Литература:
1. Вербицкий А. А., Ларионова О. Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании: проблемы интеграции. М.: Логос, 2009. 336 с.
2. Виленский В.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально-ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Педагогическое общество России, 2002. - 275 с.
3. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании / И. А. Зимняя. - М., 2004. - 381 с.
4. Железняк Ю. Д. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту в системе педагогического образования / Ю. Д. Железняк // Теория и практика ФК, 2002. — № 5. — С. 47.
5. Курлыгина О.Е. Компетентность как характеристика готовности будущего учителя к осуществлению профессиональной деятельности // Современные проблемы науки и образования. -2014. - № 4.
6. Кухарев И. В. На пути к профессиональному совершенству: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1990. - 159. - (Мастерство учителя; идеи, советы, предложения). - 159 с.
7. Литвинцева И.Г. Формирование дидактических умений у студентов отделения физической культуры в процессе педагогической практики «Пробные уроки» [Текст] / И. Г. Литвинцева // Совершенствование системы физического воспитания и физкультурного образования в Сибири: материалы V Всерос. науч.-практ. конф. - Ч. 1. - Иркутск, 2006. - С. 39-42.
8. Маслов В. И. На пути к решению проблемы профилизации высшего физкультурного образования /
B.И. Маслов, В.М. Корнилов, В.А. Сургучев // Теория и методика физической культуры. - 2003. - № 5. -
C. 53-56.
9. Лубышева Л.И., Магин В.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога // Теория и практика физической культуры. 2005. Т. 191. С. 191.
10. Магин, В. А. Формирование культуры здоровья личности будущего педагога в процессе его профессиональной подготовки: диссертация ... кандидата педагогических наук. - Ставрополь, 1999.
11. Магин В.А. Компетентностная модель специалиста по физической культуре и спорту // Вестник спортивной науки. 2006. № 1. С. 43-47.
12. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. Введение в предмет: учеб. для высш. спец. физкульт. учеб. заведений / Л.П. Матвеев. - 4-е изд. - СПб. - М. - Краснодар, 2004. - 160 с.
13. Рихтер Т.В. Система критериев и показателей оценки сформированности профессиональных компетенций студентов высшей школы // Современные тенденции естественно-математического образования: школа - вуз [Текст]: материалы Международной научно-практической конференции, 15 - 16 апреля 2016 года: в 2 ч. Ч. 1 / Соликамский государственный педагогический институт (филиал) ФГБОУ ВО «ПГНИУ»; Т.В. Рихтер, составление. - Соликамск: СГПИ, 2016. - С. 62-65.
14. Прокофьева Е.Н., Левина Е.Ю., Загребина Е.И. Диагностика формирования компетенций студентов в вузе // Фундаментальные исследования. - 2015. - № 2-4. - С. 797-801.
15. Федоров А. И. Подготовка специалистов по физической культуре и спорту: тенденции развития в контексте модернизации образования / А. И. Федоров // Челябинск: Урал ГАФК, ЧГНОЦ УрО РАО, 2003. - С. 79.
16. Тухтахужаев Х. Б., Мадаминов Х. Значение компетентностного подхода для формирования профессионализма будущего учителя физической культуры // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 843845. — URL https://moluch.ru/archive/108/26185/ (дата обращения: 25.03.2019).
17. Якимович Е.П. Личностно-профессиональное развитие будущего учителя физической культуры в образовательной среде университета // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб. ст. по матер. VII междунар. науч.-практ. конф. часть II. - Новосибирск: Сибак, 2011.
Педагогика
УДК: 378.147
кандидат педагогических наук Зотова Татьяна Юрьевна
Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк); кандидат педагогических наук Суркова Анастасия Павловна
Новокузнецкий институт (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Кемеровский государственный университет» (г. Новокузнецк)
ПРАКТИКООРИЕНТИРОВАННАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ ОБУЧЕНИЯ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ КОММУНИКАТИВНЫХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация. В данной статье рассмотрен опыт практической деятельности вузовских преподавателей, связанной с обучением студентов (будущих педагогов) и развитием их профессиональных коммуникативных умений. В работе представлены конкретные образцы аналитических, аналитико-конструктивных и творческих заданий с их анализом и примерами выполнения.
