Научная статья на тему 'Практико-ориентированная модель подготовки будущего учителя к управлению самостоятельной работой учащихся: подходы к проектированию'

Практико-ориентированная модель подготовки будущего учителя к управлению самостоятельной работой учащихся: подходы к проектированию Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
193
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УПРАВЛЕНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / БУДУЩИЙ УЧИТЕЛЬ / ПОДХОД / ТЕХНОЛОГИЧЕСКИ-ПАРТИСИПАТИВНЫЙ ПОДХОД / МОДЕЛЬ / ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ / SELF-GUIDED WORK / MANAGEMENT / MANAGEMENT OF SELF-GUIDED WORK / PEDAGOGICAL MANAGEMENT / FUTURE TEACHER / APPROACH / TECHNOLOGICAL AND PARTICIPATIVE APPROACH / MODEL / PRACTICE-ORIENTED MODEL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шамарова Елизавета Сергеевна

В статье освещается актуальность проблемы подготовки будущего учителя к управлению самостоятельной работой учащихся, базовый понятийный аппарат, выявляется ее теоретико-методологическая основа, а также компонентный состав спроектированной автором модели осуществления данного вида деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шамарова Елизавета Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Practice-Oriented Model of a Future Teacher's Training for Students' Self-Guided Work Management: Design Approaches

The article highlight the urgency of the problem of a future teacher's training for the students' self-guided work management, as well as the fundamental conceptual framework; reveals its theoretical and methodological foundations and compositional analysis of the author-designed model of this activity type

Текст научной работы на тему «Практико-ориентированная модель подготовки будущего учителя к управлению самостоятельной работой учащихся: подходы к проектированию»

УДК 78.93.

ББК 54.9

Шамарова Елизавета Сергеевна

аспирант

кафедра педагогики и психологии предметных методик Челябинский государственный педагогический университет

г.Челябинск Shamarova Elizaveta Sergeevna Post-graduate

Chair of Pedagogy and Psychology of Subject Teaching Methods Chelyabinsk State Pedagogical University Chelyabinsk

Практико-ориентированная модель подготовки будущего учителя к управлению самостоятельной работой учащихся: подходы к

проектированию Practice-Oriented Model of a Future Teacher’s Training for Students’ Self-Guided Work Management: Design Approaches

В статье освещается актуальность проблемы подготовки будущего учителя к управлению самостоятельной работой учащихся, базовый понятийный аппарат, выявляется ее теоретико-методологическая основа, а также компонентный состав спроектированной автором модели осуществления данного вида деятельности.

The article highlight the urgency of the problem of a future teacher’s training for the students’ self-guided work management, as well as the fundamental conceptual framework; reveals its theoretical and methodological foundations and compositional analysis of the author-designed model of this activity type.

Ключевые слова: самостоятельная работа, управление, управление самостоятельной работой, педагогическое управление, будущий учитель, подход, технологически-партисипативный подход, модель, практико-ориентированная модель.

Key words: self-guided work, management, management of self-guided work, pedagogical management, future teacher, approach, technological and participative approach, model, practice-oriented model.

Демократизация и автономизация управления сферой образования в России объективно изменила требования к теоретической подготовке работников образовательной среды, к комплексному анализу и решению ими профессионально-педагогических управленческих задач. Как следствие, возникает необходимость соответственных изменений и модернизации программ подготовки будущих специалистов для достижения ее адекватности современному уровню мировой педагогической науки.

Анализ научной литературы, обобщение педагогического опыта, собственные результаты экспериментальной работы показали, что кризисные социально-экономические явления, наблюдаемые в образовательной сфере, обусловливают необходимость внедрения современных управленческих технологий как внутреннего резерва повышения качества подготовки будущего учителя в высших образовательных учреждениях.

