Научная статья на тему 'ПРАКТИКИ ХРИСТИАНСКОГО ПРИМИРЕНИЯ В США: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ'

ПРАКТИКИ ХРИСТИАНСКОГО ПРИМИРЕНИЯ В США: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
123
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКОЕ ПРИМИРЕНИЕ / МЕДИАЦИЯ / АРБИТРАЖ / РЕЛИГИОЗНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / РЕЛИГИОЗНЫЕ НОРМЫ / ПРАВО / США

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Мухаметзарипов Ильшат

В статье раскрывается история развития практик христианского примирения в США во второй половине XX - начале XXI в. как результат сочетания ряда факторов, в первую очередь, активности протестантских церквей и деятельности юристов-христиан, распространения системы альтернативного разрешения споров и особенностей толкования судами Первой поправки к Конституции. Автор подробно анализирует структуру и основные направления деятельности ведущих организаций по христианскому примирению: Института христианского примирения и организации RW360. Особое внимание уделяется процедурам религиозного примирения, медиации и арбитража, а также образовательной деятельности по подготовке христианских миротворцев и их сертифицированию. В США есть как сторонники, так и противники практик христианского примирения. Первые рассматривают данный механизм как часть свободы вероисповедания и инструмент совершенствования социальных отношений, снижения конфликтности в обществе, вторые же настаивают на необходимости их запрета или ограничения как нарушающих права человека. По мнению автора, система христианского примирения, несмотря на свои достоинства, уязвима к проникновению недобросовестных практик из юридической сферы, медиаторы и арбитры могут обходиться несправедливо с рядовыми верующими в угоду интересам религиозных организаций. Тем не менее, институты христианского примирения в США служат примером того, как религиозные объединения, используя предоставляемые светской правовой системой возможности, расширяют свое влияние в обществе и актуализируют традиционные функции религии по урегулированию споров на новом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRACTICES OF CHRISTIAN CONCILIATION IN THE USA: HISTORY, CURRENT STATE AND PROBLEMS

The article shows the history of the practice of Christian conciliation in the United States in the second half of the 20th and early 21st centuries as a result of a combination of several factors, primarily the activities of Protestant churches and Christian lawyers, the spread of the system of alternative dispute resolution and the peculiarities of the First Amendment interpretation by the courts. The author analyzes in detail the structure and main directions of activities of the leading organizations such as the Institute for Christian Conciliation and “RW360". Particular attention is paid to the procedure of religious conciliation, mediation and arbitration, as well as educational activities for the training of Christian peacekeepers and their certification. There are both supporters and opponents of Christian conciliation practices in the United States. The former consider this mechanism as part of freedom of religion and a tool for improving social relations, reducing conflict in society, while the latter insist on the need to prohibit or limit such practices as violating human rights. According to the author, the system of Christian conciliation, despite its merits, is vulnerable to the penetration of unscrupulous practices from the legal sphere: mediators and arbitrators can treat ordinary believers unfairly in order to please the interests of religious organizations. Overall, the studied institutions are an example of how religious associations, using the opportunities provided by the secular legal system, expand their influence in society and actualize the traditional religious functions of disputes resolution.

Текст научной работы на тему «ПРАКТИКИ ХРИСТИАНСКОГО ПРИМИРЕНИЯ В США: ИСТОРИЯ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ»

ИлЬШАТ МУХАМЕТЗАРИПОВ

Практики христианского примирения в США: история, современное состояние и проблемы

DOI: https://doi.org/lO.22394/2073-7203-2022-40-4-333-357 Ilshat Mukhametzaripov

Practices of Christian Conciliation in the USA: History, Current State and Problems

Ilshat Mukhametzaripov — Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (Kazan, Russia). [email protected]

The article shows the history of the practice of Christian conciliation in the United States in the second half of the 20th and early 21st centuries as a result of a combination of several factors, primarily the activities of Protestant churches and Christian lawyers, the spread of the system of alternative dispute resolution and the peculiarities of the First Amendment interpretation by the courts. The author analyzes in detail the structure and main directions of activities of the leading organizations such as the Institute for Christian Conciliation and "RW360". Particular attention is paid to the procedure of religious conciliation, mediation and arbitration, as well as educational activities for the training of Christian peacekeepers and their certification. There are both supporters and opponents of Christian conciliation practices in the United States. The former consider this mechanism as part of freedom of religion and a tool for improving social relations, reducing conflict in society, while the latter insist on the need to prohibit or limit such practices as violating human rights. According to the author, the system of Christian conciliation, despite its merits, is vulnerable to the penetration of unscrupulous practices from the legal sphere: mediators and arbitrators can treat ordinary believers unfairly in order to please the interests of religious organizations. Overall, the studied institutions are an example of how religious associations, using the opportunities provided by the secular legal system, expand their influence in society and actualize the traditional religious Junctions of disputes resolution.

Keywords: Christian conciliation, mediation, arbitration, religious associations, religious norms, law, USA.

Мухаметзарипов И. Практики христианского примирения в США: история, современное состояние и проблемы // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. 2022. № 40(4). С. 333-357. 333

Mukhametzaripov, Ilshat. (2022) "Practices of Christian Conciliation in the USA: History, Current State and Problems", Gos-udarstvo, religiia, tserkov' v Rossii i za rubezhom 40(4): 333-357.

Введение

РЕЛИГИОЗНЫЕ объединения, как и любые сообщества, в ходе своей деятельности нуждаются в институтах по урегулированию конфликтов, связанных с нарушениями религиозных предписаний, невыполнением обязательств, несоответствием требований к занимаемой должности, совершением порочащих поступков, межличностной неприязнью и т. д. От успешности разрешения конфликтов зависит не только сохранение отношений между единоверцами (супругами, родственниками, соседями, коллегами, деловыми партнерами), но и авторитет религиозных лидеров, стабильность религиозных структур.

Когда речь заходит о религиозных механизмах разрешения конфликтов в светских государствах, то чаще всего имеют в виду мусульманские сообщества, нормы шариата и шариатские суды, при этом другие религиозные объединения остаются без достаточного внимания. Между тем, в современных США существует такой специфический социальный институт на стыке религии и права, как христианское примирение1.

Мы рассмотрим развитие и функционирование христианского примирения в США при помощи структурно-функционального анализа, уделив внимание христианскому примирению как социальному явлению, предпосылкам его появления, основным организациям; их принципам, нормам, направлениям деятельности; механизмам разрешения споров; взаимодействию с религиозными сообществами и государством. Проведенное нами исследование может помочь по-новому взглянуть на развитие религиозных институтов в условиях светского общества и государства, обратить внимание на особенности адаптации объединений верующих

1. Для обозначения примирительных процедур часто применяется термин медиация (от лат. medio — «быть в середине», т. е. выступать посредником). Религиозными объединениями в США термин «медиация» (mediation) используется в широком значении, наряду с терминами «миротворчество» (peacemaking), «примирение» (conciliation), включая практики «консультирования» (counseling), «инструктирования» (coaching), собственно «медиации», «арбитража» (arbitration), иных способов альтернативного разрешения спора. Поэтому следует говорить о религиозной медиации в широком и узком смыслах. В широком понимании термин охватывает все разновидности и этапы разрешения конфликтов между верующими, в узком же значении он подразумевает способ или стадию улаживания противоречий. В целом, религиозная медиация — это посредничество в разрешении конфликта на основе религиозных ценностей, принципов, норм и правил, при котором третье лицо оказывает содействие сторонам в поиске решения с помощью религиозной аргументации.

к современным трендам. Предложенный материал также представляет интерес в плане возможного развития системы религиозного примирения на постсоветском пространстве.

