Политика и Общество
Правильная ссылка на статью:
Быков И.И. Практики взаимодействия институтов гражданского общества и власти по рассмотрению обращений граждан в Российской Федерации // Политика и Общество. 2024. № 3. DOI: 10.7256/24540684.2024.3.71434 EDN: LQAMGX URL: https://nbpublish.com'llbrary_read_article.ptp?id=71434
Практики взаимодействия институтов гражданского общества и власти по рассмотрению обращений граждан в Российской Федерации
Быков И"орь И"оревич
аспирант; кафедра истории, политологии и государственной политики; Среднерусский институт управления - филиал Российской академии народного юзяйства и государственной службы при
Президенте РФ
302028, Россия, Орловская область, г. Орел, бул. Победы, 5 А
Статья из рубрики "ГОСУДАРСТВО И ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО"
DOI:
10.7256/2454-0684.2024.3.71434
EDN:
LQAMGX
Дата направления статьи в редакцию:
09-08-2024
Аннотация: Объектом исследования выступает взаимодействие органов государственной власти и гражданских структур. Предмет исследования - практики взаимодействия в процессе рассмотрения обращений граждан органами государственной власти и институтами гражданского общества. Автор обосновывает значимость взаимодействия между органами государственной власти и общественными организациями в процессе рассмотрения обращений граждан. Обращается внимание на то, что в федеральных законах, регулирующих процесс рассмотрения обращений граждан, отсутствуют правила участия институтов гражданского общества в совместном с органами государственной власти рассмотрении обращений граждан. Автор предлагает способы улучшения механизмов взаимодействия между органами государственной власти и гражданским обществом в целях эффективного удовлетворения потребностей граждан и обеспечения их прав и законных интересов, и развитие страны. Методами исследования являются институциональный анализ, анализ документов, связанных с обращениями граждан и выявление реакции на них со стороны
органов власти и общественных организаций, сравнительный анализ практики рассмотрения обращений, логический метод, метод обобщений, мониторинг. Научной новизной исследования является обобщение практик совместного рассмотрения обращений граждан институтами гражданского общества и органами государственной власти и обоснование рациональных механизмов повышения эффективности этой деятельности. Основными выводами проведенного исследования являются те факты, что совместное рассмотрение обращений граждан представляет собой один из способов взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества. Совместное рассмотрение обращений предусматривает участие некоммерческих организаций, экспертов и волонтеров в обсуждении жалоб, заявлений и предложений граждан. Это позволяет получить более объективную оценку сложных ситуаций у граждан и способствует принятию нужных решений. Такое взаимодействие позволяет увеличить уровень доверия к государству.Основным вкладом автора в исследование темы является дополнение базы данных об эффективных практиках взаимодействия гражданского общества и власти.
Ключевые слова:
обращения граждан, гражданское общество, органы государственной власти, общественные советы, Народный фронт, взаимодействие, Следственный комитет, Министерство просвещения, общественные организации, волонтеры
Введение
Обращения граждан в органы государственной власти позволяют им заявить о своих проблемах, рассчитывать на поддержку государства, обжаловать противоправные действия или бездействие представителей государственных органов. Помимо этого граждане вправе предлагать собственные способы решения общественных проблем. К сожалению, зачастую обращения граждан рассматриваются без участия гражданского общества. Однако рассмотрение обращений граждан органами государственной власти с участием общественных организаций способствует принятию более эффективных решений и контролю за их исполнением.
Целью данной статьи является изучение опыта совместного рассмотрения обращений граждан органами государственной власти и институтами гражданского общества, выявление проблем и предложение способов повышения эффективности взаимодействия. Гипотеза исследования заключается в том, что совместное рассмотрение обращений граждан институтами гражданского общества и органами государственной власти позволяет наиболее эффективно решить проблемы, указанные в обращениях. Научной новизной исследования является обобщение практик совместного рассмотрения обращений граждан институтами гражданского общества и органами государственной власти и обоснование рациональных механизмов повышения эффективности этой деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для улучшения сотрудничества между институтами гражданского общества и органами государственной власти при рассмотрении обращений граждан.
Теоретическая значимость выражается в выявлении новых аспектов исследуемой проблемы, стимулировании развития базы данных, связанных с практиками
взаимодействия гражданского общества и власти по эффективному решению проблем граждан, в обобщениях и выводах автора.
