Научная статья на тему 'ПРАКТИКИ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ СПО В КОНТЕКСТЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА'

ПРАКТИКИ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ СПО В КОНТЕКСТЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИКАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПОКАЗАТЕЛИ/ИНДИКАТОРЫ / СИСТЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНЫЙ РЫНОК ТРУДА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кутейницына Татьяна Григорьевна, Посталюк Наталья Юрьевна, Прудникова Виктория Аркадьевна

Введение. Управленческие практики синхронизации деятельности систем подготовки кадров с потребностями социально-экономического развития территорий предусматривают различные механизмы реагирования на запросы региональных экономик. Одним из вариантов продуктивного использования информации для согласования спроса и предложения является индикативное управление, осуществляемое на основе анализа данных, отражающих состояние региональных рынков труда и организацию образовательных ресурсов. Методология. Методологической основой исследования выступили принципы деятельностного подхода и системности в исследовании многофакторных явлений и проблем, теории индикативного управления, квалиметрии и концепции развития систем профессионального образования, ориентированных на запросы рынка труда. Цель публикации - на основе анализа теории и практики индикативного управления в российских и зарубежных системах профессионального образования обобщить современные тенденции, показать ограничения и проблемы при принятии на основе совокупности показателей/индикаторов эффективных управленческих решений, направленных на синхронизацию деятельности региональных систем СПО с требованиями рынка труда. Информационная база исследования включает в себя академическую литературу, практические кейсы индикативного управления в региональных системах СПО (VET-системах за рубежом соответственно), которые демонстрируют принятые на основе анализа совокупности индикаторов конкретные управленческие решения, базы данных и статистической информации по проблематике подготовки кадров с прикладными квалификациями. Использованы методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, экспертных оценок. Результаты. Определены общие и специфические характеристики практики индикативного управления в системе СПО и VET-системе. Описаны наборы индикаторов оценки соответствия их деятельности потребностям экономики и инструментарий определения требований рынков труда в различных странах. Обобщены данные об ограничениях существующих практик индикативного управления в России и за рубежом, в том числе информационная асимметрия и терминологические рассогласования в базах статистического наблюдения федерального и регионального уровня. Заключение. Результаты исследования могут быть использованы специалистами региональных органов управления образованием и руководителями образовательных организаций при решении задач синхронизации деятельности системы СПО с потребностями рынка труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кутейницына Татьяна Григорьевна, Посталюк Наталья Юрьевна, Прудникова Виктория Аркадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDICATIVE MANAGEMENT PRACTICES FOR REGIONAL VET SYSTEM IN THE CONTEXT OF LABOUR MARKET NEEDS

Methodology. The methodological basis of the study included the principles of the activity approach and systematic approach in the research of multifactorial phenomena and problems, the theory of indicative management, qualimetry and the concept of vocational education systems’ development focused on the demands of the labor market. The purpose of the article is to summarize current trends based on the analysis of the theory and practice of indicative management in Russian and foreign vocational education systems, to reveal limitations and issues when making effective management decisions based on a set of indicators aimed at synchronizing the activities of regional vocational education systems with the requirements of the labor market. The information base of the research included academic literature, practical cases of indicative management in regional VET systems, which demonstrate specific management decisions made based on the analysis of a set of indicators, databases and statistical information concerning the problems of training personnel with applied qualifications. Methods of analysis, synthesis, generalization, comparison, and expert assessments were used. Results. The general and specific characteristics of indicative management practice in the VET system are determined. Sets of indicators for assessing the compliance of their activities with the needs of the economy and tools for determining the requirements of labor markets in various countries are described. The data on the limitations of existing indicative management practices in Russia and abroad, including information asymmetry and terminological inconsistencies in the databases of statistical observation at the federal and regional levels are summarized Conclusion. The results of the study can be used by specialists of regional education authorities and heads of educational organizations in solving the tasks of synchronization the operation of the VET-system with the needs of the labor market.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКИ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ СПО В КОНТЕКСТЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА»

УДК/UDC 377: 331.5

DOI10.54509/22203036_2022_3_22

EDN BLQBRP

Кутейницына Татьяна Григорьевна

кандидат социологических наук, ведущий научный сотрудник, Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Самара

Посталюк Наталья Юрьевна

доктор педагогических наук, профессор, главный научный сотрудник, Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Самара

Прудникова Виктория Аркадьевна

кандидат педагогических наук, доцент, директор, Самарский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, г. Самара

Kuteinitsyna Tatiana G.

Candidate of Sociological Sciences, Leading Researcher, Samara Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Samara

Postalyuk Natalia Yu.

Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Chief Researcher, Samara Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Samara

Prudnikova Victoria A.

Candidate of Pedagogical Sciences, Docent, Director of the Samara Branch of the Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Samara

ПРАКТИКИ ИНДИКАТИВНОГО УПРАВЛЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМОЙ СПО В КОНТЕКСТЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЫНКА ТРУДА: СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ1

INDICATIVE MANAGEMENT PRACTICES FOR REGIONAL VET SYSTEM IN THE CONTEXT OF LABOUR MARKET NEEDS: CURRENT CONDITION AND DEVELOPMENT TRENDS

Введение. Управленческие практики синхронизации деятельности систем подготовки кадров с потребностями социально-экономического развития территорий предусматривают различные механизмы реагирования на запросы региональных экономик. Одним из вариантов продуктивного использования информации для согласования спроса и предложения является индикативное управление, осуществляемое на основе анализа данных, отражающих состояние региональных рынков труда и организацию образовательных ресурсов.

Методология. Методологической основой исследования выступили принципы деятельностного подхода и системности в исследовании многофакторных явлений и проблем, теории индикативного управления, квалиметрии и концепции развития систем профессионального образования, ориентированных

на запросы рынка труда. Цель публикации - на основе анализа теории и практики индикативного управления в российских и зарубежных системах профессионального образования обобщить современные тенденции, показать ограничения и проблемы при принятии на основе совокупности показателей/индикаторов эффективных управленческих решений, направленных на синхронизацию деятельности региональных систем СПО с требованиями рынка труда.

Информационная база исследования включает в себя академическую литературу, практические кейсы индикативного управления в региональных системах СПО ^ЕТ-системах за рубежом соответственно), которые демонстрируют принятые на основе анализа совокупности индикаторов конкретные управленческие решения, базы данных и статистической информации по проблематике подготовки кадров с при-

1 Статья подготовлена в рамках НИР государственного задания РАНХиГС на 2022 год «Управление региональными системами среднего профессионального образования (СПО) с учетом специфики рынка труда».

кладными квалификациями. Использованы методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, экспертных оценок.

Результаты. Определены общие и специфические характеристики практики индикативного управления в системе СПО и VET-системе. Описаны наборы индикаторов оценки соответствия их деятельности потребностям экономики и инструментарий определения требований рынков труда в различных странах. Обобщены данные об ограничениях существующих практик индикативного управления в России и за рубежом, в том числе информационная асимметрия и терминологические рассогласования в базах статистического наблюдения федерального и регионального уровня.

Заключение. Результаты исследования могут быть использованы специалистами региональных органов управления образованием и руководителями образовательных организаций при решении задач синхронизации деятельности системы СПО с потребностями рынка труда.

Introduction. Management practices of synchronizing the activities of personnel training systems with the needs of socio-economic development of territories imply various mechanisms of responding to the demands of regional economies. One of the options of a productive information use for coordinating supply and demand is indicative management, implemented on the basis of data analysis, reflecting the state of regional labor markets and the organization of educational resources.