История возникновения и формирования институтов христианского примирения

Разрешение конфликтов религиозными институтами на территории США не является современным феноменом. Подобные практики были распространенными во время колонизации континента европейцами, например, в пуританских общинах. Хотя влияние религии на правовую систему снизилось после создания американского государства, в ряде христианских групп данные механизмы сохранились, особенно в сообществах, стремящихся решать споры самостоятельно и избегать светских судов2. Примеры религиозного примирения фиксировались в XIX в. в общинах баптистов Алабамы, а одну из первых образовательных программ по примирению разработали меннониты3.

Предпосылки к формированию современной системы услуг христианского примирения, охватывающей всю территорию США, были заложены с момента основания в 1961 г. в г. Чикаго Христианского правового общества (Christian Legal Society, CLS). Действующее до сих пор, оно представляет собой некоммерческое и внеденоминационное сообщество юристов-христиан, целью которого является «служение Иисусу Христу посредством юридической практики и изучения права, защиты религиозной свободы и жизни, предоставления правовой помощи нуждающимся»4. Первоначально CLS включало только четырех членов Американской юридической ассоциации, но со временем разрослось до нескольких десятков сообществ адвокатов и судей, более сотни объ-

2. Walter, N. (2012) "Religious Arbitration in the United States and Canada", Santa Clara Law Review 52(2): 509-510, 512-513.

3. Kovach, K. K. (2006) "The Evolution of Mediation in the United States: Issues Ripe for Regulation May Shape the Future of Practice", in N. M. Alexander (ed.) Global Trends in Mediation, p. 416. Alphen aan den Rijn: Kluwer Law International; Waddell, G. G., Keegan, J. M. (1999) "Christian Conciliation. An Alternative to Ordinary ADR. Part I", Cumberland Law Review 583(29), republished by The Institute for Christian Conciliation on 16 February, 2015 [https://www.instituteforchristianconciliation.com/chris-tian-conciliation-an-alternative-to-ordinary-adr/, accessed on 17.07.2021].

4. About us, Christian Legal Society [https://www.christianlegalsociety.org/about, accessed on 17.07.2021].

единений студентов юридических факультетов, около полусотни христианских юридических клиник.

CLS относится к движению «христианских правых», сформировавшемуся в рамках консервативных евангелических и католических сообществ в 1940-е гг. и ставшему особенно активным в общественной жизни США c 1970-х гг. Движение призывает к преподаванию концепции креационизма в школах, запрету абортов и однополых браков, ограничению прав сексуальных меньшинств и т. д. Как отмечает Дж. Майклсон, кампания по пересмотру религиозных свобод, в которой принимает участие CLS, имеет своей целью оспаривание главенства светских законов с помощью следующих методов: толкование коллизий и двусмысленных положений в законах в пользу верховенства свободы вероисповедания над иными гражданскими правами; лоббирование законопроектов, выводящих христианские организации из-под действия антидискриминационных законов и предоставляющих им, в свою очередь, право на дискриминацию5.

Постепенно CLS начинает оказывать услуги по христианскому примирению (Christian conciliation)6. Первая подобная служба была создана юристом Л. Экком в 1980 г. в г. Альбукерке (Нью-Мексико)7. Проект был одобрен CLS в 1982 г., после чего создается ряд новых региональных служб под патронажем CLS. В 1987 г., когда число служб по всей стране достигает 25, они объединяются в Ассоциацию служб христианского примирения (Association of Christian Conciliation Services, ACCS). В 1989 г. руководитель одной из служб в г. Биллингс (Монтана) К. Сэнди8 был избран руководителем ACCS. Ключевым моментом в становлении религи-

5. Michaelson, J. (2013) Redefining Religious Liberty: The Covert Campaign Against Civil Rights, pp. 10-11. Somerville: Political Research Associates.

6. Christian Conciliation, Christian Legal Society [https://www.christianlegalsociety.org/ resources/christian-conciliation, accessed on 17.07.2021].

7. Лоуренс Экк (Laurence Eck) совместно с Линн Баззард является автором первых работ по христианскому примирению: «Расскажи это Церкви: примирение вне суда» (Tell It To The Church: Reconciling Out of Court) 1982 г., «Расскажи это Церкви: библейский подход к разрешению конфликтов вне суда» (Tell It to the Church: A Biblical Approach to Resolving Conflict Out of Court), 1987 г.

8. Кеннет Сэнди (Kenneth Sande), по образованию инженер-механик и юрист, на настоящий момент считается одним из ведущих экспертов в сфере христианского примирения в США. Кроме него, активной работой по внедрению миротворчества в христианских сообществах занимались Анна Бэкл Файфер (Anne Bachle Fifer), Гарри Фризен (Gary Friesen), Дэйвид Эдлинг (David Edling), Тара Бартел (Tara Bar-thel) и др. Многие из них представляют пресвитерианские, баптистские, пятиде-сятнические и др. протестантские общины консервативного толка.

озной медиации стала публикация в 1991 г. книги К. Сэнди под названием «Миротворец: Библейское руководство по разрешению личностного конфликта», ставшей основой для организации христианского примирения в США и за их пределами9. В 1993 г. ACCS преобразовывается в Институт христианского примирения (Institute for Christian Conciliation, ICC). Итогом стало выделение в 1996 г. отдельного направления в составе CLS, Миротворческих пастырств (Peacemaker Ministries), в которое, кроме ICC, вошли объединения «Партнеры по миротворчеству» (Partners in Peacemaking) и «Молодые миротворцы» (Young Peacemakers)10.

Однако не только активность юристов и христианских общин способствовала развитию христианского примирения. Успех был во многом обусловлен особенностями развития гражданского, предпринимательского и судебного права США в 1960-1980-х гг. Стремление властей и правоведов снизить нагрузку на суды, повысить эффективность общественных институтов и установить «социальную гармонию», а также высокий уровень активности в сфере бизнеса, апробирование практик досудебного урегулирования в вопросах опеки над детьми и движение за развитие общинного («соседского») правосудия среди небогатых слоев населения привели к формированию системы альтернативного разрешения споров (Alternative Dispute Resolution, ADR)11. В гражданско-правовые, трудовые и иные договоры стали чаще включаться медиативные и арбитражные оговорки, предусматривающие обязательное досудебное урегулирование спора между сторонами. Суды начали требовать от истцов сначала пройти

9. Sande, K. (1991) The Peacemaker: A Biblical Guide to Resolving Personal Conflict, 2004 ed. Grand Rapids: Baker Book House.

10. От христианского примирения следует отличать «библейское консультирование» (или «христианское консультирование», англ. «Christian counseling»), появившееся в начале 1970-х гг., при котором консультант, обладающий познаниями в сфере христианской теологии и психологии, помогает верующему «нравственно оздоровиться». Основатель движения Дж. Адамс заявлял, что психическое расстройство — это не медицинское заболевание, а результат отхода от христианской веры и божьих заповедей. В США действуют различные объединения данной направленности. Например, «Ассоциация сертифицированных библейских консультантов» (Association of Certified Biblical Counselors) в г. Луисвилл (Кентукки). Между христианским примирением и «библейским консультированием» возможны пересечения. Так, некоторые члены ICC имеют дипломы «библейских консультантов» и состоят в их ассоциациях, а работы по библейской консультации изучаются в рамках курсов ICC.

11. Hensler, D. R. (2017) "Our Courts, Ourselves: How the Alternative Dispute Resolution Movement Is Re-Shaping Our Legal System", Dickinson Law Review 122(1): 354-370.

предусмотренные контрактом процедуры переговоров, медиации или арбитража. В итоге судьи перестали рассматривать дела полностью, ограничиваясь проверкой компетенции негосударственных органов ADR и приданием их решениям юридической силы для исполнения.

