Научная статья на тему 'Практика знаменного пения и певческие рукописи на террритории современной Брянской области'

Практика знаменного пения и певческие рукописи на террритории современной Брянской области Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
431
173
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОСЛАВНОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ / ЗНАМЕННОЕ ПЕНИЕ / ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ / ORTHODOX WORSHIP / ZNAMENNY CHANT / CHANT MANUSCRIPTS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Егорьева М. Д.

В данной статье представлены результаты исследования практики древнерусского знаменного пения на территории современной Брянской области: приводится описание знаменного пения монастырей Брянской Епархии Русской Православной Церкви и старообрядческих приходов, а также палеографический анализ рукописей, ранее не введенных в научный оборот. Рассматриваемый период охватывает последнее пятнадцатилетие.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article presents the results of a study of practice of ancient znamenny singing in the territory of modern Bryansk region: a description of znamenny singing of monasteries of Bryansk Diocese of the Russian Orthodox Church and the Old Believer parishes and paleographic analysis of manuscripts, which have not previously been introduced into scientific circulation. The period under consideration covers the last fifteen years.

Текст научной работы на тему «Практика знаменного пения и певческие рукописи на террритории современной Брянской области»

УДК - 78

ПРАКТИКА ЗНАМЕННОГО ПЕНИЯ И ПЕВЧЕСКИЕ РУКОПИСИ НА ТЕРРРИТОРИИ СОВРЕМЕННОЙ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

М. Д. Егорьева

В данной статье представлены результаты исследования практики древнерусского знаменного пения на территории современной Брянской области: приводится описание знаменного пения монастырей Брянской Епархии Русской Православной Церкви и старообрядческих приходов, а также палеографический анализ рукописей, ранее не введенных в научный оборот. Рассматриваемый период охватывает последнее пятнадцатилетие.

Ключевые слова: Православное Богослужение, знаменное пение, певческие рукописи.

Земли, составляющие ныне Брянскую Епархию, на протяжении истории имели разное административное подчинение, полностью или частично входили в различные Епархии; культура края формировалась под влиянием различных традиций.

Со времени утверждения на Руси Православия на протяжении веков господствующим было одноголосное пение - знаменный роспев. Земли Брянской Епархии, после Крещения Руси входили в состав Черниговской Епархии. В 1356 году Брянск перешел под власть Великого княжества Литовского и Русского. Дальнейший ход истории был различен в восточных (Брянск, Трубчевск, Карачев, Севск) и западных (Стародуб, Почеп, Мглин) районах современной Брянской области. В 1503 году Брянск отошел к Москве в русское подданство, в 1625 году вошел в Патриаршую область. Западная часть оставалась под властью Литвы. В 1385 году Литва соединилась с Польшей, польские короли содействовали католичеству и подавляли Православие. Освобождение пришло в 1654 году, когда стародубцы, а за ними жители других городов присягнули русскому царю. В юго-западных частях Руссой митрополии, попавших под власть литовских и польских государей с течением времени сформировался региональный вариант знаменного роспева - киевский роспев, который в середине XVII века проник и в московскую (общерусскую) традицию. В это же время в Русской Православной Церкви произошла смена стиля церковного пения. Древние литургические формы были заменены многоголосными образцами, ориентированными на западноевропейскую традицию. Гармонизации, а также авторские сочинения, не связанные с древней монодийной традицией, - господствуют в Русской Православной церкви на протяжении XVШ-XX вв. Унисонное пение сохранялось в некоторых монастырях и у старообрядцев, которые селились, в частности, в освобожденных от литовско-польского владычества территориях. Церковно-административное устройство края и далее изменялось. Земли входили в состав различных епархий Русской Православной Церкви. В 1994 году в границах Брянской области была образована Брянская Епархия.

В последние десятилетия в РПЦ происходит возрождение русского древнего церковного искусства: архитектуры, иконописи, пения. Знаменный роспев все чаще звучит в приходском и монастырском Богослужении Православной Церкви, изучается в духовных школах и светских учебных заведениях, исследуется историками и медиевистами. Сведения о знаменном пении на нашей земле можно найти в основном в работах, посвященных истории и культуре старообрядчества. Мы привлекаем их для нашей работы. Кроме того, нами было предпринято самостоятельное исследование современного состояния данной культуры в регионе, основанное на методах: наблюдения, интервью, анализа проблем организации художественной жизни, палеографические методик изучения рукописного материала и др.

