Научная статья на тему 'Практико-ориентированный подход в обучении студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность»'

Практико-ориентированный подход в обучении студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
90
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
SOCIO-CULTURAL ACTIVITY / PRACTICE-ORIENTED APPROACH / EDUCATIONAL ACTIVITIES / SOCIO-CULTURAL ENVIRONMENT OF A UNIVERSITY / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА ВУЗА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бучилина Т.П.

В статье рассматривается сущность практико-ориентированного подхода в обучении студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность», которая, по мнению автора, заключается в построении воспитательно-образовательного процесса на основе приобретения новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении социально-культурных задач и проблем современного общества. Отмечены принципы организации практико-ориентированного подхода. На основе анализа научной литературы и многолетней практической деятельности, автором выделены некоторые формы социально-культурной деятельности, применяемые в воспитательно-образовательном процессе вуза с целью успешного освоения студентами ключевых профессиональных компетенций. Приведены результаты освоения учебных программ с использованием представленных форм социально-культурной деятельности. Представлены целеполагающие основы образовательного и воспитательного процессов, которые, в свою очередь, ориентируются на определенные направления. Выделены основополагающие позиции для решения воспитательных и образовательных задач в процессе обучения, требующие особо внимания. В ходе исследования был проведён анализ итоговой государственной аттестации выпускников направления подготовки «Социально-культурная деятельность» на основе разработанных практико-ориентированных комплексов программ государственного (междисциплинарного) экзамена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN TRAINING STUDENTS IN THE AREAS OF TRAINING A SPECIALIZATION OF “SOCIO-CULTURAL ACTIVITY”

The article considers the basics of the practice-oriented approach in teaching the students of specialization of “Socio-cultural activity”, which, according to the author, is to build an educational process on the basis of acquisition of new knowledge and the formation of practical experience of their use in the solution of socio-cultural challenges and problems of the modern society. The paper notes the principles of the practice-oriented approach. The work reveals an analysis of scientific literature and the personal experience of many years of practice. The author identifies some forms of socio-cultural activities that are applied in educational process of higher education institution for the purpose of successful development of students in key professional competencies. The results of the development of educational programs with the use of the presented forms of socio-cultural activities are shown. The research presents teleology fundamentals of educational process, which, in turn, are guided in certain directions. The author has selected fundamental position to solve educational problems in the learning process that require special attention. The article tells about practical experience of comparison, the ability to evaluate the actions of others, to find common ground and a willingness to learn new knowledge. The special attention is paid to the educational process as a specific algorithm that helps to activate the action. The study was the analysis of the final state certification of graduates of the specialization of “Socio-cultural activity” on the basis of practice-oriented program systems of a state interdisciplinary exam.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный подход в обучении студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность»»

118 116 114 112 110 108 106 104 102 100 98 96

115.27

H

100.4 04.98

1 ■

= ЭГ in КГ

Коне тапфующ1 ni этап Контрольныйэтап

Рис.2.Результатыопытно-эксперименталынойработы

По результатам формирующего этапа эксперимента можно говорить о наличествующем среднем уровне рефлексивности у экспериментальной группы.Это свидетельствует о сту-

денты-первокурсники экспериментальной группы умеют анали-

йрндйеывать

свою деятельность, они могут посмотреть на себя со стороны и оценить себя и свои поступки в глазах другого человека. Но опе-рируютср/дыйты-ьервтк^сниыносемытимыт в еолной мйре.

В заключение хотелось бы отметить, развитие человека неразделивосвезаты е процевтомрвфыексиы ев рамвньие предполагается не в техническом плане, а в интеллектуальном и

личностном. Человек, не способный к рефлексии, не в состоянии полноценно контролировать свою жизнь. Это важно для нашего исследования ввиду того, что рефлексивная позиция рассматривается как целостное и развивающееся образование личности, которое формируется, совершенствуется на протяжении всей её жизни и выступает в качестве проявлений человека как субъекта. Соответственно, использование метода кейсов в процессе формирования рефлексивной позиции обучающихся предоставляет им отличную возможность творчески применять пройденный материал и позволяет адаптироваться к реальным и потенциально возможным ситуациям.

Библиографический список

1.