Methodology. The methodological basis of the study included the principles of the activity approach and systematic approach in the research of multifactorial phenomena and problems, the theory of indicative management, qual-imetry and the concept of vocational education systems' development focused on the demands of the labor market. The purpose of the article is to summarize current trends based on the analysis of the theory and practice of indicative management in Russian and foreign vocational education systems, to reveal limitations and issues when making effective management decisions based on a set of indicators aimed at synchronizing the activities of regional vocational education systems with the requirements of the labor market. The information base of the research included academic literature, practical cases of indicative management in regional VET systems, which demonstrate specific management decisions made based on the analysis of a set of indicators, databases and statistical information concerning the problems of training personnel with applied qualifications. Methods of analysis, synthesis, generalization, comparison, and expert assessments were used.

Results. The general and specific characteristics of indicative management practice in the VET system are determined. Sets of indicators for assessing the compliance of their activities with the needs of the economy and tools for determining the requirements of labor markets in various countries are described. The data on the limitations of existing indicative management practices in Russia and abroad, including information asymmetry and terminological inconsistencies in the databases of statistical observation at the federal and regional levels are summarized

Conclusion. The results of the study can be used by specialists of regional education authorities and heads of educational organizations in solving the tasks of synchronization the operation of the VET-system with the needs of the labor market.

Ключевые слова: индикативное управление, показатели/индикаторы, система профессионального образования и обучения, региональный рынок труда.

Keywords: indicative management, indicators, vocational education and training (VET) system, regional labour market.

Введение

Развитие систем профессионального образования в мире направлено на расширение возможностей трудоустройства выпускников, содействие их эффективному профессиональному самоопределению и успешной самореализации в актуальных и перспективных ситуациях современных рынков труда. Управленческие практики разрешения этих задач предусматривают различные механизмы реагирования на запросы региональных экономик, определяющие потребности работодателей, и нацелены на продуктивное использование информации для согласования кадрового спроса и предложения, в том числе квалификаций и компетенций работников. Одним из вариантов управления данными процессами является индикативное управление, которое предусматривает использование различных показателей/индикаторов, отражающих как состояние территориальных экономик, так и характеристики соответствующих систем подготовки кадров. В докладе Р. Gouëdard "Developing indicators to support the implementation of education policies" подчеркивается, что во всех странах ОЭСР растущий спрос на политику, основанную на фактических данных, привел к развитию индикативного подхода. Правительства разрабатывают образовательную политику с четкими измеримыми целями и формируют систему соответствующих показателей для мониторинга их достижения [17, p. 4].

Проблема индикативного управления, включая вопросы создания и реализации сбалансированной системы индикаторов/показателей2, выступала предметом исследования в России и за рубежом [1; 3; 15; 18; 22]. Исследователи единодушны в том, что накопленный опыт свидетельствует о значительных преимуществах применения в управленческой практике индикаторов, которые отражают объективные параметры и характеристики управляемой системы и сигнализируют о динамике происходящих изменений. Подчеркивается, что индикаторный (в ряде публикаций индикативный) анализ позволяет выявить «слабые» звенья в управляемой системе и устранить факторы, препятствующие достижению поставленных целей и задач.

Общеупотребимое определение индикативного управления трактует его как процесс, при котором управленческие решения принимаются на основе анализа данных путем выявления направленности и количественной оценки состояния и характера изменений управляемой системы, выражаемых через индикаторы [11]. Как составная часть индикативного управления рассматривается и индикативное планирование, в рамках которого цели и задачи не декларируются, а сопровождаются конкретными количественными и качественными дескрипторами (индикаторами), по которым можно судить о степени их достижения. Исследователи указывают на многомерность и междисциплинарность методологических характеристик индикативного управления, включая как общенаучные, так и педагогические подходы: системный, кибернетический, синергетический, программно-целевой, комплексный, ситуационный, региональный, квалиметрический и др. [6].

Имеется ряд работ, в которых проанализированы сравнительные преимущества технологических приемов и инструментария индикативного управления, предполагающих применение различных индикаторов в исследовательских целях и управленческой практике. Во многих публикациях наиболее важным этапом в процессе индикативного управления называется корректная разработка системы показателей, объединяющей элементы, состав которых является необходимым и достаточным для принятия обоснованного управленческого решения и его эффективной реализации. Значимым условием выступает также длительное (непрерывное) отслеживание значений

выбранных индикаторов для выявления динамических характеристик и тенденций изменения управляемой системы (объекта) для того, чтобы при необходимости корректировать средства достижения цели, а в случае трансформации внешнего запроса - оперативно изменять целевые установки. А. Г. Барабашев, А. А. Макаров, И. А. Макаров подчеркивают, что формирование системы эффективных и релевантных показателей является главным вызовом индикативного управления. Для этого необходимо исключать второстепенные и дублирующие индикаторы, добиваться оптимальности их наборов [6].

В исследовании А. В. Клименко обоснован тезис о том, что показатели реализуют не только информационную, но и координирующую функцию, рационализируя сам процесс управления посредством целевой управленческой фокусировки на главных задачах, для чего выделяют ключевые/целевые индикаторы, на которых базируются системы целеполага-ния, отчетности и стимулирования [7, с. 6-7].

Одним из направлений формирования релевантных целевых показателей выступает создание так называемых композитных индексов как комбинации нескольких индикаторов, описывающих различные аспекты одного объекта управления. При этом следует учитывать, что сам алгоритм интеграции нескольких индикаторов в один (укрупненный) всегда будет достаточно субъективным и отвечать той или иной теоретической модели управляемой системы. Так, в процессе линейного агрегирования весовые коэффициенты («веса») отдельных составляющих индикаторов, от которых зависит итоговое значение композитного индекса, определяются, как правило, методом экспертных оценок [7, с. 14].

В ряде работ М. Л. Аграновича представлены результаты анализа типичных ошибок, которые допускаются при индикативном управлении в системах образования. Большинство из них как раз и связано с формированием и применением наборов индикаторов под разные управленческие задачи [1].

Тема принятия управленческих решений на основе системы индикаторов и предиктивной аналитики в разрезе приоритетных для развития управляемой системы направлений и аспектов в последнее десятилетие поднималась рядом зарубежных и отечественных исследователей. В публикациях содержатся методологические и теоретические подходы к различным

2 Используемый за рубежом термин "indicator" имеет два синонимичных значения в переводе на русский язык: индикатор и/или показатель. В то же время в ряде российских публикаций можно встретить различные версии демаркации индикаторов и показателей. В настоящей статье эти термины будут использованы как синонимы.

аспектам формирования и реализации управленческих решений на основе использования индикаторов, разработке прикладного инструментария составления индикативных прогнозов, организации монито-рингов и корректировки стратегий [5; 6; 8; 13; 14; 18; 26]. Анализ использования статистических данных при принятии управленческих решений, влияющих на развитие профессиональных образовательных программ, представлен в работе F. Neises, H. Zinnen [21].

В заключении краткого анализа степени разработанности проблемы индикативного управления можно констатировать, что содержательными причинами, побуждающим внедрять индикативные оценки в управление системами СПО, выступают:

- заинтересованность работодателей, местных сообществ как заказчиков кадров в объективной оценке качества управления региональными системами СПО;

- растущая востребованность экспертами и аналитиками систем образования, обладающими доказательной силой инструментов оценки;

- спрос со стороны управленческих структур на достоверную информацию о возможных рисках развития кадрового обеспечения экономики региона и направлениях их профилактики/минимизации в условиях усиливающейся неопределенности развития экономики и социума.

Методология

Методологической основой исследования выступили принципы деятельностного подхода и системности в исследовании многофакторных явлений и проблем, теории индикативного управления, квалиме-трии и концепции развития систем профессионального образования, ориентированных на запросы рынков труда.

