Научная статья на тему 'ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА КАК ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)'

ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА КАК ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
139
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА / PUBLIC CHAMBER / ЗАЩИТА ПРАВ ГРАЖДАН / PROTECTION OF CITIZENS'' RIGHTS / ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / PUBLIC CONTROL / ОБЩЕСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА / PUBLIC EXAMINATION / ДИАЛОГ / DIALOGUE / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВА И ВЛАСТИ / INTERACTION OF SOCIETY AND AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ламонов Е. В.

Актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью институтов гражданского общества в защите прав и свобод граждан, в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. Цель статьи - проанализировать деятельность Общественной палаты Тамбовской области по согласованию интересов граждан и органов государственной власти области, органов местного самоуправления для решения наиболее общественно значимых вопросов, поддержки гражданских инициатив, осуществления общественного контроля. Делается вывод о том, что Общественная палата является своеобразной площадкой для взаимодействия органов власти и гражданского общества в решении различных проблем региона. Высказывается ряд предложений по совершенствованию работы данного института гражданского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ламонов Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PUBLIC CHAMBER AS AN INSTITUTION OF PEOPLE''S REPRESENTATION OF CIVIL SOCIETY (ON THE EXAMPLE OF THE PUBLIC CHAMBER OF THE TAMBOV REGION)

The relevance of the article is due to the growing role of civil society institutions in protecting the rights and freedoms of citizens, in exercising public control over the activities of public authorities. The purpose of the article is to analyze the activities of the Public Chamber of the Tambov Region in coordinating the interests of citizens and state authorities of the region, local self-government bodies for solving the most socially significant issues, supporting civil initiatives, and implementing public control. The author concludes that the Public Chamber is a kind of a platform for interaction of authorities and civil society in solving various problems of the region. A number of proposals are being proposed to improve the work of this institution of civil society.

Текст научной работы на тему «ОБЩЕСТВЕННАЯ ПАЛАТА КАК ИНСТИТУТ НАРОДНОГО ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА (НА ПРИМЕРЕ ОБЩЕСТВЕННОЙ ПАЛАТЫ ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ)»

-Û X

m

к <

m О m

o£ с

5

с

к <

m О m

о£ с

oo

о

СЧ

со

6. Курченко, В.Н. Противодействие незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ: уголовно-правовой и уголовно-процессуальные аспекты / В.Н. Курченко. — СПб.: Юридический центр Пресс, 2003.

7. Кузнецов, В.И. К вопросу об организации и содержании наркопритонов // Сибирский юридический вестник. — 2008. — № 1.

8. Горничар, Г.М. Организация либо содержание притонов для потребления наркотических средств или психотропных веществ (ст. 232 УК РФ) как одна из наиболее опасных форм распространения наркотиков // Бизнес в законе. — 2011. — № 5.

9. Приговор Кировского районного суда г. Санкт-Петербурга, материалы уголовного дела № 1- 688.

10. Приговор Головинского районного суда г. Москвы от 7 мая 2014 г.

11. О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с наркотическими средствами, психотропными, сильнодействующими и ядовитыми веществами: постановление Пленума ВС РФ от 15 июня 2006 г. № 14 (с изм. от 30 июня 2015 г. № 30) // Российская газета. — 2006. — № 4103.

12. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 12 ноября 2015 г. по делу № 41-УД 15-28.

13. Кассационное определение Верховного Суда РФ от 28 октября 2015 г. по делу № 18-УД15-75.

14. Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. — URL: http://www.cdep.ru/ (дата обращения: 02.05.2018).

15. Официальный сайт Управления МВД России по Тамбовской области. — URL: https://68.xn--b1aew.xn--p1ai/news/item/11325093 (дата обращения: 02.05.2018).