3.

4.

Белоусова Н.Д. Использование кейс-метода при обучении дисциплине «Инженерная графика». Образование в Уральском регионе: научные основы развития и инноваций: тезисы докладов III научно-практической конференции, 11-15 апр. 2005 г., г. Екатеринбург. РедакторыВ.А. Федоров, С.А. Новоселов, Э.Ф. Зеер. Екатеринбург: Издательство РГППУ, 2005.

Колесник Н.П. Кейс-стади в интерактивном обучении педагогике. Методические рекомендации: в 2-х частях. Санкт-Петербург: «Стратегиябудущего», 2006.

Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 томах. Москва: Педагогика, 1984; Т. 3: 145.

Карпов А.В. Рефлексивность как психическое свойство и методика её диагностики. Психологический журнал, 2003; № 5; Т. 24: 45-57.

References

Belousova N.D. Ispol'zovanie kejs-metoda pri obuchenii discipline "Inzhenernaya grafika". Obrazovanie v Ural'skom regione: nauchnye osnovy razvitiya i innovacij: tezisy dokladov III nauchno-prakticheskoj konferencii, 11-15 apr. 2005 g., g. Ekaterinburg. Redaktory V.A. Fedorov, S.A. Novoselov, 'E.F. Zeer. Ekaterinburg: Izdatel'stvo RGPPU, 2005.

Kolesnik N.P. Kejs-stadi vinteraktivnom obucheniipedagogike. Metodicheskie rekomendacii: v 2-h chastyah. Sankt-Peterburg: «Strategiya buduschego», 2006.

Vygotskij L.S. Sobranie sochinenij: v 6 tomah. Moskva: Pedagogika, 1984; T. 3: 145.

Karpov A.V. Refleksivnost' kak psihicheskoe svojstvo i metodika ee diagnostiki. Psihologicheskij zhurnal, 2003; № 5; T. 24: 45 - 57.

Статья поступила в редакцию 16.08.15

УДК 378.14.015.62

Buchilina T.P., postgraduate, Kemerovo State University of Culture and Arts (Kemerovo, Russia), E-mail: bu4ilina@yandex.ru

A PRACTICE-ORIENTED APPROACH IN TRAINING STUDENTS IN THE AREAS OF TRAINING A SPECIALIZATION OF "SOCIO-CULTURAL ACTIVITY". The article considers the basics of the practice-oriented approach in teaching the students of specialization of "Socio-cultural activity", which, according to the author, is to build an educational process on the basis of acquisition of new knowledge and the formation of practical experience of their use in the solution of socio-cultural challenges and problems of the modern society. The paper notes the principles of the practice-oriented approach. The work reveals an analysis of scientific literature and the personal experience of many years of practice. The author identifies some forms of socio-cultural activities that are applied in educational process of higher education institution for the purpose of successful development of students in key professional competencies. The results of the development of educational programs with the use of the presented forms of socio-cultural activities are shown. The research presents teleology fundamentals of educational process, which, in turn, are guided in certain directions. The author has selected fundamental position to solve educational problems in the learning process that require special attention. The article tells about practical experience of comparison, the ability to evaluate the actions of others, to find common ground and a willingness to learn new knowledge. The special attention is paid to the educational process as a specific algorithm that helps to activate the action. The study was the analysis of the final state certification of graduates of the specialization of "Socio-cultural activity" on the basis of practice-oriented program systems of a state interdisciplinary exam.

Key words: socio-cultural activity, practice-oriented approach, educational activities, socio-cultural environment of a university.

Т.П. Бучилина, аспирант Кемеровского государственного университета культуры и искусств, г. Кемерово,

E-mail: bu4ilina@yandex.ru

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»