Объект исследования - современные мировые практики индикативного управления в системах профессионального образования и их отражение в научном дискурсе.

Цель статьи - на основе анализа теории и практики индикативного управления в системах профессионального образования в России и за рубежом выявить и обобщить современные тенденции, проблемы и ограничения использования совокупности показателей/индикаторов для принятия эффективных управленческих решений, направленных на синхронизацию деятельности региональных систем СПО с требованиями рынков труда.

В опыте зарубежных стран системы VET (Vocational Education and Training) или TVET (Technical and Vocational

Education and Training) соответствуют двум подсистемам профессионального образования в России: подготовке квалифицированных рабочих, служащих (первый уровень СПО) и специалистов среднего звена (второй уровень СПО).

Информационная база исследования включает в себя академическую литературу, практические кейсы по реализации индикативного управления в региональных системах СПО (соответственно, VET-и TVET-системах за рубежом), которые демонстрируют конкретные управленческие решения, принятые на основе анализа совокупности индикаторов, базы данных и статистической информации по проблематике подготовки кадров с прикладными квалификациями, в том числе:

- публикации российских и зарубежных исследователей и практиков;

- данные, характеризующие системы показателей в действующих мониторингах систем профессионального образования в России и за рубежом;

- российские статистические базы данных по СПО: форма федерального статистического наблюдения № СПО-1 «Сведения об образовательной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования», форма «Мониторинг по основным направлениям деятельности образовательной организации, реализующей образовательные программы среднего профессионального образования» Минпроса России;

- экспертные оценки специалистов региональных органов исполнительной власти в сфере образования и носителей регионального опыта подготовки кадров с прикладными квалификациями;

- отчеты и обзоры международных организаций (UNESCO, OECD, ILO) и агентств, работающих в области профессионального образования и обучения: Европейского центра по развитию профессионального образования (CEDEFOP), Фонда обучения и развития знаний (LKDF), Европейского фонда образования (EFT) и др.;

- национальные доклады стран, которые не входят в Евросоюз и объединены по инициативе Европейского фонда образования в рамках так называемого Туринского процесса (страны Северной Африки, Ближнего Востока, бывшего СССР);

- практические руководства по использованию показателей для принятия управленческих решений ряда национальных агентств в области профессионального образования и подготовки (Австралии, Германии, Саудовской Аравии, Таиланда).

Методы исследования: метод экспертных оценок, шкалирование, веб-анализ, контент-анализ документов, методы математической статистики при обработке социологических данных, методы анализа, синтеза, обобщения, сравнения, абстрагирования при интерпретации результатов исследования.

Результаты

В российском научно-прикладном дискурсе понятие «управление на основании данных» трактуется как новая технология в управленческой деятельности, в основу которой положен компьютерный сбор, анализ и представление данных о состоянии и тенденциях изменения различных параметров и характеристик управляемой системы для оптимизации процессов, происходящих в ней [4]. Содержательное наполнение этой технологии составляет аналитика данных, которая необходима при осуществлении трудовых функций управленцев, связанных как с анализом состояния системы (объекта управления), так и с прогнозированием ее дальнейшего развития. Поэтому в научном обороте закрепились термины, отражающие два относительно самостоятельных направления (аспекта) аналитики данных:

- дескриптивная аналитика, цель которой посредством доступной информации сформировать объективное описание текущей ситуации, которое визуализируется с помощью графиков, диаграмм, инфогра-фики (часто по усредненным данным);

- предиктивная аналитика, т. е. прогнозирование на основании данных о динамике изменений (динамических рядов показателей) направлений и тенденций развития объекта управления в контексте его внешнего окружения.

Задача дескриптивной аналитики - преобразовать массивы данных, получаемых из различных источников и в разных формах (цифры, графики, данные статистики и т. д.) в доступную и понятную информацию. Основная цель предиктивной аналитики -предсказать развитие объекта управления посредством сопоставления данных за прошедший и текущий периоды. Сверхзадача предиктивной аналитики связана с принятием (при необходимости) управленческих решений по корректировке стратегии развития системы, выступающей объектом управления. Такая информация чрезвычайно важна для планирования реформ образования и его отдельных компонентов.

Прогностическая функция управленцев в понятийном аппарате науки связана с такими терминами, как «предсказательная аналитика», «прогнозная аналитика», «предиктивная аналитика», фиксирующими группу методов анализа текущих и/или прошедших данных и событий, которые концентрируются на прогнозировании будущего. Общей чертой этого класса методов анализа выступает задача определения параметров, которые влияют на прогнозируемые события. Одним из видов предиктивной аналитики выступает аналитика временных рядов, представляющих собой набор значений, полученных в последовательные моменты времени, чаще всего с равными интервалами между ними. Для системы образования, судя по практике, актуальной бывает регулярность замеров данных в рамках таких временных периодов, как «учебный год», «календарный год», хотя отдельные параметры целесообразно подвергать оцениванию и чаще. Прогнозирование будущих событий реализуется посредством совокупности методов, в том числе экстраполяции, скользящего среднего значения, регрессии, авторегрессии, сценарного прогнозирования и т. д.

В 2021 г. Министерством просвещения Российской Федерации разработана и внедрена методология мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования (далее - Мотивирующий мониторинг). Он определяется как«„совокупность принципов, методов и процессов организации, сбора данных, первичной обработки собранной информации, ее систематизации, анализа и интерпретации, распространения и прогнозирования дальнейшего развития модели управления системой общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей»3.

Создатели Мотивирующего мониторинга нацеливают его оценочный потенциал на все компоненты полного управленческого цикла: обоснование цели; разработку системы показателей и методов сбора данных; проведение мониторинга; анализ данных; принятие управленческих решений и анализ результативности их реализации [9]. Предполагается минимизировать или полностью исключить дополнительные источники мониторинговой информации и ограничить использование открытых данных российских

3 Распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 01.09.2021 № Р-210 «Об утверждении Методологии мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования».

информационных систем и доступной статистической отчетности. Особо акцентируется необходимость анализа динамических рядов мониторинговых показателей, а также сравнение полученных значений для конкретного региона с лучшими результатами других субъектов РФ, что соответствует принципам организации бенчмаркинга.

В одном из наших исследований 2021 г. сформирована система индикаторов, которые можно рассматривать как предикторы регионально ориентированной деятельности системы СПО субъекта РФ. Она содержит определенное соотношение показателей ресурсов региональной системы СПО и показателей результатов ее деятельности. Все индикаторы сгруппированы по семи направлениям и выступают основой для формирования композитных тематических индексов, составляющих интегральный рейтинг региональных систем СПО:

1) индекс востребованности рынком труда выпускников системы СПО;

2) индекс востребованности работодателями программ СПО для повышения квалификации персонала;

3) индекс сближения условий обучения в профессиональных образовательных организациях с требованиями рабочих мест в региональной экономике;

4) индекс соответствия образовательных технологий требованиям гибкости и мобильности программ СПО;

5) индекс оперативности системы СПО в обеспечении краткосрочных потребностей экономики;

6) индекс соответствия квалификации педагогических кадров системы СПО производственным технологиям на региональном рынке труда;

7) индекс целевой управленческой фокусировки системы СПО на потребности социально-экономического развития региона [2].

В зарубежных публикациях современные проблемы управления системами образования рассматриваются в большинстве источников на государственном (национальном) уровне и применительно к экономическим показателям достижения. Исследования и разработки, характеризующие применение индикативного управления в отношении системы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена (то, что сегодня принято называть кадрами с прикладными квалификациями) на уровне регионов и субрегионов, встречаются гораздо реже. Анализ существующих международных и страновых

практик управления VET- и TVET-системами свидетельствует о том, что важнейшим направлением их развития выступает синхронизация деятельности систем профессионального образования с потребностями экономического развития территорий. Такая задача сегодня поставлена государством и перед региональными системами СПО в России4.