Постепенно система ADR стала использоваться религиозными объединениями. Многие американские суды, действуя в рамках законодательства об ADR и руководствуясь Первой поправкой к Конституции США, принятой в 1791 г., стали не просто придавать юридическую силу религиозным медиативным соглашениям и решениям религиозных третейских судов, а отказываться от какого-либо изучения материальных и процессуальных норм, применяемых религиозными объединениями, даже если усматривается нарушение принципов справедливости и равенства сторон в ходе урегулирования конфликта. Дело в том, что Первая поправка запрещает государственным органам всех уровней устанавливать ограничения на свободу вероисповедания и каким-либо образом вмешиваться во внутренние установления религиозных объединений, в том числе самостоятельно толковать религиозные нормы и правила. Таким образом, если судьи могут пересмотреть результаты светского третейского суда в случае выявления несоответствия требованиям закона (например, при несправедливом отношении третейского судьи к одной из сторон, процессуальном неравенстве и т. д.), хотя фактически стараются это делать как можно реже, то в отношении религиозных арбитражей судьям приходится еще сложнее, так как несправедливые с точки зрения светского права нормы могут быть основаны на каком-либо вероучении, а Первая поправка не допускает интерпретацию вопросов веры представителями власти12.

Отметим, что не все в развитии христианского примирения проходило гладко. По словам Г. Уодделл и Дж. Киган, сеть христианских миротворцев, несмотря на постепенный рост, столкнулась с сокращением количества миротворческих организаций, а первая служба в Альбукерке прекратила свою деятельность. Причинами стали проблемы финансирования, слабая реклама, недостаток поддержки со стороны христианских организаций, плохая подготовка медиаторов. Нехватка финансовых ре-

12. Broyde, M. J. (2017) Sharia Tribunals, Rabbinical Courts, and Christian Panels. Religious Arbitration in America and the West, pp. 225-229. New York: Oxford University Press.

сурсов во многом объяснялась стремлением многих медиаторов требовать у клиентов денег лишь на покрытие реальных расходов, без дополнительной оплаты услуг. В итоге службы не могли содержать штат и вести эффективную деятельность, а клиенты оценивали уровень квалификации христианских миротворцев ниже, чем квалификацию светских профессиональных медиаторов, требующих более высокую оплату. Ответом на эти вызовы стало внедрение ICC образовательных программ для подготовки профессиональных миротворцев, принятие образовательных стандартов и постоянное проведение обучающих курсов, усиление координации между службами, распределение функций, информирование населения, контроль качества оказываемых услуг13.

В 2012 г. К. Сэнди покинул ICC и создал собственную организацию Relational Wisdom 360 (RW360). Вместо него Миротворческие пастырства CLS с 2013 г. возглавил Дейл Пайн (Dale Pyne), и в 2014 г. их штаб-квартира переезжает в г. Колорадо-Спрингс (Невада). В 2016 г. деятельность ICC была закреплена за новой специальной структурой — организацией ICC Peace, занимающейся примирением, обучением и сертификацией, объединившей христианских медиаторов и юристов. В 2017 г. под руководством нового директора Брайана Нобла (Brian Noble)14 Пастырства переместились в г. Спокан-Вэлли (штат Вашингтон)15.

Сеть христианских миротворцев

Наиболее крупными организациями, занимающимися христианским примирением в США, являются ICC и RW360, и именно на их опыт ориентируются остальные объединения и частнопрактикующие миротворцы. По данным американских исследователей, уже в декабре 1998 г. в программе подготовки миротворцев ICC участвовал 631 человек, большая часть из которых представ-

13. Waddell, G. G., Keegan, J. M. "Christian Conciliation. An Alternative to Ordinary ADR. Part I".

14. Брайан Нобл — пастор в объединении пятидесятнических церквей «Ассамблеи Бога». См.: P. Brian Noble, Everyday Peacemaker [https://blog.peacemakerministries. org/author/p-brian-noble, accessed on 17.07.2021].

15. Appendix One: Information, Forms, Samples. What Is the ICC?, First Baptist Church, Jacksonville [https://www.fbcjax.com/files/uploads/Appendix1_SchoolofMediation. pdf, accessed on 17.07.2021].

ляли юго-восточные штаты США16. В дальнейшем количество выпускников курсов увеличивалось, однако в настоящее время в списке ICC представлены лишь наиболее опытные специалисты, входящие в состав правления ICC или возглавляющие свои собственные организации по сертификации. Например, в апреле 2021 г. в числе постоянных примирителей ICC указаны 40 человек (из них 16 женщин). Подавляющее большинство из них сочетают деятельность инструкторов по примирению («коучей») и медиаторов (две первые квалификации в трехступенчатой иерархии миротворцев), однако арбитрами (третий, высший уровень квалификации) являются лишь 13 человек (среди них только 4 женщины), в основном имеющие юридическое образование и опыт судебной практики17. Многие совмещают юридическую и пастырскую деятельность. Шесть членов представляют штат Калифорния, 14 человек работают в южных и юго-восточных штатах (из них 5 — в Техасе). Трое медиаторов базируются в Канаде, один — в Гане18.

Желающие получить сертификат ICC подают заявление через интернет, затем следует прохождение образовательной программы, изучение книги К. Сэнди «Миротворец» (The Peacemaker) и труда библейского консультанта П. Триппа19 «Инструменты в руках Искупителя» (Instruments in the Redeemer's Hands), выполнение практикума по «коучингу» и библейской медиации. Практикум включает 50 часов под кураторством консультанта ICC, в течение которых слушатель принимает участие в 10 кейсах, пять из них по медиации, причем обучающийся должен сам находить кейсы в своей церкви или общине. Обучение занимает 3 года, с дополнительным образовательным курсом, по итогам ко-

16. Waddell, G. G., Keegan, J. M. "Christian Conciliation. An Alternative to Ordinary ADR. Part I".

17. Подобные гендерные диспропорции отражают ситуацию в американской системе ADR в целом: большинство третейских судей в крупнейших арбитражных ассоциациях США являются мужчинами, причем европеоидной расы. См. Leonhardt, M. (2021) "The Huge Diversity Issue Hiding in Companies' Forced Arbitration Agreements", Consumer News and Business Channel, 7 June [https://www.cnbc. com/2021/06/07/arbitrators-are-male-and-overwhelming-white-heres-why-it-matters. html, accessed on 17.07.2021].

18. Directory, Institute for Christian Conciliation [https://www.instituteforchristiancon-ciliation.com/directory/, accessed on 17.07.2021].

19. Пол Трипп (Paul Tripp) — пресвитерианский пастор из штата Филадельфия. См. "Paul Tripp", The Encyclopedia of Biblical Counseling [https://encyclopediabc.com/tag/

paul-tripp/, accessed on 17.07.2021].

торого специальный комитет выдает соответствующий сертификат и предоставляет доступ к закрытому интернет-порталу ICC.

Пройденный базовый курс считается действительным в течение пяти лет, однако сертификат должен ежегодно продлеваться при условии оплаты ежегодного взноса, участия в образовательных мероприятиях, осуществления практик медиации, предоставления рекомендации от пастора20. Становясь членами организации, миротворцы принимают специальную клятву и соглашаются с принципами и регламентами ICC, после чего начинают оказывать услуги по примирению в своих местных церквях и организациях, а также в рамках сети служб ICC.

Конечно, не все прошедшие обучение примирители продолжают деятельность в указанной сфере. Это может быть связано с недостаточно высокой востребованностью услуг в конкретной местности или общине, ограниченной клиентской базой, занятостью в других сферах, трудностями личного характера, отсутствием времени и средств для прохождения курсов и пр. В итоге остается лишь часть слушателей, постепенно нарабатывающих опыт и повышающих свой статус. Состоявшиеся медиаторы создают свои организации и все больше сосредотачиваются в сфере платных образовательных курсов и сертификации, рекламируя эффективность и выгодность своих услуг среди верующих.

