DOI 10.47643/1815-1337_2023_4_100 УДК 341; 327
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА В ЕВРОПЕЙСКОМ СОЮЗЕ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ: В КОНТЕКСТЕ НОВЫХ ВЫЗОВОВ ВРЕМЕНИ Human rights in the European Union and the People's Republic of China: in the context of the new challenges of the time
СЛЕПЦОВ Анатолий Николаевич,
кандидат юридических наук, заведующий кафедрой юридического факультета, Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. 677007, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42. E-mail: uyandi@mail.ru;
ИВАНОВА Ирина Анатольевна,
магистрант юридического факультета,
Северо-Восточный федеральный университет им. М.К. Аммосова. 677007, Россия, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, ул. Кулаковского, 42. E-mail: irina.sleptsova00@gmail.com;
Sleptcov Anatolii Nikolaevich,
PhD in Law, Head of Department Faculty of Law, M.K. Ammosov North-Eastern Federal University. 677007, Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Kulakovsky str., 42. Email: uyandi@mail.ru;
Ivanova Irina Anatolyevna,
student Faculty of Law North-Eastern Federal University them. M.K. Ammosova. 677007, Russia, Republic of Sakha (Yakutia), Yakutsk, Kulakovsky str., 42. E-mail: irina.sleptsova00@gmail.com
Краткая аннотация. В статье проведено сравнительное исследование состояния прав человека в Европейском союзе и Китайской народной республике. В настоящее время «проблемы прав человека» являются поводом Запада для вмешательства во внутренние дела других государств с целью реализации национальных интересов и устранения конкурентов в мировой арене. Современный мир находится в системном кризисе, идет смена парадигмы понимания права, которая призвана установить новое понимание основных принципов международного права и регулировать новые общественные отношения в многополярном мире на основе консенсуса.
Abstract. The article provides a comparative study of the state of human rights in the European Union and the People's Republic of China. At present, "human rights issues" are the reason for the West to interfere in the internal affairs of other states in order to realize national interests and eliminate competitors in the world arena. The modern world is in a systemic crisis, there is a paradigm shift in the understanding of law, which is designed to establish a new understanding of the basic principles of international law and regulate new social relations in a multipolar world on the basis of consensus.
Ключевые слова: международное право, права человека, верховенство закона, ценности, Европейский союз, Китай, многополярный мир, мировой порядок.
Keywords: international law, human rights, rule of law, values, European Union, China, multipolar world, world order.
Для цитирования: Слепцов А.Н., Иванова И.А. Права человека в Европейском союзе и Китайской Народной Республике: в контексте новых вызовов времени//Право и государство: теория и практика. 2023. № 4(220). С. 100-102. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_100.
For citation: Sleptsov A.N., Ivanova I.A. Human rights in the European Union and the People's Republic of China: in the context of new challenges of the time // Law and state: theory and practice. 2023. No. 4(220). pp. 100-102. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_4_100.
Статья поступила в редакцию: 24.02.2023
В свете новых вызовов времени актуальной становится вопрос: каким будет будущий многополярный мир, международное право, права человека.
21 октября 2021 года Президент РФ В.В. Путин принял участие в пленарной сессии XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» в своем выступлении он описал то, каким он видит будущий миропорядок "Смысл сегодняшнего исторического момента как раз и состоит в том, что перед всеми цивилизациями, государствами и их интеграционными объединениями действительно открываются возможности для своего, демократического, оригинального пути развития. И прежде всего мы считаем, что новый миропорядок должен основываться на законе и праве, быть свободным, самобытным и справедливым"[13].
Отношения Европейского союза и Китайской Народной Республики, на которых приходится 30% мировой торговли и почти четверть населения Земли, характеризует амбивалентность и нелинейная динамика развития. В 90-е годы Евросоюз, появившийся в нынешнем виде, стал важным партнером для Китая и агентом его социализации в постбиполярной международной системе. В основе подхода ЕС была вера в «двойную либерализацию» — возможность использования либерализации экономики для политической либерализации коммунистического Китая [11]. В настоящее время отношения ЕС и КНР находятся под жестким давлением США, в своих отчетах по правам человека Евросоюз неоднократно заявлял о готовности предпринимать меры в случае продолжающегося нарушения прав человека в Китае.[17].
Как справедливо отмечает Е.А. Матвиенко «Отправной точкой рассуждений в этом вопросе должно, на наш взгляд, стать безусловное признание историчности прав человека, а также их органической связи с культурой общества (с правовой культурой — в особенности). Такое видение принципиально отличает современную повестку дня от классической европейской. Мыслители Нового времени рассматривали есте-ственное-правовые постулаты как абсолютные и незыблемые... Сегодня ограниченность такого подхода очевидна. Признание прав и свобод человека в качестве основополагающего принципа общественного устройства есть историческое завоевание человечества. Как и все историче-
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
ское, такое признание имеет преходящий характер» [10 С.254] и может принимать разные формы по мере исторического развития общества.