Определение объективных и релевантных показателей функционирования и развития образовательных систем является актуальной задачей для правительств многих стран мира. В ответ на происходящие изменения потребностей сферы труда специалисты предлагают различные варианты анализа образовательных систем и данных экономического характера, применяя разнообразные индикаторы, которые не всегда выражаются в количественных «единицах». Как первичная информация, они могут строиться на количественных (часто статистического характера) и качественных (не выраженных в форме числа) данных, полученных посредством различных опросов, наблюдений, экспертных оценок.

Разработка индикаторов, отражающих различные аспекты деятельности TVET-систем, находится в сфере внимания ряда международных организаций и фондов. Концептуальные подходы и методические решения разработки показателей для мониторинга и оценки технического и профессионального образования и обучения находят свое отражение в работе специальной межведомственной рабочей группы по показателям TVET - IAG-TVET, созданной в 2009 г. с целью координации деятельности агентств, работающих в области профессионального образования и обучения. Сформированный в 2019 г. рабочей группой документ включает несколько групп показателей, в том числе кластер, характеризующий актуальность VET-системы в контексте изменений на рынке труда. Наборы индикаторов в нем структурированы на три группы по степени доступности информации (табл. 1).

Каждый показатель сопровождает информация, которая раскрывает его цель, содержание, способ расчета, варианты интерпретации, источники данных, возможные трудности и альтернативные способы получения первичных данных. Авторы указывают на то, что оптимальный набор, отражающий реакцию TVET-системы на спрос со стороны рынков труда, включает в себя следующие индикаторы: а) доля выпускников TVET-программ, которые получили работу после

4 Интервью первого замминистра просвещения РФ Дмитрия Глушко // Российская газета. 01.03.2021. URL: https://rg.ru/2021/03/01/interviu-pervogo-zamministra-prosveshcheniia-rf-dmitriia-glushko-glavnoe.html.

Таблица 1

Показатели, отражающие степень соответствия TVET-системы потребностям рынка труда (в разрезе доступности данных) [25]

Легкодоступные данные Показатели, по которым данные не доступны Показатели, по которым данные часто отсутствуют

Соотношение занятости и населения (по полу, возрасту и уровню образования) Уровень неформальной занятости (по полу, возрасту и уровню образования) Уровень бедности работающих (по полу и возрасту)

Уровень безработицы (по полу, возрасту и уровню образования) Уровень неполной занятости в зависимости от времени работы (по полу, возрасту и уровню образования) в % от рабочей силы и от общей занятости Средняя реальная заработная плата по профессиям и отраслям (по полу и возрасту)

Статус занятости (по полу, возрасту и уровню образования) Количество вакантных рабочих мест

Занятость по секторам экономики (по полу, возрасту и уровню образования) Показатели создания новых рабочих мест

Занятость по роду занятий (по полу и возрасту) Молодежь, не входящая в состав рабочей силы

Уровень грамотности (по полу и возрасту) Потерявшие надежду найти работу (по полу и возрасту)*

* Потерявшие надежду найти работу (Discouraged workers) - те, кто не работает и не ищет работу, - в качестве рабочей силы не рассматриваются, поэтому их не относят ни к категории занятых, ни к категории безработных

завершения обучения; б) промежуток времени между выпуском и первичным трудоустройством; в) соотношение средней заработной платы выпускников ^ЕТ-сектора и иных работников [25].

Исследования, проводимые под эгидой Туринского процесса, посвящены анализу на основе фактических данных образовательных политик ^ЕТ-системы в контексте социально-экономического развития стран и регионов. Аналитическая рамка Туринского процесса, определяющая инструментальную сторону работы с информацией, охватывает пять ключевых направлений анализа образовательной политики, в том числе результативность и эффективность удовлетворения спроса экономики и рынка труда [12]. В структуре данного раздела выделены три блока факторов, характеризующих параметры ^ЕТ-систем и социально-экономический контекст их деятельности в регионах:

1) факторы экономики и рынка труда, которые формируют спрос на профессиональные квалификации и компетенции;

2) механизмы определения потребностей в профессиональных квалификациях и компетенциях и согласования с ними предложений ^ЕТ-системы;

3) влияние ^ЕТ-системы на спрос на профессиональные квалификации и компетенции, в частности через содействие развитию предпринимательства.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По каждому блоку факторов рекомендованы индикаторы, которые представляются в динамике за 5 лет (табл. 2).

Сопоставляя методологические подходы, используемые в практике индикативного управления в нашей стране и за рубежом, можем констатировать, что в российском исследовательском дискурсе, в отличие от западных подходов (табл. 2), обратное влияние системы СПО на потребности экономики и рынка труда не выступает предметом анализа и в инструментальном качестве не используется в управлении. Хотя очевидно, что предложение компетенций и квалификаций и их «вброс» на рынок труда является стимулом к созданию рабочих мест, например в режиме самозанятости и малого предпринимательства.

В докладе ЮНЕСКО "Unleashing the Potential. Transforming Technical and Vocational Education and Training" в составе контекстуальных факторов развития TVET-сектора описаны требования рынков труда на разных уровнях: национальном, региональном, территориальном. В качестве индикаторов, характеризующих возможности трудоустройства выпускников, содействия их эффективной адаптации к особенностям и ограничениям рынка труда, используются следующие:

- уровень безработицы;

- прекарная (неустойчивая) занятость в общем количестве занятых;

- молодежная безработица (15-24 года);

- уровень заработной платы молодежной когорты (15-24 года);

- неформальная занятость [20].

Таблица 2

Индикаторы раздела «Результативность и эффективность удовлетворения потребностей экономики и рынка труда» аналитической рамки Туринского процесса [12]

Индикаторы Источники данных

1. Факторы экономики и рынка труда, формирующие спрос на навыки

Чистая миграция Всемирный банк

Международные трудовые мигранты База данных Международной организации труда

Бремя социального обеспечения Исследования рабочей силы (через национальные статистические службы)

Темп прироста ВВП Всемирный банк

ВВП на душу населения

ВВП по секторам экономики Национальные статистические службы/национальные источники

ВВП по регионам

Доля малых и микропредприятий в общем объеме активного бизнеса

Индекс конкурентоспособности Всемирный экономический форум

Прямые иностранные инвестиции (прямые инвестиции как доля ВВП) Всемирный банк

Открытость торговли (средний объем экспорта и импорта в процентах от ВВП) Статистический отдел ООН

Занятость по видам профессиональной деятельности Исследования рабочей силы (через национальные статистические службы)

Занятость по секторам экономики

Занятость по статусу занятости и полу

Занятость по секторам относительно ВВП по секторам Исследования рабочей силы

Показатель безработицы по полу, уровням образования и регионам

Показатель безработицы среди молодежи по полу, уровням образования и регионам

Объем неформальной экономики в процентах от ВВП Национальные источники

Занятость в государственном секторе в процентах от общей занятости Исследования рабочей силы

Численность впервые ищущих работу и долгосрочных безработных пропорционально общему числу безработных (15+ лет)

2. Определение потребностей в профессиональных квалификациях и компетенциях и приведение в соответствие с ним предложений ТVET-системы

Расходы на активную политику на рынке труда в процентах от ВВП Национальные источники

Доля зарегистрированных безработных, охваченных активной политикой на рынке труда

Количество вакансий по секторам экономики

Численность зарегистрированных безработных

Количество вакансий на общее число зарегистрированных безработных

Количество направлений на работу

Уровень удовлетворенности предприятий профессиональными навыками Исследования Всемирного банка, национальные источники

Охват населения по программам ^ЕТ Национальные источники

Коэффициент выпуска по программам ^ЕТ

Доля трудоустроенных или самозанятых выпускников ^ЕТ-программ

3. Потенциал влияния ТVET-системы на потребности экономики и рынка труда

Индекс изучения предпринимательства ОЭСР/Европейский фонд образования

Темп прироста стартапов ОЭСР Национальные источники

Перечисленные показатели отражают проблемы, сдерживающие реформы TVET-системы: отсутствие мест трудоустройства, низкое качество рабочих мест трудоустройства после завершения обучения, высокий уровень безработицы среди молодежи, дисбаланс спроса и предложения квалификаций и компетенций.

