возмещения ущерба или выплаты компенсации до 5 миллионов рублей.

Постараемся кратко осветить «генеральную линию» использования интеллектуальной собственности для банковских организаций. Отправным моментом, который следует помнить руководителям коммерческих структур в области интеллектуальной собственности, является следующее. Для возникновения прав на большинство объектов интеллектуальной собственности необходимо совершить определенные действия, а именно провести патентование и (или) регистрацию товарных знаков. Усилия руководителей фирм, в частности банков, по организации процесса патентования новых решений в области банковских технологий и регистрации товарных знаков на банковские продукты, а также по дальнейшему поддержанию, использованию и защите интеллектуальной собственности своих предприятий должны иметь системный характер, то есть

следует говорить о корпоративной политике в области интеллектуальной собственности. Отсутствие четкой корпоративной политики в области интеллектуальной собственности приводит к финансовым потерям и неминуемому отставанию от конкурента, обеспечивающего охрану принадлежащей ему интеллектуальной собственности.

Следует отметить, что построение портфеля прав интеллектуальной собственности и его использование одинаково важно и для крупных и для небольших предприятий, что в полной мере касается и банков. В зависимости от направления деятельности в патентном портфеле фирмы могут быть и патенты на изобретения, полезные модели и промышленные образцы, и свидетельства на товарные знаки (несколько реже - на право пользования наименованиями мест происхождения товара). Разумеется, у каждого банка имеется фирменное наименование, которое также входит в понятие «интеллектуальная собственность». Сравнительно новым, но коммерчески ценным объектом в портфеле прав интеллектуальной собственности является право администрирования домена. Для высокотехнологичных компаний основными будут патенты на изобретения и полезные модели, охраняющие новые разработки. Для производственных и торговых фирм, помимо изобретений и полезных моделей, крайне важно создать и продвигать на рынок собственные товарные знаки, позволяющие формировать у потребителя спрос именно на продукцию данной организации. В качестве промышленных образцов можно защищать дизайнерские решения практически в любой области промышленности. Для банков - это не только товарные знаки, защищающие новые банковские продукты (это в первую очередь), но и патенты на изобретения, с помощью которых можно получить исключительные права на новые банковские технологии (например технологический способ производства расчетов или обеспечения безопасности вкладов и т. д.).

Можно с уверенностью сказать, что вывод на рынок продукции или услуги без зарегистрированного товарного знака является анахронизмом в современных рыночных

условиях. Создание и продвижение товара или услуги на рынок могут быть успешными только одновременно с осуществлением регистрации и рекламирования товарного знака, с которым этот товар или услуга будут ассоциироваться у потребителя. Российская практика имеет множество успешных примеров создания и развития российских брендов. Именно товары под известными товарными знаками являются лидерами рынка, что доказывает важность этого объекта интеллектуальной собственности для конкурентоспособности продукции. В отношении банков, безусловно, «основным» товарным знаком (брендом) является наименование банка, которое также следует защищать в качестве товарного знака для всех проводимых банком операций.

В настоящее время массовый потребитель идентифицирует товар или услугу по товарному знаку, который отличает одного производителя от другого. С товарным знаком потребитель связывает определенные ожидания относительно качества товара. В частности, сильные позиции иностранных фирм на российском рынке товаров в значительной мере обусловлены тем, что они обладают широко известными товарными знаками. Иностранные фирмы, включая банки, разрабатывают и проводят собственную политику продвижения бренда на рынок. Помимо регистрации товарного знака и защиты прав на товарный знак, эта политика предусматривает проведение рекламной кампании, позиционирование на рынке в отношении определенного класса потребителей и реализацию товаров соответствующего качества. Таким образом, происходит так называемое формирование бренда, иными словами, хорошо известного потребителю и пользующегося хорошей репутацией товарного знака. В дальнейшем сформированный таким образом бренд уже работает на своего владельца, побуждая старых и новых потребителей на покупку товаров этого производителя. Наглядным примером является вхождение в российский рынок банковских услуг иностранных банков (например «СИТИБАНК», «Райффайзен Банк» и другие), которые успешно вошли на рынок, в том числе за счет

своего товарного знака, права на использование которого они передали своим дочерним банкам, организованным как российские юридические лица (обладающим куда меньшим уставным капиталом, чем их учредители). Массовый российский потребитель банковских услуг считает, что «СИТИБАНК» в Москве и «СИТИБАНК» в США -это один банк и открывает в нем счет, не задумываясь о «сложных юридических материях», состоящих в том, что он де-юре открывает счет в недавно организованном российском банке, а не в иностранном банке с вековой историей.

Важно помнить, что все договоры, предоставляющие право на использование прав интеллектуальной собственности (товарные знаки, изобретения и т. п.), считаются лицензионными договорами и подлежат обязательной государственной регистрации в Роспатенте, а без такой регистрации они не действительны. Если предоставляется право на использование фирменного наименования (договор коммерческой концессии), то он подлежит регистрации в налоговых органах. Если в договоре затронуты права на использование и фирменного наименования, и товарного знака (изобретения, полезной модели или промышленного образца), то такой договор регистрируется в обоих указанных органах государственной власти.