В статье рассматривается сущность практико-ориентированного подхода в обучении студентов направления подготовки «Социально-культурная деятельность», которая, по мнению автора, заключается в построении воспитательно-образовательного процесса на основе приобретения новых знаний и формировании практического опыта их использования при решении социально-культурных задач и проблем современного общества. Отмечены принципы организации практико-ориентирован-ного подхода. На основе анализа научной литературы и многолетней практической деятельности, автором выделены некоторые формы социально-культурной деятельности, применяемые в воспитательно-образовательном процессе вуза с целью успешного освоения студентами ключевых профессиональных компетенций. Приведены результаты освоения учебных программ с использованием представленных форм социально-культурной деятельности. Представлены целеполагающие основы образовательного и воспитательного процессов, которые, в свою очередь, ориентируются на определенные направления. Выделены основополагающие позиции для решения воспитательных и образовательных задач в процессе обучения, требующие особо внимания. В ходе исследования был проведён анализ итоговой государственной аттестации выпускников направления подготовки «Социально-культурная деятельность» на основе разработанных практико-ориентированных комплексов программ государственного (междисциплинарного) экзамена.

Ключевые слова: социально-культурная деятельность, практико-ориентированный подход, воспитательно-образовательная деятельность, социально-культурная среда вуза.

В высшем образовании сегодня происходят значительные трансформации под воздействием требований к его выпускникам, которые предъявляет нынешняя социальная и профессиональная практика. Основной мотив таких требований - молодой специалист, подготовленный в вузе таким образом, чтобы он мог без особых проблем и препятствий приступить к профессиональной деятельности, продуктивно используя квалификацию, опыт и компетенции, полученные в ходе обучения.

В условиях различных преобразований очень важно, чтобы результат процесса обучения отразился на развитии личностной мотивации обучения, творческих способностей, воображения, познавательного интереса студентов, а также формировал систему наиболее значимых, практически востребованных знаний и умений, позволяющих адаптироваться в предлагаемых обстоятельствах.

Целью практико-ориентированного подхода является развитие компетенций и познавательных потребностей, поиск новых идей, повышение эффективности образовательного процесса, получение и накопление новых навыков и умений. Результатом практико-ориентированного подхода становится выпускник, наделённый способностью результативно применять в практической деятельности освоенные компетенции [1].

В нашем исследовании сущность практико-ориентирован-ного подхода содержится в разработке воспитательно-образовательного процесса на основе получения новых знаний и накоплении практического опыта их применения при решении производственных вопросов [2].

Следует обозначить значение данных терминов: подход -совокупность приёмов, способов воздействия на кого-нибудь, что-нибудь, в изучении чего-нибудь, в ведении дела. Сущность -совокупность существенных свойств и качеств вещи, субстанциональное ядро самостоятельного сущего. А практико-ориенти-рованное подход - это вид обучения, преимущественной целью которого является формирование у будущих специалистов умений и навыков практической работы, которые востребованы сегодня в разнообразных сферах социальной и профессиональной деятельности, а также осознание того, где и как полученные знания употребляются на практике [3].

Организация практико-ориентированного подхода основывается на принципах взаимосвязи обучения с практикой, побуждающей направленность к освоению учебного материала, сознательной активности учащихся.

В системе практико-ориентированного обучения формируется практический опыт сравнения, оценки действий, нахождения взаимодействий, постановки задач, стремление к освоению новых знаний в предметной области. Реализация практико-ориентированного обучения предполагает рассмотрение практики как источника познания, как предмета познания при комплексном подходе к анализу фактов, как средство познания. Поэтому организация учебного процесса в рамках практико-ориентиро-ванного подхода способствует созданию такого уровня необходимых знаний, при котором осознается их социально-личностная актуальность в совокупности с познавательными потребностями [2].

По мнению Ф.Г. Ялалова, для построения практико-ори-ентированного образования необходим новый, деятельност-но-компетентностный подход. Образование не может быть практико-ориентированным без приобретения опыта деятельности, уровень которого более точно определяется методами компетентностного подхода. Вектор общеизвестного в дидактике деятельностного подхода направлен к организации процесса обучения, технологиям практико-ориентированного образования, где весь процесс обучения приобретает деятельностный характер. А компетентностный подход ориентирован, прежде всего, на достижение определённых результатов, приобретение значимых компетенций.

В этой связи, овладение компетенциями невозможно без приобретения опыта деятельности. Компетенции и деятельность неразрывно связаны между собой. Компетенции формируются в процессе деятельности и ради будущей профессиональной занятости [4].

