Научная статья на тему 'Права и свободы человека и гражданина, ограничиваемые при заключении под стражу в ходе уголовного судопроизводства: понятие и содержание'

Права и свободы человека и гражданина, ограничиваемые при заключении под стражу в ходе уголовного судопроизводства: понятие и содержание Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3325
282
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВОБОДА / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА / ОГРАНИЧЕНИЕ ПРАВА НА СВОБОДУ / ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУ / FREEDOM / HUMAN AND CIVIL RIGHTS / RESTRICTION OF FREEDOM / TAKING INTO CUSTODY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнов Владимир Николаевич

В статье рассматриваются такие категории, как «свобода» и «права человека», а также основания и порядок ограничения конституционно закрепленного права человека на свободу при заключении под стражу в ходе уголовного судопроизводства, а вместе с тем и ограничение других, конституционно закрепленных прав человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RIGHTS AND FREEDOMS OF MAN AND CITIZEN, LIMITED BY DETENTION IN CRIMINAL PROCEEDINGS: THE CONCEPT AND CONTENT

The article deals with categories such as "freedom" and "human rights", as well as the grounds and procedures for limiting the constitutionally enshrined rights to freedom under detention in criminal proceedings, and with it the limitation of other, constitutionally enshrined human rights.

Текст научной работы на тему «Права и свободы человека и гражданина, ограничиваемые при заключении под стражу в ходе уголовного судопроизводства: понятие и содержание»

К специфической форме контроля относят обращения граждан, содержащие оценку деятельности работников правоохранительного органа [3, с. 135]. Как представляется, в настоящее время указанная форма контроля должна развиваться и укрепляться, поскольку в ней выражается относительно объективная характеристика деятельности органа правоохраны со стороны граждан, в этом наблюдается воля населения, настроение народа по отношению к политике государства в области правоохранительной деятельности, поэтому необходимо максимизировать роль данного института. От такого рода контроля во многом зависит эффективность работы всей правоохранительной системы Российской Федерации.

Таким образом, вышесказанное свидетельствует о необходимости комплексного изучения организационно-управленческой деятельности правоохранительных органов Российской Федерации и, в частности, совершенствования внутрифункци-ональной стороны деятельности правоохранительных органов. Требуется тщательный подход, включая разработку и реализацию дополнительных мероприятий организационно-практического характе-

ра, направленных на улучшение организации контроля в правоохранительных органах Российской Федерации как особой и ключевой функции управления в правоохранительной деятельности.

Библиографический список

1. Корнеев В.В. Система контроля - элемент управленческой функции внутрисистемного управления органами внутренних дел // Общество и право. - 2010. - № 4 (СПС «КонсультантПлюс», раздел «Комментарии законодательства»).

2. Кобзарев Ф.М. Организация работы в прокуратуре города, района. Методические материалы к семинару. - М.: ИПК РК Генеральной прокуратуры РФ, 2006.

3. Смирнов А.Ф. Основы организации и управления в органах прокуратуры: Учеб. / Ин-т повышения квалификации руковод. кадров Генпрокуратуры РФ. - М., 2004.

4. Смирнов Э.А. Теория организации: Учеб. пособие. - М.: Инфра-М, 2006. - 248 с.

5. Федеральный Закон Российской Федерации от 07.02.2011 № З-ФЗ «О Полиции». - Ст. 50 // СПС «КонсультантПлюс», раздел «Законодательство».

УДК 343

Смирнов Владимир Николаевич

Академия Гэнеральной прокуратуры Российской Федерации (г. Москва)

ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА, ОГРАНИЧИВАЕМЫЕ ПРИ ЗАКЛЮЧЕНИИ ПОД СТРАЖУ В ХОДЕ УГОЛОВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА: ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ

В статье рассматриваются такие категории, как «свобода» и «права человека», а также основания и порядок ограничения конституционно закрепленного права человека на свободу при заключении под стражу в ходе уголовного судопроизводства, а вместе с тем и ограничение других, конституционно закрепленных прав человека.

Ключевые слова: свобода, права человека и гражданина, ограничение права на свободу, заключение под стражу.

