Экономическая подготовка военных кадров Военно-Морского Флота
Капитан 1 ранга запаса Ю.Ю. ЛИТВИН, кандидат технических наук
АННОТАЦИЯ
Освещены основные этапы становления и развития военно-экономической подготовки в Военно-Морском Флоте. Показаны роль и значение военно-экономической науки в подготовке и воспитании военных кадров.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА
Военно-экономические отношения, военно-экономическая наука, Военно-морская академия, подготовка кадров.
ABSTRACT
The paper highlights the main stages in the establishment and development of military economic training in the Navy. It shows the role and significance of military economics in the training and upbringing of military personnel.
KEYWORDS
Military-economic relations, military economics, Naval Academy, personnel training.
ИЗВЕСТНО, что законы, закономерности и принципы как вооруженной борьбы и военного искусства, так и экономические и военно-экономические во многом диктуют логику решений военных руководителей, определяют их целесообразность и эффективность1.
В связи с этим актуально рассматривать эволюцию экономической подготовки кадров Военно-Морского
Флота, которая неразрывно связана с общими изменениями в системе отечественного военного образования.
Количественное накопление военно-экономических знаний, выявление и анализ военно-экономических законов, закономерностей и принципов уже к началу XIX века привели к их теоретическому осмыслению, обобщению и сведению в целостную систему. В это время известными становятся первые отечественные труды по военной экономике — «О военной экономике в мирное и военное время и ее взаимосвязях с военными операциями» Е.Ф. Кан-крина (1820), «Будущая война в техническом, экономическом и ее политическом отношениях» И.С. Блиоха (1898), «Война и народное хозяйство» A.A. Гулевича (1898).
Становление отечественной военно-экономической науки связано с основанием в 1832 году Императорской военной академии, позднее названной Николаевской академией Генерального штаба, в которой изучался курс военной администрации, включавший военно-хозяйственный раздел.
Истоки обучения офицеров флота военно-экономическим и экономическим знаниям берут начало в середине XIX века в Морской академии.
В 1878 году в Предположениях об организации высшего морского образования в России (рис. 1) была обоснована необходимость введения в академический курс таких дисциплин, как политическая экономия и финансы2.
В 1908 году в Николаевской морской академии из военно-морского отделения был сформирован военно-морской отдел по подготовке командных кадров со сроком обучения три года. С этого же времени началось преподавание в ней экономических дисциплин3.
Важным этапом для становления экономической науки, имеющей прикладной аспект — воен-
ПРЕДПОЛОЖЕНЫ
окъ ОРГШЩИ
ВЫСШ4Г0 МОРШГО ОБРАЗОВАНЫ
ВЪ РОССИИ.
САИКТПЕТЕРБУРГЬ.
ШГЧлТАВО П» ТОПОГРАФ!« МОРСЕАГО ШГИЖСТЕРСТВ*, гъ Гмизокъ Длшрып&сл)-
1878.
Рис. 1. Титульный лист Предположений об организации высшего морского образования в России
Количественное накопление военно-экономических знаний, анализ военно-экономических
законов привели к их теоретическому осмыслению и сведению в целостную систему.
ную экономику, стали результаты работы военно-исторической комиссии об участии России в Первой мировой войне. Исследователи отмечали, что: «Особое значение в мировую войну получил экономический фронт — и все государства оказались к борьбе на этом фронте неподготовленными»4.
В 1918 году Морским Генеральным штабом и Морской академией создается комиссия по исследованию и использованию опыта войны на море5, а в Морской академии — кафедра экономики войны.
Установлено, что еще в 1916 году были сформированы предложения по созданию специальных органов при
Военном министерстве, которые занимались бы разработкой способов ведения экономической войны6.
в, И. А, Леи № 3&42J-645. Лист 8-16.
ВОЕННЫЙ АГЕНТ
В. И. А, Всснни-ксто^ический арднъ. Дело Л 33. Л. 421—№ -Чист 4-5,
Весьма секретно
Экономическая война
[ ее
ЗАПИСКА ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БОЙНЕ
Союзниками .Bureau-Interalliés" в Париже
Участие России в общей работе
ВОЕННЫЙ АГЕНТ во Франции 11/24 teni«6[ht 1816 года
г. Шшильи
Немедленно вслед за открытием поенных действий против Германии и Аветро-Вен-грии была выяснена необходимость начать по отношению к ним враждебные действия и на почве экономической. Важность и значение этих последних выяснились во ассй полноте не сразу, но чем больше уделили союзники внимания этой области борьбы, тем больше обнаруживались со всех сторон такие явления» которые вполне ясно показывали, чю усилия, направленные к подрыву сил противника и кего истощению, приносят вполне осязательные результаты и в деле борьбы имеют громадное значение.