Первым монастырем Православной Церкви, в котором началось возрождение знаменного пения, явилась Казанская Богородицкая Площанская мужская пустынь. После разорения поляками, монастырь начал возобновляться в 1613 году, до этого там существовал Николаевский монастырь. В XIX веке знаменное пение в обители было заменено на киевский глас. В 1924 году монастырь был упразднен, в 1994 году стал обретать новую жизнь. С 1997 года возобновилось знаменное пение. В Богослужении употребляются знаменный роспев и валаамский. По свидетельству монашествующих, они отдают предпочтение знаменному роспеву, следуя общеизвестной истине о его более удобном употреблении для молитвы. Монастырь издавал диски знаменного пения: «Всякое дыхание да хвалит Господа», 2006; «Пасху хваляще вечную», 2010. Три регента в обители владеют крюковой нотацией. Один из насельников в течение года переписывал рукописи Российской национальной библиотеки вв.: Постный обиход Соловецкого монастыря (Сол 277/280) (рис.1), Трезвоны Апостолам Петру и Павлу, Покрову Пресвятой Богородицы, Пасхальные песнопения (шифр и названия этих рукописей нам неизвестны); расшифровывал песнопения Пасхи, Литургии Преждеосвященных Даров, которые поют в обители: «Да исправится», «Ныне силы небесныя», окончание Литургии, «Вкусите и видите».

Также источниками монастырского пения являются Синодальные сборники, Литургия зна-

менного распева, составленная Е. Ю. Нечипоренко [1]. нотированный певческий Октоих ХУШ века [2]. Из конкретных песнопений интересно отметить «Единородный Сыне...» - расшифровка Н. Д. Успенского, изобразительны антифоны большого роспева - расшифровка Б. П. Кутузова. Гласовые песнопения Минеи поются киевским роспевом.

Большое значение для возрождения знаменного пения в Брянской Епархии имело управление ею Епископом Феофилактом (Моисеевым) в 2002-2011 годах, который покровительствовал знаменному пению, поощрял суровое унисонное пение в низком регистре. Владыка приветствовал знаменное пение во всех храмах и монастырях Епархии. По благословению Преосвященного Феофилакта в 2005 году Знаменное пение было включено в программу обучения на регентском отделении Брянского Духовного училища. Вначале обучение было двухгодичным, впоследствии переведено на трехлетний курс. Программа обучения составлена преподавателем предмета - автором настоящей статьи, - и внедрена в образовательный процесс. В помощь обучению готовится к изданию сборник знаменного пения, изложенного линейной нотацией. Сборник составлен из песнопений Всенощного бдения и Литургии, исполняемых в Петро-Павловском женском монастыре, где проходят практику учащиеся регентского отделения. Настоятели и церковные хоры Епархии, проявляющие любовь к знаменному пению, используют его в качестве адаптированного доступного источника.

Петро-Павловский женский монастырь, основанный в 1275 г., был возобновлен в Брянске в 2002 г. Хор монастыря старается включать большее число знаменных песнопений, в частности, Литургия ежедневно поется знаменным роспевом. Основным источником песнопений является сборник «Литургия Троицкого собора» [3]. Отсутствующие в нем песнопения (задостойники, прокимны) заимствуются из других изданий. На Воскресном Всенощном бдении знаменным роспевом поется большинство неизменяемых песнопений, «Господи, воззвах...», первая стихира и Догматик - столповым роспевом. В пении гласовых песнопений иногда используется малый знаменный роспев, предложенный в книге Г. Б. Печенкина «Пение на глас. Самогласны и запевные строки» [4]. Обучение пению Божественной Литургии в крюковой нотации проходит по сборнику песнопений, составленному М. М. Макаровской [5]. В основном, пение осуществляется по круглым нотам, киевская и крюковая нотации используются мало.

Из православных церковных хоров также известен знаменным пением хор Севского Кресто-Воздвиженского женского монастыря. Монастырь был открыт в 2000 году в городе Севске на месте приходского храма. В 2004 руководитель хора начала включать в Богослужение некоторые песнопения знаменного роспева. Ее усердия были подкреплены благословением правящего Архиерея, и использование роспева начало расширяться. Певчие обмениваются опытом с Площанской пустынью и Петро-Павловским монастырем.

Возрождение знаменного роспева в Брянской Епархии Русской Православной Церкви происходит независимо от местных старообрядческих традиций, где оно имеет свою историю. Здесь знаменный роспев употреблялся традиционно, поэтому, описывая его картину, мы не говорим о его возрождении.

Зыбкая (будущий Новозыбков), Клинцы, Злынка, Лужки, Елионка, Климово, Чуровичи были основаны как старообрядческие слободы. В этих поселениях находятся несколько приходов двух старообрядческих разделений, именуемых Русская Древлеправославная Церковь и Белокриницкое согласие.