10S

Е.В. Ламонов,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры правового воспитания Института экономики и управления Мичуринского государственного аграрного университета, научный сотрудник Научно-исследовательского института государственно-правовых исследований Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина, заместитель председателя Тамбовского областного суда

E.V. Lamonov,

Candidate of Law, Associate Professor, Professor of the Department of Legal Education of the Institute of Economics and Management of the Michurinsky State Agrarian University, Research Scientist of the Scientific Research Institute of State and Legal Studies Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Deputy Chairman of the Tambov Regional Court [email protected]

Общественная палата как институт народного представительства гражданского общества (на примере Общественной палаты Тамбовской области)

Аннотация: актуальность статьи обусловлена возрастающей ролью институтов гражданского общества в защите прав и свобод граждан, в осуществлении общественного контроля за деятельностью органов государственной власти. Цель статьи — проанализировать деятельность Общественной палаты Тамбовской области по согласованию интересов граждан и органов государственной власти области, органов местного самоуправления для решения наиболее общественно значимых вопросов, поддержки гражданских инициатив, осуществления общественного

контроля. Делается вывод о том, что Общественная палата является своеобразной площадкой для взаимодействия органов власти и гражданского общества в решении различных проблем региона. Высказывается ряд предложений по совершенствованию работы данного института гражданского общества.

Ключевые слова: Общественная палата, защита прав граждан, общественный

контроль, общественная экспертиза, диалог, взаимодействие общества и власти. щ

Public chamber as an institution of people's е

representation of civil society (on the example of 4

the Public chamber of the Tambov region) п

ч

Abstract: the relevance of the article is due to the growing role of civil society institutions in protecting ч

the rights and freedoms of citizens, in exercising public control over the activities of public authorities. ^

The purpose of the article is to analyze the activities of the Public Chamber of the Tambov Region in g

coordinating the interests of citizens and state authorities of the region, local self-government bodies for s

solving the most socially significant issues, supporting civil initiatives, and implementing public control. The q

author concludes that the Public Chamber is a kind of a platform for interaction of authorities and civil н У

society in solving various problems of the region. A number of proposals are being proposed to improve the н H

work of this institution of civil society. р g

Keywords: Public Chamber, protection of citizens' rights, public control, public examination, dialogue, | "§

interaction of society and authorities. р н

го г

Социально-политическая стабильность в обществе во многом

О с

обусловлена степенью участия граждан в обсуждении и выработке реше- ш а ний по различным общественно значимым вопросам, в осуществлении ими § О контроля за деятельностью государственных органов и должностных лиц. Ь По мнению президента РФ В.В. Путина, «современной России необходима § В широкая общественная дискуссия, причем с практическими результатами, Ы Г когда общественные инициативы становятся частью государственной _"§ политики и общество контролирует их исполнение» [1]. 2§

Исходя из конституционного принципа организации публичной власти, § К закрепленного в ст. 3 Конституции РФ, основной формой народного § § представительства является делегирование принадлежащих народу § о властных полномочий органам государственной власти и органам местного а самоуправления, т.е. участие граждан в федеральных органах власти в федеральном, региональных законодательных органах, представительных органах местного самоуправления, в которых они выражают интересы своих избирателей.

Однако «современная демократия как власть народа не может сводиться только лишь к "походу к урнам" и им заканчиваться. Демократия ... заключается Г" как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, | демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, § эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций § и "обратной связи"» [2]. «Важнейшую роль в мотивации граждан в таком диалоге должны играть независимые общественные организации» [3, с. 2].

Важное значение в «оказании помощи органам публичной власти общественным обсуждением проектов решений постоянно действующих

109

органов публичной власти, выдвижении (внесении) своих инициатив, выполнении функций общественного контроля в отношении органов публичной власти и членов этих органов» [4, с. 21] имеет, помимо законодательного регионального органа и представительных органов местного самоуправления, деятельность различных общественных формирований, общественных институтов народного представительства: советов при региональном парламенте, молодежных парламентов, НКО, иных общественных формирований, ибо через данную систему институтов гражданского общества происходит реализация «доминирующих общественных интересов, а также участие наряду с государством в процессе выработки системы ценностей» [5, с. 7].

Среди указанных выше общественных институтов народного представительства значимое место в упрочении связи между представителями органов государственной власти и гражданами, в диалоге государства с гражданским обществом, в осуществлении общественного контроля за принимаемыми государственными решениями, деятельностью органов государственной власти занимает Общественная палата.

Общественная палата Российской Федерации была сформирована в ^ соответствии с Федеральным законом РФ от 4 апреля 2005 г. № 32 «Об ^ Общественной палате Российской Федерации» [6].