Для принятия управленческих решений специальное Руководство по применению индикаторов Европейского фонда образования рекомендует три типа показателей (количественные, качественные и процессные), выбор которых определяется характером используемых данных и предметом измерения [10]. Количественные метрики содержат статистические данные, выраженные числами. Качественные формируются на основе тематических исследований практик применения (case studies), наблюдений, глубинных интервью, отчетов, экспертных оценок и т. д. Представление итоговой информации реализуется как в описательной, так и в оценочной форме, которая предполагает подсчет и предоставление результатов в числовом выражении. Процессные индикаторы выделены в отдельную группу и могут содержать количественную (объективную) и качественную (субъективную) информацию. Они предназначены для измерения степени достижения заявленного результата и выявления дефицитов/пробелов в различных сферах посредством замеров и дальнейших сопоставлений с установленными целевыми значениями, стандартами или другими ориентирами (табл. 3).

Практический справочник показателей, представленный в рассматриваемом руководстве, содержит 50 наименований, где для каждого индикатора приведено описание, алгоритм разработки, формулы расчета и источники данных. Документ не содержит возможных вариантов интерпретации тех или иных показателей и предоставляет пользователям самим выступать авторами компоновки наборов индикаторов или, в зависимости от имеющейся информации, создания новых показателей. Важной особенностью подобных мануалов, широко распространенных в зарубежной практике, является их вариативность, стимулирующая гибкое конструирование предлагаемых измерительных инструментов и оптимальное «пакетирование» в соответствии с целями анализа/ оценки и контекстом ситуации.

Процесс отбора показателей дает возможность рекрутировать заинтересованные стороны для обеспечения актуальности индикаторов, а также для выработки и принятия консолидированных решений, что имеет важное значение для управления изменениями и предоставления качественных данных.

Таблица 3

Индикаторы для оценки развития региональных ТVET-систем с учетом специфики рынков труда [10]

Количественные индикаторы

- Активные программы на рынке труда**;

- изменения в структуре занятости в разрезе секторов экономики;

- изменения в структуре занятости по видам профессиональной деятельности;

- темпы роста стартапов;

- доля микро- и малых предприятий в общем объеме активного бизнеса;

- уровень экономической активности населения;

- уровень безработицы;

- изменения в структуре занятости населения по статусу и полу;

- доля неработающей и необучающейся молодежи;

- доля долгосрочных безработных в общей численности безработного населения;

- обучение преподавателей-наставников;

- расходы на непрерывное профессиональное обучение и обучение взрослых;

- индекс развития человеческого потенциала;

- инвестиции в обучение преподавателей и мастеров производственного обучения;

- целевое трудоустройство учащихся ТУЕТ-системы

Качественные индикаторы

- Индекс экономической свободы;

- индекс многомерной бедности;

- доля бедного населения;

- индекс легкости ведения бизнеса;

- индекс конкурентоспособности;

- использование приобретенных умений на рабочем месте

Процессные индикаторы (на примере обучения предпринимательским умениям)

- Партнерство в сфере политики;

- процесс разработки политики;

- ресурсы для поддержки политики;

- мониторинг и оценка;

- обмен успешной практикой;

- неформальное обучение

**Показатель «активные программы на рынке труда» включает все затраты на социальные нужды (кроме образования), используемые при поиске работы. Учитывает затраты на государственные службы занятости и управление; обучение для рынка труда; специальные молодежные программы, способствующие переходу от обучения к трудовой деятельности; программы, обеспечивающие трудоустройство (или расширяющие возможности трудоустройства) безработных граждан (за исключением молодежи и инвалидов); специальные программы для людей с ограниченными возможностями. Показатель выражается как доля ВВП

В опыте зарубежных стран используется несколько способов привлечения стейкхолдеров профессионального образования к определению базовых показателей развития и их целевых значений. Это организация консультаций по выбору и приоритизации индикаторов, стимулирование обратной связи для пони-

мания того, насколько адекватно существующие данные отражают реальность («наземная проверка») и совместное формирование набора показателей, связанных с образовательной политикой [17, р. 45-47].

Анализ практик индикативного управления системами профессионального образования в отдельных странах позволяет выявить и описать общие черты и различия в используемом управленческом инструментарии, в том числе отборе пакетов показателей/ индикаторов и периодичности проведения оценочно-аналитических процедур. Так, в рамках совместной инициативы «VET 4.0», стартовавшей в Германии в 2016 г., федеральным Министерством образования и исследований (Bundesministerium für Bildung und Forschung) и федеральным Институтом профессионального образования и обучения (Bundesinstitut für Berufsbildung, BIBB) запущены проекты по созданию систем мониторинга и прогнозированию спроса на квалифицированный персонал в разрезе профессий и экономических секторов [24]. Для оценки навыков и понимания того, как меняются потребности в квалификациях и компетенциях, широко используются компьютерные технологии, большие данные и возможности искусственного интеллекта. Инструментарий исследований, реализуемых в Германии, включает в себя следующие методы:

1) прогнозы квалификаций и профессиональных областей. Институт исследований занятости (Institut für Arbeitsmarkt- und Berufsforschung) и упоминавшийся выше BIBB совместно формируют модели прогнозируемых изменений на рынке труда к 2035 г. В исследованиях выявляются связи преемственности между новыми профессиями и фактически существующими для развития «профессиональной гибкости» выпускников VET-системы. Долгосрочные изменения в профессиональных областях и квалификациях отображаются дифференцированно (в разрезе территорий, отраслей, уровней квалификации и т. д.), что позволяет на ранней стадии предпринять необходимые действия для балансировки спроса и предложения на рынках труда [27].

2) Опросы компаний на рынке труда, выявляющие ситуацию в сфере технологических и организационных изменений и связанных с ними трансформаций в требованиях к навыкам работников. Панельные исследования охватывают более 2000 фирм, различающихся по размерам, отраслевой принадлежности, правовым формам. Помимо этого, проводятся обследования различных секторов, ориентированные на определение требований к квалификациям и отдельным компетенциям в конкретных областях, которые дают более

подробную и эмпирически подтвержденную информацию о спросе на навыки по разным профессиям.

3) Анализ объявлений о вакансиях как источника информации о заявленных работодателями потребностях в квалифицированных работниках на рынке труда и компетентностных профилях соискателей.

4) Опросы работодателей, размещающих объявления о вакансиях, по результатам которых устанавливается, были ли заполнены заявленные ранее вакансии, и если нет, то по каким причинам.

5) Опросы администрации компаний, выявляющие экспертное знание внутрифирменных стратегий нововведений в компаниях и, соответственно, о возможной трансформации спроса на навыки.