Новозыбков, третий по величине город Брянской области, основанный в 1701 году, - один из важнейших центров современного старообрядчества. В городе в 1991 году было открыто Древлепра-вославное училище, готовившее в том числе уставщиков и регентов.

Спасо-Преображенский собор РДЦ города Новозыбкова построен в 1911 году. В Богослужении, как и во многих других старообрядческих общинах, используются книги издания Л. Ф. Калашникова. Текст песнопений у приемлющих священство истинноречный. Поклиросное пение осуществляется по крюкам. По свидетельству головщика, крюковую азбуку знают не все, обучение певчих происходит в форме передачи знаний от поколения к поколению. Также по словам головщика, на клиросе имеются книги беспометной нотации, по которым могут петь некоторые люди преклонного возраста по памяти, не зная значения знамен. При занятиях с хором внимание уделяется манере голосоведения, пению в резонаторы, четкому произношению согласных. Во время исполнения за академической манерой пения не следят, посреди распевания слога вместе берут дыхание и начинают дальше «с подъездом».

Николо-Рождественская церковь, построенная в 1782 г., в 1846 г. перешла во владение старообрядцев белокриницкого согласия (официальное название Русская Православная Старообрядческая Церковь - РПСЦ). У священнодействующего имеются певческие рукописи XIX в. В Богослужении используются те же сборники Л.Ф. Калашникова, что и в храме РДЦ Особых законов дирижирования нет, для руководства хором уставщик использует жесты движения указкой по углам четырехугольника, кругообразные, волнообразные, в форме выпадов. Во время пения становятся более опытные позади, чтобы

петь «на ухо» ученикам. Уставщик стоит в самом окончании полукружного построения клироса. Пение в обоих храмах очень звонкое, активное, манера пения народная, жены превалируют, мужи подпевают.

Известные нам крюковые рукописи, ныне бытующие на территории Брянской области, принадлежат старообрядцам. Причиной тому является традиция Православной Церкви с начала XVIII века знаменный роспев записывать киевской квадратной нотой, а затем и итальянской круглой. В то же время старообрядцы сохранили крюковую нотацию вплоть до настоящего времени.

Приведем цитату из статьи «Певческие рукописи Ветки и Стародубья» [6].

«В Белорусском собрании Древлехранилища имени В. И. Малышева (ИРЛИ АН СССР) имеется значительное количество певческих рукописей с Ветки и Стародубья, поступивших туда в результате нескольких экспедиционных поездок. Певческие рукописи, происходящие из этих тесно связанных исторически районов поселения старообрядцев, представлены также в фондах Отдела редких книг и рукописей МГУ, Брянского и Гомельского областных краеведческих музеев, Ветковского музея народного творчества, в ряде частных коллекций...». По свидетельству Бобковых [6], Ветка и Стародубье создали своеобразный стиль оформления рукописей, на который оказали влияние московские рукописи XVII века. Рукописи содержат пометы и признаки, текст их истинноречный. Орнамент певческих рукописей Ветки и Стародубья своеобразен. Он менее строг, чем гуслицкий, и уступает ему в торжественности и нарядности. Так, например, на Ветке и в Стародубье совсем не встречается золото в орнаментах певческих рукописей. Элементы травного стиля соседствуют в них с барочными элементами, в цветовой гамме преобладают оттенки красного, зеленого, синего, желтого. Переплеты рукописных книг делали из тонких досок, обтянутых темно-коричневой кожей с орнаментальным тиснением.

В старообрядческом приходе во имя великомученика Георгия села Елионка имеется печатный Обиход издания Л. Ф. Калашникова (Киев, 1909 г.); рукописные: Октай, в который входит азбука знаменного пения, стихиры Евангельские и часть постного Обихода, две книги Ирмосов, более ранняя из которых небольшого формата принадлежала Климовскому мещанину.

В качестве образцов рассмотрим имеющиеся на Брянской земле две обнаруженные нами певческие рукописи. Назовем их условно соответственно времени создания: 1. «Рукопись после 1838» (рис.2,3) и 2. «Рукопись 1876» (рис.4,5) - т.к. владельцы пожелали остаться неизвестными.

Обе певческие книги принадлежали старообрядцам, приемлющим священство. Это видно по тексту книги (во второй половине XVII в. тексты богослужебных песнопений были исправлены, а в старообрядческих остался дореформенный текст), по художественному оформлению, графике знамен. Нотация книг пометная, призшчная, текст истинноречный.

Рассмотрим каждую рукопись отдельно.