Будущие педагоги испытывают потребность в освоении эффективных достижений управленческой теории и технологии, однако базовый уровень их методологической культуры и психолого-педагогической подготовки оказывается, как показали результаты проведенного нами исследования, недостаточным. Вышеизложенное подтверждается также и современными исследованиями в педагогике (Е.Ю.Никитина, Д.Н.Сухиненко, В.С.Шаповалова и др.). В связи с этим в российской педагогической науке и практике актуальной является проблема подготовки будущего учителя к управлению образованием вообще, и управлению самостоятельной работой учащихся, в частности, ибо современный учитель России должен прежде всего научить детей учиться, сохранить и развить их познавательную потребность, обеспечить познавательные средства, необходимые для усвоения основ наук.

Самостоятельная работа является важным средством организации, управления и вовлечения обучаемых в познавательную деятельность, средством развития у учащихся познавательных способностей. Оптимальная организация, планирование, контроль и управление самостоятельной работой учащихся не только способствуют повышению качества овладения предметом, но и развивают творческие навыки, инициативу, познавательную активность (П.Я.Гальперин, Н.А.Менчинская, Т.И.Шамова и др.).

Активизация познавательной деятельности учащихся, проблемное обучение, развитие самостоятельного логического мышления и, наконец, формирование умственной самостоятельности школьников — все это взаимосвязано и сегодня находит претворения в практической работе учителя, а научное обоснование - в трудах Б.Г. Ананьева, П.П. Блонского, П.Я. Гальперина,

З.И. Калмыковой, В.А. Крутецкого, М.И. Махмутова, Н.А. Менчинской, В.А. Сухомлинского, Т.И. Шамовой, Д.Б. Эльконина и др., а еще раньше Сократа, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, А. Дистервега, Н.Г. Чернышевского, К. Д. Ушинского и др. Ученик должен быть активно мыслящей личностью, и эта проблема в настоящее время интересует учителей, ученых и всю общественность.

Эффективное управление самостоятельной работой учащихся - одно из главных направлений работы педагогов, ибо именно оно создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей:

для реабилитации отстающих и продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Реальностью, обусловливающей необходимость управления самостоятельной работой школьников, являются объективно существующие различия учащихся в темпах овладения учебным материалом, в способностях самостоятельного применения усвоенных знаний и умений. В то же время в силу непродуманности, поспешности и бессистемности реализации многих управленческих идей качество образования не только порой не повышается, но и понижается. Важной причиной этого являются, на наш взгляд, грубое игнорирование свойств, связей, внутренней ориентированности, закономерностей развития образовательных систем, отсутствие системных начал в управлении образованием (О.Ю. Афанасьева, Е.Ю.Никитина и др.).

Мы убеждены в том, что качественно новому развитию образовательной среды должно соответствовать управление, опирающееся на новые подходы к оценке развития образования. С нашей точки зрения, именно управленческая деятельность, ориентированная на решение определенных конкретных задач и построенная в соответствии с педагогическими закономерностями, дает нужный эффект.

На сегодняшний день несоответствие между реальной и должной подготовкой учительских кадров сегодня очевидно, как, впрочем, и то, что система педагогического образования только тогда оправдывает социальные ожидания, когда обеспечивает опережающую подготовку специалистов. Очевиден тот факт,

что успех управления самостоятельной работой школьников в значительной степени зависит от компетентного учителя. Настоящая работа являет собой попытку разработки теоретико-технологических аспектов решения проблемы подготовки будущего учителя к управлению самостоятельной работой учащихся.