Положение это в настоящее время надо считать вполне доказанным, и все союзники действительно принимают его, как непреложный факт, Отсюда для них сама собою вытекает священная обязанность на-пречь свои усилия и развить насколько можно шире все имеющиеся в их распоряжении средства, которые могут быть пущены в ход в экономической войне с их врагами.
Секретно
Ос, по резол.
Полагаю, что подобный орган можно было бы создать при особом совещании по сбороне
О тлел Генерал-Кяарт. Гл.
Упр. 1'снер. Штаба Вхоляпи Секрет »урн, .28*. X \Ш г„ 7048.
26:0, 3. (читать „Заикевич41—АИ).
милостивый ГОСУДАРЬ Петр Иванович!
Считаю долгом представить при се» записку „Об экономической аойне", составленную Л, Шебуниным, заведующим экономическим отделом русской миссии при „Межсоюзническом Бюро' в Париже.
(Телеграмма
Отд. Гене р. Кв. »Пр. в этом вопросе разобраться и заготовить доклад воен. министру Полагаю, что едва ли генеральн. штаб может стать но главе этого дела-, „25е/9. I". Л. Аверьяноп Гене рал-Лейтенанту П. И. Аверьянову
Начальнику Генеральная Штаба
10 азгустг
с/г., за № 2096).
Записка касается различных экономических вопросов с точки ."зрении борьбы на этой почве с нашими противниками и излагает сущность организации нашими союзниками так называемой „экономической войны".
Из многих пожеланий Записки" я позволяю себе остановиться на том, где говорится о необходимости иметь в России, предпочтительно нри Военном Министерстве (Главном Управлении Генерального Штаба), особый орган—Отдел „экономической войны", который служил бы органом связи с одной стороны—между различными нашими ведомствами, заинтересованными в экономической борьбе с противником, с другой—между названными ведомствами и аналогичными учреждениями союзных государств, при посредстве русского отдела при „Межсоюзническом Бюро* (Bureau Interaities), в Париже,
Рис. 2. Документы о создании особого органа при Военном министерстве
Насколько можно судить по учебным планам и программам послереволюционного времени военных учебных заведений, экономический цикл подготовки был построен наспех и носил скорее характер кратких эпизодических курсов, чем стройной, внутренне связанной и занимающей подобающее ей место системы. В 1918—1920 годах социально-экономические дисциплины считались необязательными, им была отведена суббота, а занятия посещались крайне неаккуратно7. Но в 1921/1922 учебном году дисциплины социально-экономического цикла(политическая экономия и вопросы мирового хозяйства, экономическая политика СССР и выпускная работа по социально-экономическим вопросам, эко-
номическая география) были включены в общий учебный план в Военной академии Генерального штаба, а одним из основных инициаторов этого был М. Тухачевский8.
В марте 1922 года в Морской академии образуется кафедра социально-экономических наук, которую возглавил Э.Э. Эссен. Одним из первых докладов в океанологическом отделе Военно-морского научного общества в 1923 году был доклад «Экономическое значение географического изучения Северо-Восточной оконечности Сибири»9.
За прошедшие годы Военно-морская академия, система военного образования пережили не один этап реформирования как революционными, так и эволюционными мето-
дами, что также непосредственно отразилось на системе экономической подготовки слушателей и курсантов ввузов.
Одной из первых попыток объединить изучение военно-экономических проблем в рамках единого общетеоретического курса явилось формирование в большинстве академий (Военная академия РККА им. М.В. Фрунзе, Военная академия механизации и моторизации РККА, Военно-морская академия и др.) учебных дисциплин, разных по содержанию, но с одним названием «Экономика войны». Их анализ показывает большое количество различных точек зрения на формирование содержания учебных курсов, в то же время имеющих, как правило, следующие основные разделы (например, в Военно-морской академии): «Война и экономика», «Экономика войны в научной литературе», «Элементы учения о мировом хозяйстве».
Межвоенный период в отечественной истории был важным этапом качественного обновления теоретических взглядов, связанных с переосмыслением опыта Первой мировой войны. Были выявлены новые способы как экономического обеспечения военных потребностей государства, так и решения проблем экономической мобилизации, что позволило существенно развить военно-экономическую теорию.
В годы испытаний Великой Отечественной войны серьезной переработке подверглись учебные планы и программы факультетов Военно-морской академии, планы научно-исследовательских работ. Были сохранены лишь темы, в которых обобщался опыт Второй мировой войны, описывались театры военных действий, систематизировалась боевая деятельность на море. Военно-морская академия в июле 1941 года перебазировалась в Астрахань, в июле 1942 —
в Самарканд. В этот период было выполнено более 100 научно-исследовательских работ в интересах флота и военной промышленности, оказана серьезная помощь судостроительной отрасли в Астрахани, выполнявшей заказы Народного Комиссариата ВМФ. Во второй половине 1944 года академия вернулась в Ленинград. Усиливается идеологическая подготовка слушателей, программа социально-экономических дисциплин претерпевает существенные изменения, основным становится учебный план по основам марксизма-ленинизма, дополненный изучением военно-политических документов Великой Отечественной войны.
