Научная статья на тему 'Практико-ориентированный подход в обучении географии в соответствии с ФГОС ООО'

Практико-ориентированный подход в обучении географии в соответствии с ФГОС ООО Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
713
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ / PRACTICE-ORIENTED APPROACH TO TEACHING / ФГОС ООО (ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ) / FSES BGE (FEDERAL STATE EDUCATIONAL STANDARDS OF BASIC GENERAL EDUCATION) / УРОК / LESSON / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Галстян Юлия Альбертовна

Важнейшая отличительная особенность Федеральных образовательных стандартов второго поколения для основного общего образования это ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе практико-ориентированного подхода к образованию. Применительно к процессу обучения географии это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе от планирования курса, отдельного его раздела или темы до этапа итогового контроля должен быть направлен на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированный подход в обучении географии в соответствии с ФГОС ООО»

ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ ГЕОГРАФИИ В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС ООО Галстян Ю.А. Email: Galstyan1142@scientifictext.ru

Галстян Юлия Альбертовна - учитель географии, Средняя общеобразовательная школа № 51, г. Краснодар

Аннотация: важнейшая отличительная особенность Федеральных образовательных стандартов второго поколения для основного общего образования - это ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе практико-ориентированного подхода к образованию. Применительно к процессу обучения географии это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе - от планирования курса, отдельного его раздела или темы - до этапа итогового контроля - должен быть направлен на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности. Ключевые слова: практико-ориентированный подход в обучении, ФГОС ООО (Федеральные образовательные стандарты основного общего образования), урок, самостоятельная работа.

PRACTICE ORIENTED APPROACH IN GEOGRAPHY TEACHING ACCORDING TO FSES BGE Galstyan Yu.A.

Galstyan Yulia Albertovna - Geography Teacher, KRASNODAR SECONDARY SCHOOL № 51, KRASNODAR

Abstract: the most important feature of the Federal State Educational Standards (FSES) for basic general education (BGE) is its orientation to the results of education. These results are considered on the basis of a practice-oriented approach to education. Regarding to the process of geography teaching it means that the learning process at each stage - from the stage of the course planning, planning of some individual section or theme - till the stage offinal control test - must be aimed to development of the pupils' personalities through the pupils' acquiring of activities methods. Keywords: practice-oriented approach to teaching, FSES BGE (federal state educational standards of basic general education), lesson, independent work.

УДК 910.1

Важнейшая отличительная особенность Федеральных образовательных стандартов второго поколения для основного общего образования является ориентация на результаты образования, причем последние рассматриваются на основе деятельностно -компетентностного подхода к образованию. Применительно к процессу обучения географии это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе - от планирования курса, отдельного его раздела или темы - до этапа итогового контроля - должен быть направлен на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности.

Современному выпускнику, чтобы быть компетентным в области географической науки, необходимо освоить те аспекты деятельности, которые становятся важным инструментом в решении практико-ориентированных задач его профессиональной деятельности в будущем.

Содержание географического образования, в этом плане призвано вооружить школьников умениями пользоваться различными, источниками географической информации, интегрировать эту информацию, отражать ее на карте, вести наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды [5, с. 23].

Изменение целеполагания существенно меняет сложившуюся методическую систему оценки качества географического образования, поскольку связано с модернизацией образовательного процесса, его ориентацией на деятельностно-компетентностный подход. Современная общеобразовательная школа призвана дать образование, результаты: которого впоследствии будут востребованы учащимися в практической жизни. Именно поэтому главными критериями качества образования, в том числе географического, признаются сформированные у школьников умения применять усвоенные знания в жизненных ситуациях, в самообразовании и профессиональной деятельности.

Суть практико-ориентированного обучения состоит в том, что учитель ставит учебную задачу и организует деятельность учащихся по усвоению способов действий с географическими объектами или их моделями, обучает извлекать из них новые для школьников знания.

Практико-ориентированное обучение в соответствии с идеей гуманизации образования позволяет преодолеть отчуждение науки от человека, раскрывает связи между знаниями и повседневной жизнью людей, проблемами, возникающими перед ними в процессе жизнедеятельности. Наряду с последовательным и логичным изложением основ наук на всех этапах обучения в каждой обучаемой теме содержится материал, отражающий ее значение, место той или иной природной закономерности в повседневной жизни [3, с. 14-17].

