Научная статья на тему 'ПРАКТИКИ НУЖНЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТЕОРЕТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В ВУНЦ ВМФ "ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Г. КУЗНЕЦОВА"'

ПРАКТИКИ НУЖНЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТЕОРЕТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В ВУНЦ ВМФ "ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Г. КУЗНЕЦОВА" Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
122
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННАЯ ИСТОРИЯ / ВОЕННОЕ ИСКУССТВО / ЧАСЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ / АКАДЕМИЯ / MILITARY HISTORY / MILITARY ART / HOURS OF TRAINING / АCADEMY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Петросян Владимир Николаевич

В статье проанализирован опыт преподавания дисциплины «История военного искусства» в магистратуре ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Н. Г. Кузнецова». Показана зависимость программы учебной дисциплины от направлений подготовки слушателей и планируемого дальнейшего назначения в ВМФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Петросян Владимир Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICES NEED MORE THAN THEORISTS PROBLEMS OF TEACHING IN VUNTS NAVY "NAVAL ACADEMY NAMED AFTER ADMIRAL OF THE FLEET OF THE SOVIET UNION N.G. KUZNETSOVA"

The article analyzes the experience of teaching the discipline «History of military art» in the magistracy the Military Training and Research Center of the Navy «N. G. Kuznetsov Naval Academy». The dependence of the program of discipline on the directions of training of students and the planned further appointment to the Navy is shown.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКИ НУЖНЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТЕОРЕТИКИ ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В ВУНЦ ВМФ "ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Г. КУЗНЕЦОВА"»

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

В.Н. ПЕТРОСЯН

ПРАКТИКИ НУЖНЫ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ТЕОРЕТИКИ

PRACTICES NEED MORE THAN THEORISTS

ПРОБЛЕМЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В ВУНЦ ВМФ «ВОЕННО-МОРСКАЯ АКАДЕМИЯ ИМЕНИ АДМИРАЛА ФЛОТА СОВЕТСКОГО СОЮЗА Н.Г. КУЗНЕЦОВА»

PROBLEMS OF TEACHING IN VUNTS NAVY «NAVAL ACADEMY NAMED AFTER ADMIRAL OF THE FLEET OF THE SOVIET UNION N.G. KUZNETSOVA»

Сведения об авторе. Петросян Владимир Николаевич - профессор кафедры истории войн и военного искусства Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», капитан 1-го ранга в отставке, кандидат военных наук, доцент (г. Санкт-Петербург. E-mail: petrosyan48@mail.ru).

Аннотация. В статье проанализирован опыт преподавания дисциплины «История военного искусства» в магистратуре ВУНЦ ВМФ --- «Военно-морская академия имени Н.Г.Кузнецова». Показана зависимость программы учебной дисциплины от направлений подготовки слушателей и планируемого дальнейшего назначения в ВМФ.

Ключевые слова: военная история, военное искусство, часы учебных занятий, академия.

Information about the author. Vladimir Pet rosy an - Professor of the Department «History of wars and military art» of the Military Training and Research Center of the Navy «Admiral of the Fleet of the Soviet Union N.G. Kuznetsova Naval Academy», Kapitan 1st rank retired, Candidate of military Sciences, Associate Professor (Sankt-Peterburg. E-mail: petrosyan48@mail.ru).

Summary. The article analyzes the experience of teaching the discipline «History of military art» in the magistracy the Military Training and Research Center of the Navy «N.G. Kuznetsov Naval Academy». The dependence of the program of discipline on the directions of training of students and the planned further appointment to the Navy is shown.

Keywords: military history, military art, hours of training, academy.

В журнале «Вестник военного образования» № 1 за 2018 г. опубликована серьезная статья преподавателей ВУНЦ ВВС о проблемах преподавания учебных дисциплин «Военная история» и «История военного искусства». Авторы поднимают проблемы, которые знакомы всем преподавателям указанных дисциплин в военных учебных заведениях МОРФ.

Можно согласиться, что различие в выделении учебного времени, разброс по семестрам

обучения и другие вопросы требуют обсуждения и принятия новых подходов для приведения к «общему знаменателю» порядка изучения указанных учебных дисциплин.

Соглашаясь во многом с позицией авторов статьи, следует обратить внимание на приведенные в таблице данные по кафедрам, преподающим военно-исторические дисциплины, - уже здесь никакого общего знаменателя. Кроме того, важно отметить некоторые разногласия во взглядах

с позицией преподавательского состава ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия».