В августе 1945 года академия преобразуется в два самостоятельных учебных заведения командного и инженерного профиля. Строительство ВМФ предполагало подготовку кадров, способных объективно оценить итоги и уроки войны, сформировать и реализовать послевоенную кораблестроительную программу, решать вопросы проектирования и создания военно-морской техники. Объединение в единую Военно-морскую академию произошло спустя 15 лет.
В 50-е годы отечественная оборонная промышленность стала массово поставлять на флот новые корабли, боевые и технические средства. Эти изменения оказали огромное влияние на подготовку офицеров, потребовали изменить содержание учебных планов и программ.
Таким образом, объективная взаимосвязь экономики и различных условий военного строительства, в том числе и в годы войны, необходимость повышения эффективности экономического обеспечения развития и применения сил и средств вооруженной борьбы неуклонно выдвигали требования к улучшению экономической подготовки военных кадров.
Но вплоть до начала 70-х годов экономическая подготовка слушателей в ВМФ (основы теории военной экономики) осуществлялась в основном лишь в рамках курсов политической экономии и экономики войны.
В 1976 году по решению Главнокомандующего ВМФ в учебные программы подготовки слушателей Военно-морской академии была включена учебная дисциплина «Основы военной экономики и развития вооружения ВМФ», которая рассматривала деятельность командных кадров ВМФ и как деятельность экономическую.
В соответствии с приказом Министра обороны СССР 1977 года «О дальнейшем совершенствовании экономической подготовки курсантов и слушателей ввузов в Министерстве обороны СССР» в головных академиях видов Вооруженных Сил СССР началась подготовка инженеров-экономистов высшей квалификации. Во исполнение этого приказа на факультете кораблестроения Военно-морской академии стали обучать слушателей по военно-экономической специальности «Инженерно-экономическая ВМФ». В учебный план включались дисциплины: «Военная экономика», «Военно-экономический анализ и планирование развития вооружения и военной техники (ВВТ) ВМФ», «Экономика и организация промышленного производства», «Военно-экономический анализ эксплуатации и ремонта ВВТ», «Управление качеством ВВТ», «Методы исследования операций», «Экономика и организация производства, эксплуатации и ремонта ВВТ ВМФ» и другие, в том числе разделы дисциплин: «Анализ хозяйственной деятельности промышленных предприятий», «Основы бухгалтерского учета и финансы», «Экономика НИОКР», «Экономическая деятель-
ность военных представительств Министерства обороны».
При переходе на 3-летнее обучение были существенно увеличены объемы как экономических, так и военно-экономических дисциплин, введены дисциплины: «Системы ВМФ», «Актуальные проблемы экономики ВМФ».
Несмотря на прекращение подготовки инженеров-экономистов в 2003 году и существенное уменьшение объема прикладных экономических дисциплин в связи с отсутствием экономических военно-учетных специальностей в заказывающих управлениях, Военно-морская академия продолжила обучение слушателей всех профилей обучения по экономической и военно-экономической подготовке на специализированной кафедре военной экономики, созданной 1988 году под руководством капитана 1 ранга Б.В. Шиманского. Отметим, что в большинстве ввузов экономические дисциплины преподавались на гуманитарных (социально-экономических) кафедрах, как правило, специалистами в области политической экономии, что все меньше соответствовало требованию времени.
Особенно это остро стало ощущаться с переходом страны на рыночные отношения. Преподавание экономических дисциплин перестало носить «политическую окраску», все больше стала появляться потребность в прикладных экономических знаниях, непосредственно связанных с исполнением функциональных обязанностей выпускниками. Эти знания могут быть получены при обучении только дипломированными специалистами в области экономики и финансов по направлениям подготовки, основными из которых и сегодня являются:
• военная экономика, включая экономику ВМФ, как раздел теории военной экономики и экономики вооруженных сил;
• теория развития вооружения ВМФ, включая методологию и организацию научного обоснования и планирования развития ВВТ ВМФ;
• общая экономическая теория, экономика производства, эксплуатации и ремонта ВВТ ВМФ;
• исследование проблем бюджетного планирования и финансирования ВМФ, прогнозирование объемов финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения требуемого уровня военной безопасности государства;
• разработка нормативно-правовых основ деятельности ВМФ в области военной экономики и развитие военной инфраструктуры в условиях рыночных отношений;
• военно-экономическое обоснование мероприятий строительства и оснащения ВМФ, совершенствование систем эксплуатации, ремонта, хранения и утилизации ВВТ.
