подготовке Главного управления МВД России по г. Москве. За свой небольшой срок существования, благодаря деятельности этого Центра, в разы была увеличена возможность повышения эффективности профессиональной подготовки сотрудников полиции, за счет применения современной технологии их адаптации к действиям в условиях повышенного риска [14, 15].
Литература:
1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон РФ от 30 ноября 2011 г. № 342 // Собрание законодательства РФ - 2011. - № 49 (часть I). - Ст. 7020.
2. Об утверждении Порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации: приказ МВД России от 5 мая 2018 г. № 275 // официальный интернет-портал правовой информации - 2018.
3. Аврех А.Я. П.А. Столыпин и судьбы реформ в России. - М., 1991. - 286. с.
4. Аврутин Ю.Е. Полиция и милиция в механизме обеспечения государственной власти в России: теория, история, перспективы. - СПб: Юрид. Центр ПРЕСС, 2003. - 499 с.
5. Белецкий С., Руткевич П. Исторический очерк образования и развития полицейских учреждений в России. - СПб., 1913. - 127 с.
6. Биленко С.В. Из истории советской милиции в годы Великой Отечественной войны. - М., 1967. - 198 с.
7. Желудкова Т.И., Хоботов А.Н. Из истории развития паспортной системы в СССР (1917-1974 гг.): учеб. пособие. - М., 1992. - 68 с.
8. Кузнецов С.В. Теоретические и методические основы организации физической подготовки сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации: учебник / С.В. Кузнецов, А.Н. Волков, А.И. Воронов; под ред. С.В. Кузнецова. - М.: ДГСК МВД России, 2016 - 328 с.
9. Маркушин А.Г. Оперативно-розыскная деятельность - необходимость и законность. 2-е изд., перераб. и доп. Н. Новгород, 1997. - 219 с.
10. Милиция России: Документы и материалы. 1917-1999 гг. Саратов, 2000. - Т. 1. - С. 7273.
11. Мулукаев Р.С., Скилыгин А.Т. История советской милиции: Хронологический справочник. - Л., 1976. - 106 с.
12. Мулукаев Р.С. Советская милиция и исправительно-трудовые учреждения. - М.,1965. - 250 с.
13. Николаев П.Ф., Харитонов А.Н. Омская высшая школа милиции МВД СССР. 1920-1990 (к 70-летию со дня основания). - Омск, 1990. - 214 с.
14. Тупичкин Е.П., Самойлюк Р.Н., Гросс И.Л., Федосов Г.И. Профессиональная подготовка сотрудников полиции к действиям в экстремальных условиях: учебное пособие / под общей редакцией Е.П. Тупичкина. - Домодедово: ВИПК МВД России, 2020. - 320 с.
15. Тупичкин Е.П., Самойлюк Р.Н., Федосов Г.И., Параносенков П.М., Кузёмский Д.А. Справочник инструктора (по профессиональной служебной и физической подготовке) - Москва, 2019. (2-е издание, переработанное и дополненное) - 294 с.
16. Байдаев М.М. Интенсификация профессиональной подготовки сотрудников территориальных органов МВД России на основе современных информационных технологий // диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.01 / Академия управления МВД России. Москва, 2015.
17. Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в современной России / Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2011. - № 3 (16). -С. 310-314.
18. Постановление Совета Министров 23 октября 1916 г. / Извлечение из СУ, 1916. М. 307. Ст. 2426 // http://uryadnik.ru/dokumenty/dokumenty-ri/ob-usilenii-policii-v-50-gubemiyah-imperii/ (дата обращения 21.02.2021 г.).
19. Государственный архив Российской Федерации Ф. 393, оп. 6, д. 20, л. 14. // http://statearchive.ru/434 (дата обращения 20.02.2021).
Педагогика
УДК 378.1
кандидат физико-математических наук, доцент Сачкова Елена Николаевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат экономических наук, доцент Каменских Надежда Алексеевна Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); старший преподаватель Пшеницына Наталья Сергеевна
Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)
ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННЫЕ МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ: МЕТОДИЧЕСКИЕ
ПОДХОДЫ И ОПЫТ ВНЕДРЕНИЯ
Аннотация. В статье обосновывается необходимость формирования у педагогов новой компетенции-«умение разрабатывать учебные задания по формированию и развитию математической грамотности». Представлен методический и практический опыт авторов по разработке и внедрению данной компетенции. Также в статье презентована авторская методическая разработка (квест «Математическое путешествие по России»).