Действительно, будучи закрепленными по итогам второй мировой войны в международных договорах и в Уставе Организации объединенных наций, а также в Конституциях - основных законах государств, права и свободы человека декларируются большинством современных государств как высшая ценность, но до полной реализации этих норм в жизнь еще далеко.
Несмотря на признание и подписание Всеобщей декларации прав человека, начиная с 80-х годов XX века страны Африки и Азии стали выступать с критикой принципа универсальности прав и свобод человека, закрепленного во Всеобщей декларации, называя его абстрактным, нереальным, отражающим лишь европейские ценности и не учитывающим национальные, религиозные, исторические, географические особенности каждого государства. Указанная позиция ярко выявилась в выступлениях представителей Китая, Кубы, Индонезии, Сирии, Пакистана, Йемена, Сингапура в период проведения Второй всемирной конференции по правам человека (с 14 по 25 июня 1993 г.). Они заявили о новой концепции прав человека, в отличие от традиционной западной, суть которой сводилась к следующему: а) основное внимание должно уделяться региональной специфике отдельных стран при трактовке и применении прав человека; б) социально-экономическим правам должен отдаваться приоритет перед гражданскими и политическими, "причем акцент делается на особую значимость коллективных прав в ущерб индивидуальным правам"; в) установление статуса личности относится к исключительно внутренней компетенции государства, поэтому принцип невмешательства во внутренние дела государства должен быть определяющим даже при грубых нарушениях прав человека[1].
Китай активно выступает в защиту целей и принципов Устава ООН, направленных на содействие правам и основным свободам человека, решительно выступает против применения некоторыми государствами двойных стандартов в области прав человека по отношению к другим, особенно развивающимся странам, против навязывания другим собственной модели, против гегемонистских попыток вмешательства во внутренние дела других стран под предлогом "проблемы прав человека"[12].
Можно согласиться с точкой зрения В.Д.Зорькина. [3]. «Если рассмотреть эту проблему через призму взаимодействия национального и международного правопорядков, то можно изучить проблему поиска идеального права с точки зрения конфликта между определённым универсальным подходом с единственным основанием и национальными идентичностями, вобравшими индивидуальный исторический и социологический опыты каждой отдельно взятой страны.. .Соответственно, данный подход отнюдь не исключает рецепцию хорошо зарекомендовавших себя правовых институтов, сформировавшихся в иных правовых системах, он лишь предполагает, что такое "заимствование" не должно навязываться».
Идеи естественного равенства людей — равенства по природе, столь существенные для понимания прав человека, были высказаны древнегреческими софистами (Протагор, Антифонт, Ликофрон) и китайскими мыслителями (Лао-Цзы, Конфуций) еще в VI—IV вв. до н. э. [11].
Один из основоположников европейского права Гуго Гроций подчеркивает: «Естественное право... столь незыблемо, что не может быть изменено даже самим Богом» [2 С.71].
Следует отметить, что особенностью западной концепции прав человека является также «аксиологический примат прав над обязанностями», сущность которого заключается в идеализации прав и замалчивании норм об обязанностях [7, С.328]. Либерализм стремится к свободе человека от стеснений, налагаемых религией, традицией, государством к общественным реформам, имеющим целью свободу личности и общества [9]. В европейской концепции прав человека наивысшей ценностью является отдельно взятый человек и его интересы, а интересы общества, коллектива и семьи вторичны.
Концепции прав человека Европы и КНР имеют схожие черты так как исходят из норм международного права, но при этом понимание и толкование природы прав человека Китая имеет свои принципиальные особенности.
Начнем с того, что, название государства, Китайской народной республики говорит о многом, прежде всего, о приоритете народа и его интересов, социалистическом пути развития.
Конституция Китайской народной республики, принятая еще в 1982 году, во второй главе закрепляет права человека, при этом дополняя их обязанностями, без которых, по убеждению китайцев, нормы права остаются лишь декларацией. Главная особенность китайской природы прав человека заключается в тесно взаимосвязанных с правами обязанностях, которые являются важнейшим элементом общественных правовых отношений. Это подтверждается в статье 33 Конституции «каждый гражданин пользуется правами, предусмотренными Конституцией и законами, и в то же время должен выполнять обязанности, предусмотренные Конституцией и законами» [8].