В Австралии VET-программы выступают предметом пристального внимания национального правительства. Одно из последних полномасштабных исследований развития данной сферы - экспертный обзор "Strengthening Skills", подготовленный под руководством S. Joyce, председателя Экспертной группы по профессиональным навыкам и реализации реформ в VET-секторе. Работа осуществлялась в целях оптимизации деятельности системы профессионального образования и обучения, стимулирования ее направленности на удовлетворение потребностей в квалификациях, необходимых для работы в меняющихся экономических условиях. Применены показатели, которые отражают процессы и результаты консолида-ций усилий VET-системы и представителей реального сектора экономики, характеризуют характер их взаимодействия и выполняют функции предикторов развития:

- доля работодателей, использующих VET-систему для обучения персонала;

- доля работодателей, обеспечивающих неаккредитованную подготовку своих сотрудников;

- доля трудоустроенных выпускников VET-системы;

- доля выпускников VET-системы, продолживших образование;

- доля безработных выпускников VET-системы;

- трудоустройство выпускников, обучавшихся в дуальной форме;

- средний годовой доход выпускников VET-системы, трудоустроенных на полную ставку после обучения;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- степень удовлетворенности работодателей качеством подготовки в VET-системе [25].

Следует отметить, что рассматриваемый документ актуализировал проблему дефицита информации о выпускниках VET-системы Австралии на нацио-

нальном уровне: данных о результатах трудоустройства, оценки удовлетворенности результатами обучения, востребованности навыков, полученных в образовательной организации. В более широком плане обсуждается отсутствие общенационального механизма идентификации обучающихся для отслеживания последующего жизненного/профессионального пути и достигнутых результатов, что затрудняет проведение сравнительных лонгитюдных исследований.

Деятельность Национального центра исследований в области профессионального образования Австралии (National Centre for Vocational Education Research, NCVER) строится на регулярных опросах работодателей. В 2021 г. краткие результаты обследования 5б15 австралийских работодателей были представлены в бюллетене NCVER, где проанализированы показатели, характеризующие выбор работодателями поставщиков услуг профессионального обучения и форматов повышения квалификации персонала предприятий, а также уровень удовлетворенности качеством обучения в частных учебных заведениях, государственных образовательных организациях (Technical and Further Education5), учебных центрах отраслевых ассоциаций работодателей [1б].

В Саудовской Аравии реализуется стратегический подход к развитию информационных систем национального уровня в сфере образования. Первую из них - Educational Management Information Systems (EMIS) - можно определить как систему сбора, интеграции, обработки, хранения и распространения данных в поддержку принятия решений, анализа и разработки политики, планирования, мониторинга и управления на всех уровнях образования. Вторая национальная информационная система - Educational Decision Support Systems (EDSS) - представляет собой цифровой сервис поддержки принятия решений в сфере образования. Несколько лет назад была разработана интегрированная система EDSS/EMIS, ориентированная на достижение следующих основных политических целей:

- управление рисками функционирования и развития VET-сектора путем обеспечения соответствия законодательству и нормативным актам;

- снижение затрат VET-сектора за счет эффективного мониторинга и аудита;

- повышение эффективности работы VET-системы путем установления стандартов, контрольных индикаторов и целевых значений показателей;

- максимизация результатов посредством концентрации внимания на значительных отклонениях от стандартов и целевых значений показателей [19].

Прикладные задачи, решаемые системой EDSS/ EMIS, относятся к следующим управленческим функциям:

- оперативной работе с информацией (сбор точных и актуальных данных из наиболее подходящих источников; создание хранилищ информации/знаний; улучшение доступа к информации для лиц, определяющих политику, других заинтересованных сторон);

- стратегическому управлению (выбор соответствующих ключевых показателей, связанных с политикой развития образовательных систем; использование полного спектра методов анализа для достижения заявленных результатов; управление информацией и знаниями для удовлетворения меняющихся потребностей).

Модель ключевых показателей эффективности развития VET-системы, помимо перечня ключевых индикаторов, содержит их описание, алгоритм расчета, источники необходимой информации, характеристики используемых данных, расчетные формулы, указание на уровень анализа (национальный, территориальный, образовательной организации). Для оценки качества взаимодействия VET-системы и рынка труда предлагаются следующие индикаторы:

- доля безработных выпускников VET-системы через 6 месяцев после окончания профессиональной образовательной организации;

- степень соответствия учебной программы VET-провайдера требованиям местного рынка труда (доля трудоустроившихся на местном уровне выпускников, подготовка которых оценивается работодателем как удовлетворительная или выше) [19].

Оценка текущего состояния профессионального образования и подготовки в Таиланде с акцентом на проблематику согласования деятельности VET-системы с актуальными и перспективными потребностями рынка труда представлена в докладе ОЭСР 2021 г. "Vocational Education and Training in Thailand", подготовленном в рамках серии страновых докладов. В составе показателей, на основе анализа которых производится оценка соответствия деятельности системы подготовки кадров требованиям рынка труда, представлены следующие индикаторы:

- доля работодателей, испытывающих трудности с заполнением вакансий в течение трех месяцев;

5 Technical and Further Education (TAFE) - объединение технических образовательных организаций, предоставляющих профессиональное образование и квалификационные курсы в рамках государственной образовательной системы Австралии.

- доля рабочих мест с высокой вероятностью автоматизации или вероятностью значительных изменений (рабочие места, которые могут быть полностью автоматизированы и содержание которых претерпит значительные изменения);

- напряженность на рынке труда по уровням образования в разрезе профессий и специальностей;

- количество необходимых работников в разбивке по типу работы в области информационно-коммуникационных технологий и отрасли;

- нехватка квалифицированных кадров по отраслям производства (с указанием профессий, испытывающих наибольший дефицит кадрового замещения);

- доля работников, не соответствующих уровню квалификации или специальности по отраслям и по уровню образования (указывается как недостаток, так и переизбыток квалификации);

- средняя почасовая заработная плата и надбавки к заработной плате работников, имеющих разный уровень образования [28].

Как можно видеть, все эти индикаторы являются внешними по отношению к VET-сектору и отражают социально-экономический контекст деятельности системы подготовки кадров.

Результаты исследования показывают, что в меж-страновых сопоставлениях, как правило, используются доступные статистические показатели: уровень занятости, молодежная безработица, характеристики миграционных процессов, которые лишь отчасти и косвенным образом могут свидетельствовать о степени соответствия системы подготовки кадров требованиям рынка труда. В отдельных случаях меж-страновые сравнения дополняются результатами специальных кросс-культурных исследований работодателей, реализуемых такими международными организациями, как CEDEFOP, UNESCO, OECD. Используемые при этом метрики более детализированы: оценивается регулярность взаимодействия, содержание профессионального обучения, удовлетворенность работодателей подготовкой выпускников и т. д.

В страновых обзорах, посвященных деятельности систем профессионального образования и обучения, помимо общепринятых показателей международного сравнения, аналитики оперируют данными, которые аккумулируются национальными статистическими службами и исследовательскими организациями VET-сферы. Во многих странах ОЭСР созданы исследовательские центры VET-сектора, в функции которых входит проведение исследований и анализа по вопросам профессионального образования и рынка труда: Korea Research Institute for Vocational Education and

Training - в Южной Корее; BIBB - в Германии; Swiss Federal Institute for Vocational Education and Training -в Швейцарии; Nemzeti Szakkepzesi es Felnottkepzesi Intezet - в Венгрии. Такие центры, как правило, также несут ответственность за разработку и реализацию некоторых аспектов политики в сфере подготовки кадров с прикладными квалификациями. В этих случаях показатели согласования стратегий развития VET-систем и потребностей рынков труда могут быть более верифицируемы и детальны, а их анализ включает более широкий спектр параметров и характеристик взаимодействия.

Заключение

Исследователи вопросов индикативного управления в образовании единодушны в том, что точный подбор показателей выступает решающим фактором эффективности выработки и принятия управленческих решений по изменениям в параметрах образовательной системы и/или корректировкам стратегических приоритетов ее развития. Наиболее явно проявляющейся тенденцией развития индикативного управления VET-сектором в зарубежных странах является расширение практики анализа внешних эффектов деятельности систем подготовки кадров и смещение оценочных критериев на параметры их синхронизации с запросами экономики и рынков труда.

