Научная статья на тему 'Практико-ориентированное обучение и профессионально-прикладная физическая подготовка в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний'

Практико-ориентированное обучение и профессионально-прикладная физическая подготовка в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL TRAINING / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / PRACTICE-ORIENTED TRAINING / ПРИКЛАДНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / АДАПТАЦИЯ К СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ADAPTATION FOR OFFICIAL ACTIVITIES / PROFESSIONALLY ORIENTED TRAINING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анкудинов Николай Викторович, Жарких Александра Анатольевна, Фомичев Алексей Викторович, Куржев Уали Рамазанович

Изучение учебных дисциплин «Физическая подготовка» и «Прикладная физическая подготовка» предполагает развитие психофизического потенциала будущих сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний и призвано облегчить процесс их адаптации к служебной деятельности. В целях реализации практико-ориентированного подхода в Академии ФСИН России функционирует учебное рабочее место «Полигон», позволяющее смоделировать реальные экстремальные ситуации в ограниченном пространстве, возникающие в процессе служебной деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. Занятия, проводимые на учебном рабочем месте, имеют наибольшее прикладное значение в процессе изучения дисциплин «Физическая подготовка» и «Прикладная физическая подготовка».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Анкудинов Николай Викторович, Жарких Александра Анатольевна, Фомичев Алексей Викторович, Куржев Уали Рамазанович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICE-ORIENTED TRAINING AND PROFESSIONAL- LY ORIENTED PHYSICAL TRAINING IN THE EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE FEDERAL PENAL SERVICE OF RUSSIA

The study of subjects “Physical Training” and “Applied physical training” considers psychophysical potential development of future officers of the Federal Penal Service and seeks to assist the adaptation process for official activities. Practice position “Polygon” operates in the Academy of the Penal Service of Russia in order to implement practice-oriented approach. It enables to simulate the real extreme situations in the limited space which can happen during the official activities of the officers of the Federal Penal Service of Russia. The classes in the practice position play the most important role in the study process of disciplines “Physical Training” and “Applied physical training”.

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированное обучение и профессионально-прикладная физическая подготовка в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний»

УДК 37.037.1:343.83

НИКОЛАЙ ВИКТОРОВИЧ АНКУДИНОВ,

кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры физической подготовки и спорта, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: ankudinov.nik@list.ru;

АЛЕКСАНДРА АНАТОЛЬЕВНА ЖАРКИХ, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация, e-mail: fonya_02@mail.ru;

АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ФОМИЧЕВ, старший преподаватель кафедры физической культуры, ВИПЭ ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация; УАЛИ РАМАЗАНОВИЧ КУРЖЕВ, заслуженный мастер спорта России по самбо, преподаватель кафедры физической подготовки и спорта, Академия ФСИН России, г. Рязань, Российская Федерация

ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ И ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРИКЛАДНАЯ

ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ

Для цитирования

Анкудинов, Н. В. Практико-ориентированное обучение и профессионально-прикладная физическая подготовка в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний / Н. В. Анкудинов и др. // Человек: преступление и наказание. - 2018. - Т. 26(1-4), № 1. - С. 88-91.

Аннотация. Изучение учебных дисциплин «Физическая подготовка» и «Прикладная физическая подготовка» предполагает развитие психофизического потенциала будущих сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний и призвано облегчить процесс их адаптации к служебной деятельности. В целях реализации прак-тико-ориентированного подхода в Академии ФСИН России функционирует учебное рабочее место «Полигон», позволяющее смоделировать реальные экстремальные ситуации в ограниченном пространстве, возникающие в процессе служебной деятельности сотрудников Федеральной службы исполнения наказаний. Занятия, проводимые на учебном рабочем месте, имеют наибольшее прикладное значение в процессе изучения дисциплин «Физическая подготовка» и «Прикладная физическая подготовка».

© Анкудинов Н. В., Жарких А. А., Фомичев А. В., Куржев У. Р., 2018

Ключевые слова: физическая подготовка, практико-ориентированное обучение, прикладная профессиональная подготовка, адаптация к служебной деятельности.

