Научная статья на тему 'Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе'

Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3239
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГРУППОВАЯ РАБОТА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / ФГОС / ТВОРЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / РЕАЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ / ВОСПИТАНИЕ ГРАЖДАНИНА / УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Неустроев Николай Дмитриевич, Гаврильева Нария Николаевна

Одной из основных форм учебно-воспитательной работы по реализации ФГОС нового поколения является групповая работа учащихся. Рассматриваются различные подходы к понятию «групповая работа». На основе ФГОС нового поколения перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание человека современного общества, гражданина России, который будет учиться всю жизнь, будет социально ориентированным, творчески развитым, способным работать в коллективе. Особенностью ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход к развитию личности учащегося. Современное образование переходит от традиционной знаниевой парадигмы к самостоятельному творческому развитию учащихся с получением личностных результатов обученности. Групповая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и представить найденный совместно результат. Групповая работа обеспечивает учет индивидуальных особенностей каждого учащегося. Групповые формы учебной деятельности развивают межличностные отношения учащихся, позволяют учитывать социальный статус конкретного ученика, помогают ему самоутвердиться в среде одноклассников; создают между учащимися отношения ответственных зависимостей, организуют общественный контроль, рождают общественное мнение, развивают самооценку учащихся, переживание коллективных достижений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Неустроев Николай Дмитриевич, Гаврильева Нария Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Organization of the Group Work on Lessons at Elementary School

This article proves that one of the main forms of teaching and educational work on implementation of FSES (Federal State Educational Standard) of new generation is the group work of pupils. Various approaches to the concept «group work» are considered. The FSES of new generation sets the task that assumes education of the person of the modern society, of the Russian citizen who will study throughout their lives, socially oriented, creatively developed, capable to work in a team. The feature of the FSES of new generation is a systemic and activity-based approach to development of the pupil's identity. The modern education is transferring from the traditional knowledge-based paradigm to independent creative development of pupils with personal results of proficiency. The group work requires temporary separation of a class into groups for joint solution of certain tasks. Pupils are offered to discuss a task, to plan ways of its decision, to implement them in practice and to provide the result found jointly.The group work provides more taking into account specific features of each pupil than frontal collective work in the class. Group forms of educational activities develop interpersonal relations between pupils, allow to consider the social status of a certain pupil, help him to ego-trip among schoolmates; create the relation of responsible dependences between pupils, organize public control, give rise to public opinion, develop a self-assessment of pupils, and experience of collective achievements.

Текст научной работы на тему «Организация групповой формы работы на уроках в начальной школе»

УДК 373.3.043 Н. Д. Неустроев, Н. Н. Гаврильева

ОРГАНИЗАЦИЯ ГРУППОВОЙ ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКАХ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Одной из основных форм учебно-воспитательной работы по реализации ФГОС нового поколения является групповая работа учащихся. Рассматриваются различные подходы к понятию «групповая работа». На основе ФГОС нового поколения перед образовательными учреждениями поставлена задача, которая предполагает воспитание человека современного общества, гражданина России, который будет учиться всю жизнь, будет социально ориентированным, творчески развитым, способным работать в коллективе. Особенностью ФГОС нового поколения является системно-деятельностный подход к развитию личности учащегося. Современное образование переходит от традиционной знаниевой парадигмы к самостоятельному творческому развитию учащихся с получением личностных результатов обучен-ности. Групповая работа требует временного разделения класса на группы для совместного решения определенных задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути ее решения, реализовать их на практике и представить найденный совместно результат. Групповая работа обеспечивает учет индивидуальных особенностей каждого учащегося. Групповые формы учебной деятельности развивают межличностные отношения учащихся, позволяют учитывать социальный статус конкретного ученика, помогают ему самоутвердиться в среде одноклассников; создают между учащимися отношения ответственных зависимостей, организуют общественный контроль, рождают общественное мнение, развивают самооценку учащихся, переживание коллективных достижений.

Ключевые слова: групповая работа, младший школьник, ФГОС, творческое развитие, реальные результаты, воспитание гражданина, учебная деятельность.