Объект и методы исследования
Объектом исследования выступает взаимодействие органов государственной власти и гражданских структур. Предмет исследования - практики взаимодействия в процессе рассмотрения обращений граждан органами государственной власти и институтами гражданского общества.
Методами исследования являются институциональный анализ, анализ документов, связанных с обращениями граждан и выявление реакции на них со стороны органов власти и общественных организаций, сравнительный анализ практики рассмотрения обращений, логический метод, метод обобщений, мониторинг.
Результаты и выводы
Совместное рассмотрение обращений граждан является одним из способов взаимодействия органов государственной власти и гражданского общества. Совместное рассмотрение обращений предусматривает участие некоммерческих организаций, экспертов и волонтеров в обсуждении жалоб, заявлений и предложений граждан. Это позволяет получить более объективную оценку сложных ситуаций у граждан и способствует принятию нужных решений. Такое взаимодействие позволяет увеличить уровень доверия к государству.
Для рассмотрения обращений граждан могут создаваться специальные комиссии или рабочие группы, которые должны включать представителей органов государственной власти и гражданского общества. Это позволяет привлечь независимых экспертов для выработки мер по решению возникших проблем у граждан. Совместное рассмотрение обращений может способствовать обмену знаниями между представителями органов власти и общественных организаций. Такая деятельность положительно влияет на развитие гражданского общества.
Совместное рассмотрение обращений граждан позволяет выявить конфликтные ситуации между представителями государственной власти и гражданами. Это дает возможность гражданскому обществу своевременно вмешаться и решить проблемы, возникающие из-за дискриминации граждан, коррупции или превышения должностных полномочий. О. В. Хомова и Е. А. Шуклина выделили проблему составления отписок представителями власти. Вместо рассмотрения заявлений по существу некоторые чиновники в своих ответах перечисляют нормативно-правовые акты, не имеющие отношения к имеющемуся
вопросу, или делают выводы не соответствующие утверждениям с—I53!. в таких случаях участие структур гражданского общества в совместном рассмотрении обращений позволяет обеспечить права и свободы граждан и способствует восстановлению справедливости и доверия к органам власти.
Примером взаимодействия органов государственной власти и институтов гражданского общества при рассмотрении обращений граждан может послужить совместная работа органов государственной власти и общероссийского общественного движения «Народный фронт «За Россию» (далее - Народный фронт). Задачами Народного фронта являются содействие реальному участию граждан в выработке решений органов публичной власти, укрепление гражданской взаимопомощи, общественный контроль, а также другие задачи указанные в Уставе организации. Г. Г. Фастович и В. С. Литвинова подчеркивают роль Народного фронта в информировании власти о политических и
социальных проблемах [2, с- 87]
Во время подготовки прямой линии с Президентом РФ в 2023 году Д. Песков сообщил журналистам, что впервые к получению вопросов подключится Народный фронт. Участие Народного фронта Песков обосновал тем фактом, что на протяжении многих лет Народный фронт обрабатывал поступающие на прямую линию обращения граждан.
Народный фронт контролирует рассмотрение обращений граждан президенту Российской Федерации В. В. Путину, поступивших при проведении прямой линии 14 декабря 2023 года. Президент рекомендовал Народному фронту изучить обращения граждан и результаты анализа направить в Администрацию президента, Правительство, федеральные органы исполнительной власти и руководителям регионов для дальнейшего рассмотрения. Волонтеры Народного фронта проинформировали средства массовой информации о своей помощи семье из Челябинской области. Марина Эдуардовна и ее сын-инвалид проживали в помещении по договору социального найма без отопления, воды и газа. Для того, чтобы добиться расселения, они обратились на прямую линию. Представители Народного фронта обратились в прокуратуру с просьбой провести проверку. В результате Марине Эдуардовне была выделена новая квартира.
После проведения выборов Президента Российской Федерации в 2024 году В. В. Путин сообщил, что в его предвыборный штаб поступило более восьмидесяти тысяч обращений. Большинство обращений содержат предложения по дальнейшей работе и по организации деятельности по различным направлениям. Доверенным лицам было поручено обобщить полученные обращения. Доверенные лица совместно с Народным фронтом и органами власти должны принять их к исполнению. В.В. Путин напомнил, что обратная связь позволяет чувствовать настроения общества. Он пообещал взаимодействовать по этому направлению с исполнительными органами государственной власти и депутатами Государственной Думы.