^ Среди ключевых направлений ее деятельности можно выделить: защиту прав и свобод граждан, осуществление общественного контроля за ш деятельностью органов государственной власти, проведение общественной оъ экспертизы законов и нормативных актов исполнительной власти, выработку ^ рекомендаций органам государственной власти при определении приоритетов < в области государственной поддержки общественных объединений, ¡Е деятельность которых направлена на развитие гражданского общества. ^ 23 декабря 2016 г. Тамбовской областной Думой был принят закон ^ № 57-З «Об Общественной палате Тамбовской области». Цели, задачи и к полномочия регионального общественного института в целом совпадают с т целями Общественной палаты РФ.

^ Приведем примеры деятельности Общественной палаты Тамбовской с области.

В январе 2018 г. советом Общественной палаты было принято реше-110 ние о проведении общественных слушаний на тему «О рассмотрении

- инициативы регионального отделения Общероссийского общественного

движения «Народный Фронт «За Россию» в Тамбовской области о создании ? лесопаркового зеленого пояса вокруг г. Тамбова».

° В связи с внесением 5 декабря 2017 г. изменений в Федеральный закон от 10 л января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации», согласно которым наблюдателей вправе назначать субъекты общественного контроля, был также утвержден количественный состав наблюдателей от Общественной палаты Тамбовской области на выборах Президента РФ 18 марта 2018 г.

В феврале 2018 г. советом Палаты была поддержана инициатива председателя Тамбовской областной общественной организации пенсионеров-ветеранов и инвалидов войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранитель-

ных органов по увековечиванию памяти не вернувшихся с полей сражений воинов-уроженцев и жителей г. Тамбова в годы Великой Отечественной войны и сооружению мемориала.

20 февраля 2018 г. был заслушан отчет о реализации в 2017 г. государственной программы области «Развитие институтов гражданского общества о на 2014—2020 годы», с которым выступил заместитель начальника управле- С ния, начальник отдела по реализации социально значимых проектов и про- Ш грамм управления по связям с общественностью администрации области, а который ознакомил членов совета Общественной палаты Тамбовской области а с основными задачами и приоритетными направлениями работы в ходе § реализации данной государственной программы. Оа После большого общественного резонанса из-за попытки сноса старинного а здания в г. Тамбове советом Палаты в январе 2018 г. было принято решение о и проведении общественной экспертизы в отношении решения Тамбовской город- О ской Думы о списании этого дома, утвержден список общественных экспертов. н у Согласно заключению общественной экспертизы от 2 февраля 2018 г. П Н № 01-31/52, часть данного здания построена не позднее 1803 г., с ним связана М § деятельность многих известных исторических лиц Тамбовской области, оно р Н является исторически ценным градоформирующим объектом г. Тамбова, не- а § сет признаки культурного наследия. Сохранение здания будет способствовать щ р сохранению исторической планировки города и использованию в качестве О С здания для музея правителя тамбовского наместничества Г.Р. Державина. н В На заседании комиссии по предпринимательству, экономическому § Ш развитию и вопросам сельского хозяйства Общественной палаты 13 сентября С 2017 г. рассмотрена Стратегия развития области. Было обращено внимание а а на закрепление конкретных сроков и ответственных лиц по выбору решения а р и его реализации, высказан ряд предложений, касающихся снижения крите- а д риев конкурсного отбора инвестиционного проекта, необходимости усиления § » идеологии регионального патриотизма и развития брендов Тамбовщины. К? § Как нами ранее отмечалось, одним из направлений работы Общественной й

палаты является общественный контроль, позволяющий гражданам, самостоятельно защищать свои законные права и интересы, оперативно с С реагировать на возникающие болевые проблемы общества и сообщать о них ) а властным структурам, обсуждая совместно с ними пути их решения.