Многолетний практический опыт позволил нам выделить кластер ключевых профессиональных компетенций подготовки бакалавров социально-культурной деятельности, к которым мы отнесли: ПК-5 - быть способным использовать современные информационные технологии; ПК-6 - быть способным к разработке сценарно-драматургической основы социально-культурных программ, постановке социально-культурных программ; ПК-24 -быть готовым к участию в разработке и обосновании проектов и программ развития социально-культурной сферы [5].

В ходе исследования особое внимание уделялось итоговой государственной аттестации выпускников, в частности, течение года разработаны практико-ориентированные комплексные программы государственного (междисциплинарного) экзамена. Была организована систематическая работа по осуществлению мониторинга качества реализуемых образовательных программ и подготовки выпускников; по изучению, обобщению и использованию опыта ведущих преподавателей и учебно-творческих коллективов института и университета, по развитию сетевого взаимодействия с образовательными учреждениями Кузбасса, других регионов Сибирского федерального округа и России, трансферту образовательных и творческих достижений; по изучению ситуации на региональных и субрегиональных рынках труда и образовательных услуг, а также её влияния на запросы заказчиков и непосредственных потребителей указанных услуг.

С целью оценки освоения перечисленных ключевых профессиональных компетенций нами в программе междисциплинарного государственного экзамена были предусмотрены различные ситуативные задания, которые носили практический характер.

После проведённого анализа итогов государственной аттестации выявлен средний балл по направлению подготовки «Социально-культурная деятельность» в соответствии с профилями подготовки бакалавра, которые показали следующий результат: «Менеджмент детско-юношеского досуга» - 4, 25; «Постановка и продюсирование культурно-досуговых программ» - 4,6; «Менеджмент социально-культурной деятельности» - 4, 42. Данные результатов свидетельствуют о том, что выпускники профиля подготовки «Постановка и продюсирование культурно-досуговых

программ» в большей степени освоили ключевые профессиональные компетенции. Анализ реализации учебных планов и организации внеучебной деятельности показал, что студенты данного профиля в большей степени задействованы в организации различных культурно-досуговых программ и социально-культурных проектов, которые реализованы в процессе внеучебной деятельности. Данный аспект убедительно показывает значимость интеграции вуза в социально-культурное пространство региона. Тесное взаимодействие всех субъектов творческого и образовательно-воспитательного процессов позволяют выпускнику вуза успешно адаптироваться на рынке труда.

Внедрение инновационных технологий, которые состоят из средств, форм и методов социально-культурной деятельности, способствует повышению качества подготовки компетентного специалиста.

На основе анализа научной литературы и многолетней практической деятельности, нами были выделены некоторые формы социально-культурной деятельности:

1. Занятия с учётом решения различных учебных ситуаций практического характера. Это требует от студентов умения анализировать предлагаемые варианты, озвучить собственное мнение. Такие занятия побуждают искать информацию в разнообразных источниках, отражающих определенные жизненные ситуации, критически обдумать событие общественного характера, отделять факты от их интерпретаций, формулировать на этой основе собственные оценочные суждения.

2. Творческие показы, мастер-классы с профессиональными режиссерами, исполнителями, посещение культурно-досуговых учреждений, школ-искусств, музеев и выставок.

3. Конференции, презентации, ролевые игры, организация работы в малых группах:

4. Индивидуальные занятия.

В результате освоения учебных программ с использованием представленных форм социально-культурной деятельности мы наблюдаем:

- высокий интерес обучающихся к специализированным предметам учебной программы;

- совершенствование качества организации и планирования воспитательной и социальной работы с учетом мнения студентов и преподавателей университета;

- получение грантовой поддержки студенческих социально значимых проектов на вузовском, областном и других уровнях.

С учётом применения форм, неотъемлемой части прак-тико-ориентированной подхода, подготовка выпускника осуществляется в определенной образовательной среде. Цель образования состоит не только в обучении, но и в воспитании. Образовательно-воспитательный процесс раскрывает выстроенный определенным образом, алгоритм окружающей среды, способствует активизации последовательности действий, направленных на установление оптимального объединения относительно самостоятельных социальных объектов, создаёт фундамент для углубления и расширения всестороннего развития личности. Правила и нормы поведения, образ мыслей студентов устанавливаются в ходе учебного процесса с активным участием профессорско-преподавательского корпуса и сотрудников вуза.