Народный фронт организовал проект «Прямая линия. Продолжение». Председатель Совета по правам человека при Президенте РФ Валерий Фадеев выразил мнение, что из-за большого количества обращений, поступивших Президенту, необходимо подключить к их рассмотрению общественные организации. Фадеев привел пример взаимодействия институтов гражданского общества и органов власти при рассмотрении обращений. Предприниматель Квашин из Ставропольского края обратился на «Прямую линию» к Президенту РФ. Он занимался поставками продукции предприятию, но оплату за продукцию не получил. Благодаря вмешательству Народного фронта и Совета по правам человека удалось возбудить уголовное дело.
Председатель Общественного совета при МВД РФ Анатолий Кучерена подчеркнул важность сотрудничества органов государственной власти и гражданского общества при рассмотрении обращений граждан. По его мнению, общественные организации должны не только контролировать работу органов государственной власти, но и участвовать в решении проблем граждан. Куратор проекта Народного фронта «Прямая линия. Продолжение» Юлия Зимова считает, что для выработки решений проблем граждан необходима совместная работа органов власти и общественных институтов. Она выразила благодарность Фадееву и Кучерене за участие в рассмотрении сложных проблем, изложенных в обращениях.
Народный фронт также взаимодействует со Следственным комитетом. Руководитель СУ СК по Кировской области Андрей Виноградов проинформировал о работе с обращениями граждан. В случаях, когда Народный фронт размещает информацию об обращении
граждан в социальных сетях или на своем сайте, работники следственного комитета незамедлительно реагируют на вопросы входящие в их компетенцию. Все обращения изучаются руководством следственного комитета.
Еще одним примером сотрудничества между органами государственной власти и институтом гражданского общества является совместное рассмотрение обращений граждан Народным фронтом и Министерством просвещения. В 2023 году на Прямую линию с Президентом РФ поступило более 2700 обращений по вопросам, входящим в компетенцию Министерства просвещения. Ряд вопросов был посвящен питанию школьников. В частности родители жаловались на холодное и невкусное питание. После проведения проверок проблемы были решены.
Министр просвещения Сергей Кравцов и руководитель Народного фронта Михаил Кузнецов договорились о сотрудничестве в организации бесплатного горячего питания для школьников начальных классов. Для этого было предложено создать отдельные координационные центры для родителей во всех регионах страны. Координационные центры могут быть созданы и в некоторых муниципалитетах. Народный фронт будет анализировать поступающие обращения, определять лучшие практики и осуществлять контроль реализации решений по конкретным школам.
Сергей Кравцов поблагодарил Народный фронт за оперативное реагирование на пожелание родителей. Представитель Народного фронта Михаил Кузнецов доложил о том, что была создана горячая линия Народного фронта по вопросам горячего питания в школах. Народный фронт размещает информацию с номером телефона, на который можно обратиться с пожеланиями и жалобами. Также действует совместный оперативный штаб. В рамках работы штаба еженедельно собираются представители региональных министерств и рассматривают наиболее важные вопросы. Народный фронт осуществляет контроль за исполнением всех решений по жалобам.
Благодаря соглашению между Народным фронтом и Министерством просвещения стало возможным привлекать родительскую общественность. Народный фронт выступает независимой площадкой, поскольку предоставляет возможность родителям высказаться о возникших проблемах. Родители могут не опасаться негативных последствий, так как данные о заявителях никуда не передаются.
В Федеральных законах, регулирующих процесс рассмотрения обращений граждан, отсутствуют правила участия институтов гражданского общества в совместном с органами власти рассмотрении обращений граждан. Такой порядок предусмотрен в нормативно-правовых актах органов государственной власти.
Примером такого нормативно-правового акта является Приказ МВД РФ № 988. Данный приказ утверждает порядок участия членов общественных советов при МВД РФ в проведении должностными лицами органами внутренних дел личного приема граждан. Л. В. Ханахмедова отмечает, что рассмотрение обращений граждан является одним из основных видов деятельности общественных советов. Решение советов носит
рекомендательный характер, однако в МВД стараются учитывать их выводы с 21]
Для участия членов общественного совета в рассмотрении обращений граждан график личного приема передается председателю совета. В графике указывается время и место проведения приема и фамилия и инициалы должностного лица, осуществляющего прием, а также его должность. Помещение, в котором проводится личный прием, определяется руководством органов внутренних дел.
В срок, не позднее, чем за три дня до даты приема, председатель общественного совета сообщает ответственному должностному лицу о членах совета, которые будут присутствовать при личном приеме. О том, что в личном приеме будут участвовать члены общественного совета, информация размещается в доступных для граждан местах.
