ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
практико-ориентированныи характер мониторинга качества
профессиональной подготовки
М.В. Кутьина,
аспирантка кафедры педагогики и психологии Российской международной академии туризма Научный руководитель: А.И. Сеселкин, доктор педагогических наук, профессор Рецензент: В.Ю. Питюков, доктор педагогических наук, профессор Научная специальность: 13.00.08 — теория и методика профессионального образования E-mail: [email protected]
Аннотация. В статье рассматривается практическая направленность мониторинга качества профессиональной подготовки в условиях реализации компетентностного подхода в профессиональном образовании, виды практико-ориентированных оценочных средств и педагогических технологий, используемых в процессе мониторинга.
Ключевые слова. Болонский процесс, качество профессиональной подготовки, мониторинг качества, практико-ориентированные оценочные средства и педагогические технологии.
PRACTICE-ORIENTED PECULIARITIES OF MONITORING OF THE QUALITY OF UNDERGRADUATE TRAINING
M.V. Kutjina,
post-graduate ofpsychological and pedagogical department of the Russian International Academy for Tourism
Annotation. The article deals with the practical aspects of monitoring of the quality of undergraduate training in the implementation of competence-based approach to professional education, practice-oriented assessment tools and teaching techniques used in the monitoring process.
Keywords. The Bologna Process, quality of undergraduate training, monitoring, practice-oriented assessment tools and pedagogical technology.
Социально-экономические изменения, произо- го профессионального образования утратила свою шедшие за последние десятилетия в мире и России, эффективность и перестала удовлетворять потреба именно: процессы интернационализации, региона- ностям общества и экономики. лизации и глобализации [7, С. 52]; интеграция Рос- В 2003 году Россия присоединилась к числу сии в европейское и мировое сообщество; создание стран-участниц Болонского процесса, тем самым, единого европейского образовательного простран- приняв на себя обязательства соблюдать осново-ства [8]; изменение социальных и морально-этиче- полагающие принципы построения Европейского ских норм в обществе; развитие информационных пространства высшего образования, такие как: обе-технологий; обновление требований рынка труда, спечение сравнимости квалификаций и дипломов, появление новых специальностей и квалифика- принятие системы, основанной на двух основных ций; диспропорции между потребностями реаль- циклах высшего профессионального образования ного сектора экономики, количеством и качеством (бакалавриат — магистратура), введение кредит-профессиональной подготовки выпускников вузов но-модульной системы, содействие мобильности привели к тому, что отечественная система высше- студентов и преподавателей, обеспечение гарантии
качества, введение студентоцентрированного обучения, обучения в течение всей жизни, обеспечение равноправного доступа к образованию, связи обучения с наукой и инновациями и др. [8].
Эти факторы привели к изменению стратегии государственной политики России в сфере образования, приоритетом которой стало обеспечение качества, доступности и эффективности образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина, на основе развития системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг [1].
Традиционный подход в профессиональном образовании, основанный на оценке знаний, умений и навыков, которыми должен владеть выпускник оказался неэффективен в современных условиях. В контексте требований Болонского процесса в профессиональном образовании в настоящее время реализуется компетентностный, практикоориентиро-ванный, студентоцентрированный подходы [4, 7, 8 и др.], при которых основными единицами оценки качества результатов обучения выступают компетенции.
Смещение акцентов в содержании, структуре и организации процесса профессиональной подготовки и оценке результатов обучения, в свою очередь, привело к изменению содержания, структуры, методов и технологий мониторинга качества профессиональной подготовки как ключевого инструмента обеспечения гарантии и контроля качества в современных условиях [5, С. 29-30].
Мониторинг в системе образования представляет собой форму систематического стандартизированного наблюдения за состоянием и динамикой изменений результатов и условий осуществления образовательных процессов, контингента обучающихся, их учебных и внеучебных достижений, профессиональных квалификаций выпускников образовательных организаций, сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность [3].
В связи с этим актуальной проблемой мониторинга профессиональной подготовки в вузе в современных условиях является обоснованный выбор средств, методов и технологий при оценке качества подготовки студентов в соответствии с требованиями ФГОС, диагностики сформированности компетенций, которые являются основными единицами оценки качества результатов обучения.