Библиографический список

Плодотворность воспитания зависит от идеологии образовательного и воспитательного движения в вузе и ориентируется на определённые направления:

- всецело применять персональные методы и личностно-о-риентированные формы в учебном и воспитательном процессах, которые нацеливают человека на развитие конструктивной и саморазвивающейся сущности, качественный изменения личностного потенциала;

- совершенствование межличностных способов контакта со студентами, установление социально-направленного взаимодействия, динамика развития учебных, творческих и научно-исследовательских ресурсов;

- развитие самоуправления и функционирования вузовских студенческих отрядов и объединений, преодоление уклонения и нерешительности студенчества от участия в формировании учебной и воспитательной политики в вузе;

- использование воспитательного потенциала учебных дисциплин.

В ходе решения задач воспитания в процессе обучения в Кемеровском государственном университете культуры и искусств особое внимание уделяется:

- комплексной реализации в университете политики «культуры, основанной на знаниях» (образование есть становление культуры человека) как приоритетной педагогической стратегии воспитания и подготовки специалистов высшей квалификации в сфере образования, культуры и искусства;

- осуществлению политики социального партнерства и диалога субъектов воспитательной деятельности на основе развития системы студенческого самоуправления;

- становлению в университете корпоративной идеологии как контента профессионально-личностной культуры и компетенций в процессе формирования мировоззрения студентов;

- интеграции воспитательной работы вуза в межрегиональное, федеральное и международное социально-культурное и образовательное пространство;

- развитию в университете системы социальных инициатив студенческой молодёжи как инновационно-проектной формы организации в вузе образовательного и научно-творческого процессов.

Таким образом, итогом процесса внедрения результатов практико-ориентированного обучения, будет являться трансформация образовательной деятельности в социально-культурную среду региона, начиная от исследования потребностей рынка социально-культурных услуг и заканчивая реализацией готовой продукции (услуги).

Следует отметить, что практико-ориентированный подход в процессе обучения является познавательным и творческим, в котором показатели успеваемости во многом зависит от уровня практических наработок.

Таким образом, практико-ориентированный подход позволяет студентам приобрести профессиональные умения и навыки, опыт организации и проведения мероприятий, систему теоретических знаний, профессиональную состоятельность и компетентность, что соответствует образовательному стандарту и делает наших выпускников конкурентоспособными на современном рынке труда.

1. Тарасова И.И., Лихачёва О.М., Шавырина И.В. Практико-ориентированное обучение в вузе (опыт эмпирического изучения). Available at: http://scienceforum.ru> Список научных направлений

2. Мифтахова Л.А. Практико-ориентированный подход в обучении. Available at: http://nsportal.ru>...praktiko-orientirovannyy-podk-hod-v-obuchenii

3. Основы разработки практико-ориентированного обучения. Available at: http://bibliofond.ru>

4. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию. Available at: http://eidos. ш>Эйдос>2007/0115-2.Мт

5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Направление подготовки 071800.62 «Социально-культурная деятельность» от 13 января 2010 г. № 16.

References

1. Tarasova I.I., Lihacheva O.M., Shavyrina I.V. Praktiko-orientirovannoe obuchenie v vuze (opyt 'empiricheskogo izucheniya). Available at: http://scienceforum.ru http://www.scienceforum.ru/> Spisok nauchnyh napravlenij

2. Miftahova L.A. Praktiko-orientirovannyjpodhod v obuchenii. Available at: http://nsportal.ru http://nsportal.ru/>...praktiko-orientirovannyy-pod-khod-v-obuchenii

3. Osnovy razrabotkipraktiko-orientirovannogo obucheniya. Available at: http://bibliofond.ru http://bibliofond.ru/>

4. Yalalov F.G. Deyatel'nostno-kompetentnostnyjpodhod k praktiko-orientirovannomu obrazovaniyu. Available at: http://eidos.ru> 2007/0115-2. htm

5. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart vysshego professional'nogo obrazovaniya. Napravlenie podgotovki 071800.62 «Social'no-kul'turnaya deyatel'nost'» ot 13 yanvarya 2010 g. № 16.

Статья поступила в редакцию 20.08.15

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.