Следует отметить, что если отечественные фирмы, включая банки, в целом понимают необходимость правовой охраны товарных знаков, то в отношении других объектов интеллектуальной собственности (изобретений, полезных моделей, промышленных образцов) этого сказать нельзя. Пока у отечественных менеджеров, к сожалению, нет понимания того, что практически любую новую разработку, в том числе банковскую технологию, которую предполагается использовать коммерчески, можно и нужно защищать патентом.

Отечественные разработчики и производители часто жалуются на отсутствие четкой государственной инновационной политики. Есть основания надеяться, что государственный подход к инновационной сфере улучшится. Вместе с тем сидеть и ждать,

когда государство предпримет необходимые шаги, не совсем оправданно. Сложные инновационные процессы в масштабах одной фирмы или банка можно свести к простому подходу - каждое новое используемое коммерчески изделие или оказываемая услуга (способ ее оказания) нужно пытаться защитить как интеллектуальную собственность. Затраты на патентование при пересчете в себестоимость продукции или услуги очень и очень невелики. Следует учитывать, что на территории России патентные права может подтверждать патент Российской Федерации, а также евразийский патент, выдаваемый Евразийским патентным ведомством и действующий, помимо России, еще в девяти странах СНГ.

Некоторые организации, осваивая выпуск новой продукции, считают, что используемые нововведения не настолько существенны, чтобы их можно было защитить в качестве изобретения. Безусловно, в каждом конкретном случае точную оценку может дать только патентовед, но зачастую объект для патентования присутствует. Кроме того, даже небольшое новшество в конструкции обеспечивает патентоспособность изделия в качестве полезной модели, а патент на полезную модель позволит иметь исключительное право в течение 8 лет со всеми вытекающими из этого конкурентными преимуществами. Если будет получен патент на изобретение, то владелец будет иметь исключительные права в течение 20 лет. Любая вновь разработанная оригинальная внешняя форма товара может быть защищена патентом на промышленный образец, действие которого может продлиться до 15 лет (хотя, конечно, важность патентов на промышленный образец для банка не столь велика, как, например, патент на изобретение на новую систему расчетов). Таким образом, подобный внимательный подход к защите своих достижений в виде интеллектуальной собственности позволит отечественным производителям иметь гарантии, что в конкурентной борьбе их разработки не будут беззастенчиво использоваться конкурентом.

Не менее важным является своевременное получение прав администрирования до-

мена, тождественного фирменному наименованию и товарным знакам банка (например НАЗВАНИЕБАНКА^и), так как в современных российских реалиях очень распространенным стало явление захвата привлекательных доменов и последующего шантажа (с целью перепродажи) владельцев товарных знаков, «опоздавших» это сделать. Судебные споры, связанные с такими вопросами, сложны и не всегда разрешаются в пользу владельца товарного знака (хотя положительная динамика имеется). Регистрация доменов осуществляется посредством обращения в специализированную организацию - РосНИИРОС (в настоящее время собственно регистрацией занимается подведомственный РОсНИИИРОС регистратор РУ-Центр) - и заключения с ней соответствующего договора.

Рассмотренные проблемы касались специфики деятельности банков как правообладателей прав на ИС и участников правоотношений по поводу прав на ИС. Но, как отмечалось в начале статьи, банки также сталкиваются с проблемами кредитования проектов, в которых предполагается использовать интеллектуальную собственность. При решении вопроса о выдаче кредитов под обеспечение в виде объектов ИС целесообразно иметь в виду следующее:

• выступая кредиторами по сделкам с ИС банки нуждаются в объективной независимой оценки объекта ИС (оценка рисков, связанных с внедрением). Существующие сегодня методики оценки ИС «грешат» большими допущениями в отношении будущего рынка инновационной продукции. Необходима действительно независимая оценка ИС, выполняемая оценщиком, которому банк мог бы доверять;

• бизнес-проект без зарегистрированного товарного знака или патента на изобретение (технологические проекты) обречен на провал. Кредитование бизнес проекта, не предусматривающего охрану ИС, весьма рискованно, так как такой проект не защищен от недобросовестных действий конкурентов;

• возможно кредитование под залог прав на ИС. Евразийское патентное ведомство регистрирует договор залога евразийского патента. Договоры залога патента Российской Федерации не регистрируются;

• необходимы консультации со специалистами по ИС в кредитных проектах в области высоких технологий, так как в случае кредитования проектов, в которых предполагается использовать интеллектуальную собственность, важны юридические и экономические (технологические) аспекты применения ИС.

В заключение хочу сказать, что сложные проблемы по созданию и дальнейшей защите интеллектуальной собственности проще решать, пользуясь услугами фирм патентных поверенных. В настоящее время услуги патентного поверенного необходимы каждому хозяйствующему субъекту, стремящемуся занять достойное место на современном рынке, что в полной мере относится и к банкам. Фирмы патентных поверенных имеют опыт и готовы оказать квалифицированные услуги по разработке регламента патентно-лицензионной работы, и, конечно, готовы помочь при патентовании и регистрации товарных знаков, составлении и регистрации лицензионных договоров, а также защите прав на объекты интеллектуальной собственности в судебных и административных органах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.