Преподавание исторических дисциплин в ВУНЦ ВВС «Военно-воздушная академия» по всем уровням образования проводится единой кафедрой истории войн и военного искусства в условиях компактного расположения обучаемых магистратуры и специа-литета.

В ВУНЦ ВМФ в магистратуре осуществляется преподавание дисциплины «История военного

искусства», а для специалитета дисциплины «Военно-морская история». Преподавание рассматриваемых дисциплин осуществляет единая кафедра истории войн и военного искусства, действующая только для ВМУЗов Санкт-Петербурга. Преподавание в военно-морском институте в г. Калининграде и высших военно-морских училищах в Севастополе и во Владивостоке осуществляют преподаватели истории в составе кафедр тактики. Таким образом, в трех из пяти военно-морских учебных заведениях, обучающих курсантов, программы составляются самостоятельно и могут быть разными.

В магистратуре на дисциплину «История военного искусства» (входит в перечень базовых дисциплин) выделяется разное количество часов (см. таблицу 1).

В дальнейшем мы будем подробнее говорить о дисциплине «История военного искусства (до 2009 г. в течение длительного времени «История военно-морского искусства», так же называлась и кафедра).

Спорным, на наш взгляд, является расхождение в понимании

необходимости создания единых учебников по истории военного искусства. Дело в том, что уже давно в ВМФ сложилась практика, в соответствии с которой преподавание истории военного (военно-морского) искусства нацелено на то, чтобы обеспечить и способствовать более глубокому изучению слушателями основных оперативно-тактических дисциплин, что важно для их дальнейшей службы.

Здесь и кроется проблема, так как в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» осуществляется подготовка слушателей, которая позволяет выпускнику замещать должности (такие назначения реально проводятся) на уровне заместителей командиров дивизий, командиров и заместителей командиров бригад, а также в Генеральном штабе и штабах флотов и округов. Такой уровень предназначения обеспечивается соответствующими программами по основным оперативно-тактическим дисциплинам. Состав принимаемых в магистратуру слушателей по предыдущей службе также этому соответствует. Этому уровню должна соответствовать и преподаваемая история

Распределение времени на во<

военного искусства. Например, по некоторым темам мы рассматриваем стратегические операции Второй мировой и Великой Отечественной войн, локальных войн и вооруженных конфликтов послевоенного периода.

Знакомство с другими академиями показывает - такой подход реализуется не везде, что отличает и наши программы. Следует отметить, что военно-морское искусство коренным образом отличается от военного искусства других видов вооруженных сил. Это выражается в формах и способах применения сил, содержании действий сил ВМФ на океанских и морских ТВД, в основных категориях военно-морского искусства и оперативно-тактической терминологии.

Проблематично в этих условиях создание единого учебника, способного обеспечить изучение истории военного искусства на требуемом уровне в учебных заведениях различных видов Вооруженных Сил и родов войск. Другое дело, что существует потребность в разработке материалов общего для всех характера, которые могут быть включены в учебную литературу магистра-

Таблица 1

но-исторические дисциплины

Направления подготовки Всего часов Учебных часов Зачетных единиц Время проведения

«История военного искусства»

Управление воинскими частями и соединениями 108 72 3 1 семестр (в одном потоке)

Управление производством вооружения и военной техники

Управление боевым обеспечением 72 48 2 2 семестр (в одном потоке)

Управление техническим обеспечением 108 72 3 2 семестр (в одном потоке)

Научная работа и практики (для магистратуры)

Для всех направлений подготовки выполнение курсовой работы 36 24 1 Одновременно с изучением дисциплины

«Военно-морская история»

Для всех специальностей 108 72 3 4-5 семестры (не всегда соблюдается)

Примечание.

Курсовая работа в новом учебном году исключается из программ из-за введения новой дисциплины по взаимодействию со СМИ.

тур всех академий (периодизация, оперативно-стратегические обзоры и т.п.). Можно привести сравнение: например, в учебнике «История военного искусства», изданном в 2006 г., на проблемы ВВС отведено не более 10 страниц текста. На морские десанты - 6 страниц, а в учебниках по истории военно-морского искусства -около 100. Что же даст такой единый учебник?

С другой стороны историю военно-морского искусства мы рассматриваем по решавшимся задачам в крупных темах программы дисциплины, например, по Второй мировой и Великой Отечественной войнам тема № 4 «Военно-морское искусство в борьбе на океанских и морских коммуникациях»; тема № 5 «Военно-морское искусство в совместных действиях» и все, что относится к предвоенному состоянию и взглядам на применение, показываем в соответствующих лекциях в рамках данной темы. Тут же рассматривается развитие форм и способов применения сил флотов. И в этом у нас тоже серьезные различия.