Ключевые слова: практикоориентированные математические задания, математическая грамотность, проектная деятельность, компетенции.
Annоtation. The article substantiates the need for teachers to develop a new competence - «the ability to develop educational tasks for the formation and development of mathematical literacy». The authors ' methodological and
practical experience in the development and implementation of this competence is presented. The article also presents the author's methodological development (the quest «Mathematical journey through Russia»).
Keywords: practice-oriented mathematical tasks, mathematical literacy, project activities, competencies.
Введение. Перед профессиональным сообществом учителей математики сегодня возникло ряд стратегических задач. Во-первых, участие в международной программе по оценке образовательных достижений учащихся PISA, которая является одним из крупнейших международных мониторинговых исследований в области образования. В исследовании оценивается функциональная грамотность учащихся в контексте межпредметного взаимодействия, в области чтения и письма, естествознания, финансовых моделей и др., в том числе и математики. Во-вторых, формирование у обучающихся умений по применению математических знаний в повседневной жизни.
Одно из направлений решения данных задач в части математической грамотности видится в необходимости включения в процесс обучения математике практикоориентированных заданий. Также необходимо формирование у педагогов новой компетенции - «умение разрабатывать учебные задания по формированию и развитию математической грамотности».
Цель статьи: представить методический и практический опыт авторов по разработке и внедрению компетенции «умение разрабатывать учебные задания по формированию и развитию математической грамотности».
Задачи статьи:
• рассмотреть основные требования к практикоориентированным заданиям;
• презентовать результаты проекта по разработке учебно-методического пособия «Жизнь как математический сюжет»;
• представить концептуальные позиции программы «Формирование практической математической грамотности школьников»;
• презентовать содержательный фрагмент технологической карты-сценария «Математическое путешествие по России».
Изложение основного материала статьи. Рассмотрим основные требования к практикоориентированным заданиям:
- задания должны быть связаны с различными жизненными ситуациями (с личной жизнью, с обществом, с будущей профессией, с образованием, наукой);
- задания должны формировать у обучающихся различные умения (умение анализировать, адаптироваться в изменяющихся условиях, умение работать с различными источниками информации, умение работать с графиками, таблицами, диаграммами, умение планировать и прогнозировать процессы и явления и т.д.);
- задания должны быть основаны на пройденном материале по предмету и др.
Отметим, что в тестировании PISA практикоориентированные задания по математике классифицированы по четырем категориям:
1) виду познавательной деятельности (4 вида: рассуждать, формулировать, применять и интерпретировать);
2) области содержания (4 области: количество, неопределенность и данные, изменение и зависимости, пространство и форма);
3) контексту (4 ситуации: личностные, общественные, профессиональные (обучение), научные);
4) типу требуемого ответа на задание (3 типа: с выбором ответа, с закрытым свободным ответом и открытым свободным ответом).
Таким образом, чтобы сформировать (или проверить уровень сформированности) у обучающихся умения применять математические знания в обыденной жизни учителю математики нужно реализовать следующий алгоритм:
1. Осуществить подборку заданий (например, взять готовые задания, ранее используемые в тестировании PISA или задания, разработанные российскими исследователями-практиками данной области).
2. Провести тестирование обучающихся.
3. Выявить недочеты в знаниях и умениях обучающихся.
4. Разработать и провести мероприятия по устранению недочетов.
Безусловно, для устранения недочетов потребуются новые задания. Но готовых заданий немного. Становится очевидным, что для формирования необходимых умений у обучающихся учителю самостоятельно придется разработать задания или, как вариант, задания PISA дополнить развивающими вопросами, уточняющими предложенную в задании ситуацию.
Также следует подчеркнуть модель поведения второго субъекта образовательного процесса. В контексте практического опыта выявлены трудности, с которыми сталкивается российский ученик при решении практикоориентированных математических заданий (например, заданий ВПР):
• школьнику сложно понять суть практикоориентированного задания;
• сложно построить математическую модель (перевести жизненную ситуацию на язык математики);
• сложно дать интерпретацию полученному математическому решению и т.д.