Согласно Конституции КНР, труд является правом и «почетной обязанностью всех трудоспособных граждан» [8]. Государство ориентировано на экономическое развитие, так как считает, что «когда бедность и отсутствие достаточного питания и одежды являются обычным явлением, а основные потребности людей не гарантированы», то о правах человека не может быть и речи [14, С.392].
В Европейской социальной хартии в статьях 1-4 лишь конкретизируются права работников, например «каждый должен иметь возможность зарабатывать себе на жизнь свободно выбираемым трудом», «все работники имеют право на справедливые условия труда», «все работники имеют право на справедливое вознаграждение за труд, обеспечивающее им и их семьям достойный уровень жизни» [4], про обязанность трудиться нормы нет.
Недавно в Китае вышла в свет Белая книга, посвященная построению в стране общества среднего достатка, в котором с позиций удовлетворения нужд и повышения уровня жизни людей рассматриваются вопросы прав человека. В книге приводится ряд конкретных фактов. «В стране многое сделано для уменьшения социального неравенства. Самое главное: права человека в Китае обеспечиваются за счет человеческого развития, индекс которого, по данным Программы ООН по развитию (ПРООН) с 1990 по 2019 год повысился почти в два раза, что вывело КНР в группу стран с высоким уровнем развития» [6].
Статья 51 Конституции КНР регламентирует: «Осуществляя свои свободы и права, граждане Китайской Народной Республики не должны наносить ущерб интересам государства, общества и коллектива, законным свободам и правам иных граждан» [8].
Здесь же мы можем проследить китайскую иерархию ценностей (китайскую специфику): на первом месте стоит само государство, на втором - общество, на третьем - коллектив, далее гражданин и человек соответственно.
В Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод говорится, что «ничто в настоящей Конвенции не может толковаться как означающее, что какое-либо Государство, какая-либо группа лиц или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на упразднение прав и свобод, признанных в настоящей Конвенции, или на их ограничение в большей мере, чем это предусматривается в Конвенции» [5].
Современную позицию Китая о пути развития прав человека в стране изложил официальный представитель МИД КНР Ван Вэньбинь на пресс-конференции от 21 октября 2022 г. Он подчеркнул, что «после 18-го съезда КПК уважение и охрана прав человека рассматривается как важная работа в управлении государством. Китай стремится к повышению уровня жизни в стране, тем самым обеспечивая их права на безопасность и качество жизни. С улучшением экономики и благосостояния граждан институт прав человека также развивается..» [14]. «Если в Европе право рассматривается само по себе как носитель легитимности и ценность, то в Китае действует традиционно функционалистский подход к праву, согласно которому закон есть средство достижения конкретных выгод» [15].
Заключение
Концепции природы прав человека и перечень общественных ценностей Китая и Запада конкурируют друг с другом, и определить, какая из них отвечает запросам на устойчивое развитие мирового сообщества, покажет время. Но при этом следует отметить, что китайский социализм превосходит западную альтернативу, о чем свидетельствует результаты национального социалистического развития с китайской спецификой, бурный экономический рост и улучшение качества жизни населения. Поэтому мы можем говорить о смене парадигмы понимания права, в частности международного права с западного восприятия прав человека, на новое, отражающее приоритеты многополярного мира признающее универсальные фундаментальные ценности права и традиционные ценности общества, права индивидуальной свободы и сильного национального государства.
Библиогра фия:
1) Бахмин В. И. Вторая Всемирная конференция по правам человека // Московский журнал международного права. 1. 1994. С. 150-156.
2) Гроций Г О праве войны и мира. М., 1994. С. 71,72.
3) Зорькин В. Право будущего - это те же вечные ценности свободы и справедливости// Российская газета-Федеральный выпуск № 83 (8137). 2020
4) Европейская социальная хартия // Серии европейских договоров от 3 мая 1996 г. № 163 // URL: https://docs.cntd.ru/document/901991974
5) Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950) (с изм. от 24.06.2013) (вместе с "Протоколом [N 1]" (Подписан в г. Париже 20.03.1952), "Протоколом N 4 об обеспечении некоторых прав и свобод помимо тех, которые уже включены в Конвенцию и первый Протокол к ней" (Подписан в г. Страсбурге 16.09.1963), "Протоколом N 7" (Подписан в г. Страсбурге 22.11.1984)) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/
6) ИА REGNUM. https://regnum.ru/news/polit/3343547.htm.
7) Калинин А.Ю. Правообразование с позиций структурно-функционального подхода. - М.: Проспект, 2011. - 529 с.
8) Конституция КНР, принятая на 5-й сессии Всекитайского собрания народных представителей 5-го созыва 4 декабря 1982 г. (с изм. 12.04.1988, 29.03.1993, 15.03.1999, 14.03.2004, 11.03.2018) // URL: https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/
9) Либерализм [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Либерализм#cite_ref-2 (дата обращения: 10.11.2022).