В составе RW360 указаны 47 профессиональных примирителей (двое миротворцев работают в Австралии и Румынии)21, а штат организации состоит из 11 человек, в числе которых директор К. Сэнди, его супруга и сын22. Цель RW360 по распространению практик религиозного примирения глобальна, охватывает четыре региона (Азию, Африку, Латинскую Америку и Европу) и сводится к трем задачам: 1) распространение собственных образовательных программ и набор слушателей по всему миру;

2) установление партнерских взаимоотношений с зарубежными и международными христианскими организациями, оказание им помощи во внедрении практик христианского миротворчества;

3) создание инновационной, интерактивной онлайн-академии,

20. "Become a Certified Christian Conciliator", Institute for Christian Conciliation [https:// www.instituteforchristianconciliation.com/become-a-certified-christian-conciliator/, accessed on 17.07.2021].

21. "RW360 Directory", Realtional Wisdom 360 [https://rw360.org/rw360-directory/, accessed on 17.07.2021].

22. "Meet RW360 Team", Relational Wisdom 360 [https://rw360.org/meetrw360team/, accessed on 17.07.2021].

с курсами по миротворчеству, браку, воспитанию детей, церковному лидерству, трудовым отношениям и другим сферам жизни23.

Можно говорить о развитии К. Сэнди собственного проекта, во многом отличного от практик ICC. Интересы RW360 выходят за пределы территории США, а число последователей расширяется благодаря наработанным связям и современным технологиям. К. Сэнди все больше фокусируется на оказании платных образовательных услуг, с последующей выдачей и продлением сертификатов за денежные взносы, формируя корпус профессиональных медиаторов и налаживая контакты с христианскими объединениями. Кроме того, RW360 включается в миссионерскую деятельность по всему миру, выпускает литературу для верующих. Корлет Сэнди (Corlette Sande), супруга руководителя организации, является автором брошюры для детей и подростков «Молодой миротворец» (Young Peacemaker)24.

Есть и другие организации, оказывающие услуги по христианской медиации, меньшие по масштабам. Например, организация Crossroads Resolution Group предлагает услуги 9 медиаторов и арбитров, сертифицированных ICC и RW360, и являющихся практикующими юристами или пасторами с опытом разрешения конфликтов25. Круг дел включает внутрицерковные, семейные и межличностные конфликты, предпринимательские и трудовые споры, и др. Кроме того, проводятся образовательные курсы и практические семинары.

Услуги по религиозной медиации и арбитражу предлагают и отдельные юристы, например, фирма адвоката Д. Л. Роуза, основанная им совместно с супругой в г. Финикс штата Аризона26. На сайте организации говорится о сотнях разрешенных дел по всей стране: семейные споры, неисполнение договоров, вопросы аренды, конфликты с членами церквей и др.27 Офисы организации открыты в ряде крупных городов США.

23. "Global Outreach", Relational Wisdom 360 [https://rw360.org/global-outreach/, accessed on 17.07.2021].

24. "Meet Ken Sande", Relational Wisdom 360 [URL: https://rw360.org/meet-ken-sande-2/, accessed on 17.07.2021].

25. "Our Conciliators", Crossroads Resolution Group LLC [http://www.crossroadsresolu-tion.com/our-conciliators, accessed on 17.07.2021].

26. About David L. Rose. How Christian Mediation Reaches Peaceful Solutions, Christian Mediation [http://www.christianmediation.com/david-l-rose/, accessed on 17.07.2021].

27. "Church Mediation Services", Christian Mediation [http://www.christianmediation. com/church-mediation-services/, accessed on 17.07.2021].

Есть и небольшие организации, например, Anderson Allen (Денвер, Колорадо), специализирующаяся на применении христианских принципов и медиативных практик в семейных делах (преимущественно при разводах). Услуги оказываются двумя женщинами-медиаторами, имеющими образование в сфере семейного права и позиционирующими себя в качестве христианок28.

Каковы же масштабы услуг по христианскому примирению в США? Согласно информации Н. Уолтера, полученной им от ICC в октябре 20ii г., Пастырства каждый год проводили около loo примирений, включая процедуры медиации, арбитража и посредничества во внутрицерковных делах, обучали около i50 примирителей по всей стране, оказывали более тысячи телефонных консультаций по разрешению конфликтов29. Основные категории дел: вопросы брака и развода, семейных отношений, опеки над детьми; трудовые споры, дисциплинарные проступки и церковные расколы. Учитывая деятельность иных организаций и отдельных медиаторов, можно с уверенностью говорить о как минимум нескольких тысячах американцев, участвующих в процедурах христианского примирения ежегодно. Это соотносится с информацией СМИ в 20i4 г. о примерно тысяче дел в год30.

Процедура христианского примирения

Согласно принятому ICC определению, христианское примирение — это «добровольная передача спора для проведения консультирования/инструктирования, медиации, арбитража или медиации/арбитража, основанных на Библии». Его цель — «прославление Бога посредством помощи людям в разрешении споров, скорее примирением, нежели противостоянием»31. ICC придерживается принципа предпочтительного разрешения конфликтов внутри христианской общины или церкви, без обращения в светские суды.

28. "Our Peacemakers", Andersen Allen LLC [https://www.coloradochristianmediation. com/mediators-1, accessed on 17.07.2021].

29. Walter, N. "Religious Arbitration in the United States and Canada", p. б20.

30. Oppenheimer, M. (2014) "An Argument to Turn to Jesus Before the Bar", The New York Times, 28 February [https://www.nytimes.com/2014/03/01/us/before-turning-to-a-judge-an-argument-for-turning-first-to-jesus.html, accessed on 17.07.2021].

31. Rules of Procedure for Christian Conciliation. Version 2021/March, p. 3, Institute for Christian Conciliation [https://www.iccpeace.com/wp-content/uploads/2021/03/ICC_ Rules_v2021Mar.pdf, accessed on 17.07.2021].

ICC занимается урегулированием следующих дел: разногласия между предпринимателями, супружеская неверность, договорные обязательства, семейные конфликты, трудовые отношения, внутрицерковные расколы, выплата компенсации за причинение смерти и др. В случае обладания информацией о каком-либо конфликте между христианами члены ICC должны: 1) рекомендовать сторонам, если позволяет время, прочитать книги серии «Миротворец» (Peacemaker) американского издательства Christianbook, в которых даются основные принципы и правила урегулирования конфликтов в христианстве; 2) попытаться разрешить разногласия в частном порядке или с помощью местной церкви; 3) при необходимости обратиться в ICC для организации встречи с инструктором и возможного начала формальной процедуры медиации или арбитража. В случае, если ситуация требует срочного вмешательства (например насилие над ребенком, причинение смерти), или применение правил ICC предусмотрено договором между сторонами, то следует сразу напрямую обращаться в ICC32.

Согласно Правилам ICC, примирители руководствуются законами США, на которые указывают стороны, но Священное писание (Библия) должно пользоваться высшим авторитетом при регулировании каждого аспекта процесса примирения33. Примиритель помогает сторонам в решении их конфликта и проблем, изменении их образа жизни и привычек, доводит до них требования Священного писания в отношении повседневных практик; поощряет покаяние, исповедание грехов, прощение и примирение, как только выявляются прегрешения или проблемы во взаимоотношениях. При этом он должен поддерживать только решения и действия, прочно основанные на Священном писании34.

Принципы христианского примирения из Ветхого и Нового заветов сводятся К. Сэнди в четыре группы: 1) прославление Бога (Псалтирь, 37:1-6; Евангелие от Марка, 11:25) — соблюдение заповедей о любви, прощении и милосердии; 2) «вынь прежде бревно из своего глаза» (Притчи Соломоновы, 28:13; Евангелие от Матфея, 7:3-5) — признание собственных грехов вместо обвинения

32. Christian Conciliation, Christian Legal Society.

33. Rules of Procedure for Christian Conciliation. Version 2021/March, p. 4, Institute for Christian Conciliation.

34. Guidelines for Christian Conciliation. Version 2021/March, p. 36, Institute for Christian Conciliation [https://www.iccpeace.com/wp-content/uploads/2021/03/ICC_ Guidelines_v2021Mar.pdf, accessed on 17.07.2021].

