Научная статья на тему 'ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ Г. БУБИ (1871-1922)'

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ Г. БУБИ (1871-1922) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
29
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Г. БУБИ / ДЖАДИДИЗМ / ТАТАРСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ / РАЦИОНАЛИЗМ / ЗАКЯТ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Закиров Айдар Азатович

В статье рассматриваются взгляды татарского просветителя и богослова Габдуллы Буби (1871-1922) относительно рационализаторских начал в его религиозно-философском наследии и идей практицизма. Взгляды Г. Буби анализируются в рамках методологии немецкого социолога, философа и историка М. Вебера (1864-1920) и его теории рационализации всемирно-исторического процесса. Рассматриваются вопросы «насха», мистификации ислама, положений закята и завещания на национальные нужды, отношение к труду. Умозаключения Г. Буби ориентированы на решение земных запросов общества, призваны решить насущные проблемы различных сфер татарского общества, его суждения логически и религиозно обоснованы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED RATIONALISM OF GABDULLA BUBI (1871-1922)

The article considers the views of Tatar enlightener and theologian Gabdulla Bubi (1871-1922) about rationalizing initiatives in his religious philosophical legacy and ideas of practicality. The views of G. Bubi are being analyzed in the scope of methodology of German sociologist, philosopher and historian M. Weber (1864-1920) and his theory of rationalization of world historical process. The article deals with problem of nash, mystification of Islam, zakah regulations and bequeathing to national needs, attitude to labour. Conclusions of G. Bubi are referred to worldly demands of society, intended to solve the problems of various spheres of Tatar society, his judgments are logically and religiously advocated.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ Г. БУБИ (1871-1922)»

ИСТОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ

УДК 297

А.А. Закиров

Практико-ориентированный рационализм Г. Буби (1871-1922)

В статье рассматриваются взгляды татарского просветителя и богослова Габдуллы Буби (1871-1922) относительно рационализаторских начал в его религиозно-философском наследии и идей практицизма. Взгляды Г. Буби анализируются в рамках методологии немецкого социолога, философа и историка М. Вебе-ра (1864-1920) и его теории рационализации всемирно-исторического процесса. Рассматриваются вопросы «насха», мистификации ислама, положений закята и завещания на национальные нужды, отношение к труду. Умозаключения Г. Буби ориентированы на решение земных запросов общества, призваны решить насущные проблемы различных сфер татарского общества, его суждения логически и религиозно обоснованы.

Ключевые слова: Г. Буби, джадидизм, татарская религиозная философия, рационализм, закят, завещание, насх.

В общественной истории татарского народа рубежа XIX-XX вв. кристаллизация процесса рационализации находит выражение в феномене джадидизма и в попытках модернизации общественной жизни, проведения реформ по европейскому образцу, где религия и наука должны были найти пути соприкосновения и взаимодействия. Немецкий философ К. Ясперс (1883-1969) объясняет реформаторские начала в обществе следующим образом: «Люди ощущают близость катастрофы, стремятся помочь пониманием, воспитанием, введением реформ. Планируя, они пытаются овладеть ходом событий, восстановить необходимые условия или создать новые. История в ее целостности мыслится как последовательная смена различных образов мира: либо в сторону постоянного ухудшения, либо как круговорот или подъем. Создаются теории, которые должны определить, как наилучшим образом устроить совместную жизнь людей, управлять и править ими. Реформаторские идеи подчиняют себе деятельность людей» (Ясперс, 1991, с. 35-36). Происходит процесс зарождения нации с переходом от полного господства религии к культуре и к соединению последней с этнической принадлежностью (Геллнер, 1991, с. 159). Формирование капиталистических отношений и торгового капитала становятся одним из главных триггеров преобразований в общественно-политической жизни татарского общества начала XX в. и его либерализации. В условиях усиления национальной буржуазии и интеллигенции религиозные лидеры