Общекультурные (универсальные) и профессиональные компетенции, которыми должен обладать выпускник высшего профессионального учебного заведения, определены в федеральных государствен-
ных образовательных стандартах нового поколения по каждому направлению подготовки (специальности). Для оценки качества подготовки вузом должны быть разработаны и утверждены фонды оценочных средств, которые позволят оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций с высокой степенью объективности, обоснованности и сопоставимости [2], при этом применяемые диагностические методы должны носить практико-ориенти-рованный характер.
Современные средства оценки качества результатов обучения отличаются от традиционных по форме заданий (практико-ориентированные задания, ситуационные задания, задания со свободно конструируемым ответом), форме оценки (самооценка, многомерная оценка, уровневая критериальная оценка) и характеристикам качества результатов (высокая прогностическая валидность, аутентичность, надежность измерений и др.).
Применяемые при осуществлении педагогического мониторинга способы оценивания и педагогические технологии зависят от вида оцениваемых образовательных результатов (знаний, умений, навыков, компетенций). Способы оценки включают в себя: эссе (описательное, определяющее, причинно-следственное, сравнивающее, аргументирующее и др.), портфолио (документов, работ, отзывов, проблемно-исследовательское, тематическое), экзамен (устный, письменный, экзамен «с раскрытой книгой», «экзамен-размышление», экзаменационная работа, практический экзамен, тестирование, итоговый экзамен, полусеместровый экзамен, допускной экзамен), экспертная оценка, самооценка, взаимооценка. Используемые педагогические технологии: лекционные технологии (традиционная, проблемная лекция, лекция визуализации, лекция вдвоем, лекция провокация, лекция пресс-конференция, лекция дискуссия, лекция блиц-игра), технология «критическое мышление», метод проектного обучения, дальтон-технология (учебное занятие, коллективное занятие, лабораторное занятие, конференция), учебная дискуссия (круглый стол, заседание экспертной группы, форум, симпозиум, дебаты и др.), система зачетных единиц, модульно-рейтинго-вая система, кейс-метод, метод развивающейся кооперации, деловые игры (блиц игра, дидактическая игра, разыгрывание ролей, учебно-деловая игра, оргмыслительная игра, инновационная игра, оргде-ятельностная игра и др.), тренинги [4, С. 37-40, 6, С. 130-184] и др.
Перечисленные выше способы оценки и диагностические методики активно применяются за рубежом и в отечественной практике при проведе-
274
Вестник Московского университета МВД России
№ 10 / 2012
нии мониторинга результатов профессиональной подготовки, так как позволяют моделировать профессиональные ситуации, формулировать и решать профессиональные задачи, с которыми выпускник столкнется на практике.
Таким образом, оптимальное сочетание традиционных и современных практико-ориентирован-ных средств оценки и диагностических методик при проведении мониторинга качества профессиональной подготовки позволяет с высокой степенью точности и надежности оценить эффективность их применения, результативность процесса профессиональной подготовки, уровень владения выпускниками необходимыми для самореализации универсальными и профессиональными компетенциями, а также своевременно внести необходимые коррективы в процесс мониторинга.
Список литературы
1. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы. Утверждена Постановлением правительства РФ от 07.02.2011 № 61. Собрание законодательства РФ от 07.03.2011 № 10 ст. 1377.
2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 20.05.2010 № 544 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080200 Менеджмент (квалификация (степень) «бакалавр»)». Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 18.07.2011 № 29.
3. Проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (версия 3.0.5) URL: http:// xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE% D0% BA%D1%83%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D 1%82%D1%8B/1249.
4. Азарова Р.Н., Борисова Н.В., Кузов Б.В. Один из подходов к проектированию основных образовательных программ вузов на основе компетентност-ного подхода //Материалы XVII Всероссийской научно-методической конференции «Проектирование федеральных государственных образовательных стандартов и образовательных программ высшего профессионального образования в контексте европейских и мировых тенденций». Ч. I. — М., Уфа: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007. — 56 с.
5. Гарантия качества образования. Глоссарий. Национальное аккредитационное агентство в сфере образования, перевод на русский язык, 2005.
6. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании: учеб-
ное пособие для студ. высших учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — 336 с.
7. Основные тенденции развития высшего образования: глобальные и болонские измерения / Под науч. ред. д-ра пед. наук, профессора В.И. Байден-ко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2010. — 352 с.
8. Communiqué of the Conference of Ministers responsible for Higher Education in Berlin on 19 September 2003. URL: http://www.bologna-berlin2003. de/pdf/ Communique1.pdf.