других, испрашивание прощения у Бога, стремление загладить нанесенный вред; 3) «исправление в духе кротости» (Притчи Соломоновы, 19:11; Послание к Галатам, 6:1-2) — исправление лиц, совершающих серьезные проступки, посредством личных усилий или с помощью единоверцев; 4) «иди и примирись» (Евангелие от Матфея, 5:23-24; 6:12) — снисходительность к проступкам, искреннее прощение и примирение. Христиане должны избегать урегулирования любых споров через обычных медиаторов, юристов и судей не только по причине их недостаточной эффективности, частых злоупотреблений, материальных и эмоциональных затрат, но и в силу Первого послания к Коринфянам (6:1-8) и Евангелия от Матфея (18:15-20), которые запрещают христианам судиться друг с другом у «нечестивых» и требуют решать конфликты совместно с «братьями» и церковью, поскольку в основе всех правовых споров лежат грехи и проблемы души. Только после исчерпания всех внутрицерковных способов можно обратиться в светский суд, если отстаиваемые права не противоречат Священному писанию, не имеют целью нанесение вреда другим и не отдаляют от Христа (за исключением дел, связанных с опасными преступлениями, например, физическим насилием, сексуальными домогательствами)35.

Сторонами, как правило, являются христиане, но иногда могут быть и нехристиане, уважающие христианские принципы и допущенные к участию медиаторами36. К услугам христианского примирения, по свидетельству ICC и RW360, прибегают про-

35. Sande, K. The Peacemaker: A Biblical Guide to Resolving Personal Conflict, pp. 259262, 270-275, 279-286. Некоторые американские протестантские авторы среди недостатков подхода К. Сэнди и его коллег к урегулированию споров выделяют следующие: 1) понимание конфликта как результата различий во мнениях или целях, а не влияния греховных желаний; 2) рассмотрение «примирения» в качестве единственного способа разрешения конфликта, без учета иных возможностей («бегство», «нападение»); 3) признание равной ответственности сторон за произошедший конфликт в силу изначальной порочности человека, вне зависимости от степени его греха; 4) следование кальвинистскому учению о предопределенности Божьей благодати и прощении грехов только в силу веры, что может снижать заинтересованность сторон в урегулировании конфликта; 5) утверждение о необходимости примирения для сохранения единства христиан и построения Царства Иисуса Христа на земле, ошибочно приравнивающее решение частных проблем верующих к достижению глобальных задач по евангелизации мира. См. Johnson, A. (2013) "An Evaluation of Peacemaker Ministries", Restoration Thoughts. Thinking Differently about Christianity in America, October [https://andyjohnson2013.wordpress. com/2013/03/15/an-evaluation-of-peacemaker-ministries/, accessed on 27.10.2021].

36. Guidelines for Christian Conciliation. Version 2021/March, p. 9, Institute for Christian Conciliation.

тестантские объединения США (евангелические, традиционные протестантские, харизматические, фундаменталистские), а также римско-католическая церковь37. Миротворцы подчеркивают, что институты христианского примирения не подменяют внутрицерковные органы, а привлекаются в случае необходимости.

Заявители могут обратиться за помощью к миротворцам различными способами, в том числе в электронной форме, с указанием принадлежности к религиозному объединению; предмета, правового статуса и текущей стадии конфликта; наличия физического или психического насилия; предпочтительного пола медиатора и других данных38. Каждый кейс курируется администратором ICC, предлагающим сторонам кандидатуры примирителей для утверждения. Процедура состоит из трех частей. Сначала одна или обе стороны проходят консультацию, в ходе которой инструкторы дают советы по разрешению конфликта. Если рекомендации не привели к позитивному итогу, то стороны могут начать процесс медиации, в ходе которого один или несколько медиаторов помогают им наладить диалог и добровольно урегулировать разногласия. В случае если и медиация не привела к положительному исходу, то возможно проведение арбитража, при котором один или несколько арбитров заслушивают дело и выносят юридически обязывающее решение, которое признается светским судом. Услуги могут быть оказаны как членами ICC, так и привлеченными со стороны волонтерами, представителями церкви, профессиональными медиаторами.

Процедура медиации состоит из следующих этапов: i) представление участников и совместная молитва; 2) описание конфликта сторонами; 3) заслушивание доводов сторон, опрос свидетелей; 4) вопросы медиаторов к сторонам; 5) информирование сторон о степени их ответственности в конфликте; 6) предоставление рекомендаций на основе библейских принципов; 7) обсуждение возможных решений; 8) достижение соглашения; 9) завершение процедуры и совершение молитвы39. В ходе процесса стороны сообщают медиатору и друг другу о своих ошибках, гре-

37. Handbook for Christian Conciliation. Version 5.4, p. 15, Christian Conciliation Service [https://rw360.0rg/wp-c0ntent/upl0ads/2021/02/Handb00k-f0r-Christian-C0ncilia-ti0n-v5.4-2-18-21-1.pdf, accessed 0n 17.07.2021].

38. "C0nciliati0n H0tline", Relational Wisdom 360 [https://rw360.0rg/c0nciliati0n-h0t-line/, accessed 0n 17.07.2021].

39. Rules of Procedure for Christian Conciliation. Version 2021/March, p. 11, Institute for Christian C0nciliati0n.

хах, каются и прощают, определяют главные проблемы; решают, каким образом поступить. Примирение происходит постепенно, в ходе ряда встреч, причем в различных местах (частный дом, парк и т. д.), с участием в различных видах деятельности (совместный прием пищи, прогулка, игра и др.), с обязательным искренним разговором и совместными молитвами. По итогам составляется меморандум, становящийся основой медиативного соглашения. Если дело доходит до арбитража, то оформляется решение третейского суда. Примерные формы соглашений, решений и иных документов детально проработаны и находятся в публичном доступе.

Арбитражные процедуры в целом повторяют основные этапы медиации, однако отличаются большей строгостью и формализмом, принесением клятв, предварительными слушаниями, отысканием и предъявлением сторонами доказательств, ограниченными сроками рассмотрения, ведением протоколов заседаний. На нарушителя процессуальных норм могут быть наложены штрафные санкции. Завершается процесс вынесением арбитрами письменного решения. Решения могут выноситься арбитрами при отсутствии одной из сторон, если она была надлежащим образом уведомлена. Несогласная сторона имеет право обжалования в течение установленного срока40.

Во многом аналогична процедура в RW360. Выделяется три уровня (этапа) миротворчества: 1) инструктирование (conflict coaching) — предоставление одной из сторон советов по урегулированию конфликта; 2) медиация — способствование общению и последующему примирению сторон; 3) арбитраж — заслушивание обеих сторон и вынесение обязательного для них решения. Если конфликт не удается урегулировать силами религиозных лидеров и членов общины, то приглашаются сертифицированные примирители RW360 (RW Conciliators) или ICC (Christian Conciliators). В их компетенцию входят, например, конфликты с участием руководителей религиозных объединений (аморальное поведение, разлад в управлении и т. д.); серьезные внутриобщинные споры, когда лидеры лишаются поддержки части верующих; споры, касающиеся сложных правовых вопросов или существенных финансовых, имущественных прав; конфликты между супругами, включая развод и опеку над детьми; случаи, связанные с эмоцио-

40. Ibid., pp. 13-18.

нальными травмами, несправедливым распределением ролей или насилием различного вида41.