N. D. Neustroev, N. N. Gavril'eva

The Organization of the Group Work on Lessons at Elementary School

This article proves that one of the main forms of teaching and educational work on implementation of FSES (Federal State Educational Standard) of new generation is the group work of pupils. Various approaches to the concept «group work» are considered. The FSES of new generation sets the task that assumes education of the person of the modern society, of the Russian citizen who will study throughout their lives, socially oriented, creatively developed, capable to work in a team. The feature of the FSES of new generation is a systemic and activity-based approach to development of the pupil's identity. The modern education is transferring from the traditional knowledge-based paradigm to independent creative development of pupils with personal results of proficiency. The group work requires temporary separation of a class into groups for joint solution of certain tasks. Pupils are offered to discuss a task, to plan ways of its decision, to implement them in practice and to provide the result found jointly.The group work provides more taking into account specific features of each pupil than frontal collective work in the class. Group forms of educational activities develop interpersonal

НЕУСТРОЕВ Николай Дмитриевич - д. п. н., проф. кафедры начального образования ПИ СВФУ им. М. К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

NEUSTROEV Nikolai Dmitrievich - Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Honored worker of science of the Russian Federation and SR(Ya), Professor, Department of Elementary Education, Teacher Training Institute, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.

E-mail: [email protected]

ГАВРИЛЬЕВА Нария Николаевна - магистрант 1 года обучения кафедры начального образования ПИ СВФУ им. М. К. Аммосова.

GAVRIL 'EVA Naryia Nikolaevna - undergraduate student of 1st year, Department of Elementary Education, Teacher Training Institute,North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov.

relations between pupils, allow to consider the social status of a certain pupil, help him to ego-trip among schoolmates; create the relation of responsible dependences between pupils, organize public control, give rise to public opinion, develop a self-assessment of pupils, and experience of collective achievements.

Keywords: group work, elementary school pupil, FSES, creative development, real results, education of a citizen, educational activities.

Введение

На современном этапе в России реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) нового поколения. В основу ФГОС нового поколения положена идея, которая предполагает воспитание гражданина России, т. е. современного конкурентоспособного человека, который будет учиться всю жизнь» [1]. Особенностью ФГОС является систем-но-деятельностный подход, где главная задача - творческое развитие личности учащихся, нацеленное на реальные виды деятельности и конкретные результаты.

С этих позиций одной из основных форм учебно-воспитательной работы по реализации ФГОС нового поколения является групповая работа учащихся. Групповая работа - это полноценная самостоятельная форма организации обучения и воспитания с такими ее признаками, как непосредственное взаимодействие между учащимися и опосредованное руководство деятельностью ученика со стороны учителя. Иными словами, руководство деятельностью каждого ученика осуществляется членами внутри группы [2].

В 1960-е гг. большую известность получил план Трампа, американского профессора педагогики. Эта форма организации обучения предполагала сочетание занятий в группах по 10-15 человек и индивидуальную работу учащихся. В настоящее время по такому плану работают лишь некоторые частные школы, а в массовых школах закрепились только отдельные элементы [3].

В педагогической литературе имеются понятия «групповая воспитывающая деятельность» и «групповая работа». Некоторые педагоги не различают сути этих понятий. Тем не менее деятельность и работа - это синонимы разных сфер воспитания. Воспитывающая деятельность обязательно предполагает ценностный (отношенческий) результат, заложенный в цели, который определяется проживанием ценностей учащимися. Групповая работа ориентирована на достижение предметного результата, который всегда представлен в виде знаний, умений и переживаний.

В. К. Дьяченко считает, что организационная структура групповых способов обучения может быть комбинированной, то есть содержать в себе различные формы: групповую, парную, индивидуальную. При этом доминирующее значение имеет именно групповое общение [4, 5].

Исследования Х. Й. Лийметса показали, что оптимальный состав групп должен быть от 5 до 7 учащихся. Иногда более успешно работа организуется в группах по 3-5 человек, так легче управлять ими на уроке. Для успешной совместной работы комплектуются группы из учащихся с одинаковой успеваемостью и темпом работы. Состав этих групп непостоянный и изменяется по разным предметам. При определении состава групп важно учитывать отношения между учащимися [6].