Преимущества использования технологии индикативного управления региональной системой СПО заключаются в следующем:

- в рамках выработки и реализации приоритетов региональной образовательной политики в сфере подготовки кадров с прикладными квалификациями индикаторы представляют собой инструмент, который вносит ясность в целеполагание и стратегии системы, делает предметом общественного обсуждения и рефлексии направления преобразований в региональной системе СПО;

- корректно подобранные индикаторы способствуют вовлечению потенциальных инвесторов, в том числе работодателей, в развитие системы подготовки кадров, поскольку они помогают контролировать использование ресурсной базы профессиональных образовательных организаций, поддерживать подотчетность заинтересованных сторон и выявлять слабые звенья в системе, которые требуют дальнейших преобразований и коррекции;

- наряду с выполнением аналитических функций, индикаторы являются эффективным мотиватором, направляющим усилия всех участников системы подготовки кадров: заданные региональным органом

управления образованием в виде контрольных показателей приоритеты развития обеспечивают их реализацию на уровне профессиональных образовательных организаций, а посредством целевых значений ключевых индикаторов задаются ориентиры развития системы СПО;

- индикаторы позволяют повысить уровень достоверной информированности всех заинтересованных сторон о конкретных проблемах функционирования и развития региональной системы СПО и заручиться общественной поддержкой профессиональных сообществ, населения региона в пользу имплементации выработанных совместно приоритетов образовательной политики.

В то же время проведенное исследование показало, что существуют определенные организационные рамки и значимые ограничения использования наборов показателей/индикаторов на практике, которые будут рассмотрены во второй части настоящей статьи.

Литература

1. Агранович М. Л. Индикаторы в управлении образованием: что показывают и куда ведут? // Вопросы образования. 2008. № 1. С. 120-145.

2. Технология и результаты исследования систем среднего профессионального образования в контексте социально-экономического развития регионов / С. Ю. Алашеев, Т. Г. Кутейницына, Н. Ю. Посталюк, В. А. Прудникова // Перспективы науки и образования. 2020. № 6 (48). С. 474-490. DOI: 10.32744/pse.2020.6.36.

3. Барабашев А. Г, Макаров А. А., Макаров И. А. О совершенствовании индикативных оценок качества государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. 2019. № 2. С. 1-38.

4. Цифровое будущее государственного управления по результатам / Е. И. Добролюбова, В. Н. Южаков, А. А. Ефремов, Е. Н. Клочкова, Э. В. Талапина, Я. Ю. Старцев. М., 2019. 114 с.

5. Каплан Р., Нортон Д. Сбалансированная система показателей. М., 2003. 214 с.

6. Карпова Н. К., Мареев В. И. Методология индикативного планирования и управления развитием образовательных систем // Гуманитарий Юга России. 2021. № 3 (49). С. 34-44. DOI: 10.18522/2227-8656.2021.3.2.

7. Клименко А. В. Управление и бюджетирование, ориентированные на результат. М., 2021. 48 с.

8. Кравцов С. С., Карпова Н. К., Мареев В. И. Индикативное управление развитием образования [Электронный ресурс] // Проблемы управления инновационным развитием образования, науки и педагогической практики. URL: http://econf. rae.ru/article/6633.

9. Методология мотивирующего мониторинга деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования [Электронный ресурс]: утверждена Распоряжением Минпроса России от 01.09.2021 № Р-210. URL: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-minprosveshcheniia-rossii-ot-01092021 -n-r-210/metodologiia-motiviruiushchego-monitoringa-deiatelnosti-organov/1/1.1/.

10. Руководство Европейского Фонда Образования по использованию индикаторов [Электронный ресурс]. URL: https:// www.etf.europa.eu/sites/default/fNes/rn/D46D03E0B5E85C9FC 1257CBA004E700C_Indicators%20Manual_RU.pdf.

11. Сироткина Н. В. Индикативное управление социально-эконмическими системами // Вестник ВГУ Серия «Экономика и управление». 2017. № 4. С. 96-106.

12. Туринский процесс - 2014 [Электронный ресурс]. URL: https:// www.etf.europa.eu/sites/default/files/m/E2889F102A7C3A64C 1257F17003024CB_TRP%202014%20Moscow_RU.pdf.

13. Управление качеством образования в регионе на основе показателей и индикаторов. М., 2008. 184 с.

14. Фиофанова О. А. Управление на основании данных в сфере образования // Народное образование. 2019. № 4. С. 135-142.

15. Investigating the barriers to change management in public sector educational institutions / A. Al-Alawi, M. Abdulmohsen, F. Al-Malki, A. Mehrotra // International Journal of Educational Management. 2019. Vol. 33, № 1. P. 112-148.

16. Australian vocational education and training statistics. Employers' use and views of the VET system 2021 [Electronic resource]. URL: https://www.ncver.edu.au/data/assets/pdf_ file/0042/9669183/Employers_use_and_views_of_the_VET_ system_2021.pdf.

17. Gouëdard Р. Developing indicators to support the implementation of education policies [Electronic resource] // OECD Education Working Paper. 2021. № 255. 51 p. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/education/developing-indicators-to-support-the-implementation-of-education-policies_b9f04dd0-en.

18. How States Engage in Evidence-Based Policymaking. A national assessment. A report from the Pew-MacArthur Results First Initiative. January 2017. [Electronic resource]. URL: http://www. pewtrusts.org/~/media/assets/2017/01/how_states_engage_ in_evidence_based_policymaking.pdf.

19. Key performance indicator models [Electronic resource]. URL: http://www.vincentgaspersz.com/wp-content/uploads/2019/12/ Edu-2-Key_Performance_Indicators-UNESCO-MoE-Saudi-Arabia-VG.pdf.

20. Marope P. T. M., Chakroun B., Holmes K. P. Unleashing the Potential. Transforming Technical and Vocational Education and Training [Electronic resource]. Paris: UNESCO, 2015. URL: http:// www.ibe.unesco.org/sites/default/files/resources/unleashing-potential-2015_eng.pdf.

21. Neises F., Zinnen H. Target groups and main support focuses of programmes in the action area of training // BWP magazine. Support through programmes. 2018. № 5. P. 7-9.

22. Pollitt C., Bouckaert C. Continuity and Change in Public Policy and Management. Cheltenham, Edward Elgar, 2009. 232 p.

23. Proposed Indicators for Assessing Technical and Vocational Education and [Electronic resource] / Training. Inter-Agency Working Group on TVET Indicators. URL: https://www.etf.europa. eu/sites/default/files/m/E112211E42995263C12579EA00 2EF821_Report% 20on%20indicators%20April%202012.pdf.

24. Qualification and occupational fields projections [Electronic resource] / Federal Institute for Vocational Education and Training. URL: https://www.bibb.de/en/49603.php.

25. Strengthening Skills. Expert Review of Australia's Vocational Education and Training System [Electronic resource]. Commonwealth of Australia, 2019. URL: https://www.pmc.gov. au/resource-centre/domestic-policy/vet-review/strengthening-skills-expert-review-australias-vocational-education-and-training-system.

26. The Path to Becoming a Data-Driven Public Sector [Electronic resource].URL:https://www.oecd-ilibrary.org/sites/059814a7-en/ index.html?itemId=/content/publication/059814a7-en.

27. The QuBe Data Portal [Electronic resource] / Federal Institute for Vocational Education and Training. URL: https://www.bibb.de/ en/qube_datenportal.php.

