Задорин М. Ю.
Аспирант, ассистент кафедры международного права и основ правоведения,
Поморский государственный университет им. М.В. Ломоносова в г. Архангельск
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ШАРИАТ: КРАТКИЙ ПОЛИТИКО-ПРАВОВОЙ ОЧЕРК
Аннотация
Статья посвящена актуальному вопросу соотношения международных институтов прав человека и норм шариата в условиях глобализации и интеграции. Определяются болевые точки соприкосновения западноевропейской и восточно-исламской правовой системы. Поднимается вопрос о преодолении взаимных противоречий при условии соблюдения основополагающих прав человека.
Ключевые слова: международное право, права человека, шариат Keywords: international law, human rights, sharia
Современная система международного права прав человека стала складываться лишь в середине XX столетия. Предыдущие века общественные механизмы были целиком и полностью связаны лишь с интересами семей, общин, племен, кланов, отдельных государств. Человек как система биологических и социальных потребностей рассматривался лишь в качестве инструмента для реализации коллективных и государственных задач. Лишь попытки отдельных религиозных учений и философских концепций были отражением тех противоречий, неизбежно возникающих в обществах, где человек не является одной из высших ценностей. Такими учениями были, прежде всего, буддизм, зародившийся еще около 500 года до н.э., а также христианские ценности, появившиеся как целостная мировоззренческая система в I веке н.э. Идеи гуманизма, социального партнерства, гражданской ответственности, и, отчасти, непротивления злу (буддизм), всецело и полностью охватывали эти религии.
В эпоху Нового времени появляются гуманистические концепции светского характера, главной ценностью в которых объявлялся человек. Вдогонку светской этике формируется внутригосударственное право отдельно взятых стран, объявляющих права и свободы личности незыблемыми. Это, прежде всего, Билль о правах, французская Декларация прав человека и гражданина, Конституция США, Франции, Польши и т.д.
После 1945 года, ознаменованного принятием Устава ООН, а также в дальнейшем Декларации прав и свобод человека 1948 года, Международных пактов о гражданских, политических, социальных, культурных и духовных правах 1966 года и т.д. становится очевидным, что человек, как высшая ценность, ставится во главу угла западноевропейских ценностей, и, в связи с этим, нормотворческого процесса.
И вот тут возникает главный вопрос: является ли западноевропейская «эволюция» прав человека приемлемой для всех ныне существующих политико-правовых и цивилизационных систем? Очевидно, что нет.
Одной из таких конфликтных для западного мировоззрения зон (наряду с племенной) является исламская. Ислам, как целостная мировоззренческая система, была сформирована в начале 7-го столетия н.э., и по сей день является одной из самых ортодоксальных и неизменных. Являясь своеобразным синкретизмом ветхозаветного иудаизма, новозаветного христианства и древних арабских языческих культов периода Джахилии, ислам представляет собой не только религию, и даже не просто идеологию, а скорее масштабную всепроникающую систему морально-этических ценностей и правовой доктрины (шариат). Более того, являясь абсолютно статичной в своей основе, ислам крайне не гибок, и не поддается синтезу или изменениям, исходя из потребностей современного общества и цивилизационных («западных») установок. Ислам крайне
сложно поддается реформированию, если вообще поддается. Именно поэтому современное международное право прав человека нередко сталкивается с сопротивлением в признании внутри исламского общества.
В этой статье я продемонстрирую лишь некоторые и наиболее болезненные моменты взаимоотношений между западноевропейскими ценностями прав человека и исламским шариатом.
Противоречия норм исламского права
Право на свободу совести и религии
Несмотря на существование весьма прогрессивного документа, изданного в 1981 году, под названием Исламская декларация прав человека, даже в ней присутствует некий элемент двусмысленности, а, порой, и откровенные коллизии между отдельными нормами (что впрочем, не редкость и для Сунны, которая часто входит в противоречие с Кораном). В качестве примеров этих разночтений можно привести хотя бы 2 противоречащие друг другу нормы относительно свободы вероисповедания, которые могут вызывать серьезные вопросы при толковании [1].