В каком бы государстве ни находился человек, в месте ли своего постоянного жительства или пребывания, он остается свободным существом, находящимся под защитой мирового сообщества, собственного государства, гражданином которого он является, а также государства, в котором он находится. Состояние свободы не даруется какой-либо публичной властью, а принадлежит человеку в силу его рождения.

Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции исполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело свобода как субъективная возмож-

ность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода слова). В этом смысле термин «свобода» по существу тождествен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле этого слова [5, с. 186].

Состояние свободы реализуется через субъективные права, которые указывают направления и формы использования свободы. Эти права носят естественно-правовой характер, а потому неотъемлемы и неотчуждаемы. Они сохраняются за человеком даже тогда, когда он сам от них отказывается. Однако на пути свободы всегда стоит государство, создаваемое людьми для поддержания усло-

372

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Смирнов В.Н., 2012

вий реализации свободы. Государство через законы закрепляет права и свободы человека, и тогда они становятся мерой возможного, то есть обретают границы дозволенного. Закрепление, охрана, поддержание прав и свобод, создание условий для их претворения в жизнь составляют длительную цепь правовых актов и действий, начало которым кладет конституция.

Права человека - одна из вечных проблем человечества, которая неизменно находится в центре внимания философской, политической, правовой, религиозной, этической мысли. Тот перечень прав человека, который ныне зафиксирован в международно-правовых документах, - результат длительного исторического формирования эталонов и стандартов, ставших критерием современного демократического общества.

В современном понимании права человека - это социальные и юридические возможности пользоваться материальными, социальными и иными благами. Иногда права человека определяют как меру возможного поведения человека в обществе, то есть возможность совершать действия, не запрещенные законом [6, с. 425].

Права человека принадлежат каждому члену общества и составляют одну из важнейших общечеловеческих ценностей. Государство обязано обеспечить их реализацию.

Институт прав человека представляет собой совокупность принципов права, присущих как международному, так и внутригосударственному праву и отражающих исторически достигнутый уровень демократизма и гуманности общества. Отсюда особое юридическое качество данного института: ни международный договор, ни национальное законодательство не могут ограничить права человека. Это основано на концепции основных прав человека.

В ч. 2 ст. 17 Конституции РФ закреплено, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.

Кроме того, в ч. 2 ст. 55 Конституции РФ указано, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Базой для принятия российских конституционных норм о правах и свободах человека и гражданина послужили международные правовые акты универсального характера: Всеобщая декларация прав человека 1948 года, международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года, международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 года. Оба пакта подписаны и ратифицированы СССР и вступили в силу для Российской Федерации как правопреемницы бывшего СССР.

Важно отметить, что Российская Федерация вступила в 1996 году в Совет Европы и подписала

ряд европейских конвенций, в том числе Конвенцию о защите прав человека и основных свобод.

Таким образом, международные стандарты прав и свобод человека, сформированные исходя из всемирного опыта и воплощающие тенденции современного прогресса, определяют нормативный минимум для государственной регламентации данного института с допустимыми отступлениями от этого стандарта в направлении его повышения или конкретизации.

Необходимо отличать категорию «права человека» от категории «права гражданина». Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина - из позитивного, хотя и те и другие имеют общеобязательный характер.

Права человека являются исходными, они присущи всем людям от рождения независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут, или нет, а права гражданина включают в себя те права, которые закрепляют за лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство).

Таким образом, каждый гражданин того или иного государства обладает всем комплексом прав, относящихся к общепризнанным правам человека, плюс всеми правами гражданина, признаваемыми в данном государстве.

В наше время при возросшей миграции населения разных стран, и прежде всего рабочей силы и беженцев, а также в связи с развитием широких контактов в мире бизнеса, науки и культуры в каждой стране постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые по разным причинам или временно не приобретают гражданство государства пребывания. Их положение определяется только статусом прав человека, который, однако, охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.

В связи с этим конституции стран мира, следуя установившейся в международно-правовых актах терминологии, говоря о правах человека, употребляют слова: «каждый имеет право...», «никто не может быть лишен.», «все», «личность». Права человека подразумеваются и в тех случаях, когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность государства что-то «гарантировать», «признавать» или «охранять». Когда же речь идет о правах, предоставляемых только лицам, имеющих гражданство данного государства, то употребляется четкая формулировка «граждане имеют право». Следовательно, за терминологическим различием стоит различие правового статуса, то есть объема прав и обязанностей человека и гражданина [5, с. 190].