В рамках практико-ориентированного обучения безусловным приоритетом пользуется (и основным «учебным материалом» является) именно деятельность, организованная и осуществляемая с намерением получить намеченный результат. Для этого и само обучение должно быть устроено не традиционным образом. Оно должно быть преобразовано в специфический вид деятельности, составленных из множества единичных актов деятельности, организованных в единое целое и направленных к достижению общей цели.

Основой практико-ориентированного образования является деятельностно-компетентностный подход, который в отличие от традиционного образования, предполагает не усвоение учеником отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение ими в комплексе. В связи с этим по-иному определяется система методов обучения. В основе отбора и конструирования методов обучения лежит структура соответствующих компетенций и функции, которые они выполняют в образовании. Общеобразовательная школа не в состоянии сформировать уровень компетентности учеников, достаточный для эффективного решения проблем во всех сферах деятельности и во всех конкретных ситуациях, тем более в условиях быстро меняющегося общества, в котором появляются и новые сферы деятельности, и новые ситуации [9, с. 23-25].

Современный учитель на каждом этапе своей деятельности должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся и т.д. Урок должен быть направлен на получение конкретных, четко сформулированных результатов: личностных, метапредметных и предметных [3, с. 14].

Требования, предъявляемые к современному уроку с точки зрения деятельностно-компетентностного подхода:

- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;

- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;

- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;

- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;

- вывод делают сами учащиеся;

- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;

- времясбережение и здоровьесбережение;

- в центре внимания урока - дети;

- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;

- умение демонстрировать методическое искусство учителя;

- планирование обратной связи;

- урок должен быть добрым.

Учитель должен опираться на принципы педагогической техники:

- свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);

- открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);

- деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);

- идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);

- обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи) [1, с. 44-46].

Организация учебной деятельности, направленной на применение усвоенных географических знаний осуществляется при проведении практической работы, в ходе которой происходит тесное взаимодействие знаниевого компонента с операциональным, проявляющимся в сочетании наглядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер школьников. Именно поэтому применение способов практического обучения выступает необходимым средством формирования и продуктивного усвоения умений, закрепления учебных действий [8, с. 15].

Важно заметить, что вооружение школьников умениями использовать различные источники географической информации (планы, схемы местности, карты, статические материалы, геоинформационные ресурсы), интегрировать эту информацию, отражать ее на карте, проводить наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды выступают основой для формирования географически компетентной личности выпускника [4, с. 12-22].

Реализация принципа практико-ориентированного обучения географии предполагает организацию деятельности, направленную на освоение обучающимися не только предметных (географических), но и метапредметных планируемых результатов обучения.

В школьной географии задача освоения метапредметных результатов решается путем формирования и совершенствования различных видов общеучебных умений (учебно-организационных, учебно-коммуникационных, учебно-логических, учебно-информационных) [6, с. 9].

Практико-ориентированное обучение направленно, прежде всего на формирование самостоятельной познавательной деятельности, которое возможно при наличии системы обучения учащихся самостоятельному добыванию знаний. Достичь этого удается в результате целенаправленного формирования приемов учебной работы. Усвоенные приемы становятся важным средством самостоятельного приобретения новых знаний не только в условиях внутриклассного учебного процесса, но и вне класса и даже вне школы - в библиотеке, сети Интернет.

Можно выделить ряд положительных моментов, повышающих заинтересованность учащегося в учебной деятельности:

1. проблемная постановка учебных задач, требующая не простого восприятия учебного материала, а активной мыслительной деятельности;

2. роль учителя на уроке сводится к направляющей и организующей функциям (тьютерство);

3. систематический контроль за развитием навыков самостоятельной работы путем устных и письменных разноуровневых заданий [3, с. 6].

Для усвоения большинства, географических приемов необходима система самостоятельных работ, от тренировочных упражнений до выполнения творческих заданий,

48

проектная деятельность. Упражнение — это повторное выполнение какой-либо деятельности с целью ее закрепления и совершенствования. Упражнения необходимы на первых этапах обучения приемам. Учителя знают, что даже показ объекта по карте нуждается в неоднократном повторении. Постепенное усложнение заданий приводит к росту самостоятельности школьников, одновременно с усвоением приемов в процессе выполнения самостоятельных работ учащиеся овладевают географическими знаниями, развивается их мышление, возрастает активность и самостоятельность.