В главе XIII Право на Свободу Религии говорится: «Каждый человек имеет право на свободу совести и поклонения в соответствии с его религиозными верованиями», а глава XII Право на Свободу Веры, Мысли и Слова, пункт е) подтверждает это положение: «е) Никто не должен быть презираем, не должны высмеиваться религиозные верования других и на этой почве не должно быть подстрекательств к враждебности в обществе против инакомыслящих; должно быть уважительное отношение к религиозным чувствам других: - это обязательно для всех Мусульман».
Но, с другой стороны, в той же Преамбуле не говорится о запрете дискриминации по религиозному признаку: «мы, как Мусульмане, которые верят... g) в наше обязательство установить Исламский порядок: I) согласно которому все люди равны, и ни один не должен быть привилегирован, или же испытывать неудобства или дискриминацию из-за расы, цвета кожи, пола, происхождения или языка». Слово религия отсутствует в списке условий недискриминации.
А если обратиться к главе XII Право на Свободу Веры, Мысли и Слова, то здесь мы увидим довольно неоднозначную норму: «а) Каждый человек имеет право выражать свои мысли и убеждения, пока он остается в пределах ограничений, предписанных Законом. Однако никто, не имеет права распространять неправду или сообщения, которые могут нарушить общественное спокойствие, распространять клевету, инсинуации, дискредитирующие других людей». Под законом в этой норме имеется в виду Коран и Сунна, как пояснено пункте 1, Ь) Объяснительных Примечаний Декларации. То есть по логике этой нормы, если убеждения отдельно взятой личности противоречат нормам Корана и Сунны, то человек не вправе их распространять в исламском обществе, так как с позиции шариата это может быть воспринято как «фитна», то есть нарушение общественного порядка внутри исламской «уммы» (общины), в том числе в отношении религиозных убеждений человека.
Согласно Корану[5] (в дальнейшем примечание в скобках с указанием номера суры и аята), с одной стороны, человек волен в выборе своих религиозных и этических убеждений: «Нет принуждения в религии» (Коран, 2:256). Но с другой стороны есть абсолютно противоположная сура: «Сражайтесь с теми, кто не верует в Аллаха (иудеями, христианами) и в последний день, не запрещает того, что запретил Аллах и Его посланник, и не подчиняется религии истинной (не желает принимать ислам) — из тех, которым ниспослано писание, пока они не дадут откупа своей рукой, будучи униженными (регулярный налог для иноверцев за право на жизнь)» (Коран, 9:29). Этот перевод осуществлен академиком Игнатием Крачковским, который в свою очередь подтверждается авторитетным толкованием от Аль-мунтахаб фи тафсир аль-Куран аль-Карим: «О вы, которые уверовали! Сражайтесь с теми из обладателей Писания, которые
не веруют в Аллаха должным образом: не признают воскрешения в Судный день и воздаяния, не считают запрещённым то, что не дозволено Аллахом и Его посланником, и не веруют в истинную религию — ислам. Сражайтесь с ними до тех пор, пока они не уверуют или не дадут джизийу своей собственной рукой, обессиленные и смиренные, чтобы пополнить бюджет мусульманской общины»[3]. Таким образом, мы видим явное противоречие между двумя сурами, которые были переданы Мухаммеду в форме откровения в разные годы его жизни. Мединские суры отличаются толерантностью и терпимостью, а мекканские уже призывают к активному прозелитизму, вплоть до физического уничтожения тех, кто не принимает исламскую доктрину мироздания, что в прочем и выразилось в дальнейшем в завоевательную политику Халифата от Азии до Европы.
Более того, если мы обратимся к достоверным хадисам, повествующим о правоприменительной практике самого пророка Мухаммеда и первых халифов, то мы увидим, что право человека на свободу совести не соблюдалось вовсе. Так, в достоверных хадисах от Сахих-Аль-Бухари[7] (в дальнейшем примечание в скобках с указанием номера хадиса) читаем: «Не дозволено проливать кровь мусульманина, за исключением трех случаев: прелюбодеяние, и когда кто-нибудь отступается от своей религии и покидает общину»[7,25], «Убейте того, кто поменяет свою религию»[7,25], «Однажды Му'аз, объезжавший свою территорию и оказавшийся близ от границ Абу Мусы, приехал к нему верхом на своей мулице и увидел, что Абу Муса сидит в окружении людей, а перед ним находится какой-то человек, руки которого были привязаны к его шее. Му'аз спросил его: «О 'Абдуллах ибн Къайс, что это?» Абу Муса ответил: «Это — человек, отступившийся от веры после того, как он принял Ислам». Му'аз сказал: «Я не спущусь вниз, пока его не казнят!» Абу Муса сказал: «Его только для этого и привели, так что можешь спускаться». Му'аз снова сказал: «Я не спущусь вниз, пока его не казнят!» И тогда по приказу Абу Мусы этого человека казнили» [7].
