УДК 343.17 ББК 67
DOI 10.24411/2312-0444-2019-10140
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД К РАССМОТРЕНИЮ ТАКТИКИ ОСМОТРА МЕСТА ПРОИСШЕСТВИЯ ПО ДЕЛАМ О ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЯХ
Венера Равилевна ГАЙНЕЛЬЗЯНОВА,
старший преподаватель кафедры криминалистики Уфимского юридического института МВД России, кандидат юридических наук E-mail: venera777 baiburina@mail.ru
Аннотация. В статье рассматриваются основные тактические положения производства осмотра места происшествия, обозначен механизм следообразова-ния по дорожно-транспортным преступлениям.
Ключевые слова: осмотр, следственные действия, следы, дорожные условия, обстановка места происшествия.
Annotation. This article discusses the basic tactical situation production inspection scene, marked with traces of formation mechanism of road traffic offences.
Keywords: examination, investigations, traces, road conditions, furnishing the scene.
Процесс расследования, в частности проведение следственных действий по преступлениям, связанным с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспорта, достаточно своеобразен, так как их производство требует тщательного рассмотрения практических и теоретических положений.
Важно отметить, что в случае отсутствия погибших осмотр места происшествия проводят сотрудники Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Данное суждение является специфической особенностью при расследовании указанной категории преступлений. Вместе с тем только после установления вида тяжести вреда здоровью или смерти потерпевшего в результате совершения дорожно-транспортного происшествия (ДТП) данное деяние является дорожно-транспортным преступлением.
Обозначим, что степень тяжести совершенного преступления устанавливается только после производства судебно-медицинской экспертизы. Поэтому до установления тяжести вреда здоровью путем исследования возбуждается административное производство по ст. 12.24 КоАП РФ.
Важность выяснения и фиксации обзорности подтверждается следующим примером.
Водитель Б. во время управления транспортным средством не выбрал скорость, которая подходила бы к таким дорожным условиям, как гололед, несоответствующая видимость объектов на дороге. В связи с этим Б. не справилась с автомобильным транспортом, выехала на полосу встречного движения, где столкнулась с автомобилем Тайота Камри. В результате расследования этого ДТП было установлено, что оно стало результатом грубейшего нарушения Правил дорожного движения, в том числе пренебрежения водителем Б. сложными дорожными условиями.
Определению места столкновения транспортного средства (далее — ТС), как отмечает М.И. Замиховский, способствуют: следы разброса их обломков; осыпь грязи с ТС, располагающаяся вблизи места столкновения (крылья ТС препятствуют их перемещению на значительное расстояние); следы масла, воды, тосола, антифриза, вытекающие из поврежденных агрегатов и узлов ТС (жидкость вытекает вниз, прямо на поверхность дороги на некотором удалении от места столкновения); следы бокового перемещения (скольжения) шин (в момент столкновения происходит отклонение от первоначального движения с образованием следов скольже-
№ 3/2019
ния шин колес в боковом направлении); следы повреждений придорожных объектов, таких, как насыпи, ограждения, деревья, опоры освещения и т.д. Они могут находиться на некотором расстоянии от места столкновения и места нахождения ТС после ДТП, и порой их трудно обнаружить1.
Считаем объективным обозначить, что следы, оставленные в результате дорожно-транспортного преступления нужно отличать от прежних следов. Указанные следы обладают спецификой, так как они имеют наслоения пыли, грязи и т.д.; более тусклые, тертые; имеют следы наслоения, оставленные другими ТС.
Выяснение обстановки дорожно-транспортного преступления осуществляется после получения информации об интенсивности, скорости движения транспортных средств, а также точного установления места нахождения произошедшего происшествия, в том числе состояния дорожного покрытия, ширины, рядности полос движения, наличия различных видов повреждений. Очень тщательно исследуется видимость с места водителя. Изучается расположение на проезжей части автомобилей, наличие неподвижных объектов, освещенность и т.п.
Отметим, что кроме протокола осмотра дорожно-транспортного происшествия, где отражается обстановка совершения события, дорожно-транспортное преступление фиксируется и в схеме, к которой прилагается фототаблица в виде иллюстраций места. С целью письменного закрепления главных объектов, материалов, веществ, оставшихся на месте ДТП, а также их взаимного расположения относительно друг друга, в том числе с указанием измерений, составляется черновой вариант схемы ДТП.
Далее составляется чистовой вариант схемы события, где должны быть подписи всех лиц, в том числе понятых.
Важно отметить, что при составлении схемы дорожно-транспортного преступления необходимо обратить внимания на то, чтобы были зафиксированы общая обстановка ДТП, а также координаты объектов, находящихся на месте. Далее от правого края проезжей части или обочины по ходу движения транспорта по возможности необходимо произвести измерения. Кроме того, зафиксировать положение колес, точки начала и окончания следов торможения. Нужно отметить также место обнаружения объектов.
В случае нахождения места преступления, связанного с нарушением Правил дорожного движения, в населенном пункте важно конкретизировать информацию о номере дома, улицы
и т.д., а на трассе необходимо указать ориентир, километр шоссе.
Отметим, что помимо протокола, схемы и фототаблицы, немаловажным методом фиксации места осмотра ДТП является видеозапись. Дорожно-транспортное преступление является специфической категорией преступления, которая нуждается в фиксации на видеокамеру. Возможности видеозаписи по указанной категории велики, так как съемка выступает средством фиксации обстановки, а также регистрации произошедшего события. Видеозапись используется и для сохранения обстановки ДТП для ее использования в ходе расследования, судебного разбирательства и др.
Исходя из вышесказанного заметим, что место, а точнее точку видеосъемки, необходимо подобрать таким образом, чтобы она демонстрировала специфические особенности обстановки события ДТП, в частности условия видимости. Поэтому, прежде чем приступать непосредственно к производству фото- и видеосъемки, специалисту необходимо удостовериться, что участники следственного действия находятся вне кадра.
Специфической особенностью осмотра места ДТП является осмотр внешнего вида тормозного пути, отпечатка протекторов шин, рисунка протектора шин.
Также нужно акцентировать внимание на то, что следы правого и левого колес не одинаковы по длине. Как правило, следы протектора бывает прерывистыми. В связи с этим необходимо измерять не только длину данного следа, но и расстояние между ними и в итоге произвести фотографирование по методу детальной съемки.
Подводя итог вышеизложенному, можно сделать вывод о том, что осмотр места происшествия по преступлениям, связанным с нарушением Правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, довольно специфичен, своеобразен, так как в случае поверхностного его проведения могут быть уничтожены либо утрачены следы и объекты, имеющие доказательственное значение по расследуемому событию.
В связи с этим при производстве осмотра места происшествия по указанной категории преступлений необходимо использовать ситуационный подход, т.е. проводить данное следственное действие с особой внимательностью и практической направленностью.
1 Замиховский М.И. Экспертная реконструкция механизма дорожно-транспортного происшествия по его следам: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 1992.
№ 3/2019