30 марта 2017 г. было проведено заседание комиссии Общественной --палаты Тамбовской области по осуществлению общественного контроля -

за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления, на котором был рассмотрен особо значимый вопрос ^ организации взаимодействия власти и общества — обращения граждан и ^ работа с ними в органах публичного управления. Обсуждение проходило на I основе изучения материалов администрации г. Тамбова. |

Рабочая группа палаты обратила внимание: принципиально важным 10 является то, что Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ориентирован не только на своевременное предоставление ответа на обращение, но и на решение проблемы обратившегося гражданина.

По мнению членов комиссии, недостаточно активно проводится информирование населения о работе с обращениями, в связи с чем администрации города не всегда удается «работать на опережение». Не всегда досконально изучаются причины обращений, в некоторых случаях — присутствует шаблонность ответов, что приводит к повторным обращениям граждан. Данные тенденции могут провоцировать негативные проявления в медиапространстве города.

Комиссия по осуществлению общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления Общественной палаты 21 июня 2017 г. рассмотрела вопрос, связанный с экологической ситуацией в городе Рассказово и Рассказовском районе. Актуальность данной повестки дня обусловлена в том числе обращениями граждан, систематически поступающими в органы государственной власти различного уровня и органы местного самоуправления. В заседании приняли участие и выступили с докладами глава района и заместитель главы администрации города, а также официальные представители органов прокурорского надзора, Роспотребнадзора, Росприроднадзора, Управления по охране окружающей среды и природопользованию Тамбовской области I и АО «Тамбовская сетевая компания».

^ Специально созданная рабочая группа палаты вскрыла ряд проблем, связанных с побочными результатами деятельности крупных предприятий, < расположенных в границах данных муниципалитетов. По мнению членов § Общественной палаты, контрольно-надзорным органам и органам местного оЕ самоуправления для улучшения экологической ситуации в г. Рассказово и Рассказовском районе необходимо ужесточить требования к руководителям ряда предприятий в вопросах обеспечения экологической безопасности. В то же время, учитывая большую значимость данных производств для социально-экономического климата муниципалитетов, все вопросы необходимо решать О взвешенно, за круглым столом переговоров.

о; Общественной палатой проводились также и различные семинары. т Так, 28 марта 2017 г. комиссией по общественным проектам т Общественной палаты Тамбовской области был организован и проведен семинар «Целевой капитал — новый источник средств для НКО, фондов, вузов, музеев», адресованный руководителям НКО, преподавателям вузов, руководителям музеев, театров, а также предпринимателям, имеющим собственные благотворительные фонды или входящим в объединения предпринимателей.

25 августа 2017 г. в Общественной палате состоялся информационно° правовой семинар «Практика и опыт некоммерческих организаций в сфере ^ социальной поддержки семьи, материнства и детства», который проводила Автономная некоммерческая организация «Юридический Центр "Гарант" в рамках реализации социально значимого проекта «Социально-правовая поддержка молодых родителей и беременных женщин в Тамбовской области», на котором с докладами выступили заместитель председателя Тамбовской областной Думы, председатель комиссии по поддержке общественной

с

5

112

оо

самодеятельности и институтов гражданского общества Общественной палаты, директор АНО «Центр социокультурной аналитики», юрисконсульт АНО «Юридический Центр "Гарант"».

Проведенный краткий анализ деятельности Общественной палаты

Тамбовской области свидетельствует о том, что данный институт б

гражданского общества в своей деятельности затрагивает общественно- С

политические, социально-экономические, культурные, экологические е

и другие проблемы, вопросы патриотического, правового воспитания, а

возникающие в жизни общества, волнующие население региона, обеспечивает а

взаимодействие общества, его представителей с органами государственной л

власти и местного самоуправления, организует и проводит общественный а

контроль их деятельности. а

Обсуждение актуальных для общества вопросов, которое в большинстве U

случаев происходит с участием представителей законодательной и |

исполнительной власти, других государственных структур, с одной -^ч

стороны, влияет на принятие ими необходимых для населения решений, П Н

на увеличение эффективности их работы, с другой стороны — способствует М 3

повышению доверия к законодательной и представительной ветвям власти р Н

и открытости. ™ з

Таким образом, можно говорить о том, что Общественная палата является щ р

своеобразной площадкой для взаимодействия органов власти и гражданского Т С

общества, «каналом влияния граждан на власть» [7, с. 29]. $g

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Не случайно губернатор Тамбовской области А.В. Никитин, касаясь в 3 е

своем отчетном докладе развития гражданского общества, указал о «ключевом С

а т

--о

т ж

В) ¿5

приоритете — расширении пространства общественного диалога». По а а его словам, «институты гражданского общества Тамбовщины все больше заявляют о себе в качестве реального фактора регионального, социального и общественно-политического процесса. Представители всех конструктивных § Н общественных сил в регионе имеют возможность оказывать влияние на К§ формирование региональной повестки дня, принятие общественно значимых й а решений на разных уровнях» [8].