Авторитетные имамы подтверждают эти строки своими фетвами. Имам Малик сказал: Хадис «Убейте того, кто сменил свою религию» касается того, кто вышел из Ислама и вошел в неверие»[23], имам аш-Шафи'и говорил: «Тот, кто из ширка перешел в иман, а затем из имана перешел в ширк, то если это совершеннолетние мужчина или женщина, то следует их призывать к покаянию. Если они покаются, то их покаяние принимается, а если нет, то их следует казнить!»[23]. Сунна является правовым источником, и поведение Мухаммеда - это как нравственный, так и нормативно-ориентирующий вектор существующей исламской юридической правоприменительной практики.
В итоге можно сделать вывод о том, что шариатские нормы в области свободы вероисповедания идут в полное противоречие со статьей 18 Всеобщей декларации прав человека, статьей 5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, статьей 9 Европейской конвенции о защите прав человека.
Право на критику и свободу выражения мысли
В соответствии с главой XII Право на Свободу Веры, Мысли и Слова Исламской декларации прав человека:
Не должно быть никаких препятствий на распространение информации, только если это не вызывает безопасности общества или государства и не ограничено рамками Закона».
И тут мы опять вынуждены обратиться к Сунне, как одному из важнейших источников исламского права. Согласно мнению большинства авторитетных исламских богословов, которые одновременно с этим являются отцами и корифеями исламского права, любой критик ислама и пророка Мухаммеда приравнивается к вероотступнику. Имам Аз-Захаби: «Тот, кто ругает сподвижников, тот вероотступник». Среди убитых критиков ислама по прямому приказу Мухаммеда, числятся Кааб ибн Ашраф и Кааб бин
Зухайр - известные поэты. В Сунне пророка сказано: «Если бы он успокоился подобно тому, как успокоились те, кто разделял его мнение, то его не убили бы. Но он причинял нам вред, и он клеветал на нас своими стихами, и ни кому из вас не стоит поступать также, иначе вы будете иметь дело с нашими мечами[7]. Имеется фетва известного исламского богослова XIX столетия Ибн Теймии: «И это является доводом, что оскорбление Аллаха и Его посланника есть причина для того, чтобы мусульмане убивали каждого, кто сделает это (оскорбит Пророка), даже если между ними договор, даже если между ними перемирие!». И Ибн Мунзир сказал: «Единогласны ученые, что ругающего Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) надо казнить!». И это мнение исламских ученых Малика, аль Лайса, Ахмада, Исхага, Шафи и Нумана Абу Ханифы[22].
В большинстве исламских стран уголовное законодательство предусматривает единственное наказание за богохульство - смертную казнь. В декабре 2010 года к подобной мере наказания был приговорен пакистанский врач Наушад Валияни, который был обвинен по статье за критику ислама, согласно закону «О богохульстве»[17]. Месяцем ранее в том же Пакистане к смертной казни за критику ислама и Мухаммеда была приговорена 45-летняя христианка Азия Биби, которая заявила, что христиане ничуть не хуже мусульман. Ее слова были восприняты как богохульство[16]. Аналогичный случай произошел 3 года назад в Афганистане, где журналист Саид Первиз Камбахш суд афганского города Мазари-Шариф (северная провинция Балх) приговорил его к смертной казни через повешение. Камбахш был на основании показаний его университетских однокурсников, заявивших, что он «издевался над исламом и Кораном, опубликовал статью, в которой пророк обвинялся в игнорировании прав женщин»[14].
Право человека на критику и свободу слова фактически не может быть реализовано из-за страха сурового наказания.