Именно эти этапы мыслительной деятельности и заложены в содержание заданий тестирования PISA, проводимого для определения (оценки) уровня сформированности математической грамотности 15-летних школьников. Наши школьники умеют решать строгие математические задачи, но не имеют достаточного опыта решения практикоориентированных математических заданий.
Чтобы понять суть практикоориентированного задания, обучающийся должен «прожить» ситуацию, описанную в задаче: это возможно при условии, если он уже сталкивался с подобной ситуацией в жизни (например, вместе с родителями принимал решение о покупке того или иного товара, принимал активное участие в ремонте квартиры, планировал семейный бюджет, активно участвовал в жизни класса, школы, анализировал информацию, полученную из газет и интернета). В противном случае учителю математики придется самому моделировать реальную ситуацию и проблему, которая решается математическими методами.
Для моделирования реальной ситуации мы предлагаем внедрять в процесс обучения школьников и соответственно студентов - будущих учителей математики математические игры, которые предполагают
работу в командах и проектную деятельность. Более того с 2015 г. в исследовании PISA появились задания, которые предусматривают коллективное выполнение и взаимодействие в команде.
Подчеркнем развивающие преимущества командной работы: обучающиеся (школьники, студенты) делятся друг с другом полученным опытом, в процессе коллаборации рождается много интересных идей, которые тут же реализуются, появляется чувство ответственности и чувство времени, осуществляется поддержка со стороны участников, происходит развитие эмоционального интеллекта. Главным результатом подобной работы является то, что обучающиеся постепенно учатся самостоятельно работать с практикоориентированными математическими заданиями.
Для решения обозначенного круга проблем предлагаются следующие направления, основанные на методическом и практическом опыте авторов статьи:
Направление I. Разработка практикоориентированных заданий. Для разработки практикоориентированных математических заданий в университете была создана проектная группа преподавателей различных предметных направлений (история, математика, экономика, обществознание, биология). Результатом проекта стала разработка учебно-методического пособия «Жизнь как математический сюжет». В пособии представлены уникальные авторские задания в логике стандартов международного теста PISA, выполнение которых будет способствовать формированию у обучающихся 7-8 классов математической грамотности.
Сборник содержит 36 практикоориентированных заданий (80 вопросов), способствующих формированию у обучающихся умений применять математические знания в практических жизненных ситуациях, связанных с повседневной жизнью, со школьной жизнью, с будущей профессией. Темы заданий сборника привязаны к тематике уроков математики в 7-8 классах. Учитель математики, используя настоящее пособие, сможет перейти от абстрактных математических понятий к решению практических задач в реальной жизни школьника. На страницах сборника оживают математические формулы, оживают точки в системе координат, дети клеят математические обои, играют в математический кубик, знакомятся с некоторыми профессиями, играют в футбол, учатся планировать, прогнозировать, анализировать и т.д.
Приведем фрагмент одной из методических разработок из учебно-методического пособия «Жизнь как математический сюжет» [1].
Задание. «Дача на берегу реки». Заядлый рыбак, Борис Иванович, планирует купить на берегу реки Клязьма участок земли прямоугольной формы для постройки дачи (учащимся предложена карта участка).
Вопрос 1. Борису Ивановичу необходимо узнать, чему равна площадь участка. Для этого он проплыл на моторной лодке расстояние от синего до зеленого флажка за 10 секунд, двигаясь по течению реки, а расстояние от синего до красного - за 1,5 минуты, двигаясь против течения реки. Известно, что собственная скорость моторной лодки равна а м/с, а скорость течения реки равна b м/с. Какая из следующих формул соответствует площади участка?
Для ответа на первый вопрос задания учащимся необходимо выбрать один вариант из предложенного списка формул. В данном задании для нахождения площади участка учащийся демонстрирует умение решать задачи на движение и знание формул сокращенного умножения. Отметим, что варианты ответа составлены с учетом возможных ошибок, допускаемых учащимися при решении подобных задач, поэтому чаще всего ученики выбирают неверный вариант ответа.
Вопрос 2. Каждые 10 соток участка стоят 99000 рублей. Собственная скорость моторной лодки равна 4 м/с, скорость течения реки равна 3 м/с. Какую сумму Борису Ивановичу необходимо взять в кредит под 15% годовых для покупки данного участка с учетом того, что у него имеется 150000 руб.?