Полученная в ходе арбитража информация, за некоторым исключением, не должна разглашаться кому-либо, в том числе доводиться до церквей, в которых состоят стороны. Достоинством христианского примирения называется большая ориентированность на христианские ценности в сравнении с другими видами медиации, так как обычные медиаторы помогают сторонам прийти к добровольному согласию, не оценивая отношение и поведение других с нравственной точки зрения. Христианские же примирители стараются понять причины спора, состояние «сердечных дел», полагая, что Бог установил незыблемые моральные принципы, записанные в Писании и в сердцах людей. Внимание обращается не на то, что человек должен сделать (правовой аспект), а на то, как поступал Бог (прощение грехов и примирение на примере Иисуса Христа; предоставление свободы выбора для отвращения от греха и конфликтов; следование Иисусу в миротворческой миссии). От сторон требуется следующее: быть честными; делать то, что должно, и быть милосердными; нести ответственность за свои поступки и признавать свои ошибки; быть верными своему слову; соблюдать интересы и внимательно слушать других людей; не обращать внимания на мелкие проступки; наставлять других в конструктивном ключе; быть готовыми простить и примириться; стремление изменить свое негативное отношение и поведение; компенсировать любой нанесенной ущерб42.

Время примирительных процедур зависит от сложности дел и возможностей сторон, занятости медиаторов и арбитров. К примеру, в ICC конкретные сроки оговариваются в рамках каждого кейса. В RW360 медиация в среднем занимает 4-8 недель, арбитраж — от 2 до 4 месяцев.

Мнения сторонников и противников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В США позитивные отзывы о христианских миротворцах исходят как от представителей консервативных протестантских деноминаций, так и от некоторых светских ученых, считающих практики примирения проявлением религиозных свобод. Религиозные

41. Handbook for Christian Conciliation. Version 5.4, pp. 4-6, Christian Conciliation Service.

42. Ibid., pp. 8-11.

деятели ссылаются на мнение американских адвокатов и судей о том, что данные процедуры приводят к большему чувству удовлетворения участников, поскольку они принимают активное участие в урегулировании спора. Обращение к юристам и вступление в формальный и незнакомый судебный процесс ведет впоследствии к огорчениям, озлоблению, страданию. Христианские примирители же, с их слов, стараются сохранить отношения между сторонами, предотвращая будущие конфликты43. Член совета директоров Миротворческих пастырств А. Б. Файфер утверждает, что церковь нуждается в миротворцах, поскольку христиане, не зная о христианской альтернативе, продолжают судиться друг с другом в светских судах. Одновременно христиане, обладающие талантами медиаторов и арбитров, ищут возможности для применения своих навыков на службе церкви44.

Относительная популярность христианских примирителей среди верующих объясняется Г. Уодделлом и Дж. Киган высоким процентом практикующих христиан среди населения США, особенно на юго-востоке страны, а также востребованностью процедур примирения в американской культуре. Положительным результатом, по их мнению, станет применение библейских принципов и в других сферах жизни, а также благотворное влияние христианского примирения на судебную систему45.

Исследователи Д. Гласман и Г. Сайочиола признают, что христианское примирение, несмотря на свое распространение в последние годы, остается лишь маленькой частью в рамках американской системы альтернативного разрешения споров. Однако из-за того, что эти процедуры получают судебное одобрение, они, скорее всего, станут использоваться шире. Кроме того, очевидно, что процесс примирения, авторитет которого основан на разделяемых сторонами религиозных ценностях, может стать сильным инструментом во внутрисемейных спорах или в иных группах с тесными межличностными связями46. Британский религиовед

43. Ibid., p. 14.

44. Fifer, A. B. (2016) "Peacemaker Ministries and the Institute for Christian Conciliation", Anne Bachle Fifer. Mediator, trainer, peacemaker, 18 May [http://abfifer.com/ blog/2016/05/peacemaker-ministries-and-the-institute-for-christian-conciliation/, accessed on 17.07.2021].

45. Waddell, G. G., Keegan, J. M. "Christian Conciliation. An Alternative to Ordinary ADR. Part I".

46. Glusman, D. H., Ciociola, G. D. M. (2006) Fiduciary Duties and Liabilities: Tax and Trust Accountant's Guide, p. 1210. Chicago: CCH.

Дж. Лукас в своей рецензии характеризует книги медиаторов К. Сэнди и Р. Джонса о христианском примирении как великолепные труды, раскрывающие библейские принципы урегулирования конфликтов и методы их применения. По ее мнению, они глубоки по своему содержанию, основаны на Библии и реализуемы на практике47.

Однако не все согласны с утверждениями о позитивных последствиях распространения услуг по христианскому примирению. Политолог С. Баскервилль48 отмечает, что американские учебные заведения (как частные «консервативные» колледжи, так и «либеральные» университеты штатов) в последнее время используют различные методы для избавления от неугодных преподавателей, и некоторые консервативные христианские колледжи прибегают к услугам ICC по христианскому примирению. В договоры с преподавателями включаются положения об обязательном арбитраже в случае трудовых споров, часто в завуалированной форме. Подобные третейские разбирательства осуществляются частными фирмами, процедуры носят закрытый характер, протоколы не оформляются, преподаватели под страхом юридических санкций обязуются не разглашать ставшую известной им информацию, вынесенные решения признаются американскими судами без возможности обжалования. По мнению автора, процессуальные нормы ICC не гарантируют конституционное право личности на свободу слова, нарушают правила доказывания и обжалования. Стороны не могут по своей воле прекратить участие в процессе, а решения принимаются в их отсутствие, без права на самостоятельную защиту. Более того, арбитры никак не ограничены в своей работе, от них не требуется аргументировать свои решения или вести записи. Размер накладываемых штрафов и присуждаемых компенсаций также не ограничен, не требуется даже установления вины стороны. Решения основываются не на праве, а на религиозном вероучении49.

47. Lucas, J. (2017) "Biblical Peacemaking: An Essay Comparing and Contrasting "The Peace Maker" and "Pursuing Peace", p. 5, Academia, 7 September [https://www. academia.edu/35617o95/Biblical_Peacemaking_pdf, accessed on 17.07.2021].

48. С. Баскервилль в 2019 г. был уволен из частного евангелического колледжа им. Патрика Генри из-за расхождения во взглядах с администрацией учебного заведения.

49. Baskerville, S. (2020) "The New Iron Curtain: Colleges Use Legal Innovations to Punish Dissent and Purge Academic Heretics", The College Fix, 17 September [https://www. thecollegefix.com/the-new-iron-curtain-colleges-use-legal-innovations-to-punish-dis-sent-and-purge-academic-heretics/, accessed on 17.07.2021].

С. Баскервилль полагает, что христианское примирение не имеет ничего общего с Библией и фактически вводит верующих в заблуждение, призывая их добровольно отказаться от своих законных прав, тем самым лишая их публичного правосудия и конституционных гарантий. Таким образом, данный «бизнес-продукт» заставляет потерпевшего примириться с нарушителем и замолчать под угрозой санкций50. Аналогичную претензию заявляла одна из участниц онлайн-дискуссии о миротворчестве, С. Кансмэн, утверждавшая, что К. Сэнди предлагал особые договоры для подписания членами церквей, которые затем использовались его организацией для оказания давления. Он обвинялся также в поощрении церковных кампаний против лиц, объявляемых «нехристианами»51.