Отправной точкой нашего исследования является анализ категории «самостоятельность» и сопряженных с ней понятий «самостоятельная работа учащегося» и «управление самостоятельной работой учащегося». Степень разработанности этих категорий представлена на междисциплинарном уровне с точки зрения исследуемой проблемы. Контент-анализ философской, психологической, управленческой и педагогической литературы показал, что на современном этапе развития общества происходит дальнейшее углубление и расширение категории «самостоятельная работа учащихся». Ведущая роль при этом отводится дефиниции «управление самостоятельной работой учащихся», которую мы понимаем как особый вид профессионально-педагогической деятельности, представляющий собой целенаправленное воздействие учителя на учащихся или отдельного обучаемого в процессе планирования, организации, контроля, регулирования и коррекции их (его) самостоятельной познавательной деятельности, суть которой заключается в эффективном использовании априорной и апостериорной информации, необходимой для оптимального адаптивного управления в реальном масштабе времени с учетом психофизиологических, умственный закономерностей и ограничений школьника. При этом основные задачи управления самостоятельной работой учащихся определяются временным интервалом, отпущенным на те или иные познавательные действия обучаемых; качеством и эффективностью способов достижения намеченной цели с учетом затраченных усилий, уровнем психологической, теоретической и практической готовности школьника к самостоятельной деятельности; источником и количеством информационного обеспечения; правилами контроля результатов работы учащегося. Подготовка будущего учителя к управлению самостоятельной работой учащихся — весьма сложный процесс, который необходимо осмысливать с разных точек зрения. Анализ исследуемых подходов (системный, деятельност-

ный, цивилизационный, оптимизационный, знаковоконтекстный, синергетический, парадигмальный, семиотический и др.) позволяет говорить об их глубоком внутреннем единстве, взаимосвязи, дополнительности, комплиментарно-сти, наличии идей реализации изучаемой проблемы. Каждый из этих подходов в определенной степени полноты находит свое отражение в решении проблемы подготовки будущего учителя к управлению самостоятельной работой учащихся. В то же временя в теории и практике высшего профессионального образования наметилась тенденция синтеза уже известных ранее теоретикометодологических подходов, к числу которых мы относим технологически-партисипативный подход, отдельные элементы которого прослеживаются на протяжении всей истории познания человеческой мысли и могут быть детерминированы в русле развития настоящей проблемы (В .П. Беспалько, Н.В. Борисова, У.Дж. Дункан, А.В. Карпов, М.В. Кларин, И. Марев, Е.Ю. Никитина, Т.В. Орлова, Н.Ф. Талызина, М.А. Чошанов и др.). Данный подход нацелен на развитие у студентов - будущих учителей компетентности в области управления самостоятельной работой учащихся. Ему присуще детальное описание образовательных целей, поэтапное проектирование способов достижения заданных результатов - целей, оптимальность затрачиваемых ресурсов и усилий, взаимодополнительность способностей будущих педагогов в группе и общность основных ценностных установок, активное участие всех студентов в анализе проблем и перспектив управления самостоятельной работой учащихся, планирование совместных действий и решений с преподавателем, оценки (самооценки) полученных результатов. В результате мы пришли к пониманию технологически-партисипативного подхода как теоретико-методологической основы подготовки будущего учителя к управлению самостоятельной работой учащихся, которая в ходе использования современных методов и средств обучения должен обеспечить искомую компетентность студента при оптимальных затратах сил и средств и рассматривать обучаемого как свободную, целостную, творческую личность, способную по мере своего развития быть вовлеченной к принятию профессионально-педагогических решений на основе соучастия и

организации совместной деятельности с преподавателем, основанной на паритетных началах, а также неформальной и диалогической межличностной коммуникации. На основе технологически-партисипативного подхода нами спроектирована практико - ориентированная модель подготовки будущего учителя к управлению самостоятельной работой учащихся, основу и новизну которой составляют принципы, построенные как результат теоретико-методогического анализа, позволившего экстраполировать идеи современной теории управления, самостоятельной работы учащихся, а также профессионально-педагогической подготовки будущего учителя. В результате были выделены принципы интеграции, наблюдаемости, самоуправляемости, внутренней дифференциации. При этом наше понимание категории «принцип» заключается в том, что это ориентир, рекомендация о способах движения от достигнутого к перспективному, о способах достижения меры, единства, гармонии в сочетании каких-то противоположных сторон, начал, с тенденцией педагогического процесса. Выявляя компонентный состав модели подготовки будущего учителя к управлению самостоятельной работой учащихся, мы опирались на сущность, назначение, содержание деятельности учителя в искомой области, а также объективно существующие факторы, которые необходимо было учесть: а) социальный заказ высшей педагогической школе; б) государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования; в) недостаточная компетентность студента в области управления самостоятельной работой учащихся; г) интеграция управленческой, психолого-педагогической и технологической подготовок будущего педагога - профессионала, выполняющего функцию обеспечения реализуемости требований к образованности студента через усвоение им специальным образом отобранного и организованного социального опыта человечества.