Ключевые слова: практикоориентированная направленность обучения, профессиональная коммуникация педагога, коммуникативные умения учителя, виды коммуникативных заданий.
Annotation. Within this article, the experience of practical activities of university teachers related to the training of students (future teachers) and the development of their professional communication skills is reviewed. The paper presents specific examples of analytical, analytical, constructive and creative tasks with their analysis and examples of implementation.
Keywords: practice-oriented orientation of training, professional communication of a teacher, communicative skills of a teacher, types of communicative tasks.
Введение. Профессия педагога непосредственно связана с общением, поэтому еще в ходе обучения в педагогическом вузе необходимо уделять внимание развитию коммуникативных умений будущих учителей.
Безусловно, основная работа будет заключаться в формировании грамотной устной и письменной речи, однако помимо этого студенты должны научиться создавать значимые речевые жанры: разнообразные виды педагогических монологов (вводный, объяснительный, оценочный, обобщающий) и диалогов (беседа, опрос). В том числе, кроме уже названных традиционных видов профессиональной речи, современный учитель должен уметь организовать дискуссию на уроке, создать экскурсионную речь, творческий портрет известной личности, уместно использовать комические жанры речи. Педагогу важно уметь создавать по всем правилам научные жанры, такие как научный доклад и статья, и научить этому своих школьников. Не стоит забывать и о вторичных текстах: реферат, конспект, тезисы, аннотация, отзыв и рецензия. Как мы видим, «репертуар» педагогически целесообразных жанров речи достаточно широк, и владение ими определенно входит в профессиональную коммуникативную компетентность.
В рамках данной статьи мы планируем рассмотреть ряд заданий, которые применяются нами в практической работе по формированию коммуникативных умений будущих педагогов.
Изложение основного материала статьи. В рамках дисциплин «Русский язык и культура речи», «Коммуникативная культура педагога», реализующих коммуникативную компетенцию, мы не только продолжаем со студентами работу над нормами литературного языка, но и стремимся формировать у них умения и навыки, связанные с анализом различных ситуаций общения и созданием профессионально значимых высказываний, которые будут помогать успешному решению педагогических задач. Для достижения этих целей на занятиях используются различные группы коммуникативных заданий:
а) задания аналитического характера, предполагающие анализ языкового материала (отдельных предложений) либо содержательный или сравнительный анализ нескольких видео- и текстов-образцов, включающих изучаемые жанры;
б) задания аналитико-конструктивного характера, связанные с анализом предложенных педагогических ситуаций и требующие затем разрешения данной ситуации с помощью жанров речи, которые осваивают студенты;
в) задания, требующие корректировки готового видео- или текста-образца, с изменением негативного речевого поведения коммуникантов либо не соответствующего жанру текста, в результате чего возникают новые или усовершенствованные варианты высказывания;
г) конструктивные задания, которые требуют создания и реализации собственного жанра в условиях вузовского занятия и на реальном школьном уроке в период педагогической практики.
Рассмотрим конкретные примеры заданий.
Задания аналитического характера. Здесь целесообразны как упражнения, ориентированные на формирование речевой грамотности, так и задания, нацеленные на формирование и совершенствование коммуникативных умений, связанных с многоаспектным анализом компонентов ситуации общения. Приведем примеры подобных заданий.
• Прочитайте данные фразы, определите виды речевых ошибок / недочетов, предложите исправленный вариант:
- Линзы бывают выпуклые и впуклые (на уроке физики).
- Войдя в комнату, ему предложили сесть.
- В марте месяце на отдых отправятся десять человек детей.
• Определите стилевую принадлежность данных текстов, аргументируйте свою позицию:
Текст №1. Сяпала Калуша с Калушатами по напушке. И увазила Бутявку, и волит: - Калушата! Калушаточки! Бутявка! Калушата присяпали и Бутявку стрямкали. И подудонились. А Калуша волит: -Оее! Оее! Бутявка-то некузявая! Калушата Бутявку вычучили. Бутявка вздребезнулась, сопритюкнулась и усяпала с напушки. А Калуша волит калушатам: - Калушаточки! Не трямкайте бутявок, бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся. А Бутявка волит за напушкой: - Калушата подудонились! Зюмо некузявые! Пуськи бятые!