Граждане при записи на личный прием уведомляются о том, что члены общественного совета могут участвовать в приеме. Для присутствия членов общественного совета при приеме необходимо согласие гражданина. Присутствие членов общественного совета на личном приеме отмечается в документах по учету. Гражданин заверяет личной подписью свое согласие или несогласие на участие членов общественного совета в личном приеме.
Члены общественного совета обладают следующими правами: право ознакомления с материалами обращений при согласии граждан; право выражать свое мнение по вопросам, изложенным в обращениях; право на внесение предложений по существу рассматриваемых вопросов; право, при необходимости получения дополнительных сведений и результатах рассмотрения обращений, на направление запросов в подразделения МВД и его территориальные органы.
При личной заинтересованности член общественного совета обязан отказаться от участия в рассмотрении обращения, а председатель общественного совета заменить данное лицо. Если обращение содержит государственную тайну или гражданин против участия членов общественного совета в рассмотрении обращения, то они не допускаются к участию в приеме.
Членам общественного совета запрещается разглашать сведения, которые стали им известны во время личного приема, а также сведения о личной жизни граждан, без их согласия. Если произошло нарушение членом общественного совета правил проведения личного приема, то должностное лицо информирует об этом председателя общественного совета.
Можно предложить следующие способы повышения эффективности совместного рассмотрения обращений граждан органами государственной власти и гражданским обществом:
1. Разработать нормативно-правовые акты, регламентирующие процесс взаимодействия органов власти и гражданского общества при рассмотрении обращений граждан.
2. Обеспечить открытость и прозрачность при рассмотрении обращений граждан. Можно согласиться с мнением А. Е. Лапина и Н. И. Борисова, что личное общение граждан с представителями власти позволяет повысить авторитет руководителей и уровень доверия
к органам власти [4, с 113].
3. Выработать критерии оценки эффективности совместной деятельности по рассмотрению обращений и периодически проводить мониторинг. Можно использовать критерии оценки эффективности, которые предложили Л. Е. Ильичева и В.А. Хмелев. Среди предлагаемых критериев можно выделить соответствие результатов рассмотрения обращений ожиданиям граждан, уровень удовлетворенности граждан принятыми мерами, количество повторных обращений [5, с 66].
4. Для укрепления партнерских отношений между органами власти и различными институтами гражданского общества обмениваться информацией, опытом и знаниями. Р. А. Агишев справедливо полагает, что общественные организации, занимающиеся
решением конкретных видов задач, могут обладать более широким объемом знаний, чем государственные органы [6, с- 87].
5. Обеспечить необходимыми финансовыми и технологическими ресурсами представителей гражданского общества и органов власти, участвующих в рассмотрении обращений граждан. К. А. Новокшонов отмечает, что для личного приема граждан должно выделяться доступное для посещения различных категорий граждан помещение. Также помещение должно быть оборудовано системами аудиофиксации и видеофиксации
———39!. Можно согласиться с мнением Н. Е. Васюткина о том, что необходимо
предоставлять возможность проведения личного приема по видеоконференцсвязи [8, с'
6. Организовать обучение представителей органов власти и гражданского общества, которые участвуют в рассмотрении обращений, для получения ими знаний об актуальных проблемах и способах их решения. Е. В. Зайцева и Д. А. Попов выделили методическую работу Управления Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций. Управление учитывает опыт работы с обращениями граждан и составляет методические
рекомендации [9, с 51]. Такие методические рекомендации должны быть использованы при обучении представителей органов власти и гражданского общества.
7. Повышать культуру диалога между органами власти и гражданским обществом, подчеркивая вклад общественных институтов в обеспечение защиты прав и свобод граждан. Можно согласиться с мнением Н. С. Меньшиковой о том, что диалог должен строиться на принципах равенства субъектов, взаимного доверия, взаимной выгоды, добровольного участия [10, с- 85].
Заключение
Совместное рассмотрение обращений граждан органами государственной власти и институтами гражданского общества позволяет обеспечить более ответственное отношение к проблемам граждан. Такая работа укрепляет доверие общества к власти и позволяет выработать решения многих социально значимых проблем.
Библиография
1. Хомова О.В., Шуклина Е.А. Институт обращений граждан как инструмент реализации взаимодействия гражданского общества и власти // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2015. № 6 (39). С. 147-155.
