УДК 347
Кравченко Дарья Евгеньевна Уральский государственный юридический университет
Институт юстиции Россия, Екатеринбург dashulya.kravchenko@inbox.ru Kravchenko Daria Evgenievna Ural State Law University Institute of Justice Russia, Ekaterinburg
ПРАВА АРТИСТА-ИСПОЛНИТЕЛЯ И ИХ ОХРАНА Аннотация: в работе анализируется действующее законодательство РФ с целью выявления механизмов защиты прав артистов-исполнителей, а также выводится полный и исчерпывающий перечень их исключительных прав. Также рассматриваются проблемные аспекты реализации таких прав путем анализа судебных решений.
Ключевые слова: права артиста-исполнителя, творческий псевдоним, продюсерский договор, авторские права, институт смежных прав.
RIGHT ARTIST-EXECUTIVE AND THEIR GUARDIAN
Annotation: the work analyzes the current legislation of the Russian Federation in order to identify mechanisms for the protection of the rights of artists-performers, as well as the full and exhaustive list of their exclusive rights. The problematic aspects of the exercise of such rights by analysing judicial decisions are also addressed. Key words: artist rights, creative pseudonym, production contract, copyright, institute of related rights.
Ни для кого не секрет, что у любого произведения искусства, будь то песня, театральная постановка и т.п., есть автор и артист - исполнитель. Охране
исключительных прав автора и смежных с ними прав уделено значительное количество статей как в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее -ГК РФ), так и в ряде иных нормативно-правовых актов. Но как обстоят дела с охраной прав артиста-исполнителя?
В статье третьей "Основ законодательства Российской Федерации о культуре" артиста - исполнителя законодатель относит к числу творческих работников [1]. В соответствии с пунктом третьим статья 10 данного закона «профессиональный и непрофессиональный творческий работник равноправны в области авторского права и смежных прав, права на интеллектуальную собственность, охрану секретов мастерства, свободу распоряжения результатами своего труда, поддержку государства».
Положения Римской конвенции об охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (1961 г.) послужили своеобразным фундаментом для закрепления определенного уровня охраны смежных прав, а также легли в основу формирования российского законодательства в данной сфере.
Права артиста-исполнителя охраняются в силу самого факта создания исполнения, без какой-либо регистрации. В РФ интеллектуальные права исполнителей регулируются нормами института смежных прав.
Из вышеназванных законов следует (ст. 1313 ГК), что для предоставления правовой охраны артиста-исполнителя, то есть актера, певца, музыканта, танцора и т.п., его труд должен носить творческий характер. Объектом защиты в данном случае выступает исполнение - «результат исполнительной деятельности, которая представляет процесс творческой интерпретации или импровизации артистом-исполнителем произведений и иных творческих идей путем применения актерской игры, игры на музыкальном инструменте, пения и т.д.» [12].
Хвастунова О.А. утверждает, что хоть авторские и смежные права тесно взаимосвязаны (одним из объяснения такой связи является то, что исполнители свои права осуществляют с соблюдением прав авторов исполняемых ими
произведений), но все же права исполнителя самостоятельны. Также они могут признаваться и действовать и без наличия и действия авторских прав на произведение [12]. И согласно действующему законодательству их исключительные права реализуются на протяжении всей жизни исполнителя (не менее 50 лет, считая с 1 января года, следующего за годом, в котором осуществлены соответственно запись исполнения, само исполнение, сообщение исполнения в эфир, по кабелю и т.п.), а охраняются бессрочно [2].
Но к предыдущему условию (творческий характер) для охраны прав исполнителя законодатель добавляет еще несколько:
1. исполнитель - гражданин РФ
2. исполнение впервые имело место на территории РФ
Охрана возможна и в иных случаях, предусмотренных международными договорами РФ. Например, каждое государство-участник Римской конвенции обязано предоставить охрану зарубежным артистам-исполнителям при соблюдении следующих условий:
1. исполнение имело место в другом Договаривающемся государстве,
2. исполнение записано на охраняемой фонограмме или (не будучи записанным на фонограмме) распространяется путем охраняемой передачи в эфир [3].
Важными элементами охраны являются:
- право воспрепятствовать передаче исполнения «произведения» артистом в эфир, а также по публичному сообщению
- право воспрепятствовать записи исполнения, воспроизведению записи их исполнения без данного на то согласия.
