УДК 37.037.1:343.83
НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ АНКУДИНОВ,
кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: ankudinov.nik@list.ru;
АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВНА ЖАРКИХ, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: fonya_02@mail.ru;
АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ФОМИЧЕВ, старший преподаватель кафедры физической культуры, ВИПЭ ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация; УАЛИ РАМАЗАНОВИЧ КУРЖЕВ, заслуженный мастер спорта России по самбо, преподаватель кафедры физической подготовки и спорта, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ
Для цитирования
Анкудинов, Н. В. Практико-ориентированное обучение и профессионально-прикладная физическая подготовка в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний / Н. В. Анкудинов и др. // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26(1-4), № 1. - С. 88-91.
Аннотация. Изучение учебных дисциплин «Физическая подготовка» и «Прикладная физическая подготовка» предполагает развитие психофизического потенциала будущих сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний и призвано облегчить процесс их адаптации к служебной деятельности. В целях реализации прак-тико-ориентированного подхода в Академии ФСИН России функционирует учебное рабочее место «Полигон», позволяющее смоделировать реальные экстремальные ситуации в ограниченном пространстве, возникающие в процессе служебной деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. Занятия, проводимые на учебном рабочем месте, имеют наибольшее прикладное значение в процессе изучения дисциплин «Физическая подготовка» и «Прикладная физическая подготовка».
© Анкудинов Н. В., Жарких А. А., Фомичев А. В., Куржев У. Р., 2018
Ключевые слова: физическая подготовка, практико-ориентированное обучение, прикладная профессиональная подготовка, адаптация к служебной деятельности.
Изучение дисциплин «Физическая подготовка» и «Прикладная физическая подготовка» в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) строится с учетом взаимообусловленного развития физических и психических качеств обучаемых. Предполагается, что выпускник вуза должен быть сильным, выносливым, быстрым, координированным, обладать такими психологическими качествами, как решительность, настойчивость, целеустремленность, смелость, уравновешенность, а также определенным набором умений и навыков, то есть быть сотрудником с высоким уровнем психофизического потенциала, способным решать трудные служебные задачи. Все это успешно реализуется в рамках изучения данных учебных дисциплин. Подтверждением изложенному являются существующие нормативные требования к обучающимся в вузах ФСИН России. Так, при поступлении на учебу абитуриенту для получения оценки «отлично» достаточно подтянуться 11 раз, в то время как выпускнику вуза - 17, повышение нормативных требований на дистанции 3 км составляет ровно 1 минуту (11.20 против 12.20). Таким образом, молодой специалист, имеющий в дипломе оценки «хорошо» и «отлично» по физической подготовке, считается способным и подготовленным к повседневной служебной деятельности [5].
В процессе профессионального пути сотрудник проходит две ступени адаптации, первая из которых начинается при поступлении на учебу в специализированный вуз и, как правило, завершается к концу 1-го курса, а часто и семестра, при этом курсант начинает достаточно уверенно ориентироваться в служебной и учебной деятельности. По окончании вуза при выходе на службу у выпускника начинается вторая ступень адаптации, обусловленная большим количеством внешних стресс-реализующих факторов, среди которых важное место занимает разрыв между прикладностью обучения в вузе и профессиональной деятельностью в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Длительность второй ступени адаптации зависит от личностных и профессиональных характеристик молодого сотрудника, степени его компетентности, а также среды, в которой непосредственно проходит служба.
Учебная дисциплина «Физическая подготовка» в образовательных организациях ФСИН России на 98 % состоит из практических занятий. При этом все они направлены на приобретение базовых умений и навыков, развитие стандартных физических качеств, в то время как формирование специфических двигательных способностей, обладание которыми входит в компетентность и уровень квалификации, практически отсутствует. Для решения подобных задач на занятиях по физической подготовке предлагаются различные задания, моделирующие жизнеугрожающие ситуации. Обучающимся предлагают спарринги с одним или несколькими противниками, учат их приемам обезоруживания, а также использования подручных предметов в качестве оружия нападения и защиты [6].
Исходя из содержания основных задач, стоящих перед сотрудником, можно выделить два основных направления развертывания экстремальных ситуаций в практике надзора за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях:
первое - включает в себя все ситуации, связанные со служебно-целевой деятельностью, заключающейся в задержании и конвоировании осужденного, совершившего преступление. Такие ситуации называются служебно-целевыми;
второе - характеризуется ситуациями, возникающими при защите от нападения, угро -зе жизни, здоровью персонала или самого сотрудника исправительного учреждения.