К специфическим особенностям разработанной нами технологически-партисипативной модели мы относим ее осуществление в двух взаимодействующих направлениях: а) в контуре функционирования и в контуре развития;

б) реализация данной модели базируется на методологических положениях,

предполагающих при изменяющихся внешних условиях устойчивость взаимосвязей всех ее компонентов и изменение их функций при ее развитии в неизменных внешних условиях (П.В.Алексеев, В.А.Лекторский, В.С.Швырев и др.);

в) использование профессионального цикла дидактически подготовленного преподавателем интегрированного учебного материала на основе его управленческого, психолого-педагогического и ресурсно-технологического компонентов.

В связи с этим спроектированная нами модель характеризуется изменчивостью процессов, технологичностью, партисипативностью, прогностичностью. Её компонентный состав включает в себя управленческий блок (система целей, учебной информации, форм методов и средств обучения, ориентированная на развитие управленческих умений и способов деятельности, необходимых для реализации функций управления самостоятельной работой школьников), пси-холого-педагогический (позволяет научно обосновать требования к современному учебному процессу в средней школе, организованному с учетом самостоятельной познавательной деятельности, выявить его закономерности, перевести обучение с уровня информирования на уровень управления развития обучаемых) и ресурсно-технологический (определяется системой управленческих и психолого-педагогических знаний и умений, построенных по логике решения педагогико-управленческих задач). При этом переориентация их связей в интересах достижения запланированных уровней и качества подготовки будущего педагога, соответствующая современным требованиям, нормам и ценностям профессионально-педагогического образования рассматривается в качестве открытого механизма образовательных целей как подсистемы открытого типа, как ступеней развития у будущего работника образования искомой компетентности.

Библиографический список

1. Афанасьева, О.Ю. Управление коммуникативным образованием студентов вузов: педагогическое сопровождение: моногр. / О.Ю. Афанасьева. - М.: Изд-во МГОУ, 2007. - 324 с.

2. Лемберг, Р.Г. О самостоятельной работе учащихся//Советская педагогика. -1962. - № 2. - С. 58-64.

3. Никитина, ЕЮ. Педагогическое управление коммуникативным образованием студентов вузов: перспективные подходы / ЕЮ. Никитина, О.Ю. Афанасьева. - М.: МАНПО, 2006. - 154 с.

4. Никитина, Е. Ю. Теоретико-методологические подходы к проблеме подготовки будущего учителя в области управления дифференциацией образования [Текст]: монография / Е. Ю. Никитина. - Челябинск: Ч1ПУ, 2000.- 101 с.

5. Управление персоналом организации: Учебник/Под ред. А.Я.Кибанова. - М.: ИНФРА. - м., 1997. - 512с.

Bibliography

1. Afanasieva, O.Yu. Students’ Communicative Education Management: Pedagogical Maintenance: Monograph / O.Yu.Afanasieva. - М.: Publishing House of MSOU, 2007. -324 p.

2. Lemberg, R.G. Concerning Students’ Self-Guided Work / R.G. Lemberg // Soviet Pedagogy. - 1962. - № 2. - P. 58-64.

3. Nikitina, Е^. Higher School Students’ Communicative Education Pedagogical Management: Perspective Approaches / Е.Yu.NІkitina, O.Yu.Afanasieva. - М.: MANPO, 2006. - 154 p.

4. Nikitina, Е^. Theoretical and Methodological Approaches to the Problem of a Future Teacher’s Training in the Field of Education Differentiation Management [Text]: Monograph / Е. Yu.Nikitina. - Chelyabinsk: CSPU, 2000. - 101 p.

5. Personnel Management: Textbook / Edited by. A.Ya.Kibanov. - М.: INFRA. - M, 1997. - 512 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.