Текст № 2. Мировая практика банковской деятельности показывает, что одним из наиболее перспективных и пользующихся быстрорастущим спросом ее видов является финансирование инвестиционных проектов.
Методы проектного финансирования стали использоваться в начале 80-х годов XX века для описания и характеристики определенных типов финансовых и коммерческих операций, которые давали возможность инициаторам инвестиционных проектов снизить затраты по погашению долгов, уменьшить риски, связанные с эксплуатацией оборудования, установить долгосрочные отношения с поставщиками сырья и полуфабрикатов, пользоваться поддержкой финансовых организаций, включая прямую или опосредованную бюджетную поддержку.
• Найдите ошибки в предложенных фрагментах популярных песен и охарактеризуйте их:
Вдоль по коже тянется его рука... (Макс Барских, «Глаза убийцы»). Остановилось время в этом месте... (Потап и Настя Каменских, «Почему молчишь»). Не опуская глаз, не пророняя слов... (Л. Агутин, А. Варум, «Я буду всегда с тобой»). Ты была молода - красива и похожа на апельсина в своем новом плаще... (группа «UMA2RMAN», «Ты ушла»). В одеяле из снов кутаюсь лишь едва... (А. Савельева, «Заболела тобой»). Едь на такси, но нечем платить... (группа «Чили», «Преступление»). Открываешь тяжелые веки... (Макс Барских, Глаза убийцы). Ядовитые мысли повисли вот так на моём языке... (Светлана Лобода, «Не нужна»). Ты ослабь мне запястья, просто дай мне вздохнуть... (Светлана Лобода, «Революция»).
• Сравните два видеофрагмента, проанализируйте каждый из них по схеме речевой ситуации (адресант, адресат, их цели, предмет речи, условия общения), оцените уместность и результативность речевого поведения педагогов в каждом из фрагментов. Обычно для выполнения подобного задания используются серии киножурнала «Ералаш» или примеры ситуаций из детских фильмов о школе.
Задания аналитико-конструктивного характера. Данная группа заданий подготавливает студентов к созданию собственных высказываний в различных условиях педагогического взаимодействия, а также в ситуациях повседневного и делового общения.
Так, например, для развития спонтанной речи студенты поочередно вытягивают ситуации, зачитывают вслух и сразу приводят вариант уместной для педагога реакции в подобном случае. Затем группа анализирует, насколько каждый из выступающих справился с заданием.
• Прочитайте ситуацию и предложите вариант уместного и результативного поведения педагога.
Ситуация 1. Вы приходите на свое первое занятие на педагогической практике, начинаете урок. Вдруг
один из учеников-старшеклассников, желая вас смутить, задает нескромный и неуместный вопрос: о семейном положении, возрасте, внешности, размере стипендии и т. д. Что вы ему ответите?
Ситуация 2. Вы объясняете новую тему и вдруг замечаете, что один ученик вас не слушает: он вдохновенно рисует в своей тетради смешных чертиков и зверушек. И тогда вы...
Ситуация 3. Вы проводите диктант и неожиданно замечаете, что один ученик списывает у своего соседа. Ваши действия?
Ситуация 4. «Ученик вошел в класс после звонка. Учитель делает ему замечание: «Ты все время опаздываешь!» В ответ ученик заявляет: «А я не опоздал! Вы все равно еще ничего важного не говорили!». И тогда учитель...».
Так, разбирая ситуацию 2, студенты, как правило, предлагают варианты речевого поведения учителя с использованием косвенных приемов воздействия (например, намека, шутки), способствующих более мягкому разрешению возникающих между учителем и учениками противоречий [1; 3]. Приведем примеры созданных будущими педагогами высказываний в данной ситуации: а) «Попросим портретиста (великого художника, иллюстратора, Пикассо) выйти к доске!»; б) «Интересно, какой же у нас сейчас урок? Русский язык или рисование?».
В ситуации 4 студенты чаще всего обращаются к убеждающей речи, используя приемы воздействия и аргументы, уместные в ситуации педагогического спора и отражающие его специфику [2]. В качестве примера можем привести одно из аргументативных высказываний, созданных студентами: «Саша, во-первых, ты опоздал и не можешь знать, говорила я что-то важное или нет, во-вторых, опаздывая, ты задерживаешь весь класс и самого себя.».