К системе самостоятельных работ физико-географического содержания можно предъявить ряд требований:

1. Самостоятельная работа должна носить целенаправленный характер. Это достигается четкой формулировкой цели работы. Задача учителя заключается в том, чтобы найти такую формулировку задания, которая вызывала бы к работе и стремление выполнить ее как можно лучше. Учащиеся должны ясно представлять, в чем заключается задача, и каким образом будет проверяться ее выполнение. Это придает работе учащихся осмысленный, целенаправленный характер, и способствует более успешному ее выполнению.

2. Самостоятельная работа должна быть действительно самостоятельной и побуждать ученика при ее выполнении работать напряженно. Однако здесь нельзя допускать крайностей: содержание и объем самостоятельной работы, предлагаемой на каждом этапе обучения, должны быть посильными для учащихся, а сами ученики — подготовлены к выполнению самостоятельной работы теоретически и практически.

3. В начале у учащихся нужно сформировать простейшие навыки самостоятельной работы (работа в контурной карте, выполнение схем и чертежей, простых измерений, решения несложных задач и т.п.). В этом случае самостоятельной работе учащихся должен предшествовать наглядный показ приемов работы с учителем, сопровождаемый четкими объяснениями, записями на доске.

4. В организации самостоятельной работы необходимо учитывать, что для овладения знаниями, умениями и навыками различными учащимися требуется разное время. Осуществлять это можно путем дифференцированного подхода к учащимся.

5. Задания, предлагаемые для самостоятельной работы, должны вызывать интерес учащихся. Он достигается новизной выдвигаемых задач, необычностью их содержания, раскрытием перед учащимися практического значения предлагаемой задачи или метода, которым нужно овладеть. Учащиеся всегда проявляют большой интерес к самостоятельным работам, в процессе выполнения которых они исследуют предметы и явления.

6. При выполнении учащимися самостоятельных работ любого вида руководящая роль должна принадлежать учителю. Учитель продумывает систему самостоятельных работ, их планомерное включение в учебный процесс. Он определяет цель, содержание и объем каждой самостоятельной работы, ее место на уроке, методы обучения различным видам самостоятельной работы.

7. При организации самостоятельной работы необходимо осуществлять разумное сочетание изложения материала учителем с самостоятельной работой учащихся по приобретению знаний, умений и навыков. В этом деле нельзя допускать крайностей: излишнее увлечение самостоятельной работой может замедлить темпы изучения программного материала. [2, с. 20-25].

Подводя итог, можно сказать, что самое трудное для учителя научиться организовывать самостоятельную деятельность классного коллектива, постепенно передавать учащимся многие свои функции и роли, и, не подавляя инициативы, руководить самостоятельной работой учащихся. Если самостоятельную работу постепенно вводить, начиная с первых занятий, то учащиеся быстро осваиваются с ней, и она становится для них привычной. Самостоятельная работа оказывает значительное влияние на глубину и прочность знаний учащихся по предмету, на развитие их познавательных способностей, на темп усвоения нового материала.

Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе

49

географии - это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе - при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

Практико-ориентированный подход в школьной географии, и в традиционной образовательной парадигме играл весьма заметную роль, в условиях ФГОС роль практико -ориентированных методов обучения еще больше усиливается и становится одной из ключевых и современный учитель, безусловно, должен владеть ими в совершенстве.

Список литературы /References

1. Андреев А.Л.Компетентностная парадигма в образовании: опыт философско-методологического анализа // Педагогика. № 4, 2005.

2. Беловолова Е.А. Формирование ключевых компетенций на уроках географии: 6-9 классы: методическое пособие. М.: Вентана-Граф, 2010.

3. Вербицкий А.А. Личностный и компетентностный подход в образовании: проблемы интеграции. М., 2009.

4. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М., 2006.

5. Жуков Р.Ф. Пути развития активных методов обучения в университете. // Сб. науч. тр. «Технология акмеологических методов обучения» / отв. ред. Р.Ф. Жуков. СПб.: СПбГИЭУ, 2001.

6. Кондаков A.M. и др. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. М.: Просвещение, 2008.

7. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике: обучение на основе исследования, игр, дискуссий (анализ зарубежного опыта). Рига: Эксперимент, 1998.

8. ЛернерИ.Н. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981.

9. Ялалов Ф.Г. Деятельностно-компетентностный подход к практико-ориентированному образованию // Интернет-журнал «Эйдос», 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.