2. Фастович Г.Г., Литвинова В.С. Роль института общественной палаты в формировании гражданского общества современной России // Право и государство: теория и практика. 2023. № 4 (220). С. 86-89.
3. Ханахмедова Л.В. Институт общественного контроля как элемент системы взаимодействия государства и гражданского общества: отдельные аспекты // Вестник УЮИ. 2023. № 3 (101). С. 17-24.
4. Лапин А.Е., Борисов Н.И. Обращения граждан как инструмент повышения эффективности взаимодействия населения и власти // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2013. № 1. С. 107-114.
5. Ильичева Л.Е., Хмелев В.А. Эффективная модель взаимодействия государства и гражданского общества в российских регионах: критерии и механизмы оценок // Среднерусский вестник общественных наук. 2024. № 2. С. 48-75.
6. Агишев Р.А. Формы и способы взаимодействия общественных объединений с органами государственной власти по защите прав граждан // Вестник РУК. 2018. № 4 (34). С. 86-
91.
7. Новокшонов К.А. Организация и проведение личного приема граждан в органах государственной власти // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 1. С. 36-41.
8. Васюткин Н. Е. Дополнительные гарантии реализации права граждан на обращение при организации личного приема граждан в субъектах Российской Федерации // Ученые записки Алтайского филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. 2021. № 18. С. 78-84.
9. Зайцева Е.В., Попов Д.А. Право граждан на обращения как форма взаимодействия государства и гражданского общества // Стратегии развития социальных общностей, институтов и территорий: материалы III Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 21-22 апреля 2017 г.: в 2-х т. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2017. Т. 1. С. 48-52.
10. Меньшикова Н.С. Партнерство государства и институтов гражданского общества как предмет анализа в современном зарубежном обществоведении // BENEFICIUM. 2019. № 4(33). С. 84-93.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Представленная на экспертизу статья на тему: «Практики взаимодействия институтов гражданского общества и власти по рассмотрению обращений граждан в Российской Федерации» представляет собой авторское исследование важной научно-практической проблемы эффективного взаимодействия государства и гражданского общества посредством института обращений граждан. Анализ статьи показал следующее.
Во-первых, следует положительно отметить соблюдение авторами «канонов» научной публикации, где представлены все ее составляющие компоненты. Определена цель и гипотеза исследования, научная новизна, объект, предмет исследования, а, также, теоретическая и практическая значимость полученных результатов.
Во-вторых, авторы опираются на мнения и позиции ряда исследователей данной проблемы в публикациях, представленных в использованном списке литературы. Все сноски являются корректными и позволяют верифицировать информацию, данные. Таким образом, можно положительно отметить оформительскую и методологическую часть проделанной авторами научной работы.
Содержательно материал выстроен таким образом, что позволяет представить предлагаемые авторами дополнительные эффекты механизма совершенствования института работы с обращениями граждан властно-управленческими структурами. В частности, речь идет о своевременном выявлении конфликтных ситуаций, своевременном участии в решении проблем граждан, минимизации проблемы, так называемых, отписок со стороны органов власти в ответ на обращения граждан и не рассмотрения обращений граждан по существу и т.д.
В статье авторами рассмотрены отдельные практики участия институтов гражданского общества во взаимодействии с органами власти по обращениям граждан, в частности, это - участие активистов Народного фронта в работе с обращениями граждан при проведении прямой линии с президентом страны 14 декабря 2023 года. Еще ряд примеров - обработка обращений граждан, поступивших на имя главы государства в период проведения президентской избирательной кампании весной 2024 года, работа
членов общественных советов при федеральных органах исполнительной власти по разработке предложений и проектов нормативных актов в целях совершенствования инструментов гражданского контроля. В частности, приведен пример сотрудничества между руководителем Министерством просвещения С. Кравцовым и руководителем Народного фронта М. Кузнецовым по вопросам организации бесплатного питания для младших школьников и др.
Авторами статьи разработаны и представлены соответствующие рекомендации по совершенствованию механизма взаимодействия органов власти и управления с институтами гражданского общества по работе с обращениями граждан. В целом, статья производит положительное впечатление и, по нашему мнению, она обладает научно-практической ценностью и способна вызвать профессиональный инте ре с у чита те ля .
Таким образом, исходя из вышеизложенного, считаем, что статья на тему: «Практики взаимодействия институтов гражданского общества и власти по рассмотрению обращений граждан в Российской Федерации» соответствует необходимым требованиям и заслуживает опубликования в искомом научном журнале.