Право на личную неприкосновенность и защиту чести и достоинства личности
Ислам очень строго подходит к вопросам интимной жизни супругов, и добрачные половые связи являются запрещенными (Коран, 17:32) уличенные в этом деянии подвергаются публичному наказанию до 100 ударов плетью: «Прелюбодея и прелюбодейку - побивайте каждого из них сотней ударов. Пусть не овладевает вами жалость к ним. И пусть присутствует при их наказании группа верующих» (Коран, 24:2). Уличенные же в прелюбодеянии после вступления в брак подвергаются процедуре под названием «раджм» - побивание камнями. Этот вид смертной казни отсутствует в Коране, но зато описан в Сунне: «Посланник забрасывал камнями, и мы забрасывали камнями после него. Я обеспокоен, что по прошествии времени кто-то может сказать, «Клянусь Аллахом, мы не находим аят о забрасывании камнями в Коране»[2]. Также сообщается, что Аиша так же свидетельствует о пропущенном аяте о забрасывании камнями: «Когда аяты «Раджм» и «Риза Кабир» были ниспосланы, они были написаны на куске бумаги и хранились под моей подушкой. После кончины Пророка Мухаммада коза съела этот кусок бумаги, в то время как мы были в трауре»[2].
Факт измены, согласно исламской правовой доктрине, должен быть подтвержден 4-мя свидетелями, которые обязаны присутствовать во время совершения прелюбодеяния. Вообще, это кажется абсурдным, так как супружеская измена - это не публичный акт, и представить себе сознательное совершение адюльтера на глазах у 4-х людей, чтобы в последствии предстать перед судом и казненным. Тем не менее, смертная казнь за прелюбодеяние применяется довольно часто, и, к сожалению, как показывает статистика, в большинстве своем в отношении женщин. По сообщению правозащитной организации «Международная амнистия» (Amnesty International), в Иране продолжают применять казнь в виде забивания камнями. Хотя, ещё в 2002 году руководство Ирана обещало не применять такой метод казни. «Международная амнистия» призывает власти Ирана окончательно отказаться от таких казней и остановить уже назначенные казни. Казнь
забивание камнями - особо жестокая казнь. «Международная амнистия» ссылается на уголовный кодекс Ирана, в котором записано, что при казни следует использовать не очень большие камни, чтобы жертва не могла бы быть убита одним или двумя ударами. При приведении в исполнение казни, мужчины закапываются в землю до уровня бедер, а женщины до нижнего уровня груди. Затем, в присутствии судьи, свидетелей и любопытных, жертва забрасывается камнями[26]. Еще в августе 2008 года МИД Франции предложил ЕС выступить единым фронтом против забивания камнями в Иране[15].
Практика самосуда, или «убийства чести» закреплена, например, в Иорданском уголовном кодексе, статья 340: «тот, кто узнал о том, что его жена или одна из родственниц совершили прелюбодеяние, и убил, ранил или травмировал таковую, освобождается от какого-либо наказания»[24].
Так как насильственные преступление сексуального характера являются преступлениями латентными по своей природе, то в условиях исламской правовой системы, изнасилованная женщина становится полностью беззащитной. Причина в том, что изнасилованная мусульманка не может обращаться в правоохранительные органы, не имея 4-х свидетелей изнасилования: «А те, которые бросают обвинения в своих жен и у них нет свидетелей, кроме самих себя, то свидетельство каждого из них - четыре свидетельства Аллахом, что он правдив» (Коран, 24:6). По мнению авторитетного муфтия Сухайла Тармахомеда изнасилованная женщина не может обвинять человека в изнасиловании, открыто заявляя, что он вступил с ней в половой акт. Ей следует быть аккуратной при подаче заявления в суд или разговора по данному вопросу. Ей лучше следует поднять данный вопрос или передать данный вопрос суду косвенным образом, заявив, что он приставал к ней или домогался ее и т.д. и оказать давление на насильника, чтобы тот признал свою вину в том случае, если у нее нет четырех свидетелей[12].
Примечание к пункту 316 «Изнасилование» Уголовного кодекса Судана гласит, что половое сношение, в каком бы виде оно не было осуществлено, в том числе с помощью насилия (исходя из дефиниции статьи), в отношении законной супруги, не может считаться изнасилованием[11].
Изнасилованная женщина - юридически бесправна, так как изнасилование относится к категории латентных преступлений, и выглядит абсурдной идея о том, что насильник будет найден самой жертвой и согласится признаться в совершенном деянии. Женщине остается лишь умолчать о насилии, совершенном в отношении нее.