Выполнение подобных заданий будет, на наш взгляд, способствовать актуализации, формированию и совершенствованию умений, связанных с выбором уместных и эффективных средств и приемов воздействия в разнообразных учебно-речевых ситуациях.
Для отработки навыков деловой коммуникации можно организовывать ролевые игры. Так, для формирования умений, связанных с ведением делового телефонного разговора, можно использовать ситуации с характеристикой ролей и условий реализации диалога. Студентам дается время на обдумывание стратегии разговора, затем проводится игра в парах. Для максимального погружения в ситуацию дистанционного общения студентам можно предложить сесть на стулья спиной друг к другу, чтобы не было возможности «считывать» информацию с пантомимики партнера по ролевой игре. Приведем примеры возможных ситуаций.
Ситуация №1. 1. Вам необходимо позвонить на службу, чтобы выяснить, какой объем работы выполнен (например, она связана с подготовкой олимпиады в старших классах). 2. Вы (один из сотрудников) вынуждены сообщить начальнику, что не все удалось решить.
Ситуация №2. 1. Вы звоните бывшему сотруднику, пенсионеру, от имени организации (завода, больницы, школы), чтобы пригласить на юбилей предприятия. 2. Вы (бывший сотрудник, пенсионер) нуждаетесь в уточнении деталей (даты, места, времени, формы одежды, как именно будет происходить мероприятие и т. д.).
Ситуация №3. 1. Вы звоните частному лицу как представитель фирмы, чтобы провести опрос. 2. Вы (частное лицо) не готовы тратить время на разговор. Попытайтесь вежливо отказаться от участия в опросе.
Ситуация №4. 1. Вам необходимо позвонить коллеге поздно вечером, чтобы решить возникшую проблему. 2. Вы (коллега, которому звонят поздно вечером) считаете, что поздние телефонные звонки совершенно недопустимы.
Задания, требующие корректировки готового видео- или текста-образца.
• Прочитайте аннотацию к фильму, найдите ошибки и предложите вариант правки данного текста: «Воровка» - драматический сериал, в сюжете рассказывается история одной замужней девушки, которого она очень сильно любила. Но вот любил ли ее муж, если он изменил жене с родной сестрой Ирой. Тяжким мучениям подверглась девушка, обессиленная, обиженная на весь мир Галя уезжает на некоторое время. Спустя годы одна единственная мысль не утихает в ней, ее целью стало отомстить все предателям, которые ей когда причинили боль. Возвращаясь в родное крылечко она все таки решается залатать раны, посредством мести. Но для этого, ей пришлось войти в круг доверия многих людей. Это были очень важные, высокопоставленные люди, с помощью которых Галина совершит затеянное. Переполненная эмоциями, чувствами обиды, боли, жаждой отомстить она переступает через все границы, и ломает жизни многих людей, даже ни в чем не виновных. Задание предполагает редактирование текстов, содержащих различные ошибки и недочеты, оно способствует формированию умений грамотно, корректно и точно оформлять мысли в письменной форме.
• Посмотрите фрагмент объяснительного монолога учителя (предлагается ситуация из художественного фильма «4:0 в пользу Танечки») о творчестве А. С. Пушкина. Проанализируйте, насколько он удачен. В течение 5-7 минут подготовьте свой монолог с учетом ошибок данного педагога.
• Прочитайте образцы педагогических монологов, внесите исправления и представьте их группе с необходимыми пояснениями:
Монолог №1. - Ну, ты ответил вполне нормально, мог бы и лучше, конечно, но ничего, не каждому дано. Правило это для тебя сложное. Садись, «3».
Монолог №2. - Итак, мы сегодня на уроке много интересного изучили, разные задания поделали, вы, правда, шумели много, если бы не болтали, мы бы еще много чего успели сделать. Саша, не отвлекайся! А так, в целом, все хорошо поработали, молодцы.
Анализируя данные монологи, студенты должны обратить внимание на соответствие высказываний учителя жанровым особенностям конкретного монолога: содержание, структуру, уместность включения в ситуацию урока, языковые средства и т. д.
Конструктивные задания, которые требуют создания и реализации высказывания с учетом ситуации общения и особенностей конкретного речевого жанра.