Отвечая на данный вопрос, учащийся демонстрирует умение планировать. Отметим, что в данной формулировке вопроса присутствуют различные величины, которые необходимо найти для ответа на вопрос: площадь участка (определяется с учетом собственной скорости моторной лодки и скорости течения реки); стоимость участка; величина кредита. Для ученика это нестандартное задание, так как на уроках математики отдельно рассматриваются, например, задачи на движение и задачи на проценты.
Вопрос 3. Борис Иванович взял в кредит под 15% годовых сумму, равную полной стоимости участка. Чему будет равна величина долга через год после взятия необходимой суммы в кредит, при условии, что в течение года выплат по кредиту не производилось?
Отвечая на данный вопрос, учащийся демонстрирует умение планировать величину долга и умение адаптироваться в изменяющихся условиях, так как при ответе на предыдущий вопрос задания планировалось взять в кредит другую сумму. Поэтому от ученика требуется внимательное прочтение вопроса задачи и пересчет суммы, взятой в кредит.
Также в сборник включены задания, формирующие умение работать с линейными уравнениями. Например:
- уравнения, выражающие зависимость стоимости квартиры от величины ее площади и номера этажа, на котором расположена квартира (был изучен рынок недвижимости в городе Орехово-Зуево и для каждого района города составлены линейные уравнения);
- уравнения, выражающие зависимость веса человека от его роста;
- уравнения, выражающие зависимость стоимости автомобиля от его пробега и др.
За основу некоторых заданий в сборнике были взяты результаты проектной и исследовательской деятельности, проводимой со школьниками. Например, «Изучаем рынок сотовой связи». Для проведения такого исследования ученики составляли анкеты, проводили опрос, обрабатывали результаты опроса, анализировали их, делали выводы и прогнозы.
При решении заданий сборника, учащиеся отрабатывают умение находить информацию из различных источников, умения прогнозировать, планировать, работать с таблицами, с графиками функций, с различными видами диаграмм, адаптироваться в изменяющихся условиях и др.
Направление II. Проектная деятельность студентов - будущих учителей математики. На факультете физики, математики и экономики университета в учебный план включена факультативная дисциплина «Проектная деятельность в обучении математике». Студенты второго курса направления подготовки «Педагогическое образование», профиль «Математика» и профили «Математика. Физика» погрузились в полный жизненный цикл проектной работы: от формирования команд до презентации продуктовых результатов проектов экспертам-заказчикам, в роли которых выступили учителя математики школы-
партнёра. Продуктовый результат представлял разработку технологической карты внеурочного занятия по математике в виде математической игры для заданной математической темы.
Направление III. Работа с учителями математики Московской области. На базе Центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников «Учитель будущего» в университете разработан курс «Формирование практической математической грамотности школьников».
Программа «Формирование практической математической грамотности школьников» используется в процессе повышения квалификации учителей математики Московской области и направлена на совершенствование их профессиональной компетенции по решению и разработке учебных заданий по формированию и развитию математической грамотности школьников.
Программа нацелена на получение следующего результата: слушатель разрабатывает комплекс учебных заданий по математике под планируемые результаты формирования и развития математической грамотности обучающихся.
Цель реализации программы: совершенствование профессиональной компетенции учителей математики по решению и разработке учебных заданий, направленных на формирование и развитие математической грамотности школьников. Планируемые результаты обучения представлены в таблице 1.
Таблица 1
Планируемые результаты обучения
№ п/п Знать:
1 содержание и средства формирования и развития математической грамотности обучающихся
2 уровни, критерии и показатели развития математической грамотности
3 требования к отбору и разработке заданий на формирование и развитие математической грамотности
Уметь:
1 формулировать цели, планируемые образовательные результаты, пути и способы формирования и развития математической грамотности обучающихся
2 анализировать задания PISA и соотносить их с планируемыми результатами, типовыми задачами формирования и развития математической грамотности
3 отбирать и разрабатывать учебные задания по формированию и развитию математической грамотности обучающихся
Иметь практический опыт:
1 разработки комплекса учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития математической грамотности обучающихся
2 оформления комплекса учебных заданий по предмету под планируемые результаты формирования и развития математической грамотности обучающихся
Занятия проходят в интерактивной форме. На занятиях курса:
• изучаются содержание и средства формирования и развития математической грамотности обучающихся;
• изучаются уровни, критерии и показатели развития математической грамотности;
• осуществляется разбор заданий PISA и основных ошибок, допускаемых 15-летними школьниками при решении заданий;
• изучаются требования к отбору и разработке заданий на формирование и развитие математической грамотности;
• изучается классификация практикоориентированных заданий по математике.