Тем не менее, исламские богословы уверяют правозащитные центры, что изнасилование в исламском обществе - это нечто само по себе невозможное, так как женщина, с их слов, находится под непрестанной защитой мужа, отца, родственников. Именно поэтому на ней лежит обязанность всегда и везде подчиняться решению супруга, и даже не выходить из дома без его разрешения.
Отдельные категории прав женщин и детей в исламе
Женщины и дети - это наиболее уязвимая, и подвергаемая насилию, категория населения. Именно поэтому, международные Конвенции «О ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин»[19] 1979-го года и «О правах ребенка»[20] открыты для подписания всеми цивилизованными государствами.
Несмотря на значительный прогресс в утверждении незыблемых прав человека, вне зависимости от его возраста и гендерной характеристики, некоторые нормы шариата напрямую противоречат международно-правовым нормам.
Коран предусматривает неравное положение мужа и жены, как естественный закон от Бога. Кроме того, в случае непослушания мужу, мужчина может осуществлять физическое воздействие на супругу: «Мужья стоят над женами за то, что Аллах дал одним преимущество перед другими, и за то, что они расходуют из своего имущества. И порядочные женщины - благоговейны, сохраняют тайное в том, что хранит Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь, увещайте и покидайте их на ложах и ударяйте их. И
если они повинятся вам, то не ищите пути против них, - поистине, Аллах возвышен, велик!» (Коран, 4:34). Тафсир от Табари так объясняет этот аят: «Табари сказал, что здесь подразумевается, что если женщина непокорна вам, то наставляйте ее своим языком, если она упрямится, то завязывайте (закрывайте) ее в своих домах и бейте. Здесь битье которое упоминается, это не сильное битье в связи с этим Катада, Абдуллах ибн Джубайр, Ибн Аббас, Мухаммад ибн Кааб, и Хасан Басри сказали, что битье которое здесь подразумевается, это не сильное битье, Абдуллах ибн Аббас, сказал, что это когда бьешь мисваком. Хасан Басри и Катада сказали, что это не мощное битье»[10].
Авторитетный хадисопередатчик Тирмизи таким образом трактует этот стих: «Если женщина непослушна или нескромна муж имеет право бить ее, но так, чтобы не ломать кости»[6].
Более того, женщине не позволяется свободно передвигаться вне зоны владений мужа, без его разрешения: «Женщина считается неверной, если совершает поездку сроком в три и более дней без сопровождения мужа, сына, отца или брата»[6].
Вопрос распределения денежных средств в семье также зависит от решения супруга: «Женщине запрещено тратить деньги без разрешения мужа, включая дачу пищи нуждающимся или друзьям»[6].
Вопрос, касающийся сексуальной жизни супругов также стоит достаточно остро, так как жены не вольны над своим телом: «Ваши жены - нива для вас, ходите на вашу ниву, когда пожелаете и уготовывайте для самих себя» (Коран, 2:223). Фактически жена не имеет выбора и должна всецело и полностью подчиняться сексуальным желаниям супруга, вне зависимости от того, хочет она этого или нет. Это провоцирует непонимание в семейной жизни и приводит к конфликтам, которые часто заканчиваются плачевно.
Вопрос заключения брака также остро стоит в исламском обществе. В Конвенции о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков в преамбуле, со ссылкой на Всеобщую декларацию прав человека, в статье 16, пункт 2 говорится: «Брак может быть заключен только при свободном и полном согласии обеих вступающих в брак сторон»[18], а также обязать: «все государства, включая те, которые несут или принимают на себя ответственность за управление несамоуправляющимися и подопечными территориями впредь до достижения ими независимости, должны принять все надлежащие меры к отмене таких обычаев, устаревших законов и практики путем обеспечения, в частности, полной свободы выбора супруга, полного упразднения браков детей и заключаемых до достижения девушками половой зрелости предварительных договоров о выдаче их замуж, установления...».
Статья 1 Конвенции закрепляет норму о недопустимости заключения брака без полного и свободного согласия обеих сторон: «Не допускается заключение брака без полного и свободного согласия обеих сторон, которое должно быть изъявлено ими лично, в соответствии с законом, после надлежащего оглашения, в присутствии представителя власти, имеющего право на оформление брака, и в присутствии свидетелей»[21].