Для групповой работы необходимо создавать условия, чтобы каждый член группы мог высказывать свою точку зрения, а также воспитывать у них умение слушать и принимать других людей, терпимо относиться к их мнению. Работая совместно, учащиеся распределяют роли для каждого члена группы, определяют его функции и планируют деятельность. Возрастает и индивидуальная помощь каждому нуждающемуся как со стороны учителя, так и членов группы. Знания учащихся актуализируются, конкретизируются и закрепляются именно при объяснении своему однокласснику [5].

Групповые формы учебной деятельности

Г. К. Селевко выделяет следующие этапы организации процесса групповой работы:

1) подготовка к выполнению группового задания:

- постановка познавательной задачи;

- инструктаж о последовательности работы;

- раздача дидактического материала по группам;

2) групповая работа:

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе. Обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения и обобщения);

3) заключительная часть:

- сообщение о результатах работы в группах;

- анализ познавательной задачи, рефлексия;

- общий вывод о групповой работе и достижении каждой группы [7, с. 252-256].

Учебная деятельность по группам предполагает активное общение участников. При этом

не нужно требовать абсолютной тишины в классе, так как у учащихся идет бурное обсуждение по тому или иному вопросу. Принимая во внимание эту особенность, следует организовать специальные социализирующие, воспитывающие ситуации в процессе обучения. Речь идет о включении каждого в систему межличностных отношений учащихся, конкретной помощи младшему школьнику в самоутверждении среди одноклассников. С другой стороны, при групповой работе между учащимися создаются отношения ответственных зависимостей и общественный контроль, рождается общественное мнение, развивается самооценка учащихся, идет процесс переживания коллективных достижений как эффективные регуляторы учебной деятельности [2]. В этом отношении правомерно то, что, по мнению американского психолога и педагога Д. С. Брунера, обучение в сотрудничестве позволяет младшим школьникам использовать полученные ранее знания и навыки критического мышления в познавательной интеллектуальной деятельности [4].

Разработавшие метод обучения в сотрудничестве «Учимся вместе» Д. Джонсон и Р. Джонсон выделяют следующие основные отличия работы в малых группах: взаимосвязь членов группы, личную ответственность каждого члена группы за собственные успехи и успехи своих одноклассников; совместную учебно-познавательную, творческую деятельность учащихся в группе; социализацию деятельности учащихся в группах, общую оценку работы группы [8]. В принципе, все это созвучно основным этапам организации групповой работы, по Г. К. Селевко.

Исходя из вышеизложенных методологических и теоретических положений, опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 32 ГО «Город Якутск». В эксперименте участвовали учащиеся 4 Б класса в количестве 25 учащихся. Класс характеризуется как типичный ученический коллектив со стабильной хорошей успеваемостью, организованностью, качественными показателями и определенными достижениями по различным направлениям учебно-воспитательной работы школьного коллектива.

Для формирующего этапа опытно-экспериментальной работы нами были использованы следующие приемы организации групповой работы младших школьников на уроках (табл. 1).

Таблица 1

Приемы организации групповой работы младших школьников на уроках

Прием Описание

«Вертушка» Обучение ведется в сотрудничестве в малых группах, в которых состоят 4-5 учащихся разного уровня способностей. Учитель объясняет новый материал, а затем учащиеся в группах должны его закрепить: поделиться знанием, разобраться и понять все детали. Каждой группе дается определенное задание и необходимые опоры. Задания можно выполнить по частям или по «вертушке», т. е. начинает любой из них и каждое последующее задание выполняется следующим учеником. При выполнении задания ученик объясняет вслух и его деятельность контролирует вся группа. Затем учитель проверяет выполнение заданий и дает тест на проверку усвоения пройденного материала.

«Пила» Учащиеся образуют группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на несколько фрагментов (блоков). Каждый член группы работает индивидуально и находит материал по своей части. Затем ученики, которые изучили один и тот же вопрос, но состояли в разных группах, встречаются, делятся информацией и помогают усвоить материал по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те, в свою очередь, докладывают о своей части задания.