Проанализировав постановления Пленумов ВС РФ, ВАС РФ можно сделать следующий вывод: охраноспособность объекта смежного права зависит от следующих факторов [4; 5; 6; 7]:
- материальное выражение в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств (подп. 1 п. 1 ст. 1304 ГК РФ);
- не истек срок действия исключительного права (ст. 1318 и 1327 ГК РФ);
- гражданство физического лица, а если это юридическое лицо -резидентство (ч. 1 ст. 1321 и ч. 1 ст. 1328 ГК РФ);
- территория РФ является территорией первого исполнения, обнародования или распространения фонограммы (ч. 2 ст. 1321 и ч. 2 ст. 1328 ГК РФ);
- взаимные обязательства по охраноспособности объектов интеллектуальной собственности, вытекающие из международных договоров России (ч. 5 ст. 1321 и ч. 3 ст. 1321 ГК РФ);
- исполнение зафиксировано в фонограмме, которая охраняется в силу закона (ч. 3 ст. 1321 ГК РФ), или включено в охраняемое сообщение в эфир или по кабелю (п. 4 ст. 1321 и ст. 1332 ГК РФ).
С охраной прав исполнителей на практике возникает все больше проблем. В частности законодательство не содержит исчерпывающий и точный перечень таких прав.
Якубова Е.В. выделяет следующие исключительные права артиста-исполнителя [11]:
- исключительное право на исполнение,
- право на авторство,
- право на имя (которое по сути выполняет функции права на имя автора произведения - п. 1 ст. 1265 ГК РФ),
- право на неприкосновенность исполнения (подп. 4 п. 1 ст. 1315 ГК РФ).
В таких обстоятельствах право на неприкосновенность исполнения
предоставляет некую возможность защищать исполнение от любого искажения (внесение изменений в запись исполнения, в его сообщение в эфир или по кабелю).
Право на имя как уже было отмечено относится к исключительным правам артиста-исполнителя. Тем не менее на практике часто возникают ситуации, когда на основании договоров о продюсировании продюсеры пытаются закрепить права на такие имена (псевдонимы) за собой (ведь они обладают коммерческой ценностью), например, путем оформления их в
качестве товарного знака. Но Рожкова М. отмечает, что право на имя (псевдоним) является разновидностью «общегражданского» права на имя в широком понимании (охватывающим ФИО, псевдонимы, прозвища, сетевые ники и т.п.) [13]. Вследствие этого как и имя гражданина, которое в соответствии с п. 1 ст. 150 ГК РФ отнесено к нематериальным благам, псевдоним является неотчуждаемым и не может передаваться по сделке или переходить от правообладателя к другому лицу по иным основаниям.
Но тем не менее в российском шоу-бизнесе нередко предпринимались попытки «отобрать» творческий псевдоним у исполнителя в случае расторжения договора между лейблом и артистом. Например, Кристина Саркисян, российская певица (творческий псевдоним - Кристина Си) в интервью каналу «Нежный редактор» в ноябре 2018 года рассказала, что не продлила контракт с лейблом Black Star. В ответ на это руководство лейбла заявило певице, что все права на её псевдоним были зарегистрированы в качестве товарного знака и больше ей не принадлежат, соответственно, она даже не имеет права исполнять свои песни под собственным псевдонимом [14].
Вместе с тем закон не запрещает производить регистрацию псевдонима в качестве товарного знака, если это делает сам исполнитель. Так, писатель Марина Анатольевна Алексеева зарегистрировала в качестве товарного знака свой творческий псевдоним «Александра Маринина», а также персонажа своих произведений - «Каменская» и «Настя Каменская» [13].
Часто использование имени становится предметом судебного разбирательства. Обратимся к решению Симоновского районного суда г. Москвы от 24.05.2016 г. по делу Феликса Разумовского, известного историка, выпустившего не мало научных трудов. Разумовский обратился в суд с целью прекратить использование его творческого псевдонима другим автором, который выпускал «низкопробные» детективы, приносившие ущерб репутации «настоящего» Разумовского. Суд в последней инстанции встал на сторону Феликса Разумовского (до это суды не удовлетворяли его требования), обосновывая свою позицию следующим:
1. имя или псевдоним можно использовать другим людям, если получено согласие его владельца
2. если совпадение имен никого не вводит в заблуждение и нет «злоупотребления этим именем».