утрачивают свое доминирующее положение в обществе как единственного знатока истины, общество требует открытости и честной игры от духовных лидеров, происходит рационализация общественного пространства. Религия используется представителями татарской интеллектуальной элиты как инструмент для обоснования необходимых социокультурных преобразований. Немецкий и американский философ, социолог и культуролог Г. Маркузе (1898-1979) полагает, что «восходящий буржуазный класс основывал свое требование новой общественной свободы на универсальности человеческого разума. В противовес вере в навечно установленный порядок, связанный с ограничениями, буржуазия утверждала свою веру в прогресс и лучшее будущее» (Маркузе, 2011, с. 330). Теория рационализации М. Вебера (1864-1920) гласит, что «рационализация социального действия есть тенденция самого исторического процесса» и «европейская история последних столетий и вовлечение других, неевропейских, цивилизаций на путь индустриализации, проложенный Западом, свидетельствует о том, что рационализация есть всемирно-исторический процесс» (Вебер, 1990, с. 23). Он был убежден, что целерациональное действие и формальная рациональность определяют современный тип капиталистического хозяйствования. Рационализация проникает во все сферы общественной жизни, в том числе в религиозную сферу. Он связывает рациональную структуру права и управления с социальным устройством и в качестве предпосылок выделяет разрушение магических, мифологических и религиозных идей, которые определяют поведение, «стиль» в жизни. В его теории рациональная этика аскетического протестантизма рассматривается как основа для практически-рационального поведения. Рациональная форма ведения хозяйства обуславливается определенной религиозной направленностью, характеризирующая особенность развития западного типа рационализации (Современный философский словарь, 2015, с. 553). Рациональное же рассматривается как «обусловленное разумом, доступное разумному пониманию, логически непротиворечивое и соответствующее принятым каким-либо сообществам» (Там же, с. 554). Основой познания признается разум, роль авторитета и веры принижается или сводится к минимуму.

Габдулла Нигматуллин Буби (1871-1922) как один из самых ярких представителей татарской интеллектуальной общественности начала XX века вошел в историю как автор многочисленных богословских сочинений: «Истина» (Буби, 1904-1906, 224 б.), «Прошло ли время иджтихада?» (Буби, 1909, 69 б.), «Женщины» (Буби, 2013, 302 б.), «Правильно ли читать проповедь на татарском языке?» (Буби, 1908, 35 б.), «Многоженство применительно сохранения здоровья» (Буби, 1901, 20 б.), «Счастье в браке» (Буби, 1902, 35 б.). Как видно из названий сочинений, каждое из них посвящено какой-либо проблеме. Например, в сочинении «Многоженство применительно сохранения здоровья» Г. Буби рассматривает вопрос многоженства в исламе, разъясняет и перечисляет условия, при которых му-

сульманину допускается вступить в брак с четырьмя женщинами. Он утверждает: «Тот, кто не может соблюдать принцип справедливости [между женами], женитьба на более одной женщине является запретным» (Буби, 1901, б. 5). Под справедливостью он понимает все деяния, которые требуют справедливого отношения: в еде и питье, в одежде, в проявлении любви и доброго отношения к женам и соблюдение других обязанностей мужа. Указывает, что таких справедливых людей очень мало и данное допущение является лишь частным случаем (Буби, 1901, б. 5).

Основным богословским трудом Г. Буби является его религиозно-философский трактат «Хакыйкать, яхуд Тугрылык» [«Истина, или Правильный путь»], состоящий из семи опубликованных частей. По задумке Г. Буби, трактат должен был состоять из 20 частей, каждая из которых разъясняет один отмененный айат. Г. Буби считал, что 20 айатов, определенные имамом Джалал ад-Дином ас-Суйути (ум. 1505) как отмененные в его труде «Совершенство в коранических науках», в действительности применяются на практике: «Я обратился к различным авторитетным таф-сирам, чтобы проанализировать толкования и причины ниспослания 225 айатов, которые имам Абу ал-Касим посчитал отмененными и обнаружил, что они применяются на практике. Я даже обнаружил, что некоторые из 20 айатов, определенные имамом ас-Суйути как вышедшие из употребления, применялись» (Буби, 1904-1906, б. 14). Изучая отмененные и отменяющие айаты Корана, Г. Буби заключил, что «насх» отсутствует в Коране, а хади-сы с одним передатчиком [хадисы хабар ахад] не являются доводом в пользу отмены божественных предписаний. Коран представляет собой целостный, логически завершенный текст, а отмена предписаний айатов является свидетельством в пользу несовершенства Аллаха. В данном вопросе рационализаторское начало Г. Буби проявляется также в том, что он рассматривает вопрос «насха» в религии как нововведение и позднее наслоение в исламе, которое обслуживало определенные слои духовенства, заинтересованные в принятии угодных им решений, полагая тот или иной айат отмененным. Он считает, обращение к разуму в этом вопросе -один из признаков ислама, а истина - это клад, который следует обнаружить, а дороги, ведущие к нему, следует разведать у ученых мужей.