Юристы С. Чуа-Рубенфельд и Ф. Коста пишут, что практика придания юридической силы решениям религиозных арбитражей в США незаконна, поскольку в указанных процессах религиозные нормы имеют верховенство над федеральным правом, и они применяются к широкому кругу дел, не являющихся сугубо религиозными. Многие религиозные арбитры являются лидерами церквей и принадлежат к совершенно иной правовой традиции, в которой религиозные принципы стоят выше светских законов. Религиозный арбитраж не соответствует принципу нейтральности третейского разбирательства. Суды, придающие юридическую обязательность решениям религиозных трибуналов, формируют неконституционные взаимоотношения между церковью и государством. Если закон навязывает религию гражданину, то у гражданина есть верный довод: закон нелегитимен, и он не обязан ему подчиняться. Единственный способ защитить право — не допускать религию в правовую сферу. Граждане имеют право восстать против устанавливаемой государством религии, но у них нет аналогичного права отвергать законы. Религиозные законы не имеют силы в публичной сфере, а государство, оперирующее такими законами, не имеет власти над своими гражданами52.

50. Baskerville, S. "The New Iron Curtain: Colleges Use Legal Innovations to Punish Dissent and Purge Academic Heretics".

51. Commentary of Cynthia Kunsman, 10 February, 2019, in: Titkemeyer, S. (2019) "That Botkin Sisters Letter", Patheos, 7 February [https://www.patheos.com/blogs/nolonger-quivering/2019/02/that-botkin-sisters-letter/, accessed on 17.07.2021].

52. Chua-Rubenfeld, S., Costa Jr., F. J. (2019) "The Reverse-Entanglement Principle: Why Religious Arbitration of Federal Rights Is Unconstitutional", The Yale Law Journal 128(7): 2088, 2094, 2120.

Справедливости ради отметим, что иногда критики христианского миротворчества вольно или невольно сгущают краски. Например, в статье С. Чуа-Рубенфельд и Ф. Коста со ссылкой на Н. Уолтера даются искаженные данные, преувеличивающие в итоге масштаб исследуемой ими проблемы. Вместо 150 примирителей ICC, о которых пишет Н. Уолтер, в их тексте говорится уже о 1500 арбитражах (!), проведенных ICC в одном только 2012 г., что не соответствует тексту исходной статьи53.

Следует учесть, что проигравшие стороны часто обвиняют миротворческие процедуры в необъективности. Например, отлученный в 2004 г. от пресвитерианской церкви в Гринвич-Виллидж (Нью-Йорк) за инакомыслие Д. Курсонис утверждал, что медиаторы встали на сторону пастора С. Андреадеса, стремившегося избавиться от неугодных ему людей в организации. Священник Т. Джонс, сторонник Д. Курсониса, назвал миротворцев «современными фарисеями», относящимися к «очень консервативным и авторитарным» церквям США, которые вместо примирения используют учение Иисуса для суда над членами церкви54.

Но такое происходит не всегда, и миротворцы могут помочь бывшим пасторам в спорах с церковью. Например, в 2019 г. уволенный старший пастор Дж. Макдональд начал арбитраж по правилам ICC с чикагской евангелической организацией Harvest Bible Chapel, отстранившей его за нарушения церковных норм (буллинг, сексуальные домогательства, авторитаризм) и финансовые злоупотребления. Подробности процесса не стали достоянием общественности из-за соглашения о соблюдении конфиденциальности, подписанного сторонами при передаче дела арбитрам ICC. Итогом разбирательства стало присуждение в 2020 г. Дж. Макдо-нальду и созданной им новой религиозной организации 1,2 млн долларов и части имущества церкви (включая оборудование, книги, цифровые ресурсы), хотя изначально Harvest Bible Chapel заявляла о недопустимости каких-либо уступок. Более того, старейшины приходов извинились перед Дж. Макдональдом и членами конгрегации за доведение ситуации до конфликта55.

53. Ibid., p. 2094.

54. Oppenheimer, M. "An Argument to Turn to Jesus Before the Bar".

55. Shellnutt, K. (2020) "Harvest Settles Multimillion-Dollar Agreement with James MacDonald", Christianity Today, 16 October [https://www.christianitytoday.com/ news/2020/october/james-macdonald-harvest-walk-word-million-arbitration.html, accessed on 17.07.2021].

Примирение или принуждение?

Очевидное объяснение распространения услуг христианского миротворчества в США заключается в том, что часть верующих, преимущественно из консервативных общин, предпочитает разрешать разногласия с единоверцами на основе религиозных предписаний, а религиозные объединения, как и любые социальные группы, нуждаются в существовании подобных институтов. При более глубоком анализе выявляются и другие причины.

В данных институтах в неменьшей мере заинтересованы некоторые профессиональные юристы, психологи, конфликтологи и представители других светских профессий, имеющие отношение к практикам урегулирования споров.

Религиозное миротворчество является формируемым ими новым социальным полем на пересечении религиозного и правового полей, сфер психологии и конфликтологии, в котором представители вышеуказанных профессий становятся социальными агентами, обладающими социальным капиталом в виде опыта. Для нового поля характерна низкая конкуренция, по крайней мере, на начальном этапе своего развития, поскольку большинство агентов из светского правового поля в нем не представлены, а агенты из религиозного поля не обладают подобными знаниями и опытом. В итоге те из светских профессионалов медиации, кто первым начинает и развивает новое направление, получают очевидное преимущество для формирования клиентской базы, достижения определенного статуса и повышения материальных доходов.

В распространяемой информации об услугах примирения неслучайно упоминаются: 1) меньшие затраты на посредников; 2) сокращенные сроки принятия решений; 3) сохранение социальных связей между сторонами конфликта. Все это призвано демонстрировать клиентам выгодность христианского миротворчества в сравнении со светскими судами. Одновременно эксплуатируется естественное желание людей сэкономить время, деньги и добиться результата с минимальными материальными и репутационны-ми потерями. Интересно, что в перечне преимуществ христианского примирения сохранение социальных связей часто следует не на первом месте.

Следует учесть, что многие религиозные медиаторы не уходят полностью в религиозное поле, а действуют одновременно в двух социальных пространствах, не отказываясь от оказания

услуг в светском поле. Сочетаются несколько ролей: светских юристов, медиаторов и религиозных миротворцев. Подобное поведение можно объяснить диверсификацией рисков, стремлением обеспечить регулярный приток клиентов вне зависимости от их религиозной принадлежности.

Основной спрос на услуги примирителей создается рядовыми верующими. Но в системе отношений присутствуют и лидеры религиозных объединений. Что их может заинтересовать в религиозной медиации? В первую очередь, возможность привлечь виновную сторону (работника или члена религиозного объединения) к юридической ответственности через процедуры религиозного арбитража с последующим запретом на распространение информации, способной нанести урон репутации. Миротворцы помогают религиозным лидерам сохранить статус, материальное положение и влияние. Этому способствует и американская правовая практика, когда светские суды не могут пересмотреть решения религиозных арбитражей на основании Первой поправки к Конституции США.

При помощи сложной системы договоров лица, входящие в объединение (член общины, работник организации, учащийся учебного заведения и др.) обязываются разрешать все возникающие конфликты с объединением в рамках религиозных процедур. При возникновении разногласий рядовые верующие оказываются в уязвимой позиции: оппонентами выступают люди, обладающие большими ресурсами, а «посредником» могут стать лица, симпатизирующие лидерам объединения, что снижает вероятность вынесения решений не в интересах «партнера».

В краткосрочной перспективе подобные отношения могут принести взаимную выгоду религиозным и миротворческим организациям, однако в дальнейшем они ведут к накоплению негативных кейсов, в случае обнародования приводящих к серьезным скандалам не только в религиозной среде, но и в политико-правовой сфере. Выявленные злоупотребления потенциально способны стать основанием для изменения законодательства США в сторону ограничения прав религиозных объединений в сфере разрешения конфликтов и введения запрета на принуждение сторон к участию в религиозном примирении на основании договоров.