В Академии ФСИН России на базе кафедры физической подготовки и спорта было создано практико-ориентированное учебное место «Полигон», которое состоит из 4 рабочих мест: «производственный участок», «коридор», «комната начальника отряда» и «помещение камерного типа». Особенностью данного учебного места является соблюдение стандартных условий содержания и мест возможного нахождения осужденных. Кроме создания реальных условий, оно передает ощущение тесноты и напряженной атмосферы. Это достигается путем недостаточного освещения, темных красок и закрытости помещения. Таким образом создается эффект специфических служебных условий, что позволяет максимально точно смоделировать реальную ситуацию. В условиях ограниченной подвижности обучаемые выполняют различные приемы по пресечению попыток нападения с целью нанесения вреда здоровью, захвата заложников или завладения табельным оружием. Применение боевых приемов борьбы в условиях «Полигона» позволяет обучаемым не только отработать полученные навыки в условиях, приближенных к реальным, но и выявить для себя наиболее оптимальные приемы защиты и последующего задержания [6].
Использование учебного рабочего места «Полигон» можно отнести к прикладно-специализированной физической подготовке, поскольку проводимые в нем практические занятия в полной мере отражают особенности будущей профессиональной деятельности. Реализация различных форм занятий физическими упражнениями на учебном рабочем месте «Полигон» позволяет развивать профессиональные компетенции, обеспечивающие наибольшее прикладное значение в рамках изучаемой дисциплины.
Практические занятия строятся по следующей схеме обучения: разминка и отработка необходимых действий, ознакомление с экстремальной ситуацией, выбор приемов, применяемых в различных ситуациях (углубленное детализированное разучивание и комплексная отработка заданий), формирование умений и навыков в различных экстремальных ситуациях, развитие специальных качеств [4].
Задачами функционирования учебного рабочего места являются:
1) тренировка и выполнение боевых приемов борьбы в помещении камерного типа и ограниченном пространстве (коридор, лестница, комната начальника отряда, медицинская комната);
2) психологическая подготовка курсантов к возможным ситуациям, встречающимся во время применения боевых приемов борьбы в ограниченном пространстве, психологическая адаптация обучающихся к действиям в ограниченном пространстве, реагиро -ванию на быстро меняющиеся условия жизнеугрожающих ситуаций, развитие умения прогнозировать дальнейшую ситуацию [2, 3];
3) выработка сотрудниками с различными индивидуально-типологическими особенностями дифференцированных стратегий поведения в ограниченном пространстве в случае возникновения экстремальных ситуаций [1];
4) развитие уверенности в своих силах при задержании и обезвреживании противника.
Основным методом, применяемым при отработке приемов в «Полигоне», является метод сопряженного воздействия, суть которого заключается в совершенствовании выполнения приемов и одновременного развития ведущих физических качеств с улучшением тактической подготовленности обучаемых.
Таким образом, практико-ориентированная направленность изучения учебных дисциплин «Физическая подготовка» и «Прикладная физическая подготовка» представляет собой совершенствование прикладно-специализированной психофизической подготовки за счет максимального приближения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности и позволяет ознакомить обучающихся со специфическими условиями применения боевых приемов борьбы в ограниченном пространстве, а также способствует снижению стрессовой напряженности в цепи «обучение - практическая деятельность», то есть помогает преодолеть вторую ступень адаптации молодому сотруднику, приступающему к выполнению служебных обязанностей, содействует выбору наиболее приемлемых и оптимальных приемов самозащиты в реальных условиях лицам с различными индивидуально-типологическими особенностями при выполнении служебных обязанностей в случае возникновения жизнеугрожающих ситуаций.
Библиографический список
1. Анкудинов Н. В., Жарких А. А., Трунтягин А. А. Психологические особенности курсантов-спортсменов // Человек: преступление и наказание. 2015. № 3(90) С. 200-205.
2. Бовин Б. Г., Кокурин А. В., Красов Д. А. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников отделов специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2010. № 2. С. 18-47.
3. Состояние психологического обеспечения деятельности отделов специального назначения, управлений (отделов) по конвоированию, отделов охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России : аналит. обзор / П. Н. Казберов [и др.] / М., 2008. 47 с.
4. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. СПб., 2005. 378 с.
5. Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России : приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 12 нояб. 2001 г. № 301. URL : http://ipravo.info/russia2/laws77/825.htm (дата обращения: 18.11.2017).
6. Физическая подготовка в учреждениях высшего профессионального образования : учеб. пособие : в 2 ч. Рязань, 2014. Ч. 1. 164 с.