Г. Буби предлагает пересмотреть традиционную систему убеждений, застой исламской интеллектуальной мысли связывает с поздними наслоениями и толкованиями, несвойственными исламу, с мистификацией деятельности религиозных авторитетов, с созданием ореола святости вокруг культа их личности и наделением их неограниченной властью. Мыслитель выдвигает тезис о том, что ислам - это не застывшая религия, а развивающаяся, а противоречия возникают в результате невежества и косности мышления людей: «Они не подходят к исламу со стороны разума и мудрости. Религия не принуждает своих последователей принимать только одно единственное толкование того или иного айата, сказанное сотни лет назад. Верующим следует размышлять, искать совершенный смысл айата, исходя

из достижений современной мысли, и не обвинять в ереси людей, которые стремятся проникнуть в смысл айатов Корана» (Буби, 1904-1906, б. 118). Как одна из мер преодоления невежества, он предлагает человеку самому изучать первоисточники ислама, не следовать за чужим мнением: «Необходимо знать Коран и следовать по этому пути счастья, чтобы постичь истину. Следовательно, ответ на вопрос «Как найти путь счастья?» очень легок - можно узнать в Коране и хадисах. Счастье надо искать не в зикре -беспрестанном повторении имен Аллаха, четках и уничижении, как это делают «ложные ишаны» (Буби, 1904-1906, б. 95). Таклид1 рассматривается как одна из причин невежества населения: «Среди нас нет постигающих философию религии, подавно нет людей, заботящихся о ее познании. Мы бездумно продолжаем следовать по пути, который считается старым, но возникший после смерти пророка. Это не наш путь. Мы отвергаем истинный путь, который соответствует Корану и хадисам только из-за того, что он противоречит нашим убеждениям. Однако что бы ни говорил - правду или ложь - мнимый святой ишан, мы повинуемся его словам, даже в том случае, если его слова противоречат шариату. Так, поддавшись иллюзиям и воображениям, мы растрачиваем нашу жизнь, не размышляем и следуем традициям. Не развиваем разум, не обращаем внимания на философию, и, боясь, что народ рассердится, не будет приносить милостыню, подчиняемся старым традициям и отказываемся от обязательного по шариату» (Буби, 1904-1906, б. 116). Таким образом, Г. Буби выступил за «расколдовывание мира» путем возврата к самостоятельному суждению по первоисточникам ислама, отказ от таклида, ликвидацию невежества основной массы населения. М. Вебер определил этот процесс как «великий историко-религиозный процесс расколдования мира, начало которого относится ко времени древнеиудейских пророков и который в сочетании с эллинским научным мышлением уничтожил все магические средства спасения, объявив их неверием и кощунством» (Вебер, 1990, с. 143).

Г. Буби считает, что на сегодняшний день мусульмане слабы в духовном и материальном плане, следовательно, они вынуждены применять первоначальные религиозные постановления. В качестве примера он приводит случай из жизни пророка Мухаммада, когда он допустил распределение средств закята в пользу язычников с целью предрасположения их сердец к исламу. После смерти пророка Мухаммада данное решение было отменено халифом Абу Бакром в связи с расширением ареала распространения ислама и отсутствием такой категории людей. Г. Буби считает, что данное решение применимо на практике в современных реалиях, особенно в реалиях Российской империи, когда мусульмане составляют меньшин-

1 Таклид - следование мусульман предписаниям муджтахидов или муфтиев какого-либо мазхаба в вопросах, связанных с практическими предписаниями религии. Таклиду следуют те мусульмане, которые не разбираются в различных проблемах правового характера.

ство. Развивая тему распределения средств закята с учетом требований времени и места проживания, он предлагает альтернативные варианты расходования средств закята. В частности, он призывает открывать специализированные школы для получения профессий, а также оплачивать обучение и питание неимущих студентов из фонда закята. Согласно Г. Буби, цель закята - это не просто раздача денег закята в определенный день на площади (по описанию Г. Буби, раздача закята происходило именно таким образом, реально нуждающиеся люди из-за стеснения и скромности своей не приходили на площадь и не получали необходимую помощь. - А.З.), а улучшение материального благосостояния мусульманского сообщества путем реализации проектов различного уровня. При таком подходе, возрастет количество людей, которые смогут выплачивать закят и обеспечивать свою семью без внешней помощи. Г. Буби считает, что такой подход позволяет очистить имущество материально обеспеченных людей перед Всевышним за счет молитв нуждающихся (Буби, 1904-1906, б. 17-18).