Статья 2 Конвенции оговаривает вопрос минимального брачного возраста: «Участвующими в настоящей Конвенции государствами издаются законодательные акты, устанавливающие минимальный брачный возраст. Не допускается заключение брака с лицом, не достигшим установленного возраста, кроме тех случаев, когда компетентный орган власти в интересах сторон, вступающих в брак, разрешает сделать из этого правила исключение по серьезным причинам». Обращаясь к статье 1 Конвенции о правах ребенка обнаруживаем возрастной порог в 18 лет: «Для целей настоящей Конвенции ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее»[20].
Тем не менее, практика выдачи замуж несовершеннолетних девочек устойчива во всех странах исламского мира. Этот обычай восходит еще к VII веку, когда сам основатель ислама Мухаммед, будучи уже пожилым мужчиной за 50, взял в жены 6-
летнюю Аишу, с которой стал жить супружеской жизнью, когда ей исполнилось 9: «Пророк женился на Айше в Мекке, за три года до Хиджра, после смерти Хадижи, когда ей было шесть»[8], «Пророк вступил в связь со мной в моем доме, когда мне было девять лет»[8]. Несколько отличные данные приводятся в сборнике хадисов Сахих Аль-Бухари, там говорится о возрасте вступления в брак в 9 лет, про половую жизнь ничего не говорится[8].
Более того, в самом Коране говорится о женах, у которых «еще не наступили месячные», то есть маленьких девочек, не способных к деторождению. В Аль-Мунтахаб: «Тафсир Аль-Коран» (переводе смыслов Корана) дается толкование 65 суре, 4-му аяту: «Если вы не знаете, как считать срок «идды» у разведённых женщин, у которых прекратились месячные по возрасту, то этот срок - три месяца. Такой же срок (три месяца) установлен для тех, у которых ещё не было месячных.. .»[3].
По мнению улема Ахмада аль-Муби, курирующего заключение браков в Саудовской Аравии «секс в 9-ти летнем возрасте прекрасен». Аль-Муби заявил в эфире телеканала LBC, что брачные контракты составляются и для девочек годовалого возраста: «Брак -фактически включает в себя две вещи - непосредственно брачный контракт - это одно, и первый секс с женой - это другое». Также, по его мнению «не существует минимального возраста для вступления в брак». Улем высказывает следующую мысль: «Вы можете иметь брачный контракт даже с годовалой девочкой, не говоря уже о девочке 9, 7, или 8 лет. Это - просто контракт, подтверждающий согласие. Опекуном в таком случае должен выступать отец, потому что мнение отца в таких случаях обязательно. Таким образом, девочка становится женой». «Но готова ли действительно девочка к сексу или нет? Каков возраст считается подходящим для первого сексуального контакта? Это зависит от условий и традиций. В Йемене девочек выдают замуж в возрасте 9-13 лет, в то время как в других странах после 16-ти»[4]. Аналогичная ситуация и в Афганистане, и в Индонезии. Уголовный кодекс Судана, в главе 2 «Общие положения и дефиниции», пункт 8, определяет «мужчину» и «женщину» как существ мужского и женского пола без привязки к возрасту, тем самым полностью ликвидируя саму суть правового понятия «детства». И тут мы обнаруживаем коллизию норм, где в пункте 49 уже говорится о ребенке, как субъекте уголовного права, но возраст его дееспособности начинается с 10 лет, если преступление совершено умышленно и он осознает опасность совершенного деяния, и с 14 лет, независимо от тяжести[11].
Кроме всего прочего, женщина не вправе выходить замуж за человека другой конфессиональной принадлежности.
Правом брать в жены представительниц христианского и иудейского вероисповедания обладают лишь мужчины-мусульмане, равно как и их право на полигамию: «Если опасаетесь вы, что не сможете быть справедливыми с сиротами [находящимися на иждивении вашем], то женитесь на [других] женщинах, которые нравятся вам, - на двух, трех, четырех. Если же опасаетесь вы, что не сможете заботиться о них (т. е. о женах) одинаково, то женитесь на одной» (Коран, 4:3). Женщина не вольна в этом вопросе, также как не имеет право на полиандрию (Коран, 2:221).