«Учимся вместе» Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученики команды ответить на любой вопрос по данной теме.

«Зигзаг» Данный прием используется для изучения и систематизации большого по объему материала. Для этого предстоит сначала разбить текст на смысловые отрывки для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством членов групп. Целью приема является развитие навыков работы в группах.

При организации групповой работы младших школьников на основе выбранных нами приемов оказывается индивидуальная помощь каждому нуждающемуся в ней ученику со стороны учителя и учащегося-консультанта. Все учащиеся активно и заинтересованно работают, идет процесс сочетания коллективного и индивидуального в их мыслительной деятельности в усвоении всего материала. Учитель убеждается в том, что каждый ученик сказал свое и все пришли к единому понятию или решению. Далее, исходя из этого, нами была разработана и реализована программа организации групповой формы работы младших школьников в системе уроков по предметам (табл. 2) с использованием вышеприведенных приемов групповой работы.

Таблица 2

Организация групповой работы младших школьников в системе уроков по предметам с использованием выбранных приемов

Предмет Тема урока Групповая работа

Окружающий мир Средние века: время рыцарей и замков Прием «Вертушка».

Окружающий мир Новейшее время - время открытий Прием «Зигзаг».

Окружающий мир Древняя Русь Прием «Учимся вместе».

Окружающий мир Петр Великий - основатель российской империи Прием «Вертушка».

Математика Сложение и вычитание многозначных чисел Прием «Вертушка».

Математика Умножение на 10, 100, 1000 Прием «Пила».

Литературное чтение М. Зощенко «Не надо врать» Прием «Учимся вместе».

Литературное чтение Поэтическая тетрадь: Сергей Есенин Прием «Зигзаг».

В частности, рассмотрим организацию групповой формы работы с младшими школьниками на примере одного из уроков (табл. 3).

Таблица 3

Фрагмент урока по литературному чтению «М. Зощенко «Не надо врать» (прием «Учимся вместе»)

Этап урока, Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД

Групповая работа Цель: изучить материал в группе и поделиться с другими группами - Какими качествами должен обладать писатель, создающий юмористические произведения? - Дадим определение юмору. - Кто является главным героем рассказа «Не надо врать»? - Теперь будете работать в группах. Отвечают на вопросы учителя. - Юмор - понимание комического, умение видеть и показывать смешное. - Минька. 1 группа: нарисовать словесный портрет Миньки. Что помогает нам представить Миньку? (Речь. Из текста найти подтверждения). 2 группа: инсценирование эпизода (от слов «Леля, погляди, что это такое... до слов: «С ужасом глядел на единицу».) 3 группа: защита обложки к рассказу. Личностные: содействовать воспитанию навыков культуры общения на уроке; содействовать привитию этических качеств личности. Коммуникативные: содействовать развитию умений общаться, умению работать в группе. Познавательные: обеспечить развитие умений сравнивать, выделять нужное, анализировать.

Рефлексия Цель: осуществить итог урока - Как ведет себя Минька во время разговора с Лелей? Какие чувства испытывает, получив плохую отметку? - Как вы думаете, почему после прихода женщины, папа не рассердился? Почему папа не ругал, а стал целовать Миньку? - Какой урок вынес Минька из этой истории? Чему учит этот рассказ? - Оцените свою деятельность на уроке. Отвечают на вопросы. Заполняют лист самооценки. Коммуникативные: слушать и отвечать на вопросы учителя. Регулятивные: оценивание собственной деятельности.

Как видно из фрагмента данного урока, групповая работа дает возможность учащимся четко знать цель и задачи урока, получить наставление учителя, приступить самостоятельной совместной деятельности, активно обменяться мнениями и найти соответствующие правильные ответы.

Таким образом, в процессе реализации формирующего эксперимента на основе выбранных нами приемов (вертушка, зигзаг, учимся вместе, пила) при организации групповой рабо-

ты с учащимися в системе уроков по предметам (окружающий мир, математика, литературное чтение) получены результаты, подтверждающие эффективность групповой формы работы в начальных классах. Все 25 учащихся 4 Б класса на основе свободного и активного общения в сочетании с коллективной и индивидуальной мыслительной деятельностью в системе групповой формы работы пришли к усвоению всего учебного материала.