10) Матвиенко Е.А. Права человека в XXI столетии: новые вызовы и угрозы // Юридическая наука и практика: Вестник Нижнегородской академии МВД России. №1 (57) 2022. С.253-258.
11) Нерсесянц В.С. Права человека в истории политической и правовой мысли // Права человека в истории человечества и в современном мире. М.,
1989. С. 25.
12) Прогресс Китая в защите прав человека (Белая книга) // Все о Китае из первых рук http://russian.china.org.cn/russian/3.
13) Пленарная сессия XVIII заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай», http: // kremlin.ru > events > president > news.
14) Пресс-конференция 21 октября 2022 г. у официального представителя МИД КНР Ван Вэньбиня // URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/mtfw/ce_cegw_chn/202210/t20221023_10790504.html
15) Ruhlig T. How China approaches international law: Implications for Europe // URL: https://www.eias.org/wp-content/uploads/2016/03/EU_Asia_at_a_Glance_Ruhlig_2018_China_International_Law.pdf
16) Rïihlig T. Towards a more principled European China Policy? Democracy, Human Rights and the Rule of Law in EU-China Relations. Études de l'Ifri // Ifri. 2020. URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/
17) Hong Kong: EU report highlights alarming political deterioration // European Commission. 12.03.2021. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_21_1086 7 Евросоюз вступился за Литву в ее конфликте с Китаем // Интерфакс. 08.12.2021.
References:
1) Bakhmin V. I. Second World Conference on Human Rights // Moscow Journal of International Law. 1. 1994. S. 150-156.
2) Grotius G. About the law of war and peace. M., 1994. S. 71.72.
3) Zorkin V. The right of the future is the same eternal values of freedom and justice / / Rossiyskaya gazeta-Federal issue No. 83 (8137). 2020
4) European Social Charter // Series of European Treaties dated May 3, 1996 No. 163 // URL: https://docs.cntd.ru/document/901991974
5) European Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms (Concluded in Rome on 04/11/1950) (as amended on 06/24/2013) (together with "Protocol [N 1]" (Signed in Paris on 03/20/1952) , "Protocol No. 4 on ensuring certain rights and freedoms other than those already included in the Convention and the first Protocol to it" (Signed in Strasbourg on September 16, 1963), "Protocol No. 7" (Signed in Strasbourg on November 22, 1984 )) // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_29160/
6) IA REGNUM. https://regnum.ru/news/polit/3343547.htm.
7) Kalinin A.Yu. Law formation from the standpoint of the structural-functional approach. - M.: Prospekt, 2011. - 529 p.
8) The Constitution of the People's Republic of China, adopted at the 5th session of the National People's Congress of the 5th convocation on December 4, 1982 (as amended on 04/12/1988, 03/29/1993, 03/15/1999, 03/14/2004, 03/11/2018) // URL: https://chinalaw.center/constitutional_law/china_constitution_revised_2018_russian/
9) Liberalism [Electronic resource]: Wikipedia. Free Encyclopedia. Access mode: https://ru.wikipedia.org/wiki/Liberalism#cite_ref-2 (date of access: 11/10/2022).
10) Matvienko E.A. Human Rights in the 21st Century: New Challenges and Threats // Legal Science and Practice: Bulletin of the Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. No. 1 (57) 2022. P. 253-258.
11) Nersesyants V.S. Human rights in the history of political and legal thought // Human rights in the history of mankind and in the modern world. M., 1989. S. 25.
12) China's progress in protecting human rights (White Paper) // All about China first hand http://russian.china.org.cn/russian/3.
13) Plenary session of the XVIII meeting of the Valdai International Discussion Club, http: // kremlin.ru > events > president > news.
14) Press conference on October 21, 2022 with the official representative of the Ministry of Foreign Affairs of the PRC, Wang Wenbin // URL: https://www.fmprc.gov.cn/rus/mtfw/ce_cegw_chn/202210/t20221023_10790504.htm
15) Ruhlig T. How China approaches international law: Implications for Europe // URL: https://www.eias.org/wp-content/uploads/2016/03/EU_Asia_at_a_Glance_Ruhlig_2018_China_International_Law.pdf
16) Rlhlig T. Towards a more principled European China Policy? Democracy, Human Rights and the Rule of Law in EU-China Relations. Études de l'Ifri // Ifri. 2020. URL: https://www.ifri.org/sites/default/files/
17) Hong Kong: EU report highlights alarming political deterioration // European Commission. 03/12/2021. URL: https://ec.europa.eu/commission/presscorner/detail/en/ip_21_1086 7 The European Union stood up for Lithuania in its conflict with China // Interfax. 08.12.2021.