Изучение дисциплин «Физическая подготовка» и «Прикладная физическая подготовка» в образовательных организациях Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) строится с учетом взаимообусловленного развития физических и психических качеств обучаемых. Предполагается, что выпускник вуза должен быть сильным, выносливым, быстрым, координированным, обладать такими психологическими качествами, как решительность, настойчивость, целеустремленность, смелость, уравновешенность, а также определенным набором умений и навыков, то есть быть сотрудником с высоким уровнем психофизического потенциала, способным решать трудные служебные задачи. Все это успешно реализуется в рамках изучения данных учебных дисциплин. Подтверждением изложенному являются существующие нормативные требования к обучающимся в вузах ФСИН России. Так, при поступлении на учебу абитуриенту для получения оценки «отлично» достаточно подтянуться 11 раз, в то время как выпускнику вуза - 17, повышение нормативных требований на дистанции 3 км составляет ровно 1 минуту (11.20 против 12.20). Таким образом, молодой специалист, имеющий в дипломе оценки «хорошо» и «отлично» по физической подготовке, считается способным и подготовленным к повседневной служебной деятельности [5].

В процессе профессионального пути сотрудник проходит две ступени адаптации, первая из которых начинается при поступлении на учебу в специализированный вуз и, как правило, завершается к концу 1-го курса, а часто и семестра, при этом курсант начинает достаточно уверенно ориентироваться в служебной и учебной деятельности. По окончании вуза при выходе на службу у выпускника начинается вторая ступень адаптации, обусловленная большим количеством внешних стресс-реализующих факторов, среди которых важное место занимает разрыв между прикладностью обучения в вузе и профессиональной деятельностью в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Длительность второй ступени адаптации зависит от личностных и профессиональных характеристик молодого сотрудника, степени его компетентности, а также среды, в которой непосредственно проходит служба.

Учебная дисциплина «Физическая подготовка» в образовательных организациях ФСИН России на 98 % состоит из практических занятий. При этом все они направлены на приобретение базовых умений и навыков, развитие стандартных физических качеств, в то время как формирование специфических двигательных способностей, обладание которыми входит в компетентность и уровень квалификации, практически отсутствует. Для решения подобных задач на занятиях по физической подготовке предлагаются различные задания, моделирующие жизнеугрожающие ситуации. Обучающимся предлагают спарринги с одним или несколькими противниками, учат их приемам обезоруживания, а также использования подручных предметов в качестве оружия нападения и защиты [6].

Исходя из содержания основных задач, стоящих перед сотрудником, можно выделить два основных направления развертывания экстремальных ситуаций в практике надзора за осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях:

первое - включает в себя все ситуации, связанные со служебно-целевой деятельностью, заключающейся в задержании и конвоировании осужденного, совершившего преступление. Такие ситуации называются служебно-целевыми;

второе - характеризуется ситуациями, возникающими при защите от нападения, угро -зе жизни, здоровью персонала или самого сотрудника исправительного учреждения.

В Академии ФСИН России на базе кафедры физической подготовки и спорта было создано практико-ориентированное учебное место «Полигон», которое состоит из 4 рабочих мест: «производственный участок», «коридор», «комната начальника отряда» и «помещение камерного типа». Особенностью данного учебного места является соблюдение стандартных условий содержания и мест возможного нахождения осужденных. Кроме создания реальных условий, оно передает ощущение тесноты и напряженной атмосферы. Это достигается путем недостаточного освещения, темных красок и закрытости помещения. Таким образом создается эффект специфических служебных условий, что позволяет максимально точно смоделировать реальную ситуацию. В условиях ограниченной подвижности обучаемые выполняют различные приемы по пресечению попыток нападения с целью нанесения вреда здоровью, захвата заложников или завладения табельным оружием. Применение боевых приемов борьбы в условиях «Полигона» позволяет обучаемым не только отработать полученные навыки в условиях, приближенных к реальным, но и выявить для себя наиболее оптимальные приемы защиты и последующего задержания [6].