Право на развод женщина имеет лишь в этих случаях: 1) неспособность мужа обеспечивать семью материально, 2) бесплодие или импотенция мужа, 3) насилие в семье со стороны мужа, 4) умалишенность мужа. Тогда как мужчина просто может произнести формулу «талак»: «ты отлучена» или «соединись с родом»[13].
При этом, если супруги вдруг захотят вновь воссоединиться, то в исламе постановление, что для этого жене необходимо прежде выйти за другого мужчину, развестись с ним, и только после этого вернуться к прежнему: «Если же он дал развод ей, то не разрешается она ему после, пока не выйдет она за другого мужа, а если тот дал ей развод, то нет греха над ними, что они вернутся» (Коран, 2:230).
В судопроизводстве свидетельство одного мужчины приравнивается к свидетельству двух женщин: «Пророк сказал: «Равно ли свидетельство женщины половине свидетельства мужчины?», женщины сказали: «Да», он сказал: «Это из-за недостатка разума у женщины»[6]. Заключение
Ситуация вокруг реализации прав человека в исламском обществе остается сложной и напряженной. Многочисленные правозащитные организации ежегодно предоставляют отчеты о нарушениях в этой области, стараются оказывать посильную помощь тем, кто является беженцем и скрывается от политических репрессий у себя на родине. Хочется верить, что плодотворная работа правозащитных центров, международных организаций и отдельных государств, сможет повлиять на обстановку с нарушением прав человека в исламских странах в будущем. Положительный опыт сосуществования секулярного и исламского общества можно проследить на примере Российской Федерации. В любом случае, существующие этнополитические и религиозные системы будут, так или иначе, вынуждены подстраиваться под современные международно-правовые стандарты, где права человека являются высшей ценностью.
Литература
1. Ф. Л. Иванов - Перспективы развития универсальной и исламской концепции прав человека в изменяющемся мире // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 15 (153). Право. Вып. 19. - C. 51-55.
2. Сахих Бухари, том 8, с. 209-210. Сунан Ибн Маджа, Том 2, с. 39, Издано в Карачи; Муснад Имам Ахмад, Том 6, с. 269, Издано в Бейруте; Тавиль Мухталиф Аль Хадис, с. 310, Издано в Бейруте.
3. Аль-Мунтахаб фи Тафсир аль-Кур'ан аль Карим.Толкование Священного Корана на русском языке. - Казань: Издательство: Казань-2001. - 640 с. // Портал «Имам.ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imam.ru/quran/index.html (дата обращения: 20.12.2010).
4. Брачный возраст в исламе. Memri TV Project. Dr. Ahmad Al-Mu'bi - Saudi Marriage Assistant. LBC TV (Lebanon), June 19, 2008 // Портал «Ru tube» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://rutube.ru/tracks/2741316.html? V=4835ff84f379e2b78a1e0f19f003eba8
5. Кулиев Э. Р. Коран. Перевод смыслов. М.: Издательство: УММА, 2010. - 816 с. // Портал «Сайт крымской молодежи. Крымский инмформационно-познавательный портал» [Электронный ресурс]. URL: http://crimean.org/islam/koran.asp (дата обращения: 20.12.2010).
6. Положение женщин в исламе согласно Корану и Хадисам. Цитаты из хадисов Тирмизи, Муслима и Бухари // Портал «Derafsh Kaviyan» [Электронный ресурс]. URL: http://www.derafsh-kaviyani.com/english/women1.php (дата обращения 20.12.2010).