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Предметом рецензируемого исследования выступают практики взаимодействия органов государственной власти России и институтов гражданского общества в процессе рассмотрения обращений граждан. Учитывая незавершённый характер построения в РФ гражданского общества, актуальность выбранной автором темы для исследования трудно переоценить. Институционализация практик взаимодействия гражданского общества с органами государственной власти при рассмотрении обращений граждан действительно может способствовать и более эффективной работе властных институций, и развитию гражданского общества в России. В числе использованных методов автор справедливо называет институциональный анализ, а также несколько совершенно невнятных - «анализ документов» (какими методологическими средствами? контент-анализ? дискурс-анализ? и т. д.), «логический метод» (это не метод вообще, а способ правильного мышления), «метод обобщений» (наряду с другими банальными общепринятыми в науке методами «анализ и синтез», «сравнение и аналогия» практически никогда не упоминается в научных работах) и «мониторинг» (чего и какими средствами?) Однако из контекста можно понять, что кроме упомянутого выше нормативно-институционального в процессе исследования использовались дискурс-анализ заявлений политиков, а также некоторые элементы контент-анализа документов, касающихся обращений граждан в органы власти. Вполне корректное применение указанных методов позволило автору получить результаты, обладающие признаками научной новизны. Сам автор в качестве научной новизны своего исследования называет «обобщение практик совместного рассмотрения обращений граждан институтами гражданского общества и органами государственной власти и обоснование рациональных механизмов повышения эффективности этой деятельности». Однако ни «обобщение», ни «обоснование» не относятся к научным результатам, которые могли бы обладать признаками научной новизны. Прежде всего потому, что обобщение и обоснование - это процессы, а не результаты. А вот что действительно интересного в научном плане было получено автором, так это выводы о более эффективных решениях
по обращениям граждан в органы государственной власти, если эти обращения рассматриваются совместно с институтами гражданского общества, а также об укреплении доверия общества к власти в случае институционализации такого взаимодействия гражданского общества и государства. Несмотря на то, что оба тезиса достаточно хорошо изучены в социальных науках, выбранный автором кейс для иллюстрации этих тезисов придаёт им некоторую степень научной новизны. В структурном плане рецензируемая статья также не вызывает существенных нареканий: её логика последовательна и отражает основные аспекты проведённого исследования. Особенно следует отметить тот факт, что за основу автор выбрал структуру IMRAD, принятую в мировой науке, несмотря на допущенные ошибки в рубрикации: раздел «материалы и методы» в рецензируемом тексте назван «объект и методы исследования», а «результаты и обсуждение» - «результаты и вывод». И если первую погрешность ещё можно признать незначительной, то вторая несколько нарушает структурную логику, частично пересекаясь с «заключением). В тексте выделены следующие разделы:
- «Введение», где ставится научная проблема, обосновывается её актуальность, формулируется цель и гипотеза исследования, его научная новизна, практическая и теоретическая значимость; - «Объект и методы исследования», где проводится теоретико-методологическая рефлексия; - «Результаты и выводы», где собственно проводится сам анализ практик взаимодействия институтов гражданского общества с органами государственной власти при рассмотрении обращений граждан, а также формулируются предложения по повышению эффективности такого взаимодействия;
- «Заключение», где буквально в двух предложениях суммируются результаты проведённого исследования. Конечно, заключительную часть статьи хотелось бы видеть более развёрнутой. Стиль рецензируемой работы научно-аналитический. В тексте встречается незначительное количество стилистических и грамматических погрешностей, но в целом он написан достаточно грамотно, на хорошем русском языке, с корректным использованием научной терминологии. Библиография насчитывает 10 наименований и в должной мере отражает состояние исследований по проблематике статьи. Хотя и могла бы быть существенно усилена за счёт использования источников на иностранных языках. Апелляция к оппонентам имеет место при обсуждении проблем эффективности взаимодействия органов государственной власти с институтами гражданского общества (отписки, роль Народного фронта и т. д.)
ОБЩИЙ ВЫВОД: предложенную к рецензированию статью, несмотря на некоторые недостатки её методологического дизайна, можно квалифицировать в качестве научной работы, отвечающей основным требованиям, предъявляемым к работам подобного рода. Полученные автором результаты будут интересны для политологов, политических социологов, специалистов в области государственного управления, а также для студентов перечисленных специальностей. Представленный материал соответствует тематике журнала «Политика и Общество». По результатам рецензирования статья рекомендуется к публикации.