Важно понять также причины наименования кафедр военных учебных заведений, как кафедр «Истории войн и военного искусства». Все знают, что военная история включает пять основных структурных составляющих: история войн, история военной мысли, история военно-

го искусства, история строительства вооруженных сил, история вооружения и военной техники (аналогичная структура и для военно-морской истории). Почему же в названии только две составляющие? Тогда надо было дать название кафедрам - кафедра «Военной истории», а учебные дисциплины формировать по предназначению: «История военного искусства СВ», «История военного искусства ВВС», «История военно-морского искусства» и т.д., в каждой из которых в общие главы включить опыт применения по другим видам Вооруженных Сил и родам войск.

Значительное влияние на изучение истории войн и истории военного искусства могло бы оказать обязательное включение в программы учебных дисциплин кафедр по специальности истори-

ческой составляющей (не менее 2-4 часов), когда преподаватели дадут квалифицированный анализ развития своего оружия и техники хотя бы за послевоенный период.

В современных условиях программа учебной дисциплины «История военного искусства» строится с учетом требований к минимуму содержания и уровням обученности слушателей военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации от 10 июля 2015 г.

Указанные требования составлены без учета опыта преподавания истории военного (военно-морского) искусства и не могут быть в полной степени реализованы в учебном процессе по следующим основаниям:

1. Указанные требования не согласовываются с компетен-

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ

Таблица 2

№ Требования Анализ

Общие требования

1 При формировании программы учебной дисциплины приоритетное внимание в процессе изучения эволюции военного искусства следует уделить проблемам развития оперативного искусства конкретного вида Вооруженных Сил (рода войск) с учетом военной специальности подготовки выпускников. Оперативное искусство, как составная часть военного искусства, в нашей стране зародилось после Первой мировой войны. В вооруженных силах основных иностранных государств такой составной части военного искусства нет. Получается, что отдельные составные части военного искусства (стратегия и тактика) имеют более глубокую историю, а внимание будет сосредоточено в основном на оперативном искусстве, хотя очевидна их взаимозависимость.

2 Подготовка выпускников с высшей оперативно-тактической подготовкой по программе дисциплины «История военного искусства» должна включать в себя изучение истории войн, истории военного искусства, а также истории строительства, истории вооружения и военной техники соответствующего вида Вооруженных Сил Российской Федерации (рода войск). История войн, история военной мысли, история военного искусства, история строительства вооруженных сил, история вооружения и военной техники являются равными составными частями военной истории. Исходя из этого, включать их в себя история военного искусства не может.

Требования к уровням обученности:

Знать

3 Содержание и объект исследования истории военного искусства. Традиционно мы считаем, что объектом исследования истории военно-морского искусства является вооруженная борьба на море*. Если понимать под военным искусством теорию и практику подготовки и ведения военных действий, то следует помнить, что на каждом историческом этапе развития человечества существовало современное на тот момент военное искусство. Содержание военного искусства со временем менялось как по мере смены эпох, так и в рамках одной эпохи от войны к войне. Это современное для соответствующего исторического этапа военное (военно-морское) искусство стало историей военного (военно-морского) искусства при изучении его в дальнейшие периоды, и содержание его также менялось. Например, до 1981 г. не было такой формы применения, как «операция флота», «операция флотилии разнородных сил» и др.

4 Периодизацию развития военного искусства, закономерности и тенденции развития оперативного искусства и тактики. Налицо противоречие: 1. Периодизация развития относится ко всей истории, а закономерности и тенденции развития оперативного искусства будут ограничены по времени после Первой мировой войны. Нельзя же, говоря о подчиненности тактики оперативному искусству, рассматривать ее за столетия, а оперативное искусство только за XX век.

5 Принципы военного искусства и основные направления его развития. 1. В различные эпохи принципы не были одинаковыми, они менялись по мере развития средств вооруженной борьбы и военного искусства. Например, сегодня в лекциях кафедры оперативного искусства даются принципы оперативного искусства ВМФ. Так какие принципы должен знать слушатель магистратуры - современные, XIX века или предыдущих эпох? Если современные, то это не предмет истории военного искусства. 2. Надо представлять, что принципы военного искусства формулируют не историки, а специалисты современного (на каждом историческом этапе) военного искусства и органов военного управления, опираясь на достижения военной науки. Разумеется, что все эти специалисты опираются на опыт прошлого. 3. Какие принципы может выявить история военного искусства (кроме неисследованных периодов истории), если они уже существуют. И через 2030 лет историку достаточно их почитать по документам соответствующего периода. С другой стороны, историк может выявить, что именно, например, несоблюдение части принципов приводило к поражениям и неудачам.