• Проанализируйте параграф учебника по русскому языку для 5 класса, на основе материалов параграфа создайте не менее 5 вопросов для проведения опроса по данной теме (задание ориентировано на формирование умений, связанных с точностью и корректностью формулирования вопросов).
• Организуйте и проведите мини-дискуссию на заданную тему (на выбор).
• Создайте аргументативное высказывание на предложенную тему (на выбор): а) «Общаясь, люди создают друг друга» (Д. С. Лихачев); б) «Наши неудачи поучительнее наших удач» (Г. Форд) (это задание, как и предыдущее, направлено на совершенствование аргументативных умений студентов).
• Создайте 5 текстов об одном и том же предмете/явлении действительности/событии в разных стилях (выполняя данное задание, студенты закрепляют знания, связанные с особенностями функциональных стилей русского языка, учатся отбирать языковые средства, уместные для того или иного стиля). Задание может носить игровой характер: предметом описания может стать любой объект, главное - выдержать форму и использовать языковые средства выбранного стиля. Проиллюстрируем следующим примером:
Тема «Лев».
Художественный стиль: Помню, когда я был маленьким, мой дедушка решил, что мне обязательно нужно побывать в зоопарке. Недолго думая, он решил осуществить желаемое, и на следующих день мы уже были там. Моему восхищению не было предела. Большей части животных и птиц я никогда не выдел и не слышал о них вовсе; фазаны, кускусы, мандаринки, соболи, ибисы, фенеки и многие другие, список можно продолжать очень долго. Но больше всех мне запомнился величественный золотой лев. Царь зверей гордо осматривал всех посетителей, не желая делиться с ними своей красотой. По его грустным глазам было видно, как он не хотел находиться в клетке. Мне стало тоскливо, что дикое животное находится не в родной для себя среде, ведь ему нужно охотиться, много бегать и дружить с другими львами. Возможно, там у него семья... А каждый должен быть рядом со своими родными, даже если это лев.
Научный стиль: Лев - хищный зверь, является одним из четырёх представителей рода пантер, относящегося к подсемейству больших кошек. Лев является второй по величине из ныне живущих больших кошек, уступая только тигру. Вес львов-самцов иногда достигает 250 кг. В прошлом выделяли 12 подвидов льва, самым большим из которых был берберийский лев. Основным отличительным признаком подвида были различия в размерах и внешнем виде гривы. Однако, поскольку различия эти были весьма незначительны, а в пределах ареала каждого подвида существует индивидуальная изменчивость, то в последнее время часть данных подвидов считается недействительными. В настоящее время принято выделять только 8 подвидов.
Публицистический стиль: По данным корреспондентов, вчера вследствие сильнейшего урагана из зоопарка сбежало большое количество животных. Среди сбежавших животных был лев. Советуем не покидать свои дома, не выпускать на улицу детей, водителям воздержаться от поездок. Если вы все-таки повстречаете дикое животное, просим Вас немедленно сообщить об этом в полицию или владельцам зоопарка.
Разговорный стиль: Когда я еще учился в школе, училка предложила нам съездить в зоопарк, мол, чтобы посмотреть, что даже животные лучше себя ведут, чем мы. Мы отнекивались, но она сказала, что тогда поставит всем колы. Ну-у-у, была не была, мы поехали в зверинец. Я чуть с ума не сошел от увиденного. Там были такие миленькие зверушки, их прям за щечки хотелось потрогать, все такие ути-пути. Я очень любил мультик «Король Лев» и прям ходил вокруг да около и все искал Симбу или Муфасу. И нашел! Лев и его прайд отличались от других животных. Они не были мимишными, они были грациозными и важными, все их боялись и уважали. А я ведь родился под знаком льва, а это значит, что я тоже такой же важный и грациозный. Побежал и поделился своими выводами с моим друганом, а он сказал, что я дурак. Ничего он не понимает, все потому что он козерог.
Официально-деловой стиль: Владелец зоопарка «Мохнатики» осужден на 15 лет лишения свободы в колонии строгого режима по статье 113 УК РФ за жестокое обращение со львами. Как показала экспертиза, животные не получали корм в течение двух месяцев, по отношению к ним была использована физическая сила, что в итоге привело к их гибели. Погибло около 15 львов. Сейчас выживших животных передали в руки другому зоопарку «Маленькая Панда», их состояние на сегодняшний день значительно улучшилось.