Юристы-христиане откликнулись на общественный запрос и сделали многое для создания новой сферы услуг, но их же коллеги могут подорвать ее авторитет. При изучении биографий

членов ICC выявляется следующая особенность: инструкторы, примирители и медиаторы, как правило, не являются профессиональными юристами, тогда как все арбитры в прошлом являлись практикующими юрисконсультами, адвокатами, прокурорами или судьями. Существуют опасения, что примирительные процедуры могут быть подменены недобросовестными юридическими практиками в интересах отдельных лиц из религиозной среды.

Тем не менее, высказанные предположения не умаляют позитивных сторон христианского миротворчества. Это одновременно реализация права на свободу вероисповедания, осуществление регулятивной и терапевтической функций религии в условиях светского государства, снижение уровня конфликтности в обществе, повышение культуры урегулирования споров, рост реального авторитета религиозных объединений и религиозных лидеров. Базовые принципы, регламенты и формы соглашений способны стать примером для религиозных объединений иных вероисповеданий, и не только в США. В частности, распространение миротворческих практик, с учетом местных условий, возможно в православных и мусульманских организациях Российской Федерации.

Заключение

Развитие христианского примирения в США стало следствием сочетания ряда предпосылок: 1) относительно большое число практикующих верующих в обществе; 2) активность христианских объединений в общественно-политической сфере, прежде всего, протестантских деноминаций консервативного толка; 3) особенности правовой системы и судебной практики; 4) высокий уровень правовой культуры и развития договорных отношений; 5) наличие в обществе широкого круга профессионалов в сфере юриспруденции, психологии, конфликтологии и востребованность их услуг; 6) интерес к процедурам альтернативного разрешения споров со стороны религиозных деятелей, лидеров христианских общин; 7) развитое информационное пространство.

Миротворческие службы получили свое начальное распространение благодаря активности верующих-непрофессионалов, но в дальнейшем они столкнулись с рядом объективных трудностей, решить которые помогли методы, распространенные в правовой и предпринимательской сферах (профессиональное образование, организационная структура, оплата услуг, контроль качества, широкая реклама). Сеть заявителей за три десятиле-

тия расширяется, христианские миротворцы приобретают особый статус, нарабатывают опыт и социальные контакты, становятся узнаваемыми в национальном масштабе. В итоге стоявшие у истоков лидеры (к примеру, К. Сэнди) создают свои организации и продвигают новые проекты, в прежних организациях к руководству приходят молодые поколения медиаторов, однако отношения между старыми и новыми организациями сохраняются, формируется взаимосвязанная сеть медиаторов.

Организации христианского примирения имеют преимущества в сравнении с внутрицерковными органами в плане широты охвата и независимого статуса, что повышает их авторитет в публичном пространстве. Церковные органы рискуют чаще сталкиваться с обвинениями в необъективности и стремлении наказать «виновную» сторону, заставив ее претерпеть неблагоприятные последствия в виде материальных санкций, юридических запретов, исключения из числа членов объединения. Однако и христианское миротворчество не смогло остаться в стороне от критики из-за вероятности усиления тенденций к использованию законов, договоров, медиативных и арбитражных практик для принуждения и наказания «провинившихся» верующих, хотя изначальная цель заключалась в исправлении поведения людей и снижении конфликтности. Тем не менее, американский опыт религиозного миротворчества демонстрирует способы реализации традиционных функций религиозных институтов в условиях светского государства и постсекулярного общества.

Библиография / References

Baskerville, S. (2020) "The New Iron Curtain: Colleges Use Legal Innovations to Punish Dissent and Purge Academic Heretics", The College Fix, 17 September [https:// www.thecollegefix.com/the-new-iron-curtain-colleges-use-legal-innovations-to-pu-nish-dissent-and-purge-academic-heretics/, accessed on 17.07.2021].

Broyde, M. J. (2017) Sharia Tribunals, Rabbinical Courts, and Christian Panels. Religious Arbitration in America and the West. New York: Oxford University Press.

Chua-Rubenfeld, S., Costa Jr., F. J. (2019) "The Reverse-Entanglement Principle: Why Religious Arbitration of Federal Rights Is Unconstitutional", The Yale Law Journal 128(7): 2087-2121.

Fifer, A. B. (2016) "Peacemaker Ministries and the Institute for Christian Conciliation", Anne Bachle Fifer. Mediator, trainer, peacemaker, 18 May [http://abfifer.com/ blog/2016/05/peacemaker-ministries-and-the-institute-for-christian-conciliation/, accessed on 17.07.2021]. Glusman, D. H., Ciociola, G. D. M. (2006) Fiduciary Duties and Liabilities: Tax and Trust Accountant's Guide. Chicago: CCH.

Guidelines for Christian Conciliation. Version 2021/March, Institute for Christian Conciliation [https: //www.iccpeace.com/wp-content/uploads/202l/03/ICC_Guidelines_ v2021Mar.pdf, accessed on 17.07.2021].

Handbook for Christian Conciliation. Version 5.4, Christian Conciliation Service [https:// rw360.org/wp-content/uploads/2021/02/Handbook-for-Christian-Conciliation-v5.4-2-18-21-1.pdf, accessed on 17.07.2021].

Hensler, D. R. (2017) "Our Courts, Ourselves: How the Alternative Dispute Resolution Movement Is Re-Shaping Our Legal System", Dickinson Law Review 122(1): 349382.

Kovach, K. K. (2006) "The Evolution of Mediation in the United States: Issues Ripe for Regulation May Shape the Future of Practice", in N. M. Alexander (ed.) Global Trends in Mediation, pp. 389-450. Alphen aan den Rijn: Kluwer Law International.

Leonhardt, M. (2021) "The huge diversity issue hiding in companies' forced arbitration agreements", Consumer News and Business Channel, 7 June [https://www.cnbc. com/2021/06/07/arbitrators-are-male-and-overwhelming-white-heres-why-it-matters.html, accessed on 17.07.2021].

Lucas, J. (2017) "Biblical Peacemaking: An Essay Comparing and Contrasting "The Peace Maker" and "Pursuing Peace"", Academia, 7 September [https://www.academia. edu/356l7095/Biblical_Peacemaking_pdf, accessed on 17.07.2021].

Michaelson, J. (2013) Redefining Religious Liberty: The Covert Campaign Against Civil Rights. Somerville: Political Research Associates [https://www.arcusfoundation. org/wp-content/uploads/2015/09/Redefining-Religious-Liberty-The-Covert-Cam-paign-Against-Civil-Rights.pdf, accessed on 27.10.2021].

Oppenheimer, M. (2014) "An Argument to Turn to Jesus Before the Bar", The New York Times, 28 February [https://www.nytimes.com/2014/03/01/us/before-turning-to-a-judge-an-argument-for-turning-first-to-jesus.html, accessed on 17.07.2021].

Rules of Procedure for Christian Conciliation. Version 2021/March, Institute for Christian Conciliation [https://www.iccpeace.com/wp-content/uploads/2021/03/ICC_ Rules_v2021Mar.pdf, accessed on 17.07.2021].

Sande, K. (1991) The Peacemaker: A Biblical Guide to Resolving Personal Conflict, 2004 ed. Grand Rapids: Baker Book House.

Shellnutt, K. (2020) "Harvest Settles Multimillion-Dollar Agreement with James MacDonald", Christianity Today, 16 October [https://www.christianitytoday.com/ news/2020/october/james-macdonald-harvest-walk-word-million-arbitration.html, accessed on 17.07.2021].

Waddell, G. G., Keegan, J. M. (1999) "Christian Conciliation. An Alternative to Ordinary ADR. Part I", Cumberland Law Review 583(29), republished by The Institute for Christian Conciliation on 16 February, 2015 [https://www.instituteforchristiancon-ciliation.com/christian-conciliation-an-alternative-to-ordinary-adr/, accessed on 17.07.2021].

Walter, N. (2012) "Religious Arbitration in the United States and Canada", Santa Clara Law Review 52(2): 501-569.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.