Перечисленные направления в полной мере обеспечивают как потребности ВМФ, так и преемственность образовательных программ по уровням подготовки, а также выполнение квалификационных требований к выпускникам, в том числе и академии Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации по изучению вопросов военной экономики.
В 2009 году в результате создания единого Военного учебно-научного центра Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова» была образована кафедра «Военно-экономического обеспечения ВМФ и военной экономики», которая является единым методологическим центром в области военно-экономической подготовки, построения системы взаимодействующих преемственных образовательных программ различных уровней (среднего, высшего, дополнительного) и направленности профессионального образования. Общее количество
часов на военно-экономическую и экономическую подготовку возросло за счет дисциплин высшего и среднего профессионального образования, а также введения разделов по военно-экономической тематике заказывающими управлениями в квалификационные требования групп дополнительного профессионального образования по:
• повышению квалификации руководящих кадров Минобороны России (ВМФ);
• переподготовке и повышению квалификации специалистов военных представительств Минобороны России и ФСБ России;
• профессиональной переподготовке военнослужащих по гражданской специальности «Производство товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд (по вопросам управления экономикой государственного заказа и организации контроля качества продукции)»10.
Современные попыткираскрыть изменившиеся формы взаимосвязей экономики, политики и войны на качественно новой стадии развития привели к существенному росту значения военно-экономических исследований в ВМФ, заметному ускорению развития военно-экономической науки и практики.
Требуют военно-экономического сопровождения связанные с ВМФ следующие проблемы:
• недостаточная методическая разработка вопросов ценообразования на военную продукцию;
• размещение госзаказов в части ВВТ на основе конкурсов и аукционов;
• контроль и стимулирование качества производства оборонной продукции;
• формирование и реализация совершенствования оценки эффективности государственного оборон-
Система военного образования пережила не один этап реформирования как революционными, так и эволюционными методами, что также отразилось на системе экономической подготовки слушателей и курсантов ввузов.
ного заказа (ГОЗ), особенно в сфере оценки нематериальных активов, военно-бюджетной сфере и перспективном планировании, в том числе создание единой системы целевой военно-экономической информации.
Предметом кафедры в рамках моделей функционирования выпускников являются военно-экономическая и финансовая работа всех категорий личного состава, военно-экономическая деятельность руководящих кадров Минобороны России (ВМФ), организация закупок и поставок вооружения, военной и специальной техники при выполнении ГОЗ.
Таким образом, рассматривая период становления преподавания экономических дисциплин в Военно-мор-
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Вознесенский H.A. Военная экономика СССР в период Отечественной войны. Госполитиздат, 1948.
2 Страннолюбский А. Предположения об организации высшего морского образования в России. СПб.: тип. Морск. Министерства в гл. Адмиралтействе, 1878.
3 Военно-морская академия на службе Отечеству. М.: Можайск-Терра, 2001.
4 Экономика империалистической войны. Вып. 1. Экономическая война. Изд. штаба РККА. М., 1932. Военно-исторический архив. Дело № 33.
5 Военно-Морская Академия Рабоче-Крестьянского Красного Флота. Сборник. Петроград: тип. Морск. Комиссариата в Гл. Адмиралтействе, 1923.
ской академии можно утверждать, что необходимость функционирования ВМФ обусловили расширение перечня дисциплин, необходимых офицеру как в мирное, так и в военное время, овладение которыми возможно только на специализированных военно-экономических кафедрах под руководством профессиональных экономистов различных направлений — от общей экономической теории, военной экономики до бухгалтерского, налогового, управленческого учета, финансового анализа и аудита.
Введение экономических военно-учетных специальностей в заказывающих управлениях ВМФ позволит сформировать кадровый заказ и осуществлять подготовку военных экономистов в рамках магистратуры, что существенно повысит эффективность военно-экономической деятельности в сфере планирования, размещения и исполнения заданий ГОЗ, организации контроля за этой деятельностью должностных лиц и исполнителей государственных контрактов (договоров), предупреждения правонарушений и противодействия коррупции.
6 Экономика империалистической войны. Вып. 1. Экономическая война. Изд. штаба РККА. М., 1932.
7 Военная Академия. Сборник. Москва, 1923.
8 Там же.
9 Военно-морская академия Рабоче-крестьянского Красного флота. Сборник. Петроград, 1923.
10 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 июня 2017 года № 359 «О военных образовательных организациях высшего образования Министерства обороны Российской Федерации, осуществляющих профессиональную переподготовку военнослужащих по одной из гражданских специальностей».