6 Содержание основных направлений эволюции отечественного и зарубежного военного искусства в области оперативного искусства и тактики. В предыдущем пункте требований говорится о принципах военного искусства и основных направлениях его развития, а здесь о содержании основных направлений эволюции. И здесь противоречие: у ведущих иностранных государств нет оперативного искусства.

Таблица 2 (продолжение)

7 Основные направления развития средств вооруженной борьбы в соответствии с направленностью подготовки слушателей (специализацией). Это относится к одной из составных частей военной истории - «развитие вооружения и военной техники», которая входит туда «на равных» с историей военного искусства. Скорее всего, это должны давать (учитывая все многообразие видов оружия и вооружения) кафедры в соответствии со специализацией.

8 Историю развития Вооруженных Сил Российской Федерации. 1. Это относится к одной из составных частей военной истории - «история строительства Вооруженных Сил», которая также входит туда «на равных» с историей военного искусства. Это следует изучать в дисциплине «Военная (военно-морская) история» в программе специалитета. 2. Требование в определенной степени странное, учитывая, что большинство обучаемых в ВУНЦ ВМФ являются старшими офицерами с солидным опытом службы на флоте. 3. Не является ли такое требование свидетельством ущербности как системы военного образования на уровне специалитета, так и системы профессионально-должностной подготовки?

9 Уроки и выводы из опыта начального периода Великой Отечественной войны, опыта подготовки и проведения важнейших операций Второй мировой войны. 1. Почему выводы из опыта только начального периода Великой Отечественной войны, временные рамки которого 22.06. - 11.07.1941 г.? 2. Тут же выводы из опыта подготовки и проведения важнейших операций Второй мировой войны, которая началась за 2 года до Великой Отечественной. Только советские Вооруженные Силы провели более 50 стратегических операций, в 27 из которых участвовал ВМФ. 3. В рамках Второй мировой войны также проводились крупные операции различного масштаба. Все это очень важно и рассматривается в действующей дисциплине, но вести речь о серьезном рассмотрении важнейших операций в программе объемом 72 часа (у основных инженерных специальностей 48 часов) не приходится.

10 Уроки и выводы из опыта применения вида вооруженных сил, рода войск (сил) зарубежных государств в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX - начала XXI веков. 1. Чтобы знать уроки и выводы, надо все-таки рассматривать сами войны и конфликты в целом и только потом по видам и родам сил. Иначе выводы и уроки превратятся в догмы, в которые никто не будет верить. 2. Во многих случаях локальные войны и вооруженные конфликты второй половины XX - начала XXI веков проходили между несравнимыми по экономическому и военному потенциалу противниками, что предопределяло результат. Уже было, что накануне Великой Отечественной войны в нашей стране были «учтены» уроки действий в Испании.

11 Уроки и выводы из опыта применения группировок отечественных Вооруженных Сил в вооруженных конфликтах второй половины XX - начала XXI веков. Большая часть этих материалов относится к другим видам Вооруженных Сил, а применение сил ВМФ ограничивается событиями в Сирии, которые еще не стали историей и должны оказывать влияние на современное военное искусство, что является заботой современных органов военного управления.

Уметь:

12 Использовать приобретенные военно-исторические знания при изучении современных проблем оперативного искусства и тактики вида Вооруженных Сил при решении основных оперативных задач межвидовыми группировками в операциях и боевых действиях. 1. Почему только межвидовыми группировками в операциях и боевых действиях, если для ВМФ (как, видимо, и для других видов ВС) существует ряд самостоятельных задач? Именно при их решении реализуются современные оперативное искусство и тактика вида Вооруженных Сил. 2. Непременным условием для грамотного использования приобретенных военно-исторических знаний является глубокое знание современного военного искусства: - слушатель по итогам обучения в магистратуре хорошо подготовлен и по вопросам истории военного искусства, и по вопросам современного оперативного искусства и тактики - тогда все будет реализовано; - слушатель по итогам обучения в магистратуре хорошо подготовлен по вопросам истории военного искусства, но хуже по вопросам современного оперативного искусства и тактики - тогда учесть и использовать прошлый опыт будет проблематично; - слушатель по итогам обучения в магистратуре слабо подготовлен по вопросам истории военного искусства, но хорошо подготовлен по вопросам современного оперативного искусства и тактики - тогда можно добиться успеха, основываясь на личных качествах офицера, но без опоры на исторические знания неизбежно повторение ошибок прошлого.