Использование учебного рабочего места «Полигон» можно отнести к прикладно-специализированной физической подготовке, поскольку проводимые в нем практические занятия в полной мере отражают особенности будущей профессиональной деятельности. Реализация различных форм занятий физическими упражнениями на учебном рабочем месте «Полигон» позволяет развивать профессиональные компетенции, обеспечивающие наибольшее прикладное значение в рамках изучаемой дисциплины.

Практические занятия строятся по следующей схеме обучения: разминка и отработка необходимых действий, ознакомление с экстремальной ситуацией, выбор приемов, применяемых в различных ситуациях (углубленное детализированное разучивание и комплексная отработка заданий), формирование умений и навыков в различных экстремальных ситуациях, развитие специальных качеств [4].

Задачами функционирования учебного рабочего места являются:

1) тренировка и выполнение боевых приемов борьбы в помещении камерного типа и ограниченном пространстве (коридор, лестница, комната начальника отряда, медицинская комната);

2) психологическая подготовка курсантов к возможным ситуациям, встречающимся во время применения боевых приемов борьбы в ограниченном пространстве, психологическая адаптация обучающихся к действиям в ограниченном пространстве, реагиро -ванию на быстро меняющиеся условия жизнеугрожающих ситуаций, развитие умения прогнозировать дальнейшую ситуацию [2, 3];

3) выработка сотрудниками с различными индивидуально-типологическими особенностями дифференцированных стратегий поведения в ограниченном пространстве в случае возникновения экстремальных ситуаций [1];

4) развитие уверенности в своих силах при задержании и обезвреживании противника.

Основным методом, применяемым при отработке приемов в «Полигоне», является метод сопряженного воздействия, суть которого заключается в совершенствовании выполнения приемов и одновременного развития ведущих физических качеств с улучшением тактической подготовленности обучаемых.

Таким образом, практико-ориентированная направленность изучения учебных дисциплин «Физическая подготовка» и «Прикладная физическая подготовка» представляет собой совершенствование прикладно-специализированной психофизической подготовки за счет максимального приближения к реальным условиям оперативно-служебной деятельности и позволяет ознакомить обучающихся со специфическими условиями применения боевых приемов борьбы в ограниченном пространстве, а также способствует снижению стрессовой напряженности в цепи «обучение - практическая деятельность», то есть помогает преодолеть вторую ступень адаптации молодому сотруднику, приступающему к выполнению служебных обязанностей, содействует выбору наиболее приемлемых и оптимальных приемов самозащиты в реальных условиях лицам с различными индивидуально-типологическими особенностями при выполнении служебных обязанностей в случае возникновения жизнеугрожающих ситуаций.

Библиографический список

1. Анкудинов Н. В., Жарких А. А., Трунтягин А. А. Психологические особенности курсантов-спортсменов // Человек: преступление и наказание. 2015. № 3(90) С. 200-205.

2. Бовин Б. Г., Кокурин А. В., Красов Д. А. Прогнозирование профессиональной успешности сотрудников отделов специального назначения Федеральной службы исполнения наказаний // Вопросы психологии экстремальных ситуаций. 2010. № 2. С. 18-47.

3. Состояние психологического обеспечения деятельности отделов специального назначения, управлений (отделов) по конвоированию, отделов охраны исправительных учреждений и следственных изоляторов ФСИН России : аналит. обзор / П. Н. Казберов [и др.] / М., 2008. 47 с.

4. Матвеев Л. П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты. СПб., 2005. 378 с.

5. Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы Минюста России : приказ Министерства юстиции Рос. Федерации от 12 нояб. 2001 г. № 301. URL : http://ipravo.info/russia2/laws77/825.htm (дата обращения: 18.11.2017).

6. Физическая подготовка в учреждениях высшего профессионального образования : учеб. пособие : в 2 ч. Рязань, 2014. Ч. 1. 164 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.