В рамках дела была проведена экспертиза, которая доказала, что книги псевдо Разумовского «портят» репутацию ученого, ведь читатели связывают его имя и чужой псевдоним.
Путем такого механизма правообладатель при незаконном использовании его псевдонима иными лицами сможет потребовать не возмещения вреда по ст. 151 ГК РФ, а компенсации за нарушение исключительных прав по ст. 1515 ГК РФ.
Выше названное правило имеет исключение: можно зарегистрировать чужой псевдоним при соблюдении условий, перечисленных в подп. 2 п. 9 ст. 1483 ГК РФ. Псевдоним, права на который принадлежат известному в РФ лицу, могут быть зарегистрированы как товарный знак, но при наличии согласия самого этого лица или его наследника. Это исключение распространяется в том числе и на иностранных граждан (известных в России), а также на случаи, когда используются производные от псевдонима обозначения.
Данный критерий почти не находит отражения в судебной практике. Обратимся к Постановлению Президиума Суда по интеллектуальным правам от 09.02.2015 № С01-273/2013 по делу № СИП-46/2013 - дело об оспаривании правовой охраны товарного знака «Гагаринский» в рамках возражений наследников Гагарина Ю. В итоговом решении суд принял сторону наследников Гагарина Ю., но какое решение было бы если бы Юрий Алексеевич имел не фамилию, а псевдоним «Гагарин»? Как были бы оценены обстоятельства его всемирной известности как личности?
Таким образом, права артиста-исполнителя несомненно существуют, и для их охраны в законодательстве РФ предусмотрены определенные механизмы, которые нужно грамотно применять на практике. При анализе судебных решений выявляется частое нарушение такого составного элемента
рассматриваемых прав как право на имя. Право на использование псевдонима несомненно является неотъемлемой частью «букета» исключительных прав артиста-исполнителя. Чаще всего на защиту именно этого элемента направлены требований истцов.
Список литературы:
1. "Основы законодательства Российской Федерации о культуре" (утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1) (ред. от 18.07.2019) // "Российская газета". 1992. № 248.
2. "Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая)" от 18.12.2006 № 230-ФЗ (ред. от 18.07.2019) // СПС «Консультант Плюс».
3. Международная конвенция об охране прав исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций от 26.10.1961 г. // СПС «Консультант Плюс».
4. Постановление Пленума Высшего Арбитражного суда РФ от 18 июля 2014 г. № 51 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении споров с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами» // СПС «Консультант Плюс».
5. Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 28 сентября 2015 г. № СП-23/26 утверждена «справка по вопросам, связанным с особенностями предоставления правовой охраны фонограммам, в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации и международно -правовых договоров» // СПС «Консультант Плюс».
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ и пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. №5/29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс».
7. Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 // СПС «Консультант».
8. Гражданское право: Учебник. В 2 т. / Под ред. Б.М. Гонгало. Т. 2. - 2-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2017.
9. Гражданское право: Учебник: в 2 т. / О.Г. Алексеева, Е.Р. Аминов, М.В. Бандо и др.; под ред. Б.М. Гонгало. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Статут, 2018.
10. Якубова Е.В. Право артиста - исполнителя на имя / Е.В. Якубов // ИС Авторское право и смежные права. 2009. № 7. С. 9 - 17.
11. Якубова Е.В. Охрана прав артиста-исполнителя в Российской Федерации: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.03 / Якубова Евгения Валерьевна; [Место защиты: Ин-т законодательства и сравнит. правоведения при Правительстве РФ]. Москва, 2010. 227 с.
12. Хвастунова О.А. Статья: Охрана исключительных прав артиста -исполнителя // Сборник статей Международной научно-практической конференции «Становление и развитие новой парадигмы инновационной науки в условиях современного общества». 2018. С. 152-155.
13. Рожкова М.А. Творческий псевдоним как товарный знак (доклад на секции «Правовая охрана и защита прав на товарные знаки», проходившей в рамках X Международного форума «Интеллектуальная собственность - XXI век») [Электронный ресурс] // Закон.ру. 2017. 25 апреля. (0,25 п.л.) // URL: https://zakon.ru/blog/2017/04/25/tvorcheskij_psevdonim_kak_tovarnyj_znak.
14. Интервью с Кристиной Саркисян на канале «Нежный редактор» // URL: https://www.youtube.com/watch?v=ikmOszHHXXE&feature=emb_logo.