Развитие общества неизбежно рождает ситуации, требующие от государства ограничить отдельные права и свободы. Поскольку главная опасность

необоснованного ограничения исходит от исполнительной власти, конституции обычно предусматривают возможность ограничения основных прав только законом или на основании закона, то есть актами, в принятии которых исполнительная власть прямо не участвует.

Так, в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Таким образом, в отдельных случаях и только федеральным законом права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены, но лишь в тех целях, которые перечислены в статье.

При применении к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу происходит ограничение закрепленного в ст. 22 Конституции РФ права на свободу и личную неприкосновенность, которое также закреплено в ст. 10 УПК РФ и является принципом уголовного судопроизводства.

Конституционное право на свободу является одним из наиболее значимых и емких социальных благ. Оно предоставляет людям возможность пользоваться личной (гражданской), политической, экономической и духовно-культурной свободой, создавая тем самым условия, необходимые для всестороннего развития личности, обеспечения функционирования демократического общества в целом.

В соответствии со ст. 1 Всеобщей декларации прав человека, «все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Исходя из закрепленного в Декларации идеала свободной личности, Международный пакт о гражданских и политических правах, в частности, предусматривает, что каждый человек имеет право на свободу и личную неприкосновенность (п. 1 ст. 9); никто не должен содержаться в рабстве, в подневольном состоянии, не должен понуждаться к принудительному труду (ст. 8).

Из положений названных и иных международно-правовых документов видно, что право на свободу трактуется достаточно широко, охватывая сферу как физической (биологической), так и социальной жизни человека.

Право на свободу, так же как и права на жизнь и достоинство личности, является объемным, сложносоставным правомочием, включающим в себя комплекс конкретных прав и свобод, реализуемых в различных сферах.

Одним из важнейших элементов свободы личности является его личная неприкосновенность -наиболее значительное право человека, которое он приобретает от рождения. Это означает, что каждый, независимо от пола, национальности, веро-

исповедания и т.п., вправе совершать любые действия, не противоречащие закону, не подвергаясь какому-либо принуждению или ограничению в правах со стороны кого бы то ни было.

Институт личной неприкосновенности включает физическую (это сама жизнь, здоровье человека, его физическое состояние) и морально-духовную неприкосновенность (честь, достоинство личности).

Обеспечение физической неприкосновенности личности предполагает создание достаточных гарантий от каких-либо посягательств на ее жизнь, здоровье, половую неприкосновенность, свободу физической активности как со стороны государства в лице его органов и должностных лиц, так и со стороны отдельных людей. Обеспечение морально-духовной неприкосновенности охватывает комплекс мер, направленных на защиту от посягательств на нравственное и психическое здоровье личности, интеллектуальную и волевую сферу сознания человека.

Право, провозглашенное в ч. 1 ст. 22 Конституции, включает, в том числе, право не подвергаться ограничениям, которые связаны с применением таких принудительных мер, как задержание, арест, заключение под стражу или лишение свободы во всех иных формах без предусмотренных законом оснований, санкции суда, а также сверх установленных либо контролируемых сроков.

Вместе с тем, будучи неотчуждаемым и принадлежащим каждому от рождения, право на свободу в силу ч. 2 ст. 22 Конституции может быть правомерно ограничено при аресте, заключении под стражу и содержании под стражей.

В своем Постановлении от 03.05.1995 № 4-П Конституционный Суд РФ отмечал, что не только реальные ограничения, но и выявившаяся их опасность, прежде всего угроза потерять свободу, нарушают неприкосновенность личности, в том числе психическую, оказывает давление на сознание и поступки человека. Любой опасности ограничения свободы и личной неприкосновенности должно противостоять право на судебное обжалование, которое гарантирует проверку, в том числе законных оснований для вынесения решения о заключении под стражу, и защиту от произвольных ограничений этих прав.