Касательно завещания, Г. Буби убежден в том, что треть завещаемого имущества следует расходовать на нужды миллета: «Если вас постигнет смерть, и вы обладаете материальным достатком, оставление завещания в пользу миллета является необходимым поступком. А родственники несут ответственность за справедливое распределение этого наследства» (Буби, 1904-1906, б. 43). В вопросе завещания он проводит аналогию с закятом: «Как неправомерно расходовать средства закята на родителей (так как человек должен им оказывать помощь по совести), также неправомерно оставлять завещание в пользу родственников, так как их доли четко прописаны в Коране. Оставление завещания по примеру расходования средств закята допустимо на пути Всевышнего Аллаха, в пользу миллета» (Буби, 1904-1906, с. 45). Далее разъясняется цель накопления материальных благ: «Материальные блага следует приобретать и приумножать с целью расходования на национальные нужды, а не ради самой идеи накопления богатства. Привязанность к земным благам является дурным и порицаемым делом и по шариату, и по разуму. Почему порицается по шариату - это понятно. Накопление благ осуждается по разуму потому, что корыстный человек приобретает материальные блага, притесняя обездоленных и покушаясь на чужое имущество. В этом отношении он как собака на сене, и сам не ест, и другим не дает, как Карун [мифологический образ скряги], проклинающий и объявляющий других врагами. Он проживет жизнь, оберегая накопленное имущество в страхе разорения» (Буби, 19041906, с. 27-28). М. Вебер утверждает, что мирская аскеза протестантизма со всей решительностью отвергала непосредственное наслаждение богатством и стремилась сократить потребление, особенно когда оно превращалось в излишества. Вместе с тем она освобождала приобретательство от психологического гнета традиционалистской этики, разрывала оковы, ограничивавшие стремление к наживе, превращая его не только в законное, но и в угодное Богу занятие» (Вебер, 1990, с. 133). Г. Буби рассматри-

вает завещанное имущество как залог продолжения служения обществу и миллету: «Кто ищет и приобретает материальные блага ради Аллаха и нужд миллета, не будет бояться разорения. Не он будет караулить деньги, а деньги будут караулить его. Его душа покинет бренный мир с умиротворением под мольбы добрых людей. Покойный Гани-бай Хусаинов - отличный пример. Да смилостивится над ним Аллах! Он был очень хорошим человеком и много средств потратил во благо миллета» (Буби, 1904-1906, б. 29).

Г. Буби считает, что каждое предписание Аллаха содержит благо и пользу для людей, задача верующих - находить пути, ведущие к ним: «Невежественность, глупость и следование сомнениям - качества, которые характеризуют нас. Среди нас отсутствуют люди, которые размышляют над религиозными истинами, ищут их и прилагают усилия на этом пути. Мы выбрали путь нововведений и ложных суждений. Мы подменяем наше мировидение на чуждое, не имеющее канонической основы в исламе» (Буби, 1904-1906, б. 116). Далее он рассуждает: «Если мы достигнем совершенства в разуме и воспитаем наш нафс, сможем различить истину от оплотов наших фантазий и предубеждений посредством разума. Если наш путь соответствует истине, мы продолжим наш путь, если нет, выберем другой, который станет благим для нас. Мы достигнем прогресса и украсим нашу жизнь только в том случае, если воспользуемся плодами нашего разума» (Буби, 1904-1906, б. 117). Упадническое положение мусульманского сообщества Г. Буби связывает с деятельностью псевдоиша-нов, объявляет их источником обскурантизма, угодниками дьявола, ворами шариата и наветниками на Коран. Исламский мир станет на путь прогресса, просвещения, высокой культуры и цивилизации только тогда, когда будет ликвидирован институт ишанизма в мусульманском обществе, очищен от их деятельности. Поэтому в качестве первоочередной задачи религиозных деятелей он определяет противостояние псевдоишанам, отказ от бессмысленной практики аврядов и зикра.

Земному труду в жизни человека как обязанности для мусульманина Г. Буби определяет важное значение: «Жизнь людей состоит из двенадцати месяцев. Треть этой жизни, т.е. четыре месяца являются запретным для людей: ленивый образ жизни порицается. Религия обязывает отводить восемь часов на труд - это естественный закон для сохранения здоровья. Следующие восемь часов необходимы для отдыха и сна, а остальные восемь часов - на еду и поклонение для сохранения естественного баланса жизненных сил. Если человек не отводит восемь часов на труд, он будет лишен умений и навыков для продолжения жизни. Внутренние естественные чувства и страсти одолеют вас и вы окажетесь во власти бессмысленных дел. Ваша задача - силой разума одолеть эти чувства и страсти. Всевышний Аллах с теми, кто оберегает себя от деяний нафса и сатаны» (Буби, 1904-1906, б. 156).