Направление IV. В университете работает проектная группа над темой «Феномен финского образования. Интеграция финских технологий в концепцию развития отечественного образования».
Обращение к данной теме в университете продиктовано следующими статистическими данными в рамках Итогов PISA-2018. Финляндия занимает 7 место по оценке читательской грамотности, 16 место - по математике и 6 место - по естественным наукам. Разница между результатами в разных регионах страны незначительна. Эстония обошла Финляндию, но различия между странами по баллам PISA статистически не значимы.
Изучение опыта финской системы образования поставило акценты на следующих лучших практиках:
• открытая среда;
• «живые знания»;
• средства обучения;
• сотрудничество.
Именно эти практики стали основой для Научно-методического проекта «Финские технологии в образовании». В рамках проекта разработан и реализуется конструктор образовательных интенсивов для учителей математики школ-партнеров и студентов различных факультетов по разработке практикоориентированных заданий. Участникам необходимо было разработать новое задание либо для заданной математической задачи придумать сюжет из жизни («вдохнуть» жизнь в математическую задачу). Цель мастер-классов - это объединение учителей и студентов различных направлений подготовки (математика, обществознание, биология, география и т.д.).
Особого внимания заслуживает разработанный и апробированный на базе инновационной площадки университета МОУ СОШ №12 г. Орехово-Зуево Московской области и на базе финской-русской школы интерактивный квест «Математическое путешествие по России». В таблица 2 представлен содержательный фрагмент технологической карты-сценария данной методической разработки.
Таблица 2
Содержательный фрагмент технологической карты-сценария «Математическое путешествие по
России»
№ п/п Содержание
1. Знакомство и представление команды университета
2. Ребята, наша команда из Московской области привезла вам подарок! Это путешествие по городам России! Виртуально-математическое путешествие! Путешествовать будем в компании с друзьями из вашего класса. Направление вы выберите случайным образом. Любое путешествие предполагает планирование бюджета, составление маршрута, знакомство с достопримечательностями. В виртуально-математическом путешествии каждой компании нужно будет вести дневник путешественника (Инстаграмм-страницу) о российском городе и в конце маршрута рассказать о путешествии своим друзьям.
3. • Формирование «компаний друзей» для путешествия: деление на группы (рандомно) (5 групп). • Раздать маршрутные листы по станциям. В соответствии с маршрутным листом (первым пунктом в нем). • Раздать конверты - «Чемоданы путешественников» (листы флипчарта, клей, маркеры, карандаши).
4. Станция 1. Станция отправления Хельсинки. Материалы: Конверт (зашифрованное название города и шифр к нему, зашифрованный год основания города). Задание 1. Разгадать математический ребус. Находимо разгадать и написать на листе флипчарта название города и год основания. Подсчитать сколько лет городу сейчас.
Переезд команд на другую станцию
5. Станция 2 «Расстоятельная». Материалы: карта России, карта России формата А4 без обозначения городов. Задание 2. • Нужно узнать расстояние от Хельсинки до города, в который вы попадете. Задание выполняется при помощи карты с указанием масштаба и линейки. • На карте формата А4 нарисовать флажки, которые будут обозначать Хельсинки и город, который достался компании для путешествия, зафиксировать расстояние между городами. • Карту формата А4 приклеивают на лист флипчарта. Задание 3. Задача о такси. Вы прибываете в аэропорт (или на ж/д вокзал). Перед выездом в путеводителе вы прочитали, что стоимость такси с местным номером стоит на 20% дешевле, чем такси из других регионов. На стоянке стоит несколько такси. Какое такси вы выберете, чтобы стоимость поездки была наименьшей. Иркутск 38, аэропорт. Томск 70, аэропорт им Н.И. Камова (д.т.н., создал вертолет КА). Казань 16, аэропорт им. Г.М. Тукая (татарский поэт). Тюмень 72, аэропорт им. Д.И. Менделеева. Владимир 33. Псков 60. Смоленск 67. Тула 71. • На лист флипчарта нанести номер региона.