• Создайте загадку - описание предмета/явления действительности/события с использованием не менее 5 тропов и фигур (задание предполагает закрепление знаний и совершенствование умений, связанных с изобразительно-выразительными ресурсами языка). Приведем примеры созданных студентами описаний.
Это замечательное, прекрасное, упоительное время. О, как же я его обожаю! Как можно не радоваться наступлению этого периода? В это время я чувствую себя счастливым, как ребенок, который получил новую игрушку. Это счастье огромно, как океан, оно ширится и заполняет всю мою душу (отгадка -каникулы).
Наступила зима. И теперь он повсюду. Яркий, как солнце, и ослепительно сверкающий под его холодными лучами. Все покрыто этим белым золотом - и земля, и деревья, и крыши домов. Сияние зимних узоров, нарисованных на окнах, слепит глаза, и все же оно завораживает. А он, занимающий собой необъятные просторы, утопает в зимнем солнце, сливается с ним и образует единую гармонию искрящегося света. Он холоден и прекрасен. Прохожие радуются ему, дети, смеясь, барахтаются в нем. Прикосновение к нему подобно магии, такой простой и знакомой, но по-прежнему очаровывающей. Это белое мерцающее полотно надолго заключило землю в свои объятия. Теперь все одето в белый (отгадка - снег).
• Создайте фрагмент экскурсионной речи на выбранную вами учебную тему (данное задание актуально для студентов - будущих учителей географии).
• Создайте инструктирующее слово на основе описания данной подвижной игры (данное задание актуально для студентов - будущих учителей физической культуры; оно ориентировано на формирование и совершенствование коммуникативных умений, связанных с четкостью, логичностью и точностью изложения мыслей): Игра «Найди место». Количество игроков: любое. Дополнительно: палка, стулья. Ставят стулья (в ряд, по кругу и т. п.). Водящий берет длинную палку и начинает обходить сидящих на стульях. Если около кого-то он стукнет палкой о пол, то этот играющий должен встать со стула и пойти следом за водящим. Так водящий ходит вокруг стульев, стучит то тут, то там, и вот за ним следует целая свита. Водящий начинает удаляться от стульев, ходит кругами, змейкой; остальные повторяют все за ним. Вдруг, в неожиданный для всех момент, водящий дважды стучит по полу. Это сигнал к тому, чтобы все немедленно заняли места на стульях. А это теперь не так-то просто, поскольку стулья смотрят в разные стороны. Сам водящий старается занять место одним из первых. Теперь водит тот, кому не досталось места. Приведем пример созданного студентами инструктирующего слова: «Для игры «Найди место» нам понадобятся палка и стулья для всех игроков, кроме водящего. Стулья устанавливаются по кругу. Водящий ходит с палкой вокруг игроков, сидящих на стульях. Когда водящий стукнет палкой об пол один раз рядом с
кем-то из игроков, тот должен встать и следовать за водящим, повторяя все его движения. Когда водящий стукнет палкой дважды, все, включая водящего, должны постараться успеть занять стулья. Водящим становится тот, кто не успел занять место».
Выводы. Подводя итог сказанному, отметим, что все перечисленные разновидности заданий используются на вузовских занятиях в течение многих лет и помогают, на наш взгляд, эффективно развивать коммуникативно-речевые умения будущих педагогов. Разумеется, их перечень далеко не полный и регулярно видоизменяется и пополняется новыми образцами и вариантами.
Литература:
1. Афанасенко О.Б. Обучение студентов-филологов приемам косвенного речевого воздействия // Приоритеты развития высшего образования России. - Сборник материалов научных и методических трудов научно-педагогических работников: в 4-х частях: Новокузнецк: Издательство Кузбасской государственной педагогической академии, 2014. - С. 59-65.
2. Зотова Т.Ю. Жанровая специфика педагогического спора в условиях учебно-речевой ситуации // Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. - Сборник научных трудов: - Ялта: РИО ГПА, 2017. - Вып. 55. - Ч. 5. - С. 92-102.