Подводя итог суждениям Г. Буби, следует отметить, что он восхвалял разум и рассматривал его как инструмент поиска новых путей обновления религиозных норм и придания им новых форм выполнения. В качестве приоритета автор определяет получение общественного блага на основе целерационального действия, достижение материального благополучия вместо иллюзорного потустороннего счастья. Г. Буби не предлагает отречение от земных благ, а лишь порицает непосредственное гедоническое наслаждение материальным достатком. Он призывает расходовать излишки на социальные значимые действия с целью достижения духовного и материального счастья. Его умозаключения носят практико-ориенти-рованный характер.

Источники и литература

1. Буби Г. Заманы ижтиhад монкарыйзме де'илме? Казан: Электо-типогра-фия «Миллят», 1909. 69 б.

2. Буби Г. Татарча хетбэ уку дерестме? Казан: Электро-типография <^рнэк», 1908. 35 б.

3. Буби Г. Тэгаддеде зэYжате хифзы сыйххэтэ татбыйкь. Оренбург: Типография Гильмана Ибрагимовича Каримова, 1901. 20 б.

4. Буби Г. ТэзэYвеждэ сэгадэт. Оренбург: Типография Гильмана Ибрагимовича Каримова, 1902. 35 б.

5. Буби Г. Хакыйкать. 1-8 бYлеклэр. Казан: Лито-Типография И.Н. Харитонова, 1904-1906. 224 б.

6. Буби Г. Хатыннар / А.Х. Махмутова, басмага эзерлэYче. Яр Чаллы: «Ислам нуры» эшмэкэрлек Yзэге, 2013. 302 б.

7. ВеберМ. Избранные произведения/ пер. с нем. М.: Прогресс, 1990. 808 с.

8. Геллнер Э. Нации и национализм / пер. с англ. Т.В. Бредниковой, М.К. Тюнькиной. М.: Прогресс, 1991. 794 с.

9. Маркузе Г. Критическая теория общества: Избранные работы по философии и социальной критике / пер. с англ. А. А. Юдина. М.: АСТ: Астрель, 2011. 382 с.

10. Современный философский словарь / Под общ. ред. В.Е. Кемерова и Т.Х. Керимова. 4-е изд., испр. и доп. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2015. С. 553.

11. Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. 527 с.

А.А. Закиров

Г. Бубиньщ (1871-1922) практикага ориентлашкан рационализмы

Мэкалэдэ татар мэгърифэтчесе hэм дин белгече Габдулла Бубиньщ (18711922) дини-фэлсэфи мирасында hэм практицизм идеялэрендэ рационализатор башлангычлары хакында карашлары карала. Г. Бубиныц карашлары немец социо-логы, фэлсэфэчесе hэм тарихчысы М. Веберныц (1864-1920) методологиясе hэм

аньщ бетенденья тарихи процессын рационализациялэY теориясе кысаларында анализлана. «Нэсех», исламны мистификациялэY мэсьэлэлэре, зэкят h9M милли ихтыя^лар ечен васыять кагыйдэлэре, хезмэткэ менэсэбэт карала. Г. Бубиньщ фикерлэре жрмгыятьнен деньяви талэплэрен, татар жэмгыятенен терле яклары-нын кен кадагындагы проблемаларын хэл итYгэ юнэлдерелгэн, анын фикерлэре мантыйк hэм дин ягыннан нигезлэнгэн.

Ачкыч сузлэр: Г. Буби, жрдитчелек, татар дини фэлсэфэсе, рационализм, зэкят, васыять, нэсех.

A.A. Zakirov

Practice-oriented rationalism of Gabdulla Bubi (1871-1922)

The article considers the views of Tatar enlightener and theologian Gabdulla Bubi (1871-1922) about rationalizing initiatives in his religious philosophical legacy and ideas of practicality. The views of G. Bubi are being analyzed in the scope of methodology of German sociologist, philosopher and historian M. Weber (1864-1920) and his theory of rationalization of world historical process. The article deals with problem of nash, mystification of Islam, zakah regulations and bequeathing to national needs, attitude to labour. Conclusions of G. Bubi are referred to worldly demands of society, intended to solve the problems of various spheres of Tatar society, his judgments are logically and religiously advocated.

Keywords: G. Bubi, jadidism, Tatar religious philosophy, rationalism, zakat, will, abrogation of ayah and hadith.

Закиров Айдар Азатович - научный сотрудник Центра исламоведческих исследований Академии наук РТ (г. Казань); e-mail: aydarzak1@yandex.ru

Закиров Айдар Азат улы - ТР ФА Ислам тикшеренулэре узэге фэнни хезмэткэре (Казан шэhэре).

Zakirov Aidar Azatovich - researcher of Center of Islamic Studies of Academy of Sciences of Republic of Tatarstan (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.