1. «Рукопись после 1838».

Переплет рукописи не сохранился, видны следы горения, возможно, были утрачены части книги.

Эта книга содержит Обиход и Октоих.

В Обиход входят песнопения:

1. «С нами Бог».

2. «На реце Вавилонстей».

3. «Покаяния отверзи ми двери».

4. «Вместо молитв ради» стихира на Рождество Христово, на Богоявление, на Преображение.

5. «Сретению на 9 песни припев».

6. «В Великий Понедельник. Се Жених».

7. «Во всю Страстную Седмицу. Чертог Твой».

8. «В Великий Четверток и Пяток. Егда славнии ученицы».

9. «В суботу 5-я Недели святаго Поста. Возбранной Воеводе».

10. «В Великую Суботу и на Воздвижение по славословии Трисвятое».

11. «В Суботу Великую. Приидите, ублажим Иосифа приснопамятного».

12. «В Суботу Великую вечер. Стихеры на «Господи, возвах...» Воскресны. «Днесь ад стоня вопиет.» (3 стихиры). Слава «Днешнюю тайну великий Моисей.»

Октоих содержит песнопения: на малой вечерни на «Господи, воззвах...» и на стиховне Бого-родичны; на великой вечерни на «Господи, воззвах.» стихиры Воскресные, восточны, Догматик; Свете Тихий; на стиховне стихира, Богородичен; Степенны; ненотированный прокимен и стих; блаженна; стихиры Евангельские.

На полях вынесены фиты - начертания, кратко обозначающие длительный роспев в тексте песнопений.

На возраст рукописи приблизительно указывают фирменные знаки производителя бумаги: филиграни и штемпель.

1. Штемпель овальной формы, «Вырковской фабрики», в центре - «ГА», в альбомах не обнаружен.

2. Фрагменты филиграней в виде цифр, букв и узоров встречаются на многих листах книги. На одном листе вместе могут быть расположены штемпель и филиграни. В Обиходе и Октоихе расположение их идентичное, следовательно вся книга сделана из бумаги одного производителя. Белая дата - «1838» указывает на время производства бумаги.

2.«Рукопись 1876».

Переплет сделан из тонких досок, обтянутых темно-коричневой кожей с орнаментальным тиснением и застежками (сохранилась одна).

Состав книги:

1. «Азбука демественная сразводом на простоя знамя, красные, значит демественныя ключи; а черныя простое знамя».

2. «Актай» - содержит песнопения: на малой вечерни на «Господи, возвах...» и на стиховне Богородичны; на великой вечерни на «Господи, воззвах...» стихиры Воскресные, восточны, Догматик; на стиховне стихира, Богородичен; степенны; блаженны; стихиры Евангельские.

Фитные начертания отсутствуют, в тексте даны розводы фит.

Свидетельство о возрасте рукописи содержится в автографе писца, расположенном на листе, приклеенном ко второй странице обложки: «Сия Святая Богодухновенная Книга Нарицаемая Актай Певчий Начата Писать в лето от сотворения Мира 7384 [1876]-го года месяца декабря 4-го дня на память святыя великомученицы Варвары и Преподобного отца нашего Иоанна Дамаскина, тогоже лета совершена. Сей октай написал аз многогрешный Аврам Ильич Козлов, тогоже лета учился петь по крюкам и писать. А.Козлов».

На страницах имеется штемпель и филиграни. Штемпель овальной формы, «Князя Паскевича фабрика», в центре «№4». Встречаются разрозненные фрагменты неустановленных филиграней.

Наиболее яркую картину возрождения знаменного пения Православной Церкви в Брянской Епархии представляет пение в монастырях, как местах более удобных для сугубой молитвы и хранителях древнерусских церковных традиций, имеющих творческие и интеллектуальные возможности для этой деятельности. Также мы обращаем внимание на образовательную программу Брянского Духовного училища, включающую предмет «Знаменное пение». Многие приходские хоры также используют роспев, но обычно это фрагментарное включение с гармонизациями или подголосками. Местное старообрядческое пение имеет свою историю. На нашей земле мы имеем возможность познакомиться только с теми образцами русской певческой палеографии, которые были созданы в среде старообрядчества, по причине более позднего времени их написания в сравнении с несохранившими-ся православными рукописями. Надеемся, что настоящая работа будет способствовать возрождению знаменного роспева в Богослужении Брянской Епархии.

This article presents the results of a study of practice of ancient znamenny singing in the territory of modern Bryansk region: a description of znamenny singing of monasteries of Bryansk Diocese of the Russian Orthodox Church and the Old Believer parishes and paleographic analysis of manuscripts, which have not previously been introduced into scientific circulation. The period under consideration covers the last fifteen years. The key words: Orthodox worship, znamenny chant, chant manuscripts.