3. Суркова А.П. К вопросу о повышении коммуникативной компетенции студентов педагогического вуза: обучение комическим жанрам речи // Приоритеты развития высшего образования России. - Сборник материалов научных и методических трудов научно-педагогических работников: в 4-х частях: Новокузнецк: Издательство Кузбасской государственной педагогической академии, 2014. - С. 113-121.
Педагогика
УДК: 373.3:616.89-008.47/.48
кандидат педагогических наук, доцент Игнатенко Марина Валентиновна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Мурманский арктический государственный университет» (г. Мурманск)
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ГИПЕРАКТИВНЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация. В статье проводится анализ особенностей обучения гиперактивных младших школьников, рассматриваются вопросы профилактики и коррекции трудностей при обучении гиперактивных детей в начальной школе.
Ключевые слова: гиперактивность, синдром дефицита внимания, трудности в обучении, начальная школа.
Annotation. The article analyzes the features in teaching of hyperactive pupils, discusses the prevention and correction of difficulties in teaching hyperactive children in primary school.
Keywords: hyperactivity disorder, attention deficit disorder, learning difficulties, primary school.
Введение. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) считается одной из наиболее распространенных форм нарушений поведения среди детей младшего школьного возраста, причем у мальчиков такие нарушения фиксируются значительно чаще, чем у девочек. С началом обучения в школе, появлением интеллектуальных нагрузок, норм и требований проблемы только усиливаются. Чрезмерная двигательная активность и невозможность сосредотачиваться длительное время на выполнении необходимого задания обращают на себя внимание педагогов уже в первые месяцы обучения.
Детей с СДВГ около 15-20%, пока нельзя считать ясными и хорошо изученными причины СДВГ. Исследователи рассматривают различные причины его возникновения, считая, что, скорее всего, это компенсированное сочетание разных неблагоприятных факторов (патологии беременности и родов, тяжелых заболеваний и нарушений развития в первый год жизни, влияния экологии и т.п.).
Изложение основного материала статьи. Гиперактивность, или синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) в последней медицинской квалификации определен как нарушение психического здоровья. Основные симптомы СДВГ — нарушение внимания, гиперактивность, импульсивность.
Гиперактивность выступает как одно из проявлений целого комплекса нарушений, отмечаемых у таких детей. Основная же проблема связана с недостаточностью механизмов внимания и тормозящего контроля. Поэтому подобные нарушения более точно классифицируют как «синдром дефицита внимания». При этом уровень интеллектуального развития у детей не зависит от степени гиперактивности и может превышать показатели возрастной нормы. Однако, вследствие характерной симптоматики гиперактивные дети испытывают проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, что приводит к формированию низкой самооценки, высокой степени тревожности.
В настоящее время существуют противоречия между возможностями гиперактивного ребенка, особенно на первых этапах обучения, и требованиями со стороны учителя. В первую очередь сама система обучения может быть психотравмирующей для гиперактивного ребенка, т.к. высокая потребность гиперактивного ребенка в движении противопоставлена малой подвижности на уроке, а часто и ограничению в движении на переменах. Монотония, отсутствие смены форм деятельности на уроке и в течение дня приводят к тому, что через 10-15 минут после начала урока гиперактивный ребенок уже не в состоянии спокойно сидеть за партой, это следствие утомления ребенка и как результат снижение функции контроля. Ребенок не может вести себя так, как требуют взрослые, в силу физиологических возможностей.
Традиционно взаимодействие учителя и ученика строится по схеме: вопрос «учителя» - ответ «ученика». Невозможность терпеть и ждать толкает гиперактивного ребенка вперед, не дожидаясь очереди или специального разрешения учителя, он трясет руку, кричит с места, часто начинает отвечать, не выслушав до конца вопрос или задание. Если ребенку не позволяют ответить сразу, то его интерес пропадает. Удержать на чем-либо внимание, сосредоточиться таким детям чрезвычайно трудно. При выполнении домашних заданий внимание ребенка также рассеянно, он постоянно отвлекается. В результате домашнее задание выполняется плохо, отнимая массу времени.
Гиперактивному ребенку свойственно многоканальное восприятии. В то время как предъявление учебного материала - это чаще всего педагогический монолог, активно эксплуатирующий аудиальные