Переезд команд на другую станцию
6. Станция 3 «Символ города». Материалы: лист с системой координат и задание. Задание 4. Построить по координатным точкам фигуру - символ города и прикрепить их на лист флипчарта. Иркутск - рыба. Томск - лошадь. Казань - казан, чаша. Владимир - ворота. Тюмень - корабль. Псков - барс (кошка). Смоленск - пушка, щит. Тула - самовар.
Переезд команд на другую станцию
7. Станция 4 «Сюрпризная». Задание 5. Выполнить задание и получить сюрприз (решение логических практикоориентированных заданий).
Переезд команд на другую станцию
8. Станция 5 «Обеденная». Материалы: листы с заданиями, картинки блюд. Задание 6. Задача о кафе (комбинаторика). Время близится к обеду и вы нашли недорогое кафе с аутентичной кухней. Комплексный обед
состоит из 3 блюд. Первое блюдо (суп), Второе блюдо (горячее) и десерт с напитком. Казань. Первое блюдо (суп) - бешбармак, шурпа, азу. Второе блюдо (горячее) - кыстыбый, эчпочмак. Десерт с напитком - баурсак, чак-чак. Иркутск. Первое блюдо (суп) - бухлер, сагудай. Второе блюдо (горячее) - саламат, хушуур, орёомог, сагудай, шарбин (пресные беляши). Десерты - урмэ (молочные пенки), боовы. Владимир. Первое блюдо (суп)-окрошка, тюря владимирская, свекольник. Второе блюдо (горячее) - каша-пучалка, расстегай. Десерты-калач, медовуха, сбитень. Смоленск. Тула. Первое блюдо (суп). Второе блюдо (горячее) - тульская мятка. Десерты - десерты - тульский пряник, белёвская пастила, гречишники (блины), бабышки, 2 блюда - тульсткиетянки, тульская мятка, кашица белёвская, пироги - тульские лапти, пышки, поддышки. Вопрос. Сколько дней можно обедать в этом кафе при условии, что набор блюд не повторяется? На лист флипчарта поместите набор, который понравился всей компании.
Переезд команд на другую станцию
9. Станция 6 «Достопримечательная». Материалы: листы с уравнениями, листы с указанием стоимости посещения достопримечательностей на одного человека, карта города. Задание 7. Решить «картинное» уравнение о городе и поместить на лист достопримечательности. Под картинками спрятаны числа. Одинаковые картинки соответствуют одинаковыми числам. Известна сумма этих чисел в каждом столбце и строке. Не определяя спрятанные за картинками числа, найдите какое число должно стоять на месте знака вопроса. Задание 8. • Для всей компании составьте маршрут посещений достопримечательностей из «картинного» уравнения при условии, что ваш бюджет ограничен (деньги найдите в чемодане). • На карте нарисуйте маршрут.
10. Презентация командами городов
Выводы. Итак, в статье актуализировано проблемное поле, связанное с формированием математической грамотности в части дефицита базы готовых практикоориентированных заданий, также с развитием у педагогов новой компетенции - «умение разрабатывать учебные задания по формированию и развитию математической грамотности».
Предложены следующие пути решения:
• коррекция учебных планов по направлению подготовки «Педагогическое образование» математического профиля на предмет включения дисциплины «Организация проектной деятельности на уроках математики»;
• проведение для учителей-практиков и студентов направления подготовки «Педагогическое образование» математического профиля серии мастер-классов на тему «Формирование практической математической грамотности школьников»;
• диссеминация положительного опыта по разработке технологической карты-сценария «Математическое путешествие по России» среди профессионального сообщества;
• продолжение работы по организации проектных групп на базе университета для разработки других методических инновационных продуктов по математике.
Литература:
1. Жизнь как математический сюжет: учебно-методическое пособие по формированию математической компетентности учащихся 7-8 классов / авторы-разработчики: Сачкова Е.Н., Бухаренкова О.Ю., Каменских Н.А., Мишина О.С., Пшеницына Н.С., Серов А.С. - Орехово-Зуево, ГГТУ, 2019 - 72 с. ISBN 9785-87471-337-9