Список литературы

1. Литургия знаменного распева/Сост. Нечипоренко Е. Ю. Новосибирск, 2004.

2. Октоих певческий XVIII века из собрания библиотеки Соловецкого монастыря. СПб, 1999.

3. Литургия Троицкого собора. Неизменяемые песнопения. Свято-Троице-Сергиева Лавра, 2007.

4. Печенкин Г. Б. Пение на глас. Самогласны и запевные строки. М.: Общество Свт. Иова, 2009.

5. Литургия св. Иоанна Златоустого знаменного роспева /Сост. Макаровская М. М. Музыкальное изд-во Данилова ставропигиального мужского м-ря, 2005.

6. Бобков Е. А., Бобков А. Е. Певческие рукописи с Ветки и Стародубья//Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1989.

Об авторе

Егорьева М. Д. - соискатель Государственного института искусствознания, г. Москва, egoreva_md@mail. ru.

Приложение

Уса л*

Г" " иг (тк ■

Ьй

«¿пи, вя

г с г! Ш !

р:^ 5 "Г Л" : Г= >

ы ® | к =*»

- ' - Э 3 » V

э

- 5

к»*-г> I

I V 1

| -1 8 »• I - о г -« *

т г* ^ 3 з>1 » г' , < '

эти 5 § л* 4 \ * * '

А^ктдшмд см

ЗГ.ОДОЛ1 11.ШРОСГОД. 31ШМА,

СЧН-.еныл, |мгачн -.4*1ЕГ11ЫА. I гос З»ЫЛ»А ЗРН ;

Щ

II нн4м Пор ОД II '141 'А,

„ ,/Ь V' У > 1 &

'{ IV. *С€ МИР НО Ы САЛ 1НГ

«У > у ■ -V"1■ л ^

•■•».,.ТУШГГ 1« НО «•Ь'К'ХПС*

г.. ^ ^ >. Л ■■/■

ЯА ПШУ IО И НАЛ ли

V . .-/ч ;>'

«1. го жд Чин ,0 Ц( I; 1

„'• . д -.у-*

'1. еив * >

■и* 14 10 д, „„

¿Г«?" ^ /Г 'V

С НИ О . ГНИЛИ Й-Е

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«■■■ И, с -Я, ^ £ £

Рис.4. Общий вид, штемпель и фрагменты «рукописи 1876».

к

. шшш £ £

____

Рис. 5. Филиграни «рукописи 1876».

УДК-373.3

МИССИЯ СОВРЕМЕННОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В КОНТЕКСТЕ ЛИЧНОСТНО

ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

И.И. Железкина

В статье рассматриваются основные положения личностно ориентированного подхода, его связи с компетенциями специалиста. Представлены инновационные принципы развития современного высшего образования, идеи самоактуализации А. Маслоу как основа личностно ориентированного образования. Определена миссия современной высшей школы как смысл существования образовательной системы. Ключевые слова: личностно ориентированный подход, высшая школа, миссия высшей школы, профессиональное образование

В начале XXI века личностно ориентированный подход становится определяющей парадигмой высшего образования, что свидетельствует о понимании значимости обращения к личности студента как явлению самобытному, самоценному, субъектный опыт которого учитывается и развивается в условиях профессионального становления. При этом мы понимаем, что личностно ориентированный подход непосредственно взаимодействует с компетенциями специалиста, подчеркивающими личностные характеристики, направляющими образовательный процесс на формирование у студентов алгоритма самоосуществления, обеспечение творческой активности в достижении целей и усиливающими ответственное отношение к развитию личностного потенциала в контексте профессионального образования[3].

Современное высшее образование - это новый тип образования, реализующий наиболее эффективные пути и способы развития личности и качественной подготовки специалиста, определяющий актуальное содержание высшего образования, достаточного для становления интеллигента, профессионала. В процессе получения высшего образования необходимо сформировать у будущих специалистов профессиональное мышление, обучить общим законам профессиональной деятельности, методам овладения новыми знаниями для творческого решения профессиональных задач, развивать профессионально-этические стратегии и тактики, воспитать культуру, дать социальные, психологические знания и другое.

Разумеется, что представление о современной высшей школе самым непосредственным образом связано с идеями, представленными в Болонских соглашениях. Например, в конвенции европейских высших учебных заведений «Формирование будущего» выделены следующие принципы, позволяющие построить качественное высшее образование:

автономия с ответственностью;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.