Законными основаниями для избрания меры пресечения, в том числе в виде заключения под стражу (ареста), является наличие достаточных оснований полагать, что подозреваемый или обвиняемый 1) скроется от дознания, предварительного следствия или суда; 2) может продолжить заниматься преступной деятельностью; 3) может угрожать свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо иным путем воспрепятствовать производству по уголовному делу. Мера пресечения может избирать-

374

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

ся также для обеспечения исполнения приговора (ст. 97 УПК). При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения и определении ее вида и наличии соответствующих оснований должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (ст. 99 УПК).

Общим основанием для применения меры пресечения является возбуждение уголовного дела по факту совершения преступления и предъявление обвинения в его совершении конкретному лицу. В исключительных случаях мера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого. При этом обвинение ему должно быть предъявлено в срок не позднее 10 суток с момента задержания, а при подозрении в совершении ряда преступлений в основном террористического характера (ст. 205, 205.1, 206, 208, 209, 277-281 и 360 УК) -не позднее 30 суток. Если в эти сроки обвинение не будет предъявлено, то мера пресечения немедленно отменяется (ст. 100 УПК).

Срок содержания под стражей в период предварительного следствия исчисляется с момента задержания (заключения под стражу) до направления прокурором уголовного дела в суд (ч. 9 ст. 109 УПК).

В своих решениях Конституционный Суд неоднократно обращался к процедуре habeas corpus и выработал основные принципы ее применения. Судебная процедура признается эффективным механизмом защиты прав и свобод, если она отвечает требованиям справедливости и основывается на конституционных принципах состязательности и равноправия сторон. При решении вопросов, связанных с содержанием под стражей в качестве меры пресечения, это предполагает участие в процессе обвиняемого и его защитника, обеспечение сторонам возможности довести свою позицию до сведения суда и представить в ее подтверждение необходимые доказательства.

Судебное решение об избрании такой меры пресечения, как заключение под стражу, может быть вынесено при исследовании судом фактических и правовых оснований, предусмотренных законом и при условии подтверждения их достаточными данными материалов дела. При этом суд основывается на собственной оценке обстоятельств дела, а не только на аргументах, изложенных в ходатайстве стороны обвинения или при продлении срока, в ранее вынесенном постановлении судьи об избрании данной меры. Продлевая действие этой меры либо отказываясь от ее продления, судья не просто соглашается или не соглашается с постановлением о заключении лица под стражу, а принимает соответствующее решение исходя из анализа всего комплекса обстоятельств, в том числе связанных с пе-

реходом уголовного судопроизводства в другую стадию, что может быть обусловлено появлением новых оснований оставления без изменения или изменения меры пресечения и требует предоставления лицу, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, права на участие в этих судебных процедурах.

Решение суда должно быть вынесено в пределах срока 48 часов с момента задержания. Предусмотренную ч. 7 ст. 108 УПК возможность продления срока задержания не более 72 часов по ходатайству одной из сторон для предоставления ею дополнительных доказательств обоснованности или необоснованности избрания меры пресечения в виде заключения под стражу суд признал не противоречащей Конституции, поскольку такое решение выносится судом при условии признания им задержания законным и обоснованным.

Постановление суда во всяком случае должно быть мотивированным. Оно может быть обжаловано в кассационном и надзорном порядке. При этом отсутствие каких-либо процедурных правил может быть восполнено судом путем непосредственного применения ч. 1 ст. 46 и ч. 3 ст. 123 Конституции и использования процессуальной аналогии.

Таким образом, при применении к лицу меры пресечения в виде заключения под стражу происходит ограничение закрепленного в Конституции РФ права на свободу и личную неприкосновенность, основания и порядок правомерного ограничения данного права установлены законом (УПК РФ).

Но так как право на свободу и личную неприкосновенность понимается достаточно широко, то при его ограничении, в частности при заключении лица под стражу, можно также говорить одновременно об ограничении других прав граждан, а именно закрепленного в ст. 23 и 24 Конституции РФ права на неприкосновенность частной жизни, закрепленного в ст. 27 Конституции РФ права на свободу передвижения и других.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации, 1993 г.

2. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

3. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г.

4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2002 г., с изменениями и дополнениями.

5. БаглайМ.В. Конституционное право Российской Федерации: учебник. - 8-е изд., изм. и доп. -М.: Норма, 2009.

6. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Эксмо, 2007.

7. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. - 2-е изд., перераб., доп. - М.: Эксмо, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.