Заключение

Таким образом, объединение учащихся в группы способствует формированию самооценки младших школьников. В группе ребятам предоставлена возможность оценивать деятельность группы и самого себя, высказать свое мнение, послушать мнение других, у них вырабатывается умение работать именно в команде, младшие школьники учатся выслушивать мнение своих товарищей по группе, анализировать сказанное, с чем-то соглашаться и объяснять, почему согласен, а с чем-то нет и соответственно приводить аргументы несогласия.

Групповая работа младших школьников на уроке организовывается с учетом следующих условий:

- предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебной задачи и инструктаж учителя;

- обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения, распределение обязанностей;

- групповая работа по выполнению учебного задания;

- наблюдение учителя и помощь работе группы и отдельным учащимся;

- взаимопроверка и взаимоконтроль за выполнением задания в группе;

- сообщение учащихся учителю и классу о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.

- индивидуальная самооценка работы в группе, взаимооценка.

Следует отметить, что учебная деятельность по группам предполагает общение младших школьников, т. е. надо принимать во внимание эту особенность и организовать специальные социализирующие, воспитывающие ситуации в процессе обучения. Групповые формы учебной деятельности развивают личностные отношения учащихся, позволяют учитывать индивидуальные особенности и социальный статус конкретного ученика, помогают ему самоутвердиться в среде одноклассников; создают между учащимися отношения ответственных зависимостей и общественный контроль, рождают общественное мнение, развивают самооценку учащихся и переживание коллективных достижений.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2013. - С. 6-7.

2. Голованова Н. Ф. Педагогика: учебник для студ. учреждений высш. проф. образования. - М.: Академия, 2011. - 240 с.

3. Крившенко Л. П. Педагогика: учеб. / Л. П. Крившенко [и др.]; под ред. Л. П. Крившенко. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008. - 432 с.

4. Дьяченко В. К. Новая дидактика. - М.: Народное образование, 2001. - С. 100-110.

5. Кукушин В. С., Болдырева-Вараксина А. В. Педагогика начального образования / Под общ. ред. В. С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 592 с.

6. Борытко Н. М. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Борытко, И. А. Соловцова, А. М. Байбаков; под ред. Н. М. Борытко. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 496 с.

7. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. - М.: Народное образование, 2005. - 556 с.

8. Сластенин В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. В. А. Сластенина. - 7-е изд., стер. - М.: Издательский центр «Академия», 2007. - 576 с.

References

1. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart nachal'nogo obshhego obrazovanija. - M.: Prosveshhenie, 2013. - S. 6-7.

2. Golovanova N. F. Pedagogika: uchebnik dlja stud. uchrezhdenij vyssh. prof. obrazovanija. - M.: Akademija, 2011. - 240 s.

3. Krivshenko L. P. Pedagogika: ucheb. / L. P. Krivshenko [i dr.]; pod red. L. P. Krivshenko. - M.: TK Velbi, Izd-vo Prospekt, 2008. - 432 s.

4. D'jachenko V. K. Novaja didaktika. - M.: Narodnoe obrazovanie, 2001. - S. 100-110.

5. Kukushin V. S., Boldyreva-Varaksina A. V. Pedagogika nachal'nogo obrazovanija / Pod obshh. red. V. S. Kukushina. - M.: IKC «MarT»; Rostov n/D: Izdatel'skij centr «MarT», 2005. - 592 s.

6. Borytko N. M. Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. zavedenij / N. M. Borytko, I. A. Solovcova, A. M. Bajbakov; pod red. N. M. Borytko. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2007. - 496 s.

7. Selevko G. K. Jenciklopedija obrazovatel'nyh tehnologij. V 2-h t. T. 1. - M.: Narodnoe obrazovanie, 2005. - 556 s.

8. Slastenin V. A. Pedagogika: ucheb. posobie dlja stud. vyssh. ucheb. V. A. Slastenina. - 7-e izd., ster. - M.: Izdatel'skij centr «Akademija», 2007. - 576 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^r^Sr^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.