28. Vocational Education and Training in Thailand [Electronic resource]. URL: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/cc20bf6d-en/ index.html?itemId=/content/publication/cc20bf6d-en.

References

1. Agranovich M. L. Indikatory' v upravlenii obrazovaniem: chto pokazy'vayut i kuda vedut? [Indicators in education management: what do they show and where do they lead?]. Educational Studies Moscow, 2008, no. 1, pp. 120-145. (In Russian).

2. Alasheev S. Yu., Kuteinitsyna T. G., Postalyuk N. Yu., Prudnik-ova V. A. Texnologiya i rezul'taty' issledovaniya sistem sred-nego professional'nogo obrazovaniya v kontekste social'no-e'konomicheskogo razvitiya regionov [Technology and research results of vocational education and training systems in the context of region socio-economic development]. Perspectives of Science and Education, 2020, no. 6 (48), pp. 474-490. DOI: 10.32744/pse.2020.6.36. (In Russian).

3. Barabashev A. G., Makarov A. A., Makarov I. A. O sovershenst-vovanii indikativny'x ocenok kachestva gosudarstvennogo uprav-leniya [On the improvement of indicative quality assessment of public ad-ministration]. Public Administration Issues, 2019, no. 2, pp. 1-38 (In Russian).

4. Dobrolyubova E. I., Yuzhakov V. N., Efremov A. A., Klochkova E. N., Talapina E. V., Starcev Ya. Yu. Cifrovoe budushhee gosudarstvennogo upravleniya po rezul'tatam [The digital future of government by results]. Moscow, 2019, 114 p. (In Russian).

5. Kaplan R., Norton D. Sbalansirovannaya sistema pokazatelej [Balanced Scorecard]. Moscow, 2003, 214 p. (In Russian).

6. Karpova N. K., Mareev V. I. Metodologiya indikativnogo planiro-vaniya i upravleniya razvitiem obrazovatel'ny'x sistem [Methodology of indicative planning and management of the educational systems' development]. Humanities of the South of Russia, 2021, no. 3 (49), pp. 34-44. DOI: 10.18522/2227-8656.2021.3.2. (In Russian).

7. Klimenko A. V. Upravlenie i byudzhetirovanie, orientirovanny'e na rezul'tat [Results-oriented management and budgeting]. Moscow, 2021, 48 p. (In Russian).

8. Kravczov S. S., Karpova N. K., Mareev V. I. Indikativnoe upravlenie razvitiem obrazovaniya [Indicative management of educational development]. Problems of managing the innovative development of education, science and pedagogical practice. Available at: http://econf.rae.ru/article/6633. (In Russian).

9. Metodologiya motiviruyushhego monitoringa deyatel'nosti organov ispolnitel'noj vlasti sub''ektov Rossijskoj Federacii, osushhestvly-ayushhix gosudarstvennoe upravlenie v sfere obrazovaniya [Methodology of motivational monitoring of the executive authorities of the subjects of the Russian Federation, carrying out public administration in the field of education]. Approved by Order No. R-210 of the Ministry of Education of Russia, September 01, 2021. Available at: https://sudact.ru/law/rasporiazhenie-minprosveshcheniia-rossii-ot-01092021-n-r-210/metodologiia-motiviruiushchego-monitoringa-deiatelnosti-organov/1/1.1/. (In Russian).

10. Rukovodstvo Evropejskogo Fonda Obrazovaniya po ispol'zovaniyu indikatorov [European Training Foundation Guidelines on the Use of Indicators]. Available at: https://www.etf.europa.eu/sites/ default/files/m/D46D03E0B5E85C9FC1257CBA004E700C_Indi-cators%20Manual_RU.pdf. (In Russian).

11. Sirotkina N. V. Indikativnoe upravlenie social'no-e'konmicheskimi sistemami [Indicative management of social-economic systems]. Proceedings of Voronezh State University. Series: Economics and Management, 2017, no. 4, pp. 96-106. (In Russian).

12. Turinskij process - 2014 [Turinskij process - 2014]. Available at: https://www.etf.europa.eu/sites/default/files/iri/E2889F102A-7C3A64C1257F17003024CB_TRP%202014%20Moscow_RU.pdf. (In Russian).

13. Upravlenie kachestvom obrazovaniya v regione na osnove poka-zatelej i indikatorov [Management of the quality of education in the region on the basis of indicators and indicators]. Moscow, 2008, 184 p. (In Russian).

14. Fiofanova O. A. Upravlenie na osnovanii danny'x v sfere obrazo-vaniem [Big-data management in education]. Public Education, 2019, no. 4, pp. 135-142. (In Russian).

15. Al-Alawi A., Abdulmohsen M., Al-Malki F., Mehrotra A. Investigating the barriers to change management in public sector educational institutions. International Journal of Educational Management, 2019, vol. 33, no. 1, pp. 112-148. (In English).

16. Australian vocational education and training statistics. Employers' use and views of the VET system 2021. Available at: https://www.ncver.edu.au/data/assets/pdf_file/0042/9669183/ Employers_use_and_views_of_the_VET_system_2021.pdf. (In English).

17. Gouedard P. Developing indicators to support the implementation of education policies. OECD Education Working Paper, 2021, no. 255, 51 p. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/educa-tion/developing-indicators-to-support-the-implementation-of-education-policies_b9f04dd0-en. (In English).

18. How States Engage in Evidence-Based Policymaking. A national assessment. A report from the Pew-MacArthur Results First Initiative. January 2017. Available at: http://www.pewtrusts. org/~/media/assets/2017/01/how_states_engage_in_evidence_ based_policymaking.pdf. (In English).

19. Key performance indicator models. Available at: http://www.vincent-gaspersz.com/wp-content/uploads/2019/12/Edu-2-Key_Perfor-mance_Indicators-UNESCO-MoE-Saudi-Arabia-VG.pdf. (In English).

20. Marope P. T. M., Chakroun B., Holmes K. P. Unleashing the Potential. Transforming Technical and Vocational Education and Training. Paris, UNESCO, 2015. Available at: http://www.ibe.unesco. org/sites/default/files/resources/unleashing-potential-2015_ eng.pdf. (In English).

21. Neises F., Zinnen H. Target groups and main support focuses of programmes in the action area of training. BWP magazine. Support through programmes, 2018, no. 5, pp. 7-9. (In English).

22. Pollitt C., Bouckaert C. Continuity and Change in Public Policy and Management. Cheltenham, Edward Elgar, 2009, 232 p. (In English).

23. Proposed Indicators for Assessing Technical and Vocational Education and. Training. Inter-Agency Working Group on TVET Indicators. Available at: https://www.etf.europa.eu/sites/default/ files/m/E112211E42995263C12579EA002EF821_Report% 20on%20indicators%20April%202012.pdf. (In English).

24. Qualification and occupational fields projections. Federal Institute for Vocational Education and Training. Available at: https://www.bibb.de/en/49603.php. (In English).

25. Strengthening Skills. Expert Review of Australia's Vocational Education and Training System. Commonwealth of Australia, 2019. Available at: https://www.pmc.gov.au/resource-centre/domestic-policy/vet-review/strengthening-skills-expert-review-australias-vocational-education-and-training-system. (In English).

26. The Path to Becoming a Data-Driven Public Sector. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/059814a7-en/index. html?itemId=/content/publication/059814a7-en. (In English).

27. The QuBe Data Portal. Federal Institute for Vocational Education and Training. Available at: https://www.bibb.de/en/qube_daten-portal.php. (In English).

28. Vocational Education and Training in Thailand. Available at: https://www.oecd-ilibrary.org/sites/cc20bf6d-en/index.html? itemId=/content/publication/cc20bf6d-en. (In English).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.