7. Бухари 6878, Муслим 1676, Бухари 6922, Бухари 4342, Бухари 6923, Сахих аль-Бухари. Достоверные предания из жизни Пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и да приветствует. - М.: Издательство: Умма, 2008. - 960 с. // Портал «Имам.ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.imam.ru/quran/index.html
8. Табари, VII:7, Табари, IX: 131, Бухари 1515/3894. Пророк и его жена Аиша // Портал «Аль-Азхар» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.al-azhar.ru/node/962
9. Тирмизи, с. 439, Тирмизи, с. 431, Тирмизи, с. 265. Положение женщин в исламе согласно Корану и Хадисам. Цитаты из хадисов Тирмизи, Муслима и Бухари // Портал «Derafsh Kaviyani» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.derafsh-kaviyani. com/english/women1.php
10. Толкование суры Ниса, 43 аят // Портал «Таухид» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.tawhiid.com/forum/index.php?topic=481.0
11. Уголовный кодекс Судана. Sudan. The Penal Code, 2003, пункт 316 // Портал «SIG. Sudan Information Gate» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ww.unsudanig.org/docs/The0/o20Penal°/o20Code0/o20Act,°/o202003.pdf
12. Шариат и изнасилование. Муфтий Сухайл Тармахомед. Проверено и одобрено: муфтием Ибрагимом Десаи. Джамиат-уль Улама, Дар уль-Ифта. На основе «Базлюль Маджхуд», том 12, стр. 444, Даруль Баша'ир // Портал «Ask Imam» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://askimam.ru/publ/shariat_i_iznasilovanie/8-1-0-321
13. Сысоев Д. А. Брак с мусульманином. - М.: Издательство храма пророка Даниила на Кантемировской, 2007. - 240 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://azbyka.ru/religii/islam/susoev_brak_s_musulmaninom.shtml
14. Афганский журналист приговорен к смертной казни за богохульство // Портал «NEWSru.com - самые быстрые новости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.newsru.org/arch/religy/23jan2008/shariat.html
15. МИД Франции предложил ЕС выступить против забивания камнями в Иране // Портал «РИА Новости» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rian.ru/world/20100827/269503534.html
16. В Пакистане казнят женщину за заявление, что христиане - не хуже мусульман // Портал «News info. Национальная информационная группа» [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.newsinfo.ru/news/2010-11-13/item/742837/
17. Очередная жертва закона «о богохульстве» в Пакистане: врач осуждён якобы за хулу на Мухаммада // Миссионерский портал им. священномученика Даниила Сысоева со ссылкой на Портал «Седмица.ру» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mission-center.com/persecution/93-pakistan/2399-gon-pakistan-christianin-obvinen-po-zakonu-o-bogohulstve
18. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи от 10 декабря 1948 года // Портал «Организация объединенных наций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/declarat/declhr.htm
19. Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принята и открыта для подписания, ратификации в присоединения резолюцией Генеральной Ассамблеи 34/180 от 18 декабря 1979 года // Портал «Организация объединенных наций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/convents/cedaw.htm
20. Конвенция о правах ребенка, Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года, вступила в силу 2 сентября 1990 года // Портал «Организация объединенных наций» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/russian/documen/convents/childcon.htm
21. Конвенция о согласии на вступление в брак, минимальном брачном возрасте и регистрации браков // Портал «Женщина и Общество» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.owl.ru/win/docum/un/marr_con.htm
22. «The Dust Will Never Settle Down» // Портал «Ансар Аль-Муджахидин» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://al-ansar.info/archive/index.php?t-58.html
23. Аль-Умм 3/363, ат-Тамхид 5/311. Про казнь за вероотступничество // Портал ««Саляф-форум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.salaf-forum.ru/viewtopic.php? p=13589
24. «Asia Times online», Китай (Гонконг). Избиение жён, шариат и западные законы Автор: Шпенглер в передаче Дэвида Голдмана, старшего редактора First Things. Дата публикации: 25-05-2010 // Портал «ИноФорум» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inoforum.ru/inostrannaya_pressa/izbienie_zhyon_shariat_i_zapadnye_zakony/
25. The Canonization of Al-Bukhari and Muslim: The Formation and Function of the Sunni Hadith Canon by Jonathan Brown, BRILL, 2007 // Электронные книги Google [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://books.google.ru/books?
id=nyMKDEAb4GsC&lpg=PA78&ots=NGqXMM2LtS&dq=The%20Canonization%20of %20Al-Bukhari%20and%20Muslim%3A%20The%20Formation%20and%20Function%20of %20the%20Sunni%20Hadith%20Canon%20by%20Jonathan%20Brown%2C%20BRILL%2C %202007.&pg=PA78#v=onepage&q&f=false
26. «Besonders grausame Hinrichtung. Iran steinigt weiter», 14.01.2008 // Портал «N-tv.de» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.n-tv.de/panorama/Iran-steinigt-weiter-article287038.html