В заключение полагаем необходимым выдвинуть ряд предложений, с С направленных на совершенствование работы рассматриваемого нами ) а института народного представительства гражданского общества.

Заслуживает поддержки предложение о необходимости расширения -щд

перечня субъектов права законодательной инициативы (ч. 1 ст. 104 -

Конституции РФ), включения в данный перечень общественных объединений, для этого необходимо внести дополнения как в Федеральный закон от 19 2 мая 1995 г. № 82-ФЗ, так и в Уставы (конституции) субъектов РФ [9, с. 33]. ^ Таким образом, более широкие круги населения смогут принять участие I в законотворческом процессе, оперативно реагировать на законодательное | урегулирование возникающих проблемных вопросов.

Следует также изучить вопрос об обязательном рассмотрении региональными законодательными органами, органами местного самоуправления заключения экспертизы Общественной палаты законопроектов, предусмотреть в регламентах

законодательных органов субъектов РФ, а не только на федеральном уровне [10, с. 23] нормы, которые предоставляли бы право членам Общественной палаты, уполномоченным ею лицам, участвовать в обсуждении законопроектов, по которым Общественной палатой проводилась экспертиза.

Полагаем, что непосредственное участие членов Общественной палаты или их представителей в ходе рассмотрения законодательным органом законопроектов, возможность принять участие в дискуссии по рассматриваемому нормативному акту, задать вопросы, ответить по тем или иным выводам общественной экспертизы в конечном счете повлияет на принятие более совершенного законодательного акта, учитывающего более широкий спектр регламентированных им общественных отношений.

Список литературы:

1. Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию 12 декабря 2013 г. — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/19825 (дата обращения: 17.04.2018).

2. Путин, В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. — 2012. — 6 февраля.

3. Наш человек в Общественной палате. Интервью с представителем Тамбовской I области в Общественной палате Российской Федерации д.ю.н., профессором § В.В. Романовым // Вестник. Информационный бюллетень Общественной палаты ^ Тамбовской области. — № 41 — 42 (октябрь 2016 — март 2017). — С. 2.

4. Авакьян, С.А. Публичная власть и представительство: организационные, g социальные и персоналистские начала (конституционно-правовой взгляд) // ш Конституционное и муниципальное право. — 2014. — № 11. — С. 21.

5. Из доклада председателя Общественной палаты Тамбовской области профес-s сора В.Ф. Пенькова // Вестник. Информационный бюллетень Общественной палаты

< Тамбовской области. — № 41 — 42 (октябрь 2016 — март 2017). — С. 7.

s 6. Об Общественной палате Российской Федерации: федеральный закон

ё от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ (в ред. от 5 декабря 2017 г.) // СПС «Гарант». § 7. Гнусарева, Ю.А. Общественная палата России в системе гражданского обще-

с ства // Власть. — 2009. — № 10. — С. 29.

< 8. Отчет главы администрации Тамбовской области А.В. Никитина о результатах О деятельности администрации области за 2017 год // Тамбовская жизнь. — 2018.

m 1 -г

< — 17 апреля.

с 9. Ключников, А.Ю. Реализация права законодательной инициативы

общественными объединениями в Российской Федерации // Вестник ВГУ. Серия: 114 Право. — 2015. — № 1. — С. 33.

__10. Агибалов, Ю.В. О формировании механизмов, обеспечивающих участие

Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов оо Российской Федерации в экспертизе законопроектов и государственных решений, о в том числе в рамках «нулевого» чтения // Вестник ВГУ. — Серия: Право. — 2015. ^ — № 4. — С. 23.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.