13 Организовывать и проводить военно-историческую работу в воинских частях, соединениях и учреждениях. 1. Это не имеет никакого отношения к дисциплине «История военного искусства». 2. Это противоречит всем предыдущим требованиям, где акцент делается именно на развитие военного искусства в различные исторические периоды.

Эффективно противодействовать попыткам фальсификации истории.

1. Во многих случаях фальсификациями занимаются представители академической и вузовской науки, чиновники и депутаты федерального уровня, высокопоставленные военные.

2. В этих условиях просто выпускник магистратуры без специальной исторической подготовки противодействовать им не сможет. Достаточно напомнить произведения известного предателя Резуна, в военных аспектах которых многие современные военные специалисты того времени разобраться не смогли.

3. Попыткам фальсификаций должны противодействовать квалифицированные специалисты, материалы которых будут использованы офицерским составом.

* Часто по этому вопросу возникают дискуссии, что надо рассматривать и задачи мирного времени. Это нужно изучать, помня, что самые точные уроки преподносит реальная вооруженная борьба с потерями и победами. Напомню - к 21 июня 1941 г. мы имели мощную Красную Армию, длительное время осуществлявшую боевую подготовку, имевшую опыт военных действий на Халхин-Голе и в Финляндии. Не менее трагичен опыт Первой чеченской кампании 1994 г., когда вряд ли кто мог предугадать результат, несмотря на огромный опыт решения задач мирного времени.

циями, в соответствии с образовательными стандартами. Например, преподавание истории военного искусства в ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» осуществляется в потоках слушателей разных специальностей с различным количеством компетенций, но по единой программе.

2. Часть требований (организовывать и проводить военно-историческую работу в воинских частях, соединениях и учреждениях, эффективно противодействовать попыткам фальсификации истории) не имеет никакого отношения к учебной дисциплине «История военного искусства» и времени на них не предусмотрено.

3. Часть требований не учитывает, что слушатели только еще пришли получать образование по программе магистратуры, но еще его не получили. Это, в свою очередь, не позволяет, например, глубоко познать уроки и выводы из опыта начального периода Великой Отечественной войны, опыта подготовки и проведения важнейших операций Второй мировой войны, что невозможно без определенной подготовки по оперативному искусству ВМФ и тактике разнородных сил (см. таблицу 2).

Исходя из этого, целесообразно определить уровни обу-ченности по истории военного (военно-морского) искусства в следующем виде (для ВМФ):

Знать:

- уроки и выводы из опыта применения флотов до Второй мировой войны;

- уроки и выводы из опыта применения флотов во Второй мировой и Великой Отечественной войнах;

- уроки и выводы из опыта применения флотов в локальных войнах и вооруженных конфликтах второй половины XX - начала XXI века.

Уметь: использовать приобретенные военно-исторические знания при изучении современных и перспективных проблем оперативного искусства и тактики ВМФ и при решении основных оперативных задач межвидовыми группировками в операциях и боевых действиях.

Такой подход позволит истории военного искусства готовить не историков-теоретиков (пп. 4-6 анализа требований), а способствовать более глубокому изучению слушателями основных оперативно-тактических дисциплин.

Именно это и требуется выпускникам ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия» для качественного выполнения обязанностей в органах военного управления всех уровней.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кладо, Н.Л. Введение в курс истории военно-морского искусства. Цель и метод изучения и преподавания истории военно-морского искусства. - СПб., 1910.

2. Доценко, В.Д. История военно-морского искусства (в 4 томах). Т. I. История теории стратегии, оперативного искусства и тактики военно-морского флота. - СПб., 1999.

3. Материалы учебно-методического сбора военных историков в 2008 г. под руководством заместителя начальника Генерального штаба ВС РФ.

4. Учебные программы по дисциплине «История военного искусства» по всем направлениям подготовки в магистратуре ВУНЦ ВМФ.

5. Требования к минимуму содержания и уровням обучен-ности слушателей и курсантов военных образовательных организаций высшего образования Министерства обороны Российской Федерации / Указания статс-секретаря - заместителя Министра обороны Российской Федерации № 173/уво/2/3890 от 06.07.2015 г.

6. История военного искусства: учебник для высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. - М.: Воениздат, 2006. 400.

7. Барашков, A.A. Привести к общему знаменателю. Проблемы преподавания дисциплин «Военная история» и «История военного искусства» в вузах МО РФ / A.A. Барашков, Д. О. Стрельников, Д.Е. Габел-ко // Вестник военного образования, 2018. № 1. С. 54-58.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.